РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Продовольственная безопасность и агропромышленный сектор Северо-Западного федерального округа
УДК 338.436.33: 338.439.6 © В.А. Иванов © В.В. Терентьев
Региональные аспекты продовольственной безопасности
В статье рассматриваются вопросы сущности продовольственной безопасности, основные факторы, определяющие продовольственную безопасность региона на примере Республики Коми, концептуальные основы продовольственного обеспечения и развития аграрного сектора региона.
Продовольственная безопасность, продовольственное обеспечение, аграрный сектор, Республика Коми.
Валентин Александрович ИВАНОВ
доктор экономических наук, профессор,
заведующий лабораторией Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
Виталий Васильевич ТЕРЕНТЬЕВ
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН
Сущность понятия продовольственной безопасности
Обеспечение продовольственной безопасности является важнейшим условием и составным элементом национально-государственной и в первую очередь экономической безопасности и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы. Особое значение решение проблем продовольственной
безопасности приобретает в районах Севера. Плодотворная жизнь в условиях сурового климата возможна лишь при наличии полноценного питания. Цельное молоко, свежие овощи и мясо, диетические яйца как источники полноценного белка, витаминов, минеральных солей и других биологически активных веществ незаменимы в рациональном питании жителей Севера. Отсутствие свежих продуктов питания действует здесь на человека угнетающе и резко
снижает его трудоспособность. Потребление таких продуктов питания во многом зависит от уровня их производства на месте.
Продовольственная безопасность — официально принятый в мировой практике термин, используемый для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики страны или группы стран, а также мирового рынка продовольствия. Однако термин «продовольственная безопасность» имеет неоднозначное отражение в научной литературе и официальных документах.
В узком смысле под продовольственной безопасностью подразумевают доступность пищевой продукции для каждого жителя с учетом функциональных особенностей и потребностей организма человека. Для определения продовольственной безопасности целесообразно применять следующие показатели: степень удовлетворения физиологических потребностей в пище; безвредность пищевых продуктов для здоровья человека; уровень доступности продовольствия для различных категорий населения; степень зависимости продовольственного снабжения страны от импортных поставок; достаточная покупательная способность населения.
По степени продовольственной обеспеченности и безопасности страны мира могут быть разделены на четыре группы: независимые — полностью обеспечивающие жителей основной пищевой продукцией собственного производства с учетом теку-
щего потребления и создания определенного резерва на непредвиденные цели и обстоятельства; относительно независимые — производят основное количество пищевой продукции, а небольшие объемы продовольствия импортируют; частично зависимые — определенное количество продовольствия завозится из других стран; полностью зависимые — неспособны производить самостоятельно достаточное количество пищевой продукции для жителей в соответствии с рекомендуемыми нормами. В современных условиях лишь некоторые индустриально развитые страны производят значительно больше пищевой продукции, чем ее требуется проживающему населению. Например, в Канаде, Новой Зеландии, США, Франции и некоторых других странах производство собственного продовольствия значительно превышает потребности жителей в соответствии с медицинскими нормами. В Германии, Италии, Испании и многих других развитых странах производят не менее 80 — 90% отечественной пищевой продукции [1].
В Российской Федерации доля импортных продуктов питания в рационе населения составляет около 40% от общего потребления [2]. Следовательно, сейчас наша страна по степени обеспечения населения медицинскими нормами питания за счет собственных ресурсов относится к последним двум группам.
По данным Министерства сельского хозяйства России, в 2000 г. импорт сельс-
Таблица 1. Импорт основных видов продовольственных товаров Российской Федерации
Наименование продукции 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Сельскохозяйственная продукция, млн.долл. 6 976,8 10 363,2 11 887,4 13 849,8 17 414,4
Мясо, тыс. т 599,7 1 153,4 1 096,2 1 030,8 1 339,4
Мясо птицы, тыс. т 687,2 1 377,7 1 203,4 1 114,4 1 328,4
Рыба свежая, мороженая, тыс. т 321,1 460,1 570,9 682,4 785,0
Молоко, тыс. т 111,8 37,3 186,9 256,3 313,9
Сливочное масло, тыс. т 53,9 120,3 163,6 148,1 132,8
Подсолнечное масло, тыс. т 149,5 175,6 199,3 161,2 131,5
Зерновые культуры, тыс. т 4 672,1 1 355,7 1 666,6 2 898,5 1 449,0
Мука и крупы, тыс. т 175,4 79,7 72,3 129,4 74,1
Масличные культуры, тыс. т 106,6 153,6 104,0 99,4 142,8
Сахар, тыс. т 4 818,0 4 598,5 4 608,5 3 209,7 3 512,2
кохозяйственной продукции составлял 7 млрд. долл., в 2005 г. он увеличился до
17,4 млрд. долл. (табл. 1).
