Научная статья на тему 'Современные тенденции и проблемы развития оптовой торговли на потребительском рынке Забайкальского края'

Современные тенденции и проблемы развития оптовой торговли на потребительском рынке Забайкальского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1113
89
Поделиться
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ОБОРОТ ТОРГОВЛИ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / CONSUMER MARKETS / WHOLESALE TRADE / WHOLESALE TURNOVER / ZABAIKALYE TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шнорр Жанна Павловна

Рассмотрено состояние оптовой торговли. Выявлены основные тенденции развития оптовой торговли в Забайкальском крае. Обозначен и описан круг проблем в функционировании оптового сектора продаж на потребительском рынке территории.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шнорр Жанна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

CURRENT TRENDS AND PROBLEMS OF WHOLESALE TRADE DEVELOPMENT IN CONSUMER MARKET OF ZABAIKALYE TERRITORY

The article studies the state of the wholesale trade, identifies the main trends of its development in the Zabaikalye Territory and describes the range of problems in the functioning of the wholesale sales in the consumer market of the territory.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции и проблемы развития оптовой торговли на потребительском рынке Забайкальского края»

УДК 339.1 Ж.П. ШНОРР

ББК 65.9(2) кандидат экономических наук, доцент

Читинского института Байкальского государственного университета экономики и права

e-mail: shnorr75@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Рассмотрено состояние оптовой торговли. Выявлены основные тенденции развития оптовой торговли в Забайкальском крае. Обозначен и описан круг проблем в функционировании оптового сектора продаж на потребительском рынке территории.

Ключевые слова: потребительский рынок; оптовая торговля; оборот торговли; Забайкальский край.

ZH.P. SHNORR

PhD in Economics, Associate Professor Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law

e-mail: shnorr75@mail.ru

CURRENT TRENDS AND PROBLEMS OF WHOLESALE TRADE DEVELOPMENT IN CONSUMER MARKET OF ZABAIKALYE TERRITORY

The article studies the state of the wholesale trade, identifies the main trends of its development in the Zabaikalye Territory and describes the range of problems in the functioning of the wholesale sales in the consumer market of the territory.

Keywords: consumer markets; wholesale trade; wholesale turnover; Zabaikalye Territory.

Формирование экономической среды регионального масштаба во многом зависит от товаропроводящей системы, центральным звеном которой выступает оптовая торговля. В современных условиях глобализации и пространственного принципа экономики оптовые организации призваны способствовать организации процесса расширенного регионального воспроизводства, активно влиять на развитие потребительского рынка территории, максимально содействовать вовлечению в оборот товарных ресурсов местных товаропроизводителей, организовывать многоканальные поставки, межрегиональный и международный товарный обмен. Учитывая важность оптовой торговли в процессах регионального воспроизводства, необходимо исследование современных тенденций и выявление проблем, сдерживающих развитие оптового сектора продаж на потребительском рынке территории.

© Ж.П. Шнорр, 2012

Практика последних лет показывает наличие диспропорций между развитием потребительского рынка и обеспечением оборота товарных ресурсов, что проявляется в дисбалансе между розничным и оптовым сектором продаж, слабом влиянии оптовых структур на экономическое пространство территории, усложнении региональных процессов товародвижения. Ситуация в сфере оптовой торговли Забайкальского края в общих чертах отражает общероссийские тенденции, но при этом подвержена влиянию специфических особенностей региона, обусловленных слабостью развития промышленности, ее сырьевой направленностью и ввозным характером товарных ресурсов.

На потребительском рынке Забайкальского края функционируют более 1300 хозяйствующих субъектов оптовой торговли, из них свыше 1200 расположены в г. Чита. Деятельность по оказанию оптово-посреднических ус-

луг представлена оптовыми продажами через агентов, сельскохозяйственным сырьем, оптовой торговлей потребительскими товарами и продукцией производственно-технического назначения и означает, что в условиях рыночной экономики происходит диверсификация оптово-посреднической деятельности за счет хозяйствующих субъектов, экономическая деятельность которых ранее относилась к сфере материально-технического снабжения.

Наиболее интенсивный рост хозяйствующих субъектов достигнут по оптовой продаже продукции производственно-технического назначения, но преобладают бизнес-единицы по оптовой торговле потребительских товаров. Это не случайно, поскольку, с одной стороны, продажи потребительских товаров составляют основу оптового оборота в регионе и востребованее в силу неразвитости местной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потребностей потребительского рынка товаров. С другой стороны, доминирование хозяйствующих субъектов по продажам потребительских товаров косвенно может свидетельствовать

о вовлечении экономически неоправдованно-го количества субъектов хозяйствования по оказанию посреднических услуг в сфере оптовой торговли потребительскими товарами.

