Научная статья на тему 'Минерально-сырьевые компании России в условиях ВТО'

Минерально-сырьевые компании России в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
МИНЕРАЛЬНОЕ СЫРЬЕ / ГОСУДАРСТВО / КОМПАНИИ / ВТО / СЕРТИФИКАЦИЯ / МИРОВЫЕ РЫНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашкевич Н.В., Федченко А.А., Исеева Л.И.

Рассмотрены вопросы, связанные с вступлением России в ВТО. Отмечено, что роль государства на рынках стран, присоединившихся к ВТО, снижается при соблюдении всех соглашений, касающихся добросовестной конкуренции, а роль независимых от государства регуляторов в лице органов сертификации возрастает. Авторы считают, что присоединение к ВТО, вероятно, слабо скажется на топливно-сырьевой части российского экспорта, так как продажа минерального сырья не подвержена на мировых рынках серьезным ограничениям. Предлагается в условиях вступления в ВТО разработать меры экономического стимулирования компаний минерально-сырьевого сектора по диверсификации производства, внедрению инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Минерально-сырьевые компании России в условиях ВТО»

УДК 351.28.823.3

Н.В.ПАШКЕВИЧ, д-р экон. наук, профессор, pashkevich@spmi.ru А.А.ФЕДЧЕНКО, канд. экон. наук, доцент, Liisa@spmi.ru Л.И.ИСЕЕВА, канд. экон. наук, доцент, Liisa@spmi.ru

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

N.V.PASHKEVICH, Dr. in ec., professor, pashkevich@spmi.ru А.А.FEDCHENKO, PhD in ec., associate professor, Liisa@spmi.ru L.I.ISEEVA, PhD in ec., associate professor, Liisa@spmi.ru National Mineral Resources University (University of Mines), Saint Petersburg

МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ КОМПАНИИ РОССИИ

В УСЛОВИЯХ ВТО

Рассмотрены вопросы, связанные с вступлением России в ВТО. Отмечено, что роль государства на рынках стран, присоединившихся к ВТО, снижается при соблюдении всех соглашений, касающихся добросовестной конкуренции, а роль независимых от государства регуляторов в лице органов сертификации возрастает. Авторы считают, что присоединение к ВТО, вероятно, слабо скажется на топливно-сырьевой части российского экспорта, так как продажа минерального сырья не подвержена на мировых рынках серьезным ограничениям. Предлагается в условиях вступления в ВТО разработать меры экономического стимулирования компаний минерально-сырьевого сектора по диверсификации производства, внедрению инноваций.

Ключевые слова: минеральное сырье, государство, компании, ВТО, сертификация, мировые рынки.

RUSSIAN MINERAL COMPANIES UNDER THE CONDITION OF THE WORLD TRADE ORGANISATION FUNCTIONING

In the article the issues connected with the accession to the WTO in Russia are considered. It is noted that the role of the government in the markets of the countries acceding to the WTO reduces (in compliance with all agreements relating to fair competition) while the role of independent and state regulators on behalf of certification bodies increases. The authors think that the WTO accession won't affect fuel and mineral resources part of export in Russia as there are no serious limitations for sale of mineral resources in the world markets. Under the condition of the accession to the WTO it is proposed to develop economic incentives for companies of the mineral resources sector in order to diversify production and implement innovations.

Key words: mineral resources, government, companies, the World Trade Organisation (WTO), certification, world markets.

При вступлении России в ВТО, главной задачей государства должно стать обеспечение ее интеграции в мировую экономику с пользой для национальной экономики. Организация мировой торговли в рамках Всемирной торговой организации при рыночных условиях, предусматривающих свободу

перемещения капитала, рабочей силы, товаров и услуг, требует от стран-членов ВТО взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования в торговле, регулирования торговли исключительно тарифными методами, отказа от ограничений, открытости торговой политики и др.

При присоединении к ВТО государства -члены-участники делегируют ей часть своих суверенных полномочий. При этом они теряют определенные возможности в планировании развития страны, обязуются под надзором международных комиссий проводить политику технического регулирования, снижения бюрократизма и государственного регулирования, защищать права собственности, совершенствовать налоговую и таможенную системы. Если государство этого не делает, то оно может подвергаться серьезным экономическим санкциям членов ВТО.

