Результаты наблюдений за первоклассниками в первые дни обучения показали, что у большинства детей практически не сформировано умение организовать своё рабочее место до учебных занятий и во время их проведения. Так, более половины учащихся во время перемены не готовят своё рабочее место к уроку без напоминания учителя. Более того, в ходе работы выяснялось, что у них отсутствуют необходимые учебные принадлежности и на уроке много времени уходит на решение организационных вопросов.
Поэтому на первом этапе работы учителю начальных классов необходимо в первые дни пребывания учащихся в школе, следует сформировать потребность первоклассников начинать работу с организации своего рабочего места. С этой целью используется метод анализа конкретных ситуаций.
Ситуации могут быть различными по дидактической направленности и используются в соответствии с задачей, которая ставится ведущим перед классом: ситуация-иллюстрация, т.е. какой-то конкретный случай, предлагаемый учителем, который возникает в связи с неготовностью рабочего места ученика к определенному уроку; ситуация-упражнение, где ученики должны выделить и запомнить какие-то элементы создавшейся на уроке в этой связи; ситуация-оценка, в которой предлагаемая проблема уже решена, а ученикам предлагается оценить ее; ситуация-проблема, перед классом ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
Список литературы
1. ЭльконинД.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 2016. 260 с.
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ПОМЕХ НА ПРОЦЕСС
ТЕСТИРОВАНИЯ. ПОМЕХА ЛИЧНОСТНОГО ХАРАКТЕРА
1 2 Мартынов А.В. , Мартынова Д.С.
1Мартынов Александр Владимирович - аспирант, кафедра вычислительной техники, Институт космических и информационных технологий; 2Мартынова Дарья Сергеевна - аспирант, кафедра информационных технологий и математического обеспечения информационных систем, Институт экономики и управления АПК, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматривается такая составляющая образовательного процесса, как процесс тестирования и его помехи. Приводятся основные помехи, которые появляются в процессе тестирования. Более подробно рассматривается помеха личностного характера. Предоставляются некоторые алгоритмы для оценки такой помехи, которые в будущем будут основой для автоматического анализа оценки знаний по дидактическим единицам. Анализ возможных путей и способов уменьшить влияние данной помехи к минимуму. Ключевые слова: помехи тестирования, анализ помех, помеха личностного характера, дидактические единицы.
УДК 378.016
Процесс тестирования, может зависеть не только от типа тестируемых дидактических единиц, но и от внешних помех. В числе подобных помех, могут быть, особенности самого ученика (склад ума, усердие, внимательность,
остальные личные качества), влияние внешних событий (опоздание ученика на тестирование, выключение света, поломка компьютеров, штормовая погода и т.д.), особенности внешних помех для самих дидактических единиц (влияние косвенных умений, развитие сопутствующих навыков, понимание связанных дидактических единиц).
В зависимости от того, сколько и какие помехи влияют в настоящий момент времени на процесс тестирования, зависит и уровень успешной сдачи теста студентами.
Выделим несколько типов внешних помех:
— внешние помехи личностного характера - помехи связанные с личностными особенностями самого студента;
— внешние помехи окружающего характера - помехи связанные с источниками внешнего взаимодействия, которые не зависят от студента (поломка компьютера, ураган, выключение света и т.д.);
— внешние помехи сопутствующих дидактических единиц - помехи, связанные с дидактическими единицами, которые связанны с основными тестируемыми единицами (косвенные умения, сопутствующие навыки, сопутствующие дидактические единицы знания).
Для более точной оценки каждой помехи, необходимо ввести критерии ее ограничения, и степени ее влияния на процесс тестирования. Например, личностная особенность студента не понимать некоторые обозначения, может привести к не большим потерям в итоговой оценке тестирования, в то время как, наводнение, или обрушение учебного корпуса, приведут к стопроцентным потерям в сдаче тестирования.
Прежде чем вводить какие-либо критерии оценки, изобразим общий процесс тестирования, на который влияет внешняя помеха. В качестве примера возьмем Рисунок 1, и внесем некоторые изменения. В качестве входных переменных будет не только ДЕУ, но и внешняя помеха. Теперь, итоговый результат тестирования будет выражаться следующим образом:
X = F(Н,У) (1)
где:
— Н некоторая, общая помеха.
— Данный общий случай, подходит под любой тип тестирования. Отличия наблюдаются лишь в самом виде помехи. В каждом конкретном случае тестирования, необходимо определить какой тип помех присутствует в процессе тестирования, и дать оценку каждому конкретному виду помехи.
