Научная статья на тему 'Влияние внешних факторов на региональное сельскохозяйственное производство (на примере республики Хакасия)'

Влияние внешних факторов на региональное сельскохозяйственное производство (на примере республики Хакасия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕКЦИОНИЗМ / PROTECTIONISM / ЭКСПОРТ / EXPORT / ИМПОРТ / IMPORT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВЕДУЩИЕ ОТРАСЛИ / FOOD INDUSTRY / LEADING INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куценко Светлана Юрьевна

В статье рассматриваются внешние факторы, влияющие на сельскохозяйственное производство и состояние пищевой промышленности региона. Проведена зависимость между таким показателем экономической безопасности, как доля импортного продовольствия во внутреннем потреблении, и состоянием отраслей сельского хозяйства Республики Хакасия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Influence of External Factors on Regional Agricultural Production (on the Example of Republic of Khakassia)

The article discusses the external factors that affect agricultural production and food industry in the region. The interdependence between such indicators as economic security, as the share of imported food in domestic consumption and the state of agriculture of the Republic of Khakassia has been traced in the article.

Текст научной работы на тему «Влияние внешних факторов на региональное сельскохозяйственное производство (на примере республики Хакасия)»

6. Палий, В. Ф. Теория бухгалтерского учёта: учебник / В. Ф. Палий, Я. В. Соколов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1988. - 279 с.

7. Бухгалтерский управленческий учёт: учеб. для студентов вузов обучающихся по экон. специальностям / М. А. Вахрушина. - 3-е изд.,

доп. и пер. - М.: Омега-Л, 2004. - 576 с.

© Кляустер А. В., 2015 УДК 631.92(571.513)

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ)

С. Ю. Куценко

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматриваются внешние факторы, влияющие на сельскохозяйственное производство и состояние пищевой промышленности региона. Проведена зависимость между таким показателем экономической безопасности, как доля импортного продовольствия во внутреннем потреблении, и состоянием отраслей сельского хозяйства Республики Хакасия.

Ключевые слова: протекционизм, экспорт, импорт, экономическая безопасность, ведущие отрасли, пищевая промышленность.

Основными инструментами защиты национальной экономики и сельскохозяйственных региональных производителей от импортной интервенции в настоящее время являются установление таможенных тарифов и количественные ограничения во внешней торговле.

Различают следующие методы установления таможенных тарифов:

- таможенные пошлины;

- специальные таможенные режимы;

- пошлины полутаможенного характера.

Таможенный тариф может устанавливаться на основе принципа автономии или по соглашению. В соответствии с принципом тарифной автономии страна самостоятельно фиксирует тариф и по своей собственной инициативе может его изменить. Договорный тариф является результатом международных переговоров, предметом торгового договора или торгового соглашения между двумя и более государствами и не может быть свободно изменён одной из договаривающихся сторон, пока не истёк срок действия договора или соглашения. Таможенный тариф, как правило, устанавливается и изменяется только парламентом, но представляется также и соответствующее право правительству страны.

Количественные ограничения во внешней торговле проявляются в двух видах: запрета и контингентирования. Контингентирование переориентирует торговые потоки в пользу зарубежных стран, предоставляющих льготы, оно способствует усилению двусторонних связей.

Советом безопасности РФ официально утверждены показатели, призванные охарактеризовать состояние национальной экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны. К таким показателям относятся: доля импорта во внутреннем потреблении, доля в импорте продовольствия, доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности, объём ВВП, объёмы инвестиций, расходы на научные исследования, продолжительность жизни, уровень безработицы, уровень инфляции и другие.

Другой стороной проблемы обеспечения экономической безопасности является оценка влияния внутренних факторов на способность национальной экономики к удовлетворению жизненно важных потребностей страны в материальных благах.

Одним из наиболее важных факторов внутреннего порядка является возникновение социальной напряжённости в обществе, которая может стать причиной срыва стратегических целей экономического развития страны. Для решения задач предотвращения социальной напряжённости страны разрабатываются и реализуются различные социальные программы, финансируемые преимущественно из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов федерации и местного). Основным источником финансирования этих программ является налог на заработную плату, направляемый на нужды социального страхования. Именно этот вид налога призван обеспечить «социальную безопасность общества». Доля этого налога в общем объёме доходов, получаемых от налоговых поступлений, растет. Из изложенного следует, что для обеспечения экономической безопасности той или иной страны должна быть реализована такая структура налогообложения, которая способствовала бы гармонизации национальных интересов в достижении стратегических целей этой страны.

