Вестник Орел ГАУ. - 2010. - № 2 (23). -С. 7-15.
16. Егоров И.А., Буяров В.С. Развитие новых направлений в области селекции, кормления и технологии бройлерного птицеводства // Вестник Орел ГАУ. - 2011. - № 6. -С. 17-23.
17. Czarick M., Wicklena G. 15 cost-saving ideas for poultry housing // Poultry International. - 2009. - Vol. 48 (4). - P. 18-20.
18. Буяров В.С., Червонова И.В., Балашов В.В. Приоритетные направления развития бройлерного птицеводства в Орловской области // Зоотехния. - 2011. - № 12. -С. 22-24.
References
1. Altukhov A. Paradigma prodovol'stvennoi bezopasnosti strany v sovremennykh usloviyakh // Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii. -2014. - № 11. - S. 4-11.
2. Mamikonyan M. Novogodnii memorandum k 2015 godu. Mobilizatsionnaya initsiativa myas-noi otrasli RF // Myasnaya sfera. - 2015. -№ 1 (104). - S. 20-24.
3. Chinarov A.V., Strekozov N.I., China-rov V.I. Ekonomicheskie metody gosudarstven-nogo regulirovaniya importozameshcheniya na vnutrennem rynke myasa // Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayush-chikh predpriyatii. - 2015. - № 1. - S. 2-5.
4. Miloserdov V. Sanktsii, embargo prodo-vol'stviya, importozameshchenie // Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii. - 2014. - № 11. - S. 13-20.
5. Buyarov V.S., Stollyar T.A., Buyarov A.V. Nauchnye osnovy resursosberegayushchikh tekhnologii proizvodstva myasa broilerov: monografiya. - Orel: Izd-vo Orel GAU, 2013. -284 s.
6. Ushachev I. Strategicheskie podkhody k razvitiyu APK Rossii v kontekste mezhgosudar-stvennoi integratsii // APK: ekonomika, uprav-lenie. - 2015. - № 1. - S. 3-16.
7. Buyarov V.S., Kleimenov I.S., Shalimo-va O.A. Sostoyanie i perspektivy razvitiya my-
asnogo ptitsevodstva // Vestnik Orel GAU. — 2012. — № 1. — S. 49-61.
8. Modernizatsiya agrarnoi ekonomiki: prob-lemy i instrumenty realizatsii: kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. E.N. Belkinoi, A.T. Aidinovoi. — Stavropol': OOO «Izdatel'sko-informatsionnyi tsentr «Fabula», 2012. — 416 s.
9. Bobyleva G.A. Sostoyanie ptitsevod-cheskogo kompleksa Rossii i perspektivy ego razvitiya // Ptitsa i ptitseprodukty. — 2014. — № 6. — S. 18-22.
10. Bobyleva G.A. Obespechim dostizhenie namechennykh tselei // Ptitsa i ptitseprodukty. — 2015. — №1. — S. 8-9.
11. Gerden E. Russian poultry industry ushers in new era with WTO accession // Poultry International. — 2012. — Vol. 50 (2). — P. 14-17.
12. Fisinin V.I., Egorov I.A., Buyarov V.S., Buyarov A.V. Innovatsionno-tekhnologicheskoe razvitie ptitsevodstva Rossii // Vestnik Orel GAU. — 2014. — № 5. — S. 141-150.
13. Fisinin V. Vysokii potentsial rossiiskogo ptitsevodstva // Zhivotnovodstvo Rossii. — 2015. — Fevral'. — S. 2-5.
14. Fisinin V.I., Stollyar T.A., Buyarov V.S. Innovatsionnye proekty i tekhnolgii v myasnom ptitsevodstve // Vestnik Orel GAU. — 2007. — № 1. — S. 6-13.
15. Buyarov V.S., Krais V.V., Buyarov A.V., Mironov D.S., Belenikhin V.A. Effektivnost' sovremennykh tekhnologii proizvodstva myasa broilerov i praktika ikh vnedreniya // Vestnik Orel GAU. — 2010. — № 2 (23). — S. 7-15.