Главная причина значительного продовольственного импорта — несовершенство аграрной политики, низкая конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства. Она обусловлена прежде всего тем, что биоклиматический потенциал сельскохозяйственных угодий в России в среднем в 2,5 раза ниже, чем в Западной Европе и США. Сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность по уровню технического оснащения и технологического развития производства существенно отстают от западных стран. Для преодоления этого отставания требуются продолжительное время и значительные средства. Собственных средств нет, а возможности привлечения в АПК иностранных инвесторов ограничены тем, что западным фирмам более выгодно поставлять в Россию излишки своего продовольствия, нежели вкладывать средства в развитие российского АПК.
Проблема продовольственной безопасности региона отражает совокупность аграрных проблем, состояние внутреннего и внешнего продовольственного рынка, а также внешнеэкономические аспекты и задачи социальной политики. Если продовольственная безопасность страны базируется на концепции самообеспечения основными видами продовольствия, то продовольственная безопасность субъекта Федерации определяется степенью удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания, с учетом собственного производства, в соответствии с рациональными нормами потребления.
Продовольственная безопасность на уровне региона направлена на поддержание спроса и предложения на продовольствие. Критериальные оценки продовольственной безопасности региона включают в себя оценки:
• продовольственной независимости (возможность максимального самообеспечения региона продуктами питания мест-
ного АПК и создание оптимальных продовольственных запасов, наличие существенного разрыва между доходами населения и ценами продовольственных товаров);
• стабильности и устойчивости развития регионального АПК (устойчивый рост объемов и эффективности производства продукции);
•экономической доступности продовольствия для населения;
• уровня, динамики и достаточности потребления основных продуктов питания, степени их соответствия социально-медицинским нормативам.
При выработке конкретных подходов и способов решения проблемы обеспечения населения Республики Коми продовольствием необходимо учитывать его специфические особенности. К наиболее значительным из них относятся:
— ограниченные возможности производства продукции сельского хозяйства на месте в силу экстремальных условий Севера и зависимость обеспечения населения продовольствием от ввоза;
— более узкий ассортимент потребляемых продуктов питания в сравнении с центральными и южными регионами страны, высокая доля консервированных продуктов питания, большие затраты времени и средств на транспортировку;
— отсутствие устойчивых связей с ареалами производства продуктов питания;
— очаговый характер расселения и трудности транспортировки продовольствия в глубинные районы;
— наличие хороших транспортных коммуникаций, связывающих республику с сельскохозяйственными регионами страны, позволяет производить круглогодичный завоз даже скоропортящихся продуктов питания в населенные пункты, расположенные вблизи этих коммуникаций.
Различия условий продовольственного обеспечения региона определяются многими факторами: уровнем доходов населения, ценами на местных продовольственных рынках, объемами производства сельхозпродукции, уровнем производ-
ственного потенциала АПК и состоянием материально-технической базы сельского хозяйства, рыночной инфраструктуры, развитостью рыночных отношений и т. д. Показателями оценки продовольственной безопасности могут быть: коэффициент экономической доступности, определяемый соотношением стоимости продовольственной корзины к среднемесячному доходу в расчете на душу населения; коэффициент достаточности, исчисляемый отношением фактической калорийности суточного рациона питания к рациональному суточному рациону или к среднесуточному потреблению продовольствия, в размере 3450 ккал для условий Севера; коэффициент критической достаточности, определяемый отношением фактической калорийности суточного рациона к 2150 ккал в сутки, относящейся по классификации ФАО к категории находящихся на грани голода; частные коэффициента достаточности по отдельным видам продукции, определяемые соотношением фактического потребления конкретного продукта к рациональным нормам потребления.