Наконец, необходимо обратить внимание на экологический аспект экономической безопасности страны. Это обусловлено тем, что экономическая безопасность может быть подорвана как нерациональным использованием

природных ресурсов, которыми располагает страна, так и «экологической экспансией» со стороны сопредельных государств и национальных экономических агентов.

Что касается противодействия нерациональному использованию ресурсов, то оно может быть осуществлено в рамках мер государственного регулирования национальной экономки путём сочетания преференций и санкций, стимулирующих экономических агентов к ресурсосбережению.

Вместе с тем следует отметить, что оценить количественный предел степени зависимости национальной экономики от мировой экономической системы достаточно сложно из-за значительного числа одновременно действующих противоречивых факторов, обладающих к тому же высоким уровнем неопределённости воздействия. Тем более сложно дать дифференцированные значения этого предела для оценки возможных последствий. Так, нельзя утверждать, что угроза национальному суверенитету обязательно наступает, если доля импорта продовольствия в общем объёме потребляемых страной продуктов превышает 40 или 70 % по стоимости этих продуктов. В данном случае необходимо знать, о каких продуктах идёт речь. Если 70 % закупаемых продуктов питания составляют деликатесные (и, следовательно, весьма дорогие) продукты питания, то это вовсе не грозит населению страны голодом в случае прекращения таких импортных поставок.

Таким образом, одним из существенных показателей экономической безопасности является доля импорта (в том числе продовольствия) во внутреннем потреблении, который напрямую зависит от состояния сельского хозяйства каждого региона Российской Федерации. Сельское хозяйство как отрасль занимает одно из ведущих мест в экономике Республики Хакасия. По совокупности природных факторов, имеющих существенное значение в сельскохозяйственном производстве, в республике выделяют три зоны: таежную, лесостепную и степную, что позволяет выращивать, помимо зерновых культур, и более теплолюбивые: овощи, фрукты, бахчевые. В аг-рарно-промышленный комплекс РХ входят 202 предприятия и организации с численностью около 50 тыс. человек, то есть около 9 % работающего населения.

Ранее (до 1992 г.) около 70 % валовой продукции сельского хозяйства давало животноводство, в котором ведущая роль принадлежала овцеводству. За годы реформы численность поголовья овец сократилась на 55 %. Основные причины этого сокращения: низкие закупочные цены на шерсть, хронический недокорм животных, необеспеченность кадрами овцеводов, низкая трудовая дисциплина чабанов, потеря материальной и моральной заинтересованности, непрестижность этой трудной профессии. Глубокий и затяжной кризис агропромышленного комплекса охватил практически все регионы Российской Федерации, включая Республику Хакасия. Он проявляется прежде всего в спаде производства продукции, ухудшении экономического и финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводстводителей.

Вместе с тем происходят разрушительные процессы, которые закрепляют эти проявления кризиса, определяют их долговременный характер. К ним можно отнести, во-первых, свёртывание инвестиционной деятельности, разрушение материально-производственной базы и снижение научно-технического уровня сельского хозяйства; во-вторых, обесценивание сельскохозяйственного труда, падение жизненного уровня, снижение качественного состава работников сельского хозяйства; в-третьих, ослабление морально-нравственных критериев поведения людей.

Основные факторы, определяющие кризисное состояние АПК, могут быть представлены двумя группами: первая включает факторы, относящиеся непосредственно к сфере АПК. Другую группу образуют факторы, связанные с ухудшением внешнеэкономических условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей: усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, несвоевременные расчёты с сельскохозяйственными предприятиями, ограничение возможностей реализации продукции, снижение платёжеспособного спроса населения и увеличение импорта продовольствия.

По статистике с каждым годом продолжает увеличиваться число убыточных предприятий в сельском хозяйстве Республики Хакасия. Объём продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств с 1990 по 2004 гг. имеет тенденцию к снижению, с 2004 года наблюдается небольшой рост объёмов производства в некоторых отраслях сельского хозяйства Хакасии [2].

Благодаря поддержке отрасли со стороны правительства республики, показатели спада сельхозпроизводства в Хакасии несколько ниже, чем в целом по России. В целях стабилизации агропромышленному комплексу республики ежегодно оказывается финансовая помощь из бюджетов всех уровней, от 100 до 210 млн рублей. В бюджете Хакасии предусмотрено возмещение процентных ставок в размере одной трети ставки Центрального банка Российской Федерации по привлекаемым кредитам, что и дальше позволит решать проблемы в сельском хозяйстве, а именно: улучшить материально-техническую базу, создать прочную кормовую базу, повысить качество продукции.