16. Egorov, I.A., Buyarov V.S. Razvitie no-vykh napravlenii v oblasti selektsii, kormleniya i tekhnologii broilernogo ptitsevodstva // Vestnik Orel GAU. — 2011. — № 6. — S. 17-23.
17. Czarick M., Wicklena G. 15 cost-saving ideas for poultry housing // Poultry International. — 2009. — Vol. 48 (4). — P. 18-20.
18. Buyarov V.S., Chervonova I.V., Balash-ov V.V. Prioritetnye napravleniya razvitiya broilernogo ptitsevodstva v Orlovskoi oblasti // Zootekhniya. — 2011. — № 12. — S. 22-24.
+ + +
УДК 664.6:339.13(1-22) Г.М. Гриценко, Н.Н. Величко, П.А. Анциферов
G.M. Gritsenko, N.N. Velichko, P.A. Antsiferov
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО ХЛЕБОПЕКАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
THE INFLUENCE OF EXTERNAL ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF SMALL BREAD PRODUCTION IN RURAL AREAS
Ключевые слова: малые хлебопекарные Keywords: small bakeries, bread products, mar-
предприятия, хлебопродукция, рынок ресур- ket of resources, sales market, rural population,
сов, рынок сбыта, население сельских террито- state support of small bread production. рий, государственная поддержка малого хлебопекарного производства.
На основе статистических данных доказано, что сельское население, проживающее на отдаленных территориях, не имеет возможности ежедневно покупать свежий хлеб. На основе теории размещения производства продовольствия доказана роль малых хлебопекарных предприятий в обеспечении населения сельских территорий свежими хлебопродуктами. На основе теории стратегического планирования внешняя среда, влияющая на развитие малых хлебопекарных предприятий, разделена на правовую среду, рынок ресурсов и рынок сбыта. Приведен перечень нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих деятельность малых хлебопекарных предприятий. К рынку ресурсов отнесены рынки заемных денежных средств, технологий и оборудования, труда, энергоресурсов, сырья (муки, масложировой продукции, пищевых добавок и прочего) и услуг (информационных, коммуникационных, транспортных, торговых и других). В структуре рынков сбыта рассмотрены конкуренты, население, частные предприятия общественного питания и учреждения, приобретающие продовольствие через систему государственных закупок (лечебно-оздоровительные, образовательные, относящиеся к министерству обороны, системе исполнения наказаний и прочие). По отношению к каждому из указанных видов рынков выявлены проблемы, характерные для современной макроэкономической ситуации. Доказано, что проблемы, с которыми сталкиваются малые хлебопекарные предприятия в процессе создания и функционирования, невозможно решать без государственной поддержки. Обоснованы меры государственной поддержки малых хлебопекарных предприятий, которые необходимо реализовать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На федеральном уровне такой поддержкой должно стать производство отечественного оборудования для мини-пекарен и регулирование тарифов естественных монополий, На региональном уровне наиболее значимыми предлагается считать поддержку создания в регионе производства витаминных добавок для мучных смесей на растительной основе, необходимых для
профилактики заболеваний, наиболее характерных для жителей региона, и производства качественных хлебопекарных дрожжей, на муниципальном — помощь в подготовке кадров и доставке хлебопродуктов в отдаленные населенные пункты.
According to the statistical data it is proved that the rural population of remote areas has no daily opportunity to buy fresh bread. Based on the theory of location of food enterprises, the role of small bakeries in supplying rural areas with fresh bread products is proved. Based on the theory of strategic planning the external environment affecting the development of small bakeries is divided into legal environment, market of resources and sales market. The normative legal acts of the Russian Federation determining the activity of small bakeries are presented. The market of resources includes the markets of borrowed money, technologies and equipment, labor, energy, raw materials (flour, oil and fat products, food additives, etc.) and services (information, communication, transport, trade, etc.). Within the structure of the sales markets the following is studied: the competitors, population, private catering and institutions purchasing food through the public procurement system (medical, educational, military and, penitentiary, etc.). The problems specific to modern macroeconomic situation are revealed in each of these types of markets. It is proved that the problems faced by small bakeries at the stage of establishment and operation cannot be solved without government support. The measures of state support for small bakeries which should be implemented at the federal, regional and municipal levels are substantiated. At the federal level this support should involve the production of domestic equipment for small bakeries and tariff regulation of natural monopolies. At the regional level the support should involve the production of vitamin supplements for flour mixtures essential to prevent the diseases characteristic for the region, and the production of quality bakery yeast. At the municipal level — the support in personnel training and delivery of bread products to remote rural communities.