В современных рыночных условиях конкурентоспособность экономики, экономическая безопасность государства и состояние социально-экономической сферы зависят от конкурентоспособности предприятий. Конкурентоспособность в современной мировой рыночной среде во многом определяется соответствием продукции международным стандартам качества. Они распространяются на промышленность и инновации, науку и образование, финансовые и иные услуги, сферу управления. Стандартами устанавливаются требования к производителям товаров и услуг, инвестиционным и производственным процессам

В России сохраняется устаревшая система стандартизации, сертификации, аккредитации и лицензирования. И хотя Федеральный закон РФ «О техническом регулировании» серьезно меняет эту ситуацию, выводя стандарты на общефедеральный уровень интеллектуальной собственности в виде технических и административных регламентов, большинство предприятий не готово к его применению. Обязательства, которые берет на себя как государство, так и частный бизнес по отношению к ВТО можно разделить на две группы. К первой группе таких обязательств следует отнести Генеральные соглашения между государствами, которые российское правительство обязуется выполнять после присоединения к ВТО. Они касаются правил использования и защиты инвестиционной, коммерческой и интеллектуальной собственности, а также международной юридической практики по

защите собственности экспортеров и импортеров продукции. Ко второй группе следует отнести защитные меры по тарифной политике в отношении экспортеров и импортеров продукции и услуг: налоговые, таможенные и иные пошлины, защищающие отечественных товаропроизводителей от давления импорта. В отношении экспорта государство отстаивает перед другими членами ВТО свои требования к снижению перечисленных выше пошлин, облегчая выход на мировые рынки.

Свободное обращение товаров и услуг в мировом экономическом пространстве на основе международной сертификации качества требует от России создания национальных и региональных органов сертификации качества менеджмента, товаров и услуг отечественных производителей, не уступающие по своим возможностям лучшим зарубежным и международным органам. Причем российские органы сертификации должны быть аккредитованы в странах -членах ВТО с наиболее развитой рыночной экономикой.

Международная практика свидетельствует, что роль государства на рынках стран, присоединившихся к ВТО, при соблюдении всех соглашений, касающихся добросовестной конкуренции, снижается, а роль независимых от государства регуляторов в лице органов сертификации возрастает.

Присоединение к ВТО, вероятно, слабо скажется на топливно-сырьевой части российского экспорта, так как продажа минерального сырья не подвержена на мировых рынках серьезным ограничениям. В то же время от России требуют уравнять экспортные и внутренние тарифы на природный газ, взять на себя общие обязательства по снижению роли государства в экономике. Некоторые государства требуют свободного доступа к российским природным ресурсам.

За рубежи России вывозится значительная часть добываемых в стране нефти, газа, нефтепродуктов, цветных металлов, других видов минерально-сырьевой продукции. Значительная часть продукции экспортируется в сыром виде (товарная руда, концентраты). Большая доля реализации про-

130 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.197

дукции отраслей топливно-сырьевого комплекса на внешнем рынке, где в последние годы отмечались резкие колебания цен, приводит к их зависимости от состояния мировой конъюнктуры и неустойчивости финансового положения в период мирового экономического спада.

Для преодоления такой зависимости российские компании минерально-сырьевого сектора должны использовать опыт крупнейших транснациональных корпораций, таких как ExxonMobil, Total, Shell диверсифицирующих производство, увеличивающих глубину переработки сырья и предлагающих потребителям широкий спектр высококачественных товаров. В результате при сопоставимых объемах добычи углеводородов с российскими компаниями выручка, прибыль, капитализация зарубежных нефтегазовых компаний значительно больше и рынки сбыта включают десятки стран.

К отрицательным последствиям для России вступление в ВТО следует отнести предстоящую отмену внутренних цен на энергоносители, что резко повысит издержки товаропроизводителей.

Подъем 2002-2008 гг. характеризовался недостатком энергоресурсов. Мировые цены на нефть непрерывно росли. Спрос увеличивался и прибавочная стоимость перераспределялась в пользу поставщиков сырья. В таких условиях российские компании получали огромную прибыль. Ее перераспределение обеспечило рост внутреннего рынка и секторов промышленности ориентированных на минерально-сырьевой комплекс. В условиях вступления в ВТО необходимо разработать меры экономического стимулирования компаний минерально-сырьевого сектора по диверсификации производства, внедрению инноваций, увеличению доли добавленной стоимости в продукции, размещению заказов на оборудование на отечественных предприятиях.

Известно, что бюджет России формируется в основном за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов. Около 40 % фондов промышленных предприятий и 13 % балансовой стоимости основных фондов

экономики России сосредоточено в сфере недропользования, а добывающими и геологоразведочными отраслями обеспечивается не менее 33 % ВВП и около 70 % экспорта страны [1].