Безусловно, политика поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса республики должна быть продолжена и в дальнейшем, но будет зависеть от условий нахождения России во Всемирной торговой организации, будет ли оставлен действующий ме-

ханизм поддержки сельхозпроизводителям. В некотором смысле здесь поучителен пример Китая, когда при вхождении в ВТО Китай оставил за собой право пользоваться системой импортных квот на ввоз сельскохозяйственной продукции. Конечно, данная политика является частью общероссийской стратегии и касается не только Хакасии. В настоящее время региональные сельхозпроизводители активно используют механизм кредитования, заложенный в приоритетном национальном проекте о развитии АПК, республиканской программе по поддержке малых сёл.

К резервам агропромышленного комплекса Хакасии можно отнести: расширение площадей орошаемых земель; использование и переработку кожи, овчины, меха и пошив изделий из них; развитие овощеконсервной промышленности; производство и переработку овощей и фруктов путём сублимирования и поставки готовой продукции в северные районы Красноярского края, Якутию и другие регионы России.

Для сохранения экономической безопасности и обеспечения такого её индикатора, как доля продовольствия в импорте, огромное значение имеет переработка продукции сельского хозяйства. Наиболее динамично развивается пищевая промышленность Хакасии. О положительных изменениях свидетельствует увеличение доли этой отрасли в общей структуре промышленности. Пищевая промышленность Хакасии объединяет около 20 отраслей, занятых изготовлением продуктов питания и сырья, необходимого для их производства. Абаканский мясоконсервный комбинат со своими убойными пунктами представляет мясную промышленность Республики Хакасия. Развёрнутой сетью располагают в республики маслодельная, сыроваренная, цельномолочная отрасли пищевой промышленности. Значительная часть продукции вывозится за пределы республики, в основном в районы Енисейского севера, частично в Якутию, на Дальний Восток.

Рост в сельскохозяйственном производстве зернового земледелия определил развитие в республике мукомольной промышленности, которая дает около 30 % валовой продукции пищевой промышленности республики. Значительная часть инвестиций приходится именно на этот сектор экономики с быстрым оборотом капитала. Причём наблюдается значительное увеличение частных инвестиций, направленных на улучшение качества и расширение ассортимента продукции. Используется потенциал личных подворий населения, осваиваются новые виды продуктов питания в современной упаковке. Этот сектор промышленности, ориентированный на внутренний спрос, постепенно, но настойчиво наращивает обороты. Потребительский рынок насыщается востребованными товарами, услугами, увеличивается и объём налоговых поступлений в республиканский бюджет. В республике также представлены химическая, микробиологическая и деревообрабатывающая отрасли. Благоприятные природно-климатические условия, богатые ископаемые ресурсы, относительно развитая инфраструктура, высококвалифицированные трудовые ресурсы способствуют дальнейшему развитию промышленности республики. К сожалению, большинство предприятий этих отраслей по-прежнему работают убыточно и в значительной мере потому, что кроме существенного износа основных производственных фондов, присутствует фактор низкой конкурентоспособности многих товаров. Дальнейшее развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Хакасия возможно за счёт восстановления производственного потенциала на базе внедрения достижений науки и передового опыта. Таким образом, пищевая промышленность имеет хорошие потенциальные возможности для развития. Для данной отрасли рекомендуется:

- расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции, увеличение выпуска фасованных и готовых к употреблению товаров;

- совершенствование существующих и внедрение новых технологий;

- расширение прогрессивных методов хранения сельскохозяйственной и конечной продовольственной продукции;

- решение вопросов санитарной и экологической безопасности производств;

- создание благоприятных условий для развития малых предприятий.

Библиографический список

1. Социально-экономическое положение Республики Хакасия в январе-феврале 2011 года. Доклад. - Абакан: Федеральная служба Государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Республике Хакасия , 2011. -31 с.

2. Социально-экономическое положение Республики Хакасия в сравнении с регионами сибирского федерального округа в 2009 году. Статистический обзор. - Абакан: ЦИИУ Хакасстата, 2010.- 14 с.

3. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 686 с.

4. Бункин, М. К. Национальная экономика: учебник для вузов / М. К. Бункин. - М.: Логос, Палеотип, 2003. - 488 с.

© Куценко С. Ю., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.