Анализ продовольственной безопасности по нашим расчетам показал, что коэффициент экономической доступности в 1998 г. составлял 0,32, в 1999 — 0,27, а в 2000 г. — 0,22, в 2007 г. — 0,13, что свидетельствует о повышении экономической доступности продовольствия для населения. Суточная калорийность питания населения упала с 3265 ккал в 1990 г. до 2670 ккал в 2006 г. Коэффициент достаточности потребления в 1990 г. был 0,95, в 2006 г. — 0,82, что свидетельствует о недостаточности потребления.
Анализ аграрного производства и продовольственного обеспечения населения
Республики Коми
Анализируя современную и будущую роль Республики Коми на общероссийском и региональном рынках продовольствия, следует прежде всего исходить из ее природного потенциала и социально-эко-
номической ситуации. Республика, где природные условия ведения сельского хозяйства менее благоприятные (бедные почвы, недостаток тепла, короткий вегетационный период, избыточная увлажненность), а землеобеспеченность низкая (на жителя республики приходится 0,31 га сельхозугодий и 0,07 га пашни, что соответственно в 8 и 13 раз меньше, чем в целом по России), относится к потребляющему (ввозящему) региону.
В республике, имеющей низкую продовольственную самообеспеченность, ввозимая продукция в настоящее время составляет основу ресурсов по всем видам продовольствия, за исключением картофеля и яиц. Полностью завозится теплолюбивая продукция (бахчевые, фрукты), большинство видов продуктов питания промышленной переработки, таких как сахар, чай, растительное масло, мука, крупы, овощные консервы, основная часть мясомолочной и овощной продукции.
В 2006 г. в республику завозилось
49,5 тыс. т овощей, 49,0 тыс. т мяса и мясопродуктов, 162,0 тыс. т молока и мо-локопродуктов, 98,9 млн. шт. яиц.
Переход к рыночному способу хозяйствования характеризуется спадом сельскохозяйственного производства, особенно в коллективном секторе. За 1990 — 2007 гг. спад производства сельскохозяйственной продукции в Республике Коми составил 37%, в том числе мяса — 59, молока — 67, яиц — 54%. За этот период резко сократились объемы капиталовложений, внесения органических и минеральных удобрений, энергетические мощности, численность работников сельского хозяйства. Происходит деградация производственного потенциала отрасли — земельного, материальнотехнического, кадрового.
За 1990 — 2007 гг. инвестиции в основной капитал сельского хозяйства в общей сумме инвестиций снизились с 5,7 до 0,4%.
Материально-техническая база сельского хозяйства республики оказалась в ка-
тастрофическом состоянии. Парк тракторов в сельхозорганизациях за 1990 — 2007 гг. сократился в шесть раз, энергетические мощности — в пять раз. Посевные площади в хозяйствах всех категорий уменьшились со 100,5 тыс. га до 52,8 тыс. га.
Трудное положение сложилось в животноводстве. На конец 2007 г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств уменьшилось по сравнению с 1990 г. на 75%, коров — 71, свиней — 80, овец — 67, птицы — 50,0, оленей — на 33%. Численность работников сельского хозяйства сократилась в сельхозпредприятиях с
29,5 до 6,9 тыс.чел., или в четыре раза.
В 2007 г. 30% сельхозорганизаций республики оказались убыточными. Значительно снизился жизненный уровень сельских тружеников. С падением производства существенно уменьшились поставки продовольствия на региональный рынок.
Основными причинами кризисной ситуации в агропромышленном производстве являются: диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию, поставляемую селу, и материально-технические ресурсы; жесткая кредитная политика государства и коммерческих банков и резкое удорожание кредитных ресурсов; неплатежеспособность потребителей и несвоевременные расчеты за реализованную продукцию; низкие закупочные цены, высокие цены на энергоресурсы, технику, удобрения; снижение государственной поддержки АПК на федеральном уровне, изношенность материально-технической базы; нарушение корпоративных связей, акционирование агросервисных предприятий, призванных
обслуживать сельских товаропроизводителей, что сделало их фактически независимыми от тружеников деревни; падение платежеспособного спроса населения, доля расходов которого на питание достигла к 2006 г. 35%.
В связи с кризисным состоянием сельского хозяйства производство мяса в республике (в убойном весе) в расчете на одного жителя сократилась за 1990 — 2006 гг. с 30 до 17 кг, молока и молочных продуктов — со 164 до 75 кг, яиц — с 289 до 188 шт. В то же время производство картофеля и овощей возросло более чем в 2 раза. Внутриреспуб-ликанский спрос на эту продукцию существенно меньше предложения и обеспечивается в основном за счет личных подсобных хозяйств и садоводческих участков.
