Научная статья на тему 'Влияние внешних факторов на инвестиционную деятельность газовой компании'

Влияние внешних факторов на инвестиционную деятельность газовой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю. Р. Вяхирев

Дан анализ экономической ситуации в минерально-сырьевом комплексе страны в целом и газовой отрасли в частности. Российская экономика носит откровенно экспортносырьевой характер и в значительной степени импортирует товары обрабатывающей промышленности. В газовом комплексе страны, являющемся составной частью национального топливно-энергетического комплекса, по мере включения России в глобализационные процессы возникают как новые угрозы для его стабильного развития, так и новые возможности для роста экономики. Страна нуждается в формировании единой государственной политики в области освоения минерального сырья, которая должна выстраиваться на базе общемировых принципов и с учетом особенностей российской экономики. Предложены меры государственного регулирования в горно-добывающих отраслях, способные стимулировать инвестиционную деятельность газовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of economic situation in the country’s mineral resource complex in general, and in natural gas industry in particular has been presented Russia economy with respect to mineral resources and raw materials is almost purely exportoriented. At the same time it largely imports products of their processing. In the natural gas industry which is a part of the national fuel and energy complex with Russia’ involvement in globalization processes new risks for its sustained development emerge, as well as, new opportunities for economic growth. The country is in need for consolidated state policies for mineral resources and raw materials exploitation that have to be developed on the basis of world’s experience and principles considering particularities of Russia’s economy. Several measures for state control in mining industry with a potential of stimulating investments to the natural gas industry have been proposed.

Текст научной работы на тему «Влияние внешних факторов на инвестиционную деятельность газовой компании»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ МАШИНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ГОРНОГО И НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА

УДК 338.45:662.3

Ю.Р.ВЯХИРЕВ

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАЗОВОЙ КОМПАНИИ

Дан анализ экономической ситуации в минерально-сырьевом комплексе страны в целом и газовой отрасли в частности. Российская экономика носит откровенно экспортно-сырьевой характер и в значительной степени импортирует товары обрабатывающей промышленности. В газовом комплексе страны, являющемся составной частью национального топливно-энергетического комплекса, по мере включения России в глобализационные процессы возникают как новые угрозы для его стабильного развития, так и новые возможности для роста экономики. Страна нуждается в формировании единой государственной политики в области освоения минерального сырья, которая должна выстраиваться на базе общемировых принципов и с учетом особенностей российской экономики.

Предложены меры государственного регулирования в горно-добывающих отраслях, способные стимулировать инвестиционную деятельность газовой отрасли.

An analysis of economic situation in the country's mineral resource complex in general, and in natural gas industry in particular has been presented Russia economy with respect to mineral resources and raw materials is almost purely export- oriented. At the same time it largely imports products of their processing. In the natural gas industry which is a part of the national fuel and energy complex with Russia' involvement in globalization processes new risks for its sustained development emerge, as well as, new opportunities for economic growth. The country is in need for consolidated state policies for mineral resources and raw materials exploitation that have to be developed on the basis of world's experience and principles considering particularities of Russia's economy.

Several measures for state control in mining industry with a potential of stimulating investments to the natural gas industry have been proposed.

Социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией ее использования.

В результате «стихийной» приватизации объектов минерально-сырьевого комплекса и фактической утраты государством

рычагов влияния в сфере добычи и переработки сырьевых ресурсов по целому ряду важнейших минеральных ресурсов страны возможно быстрое исчерпание имеющихся запасов, даже при сегодняшнем уровне их добычи, что создает непосредственную угрозу экономической безопасности России.

Российская экономика носит откровенно экспортно-сырьевой характер и в значительной степени импортирует товары обра- 13

Санкт-Петербург. 2004

батывающей промышленности. Динамика структуры товарооборота в последние годы действительно говорит об увеличении доли сырьевого сектора в экспорте, а также о росте доли импорта машин и оборудования. На протяжении 2001-2003 гг. наблюдался рост фактических объемов экспорта нефти -более 10 % в год.

Нефтяные ресурсы составляют 33 % производимых в России первичных энергоресурсов по общему объему добычи, при этом 2/3 производимой нефти экспортируется в сыром или переработанном виде. Доля экспорта в газовой отрасли составляет 31 %, доля угля - 17,7 %, электроэнергии - 2,2 %. Нефтяной сектор обеспечивает основную часть поступлений от экспорта продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК), а нефть является основным товаром российского экспорта.

