ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ОЦЕНКИ
ВНЕШНИХ ПОМЕХ ПРОЦЕССА ТЕСТИРОВАНИЯ
1 2 Мартынов А.В. , Мартынова Д.С.
1Мартынов Александр Владимирович - аспирант, кафедра вычислительной техники, Институт космических и информационных технологий; 2Мартынова Дарья Сергеевна - аспирант, кафедра информационных технологий и математического обеспечения информационных систем, Институт экономики и управления АПК, г. Красноярск
Аннотация: в данной статье рассматривается такая составляющая образовательного процесса, как процесс тестирования и его помехи. Приводятся основные помехи, которые появляются в процессе тестирования. Более подробно рассматриваются помехи внешнего тестирования для дидактических единиц. Предоставляются некоторые алгоритмы для оценок таких помех, которые в будущем будут основой для автоматического анализа оценки знаний по дидактическим единицам. Анализ возможных путей и способов уменьшить влияние данных помех до минимума.
Ключевые слова: помехи тестирования, анализ помех, помехи внешнего характера для дидактических единиц, дидактические единицы.
УДК 378.016
Процесс образования, это комплексный и сложный объект, состоящий из множества компонентов [1]. Рассмотрение одного из таких компонентов, является одной из задач, данной статьи. В качестве объекта исследования выступают помехи процесса тестирования внешнего характера. Целью данной статьи, является дать теоретическое осмысление данных помех для дальнейшей автоматизации их предотвращения или сведения их влияния не тестирование к минимуму.
В процессе исследования помех тестирования нами было выделено несколько типов внешних помех:
- внешние помехи личностного характера помехи связанные с личностными особенностями самого студента;
- внешние помехи окружающего характера помехи связанные с источниками внешнего взаимодействия, которые не зависят от студента (поломка компьютера, ураган, выключение света и т.д.);
- внешние помехи сопутствующих дидактических единиц помехи, связанные с дидактическими единицами, которые связаны с основными тестируемыми единицами (косвенные умения, сопутствующие навыки, сопутствующие дидактические единицы знания) [2].
В данной статье мы рассмотрим оценку помехи внешнего характера для дидактических единиц. К данному типу помехи, мы отнесли те помехи, что встречаются в самих дидактических единицах. Например, для знания теоремы Пифагора, надо знать обозначение всех арифметических символов, обозначение треугольника, знать, что такое гипотенуза, катеты и т.д. Незнание данных составляющих уменьшает понимание и степень освоенности определения или дидактической единицы в целом. Такие сопутствующие дидактические единицы мы определили как околознание.
В данном случае помеха не носит критический характер, вероятность того, что из-за отсутствия некоторых знаний по связанным дидактическим единицам, будет прерван тест, или он не придет в своему логическому концу равна нулю. Несмотря на это, данная
помеха может носить постоянный характер, мы изначально предположили, что студент не может знать все околознания по всем вопросам теста с вероятности приближенной к 0,99.
Представим схему помехи внешнего характера для дидактических единиц. На рис. 1, представлена некоторая комбинация из двух видов тестирования. Первый блок проверят дидактические единицы на освоенность, второй блок ищет помехи в дидактических единицах в случае если это необходимо.
Рис. 1. Схема учета внешних помех для дидактических единиц
где:
V*
1 - дидактические единицы с помехами, или не освоенные дидактические единицы;
р - дидактические единицы, которые необходимо проверить на наличие помех и из которых исключены дидактические единицы без помех;
УП - блок тестов для тестирования умений;
УУ - управляющее устройство, которое сравнивает полученные результаты теста с идеалом, и производит корректировку или воздействие, и подает данные воздействия на блок УП;
ПД - блок преобразования дидактических единиц;
х - некоторый результат тестирования;
Н - собранные помехи.
Для точности принятия решения, в первом блоке учитываются внешние помехи, которые определяются во втором блоке. Второй блок служит некоторым идентификатором внешних помех, ищет, какие именно дидактические единицы не были освоены, анализирует их не освоенность и определяет список помех для их освоения.
На блок преобразования дидактических единиц, подаются исходные дидактические единицы, после чего из них остаются только те, что приходят из блока УУ. В блоке УП осуществляется поиск внешних помех дидактических единиц, после чего происходит их передача в блок УУ основного процесса тестирования.
Таким образом, мы определил некоторый алгоритм действий описанных в схеме, который представлен на рис. 2.
Рис. 2. Алгоритм процесса тестирования, для приведения результатов
В дальнейшем данный алгоритм необходимо привести к некоторым формулам, которые можно будет использовать, например, в сфере программирования образовательного процесса. Над чем в дальнейшем будут работать авторы данной статьи.
Список литературы
1. Бронов С.А. Тесты как элемент контура автоматического управления информационным процессом обучения/ С.А. Бронов, А. С. Кацунова, И.К. Камилов, Б.Р. Хождаев, Д.С. Рогов, Д.С. Степанов, Д.С. Севостьянов, Е.О. Мартыненко артыненко // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы I Международной научной конференции в рамках IV Международного научно-оьного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск, 27-30 сентября 2016 г.) // под общ. ред. М.В. Носкова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 56-60. ISBN 978-57638-3559-5.
2. Мартынов А.В., Бронов С.А. Взаимосвязь дидактических единиц с тестами в контексте знаний, умений, навыков // Молодой ученый, 2017. № 20 (154).
3. Нечеткие множества // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neuronus.eom/theory/fl/312-nechetkie-mnozhestva.html (дата обращения: 13.05.2017).