Падение производства продукции животноводства, наряду со снижением покупательного спроса населения, определило сокращение потребления этой продукции населением.
За 1990 — 2006 гг. доля местного производства в потреблении продуктов питания по отношению к рациональным нормам потребления снизилась по мясу и мясопродуктам с 34,1 до 19,3%, молоку и молоко-продуктам — с 37,3 до 17%, яйцу — с 97 до 87,5%, а по овощам увеличилась с 11 до 29,2%, по картофелю — с 42 до 100%.
Производство сельскохозяйственной продукции за последние годы характеризуют данные таблицы 2.
Уровень самообеспечения населения республики основными видами сельскохозяйственной продукции представлен в таблице 3.
Таблица 2. Среднегодовое производство сельскохозяйственной продукции в Республике Коми во всех категориях хозяйств, тыс. т
Продукция 1986 - 1990 гг. 1991 - 1995 гг. 1996 - 2000 гг. 2001 - 2005 гг. 2006 г. 2007 г.
Картофель 181,3 172,1 243,5 216 192,1 125
Овощи 29,3 22,8 36,9 39 36,9 32
Молоко 217,5 178,8 106,9 90 71,0 66,0
Мясо всех видов (в живом весе) 57,0 46,7 26,6 24,8 25,9 25,6
Мясо всех видов (в убойном весе) 38,6 14,0 16,0 14,8 16,4 15,8
Таблица 3. Уровень самообеспечения населения Республики Коми основными видами
сельскохозяйственной продукции, %*
Продукция 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Мясо и мясопродукты 27,0 26,6 24,7 22,4 23,5 23,6 25,9
Молоко и молокопродукты 45,9 44,3 38,8 38,1 34,1 33,0 31,3
Яйца и яйцепродукты 61,4 60,2 56,3 50,3 60,0 65,7 68,4
Картофель 99,5 101,0 99,0 95,3 99,3 92,1 97,6
Овощи и бахчевые культуры 39,1 45,9 39,5 45,3 39,7 43,1 42,4
* Уровень самообеспечения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции определяется как отношение производства продукции на территории региона к внутреннему ее потреблению. Внутреннее потребление включает: производственное потребление, личное потребление (фонд потребления), потери продукции, переработку на непищевые цели.
Динамика производства и потребления молока и молокопродуктов в расчете на душу населения за 1990 — 2006 гг. раскрывает их значительный спад: по потреблению на душу населения молока и моло-копродуктов — с 396 до 230 кг, по производству — со 164 до 75 кг. Отставание показателя производства молока и молочных продуктов собственного производства в расчете на душу населения в 2006 г. составляло 54%. Вместе с тем, с 2000 г. наблюдается рост потребления молока и молочных продуктов на душу населения.
Динамике производства и потребления яиц до 1998 г. также была присуща тенденция спада. За 1990 — 1998 гг. потребление яиц на душу населения сократилось с 290 до 200 шт., а производство — с 289 до 125 шт. С 1999 г. наметился рост производства и потребления яиц на душу населения. Сейчас производство яиц на душу населения находится ниже их потребления на 28%. В 1990 г. рациональная норма потребления яиц почти полностью обеспечивалась за счет местного производства.
Для потребления овощей и бахчевых культур в расчете на душу населения тоже характерна тенденция спада — с 90 кг в 1990 г. до 84 кг в 2006 г. В то время как параметры производства и потребления овощей на душу населения стали сближаться. Потребление овощей на душу населения в 2006 г. на 42,4% покрывалось предложением местной продукции.
Республика практически обеспечивает себя картофелем. Может иметь место толь-
ко завоз небольшого количества раннего картофеля. При отлаженной системе производства и сбыта, создании выгодных экономических условий реализации республика могла бы вывозить часть картофеля в другие регионы России.
Концептуальные подходы к продовольственному обеспечению и развитию
аграрного сектора региона
Концепция продовольственного обеспечения населения районов Севера предусматривает рациональное сочетание развития агропромыслового и агропромышленного производства и ввоза продукции.
