Научная статья на тему 'Влияние внешней среды на развитие инфраструктуры оптовой торговли в условиях рыночной экономики'

Влияние внешней среды на развитие инфраструктуры оптовой торговли в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова Г. Б., Ишанова У. У.

Рыночная инфраструктура, являясь носителем экономических отношений субъектов, является важнейшим фактором воспроизводства на всех его стадиях, в том числе в сфере обращения. Оптовая торговля, как субъект рынка, требует наличия инфраструктурных услуг, создающих нормальные условия для осуществления торгового процесса. Элементы инфраструктуры оптового рынка объединены в комплексы: организационный, материальный, информационный, финансово – кредитный, кадровый, нормативно – правовой, внешнеэкономический. Пропорциональность между элементами, состояние их развития, оказывают прямое воздействие на уровень развития оптовой торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние внешней среды на развитие инфраструктуры оптовой торговли в условиях рыночной экономики»

10. Дынникова О.В. Что такое отток капитала и как с ним бороться. Экономическая экспертная группа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.eeg.ru.

11. Киндлебергер Ч.П. Международное краткосрочное движение капитала. - Нью-Йорк: Августин Келли, 1937.

12. Косарев А., Григорьев Л. Бегство капитала: размах и природа // Бюро экономического анализа. - 2000. - Февраль.

13. Лиманова Е.Г., Буфетова Л.П. Основы экономики: пособие. - Новосибирск, Экономический факультет НГУ - 2000.

14. Лунгани П., Мауро П. Бегство капитала из России: доклад на обсуждении стратегии МВФ. - 2000.

15. Митра П., Селовски М. Переходный период - первые 10 лет: анализ и уроки для восточной Европы и бывшего Советского союза: отчет Международного банка реконструкции и развития и Всемирного банка. - С. 128.

16. Тихомиров В. Бегство капитала из постсоветской России // Европейско-азиатские исследования. - 1997. - № 49 (4). - С. 591-616.

17. Эндрюс Е.Л. Капитализм и месть // Нью-Йорк Таймс. - 1997. - 5 Октября. - Раздел 1, 3, 10.

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ экономики

© Комарова Г.Б Ишанова У.У. *

Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции, Республика Таджикистан, г. Худжанд

Рыночная инфраструктура, являясь носителем экономических отношений субъектов, является важнейшим фактором воспроизводства на всех его стадиях, в том числе в сфере обращения.

Оптовая торговля, как субъект рынка, требует наличия инфраструктурных услуг, создающих нормальные условия для осуществления торгового процесса. Элементы инфраструктуры оптового рынка объединены в комплексы: организационный, материальный, информационный, финансово - кредитный, кадровый, нормативно - правовой, внешнеэкономический. Пропорциональность между элементами, состояние их развития, оказывают прямое воздействие на уровень развития оптовой торговли.

Условиями, обеспечивающими воспроизводство на всех его стадиях, включая сферу обмена, является инфраструктура. Установлено, что «ин-

* Доцент кафедры «Экономика и предпринимательство», кандидат экономических наук.

* Преподаватель кафедры «Экономика и предпринимательство», соискатель.

фраструктура представляет собой совокупность организационно - правовых форм и субъектов, обеспечивающих функционирование рынка» [8].

Рыночная инфраструктура, являясь носителем экономических отношений субъектов, обеспечивает посредством комплекса предприятий (организаций) и системы материально технических объектов условия для функционирования рынка.

Оптовая торговля как субъект интегрированного рынка, требует наличия инфраструктурных услуг, создающих нормальные условия для торгового процесса.

Природа инфраструктурной деятельности должна соответствовать следующим критериям:

- услуги инфраструктуры выступают необходимым условием эффективного функционирования торговых предприятий;

- конечные результаты деятельности торговых предприятий и субъектов инфраструктуры должны быть взаимозависимы;

- цели субъектов инфраструктуры должны определяться мерой воздействия на достижение конечных результатов деятельности предприятий (организаций) оптовой торговли;

- оценка инфраструктурной деятельности должна измеряться уровнем и качеством обслуживания предприятий оптовой торговли.

