Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1616
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / РЕГИОНЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БЛОКИРОВКА СЧЕТОВ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокорев Александр Сергеевич

В статье показана значимость института внешне-экономических санкций с точки зрения обеспечения эффективности социально-экономического развития, как субъектов хозяйствования, так и региональных систем. Систематизированы в отношении национальной экономики РФ со стороны США, государств ЕС и ряда других стран. Большая их часть связана с действием таких последствий санкционного давления 2022 г., как блокировка счетов ряда крупных корпораций РФ в зарубежных кредитных организациях, блокировка резервов Центрального Банка, резкая девальвация национальнойвалюты относительно доллара и евро, существенное увеличение уровня процентных ставок на финансовом рынке, уход с национального рынка РФ ряда крупных зарубежных корпоративных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кокорев Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF FOREIGN ECONOMIC SANCTIONS IN 2022 ON THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN REGIONS

The article shows the importance of foreign economic sanctions in terms of ensuring socio-economic development effectiveness of both business entities and regional systems. The main directions of the February-March 2022 sanctions impact against the national economy of the Russian Federation by the United States, the EU states and a number of other countries on regional development are systematized.The main directions of this kind of impact are related to the effect of such consequences of the 2022 sanctions pressure as blocking the accounts of a number of large corporations of the Russian Federation in foreign credit institutions, blocking the Central Bank reserves, sharp devaluation of the national currency against dollar and euro, a significant interest rates increase in the financial market, withdrawal of a number of large foreign corporate structures from the national market of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ 2022 ГОДА НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 332.1

DOI 10.2 5257/KB.2022.2.19-23

Влияние внешнеэкономических санкций 2022 года на развитие регионов России

The impact of foreign economic sanctions in 2022 on the development of Russian regions

А. С. КОКОРЕВ1

'Государственный университет по землеустройству, Москва, Россия

A.S. KOKOREV1

'State University of Land Management, Moscow, Russia

В статье показана значимость института внешнеэкономических санкций с точки зрения обеспечения эффективности социально-экономического развития, как субъектов хозяйствования, так и региональных систем. Систематизированы в отношении национальной экономики РФ со стороны США, государств ЕС и ряда других стран. Большая их часть связана с действием таких последствий санкционного давления 2022 г., как блокировка счетов ряда крупных корпораций РФ в зарубежных кредитных организациях, блокировка резервов Центрального Банка, резкая девальвация национальной валюты относительно доллара и евро, существенное увеличение уровня процентных ставок на финансовом рынке, уход с национального рынка РФ ряда крупных зарубежных корпоративных структур.

Ключевые слова: санкционное давление, регионы, региональное развитие, блокировка счетов, валютный курс, процентные ставки, инвестиции

Abstract: The article shows the importance of foreign economic sanctions in terms of ensuring socio-economic development effectiveness of both business entities and regional systems. The main directions of the February-March 2022 sanctions impact against the national economy of the Russian Federation by the United States, the EU states and a number of other countries on regional development are systematized. The main directions of this kind of impact are related to the effect of such consequences of the 2022 sanctions pressure as blocking the accounts of a number of large corporations of the Russian Federation in foreign credit institutions, blocking the Central Bank reserves, sharp devaluation of the national currency against dollar and euro, a significant interest rates increase in the financial market, withdrawal of a number of large foreign corporate structures from the national market of the Russian Federation.

Key words: sanctions pressure, regions, regional development, blocking of accounts, exchange rate, interest rates, investments

Вопрос о влиянии внешнеэкономических санкций на обеспечение эффективности и интенсивность процессов развития современных организаций недостаточно полно исследован в специальной литературе. Отдельными аспектами рассматриваемого процесса фрагментарно занимались некоторые российские (Д. И. Абовский, Б. А. Аникин, А. А. Сенаторов и др.) и зарубежные ученые-экономисты (р. Абрамс, М. Дибб) [1-5].