При разработке и научном обосновании рекомендаций по обеспечению населения продуктами питания местного ассортимента необходимо учитывать:
> сравнительную эффективность затрат общественного труда на продукцию местного производства и привозную продукцию с учетом транспортных расходов, снижения потерь и улучшения качества продуктов;
> роль местной продовольственной базы для создания стабильных кадров в отраслях народного хозяйства, расширения проблемы занятости коренного населения и доходов;
> необходимость обеспечения свежими малотранспортабельными и скоропортящимися продуктами питания;
> качество завозимого продовольствия;
> природные и экономические условия, исторически сложившуюся специализацию и особенности функционирования сельскохозяйственного производства;
> складывающуюся в стране продовольственную ситуацию и необходимость в определенных объемах производства на месте ряда видов продукции ввиду невозможности их завоза из других регионов;
> приоритетность специализации по оленеводству и охотничье-промысловому хозяйству.
В связи с трудными природными и экономическими условиями развития сельского хозяйства для Республики Коми неприемлем принцип самообеспечения продовольствием, однако производство основных продуктов питания, для которого имеются благоприятные условия, является в обозримой перспективе объективной необходимостью. Наши исследования показывают, что республика в перспективе может полностью обеспечить население картофелем и овощами открытого грунта местного ассортимента (кроме ранней продукции), расширить производство овощей закрытого грунта, обеспечить население молоком и молокопродуктами на 40 — 45%, мясом и мясопродуктами на 30 — 35, диетическим яйцом на 65 — 70%
Основные средства достижения поставленных целей перед региональным АПК — активизация инновационной деятельности, совершенствование организационноэкономического механизма ее регулирования, развитие сельской местности, повышение уровня и качества жизни на селе.
Республика Коми располагает совокупностью благоприятных агроклиматических условий (достаток влаги, тепла и длинный световой день в период вегетации), обеспечивающих эффективное производство картофеля, овощей местного ассортимента (капуста, столовая свекла, морковь, редька и др.) и кормовых культур. При использовании современных технологий реально в условиях региона получать с гектара 200 — 300 ц картофеля, 300 — 400 ц овощей, 20 — 30 ц озимой ржи, ячменя и овса (в южных районах), 40 — 50 ц сена многолетних трав. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. Республика Коми среди 71 региона РСФСР
занимала первое место по урожайности картофеля, четвертое — по урожайности овощей открытого грунта.
Благоприятное влияние на развитие скотоводства оказывает наличие естественной кормовой базы. Сенокосы и пастбища республики представляют источник получения наиболее дешевых и полноценных кормов. Особую народнохозяйственную ценность имеют крупные массивы лугов, расположенных в поймах Печоры, Вычегды и Сысолы. Потенциальная возможность сбора кормов с пойменных лугов превышает 150 тыс. т корм. ед. В связи с наличием естественной кормовой базы республика специализируется на производстве цельного молока и кисломолочной продукции.
Активизация инновационной деятельности в растениеводстве связана с разработкой систем воспроизводства почвенного плодородия, методов селекции, созданием и внедрением новых сортов и гибридов, сочетающих высокий потенциал урожайности, качество продукции, устойчивость к болезням и вредителям, неблагоприятным погодным условиям, с техническим и технологическим переоснащением отрасли.
Анализ свидетельствует об экономической целесообразности производства продукции птицеводства вблизи крупных городов. Себестоимость яиц и мяса птицы на птицефабриках республики (несмотря на существующие удорожающие факторы) ненамного выше аналогичных показателей в целом по птицеводческим предприятиям России.
Перспективы оленеводства связаны с интенсивным развитием отрасли как в тундровой и лесотундровой, так и таежной зонах. Освоение практически не используемых сегодня болот и низкопродуктивных в лесохозяйственном отношении заболоченных лесов на территории Ижемского, Усть-Цилемского, Ухтинского, Сосногорского, Печорского и севера Удорского районов является одной из мер, направ-
ленных на поддержание динамичного развития оленеводства. Применяя известные приемы ведения лесного оленеводства (управляемый выпас зимой и регулируемый выпас на огороженных пастбищах в другие сезоны), можно создать для оленей наиболее благоприятные условия, при которых они достигают высокой упитанности. Одним из преимуществ в этом случае является также выгодность расположения оленеводческих бригад вблизи от предприятий глубокой переработки и рынка сбыта продукции.