Деятельность субъектов рынка, обслуживающих оптовую торговлю сводится к выполнению следующих основных функций:

- обслуживание продвижения товаров из сферы производства в сферу обращения;

- создание условий для движения товарно-денежных потоков;

- обслуживание движения денежных средств.

Сложившаяся на практике в настоящее время система управления оптовыми предприятиями не обеспечивает должной эффективности многогранной деятельности оптово-посреднической инфраструктуры, которая является весьма сложным процессом и должна осуществляться с помощью современных рыночных методов управления.

Рассматривать инфраструктуру оптового рынка необходимо в рамках всей рыночной инфраструктуры. Согласно институционально-эволюционного подхода система определяет свойства входящих в неё элементов, а свойства системы, в свою очередь, вбирают в себя характеристики образующих её элементов. Это позволяет, определить какие свойства инфраструктуры рынка определяют характеристики оптового сектора экономики. К таким свойством можно отнести многообразие форм собственности, свобода ценообразования мобильность экономических ресурсов и др.

Современное состояние экономики Республики Таджикистан, оптовой торговли в том числе, и ряд других факторов, обусловлено тем, что в политике государства продолжает инерционно преобладать отраслевой (а

иногда сугубо территориальный) подход при определении первоочередных направлений государственной поддержки. Результатом этого становится рост диспропорции в состоянии и развитии важнейших элементов рыночной инфраструктуры.

Уровень развития оптовой торговли находится в прямой зависимости от степени развития других инфраструктурных звеньев экономики. Так, качественное ухудшение обслуживания клиентов на транспорте непосредственно влияет на замедление оборачиваемости продукции и вложенных в нее оборотных средств предприятий, росту потребности в банковских кредитах под товары в пути, конкурентоспособность отечественных товаров и соответствующий рост сложностей в работе оптовых организаций и кредитно-расчетных учреждений, а также предприятий связи. Система транспортно-экспедиционных услуг формировалось в период перехода к рынку стихийно, когда шел интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах Европы, США, Японии происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании и товарораспределительные центры, а это, как известно, позволяет рационализировать грузопоток, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.

В условиях Республики Таджикистан организационные процессы перестройки оптового звена протекают не достаточно эффективно.

Оптовая торговля занимает важное место в экономике рыночных государств. Так, удельный вес оптовой торговли в валовом национальном продукте составляет в этих странах от 6,0 до 8,0 %. В Германии она является одним из важнейших секторов экономики и занимает после промышленности второе место [6].

Важная проблема функционирования товарных рынков - формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, не удается учитывать создаваемые базы данных о состоянии развития товарных рынков, не координируется деятельность производителей информации и не обеспечивается их взаимовыгодное сотрудничество. В результате ни одна из оптово-посреднических фирм не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное предложение, цены, условия продажи, формы обслуживания, положение конкурентов и т.д.).

Период становления рыночной экономики в Таджикистане в качестве одной из специфических своих характеристик имеет неудовлетворенное положение в области формирования кадровой базы рыночной инфраструктуры. Кадровый потенциал определяется не номинальным количеством работников, а реальным эффектом их деятельности. В этой связи недостаточная квалификация работников, отсутствие соответствующего рыночного мышления, устаревшие методы управления становятся тормозом

для нормального функционирования отдельных оптовых предприятий. В условиях рыночных отношений успех деятельности хозяйствующих субъектов зависит от компетентности кадров, новаторства, использования адекватных экономической ситуации формы методов управления.

Влияние внешней среды на развитие оптового сектора экономики республики в значительной степени определяет тенденции его развития в условиях кризисного состояние экономики.

Так в 2009 г. промышленными предприятиями республики произведено продукции на 6262 млн. сомон (1410 млн. долл. США). По сравнению с 2008 г. объем производства сократился на 421 млн. сомон (94,8 млн. долл. США), что на 2 % ниже показателя 2008 г. В 2009 г. лишь 58 % и 824 предприятий увеличили объем производства.