В некоторых источниках рассматривается непосредственно влияние санкционного давления на эффективность развития ряда регионов РФ [6—10]. Однако такого рода разработки вряд ли можно корректно отнести к ситуации 2022 г., в рамках которой санкцион-ное давление носило беспрецедентный характер. Так, по предварительным данным объем промышленного производства в регионах РФ в марте 2022 г. снизился к уровню марта 2021 г. на 3,7 % [6, 10], однако есть вероятность, что негативные последствия новейших санкций, в том числе для развития региональных экономических систем, будут носить более длительный характер.

Санкции США и государств ЕС в отношении национальной экономики РФ в целом и отдельных ее резидентов, являющихся как физическими лицами, так и корпоративными структурами, вызванные реакцией на осуществленную с 24 февраля 2022 г. вооруженными силами России спецоперацию на территории Украины, имели достаточно значимые макроэкономические последствия для развития практически всех регионов России. К основным можно отнести следующие последствия:

1. Блокировка счетов множества отечественных коммерческих организаций и частных лиц в зарубежных кредитных организациях. Арест на неопределенный срок активов такого рода резидентов экономики РФ, в первую очередь, находящихся в юрисдикции государств, входящих в военно-политический альянс НАТО. Основными эффектами данного последствия санкционного давления для национальной экономики РФ, соответственно, станут:

- резкое снижение величины чистого денежного потока компаний, попавших под влияние такого рода дискриминирующих санкций, имеющих сомнительную легитимность в парадигме действующего международного финансового права;

- уменьшение ликвидности развития значительного количества регионов РФ в целом;

- существенные сложности реализации ранее запланированных инвестиционных и инновационных программ, в том числе регионального уровня;

- возможное увеличение социальной напряженности в регионах, ввиду вероятных рисков задержки выплаты заработной платы сотрудникам компаний РФ, попавших под действие новых санкционных ограничений 2022 гг.;

- девальвация содержания самого института международных финансовых расчетов (по крайней мере, с США и государствами ЕС - по сути, ведущими субъектами современной мировой экономики), а также института неприкосновенности иностранной собственности в государствах с развитой либеральной рыночной экономикой и априори независимой и низкокоррумпированной судебной системой (долгосрочное негативное последствие институционального порядка, преодолеть деструктивное влияние которого вряд ли быстро удастся даже после возможного смягчения санкционного давления) - как итог, снижение интенсивности и потенциальной финансово-экономической эффективности процессов формирования и реализации международных инвестиционных проектов с участием резидентов экономики России.

2. Блокирование финансовых резервов ЦБ РФ, размещенных в американских и европейских финансовых организациях. Такого рода блокировка, по сути, не имела прецедентов в истории международных финансово-экономических отношений в целом и новейшей истории формирования интернациональных финансовых ограничений санкционного плана, в частности. Собственно, и в отношении экономики РФ в 20142021 гг. финансово-экономические санкции со стороны США и государств ЕС действовали исключительно в отношении ряда частных компаний; их объектом не являлась такая относительно авторитетная на мировом финансовом рынке организация, как Банк России.

Соответственно, основными эффектами для национальной экономики РФ и экономических систем отдельных ее регионов от данного санкционного акта, по мнению автора, являются:

- резкое, внеплановое снижение уровня ликвидности деятельности Банка России, повышение рисков несвоевременного и неполного исполнения данной финансовой организацией ранее принятых экономических обязательств перед внутрироссийски-ми и внешними контрагентами (например, финансовыми и иными организациями государств, являющихся стратегическими партнерами экономики РФ по ШОС, ЕАЭС, БРИКС, компаниями и банковскими институтами иных государств мировой экономики, не относящихся к блоку НАТО);

- повышение ставки рефинансирования (ключевой ставки) ЦБ РФ с 8,5 % до 20,0 % с 1 марта 2022 г. с целью кредитной рестрикции и обеспечения относительно нормального функционирования национальной финансово-кредитной системы в сложившихся крайне неблагоприятных внешних и отчасти внутренних экономических условиях;