На каждую организацию оптовой торговли приходится порядка 1,3 предприятия розничной торговли, что заслуживает отрицательной оценки в силу невысокого значения и незначительных колебаний в исследуемом периоде. По нашему мнению, это может обусловить излишнюю звенность товародвижения. В качестве основных продавцов на оптовом рынке выступают организации, основным видом деятельности которых является оптовая торговля. Их число возрастает, что является положительной тенденцией и свидетельствует о специализации оптовых посредников на оказании услуг по оптовым продажам потребительских товаров.

Вместе с тем, среди хозяйствующих субъектов оптовой торговли стабильно преобладают субъекты малого предпринимательства, число которых последовательно растет, при этом на долю крупных и средних организаций оптовой торговли приходится менее 5% от общего числа посредников, что заслуживает отрицательной оценки и является отличительной чертой развития торговли в регионе.

Основным показателем деятельности торгово-коммерческих посредников выступает оборот оптовой торговли. В 2010 г. оборот оптовой торговли субъектов хозяйствования всех отраслей деятельности Забайкальского края составил 33,1 млрд р., что в товарном эквиваленте на 9,6 % больше по сравнению с 2009 г. (табл. 1). Однако оптовые продажи растут менее интенсивно по сравнению с розничной реализацией товаров.

Происходит увеличение удельного веса торгового оборота крупных и средних организаций оптовой торговли, которые в перспективе должны стать основным видом оптовых структур на региональном потребительском рынке. Вместе с тем, рост данного показателя в большей степени достигнут за счет значительного сокращения доли оптовых продаж крупных и средних организаций других видов деятельности. Удельный вес субъектов малого предпринимательства оптовой торговли стабильно возрастает. Данное обстоятельство свидетельствует, что в исследуемом периоде преобладают мелкие оптовые структуры, не способные осуществлять весь комплекс услуг посредника по закупке, хранению и реализации товаров.

Не в лучшую сторону изменилось соотношение оборота оптовой торговли к розничному обороту, реализованному на потребительском рынке. Так, если в 2007 г. розничный товарооборот превышал оптовый в 2,5 раза, то в 2010 г. разрыв возрос и составил 3,1 раза [2; 3]. Иначе говоря, доля

Таблица 1

Динамика оборота оптовой торговли Забайкальского края в 2007—2010 гг.

Вид оборота оптовой торговли Действующие цены, млрд р. Сопоставимые цены, % к предыдущему году

2007 2008 2009 2010 2007 2008 2009 2010

Оборот оптовой торговли, всего 26,2 29,4 26,9 33,1 129,3 97,3 79,7 109,6

В том числе организаций оптовой торговли 19,8 22,8 22,5 27,6 143,9 99,6 86,1 109,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Составлено по данным: [2].

оптовых продаж в розничном обороте всего 31,9 %, уровень которых оценивается отрицательно и характеризует:

- снижение числа розничных продавцов, обращающихся к услугам оптовой торговли;

- увеличение и усложнение звенности при перепродаже товаров. В среднем, в оптовом секторе края количество перепродаж, по данным исследования, достигает 2-3 звена, что замедляет оборачиваемость торгового капитала и отражается на неоправданном росте цен на товары, способствуя увеличению совокупных издержек при высоких транспортных тарифах.

Важным аспектом изучения состояния оптовой торговли в крае выступает материально-техническая база оптовой торговли. В результате рыночного реформирования инфраструктуры оптовой торговли значительная часть функций оптового посредничества перешла в сферу мелкооптовой и розничной торговли, что негативно повлияло на обеспеченность объектами материальнотехнической базы торговли региона, в том числе складских площадей. По состоянию на

1 января 2011 г. у крупных и средних оптовых посредников наблюдается сокращение практически всех видов объектов оптовой инфраструктуры за исключением наличия холодильников (табл. 2).

За исследуемый период наблюдается диспропорция торговых площадей и складов, что оценивается отрицательно, поскольку хранение товарных запасов осуществляется в магазинах. По экспертной оценке хранение товарных запасов в розничных предприятиях обходится в 2,5 раза дороже, чем на оптовых складах. Существенно различаются и инвестиционные вложения в строительство этих объектов и развитие инфраструкту-

ры [1]. Данная ситуация во многом обусловлена раздробленностью оптовых структур, их небольшими размерами, торгующими ограниченным ассортиментом. В среднем на одно оптовое предприятие в крае приходится 150-160 м2 складской площади, что не позволяет им выполнять функции оптового посредника в полном объеме и не соответствует интересам розничных торговых структур.

