Научная статья на тему 'Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов'

Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1256
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА СТУДЕНТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА / СПЕЦИФИЧЕСКАЯ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ / THE UNIVERSITY'S EDUCATIONAL SPACE / STUDENT'S CULTURE / SPECIFIC AND NONSPECIFIC COMPONENTS OF STUDENT'S EDUCATIONAL / EDUCATION OF STUDENTS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL CULTURE / PROFESSIONAL TEST / PERSONALITYPROGRESS DIRECTION OF EDUCATION / SOCIETY ORIENTATION DIRECTION OF EDUCATION / PROFESSIONAL DIRECTION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винниченко Н. Л.

На профессиональное становление будущих специалистов влияют различные факторы не только системы образования, но и общества в целом. Воспитательному пространству вуза принадлежит основная роль в этом процессе. Это влияние будет более полным и направленным, если педагогический коллектив вуза хорошо представляет себе цели профессионального воспитания, организацию воспитательного процесса, содержание различных видов деятельности студентов, интеграцию форм и методов взаимодействия молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY ON PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS

There are different factors not only in the educational system but in the society in whole which influence professional development of future specialists. University has the leading role in this educational process. This development will be more complete if the universitys staff is fully aware of the objectives of professional education, the organization of the educational process, the content of different kinds of students activities and the integration of forms and methods of integration of the youth.

Текст научной работы на тему «Влияние воспитательного пространства вуза на профессиональное становление будущих специалистов»

УДК 378

Н. Л. Винниченко

ВЛИЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

На профессиональное становление будущих специалистов влияют различные факторы не только системы образования, но и общества в целом. Воспитательному пространству вуза принадлежит основная роль в этом процессе. Это влияние будет более полным и направленным, если педагогический коллектив вуза хорошо представляет себе цели профессионального воспитания, организацию воспитательного процесса, содержание различных видов деятельности студентов, интеграцию форм и методов взаимодействия молодежи.

Ключевые слова: воспитательное пространство вуза, воспитание студентов, профессиональное становление, педагогическая культура, культура студента, профессиональная проба, специфическая и неспецифическая составляющие воспитания студентов, личностно-развивающее направление воспитания, общественно-ориентированное направление воспитания, профессиональное направление воспитания.

Студенческий возраст - период высокой социальной активности, обусловленной осознанием вступления во взрослую жизнь, реальности достижения заветных мечтаний, с одной стороны, и робостью перед первыми трудностями, неготовностью принимать собственные ответственные решения, желанием спрятаться за чью-то спину - с другой. Эта внутренняя борьба выражается в поведении молодых людей, которое не всегда можно назвать социально приемлемым. Годы студенчества являются тем этапом, во время которого в основном завершается процесс интеграции молодого человека в систему общественных отношений. Воспитательное пространство профессионального учебного заведения во многом определяет, каким будет будущий специалист, какие нравственные установки будут основой его не только профессиональной деятельности, но и социальной позиции.

Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность: с одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного свободнее и независимее, а с другой - его общеобразовательная подготовка и культурный уровень резко снизились. Современное российское общество начинает осмысливать и определять основные направления и особенности воспитания будущих профессионалов в процессе их подготовки в вузах. По мнению профессора М. Фишбейна, наиболее существенным для воспитания в вузе является противоречие между «сохраняющейся в силу консервативности самой системы образования тенденции на формирование профессионально «одномерного человека», тогда как «эпоха многомерного диалога» требует от будущих специалистов не только фундаментальных знаний, но и качеств, которые традиционно были присущи русской интеллигенции» [1].

90-е гг. ХХ в. показали, что перекладывание всей тяжести воспитания молодого поколения только на плечи семьи совершенно недопустимо, особенно в юношеском возрасте. Личностное раз-

витие выпускников школ активно продолжается. Более того, оно у многих осложняется расширением сферы социализации, отрывом от семьи, началом профессиональной подготовки и самостоятельной жизни. И далеко не каждый молодой человек готов к этому сложному жизненному периоду. Важнейшая задача высшего учебного заведения -помочь молодому человеку адаптироваться в новых условиях, найти свое место в сложной системе вуза, осмыслить и принять ответственность за свое профессиональное становление и развитие.

Воспитание профессионала не ограничивается усвоением специальных знаний и умений. Большое значение имеют его мировоззренческое мышление, система ценностей, которые определяют его отношение к назначению выбранной профессии, к требованиям, специфике и условиям профессиональной деятельности. Все это достаточно успешно развивается на основе общей культуры человека. В связи с вышесказанным организации воспитательного процесса в вузе необходимо уделять особое внимание. Профессиональное воспитание неразрывно связано с общим культурным развитием личности.