Необходимо отметить, что социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе в значительной мере определяются ее минерально-сырьевым потенциалом и государственной стратегией его использования.

Россия обладает значительными минерально-сырьевыми ресурсами и мощным минерально-сырьевым комплексом, являющимся базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, основным источником валютных поступлений в страну. Роль России на мировых минерально-сырьевых рынках во многом определяет ее геополитическое влияние (см. рисунок).

Добыча и переработка сырья тесно связана с десятками смежных отраслей промышленности - горного машиностроения, производства бурового и энергетического оборудования и других. В МСК занято лишь 2,2 % трудоспособного населения страны. Производительность труда по объему выпускаемой продукции в денежном выражении в МСК в 6 раз выше, чем в других отраслях промышленности.

Минерально-сырьевой потенциал уникален. В недрах России сосредоточены 30 % мировых запасов природного газа, 50 % алмазов, 25 % никеля, 17 % олова, обнаружены залежи практически всех известных полезных ископаемых. Россия занимает лидирующие позиции в сфере добычи основных полезных ископаемых, являясь крупнейшим производителем и экспортером продукции МСК [1].

В 2007 г. группа исследователей оценила национальное богатство недр в современных ценах для четырех уровней запасов и прогнозных ресурсов [3]:

1. Запасы разрабатываемых месторождений, т.е. наиболее активные - востребованное национальное богатство недр (ВНБН) - 3,4 трлн долл.;

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

нценэ,$за барреле 23,94 20,78 21,02 23,81 31,02 45,21 56,32 54,28 90,68 56,23 74,11

и Кол ичество, в млн. тонн 144,4 164,5 189,5 228 260,3 252,5 248,4 258,6 243,1 225,8 250,7

и Стоимость, млн. $ 25,2719 24,9903 29,1131 39,679 59,0448 83,438 102,2829 121,5028 161,147 93,436 135,799

Экспорт сырой нефти из РФ в 2000-2010 гг.

Таблица 1

Состояние и использование МСБ топливно-энергетических ресурсов России

Вид Запасы категорий А+В+С, Запасы категории С, Прогнозные ресурсы С,(Р.) Добыча Экспорт

минерального сырья Доля распределенного фонда, % Доля распределенного фонда, % Доля распределенного фонда, % в 2010 г. в 2010 г.

Нефть, млрд т 14,9 92,4 н/д 81,1 13,4 41,0 505 млн т 250,7 млн т

Природный газ, трлн м3 47,8 85,2 20,1 58.6 30,0 44,0 650 млрд м3 177,8 млрд м3

Уголь, млрд т 193,0 15,0 79,1 3,4 539,0 0,2 317 млн т 105 млн т

2. Рентабельные запасы всех учтенных Государственным балансом месторождений -национальное богатство недр (НБН) -5,1 трлн долл.;

3. Рентабельные по современным условиям прогнозные ресурсы категории Р1(С3) -потенциальное богатство недр (ПНБН) -6,6 трлн долл.;

4. Локализованные прогнозные ресурсы категории Р2(В1) - минерально-сырьевой потенциал (МНСП) - 6,7 трлн долл.

Состояние и использование минерально-сырьевой базы важнейших видов полезных ископаемых охарактеризовано ниже. В табл.1 приведены данные о состоянии МСБ нефти, газа и угля, доле распределенного фонда, объемах добычи и экспорта на 1.01.2010 г.

По количеству перспективных и прогнозных ресурсов нефти Россия находится на одном из первых мест в мире. В табл.2

132 _

показана доля России не только в мировых запасах энергоресурсов, но и в их мировом производстве, потреблении и экспорте [2].

Таблица 2

Доля России в мировых запасах, производстве, потреблении и экспорте энергетических ресурсов, в 2009 г., %

Показатель Нефть Газ Уголь

Доля в мировых доказанных запасах 6,1 23,7 19,0

Доля в мировом производстве 12,9 17,6 4,7

Доля в мировом потреблении 3,2 13,2 3,8

Доля в мировом экспорте 13,2 20,9 2,0

Россия является крупнейшим в мире производителем и экспортером углеводородов. Около 50 % добытой в стране нефти (вместе с газовым конденсатом) в 2010 г. направлялось на экспорт, около 27 % добытого природного газа и более 33 % угля [4].

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.197

Главное направление поставок энергоресурсов из России - это страны ЕС, на их долю приходится 80 % экспорта нефти, свыше 80 % нефтепродуктов и 76 % - газа. Таким образом, НГК России уже в значительной мере интегрирован в мировую экономику и влияет на обеспечение мировой энергетической безопасности.

