Научная статья на тему 'Влияние внешних помех на процесс тестирования. Помеха личностного характера'

Влияние внешних помех на процесс тестирования. Помеха личностного характера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМЕХИ ТЕСТИРОВАНИЯ / АНАЛИЗ ПОМЕХ / ПОМЕХА ЛИЧНОСТНОГО ХАРАКТЕРА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынов Александр Владимирович, Мартынова Дарья Сергеевна

В данной статье рассматривается такая составляющая образовательного процесса, как процесс тестирования и его помехи. Приводятся основные помехи, которые появляются в процессе тестирования. Более подробно рассматривается помеха личностного характера. Предоставляются некоторые алгоритмы для оценки такой помехи, которые в будущем будут основой для автоматического анализа оценки знаний по дидактическим единицам. Анализ возможных путей и способов уменьшить влияние данной помехи к минимуму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние внешних помех на процесс тестирования. Помеха личностного характера»

Результаты наблюдений за первоклассниками в первые дни обучения показали, что у большинства детей практически не сформировано умение организовать своё рабочее место до учебных занятий и во время их проведения. Так, более половины учащихся во время перемены не готовят своё рабочее место к уроку без напоминания учителя. Более того, в ходе работы выяснялось, что у них отсутствуют необходимые учебные принадлежности и на уроке много времени уходит на решение организационных вопросов.

Поэтому на первом этапе работы учителю начальных классов необходимо в первые дни пребывания учащихся в школе, следует сформировать потребность первоклассников начинать работу с организации своего рабочего места. С этой целью используется метод анализа конкретных ситуаций.

Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед классом: ситуация-иллюстрация, т.е. какой-то конкретный случай, предлагаемый учителем, который возникает в связи с неготовностью рабочего места ученика к определенному уроку; ситуация-упражнение, где ученики должны выделить и запомнить какие-то элементы создавшейся на уроке в этой связи; ситуация-оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а ученикам предлагается оценить ее; ситуация-проблема, перед классом ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.

Список литературы

1. ЭльконинД.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 2016. 260 с.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ПОМЕХ НА ПРОЦЕСС

ТЕСТИРОВАНИЯ. ПОМЕХА ЛИЧНОСТНОГО ХАРАКТЕРА

1 2 Мартынов А.В. , Мартынова Д.С.

1Мартынов Александр Владимирович - аспирант, кафедра вычислительной техники, Институт космических и информационных технологий; 2Мартынова Дарья Сергеевна - аспирант, кафедра информационных технологий и математического обеспечения информационных систем, Институт экономики и управления АПК, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье рассматривается такая составляющая образовательного процесса, как процесс тестирования и его помехи. Приводятся основные помехи, которые появляются в процессе тестирования. Более подробно рассматривается помеха личностного характера. Предоставляются некоторые алгоритмы для оценки такой помехи, которые в будущем будут основой для автоматического анализа оценки знаний по дидактическим единицам. Анализ возможных путей и способов уменьшить влияние данной помехи к минимуму. Ключевые слова: помехи тестирования, анализ помех, помеха личностного характера, дидактические единицы.

УДК 378.016

Процесс тестирования, может зависеть не только от типа тестируемых дидактических единиц, но и от внешних помех. В числе подобных помех, могут быть, особенности самого ученика (склад ума, усердие, внимательность,

остальные личные качества), влияние внешних событий (опоздание ученика на тестирование, выключение света, поломка компьютеров, штормовая погода и т.д.), особенности внешних помех для самих дидактических единиц (влияние косвенных умений, развитие сопутствующих навыков, понимание связанных дидактических единиц).

В зависимости от того, сколько и какие помехи влияют в настоящий момент времени на процесс тестирования, зависит и уровень успешной сдачи теста студентами.

Выделим несколько типов внешних помех:

— внешние помехи личностного характера - помехи связанные с личностными особенностями самого студента;

— внешние помехи окружающего характера - помехи связанные с источниками внешнего взаимодействия, которые не зависят от студента (поломка компьютера, ураган, выключение света и т.д.);

— внешние помехи сопутствующих дидактических единиц - помехи, связанные с дидактическими единицами, которые связанны с основными тестируемыми единицами (косвенные умения, сопутствующие навыки, сопутствующие дидактические единицы знания).

Для более точной оценки каждой помехи, необходимо ввести критерии ее ограничения, и степени ее влияния на процесс тестирования. Например, личностная особенность студента не понимать некоторые обозначения, может привести к не большим потерям в итоговой оценке тестирования, в то время как, наводнение, или обрушение учебного корпуса, приведут к стопроцентным потерям в сдаче тестирования.