Воспитательное пространство вуза формируется прежде всего педагогическим коллективом. Представители многих вузов России отмечают, что отношение вузовских преподавателей к формированию профессиональной позиции студентов весьма неоднозначно. Есть категория преподавателей, которые считают, что их главная задача - это передача знаний, воспитание студентов должно проходить во внеучебное время. Такая позиция, как правило, характеризует преподавателей, не представляющих собой интересную личность, которая привлекала бы к ним молодежь. Настоящий преподаватель воспитывает каждой минутой своего общения со студентами и коллегами, воспитывает своим отношением к людям, науке, общественным явлениям и проблемам. Активное участие преподавателей

в самых разных сферах деятельности вуза и города являются прекрасным примером для студентов.

Чтобы влиять на профессиональное становление студентов, направлять их социальную инициативу, педагогический коллектив вуза должен быть сплоченной высококвалифицированной командой, в которой доминирует ориентация на развитие личности студента как на результат их профессиональной деятельности.

Важным показателем такой команды является высокий уровень педагогической культуры преподавателей, компонентами которой выступают ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей; гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие; педагогическое мастерство; установка на постоянное самосовершенствование; культура поведения и общения, педагогический такт; личностная самостоятельность; общая и педагогическая эрудиция и компетентность; доброжелательность, общительность, увлеченность работой [2].

Для педагогического коллектива вуза важно не только самим проявлять высокую культуру, но и достаточно ясно представлять, что является актуальным в воспитании молодого поколения.

В программе воспитательной работы Тюменской государственной медицинской академии цель воспитания определяется как формирование гармоничной личности, сочетающей в себе высокий профессионализм и богатую культуру, честную конкурентоспособность и гуманизм, стремление к духовному и физическому развитию. Опираясь на комплексный и культурологический подходы в воспитании, были выделены основные направления формирования следующих десяти основных видов культуры студента: правовая, политическая, экономическая, нравственная, познавательно-эстетическая, коммуникативная, профессионально-трудовая, телесная, психологическая, экологическая. В основу выделенных направлений положено понимание культуры как меры совершенства любых социально полезных видов деятельности и любых положительных качеств и проявлений человека [3].

«Формирование духовно-нравственной личности, обладающей высокой профессиональной культурой и интеллигентностью, ориентированной на профессиональный успех и мобильность в современных социально-экономических условиях» -так формулируется цель воспитания в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д. И. Менделеева. Аналогичная формулировка цели встречается в воспитательных программах многих вузов, что вполне объяснимо.

Представители Оренбургского государственного педагогического университета выделяют следующие наиболее важные аспекты воспитания

студентов: постоянное культурное развитие личности посредством любого предметного содержания и любых форм взаимодействия со студентами, способствующих принятию ценностей жизни и человека; воспитание гражданской устойчивости и ответственности посредством усиления нравственных начал в отношениях между личностью и обществом, формирование идеала служения Отечеству; профессиональное воспитание будущего специалиста посредством формирования преданности своей профессии, ориентации на развитие профессионализма; становление активной социальной позиции студента, проявляющейся в его поведении и поступках [4].

Профессиональное становление молодежи зависит не только от внутреннего потенциала воспитательного пространства вуза, но и от эффективного и разнообразного взаимодействия с другими вузами и социальными институтами. Укрепляя социальное партнерство, вуз расширяет свое воспитательное пространство до уровня города, а возможно, и региона. По мнению начальника управления по учебно-воспитательной работе Казанского государственного педагогического университета А. Ф. Шарафеевой, «в данном случае речь идет о таком обогащении воспитательного пространства, как активное сотрудничество в форме продуктивного взаимообмена опытом». Это взаимодействие обладает большим положительным потенциалом: возможностью контактного взаимообмена опытом; наличием общей регионально-культурной среды; поддержкой региональных управленческих структур в реализации программ воспитания в вузе; привлечением научно-педагогических кадров региональных вузов, в первую очередь педагогических, для оказания консультативной помощи в развитии воспитательных систем высших учебных заведений негуманитарного профиля; созданием координационных объединений, в которые входят представители вузов, берущие на себя ответственность за общую организацию воспитательной работы в вузах [5].

Сотрудничество вузов с другими социальными институтами (школами, центрами творчества детей и молодежи, спортивными секциями, учреждениями культуры и др.) позволяет не только проводить совместные мероприятия и акции, но и предоставляет возможность студентам пройти профессиональные пробы. Будущие педагоги, руководя детьми, приобретают профессиональные педагогические умения. Востребованность в специальных знаниях и профессиональных умениях могут ощутить будущие врачи, журналисты, специалисты по рекламе и туризму, по связям с общественностью, информационным технологиям и др.