Гриценко Галина Михайловна, д.э.н., проф., зам. директора, Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства; проф. каф. планирования и прогнозирования бизнес-процессов, Алтайский государственный аграрный университет. Е-mail: [email protected]. Величко Наталья Николаевна, ст. преп., каф. товароведения и маркетинга, Алтайской государственный аграрный университет. Е-mail: [email protected]. Анциферов Павел Александрович, аспирант, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. Е-mail: mr.pavel8888@ yandex.ru.
Gritsenko Galina Mikhaylovna, Dr. Econ. Sci., Prof., Deputy Director, Siberian Research Institute of Agricultural Economics; Prof., Chair of Planning and Forecasting of Business Processes, Altai State Agricultural University. E-mail: gritcenko_galina_milenium@ mail.ru.
Velichko Natalya Nikolayevna, Asst. Prof., Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: [email protected]. Antsiferov Pavel Aleksandrovich, Post-Graduate Student, Altai State Technical University named after I.I. Polzunov. E-mail: mr. [email protected].
Введение
В структуре экономики малый бизнес является той основой, которая, с одной стороны, выполняет функции, не выгодные крупному бизнесу, дополняя и развивая его, с другой, — как правило, наиболее приближен к потребителю и вынужден чутко реагиро-
вать на его спрос. Хлебопекарное производство не является исключением. И особенно значима его роль в сельских территориях Сибири с её низкой плотностью населения, высокой степенью рассредоточенности поселений, когда расстояния от районного до регионального центров достигают 250 км, а ино-
гда и более, а от ближнего села до районного центра — не менее 35 км. Согласно теории пространственного размещения производства [1], продовольствие, имеющее краткий срок хранения, должно размещаться в непосредственной близости с потребителем. И это особенно наглядно демонстрирует сегодняшнее состояние потребления хлеба и хлебопродуктов в отдаленных селах, когда курс практически взят на развитие крупнотоварного хлебопекарного производства в городах с последующей доставкой в районные центры и из них — в отдаленные села. В результате жители многих из них лишены возможности приобретать хлеб и хлебобулочные изделия регулярно и в широком ассортименте. Не во всех районах края работают хлебозаводы. Например, в Ключевском районе население хлебом обеспечивает единственный его производитель — хлебопекарня Ключевского элеватора — остальные ликвидировались. Хлеб привозят из с. Кулунда (удалённость 40 км), из г. Славгород (удалённость 97 км) 3 раза в неделю, по пути заезжая в села Новополтаву, Петровку, Истимис. Кроме хлеба привозят булочную и кондитерскую продукцию (зефир, печенье, пряники и пр.). Это один из факторов, «вынуждающих» людей покидать села. В связи с этим перед исследованием стояла задача — выявить внешние факторы, сдерживающие развитие малого хлебопекарного производства в сельской местности. Цель исследования — обосновать структуру факторов внешней среды, определяющих развитие малого хлебопекарного производства. Задачи исследования — систематизировать факторы внешней среды, выявить внешние проблемы, сдерживающие развитие малого хлебопекарного производства, обосновать задачи органов государственного и муниципального управления по поддержке создания мини-пекарен в непосредственной близости к потребителям. Объект исследования — социально-экономические процессы, формирующие внешнюю среду малого хлебопекарного производства сельских территорий.
Результаты исследования
Теория стратегического планирования делит внешнюю среду экономического субъекта на правовую, административную и рыночную, а последние — на макро-, мезо- и микроуровни [2].