Прежде чем вводить какие-либо критерии оценки, изобразим общий процесс тестирования, на который влияет внешняя помеха. В качестве примера возьмем Рисунок 1, и внесем некоторые изменения. В качестве входных переменных будет не только ДЕУ, но и внешняя помеха. Теперь, итоговый результат тестирования будет выражаться следующим образом:

X = F(Н,У) (1)

где:

— Н некоторая, общая помеха.

— Данный общий случай, подходит под любой тип тестирования. Отличия наблюдаются лишь в самом виде помехи. В каждом конкретном случае тестирования, необходимо определить какой тип помех присутствует в процессе тестирования, и дать оценку каждому конкретному виду помехи.

Рис. 1. Схема тестирования с внешней помехой

Дадим оценку для первого вида помехи «личностного характера». В процессе исследования данной помехи, мы определили, что ее влияние на тестирование, не несет в себе крайнюю направленность, т.е. в большинстве случаев некоторые личные особенности студента, не приведут к полному провалу, или к отмене

69

тестирования. Например, если студент не совсем понимает материал, предоставленный через графики, но отлично понимает его через формулы, то наличие в тесте нескольких вопросов с графиками, не станет главным фактором отрицательного результата. В связи с этим если в тесте присутствует только данная помеха, то нижняя граница оценки теста будет приближаться к нулю, но никогда не будет ему равна.

О < X < тах

Таким образом, результат будет представлен в виде некоторой функции:

X = Р(У,Н)

Управляющий блок на входе будет иметь три переменных, это получившийся результат, желаемый результат, и помеха личностного характера. В итоге управляющее воздействие представляется в виде некоторой формулы:

У* = Р(Х,Х*,Н)

Учет помехи, на наш взгляд, позволяет быстрее прийти к лучшему управляющему воздействию. Например, если мы обладаем информацией о том, что студент плохо понимает информацию в виде графиков, и заменим графики на другое представление информации, тогда оценка знаний студента будет более объективной и приближенной к реальным знаниям студента.

Блок схема помехи личностного характера:

5 УП X

УУ

Рис. 2. Блок-схема помехи личностного характера

Множественная итерация, проверки знаний студента и приведение их к идеальному результату, представляются в виде некоторого цикла. При этом на каждой итерации учитывается помеха личностного характера. Итоговый результат с множественной итерацией представляется в виде следующей формулы:

п

X = ^ У = 1

Управляющее воздействие, при множественной итерации можно представить в виде некоторой формулы как:

п

г = ^Р(Х,Х*,Н) У = 1

Список литературы

1. Бронов С.А. Тесты как элемент контура автоматического управления информационным процессом обучения/ С.А. Бронов, А.С. Кацунова, И.К. Камилов, Б.Р. Хождаев, Д.С. Рогов, Д.С. Степанов, Д.С. Севостьянов, Е.О. Мартыненко артыненко // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалыродной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) // под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 56-60. ISBN 978-57638-3559-5.

2. Мартынов А.В., Бронов С.А. Взаимосвязь дидактических единиц с тестами в контексте знаний, умений, навыков // Молодой ученый, 2017. № 20 (154).

3. Нечеткие множества // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neuronus.eom/theory/fl/312-nechetkie-mnozhestva.html/ (дата обращения: 13.05.2017).

СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ СПАРТИАНСКИХ ИГР

Кучма И.В.

Кучма Игорь Викторович - магистрант, факультет заочного обучения Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Краснодар

В настоящее время в Российской Федерации среди школьников и студентов активно развивается спортивное движение, а именно спартианские игры.

Участие в спортивной деятельности позволяет студенту развивать физические качества, обогащает его опытом межличностных отношений, обеспечивая успешную социализацию, способствует высокой организации жизнедеятельности, формированию характера и волевых качеств, личностной рефлексии и способности к жизненному самоопределению, приводит к развитию чувства собственного достоинства, росту уважения к себе как личности.

Позиции авторов по теме исследования разнообразны. Например, Е.А. Митрохин и К. Полуренко отмечают, что факты свидетельствуют о возрастающей девальвации духовно-нравственных ценностей в сфере детско-юношеского спорта, в том числе студенческого, и спорта вообще [2, 3].

По мнению С.Ю. Баринова, спортивное гуманистическое воспитание молодежи -разновидность ценностного отношения. Данное отношение предусматривает прежде всего оценку социальным субъектом (индивидом, группой, обществом) значимости определенного объекта [1].

На основе спортивной программы «СпАрт», разработанной В.И. Столяровым, в России появились Спартианские Игры, как новая интегрированная модель спорта и искусства. Основная цель Спартианских Игр состоит в том, чтобы найти такую модель, которая является соревновательной, предусматривает организацию определенных соревнований, но вместе с тем позволяет не допустить негативные явления, которые обычно связаны с соревнованиями; основана на объединении спорта с искусством и с другими видами творческой деятельности, причем, как в применявшихся ранее, так и в совершенно новых формах их интеграции; имеет ярко выраженную гуманистическую направленность и может быть использована для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.