Количественный аспект исследования состояния оптовой торговли Забайкальского края позволяет увидеть слабость и неразвитость оптового сектора потребительского рынка, проявляющиеся в отсутствии устойчивой тенденции роста оборота оптовой торговли в сопоставимых ценах и низкой обеспеченности объектами складской инфраструктуры. Наблюдается рост хозяйствующих субъектов коммерческо-оптового посредничества при уменьшении средних объемов деятельности на один субъект и низкой обеспеченности складской площадью. Превалируют мелкие посреднические структуры, осуществляющие, как правило, только сбытовые функции, а розничная сеть стала выполнять несвойственные ей коммерческие функции по закупке, хранению и продаже товаров (прежде всего речь идет о независимых магазинах). Наличие многочисленных посредников не является ни технологически, ни организационно необходимым. Это находит свое выражение в усложнении звенности товародвижения. Для потребительского рынка региона с ввозным характером формирования товарных ресурсов данная ситуация в сфере оптовой торговли оценивается отрицательно и свидетельствует о пассивном сценарии развития оптового сектора, не оказывающим влияние на формирование экономической среды потребительского рынка.

Таблица 2

Динамика количества объектов складской сети крупных и средних хозяйствующих субъектов оптовой торговли в Забайкальском крае (на начало года)

Вид объектов 2004 2008 2011 2011 от 2004 2011 к 2004, %

Складские помещения (склады) 272 277 236 -36 86,8

Площадь, тыс. м2 160,5 121,2 88,9 -71,6 55,4

Объем, тыс. м3 647,0 550,7 448,9 -198,1 69,4

Резервуары, цистерны и другие емкости для хранения нефтепродуктов 993 797 522 -471 52,6

Объем, тыс. м3 745,6 267,4 132,5 -613,1 17,7

Холодильники 99 213 200 101 202,0

Автомобильный транспорт 473 1539 371 -102 78,4

Составлено по данным: [2-4].

Качественный аспект состояния оптовой торговли оценить несравненно сложнее. Прежде всего, речь идет об исследовании процессов структурной перестройки оптового звена и системы товародвижения, которые заметно отстают от требований формирования цивилизованного потребительского рынка и процессов глобализации экономики. Обилие мелких неконкурентоспособных оптовых торговых фирм указывает на слабую концентрацию капитала и низкий уровень объединительных трансформаций на потребительском рынке, не позволяющих обеспечивать современный уровень торгового развития и влиять на региональное воспроизводство.

Отставание наблюдается и в инфраструктурной составляющей. Во многом складская инфраструктура представлена объектами, построенными еще в советский период, которые не соответствуют ни технологически, ни функционально запросам розничной торговли, не позволяют активизировать межрегиональный обмен на основе многоканальных поставок. В крае практически отсутствуют инвестиции в строительство современных объектов складской инфраструктуры (распределительных центров, магазинов-складов, транспортно-логистических терминалов, низкотемпературных складов-холодильников, специализированной складской сети, складских площадок классов «А» и «В»). Положительные изменения, хотя и незначительные, происходят лишь в объектах сетевой розницы, осуществляющих самостоятельную закупочную и складскую деятельность. Отметим, что спецификой торговых сетей в крае является их создание на базе оптового посредничества. Торговые сети имеют собственное складское звено и стараются его развивать. В 2010 г. на базе хладокомбината введен в эксплуатацию современный склад-холодильник для хранения скоропортящихся продуктов, проект финансировался иркутскими инвесторами фирменной сети «Янта». Это в определенной мере восполнило недостаток услуг по хранению и обработке товаров, но в будущем необходимо строительство современного грузового терминала с полным комплексом современных логистических услуг.

Отдельно следует упомянуть о территориальной недоступности и слабой обеспеченности объектами оптовой инфраструктурой сельских территорий. Не используется по

прямому назначению оптовая инфраструктура потребительской кооперации, призванная осуществлять товароснабжение сельских магазинов. Мощные базы Забайкальского крайпотребсоюза (Универсальная база и Борзинская межрайбаза) функционируют как конгломерат отдельных, разрозненных оптовых предприятий на арендованных у потребительской кооперации площадях.

Перечисленные обстоятельства позволяет увидеть, что на потребительском рынке Забайкальского края в сфере оптовой торговли выявились такие тенденции, как:

- диверсификация оптово-посреднической деятельности за счет субъектов сферы материально-технического снабжения;

- неоправданный рост оптовых посредников и доминирование малых по размерам структур, не позволяющих предоставлять весь комплекс услуг;

- специализация отрасли;

- менее интенсивные темпы роста оптовых продаж по сравнению с динамичным развитием оборота розничной торговли;

- создание на основе оптовых структур сетевых форматов розничной торговли;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие организаций оптовой торговли современных форматов и специализированной складской сети;

- слабая обеспеченность складскими площадями, сокращение объектов материально-технической базы у оптовых структур, низкая инвестиционная привлекательность оптового сектора.