На профессиональное становление студентов оказывает влияние организация учебно-воспитательного процесса. Как положительный факт можно отметить, что в большинстве вузов воспитательный процесс рассматривают не отдельно, как преимущественно внеучебную деятельность, а как единый учебно-воспитательный процесс, способствующий развитию целостной личности. В связи с этим представляют интерес неспецифическая и специфическая составляющие учебно-воспитательного процесса, выделенные в Тюменской государственной медицинской академии.

Неспецифическая воспитательная составляющая учебного процесса представляет собой воздействие всей организации, всей атмосферы, всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студентов. Эстетически оформленный интерьер аудиторий, корпусов, читальных залов и других помещений формирует у студентов художественный вкус, стремление к порядку и гармонии.

Соблюдение учебной дисциплины преподавателями, неукоснительное выполнение ими своего педагогического долга, ненавязчивая демонстрация ими своей преданности науке и заинтересованности в успехах обучающихся, правильная речь, приверженность преподавателей здоровому образу жизни, их хорошие манеры, привлекательный внешний вид и приличный стиль одежды - все это имеет положительное воспитательное значение, формируя у студентов добросовестность, трудолюбие, исполнительность, ответственность и другие положительные качества.

Отношение преподавателей к своему профессиональному долгу, студентам, людям, друг к другу служит моделью, которую студенты бессознательно перенимают и кладут в основу своего собственного стиля жизни и деятельности. Если вуз, организация в нем всех видов деятельности, всех видов отношений станут эффективной воспитывающей средой, то задача вузовского воспитания в большой степени будет решена.

Специфическая воспитательная составляющая учебного процесса - это воздействие содержания учебной дисциплины на становление качеств студентов. В процессе преподавания любой дисциплины четкие логические обоснования, правильные способы доказательств, эффективный показ практической значимости научных результатов формируют у студентов любовь к знаниям, вкус к научному поиску, романтическое отношение к науке, умение аргументировать и самостоятельно мыслить.

Выявление каждым преподавателем воспитательных компонентов содержания своих дисциплин должно иметь системный целенаправленный характер. Сделано это может быть путем сопоставления содержания учебной дисциплины со всеми

направлениями и формами воспитательной деятельности, предусмотренными программой воспитания вуза [1].

Содержание воспитательной работы в большинстве вузов имеет много общего. Основные направления касаются реализации основных функций воспитания молодого поколения: адаптации в современном социуме, дальнейшей социализации, интеграции в современное общество, профессиональной ориентации и самоопределения. Все направления воспитательной работы можно разделить на несколько составляющих: личностно-развивающее, общественно-ориентированное, профессионально-направленное.

Личностно-развивающее направление связано с развитием личности студента, выявлением и развитием его индивидуальных склонностей и интересов, развитием его личностной культуры. В рамках данного направления необходимо привлекать и стимулировать участие студентов в работе спортивных секций, художественных клубов и кружков, фестивалей самодеятельного творчества и др. Все это позволяет каждому студенту раскрыться, проявить свою индивидуальность, получить дополнительные умения, которые помогут чувствовать себя более уверенно в трудных жизненных ситуациях.

Общественно-ориентированное направление связано с развитием гражданской позиции молодого человека. Поддержка социальной инициативы студентов, показателем которой является их социальная активность, необходима молодым людям для ощущения своей причастности к проблемам современного общества, осознание личной ответственности за будущее своей страны. Этому способствует участие студентов в общественно направленных делах: в военно-патриотическом, экологическом движениях, за здоровое поколение, за гармонизацию межэтнических отношений, за чистоту и порядок в общем доме и др.

Профессионально-направленное воспитание связано с реализацией основной функции вуза - подготовкой высококвалифицированного специалиста. Данное направление воспитательной работы призвано расширить представление студентов о профессиональной деятельности, связать теоретическую подготовку с практической деятельностью, пройти профессиональную пробу, начать этап профессиональной самореализации. В рамках этого направления студенты могут участвовать в работе педагогических отрядов, строительных бригад, социальных, медико-социальных, медико-просветительских отрядов, трудовых отрядов, научно-исследовательских групп и экспедиций т.п. Эта работа должна не подменять производственную практику, а являться условием проявления социальной инициативы студентов. Студенческая активность

должна осуществляться на добровольных началах и стимулироваться как общественными организациями, так и администрацией вузов.