- как следствие описанной выше ситуации крайне интенсивного роста ключевой ставки ЦБ РФ в отечественной финансово-кредитной системе с начала марта 2022 г. наблюдается активный резкий рост ставок межбанковского кредитного рынка, ставок

по депозитам для физических лиц и ставок кредитования организаций и населения, сложностей получения региональными властями банковских кредитных ресурсов;

- вероятный дополнительный рост уровня инфляции ввиду включения процентов по кредитам в себестоимость продукции, работ, услуг отечественных компаний различных форм собственности и отраслей национальной экономики РФ;

- существенное снижение качества жизни той части населения регионов РФ, которая активно пользуется кредитами для финансирования текущих расходов, а также затрат на использование жилья (в рамках ипотечных заимствований) (снизить негативное влияние данного финансово-экономического эффекта санкционных ограничений призвано введение в России института временных кредитных каникул для физических лиц).

Данный аспект сложившейся критической ситуации, по мнению автора, был в значительной степени обусловлен тем фактом, что ЦБ РФ хранил до февраля 2022 г. значительную часть своих активов на корреспондентских счетах в американских и европейских кредитных организациях. Соответственно, в стратегической перспективе в этой части целесообразно для хранения финансовых ресурсов Банка России использовать исключительно финансовый потенциал кредитной системы государств, входящих в дружественные России политико-экономические организации, в первую очередь ЕАЭС и БРИКС (за исключением такого члена последнего интеграционного образования, как Бразилия, финансово-экономическая политика которой в значительной степени зависит от влияния США).

3. Резкая девальвация рубля относительно ведущих мировых резервных валют - доллара и евро. Так, только за 24-28 февраля 2022 г. курс доллара США относительно национальной валюты экономики РФ вырос более чем на 30 %. Основными эффектами от экономики РФ в целом и отдельных регионов данного последствия как кризиса в целом, так и ситуации санкционнного давления, являются:

- интенсивный рост инфляции как за счет непосредственного быстрого роста цен на товары и услуги, импортируемые из США и государств ЕС, так и в результате вторичного, пусть менее резкого, но устойчивого сверхпланового роста себестоимости товаров, работ, услуг отечественного производства;

- быстрое изменение приоритетов потребительского поведения экономических субъектов национальной экономики РФ в направлении активизации потребления экономических благ (товаров, работ, услуг) отечественного производства, а также определенных благ, созданных в государствах, не входящих в санкционные списки (утвержденный 7 марта 2022 г. правительством России список недружественных государств);

- активный приток финансового капитала на спекулятивно развивающийся валютный рынок, отток для этих целей части сбережений населения РФ и временно свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования;

- повышение стимулов для отечественных компаний различного профиля, в первую очередь, производственных предприятий, для активизации процессов формирования и развития внешнеэкономических связей с компаниями дружественных России международных экономических альянсов;

- определенный рост конкурентоспособности регионального производства и сбыта отечественных товаров и услуг, являющихся заменителями аналогичных экономических благ производства компаний США, государств ЕС и иных субъектов санкционного давления на национальную финансово-экономическую систему РФ (условно-положительный эффект сложившейся кризисной ситуации).

4. Закрытие (временное, но на неопределенный срок) отечественного фондового рынка. Интенсивный рост рисков взаимодействия отечественных публичных компаний и инвесторов с зарубежными фондовыми рынками. Основными эффектами данного последствия санк-ционных действий в отношении национальной экономики РФ, на наш взгляд, являются:

- отсутствие возможностей реализации планов ряда крупных корпоративных структур

экономики России по мобилизации финансово-инвестиционных ресурсов на национальном и (или) международном финансовых рынках, в частности, посредством эмиссии и размещения корпоративных акций и облигаций, и, как следствие, секвестирование инвестиционных программ развития такого рода субъектов хозяйствования;

— снижение ликвидности и возможностей финансово-экономического развития в целом тех субъектов хозяйствования (компаний и банков РФ), значительная часть активов которых была номинирована в ценных бумагах сторонних компаний, которые в настоящее время крайне проблематично реализовать на рынке;