Выявленные тенденции во многом обусловлены комплексом проблем, свойственных оптовому сектору края, среди которых мы отмечаем следующие:

1. Отсутствие долгосрочной концепции развития регионального потребительского рынка, реализация которой должна учитывать специфику социально-экономической среды территории и влияние процессов глобализации экономики на основе системности во взаимодействиях между всеми субъектами цепочки создания потребительной стоимости на территории, координации регионального опта с межрегиональными и международными товарными потоками. Важно предусмотреть необходимость развития оптовой торговли с учетом ее потенциальной роли в экономической среде территории и наличия общих границ с КНР и Монголией.

2. Отставание оптовой отрасли от розничной торговли, увеличивающийся дисбаланс в их взаимодействии.

3. Ухудшение позиций местных производителей на региональном рынке потребительских товаров, слабая ресурсная основа для функционирования оптовой торговли по продажам товаров местного производства и отсутствие механизма по поддержке местных товаро- и сельхозпроизводителей.

4. Ориентация органов статистики и управления региональным потребительским рынком на устаревшую типизацию объектов оптовой торговли, которая не позволяет осуществлять полный и своевременный учет наличия типов, видов оптовых структур, складских площадей как в независимом секторе, так и в составе розничных торговых сетей.

5. Отсутствие интеграционных процессов в оптовом звене, консолидации участников оборота оптовой торговли и условий для развития ассоциированной торговли, оптоворозничных объединений, других объединительных трансформаций бизнес-структур, которые должны стать доминирующими в процессах регионального воспроизводства.

6. Недостаточное инфраструктурное обеспечение развития объектов оптовой торговли, что находит свое выражение в слабой обеспеченности базовыми объектами — дорожным полотном, торговыми объектами, логистическими компаниями, современными транспортными терминалами. На территории края не созданы условия для строительства и использования транзитно-распределительных терминалов для поступления, хранения и продажи товаров, а также крупного распределительного центра с долевым участием зарубежных партнеров из КНР. Крупный распределительный центр, по нашему мнению, может быть

представлен в формате мультимодального транспортно-логистического центра, способного скоординировать взаимодействие всех субъектов транспортно-логистической системы, в том числе, находящихся на сопредельных территориях.

К проблемам в области инфраструктуры можно отнести и слабые хозяйственные связи между производителями и торговыми структурами; недостаточный уровень кооперации; наличие большого числа посредников между производителями и оптовыми посредниками; плохие условия для формирования и совершенствования объектов мелкооптовых торговых посредников.

7. Низкий уровень информационного обеспечения участников процесса товародвижения и отсутствие делового маркетингового центра для изучения конъюнктуры рынка потребительских товаров региона, концентрации информации о товарах, спросе покупателей, мониторинге цен.

8. Отсутствие научно-исследовательских разработок по проблематике функционирования и развития оптовой торговли на потребительском рынке территории.

Таким образом, сфера оптовой торговли Забайкальского края в настоящее время характеризуется суженной конкурентной средой, неразвитой инфраструктурой, недостаточной инвестиционной привлекательностью, что отрицательно сказывается на развитии потребительского рынка региона и его экономическом пространстве и нуждается в дополнительном исследовании. Обозначенный круг проблем, по нашему мнению, позволит определить первоочередные меры, направленные на их комплексное решение и создание условий для развития как оптовой торговли, так и экономической среды Забайкальского края.

Список использованной литературы

1. Маклаков Г.В., Аминова А.И. Эффективность функционирования субъектов коммерческой деятельности в рыночной экономике // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. 2007. № 4 (20). С. 106-111.

2. Торговля в Забайкальском крае в 2010 году: стат. сб. Чита, 2011.

3. Торговля в Читинской области в 2003 году: стат. сб. Чита, 2004.

4. Торговля в Читинской области в 2007 году: стат. сб. Чита, 2008.

Referenses

1. Maklakov G.V., Aminova A.I. Effektivnost' funktsionirovaniya sub'ektov kommercheskoi deyatel'nosti v rynochnoi ekonomike / / Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomicheskogo universiteta. 2007. № 4 (20). S. 106-111.

2. Torgovlya v Zabaikal'skom krae v 2010 godu: stat. sb. Chita, 2011.

3. Torgovlya v Chitinskoi oblasti v 2003 godu: stat. sb. Chita, 2004.

4. Torgovlya v Chitinskoi oblasti v 2007 godu: stat. sb. Chita, 2008.