Инновационные процессы в животноводстве будут развиваться в направлении совершенствования селекционно-племенной работы по улучшению породных и продуктивных качеств животных, эффективного использования кормовых ресурсов, реконструкции и технического перевооружения имеющихся животноводческих помещений, строительства новых ферм и комплексов, оснащенных современным высокопроизводительным оборудованием.
В качестве одной из стратегических целей развития сельского хозяйства республики является производство органической (экологически безопасной) продукции. В ближайшей перспективе не рассматривается широкий переход к практике органического сельского хозяйства.
Важную роль в обеспечении населения продуктами питания играет промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственное сырье. Все ее отрасли, за исключением молочной, мясной и соляной, работают почти полностью на привозном сырье. Следовательно, развитие перерабатывающей промышленности определяет молочно-мясное скотоводство.
Активизация инновационной деятельности на предприятиях перерабатывающей промышленности связана с разработкой и производством экологически безопасных продуктов массового потребления, производством продуктов лечебно-профилактического назначения, применением ресур-
сосберегающих технологий, внедрением технологий, позволяющих увеличить срок хранения сельхозсырья и продуктов питания без потери качеств. В республике только за счет углубленной переработки сырья и сокращения его потерь можно увеличить ресурсы продовольствия на 20 — 25%.
Преодоление аграрного кризиса и переход сельского хозяйства к динамичному развитию требуют совершенствования организационно-экономического механизма АПК. Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма государственного регулирования агропромышленного производства сводятся к следующему:
1. В ближайшее время предстоит принять законы: на федеральном уровне — «О государственном регулировании импорта сельскохозяйственной продукции», «О сельскохозяйственном страховании», «О государственном сельскохозяйственном предприятии», а также нормативноправовые акты, регламентирующие доходы населения, эквивалентность товарообмена на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, тарифы и услуги; на уровне Республики Коми — «О восстановлении и развитии сельского хозяйства Республики Коми», в котором следует четко обозначить стратегические направления государственной аграрной политики, признать сельское хозяйство важным сектором экономики, определить направления, методы, механизмы и размеры государственной поддержки отрасли, «Об инновационной политике и стратегии в АПК».
2. Разработать целевые программы «Развитие АПК Республики Коми на 2010 — 2012 гг.» и «Социальное развитие села до 2012 г.».
3. В целях создания условий для расширенного воспроизводства сельского хозяйства довести долю расходов консолидированного бюджета республики на финансирование отрасли до 5 — 7% вместо менее 2% в настоящее время.
4. Установить четкий порядок формирования федеральных и региональных фондов сельхозпродукции на три-пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала предстоящего года. В Республике Коми функции государственного заказчика и агента по закупке продукции местных товаропроизводителей по договорным ценам, но не ниже гарантированных цен целесообразно поручить государственному унитарному предприятию. В последнее время закупки сельхозпродукции для государственных нужд в республике осуществляются на конкурсной основе. Продукция, закупаемая на аукционах, вытесняет местную в силу ее неконкурентоспособности. Такое «новшество» неприемлемо для сельского хозяйства Севера, его продукция не должна входить в перечень товаров, закупаемых на аукционах.
5. В целях стимулирования производства сельскохозяйственной продукции и увеличения занятости на селе с развитием местного самоуправления в перспективе целесообразно перейти от государственного заказа на уровне региона к муниципальному заказу на продукцию местных товаропроизводителей.
6. Участие государства в залоговых операциях с сельскохозяйственной продукцией (картофель, овощи). Предметом залога может быть как уже произведенная продукция, так и продукция будущего урожая. Участие государства в залоге продукции заключается в выделении бюджетных средств, льготном кредитовании.
7. Переход на новую систему ценообразования на продукцию сельского хозяйства, включающую целевые, гарантированные (защитные), залоговые, ориентированные (рекомендательные), пороговые (для определения таможенных тарифов) цены.
8. Нейтрализовать монополию заготовительных, посреднических и перерабатывающих структур, переводя на коопе-
ративную основу цикл производства, переработки и реализации продукции сельского хозяйства.
9. Расширять систему кредитной кооперации на селе, действующую на правах обществ взаимного кредитования и мобилизующую свободные денежные средства сельских предпринимателей и граждан.
10. Предусмотреть выделение субсидий на повышение подушевого дохода жителей удаленных сел.