К правовому полю, в рамках которого функционируют субъекты малого хлебопекарного производства, относятся законодательные акты федерального и регионального уровней, регулирующие деятельность предприятия как субъекта определенной организационно-правовой формы [3], условия организации и оплаты труда его работников [4],
качества производимой продукции (международные соглашения и технические регламенты Таможенного союза, 3 федеральных закона [5], 5 санитарно-эпидемио-логических правил, норм и гигиенических нормативов, 5 основных нормативных правовых актов Правительства РФ, 7 приказов и постановлений Роспотребнадзора, Главного государственного санитарного врача РФ и органов исполнительной власти, уполномоченных в области здравоохранения, 36 методических и практических рекомендаций Роспотребнадзо-ра и Минзравсоцразвития, 50 ГОСТов), условия её реализации [6], условия налогообложения [7] и многие другие подзаконные нормативные акты. Они определяют поведение экономического субъекта в рыночной среде, которая имеет сложную структуру, каждый элемент которой влияет на его поведение (рис.). Особенно это влияние сказывается на субъекты малого и среднего бизнеса в силу отсутствия у большинства из них значительного капитала.
Важнейшим из рынков ресурсов в сложившейся макроэкономической ситуации является рынок заемных денежных средств (финансовый). Привлекаемые денежные средства в большинстве случаев делятся на частные инвестиции и кредиты банков. Инвестиционный потенциал экономики в текущем году по прогнозам Министерства экономического развития РФ снизится на 30% [8], т.е. найти инвестора или получить кредит в банке будет сложнее в 3 раза.
Кредиты банков дорожают: взятый в 2014 г. кредит под 14% годовых в 2015 г. по экспертным оценкам специалистов Сбербанка будет стоить 14,68%. При базовой ставке Банка России 17% + 1,5% ставки коммерческих банков уже в начале года составили 24% годовых. Надежду на развитие предприятий малых хлебопекарных предприятий в частности дают изменения, внесенные в закон «О развитии сельского хозяйства», согласно которым с 1 января 2015 г. будет оказываться поддержка формированию и развитию системы кредитования организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную или последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ [9]. При этом основной формой поддержки будет лизинг оборудования, что особенно актуально для отрасли, т.к. его износ в большей части малых и средних предприятий составляет от 60 до 80%.
Этот фактор, в свою очередь, дает основание для развития рынка техники и оборудования для хлебопекарной промышленности, где сегодня представлена преимущественно
импортная продукция. Отечественная промышленность так и не освоила выпуск образцов, позволяющих производить хлеб конкурентоспособного качества, оперативно менять ассортимент под влиянием либо спроса населения, либо предложений науки.
Определенную сложность при развитии сети мини-пекарен составляет подготовка кадров. Сельская территория не испытывает недостатка в трудовых ресурсах. Но это в
большинстве своем неквалифицированные кадры. И сегодня нужна целенаправленная работа по их подготовке и переподготовке, в программу которой следует включать не только знание технологии производства, но и умения работать с потребителями и органами государственного и муниципального управления, участвовать в процедуре государственных закупок, работать с кадрами и т.п.
Рынок ресурсов
Рис. Структура рыночной среды малого (микро-) хлебопекарного предприятия
Таблица 1
Производство муки в России и Алтайском крае в 2010-2014 гг., тыс. т
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2010 г., %
Российская Федерация 9797,4 9798,6 9624,5 9854,8 9589,8 97,9
Алтайский край 1271,6 1259,4 1374,6 1329,4 1242,0 97,7
Доля Алтайского края в общем объеме производства 13,0 12,9 14,3 13,5 13,0
Таблица 2
Структура муки, потребляемой хлебопекарными предприятиями Алтайского края, %
2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2013 г., ±
Мука пшеничная высший сорт 64,0 64,6 + 0,6
Мука пшеничная I сорт 25,0 22,4 - 2,6
Мука ржаная 4,0 3,2 - 0,8
Мука грубого помола 3,0 3,1 + 0,1
Мука из прочих культур 4,0 6,7 + 2,7
Значительные затраты экономические субъекты всех отраслей экономики несут сегодня в связи с удорожанием электроэнергии. Для малого бизнеса тарифы составляют в среднем 5,3 руб. за квт/ч (цена февраля 2015 г., но приблизительная, т.к. согласно Постановлению Правительства зависит от оптовой цены на рынке [10]), а подключение — от 515 руб. при потреблении до 150 квт/ч, что для начинающих предпринимателей является тяжелой нагрузкой.