В 2000 г. стоимость экспорта нефти и нефтепродуктов составила 65,9 % стоимости экспорта энергоресурсов и 35,2 % всего российского экспорта. На природный газ приходится 30,9 % экспорта энергоресурсов и 16,5 % общего экспорта, другие виды энергоресурсов дают 3,2 % экспорта продукции ТЭК и 1,6 % всего экспорта страны.

Текущая товарная структура российской экономики со странами дальнего зарубежья показывает, что около 60 % экспорта составляют нефть, газ, уголь, электроэнергия. Экспорт металлов и изделий из них составляет 19 %, минеральных продуктов 6 %. В то же время экспорт машин, оборудования и транспортных средств достигает лишь 7 %.

В среднем увеличение среднегодовой цены на нефть на 1 доллар за баррель приводит к росту доходов бюджета на 1,2-1,3 млрд долларов.

Россия не может в долгосрочной перспективе опираться на нефтяную стратегию, так как не является страной, способной влиять на данный рынок в мире. И если учесть, что само государство (его доходы, а значит, и мера влияния) во многом зависит от нефтедолларов, то стратегия возможного вмешательства в экономику становится все более вероятной. Надо как можно быстрее преодолеть сырьевую зависимость нашей

экономики, энергично развивая те отрасли, где конкурентоспособность поддается активному росту.

В этих условиях государство должно проявлять гибкость в деятельности, направленной на поддержку горно-добывающей промышленности. Правительству необходимо соответствующим образом реагировать на конкретные обстоятельства и проблемы, с которыми сталкиваются горнодобывающие компании с учетом тех реалий, которые связаны в неодинаковой ситуацией в разных отраслях горно-добывающей промышленности России. Роль государства как производителя должна ограничиваться, а его роль как регулятора горно-рудной промышленности, обладающего эквивалентными возможностями привлечения капитальных вложений и прямого получения финансовых средств, должна усиливаться.

В случае снижения темпов производства государство может воспользоваться следующими экономическими рычагами:

• активизировать покупателей за счет понижения налогов;

• стимулировать инвестиционные возможности компаний за счет понижения налогов; предоставления особо выгодных схем амортизационных отчислений; финансовыми инъекциями; размещением дополнительных заказов (тогда предприятия будут загружены, а за работающими сохранятся их рабочие места);

• выделять дополнительные средства на реализацию ранее запланированных проектов;

• понизить кредитную ставку.

При высоких темпах производства государство может регулировать его следующими способами:

• понизить потребительскую способность повышением налогов;

• сдерживать стремление компаний к инвестированию повышением налогов, отменой специальных схем амортизационных отчислений, отказом от государственных заказов;

• сократить расходы государства посредством замораживания запланированных проектов;

• повысить кредитную ставку.

Механизм свободного рынка является самым эффективным средством распределения ресурсов между альтернативными видами деятельности в области инвестирования. Правительство обязано понимать, что горно-добывающая промышленность должна быть конкурентоспособной на международном рынке. В этих условиях невозможно поддерживать жизнеспособность горнодобывающей промышленности какими-то искусственными мерами. Вот почему правительство должно признать, что в вопросах инвестирования главная роль принадлежит частному сектору, который самостоятельно оценивает степень риска при размежевании капитала.

В газовом комплексе страны, являющемся составной частью национального топливно-энергетического комплекса, по мере включения России в глобализационные процессы возникают как новые угрозы для его стабильного развития, так и новые возможности для роста экономики. От того, насколько правильно будут оценены и эффективно использованы имеющиеся у России экономический потенциал и резервы развития, и будет, в конечном счете, зависеть роль нашей страны как великой экономической державы.

Распад СССР повлек за собой кардинальную ломку всех базовых экономических институтов России, резкое изменение социально-экономической ситуации внутри страны, ее места и роли в мире. Во многом хаотические экономические преобразования этого периода привели к значительному ослаблению позиций России в мире и ухудшению практически всех основных показателей социально-экономического развития.

По объему экономической деятельности Россия занимает десятое место в мире, имея 2100 долларов на человека в год (место на границе между первой и второй сотнями государств мира). Страна имеет неэффективную и устаревшую материально-техническую и технологическую структуру народного хозяйства. Производительность труда в промышленности составляет 12 % к уровню США. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной продукции

оценивается в 0,5 % (США - 40 %), хотя по объективным критериям отечественное машиностроение и сегодня еще сохраняет передовые позиции в мире по макротехнологиям, часто уникальным, в авиастроении и космической технике, судостроении и энергетическом машиностроении, по сверхпроводниковым и лазерным технологиям.