Безусловно, все эти направления не могут существовать изолированно. Они дополняют и обогащают друг друга, способствуют гармоничному развитию студентов, делают жизнь вуза более разнообразной и полной, связывают повседневную жизнь вуза с реальной социальной действительностью.

Активность как выражение инициативы студентов более всего проявляется в формах воспитания. При осуществлении внеучебной воспитательной работы необходимо, во-первых, сохранение прежних эффективных форм воспитания и, во-вторых, нужны педагогический инновационный поиск и создание новых форм и воспитательных технологий. К традиционным формам воспитательной работы прежде всего относятся массовые, групповые и индивидуальные. Особо заметны массовые мероприятия, охватывающие студентов всего вуза. Это различные спортивные соревнования, художественные конкурсы и фестивали, концерты и праздники. Студенты участвуют в общественных молодежных акциях и движениях в рамках города, района, области и страны. Все это способствует развитию культурного общения, формированию социальной активности и корпоративного духа студенчества в целом, чувства патриотизма, любви к Родине, городу и родному университету.

Групповые формы воспитательной работы в основном используются в различных коллективах, в которые входят студенты. Это прежде всего учебные группы, а также творческие клубы и спортивные секции, которые позволяют студентам удовлетворить свои интересы и раскрыть себя с разных сторон. Присутствие студента в разных коллективах само по себе явление неоднозначное, противоречивое. Даже в рамках одного образовательного учреждения это не моноколлектив, а дифференцированное единство разнотипных коллективов, возникающих под влиянием процессов дифференциации и интеграции.

Проблема дифференциации коллективов в настоящее время является одной из наиболее актуальных, потому что современный человек входит в мир, формируется и развивается как личность через несколько разных по своему воспитательному потенциалу, сложности структуры, длительности функционирования коллективов. Эти коллективы неидентичны в своем влиянии на человека. Наоборот, целесообразно, чтобы они были разными и по характеру деятельности, и по способу вхождения в них людей, и по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, и по длительности пребывания в них студентов.

Проблема дифференциации коллективов порождает проблему интеграции их воздействий на личность отдельного студента. При отсутствии такой интеграции испытываемые студентами влияния разных коллективов нередко оказываются противоречивыми. Чтобы предотвратить противоречивость влияний тех коллективов, в которые входит студент, на процесс его личностного развития, надо, с одной стороны, знать воспитательный потенциал каждого коллектива, с другой - обеспечить их педагогически целесообразное взаимодействие. Только тогда их влияние на студента будет сбалансированным.

Воспитательная задача еще более усложняется, когда студент является одновременно членом коллективов разных культурных и образовательных учреждений. Здесь необходимо думать о взаимодействии коллективов в рамках города и координирующем центре воспитательной работы, который бы направлял студенческую социальную инициативу.

Профессиональное становление будущих специалистов - одна из важнейших задач современного образования. Студенчество - это ближайшее будущее нашей страны, ее опора и кадровый ресурс. Организация воспитательного пространства должна основываться на научном фундаменте и осуществляться системно, затрагивая все стороны жизни и деятельности вуза. Студенты должны иметь возможность реализации себя в этом пространстве, только тогда их профессиональное становление будет более успешным и полным.

Список литературы

1. Фишбейн М. Воспитание в вузе: вернуться к истокам интеллигентности // Высшее образование в России. 2007. № 7. С. 117-121.

2. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую специальность: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.:

Педагогическое общество России, 2002. 268 с.

3. Кашуба Э., Галян С., Губанов Н. О системе воспитания в вузе // Высшее образование в России. 2004. № 6. С. 12-16.

4. Рындак В., Соколова Л. Воспитание личности будущего учителя // Высшее образование в России. 2005. № 1. С. 170-172.

5. Шарафеева А. Ф. Расширяя границы: опыт межвузовского сотрудничества в области воспитательной работы в региональном пространстве // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2005. № 1. С. 6-7.

Винниченко Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, б0, г. Томск, Томская область, Россия, бЗ40б1.

E-mail: vinnat@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 16.03.2010.

N. L. Vinnichenko

THE INFLUENCE OF EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY ON PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE SPECIALISTS

There are different factors not only in the educational system but in the society in whole which influence professional development of future specialists. University has the leading role in this educational process. This development will be more complete if the university’s staff is fully aware of the objectives of professional education, the organization of the educational process, the content of different kinds of students’ activities and the integration of forms and methods of integration of the youth.

Key words: the university’s educational space, education of students, professional development, pedagogical culture, student’s culture, professional test, specific and nonspecific components of student’s educational, personality-progress direction of education, society orientation direction of education, professional direction of education.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, б0, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, бЗ40б1.

E-mail: vinnat@yandex.ru

— З8 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.