Важнейшую роль в производстве хлеба и хлебобулочных изделий является сырье. Мука составляет в нем — 20-30%. В хлеборобном Алтайском крае из 129 мельниц муку производят 66. Из 3,3 млн т зерна, собранного в 2014 г., переработано 2,7 млн т, в т.ч. 2,0 млн т — на продовольствие. Из этого объема зерна произведено 1,24 млн т муки. В крае её потребляется не более 20%, т.е. хлебопекарная промышленность региона полностью работает на местном сырье. Причем качество муки по сравнению с 2013 г. стало значительно выше, что специалисты объясняют влиянием конкуренции — она заставила тех, кто работает на «сером» рынке, следить за качеством.
Снижение объемов производства муки в 2014 г. связано и с урожаем зерновых и с сокращением внешних рынков сбыта (табл. 1).
Объем внутреннего потребления практически остался прежним. Незначительно изменилась структура потребления (табл. 2).
Это свидетельствует в первую очередь от изменения потребительского спроса и связанной с ним диверсификацией ассортимента продукции хлебопекарных предприятий. Все чаще хлебопекарная промышленность использует не просто муку, а готовые к производству мучные смеси, которые являются основой производства разнообразного вида хлеба — от дорогих и экзотических багетов до диетических и лечебных его видов.
Многие сельские хлебопекарни приобретают муку на близлежащих мельницах и делают смеси сами, однако выпекать малые партии разных видов хлеба нецелесообразно в силу необходимость хранения ингредиентов для них. Поэтому ассортимент хлеба в малых хлебопекарных предприятиях ограничен.
Производство хлеба невозможно без пищевых добавок. И если рынок масложировой продукции Алтайского края полностью обеспечивает хлебопекарное производство, то хлебопекарные дрожжи производители стараются использовать импортные, что в сложившейся макроэкономической ситуации значительно удорожает продукцию, а это обязывает отечественных производителей хлебопекарных дрожжей переходить на новые технологии.
Рынок услуг для малых хлебопекарных предприятий сельских территорий представлен в первую очередь услугами ЖКХ, торговли и транспорта. Особенно важны для сельской местности с её отдаленными поселениями услуги транспорта в первую очередь из-за цен на бензин. Эту проблему необходимо решать либо в кооперации с конкурентами — крупными поставщиками хлеба, либо с органами муниципального управления, без участия которых решить проблемы малых хлебопекарных предприятий на селе практически невозможно.
Конкуренты вообще являются важным элементом рыночной среды. Основными из них для малых хлебопекарных предприятий сельских территорий являются крупные хлебозаводы, у которых себестоимость производства ниже, возможности привлечения инвестиций для технического перевооружения шире, хорошо развита собственная логистика, они в широком ассортименте делают мучные смеси. Все эти преимущества можно делать основой для сотрудничества, развивая внутриотраслевую кооперацию и тем самым расширяя ассортимент продукции и рынок сбыта, отчего в итоге будет выигрывать потребитель — сельское население.
Значительную роль в развитии на селе малого хлебопекарного производства призваны сыграть органы государственного и муниципального управления. Сегодня на федеральном уровне принят закон о поддержке малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности [9], а микро- предприятиям разрешено работать по патентам [11], что значительно снижает на них налоговую нагрузку. Однако на региональном и районном уровнях недостаточно только следить за качеством продукции и рабочих мест при её производстве, что, несомненно, важно. Это, к сожалению, не способствует развитию данного социально важного вида бизнеса.
Низкий уровень обеспеченности населения отдаленных сельских поселений свежим хлебом ставит задачу развития малых и мини-хлебопекарен, наиболее приближенных к потребителю. Для этого на региональном уровне необходимо:
- четко знать реальную потребность населения в свежем хлебе и хлебопродуктах, разнообразии их ассортимента;
- на территориях с их недостатком компенсировать бизнесу затраты на приобретение оборудования;
- оказывать помощь в подготовке кадров для мини-пекарен в особо востребованных зонах;
- поддержать производство в регионе качественных хлебопекарных дрожжей, витаминных добавок на растительной основе, мучных смесей с использованием этих добавок в зависимости от общих проблем с заболеваниями населения.