Россия - мировая нефтегазодобывающая держава, удовлетворяющая за счет собственных природных ресурсов не только свои потребности в углеводородном сырье и топливе, но и экспортирующая значительные объемы нефти и газа за рубеж. В течение многих десятилетий нефтегазовый комплекс является основой энергоснабжения страны и одним из ее важнейших народнохозяйственных комплексов. Он обеспечивает более 2/3 общего потребления первичных энергоресурсов, 4/5 их производства, выступает как главный источник наполнения бюджета государства. На долю нефтегазового комплекса приходится 12 % промышленного производства.

В связи с огромной значимостью нефти и газа в жизнедеятельности страны нефтегазовый комплекс, базирующийся на добыче и потреблении ограниченных и невозобнов-ляемых ресурсов углеводородов, следует отнести к сфере исключительной ответственности Правительства в вопросах регулирования и создания рыночного делового климата в этом секторе с учетом приоритетов государства.

В современной России большой бизнес сформировался быстрее, нежели государственные экономические институты, регулирующие отношения государства и бизнеса. Фундаментом крупных компаний стала приватизация огромных советских предприятий. Фактически основная часть лучших месторождений, ранее разведанных и характеризующихся относительно хорошей инфраструктурой, оказалась в распоряжении незначительного числа промышленных и финансово-промышленных групп. В этих условиях Правительство должно приложить все усилия для создания базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования и приведение обяза-

тельств государства в соответствие с его ре- пр сурсами. Совершенствуя финансовую сферу те и признавая важную роль горно-добывающей промышленности в российской те экономике, Правительство обязано: то

• предоставить горно-добывающей тя промышленности финансовый режим, учи- ки тывающий риск, связанный с достоверно- ус стью оценки балансовых запасов полезных № ископаемых, и другие специфические для ди данной отрасли риски; бс

• в пределах возможного предоставлять

ез

российским компаниям финансовый режим,

ви

сопоставимый с режимом, предоставляемым

на

правительствами других стран компаниям,

за

осуществляющим на территории этих стран

разработку месторождений и добычу полез- ча

ных ископаемых; ж

• добиваться, чтобы меры, направлен- ку

ни

ные на возмещение издержек производства, отражали бы стоимость товаров или услуг;

• обеспечить в пределах федеральной хо юрисдикции получение отраслью макси- ва мальной выгоды, устанавливая с этой целью со справедливые размеры лицензионных пла- ле тежей и налога на добычу полезных иско- (р паемых. Эффективность и действенность до регулирующих режимов в значительной ро степени влияют на инвестиционный климат св в России и конкурентоспособность россий- да ских горно-добывающих компаний на меж- но дународном рынке. и

Пока организацию и государственное ли

регулирование недропользования нельзя оп

назвать продуманными, имеют место кон- но

цептуальные ошибки. Правительственное де

регулирование минерально-сырьевого ком- ю

плекса не способствует организации едино- ст

го инвестиционного процесса. Экспортная ко

деятельность национальных сырьевых ком- ю паний на зарубежных рынках фактически

да

Правительством не координируется, чем пользуются страны ЕС - покупатели топливно-энергетических ресурсов. ед

Если рассматривать экономические по- ос

казатели деятельности минерально-сырье- до

вого комплекса (МСК) в целом (от добычи пр

до глубокой переработки), можно заметить, ск что в этом секторе не обеспечивается не

только расширенное, по даже простое вос- ги

производство, в том числе трудовых и интеллектуальных ресурсов.

В МСК наблюдается крайне опасная тенденция по формированию частного сектора: фактически вся государственная нефтяная отрасль была передана в частные руки. Правительство создало благоприятные условия для перехода контрольных пакетов сырьевых компаний в собственность юридических лиц, зарегистрированных по большей части за рубежом. А это уже серьезная политическая проблема, так как Правительство фактически позволило нашим национальным компаниям превратиться в зарубежные, владеющие при этом большей частью национальных месторождений. В то же время в обществе ведется открытая дискуссия о том, можно ли зарубежные компании допускать к национальным недрам.

Правительство продекларировало переход в недропользовании на дифференцированные налоги, но ничего не сделало для создания государственной системы определения количественных и качественных (рентных особенностей) показателей по каждому месторождению. Министерство природных ресурсов РФ выдает лицензии по своему усмотрению, без заключения Государственной комиссии по запасам. Достаточно часто месторождения, особенно нефтяные и алмазоносные, разбиваются на несколько лицензионных участков, что приводит к неоптимальной, а в отдельных случаях и к экономически невыгодной отработке месторождений. На конкурсы и аукционы выставляются месторождения без реальной государственной экспертизы технико-экономического обоснования запасов, часто используются результаты экспертизы 20-30-летней давности.