11. Расширить применение лизинга, льготного кредита, усилить вклад государства в финансирование инновационной деятельности в АПК, производственной и социальной инфраструктуры села, полностью компенсировать потери сельхозтоваропроизводителей из-за роста цен на бензин, дизельное топливо, электроэнергию, газ, минеральные удобрения, технику, концкорма. В качестве дополнительных финансовых источников использовать: налог на добавленную стоимость, заложенный в цене продовольствия; треть средств акцизных сборов на ликеро-водочные и табачные изделия; всю сумму таможенных пошлин на ввозимые продовольственные товары; часть средств Стабилизационного фонда, золотовалютных резервов.
12. Снизить и дифференцировать ставку налога на добавленную стоимость средств производства, поставляемых сельхозтоваропроизводителям; отменить на пять лет единый сельскохозяйственный налог. Освободить крестьянские (фермерские) хозяйства от уплаты налогов, заменив их введением патентов на ведение хозяйственной деятельности. С укреплением и развитием крестьянских (фермерских) хозяйств патент может покупаться по льготной цене.
13. Создать систему индикативного планирования и прогнозирования развития АПК.
Приоритетными направлениями господдержки являются картофелеводство, овощеводство открытого и защищенного
грунта, кормопроизводство, молочное животноводство, оленеводство, промышленное птицеводство и свиноводство, заготовка и переработка недревесных продуктов леса. В республике произрастает 15 видов ягодных растений, 90 видов съедобных грибов, много видов лекарственных трав. Промысловые запасы ягод оцениваются в 211 тыс. т, грибов — в 74 тыс. т.
Стабильное развитие агропромышленного производства зависит от формирования и реализации кадрового потенциала. АПК нужны работники, имеющие высокий уровень профессионализма, экономической, правовой, инновационной и информационной грамотности.
В целях улучшения обеспечения АПК квалифицированными кадрами необходимо: создать привлекательные для них социальные и материальные условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность; восстановить крупнотоварное сельскохозяйственное производство, обеспечить условия для повышения эффективности работы сельхозпредприятий, поднять престижность аграрного труда, развивать контрактную основу: абитуриент — образовательное учреждение — сельхозпредприятие; в сельских школах восстановить работу по профориентации на сельские специальности; развивать систему непрерывной многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, их аттестации: школьное образование, начальное профессиональное, среднее специальное, высшее профессиональное, переподготовка и повышение квалификации; разрабатывать целевые про-
граммы кадрового обеспечения сельского хозяйства на уровне предприятий, муниципальных образований и региона; систематически проводить мониторинг кадровых процессов, состояния социально-трудовых отношений; внедрять статотчетность по кадрам для принятия обоснованных управленческих решений по кадровому обеспечению отрасли.
Формирование работоспособности труженика аграрной сферы, достижение им высоких результатов труда зависит от степени реализации сложного механизма мотивов и стимулов. В настоящее время необходимо установление социально справедливой системы оплаты труда, стимулирование за конечные результаты труда, в результате чего обеспечивалось бы воспроизводство рабочей силы, удовлетворялись бы материальные и духовные потребности работников и членов их семей. С учетом сложности сельскохозяйственного производства и тяжести труда размер зарплаты в этой сфере должен быть не ниже среднего показателя по экономике республики. С усилением государственной поддержки, улучшением финансово-кредитной, ценовой и налоговой политики, повышением доходности сельхозпредприятий и устойчивости их экономического положения, внедрением хозрасчетных экономических отношений целесообразен переход на оплату труда по нормативам от валового (хозрасчетного) дохода.
Осуществление комплекса организационно-экономических мер позволит аграрному сектору преодолеть кризис и перейти к динамичному развитию.
Литература
1. Кудряшова, А.А. Продовольственная безопасность: показатели, критерии, категории и масштабы / А.А. Кудряшова, О.П. Преснякова // Пищевая промышленность. — 2005. — № 8.
2. Шутьков, А.А. Повысить уровень продовольственной безопасности / А.А. Шутьков // Экономика сельского хозяйства России. — 2008. — № 4. — С. 29.
3. Агропромышленный комплекс России: Сводные показатели по Российской Федерации. — М.: Минсельхозпрод России, 2002. — С. 35.
4. Агропромышленный комплекс России: Сводные показатели по Российской Федерации. — М.: Минсельхозпрод России, 2005. — С. 34.