На муниципальном уровне:
- обеспечить мини-пекарни производственными помещениями;
- оказать помощь в подключении к коммуникациям и доставке свежих хлебопродуктов до отдаленных потребителей;
- совместно с объединениями предпринимателей помогать владельцам мини-пекарен в разработке и внедрении системы ХАССП (выявление и постоянный контроль критических контрольных точек — производственных этапов, для которых особенно характерны нарушения технологических и санитарных норм), которая с 15 февраля 2015 г. стала обязательной для всех предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Эта процедура предполагает выявление рисков производства для их минимизации, установление предельных значений параметров в контрольной критической точке производства, разработку системы мониторинга для критических контрольных точек, корректирующих действий, применение процедур проверки для подтверждения результативности работы системы и документирование всех процедур системы. У малых и микропредприятий средств для освоения этой системы нет. Поэтому большим подспорьем малым хлебопекарным предприятиям могла бы стать помощь в её внедрении со стороны муниципальных бюджетов.
Заключение
Внешняя среда экономического субъекта представляет собой совокупность правовой, административной и рыночной на макро-, мезо- и микроуровнях. Каждая из них по своему определяет поведение малого хлебопекарного предприятия, особенно вновь создаваемых мини-пекарен в силу отсутствия у большинства из них значительного капитала. Государство формирует правила и ограничения, к которым относятся законодательные акты, регулирующие деятельность предприятий различных организационно-правовых форм, качества производимой продукции, организацию и оплату труда и др. Рынок заемных денежных средств, ограниченный сегодня в силу сложившейся макроэкономической ситуации, отсутствие квалифицированных кадров, удорожание электроэнергии и других ресурсов и услуг производственной инфраструктуры, цена и качество муки и пищевых добавок, отдаленность потребителей, живущих в рассредоточенных по сельской территории поселениях, конкуренция со стороны крупных хлебозаводов сдерживают формирование нового бизнеса и обеспечение населения сельских территорий свежими качественными хлебопродуктами. Это обуславливает необходимость поддержки малых хлебопекарных предприятий (мини-пекарен) со сторо-
ны государственных и муниципальных органов управления в вопросах софинансирования при закупке оборудования, освоения систем безопасности бизнеса и качества продукции, подключения к системам производственной инфраструктуры и доставки хлебопродукции в отдаленные поселения. Решение этих проблем обеспечит повышение качества жизни на селе.
Библиографический список
1. Вебер А. Теория размещения промышленности: пер. с нем. — Л.; М.: Книга, 1926.
2. http://www.grandars.ru/student/ таг-keting/strategicheskoe-planirovanie.html.
3. Гражданский кодекс РФ и Законы РФ по каждой организационно-правовой форме.
4. Трудовой кодекс РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / Закон Российской Федерации от
30.03.1999 № 52-ФЗ, ст. 34.
5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения / Закон Российской Федерации от 12.03.99 № 52-ФЗ.
6. О качестве и безопасности пищевых продуктов / Закон Российской Федерации от
02.01.2000 № 29-ФЗ.
7. О техническом регулировании» / Закон Российской Федерации от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
8. О защите прав потребителей» / Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1.
9. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации / Закон Российской Федерации № 381-ФЗ.
10. Налоговый кодекс РФ
11. http://bs-life.ru/makroekonomika/ ekonomika2015.html.
12. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»/ Закон Российской Федерации от 29.12.2014 N 467-ФЗ.
13. Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (с изменениями и дополнениями): Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 // Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/187740 /#ixzz3TCDiEm5X.
14. Об утверждении формы заявления на получение патента / Приказ ФНС России от 18.11.2014 N ММВ-7-3/589@ Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2014 N 35514.
References
1. Veber A. Teoriya razmeshcheniya pro-myshlennosti: per. s nem. — L.; M.: Kniga, 1926.
2. http://www.grandars.ru/student/marke ting/strategicheskoe-planirovanie.html.
3. Grazhdanskii kodeks RF i Zakony RF po kazhdoi organizatsionno-pravovoi forme.
4. Trudovoi kodeks RF.
5. O sanitarno-epidemiologicheskom blagop-oluchii naseleniya / Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 12.03.99 № 52-FZ.