Страна нуждается в формировании единой государственной политики в области освоения минерального сырья, которая должна выстраиваться на базе общемировых принципов и с учетом особенностей российской экономики.

Россия предприняла чрезвычайно энергичные усилия по интеграции в мировые

экономические и политические структуры. Однако по мере вхождения России в процессы глобализации из-под опеки государства ускользают обширные и традиционно им контролируемые сферы человеческой жизнедеятельности, что ведет к размыванию государственного суверенитета. Тем более, что чем ниже уровень экономического и военного потенциала страны, тем сильнее ослабевает ее государственный суверенитет. Таким образом, чрезмерно активное и неконтролируемое включение России в процесс глобализации может привести ее к финансовой, экономической и политической зависимости от более сильных держав.

Вступление России в ВТО как долгосрочная задача является перспективным, поскольку не только облегчит доступ российских товаров на зарубежные рынки, но и повысит общий уровень конкуренции в российской экономике, что при продуманном и взвешенном подходе представляется желательным. Однако надо отдавать себе отчет и в угрозах для национальной экономики, возникающих в связи с этим. Программа подготовки России к вступлению в ВТО должна определить национальные приоритеты, цели и ожидаемые результаты этого решения. Должны быть просчитаны последствия этого шага для нашей энергетики, использующей устаревшее оборудование и технологии.

Российская экономика в целом страдает от интеграционной изоляции; на уровне удаленных российских регионов просматривается процесс тяготения их экономических систем к региональным зарубежным центрам экономического влияния, который при сегодняшнем состоянии российской экономики может дать не только преимущества, но и нести определенные опасности. Новая геополитическая стратегия России находится в стадии формирования, однако выход из интеграционной изоляции является насущно необходимым. Более того, геополитическое положение страны побуждает рассматривать Россию как связующее звено между ЕС и Организацией экономического сотрудни-

чества и развития, поддерживающую контакты как с Европой, так и с Азией.

Модель развития России пока формируется не на основе долгосрочных стратегических целей, не в результате осуществления последовательной и комплексной государственной политики, а во многом стихийно, как реакция на сиюминутные проблемы экономической и политической ситуации, зачастую под влиянием частных интересов. Во внешнеэкономической сфере это проявляется, в частности, в усилении дискриминационных мер против российских экспортеров, блокировании кредитного сотрудничества России с международными финансовыми организациями по политическим мотивам, устойчиво высоком объеме незаконного вывоза капитала, в хронических, масштабных неплатежах за поставляемые в страны СНГ топливно-энергетические ресурсы.

Наряду с внешними факторами, газовый комплекс России не свободен от внутренних проблем, вызванных просчетами финансового и технологического характера как российской экономики в целом, так и отрасли:

• уровень внутренних тарифов и цен не покрывает затраты на транспортировку и добычу и препятствует притоку необходимых инвестиций в развитие отрасли, особенно в условиях высоких тарифов на внешнем рынке;

• низкие внутренние цены на газ провоцируют неоправданный рост его потребления, не стимулируют внедрения энергосберегающих технологий и приводят к перекосу топливно-энергетического баланса России;

• нехватка транспортных мощностей мешает покрытию растущего внутреннего спроса и увеличению поставок на экспорт в соответствии с ранее подписанными контрактами;

• строительство новых газотранспортных магистралей связано с серьезными финансовыми и рыночными рисками, а государственная программа развития газотранспортных магистралей не разработана;

• нехватка инфраструктуры для компенсации неравномерности сезонного спроса в условиях либерализованного газового рынка снижает экспортные возможности поставки газа в зимние месяцы. В результате смещения газодобычи все дальше на север и на восток, в труднодоступные и неосвоенные регионы России, стоимость добычи будет из года н год неуклонно расти.

Активно форсируя процессы либерализации на рынках сбыта природного газа, Евросоюз одновременно рискует недооценить реально существующую угрозу постепенного сокращения ресурсной базы газодобычи в России, являющейся основным поставщиком газа на европейский рынок.

Вместе с тем, но данным Министерства природных ресурсов РФ, на российском Севере, преимущественно на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в регионе с относительно хорошо развитой газотранспортной инфраструктурой, зарегистрировано большое количество пока еще не разработанных малых и средних месторождений природного газа с запасами от 100 до 800 млрд м3, промышленная разработка которых для «Газпрома» зачастую экономически неэффективна. Эти месторождения могут с успехом разрабатывать частные, независимые от «Газпрома» газовые компании, стремящиеся к естественной диверсификации бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.