Рис. 1. Схема тестирования с внешней помехой
Дадим оценку для первого вида помехи «личностного характера». В процессе исследования данной помехи, мы определили, что ее влияние на тестирование, не несет в себе крайнюю направленность, т.е. в большинстве случаев некоторые личные особенности студента, не приведут к полному провалу, или к отмене
69
тестирования. Например, если студент не совсем понимает материал, предоставленный через графики, но отлично понимает его через формулы, то наличие в тесте нескольких вопросов с графиками, не станет главным фактором отрицательного результата. В связи с этим если в тесте присутствует только данная помеха, то нижняя граница оценки теста будет приближаться к нулю, но никогда не будет ему равна.
О < X < тах
Таким образом, результат будет представлен в виде некоторой функции:
X = Р(У,Н)
Управляющий блок на входе будет иметь три переменных, это получившийся результат, желаемый результат, и помеха личностного характера. В итоге управляющее воздействие представляется в виде некоторой формулы:
У* = Р(Х,Х*,Н)
Учет помехи, на наш взгляд, позволяет быстрее прийти к лучшему управляющему воздействию. Например, если мы обладаем информацией о том, что студент плохо понимает информацию в виде графиков, и заменим графики на другое представление информации, тогда оценка знаний студента будет более объективной и приближенной к реальным знаниям студента.
Блок схема помехи личностного характера:
5 УП X
УУ
Рис. 2. Блок-схема помехи личностного характера
Множественная итерация, проверки знаний студента и приведение их к идеальному результату, представляются в виде некоторого цикла. При этом на каждой итерации учитывается помеха личностного характера. Итоговый результат с множественной итерацией представляется в виде следующей формулы:
п
X = ^ У = 1
Управляющее воздействие, при множественной итерации можно представить в виде некоторой формулы как:
п
г = ^Р(Х,Х*,Н) У = 1
Список литературы
1. Бронов С.А. Тесты как элемент контура автоматического управления информационным процессом обучения/ С.А. Бронов, А.С. Кацунова, И.К. Камилов, Б.Р. Хождаев, Д.С. Рогов, Д.С. Степанов, Д.С. Севостьянов, Е.О. Мартыненко артыненко // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалыродной научной конференции в рамках IV Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) // под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 56-60. ISBN 978-57638-3559-5.
2. Мартынов А.В., Бронов С.А. Взаимосвязь дидактических единиц с тестами в контексте знаний, умений, навыков // Молодой ученый, 2017. № 20 (154).
3. Нечеткие множества // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neuronus.eom/theory/fl/312-nechetkie-mnozhestva.html/ (дата обращения: 13.05.2017).
СПОРТИВНО-ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ СПАРТИАНСКИХ ИГР
Кучма И.В.
Кучма Игорь Викторович - магистрант, факультет заочного обучения Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
г. Краснодар
В настоящее время в Российской Федерации среди школьников и студентов активно развивается спортивное движение, а именно спартианские игры.
Участие в спортивной деятельности позволяет студенту развивать физические качества, обогащает его опытом межличностных отношений, обеспечивая успешную социализацию, способствует высокой организации жизнедеятельности, формированию характера и волевых качеств, личностной рефлексии и способности к жизненному самоопределению, приводит к развитию чувства собственного достоинства, росту уважения к себе как личности.
Позиции авторов по теме исследования разнообразны. Например, Е.А. Митрохин и К. Полуренко отмечают, что факты свидетельствуют о возрастающей девальвации духовно-нравственных ценностей в сфере детско-юношеского спорта, в том числе студенческого, и спорта вообще [2, 3].
По мнению С.Ю. Баринова, спортивное гуманистическое воспитание молодежи -разновидность ценностного отношения. Данное отношение предусматривает прежде всего оценку социальным субъектом (индивидом, группой, обществом) значимости определенного объекта [1].
На основе спортивной программы «СпАрт», разработанной В.И. Столяровым, в России появились Спартианские Игры, как новая интегрированная модель спорта и искусства. Основная цель Спартианских Игр состоит в том, чтобы найти такую модель, которая является соревновательной, предусматривает организацию определенных соревнований, но вместе с тем позволяет не допустить негативные явления, которые обычно связаны с соревнованиями; основана на объединении спорта с искусством и с другими видами творческой деятельности, причем, как в применявшихся ранее, так и в совершенно новых формах их интеграции; имеет ярко выраженную гуманистическую направленность и может быть использована для