Сельское хозяйство играет важную в реализации одной из стратегических целей государства, связанную с обеспечением продовольственной безопасности, снабжении потребительского рынка, улучшении экономического положения народа. В 2009 г. объем сельскохозяйственной продукции возрос по сравнению с предыдущим периодом на 10 %. Вместе с тем, продовольственная проблема на данный момент продолжает оставаться острой. В ходе реформирования аграрного сектора был осуществлен переход к мелким дехканским хозяйствам, в результате чего преимущества крупного производства были утеряны, а эффективность новых форм организации не достигнута.

В связи с критическим состоянием аграрного сектора, ростом населения зависимость внутреннего потребительского рынка от импорта все более усиливается, так за 2000-2008 гг импорт продовольственных товаров возрос, чем в 3 раза, превысив по объему их экспорт в 4,3 раза.

Основными причинами сложившейся ситуации является: снижение спроса на отечественные товары на мировом рынке, нехватка оборотных средств и недостаточная доступность банковских кредитов для реального сектора экономики.

Сложившаяся ситуация в реальном секторе экономики, при среднем размере номинальной заработной платы в 67,5 долл. США, оказывает значительное влияние на состояние потребительского рынка в целом и оптовый сектор в частности.

Деятельность оптовых предприятий направлена, в основном, на обеспечение товарами розничной торговли. В настоящее время доля государственной торговли в общем объеме товарооборота страны составляет 1,0 %, кооперативной - 2,0 %, коммерческая торговля - 4,0 %, неорганизованный рынок - 93,0 % (рис. 1), что свидетельствует о значительном сокращения государственного сектора и увеличении доли частной торговли.

В связи с переходом на рыночные отношения важное место в экономике занимает предпринимательство, особенно в сфере услуг, которое раз-

вивается быстрыми темпами. Однако в сравнении с другими странами в Таджикистане не создан соответствующий климат предпринимательской среды, об этом говорят рейтинговые оценки состояния предпринимательской среды Таджикистана международными экономическими организациями. Так, по данным Всемирного банка, в рейтинг-индексе «Doing Business - 2008» среди 178 стран Таджикистан занимает 153 место.

государствен

коммерческая

11ЫЙ ССН'ЮП

юргошга 1 /о 4%

kooi юрапивная торговля 2%

I юорганизовш гн ый рынок 93%

Рис. 1. Сопоставление источников образования розничного товарооборота

Рыночный механизм не станет эффективным, пока дух идеи товарноденежных отношений не проникнет в каждое звено сложного экономического комплекса.

Несмотря на значительные трудности в развитии национального рынка, происходит постепенное укрепление экономической, материальной и правовой базы хозяйствующих субъектов, что создает основу для повышения заинтересованности оптово - посреднического звена в формировании и развитии рыночной деятельности.

Условия рыночной экономики Таджикистана требуют от оптовой торговли коренной перестройки, предусматривающей распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально сориентированы на малое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Республики Таджикистан. - Душанбе, 1994.

2. Альбеков А.У, Федько В.П. и др. Логистика коммерции: учебное пособие. - Феникс, 2001. - С. 507.

3. Ансофф И. Стратегия управления: пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. - С. 45.

4. Антонов Г.Д. Формирование института межрегиональной оптовой торговли в России: дисс.. .доктора экон. наук. - Новосибирск, 2000. - С. 388.

5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 416.

6. Зырянов А.В. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке. - Екатеринбург, 2000.

7. Факеров Х.Н. Формирование и развитие потребительского рынка: Республики Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития.

- 2001. - № 4.

8. Факеров Х.Н. Теория и практика становления инфраструктуры потребительского рынка. - Душанбе: Ирфон, 2002. - С. 25.

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ согдийского ОБЛПОТРЕБСОЮЗА И ПУТИ ИХ НОРМАЛИЗАЦИИ © Комарова Г.Б.*, Якубова Н.Я.4

Институт экономики и торговли Таджикского государственного университета коммерции, Республика Таджикистан, г. Худжанд

В условиях рыночной экономики оптимизация объема товарных запасов позволяет хозяйствующим субъектам в сфере торговли обеспечить нормальное функционирование торгово-технологического процесса удовлетворение покупательского спроса, повышение конкурентоспособности и доходности торговой организации.

Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т.е. регулярно

* Доцент кафедры «Экономика и предпринимательство», кандидат экономических наук.

* Ассистент кафедры «Экономика и предпринимательство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.