По числу добываемых минералов лидируют США, Китай и Россия, занимающие соответственно 1-е, 2-е и 3-е место, на них приходится около 41 % от всей мировой добычи минерального сырья. На первую десятку горно-добывающих стран приходится 64 % мирового объема добычи сырья.

Крайне неравномерное распределение запасов полезных ископаемых по странам предопределяет необходимость мировой торговли минеральным сырьем.

На 01.01.2010 доказанные запасы нефти в мире составляли -181,7 млрд т, в том числе на Ближнем Востоке 102,0 млрд т, Центральной и Южной Америке 28,5 млрд т, Северной Америке 10,2 млрд т, Африке 16,9 млрд т, России 10,2 млрд т. В 2009 г. добыча нефти в мире составила 3820 млн т, в том числе в России 494,2 млн т, Саудовской Аравии 459,5 млн т, США 325,3 млн т, Китае 189,0 млн т., Евросоюзе 98,7 млн т. В потреблении нефти лидируют США 849,2 млн т, далее следуют Китай 404,6 млн т, Евросоюз 670,8 млн т, Япония 197,6 млн т, Россия 124,9 млн т.

Объемы торговли нефти в мире в 2009 г. составили 1892 млн т, нефтепродуктов 714 млн т. Крупнейшие импортеры нефти в мире: Евросоюз 513,3 млн т, США 442,8 млн т, Китай 203,5 млн т, Япония 176,5 млн т. Кроме нефти Евросоюз импортировал 152 млн т нефтепродуктов, США 122 млн т. В целом объем мировой торговли нефти составил 49,5 % от ее добычи [5].

Разведанные запасы природного газа в мире составили 187,49 трлн м3, в т.ч. в России 44,38 трлн м3, Иране 29,61 трлн м3, Катаре 25,37 трлн м3, США 6,93 трлн м3, в Евросоюзе 2,42 трлн м3. Добыча природного газа в 2009 г. составила в мире 2987,0 млрд м3, в том числе: США 593,4 млрд м3, России 527,5 млрд м3, Иране 131,2 млрд м3. Круп-

нейшие потребители газа в мире: США

646.6 млрд м3, Евросоюз 459,9 млрд м3, Россия

389.7 млрд м3, Иран 131,7 млрд м3. На мировых рынках было реализовано 876,5 млрд м3 природного газа (29,3 % от добытого). Крупнейшие импортеры: США - 105,8 млрд м3, Германия 88,8 млрд м3, Япония 85,9 млрд м3 и Италия 69,3 млрд м3.

В условиях глобализации мировой экономики и действий правил Всемирной торговой организации для сохранения геополитических интересов России в минерально-сырьевом секторе мира и получения наибольшего экономического эффекта от реализации продукции горно-добывающего сектора необходима разработка государственной стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы

ЛИТЕРАТУРА

1. Козловский Е. Минерально-сырьевой комплекс остается опорой государства // Промышленные ведомости. 2011. № 1-2.

2. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В, Эдер Л.В. Состояние и прогноз развития минерально-сырьевой базы углеводородов России на основе повышения эффективности геологического изучения и разработки месторождений // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2007. № 6.

3. Михайлюк Б.К., Кимельман С А, Неженский И А, Петров О.В., Арбатов А.А., Татаркин А.И. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостной анализ. СПб, 2007.

4. Наганов В. Эксплуатация недр России // http: // naganoff. livejoumal. com / 35455. html (23/09/2 011)

5. BP statistical Review of World Energy. 2011 / bp. com / statistical Review of World.

REFERENCES

1. Kozlovsky E. Mineral-raw material complex remains the foundation of the state // Industrial registers. 2011. № 1-2.

2. KorzhubaevA.G., FilimonovI.V., EderL.V. Status and forecast of development of mineral and hydrocarbon resource base of Russia on the basis of improving the efficiency of exploration and field development // Mineral Resources of Russia. Economics and Management. 2007. № 6.

3. MikhailyukB.K., Kimelman S.A., Nezhensky I.A., Pet-rov O.V., ArbatovAA, TatarkinA.I. Natural Resources of Russia // Mineral resource and cost analysis. Saint Petersburg, 2007.

4. Naganov V. Exploitation of subsurface resources of Russia // http: // naganoff. livejournal. com / 35455. html (23/09/2011)

5. BP statistical Review of World Energy. 2011 / bp. com / statistical Review of World.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.