6. O kachestve i bezopasnosti pishchevykh produktov / Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 02.01.2000 № 29-FZ.
7. O tekhnicheskom regulirovanii / Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 27.12.2002 № 184-FZ.
8. O zashchite prav potrebitelei / Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 07.02.1992 № 2300-I.
9. Ob osnovakh gosudarstvennogo reguliro-vaniya torgovoi deyatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii / Zakon Rossiiskoi Federatsii № 381-FZ.
10. Nalogovyi kodeks RF.
+
11. http://bs-life.ru/makroekonomika/ ekonomika2015.html.
12. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O razvitii sel'skogo khozyaistva / Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29.12.2014 N 467-FZ.
13. Ob utverzhdenii Pravil nediskrimi-natsionnogo dostupa k uslugam po peredache elektricheskoi energii i okazaniya etikh uslug, Pravil nediskriminatsionnogo dostupa k uslugam po operativno-dispetcherskomu upravleniyu v elektroenergetike i okazaniya etikh uslug, Pravil nediskriminatsionnogo dostupa k uslugam admi-nistratora torgovoi sistemy optovogo rynka i okazaniya etikh uslug i Pravil tekhnologichesko-go prisoedineniya energoprinimayushchikh ustro-istv potrebitelei elektricheskoi energii, ob"ektov po proizvodstvu elektricheskoi energii, a takzhe ob"ektov elektrosetevogo khozyaistva, prinad-lezhashchikh setevym organizatsiyam i inym lit-sam, k elektricheskim setyam (s izmeneniyami i dopolneniyami): Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27 dekabrya 2004 g. N 861 // Sistema GARANT: http://base.garant.ru/187740/#ixzz3T CDiEm5X.
14. Ob utverzhdenii formy zayavleniya na poluchenie patenta / Prikaz FNS Rossii ot 18.11.2014 N MMV-7-3/589@ Zaregistrirovano
v Minyuste Rossii 31.12.2014 N 35514. +
УДК 657:336.64 (571.15)
А.А. Дмитриев A.A. Dmitriyev
ОСОБЕННОСТИ ФАКТОРИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
THE FEATURES OF FACTORING OPERATIONS IN ENTERPRISES UNDER CURRENT CONDITIONS
Ключевые слова: факторинг, финансовый агент, поставщик, покупатель, бухгалтерский учет, эффективный финансовый механизм.
Предприниматели РФ выстраивают новые формы взаимоотношений с участниками факторингового процесса, дифферинцируют свою деятельность в зависимости от рейтинга фирм-факторов, форм организации сделок, продолжительности, срочности, возвратности, вида услуг и т.д., что говорит о высоком уровне развития факторинга, его тесной интеграции в экономику Российской Федерации. По мнению автора, факторинговой операцией в бухгалтерском учете можно считать операции, в соответствии с которыми клиент обязуется уступить финансовому агенту денежные требования как текущие, так и будущие к третьему лицу должнику. Стоит отметить, что факторинг не распространяется на физических лиц. Финансовому агенту и поставщику необходимо по возможности внедрить комплексную систему управления факторинговым процессом, включающим механизм, инструментарий для повышения эффективности
факторинговых операций путем: анализа рынка, привлечения клиентов, ведения МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), внедрения новых технологий, направленных на развитие и реализацию стратегических финансовых идей участников данного процесса. На наш взгляд, нужно рассмотреть возможные предложения с нашей стороны по операциям факторинга: принятие и разработка единой методологии, норм, сумм лимитов, стандартов по факторингу для финансовых агентов, поставщиков, покупателей, с последующим их утверждением законодательно; необходимость формирования единой нормативно-правовой базы по регулированию факторинговых операций в бухгалтерском учете РФ. Считаем, что предложенный материал будет способствовать расширению теории, знаний о факторинге и улучшению качества организации бухгалтерского учета финансовыми агентами, поставщиками и покупателями. Факторинг является новым продуктом, предлагаемым банковским сектором и используемым поставщиками г. Барнаула и Алтайского края.