— формирование дополнительных стимулов для субъектов экономики РФ для финансирования программ и проектов развития за счет непубличных финансовых ресурсов (собственных средств, ранее сформированных финансовых резервов (при наличии таковых), программ и механизмов государственно-частного партнерства, интеграции в структуру холдингов, финансово-промышленных групп, территориальных экономических кластеров и т. п.);

— снижение стимулов к взаимодействию регионов РФ с виртуальными рынками капитала, поскольку значительный круг субъектов интернет-рынков учрежден субъектами хозяйствования, являющимися резидентами экономических систем США

или государств ЕС, что порождает высокую вероятность переноса финансовых рисков, обусловленных масштабными новыми санкциями февраля-марта 2022 г., в том числе и на виртуальный финансовый сектор.

5. Прекращение или приостановление деятельности на территории страны значительного количества крупных иностранных компаний, в том числе относящихся к ГГ-сектору экономики [11]. Подобная ситуация может стратегически вызвать как сужение емкости потребительских рынков практически всех регионов России, так и сложности в реализации разного рода региональных экономических программ.

В целом, на наш взгляд, в сложившихся условиях финансово-экономического кризиса, который, весьма вероятно, будет носить достаточно длительный характер, для регионов производственного профиля национальной экономики РФ наиболее рациональной является стратегия повышения конкурентоспособности на основании системной реализации политики импортозамещения, минимизации зависимости от флуктуаций курсов доллара и евро, уменьшения финансирования проектов и программ регионального развития за счет заемных средств, в первую очередь, кредитов коммерческих банков России, активной интеграции регионов в национальные (федеральные) антикризисные программы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Абовский Д. И. Современные модели развития экономики // Менеджмент и маркетинг в России. 2019. № 4. С. 65.

2. Аникин Б. А., Рудая И. Л. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента. М.: Инфра-М, 2017. С. 23.

3. Сенаторов А. А. Проблемы оценки эффективности санкционного давления // Инвестиции в России. 2020. № 4. С. 59-64.

4. Abrams R. Entrepreneurship: A Real-World Approach. Redwood City: Planning Shop, 2020. 233 p.

5. Dibb M. The Beginners Guide to Investing in ICOs: 11 steps to successfully investing in Initial Coin Offerings. NY, 2019. 92 p.

6. Краткосрочные показатели социально-экономического развития России // Вестник Федеральной службы государственной статистики. 2022. № 4. 188 с.

7. Свидина А. И. Влияние санкционного давления на социально-экономическое развитие регионов России // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 491-497.

8. Фиоктистов К. С. Направления влияния санкционного давления

на функционирование отечественного рынка информационных технологий и систем // Вопросы экономики и управления. 2022. № 3. С. 42-47.

9. Сенаторов А. А. Проблемы оценки эффективности санкционного давленния // Инвестиции в России. 2020. № 4. С. 59-64.

10. Семенова Е. И., Маркелова Л. А., Дорждеева В. А. Влияние санкций на регионы Российской Федерации // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 10. С. 122-127.

11. Какие 1Т-компании уходят из России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.business.ru/news/30799-it-kompanii (дата обращения 31.03.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Александр Сергеевич КОКОРЕВн

Кандидат экономических наук, доцент

Доцент кафедры экономической теории и менеджмента

Государственный университет по землеустройству,

Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 6573-4226

AuthorlD: 919752

ORCID: 0000-0002-6198-8556

Scopus AuthorlD: 57205681951

Haskokorev78@mail.ru

Поступила в редакцию 01.03.2022 Принята к публикации 11.03.2022

Для цитирования:

Кокорев А. С. Влияние внешнеэкономических санкций 2022 года на развитие регионов России // Культура и безопасность. 2022. № 2. С. 19-23. 00!:10.25257/КВ.2022.2.19-23

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Aleksander S. KOKOREV«

PhD in Economics, Associate Professor

Associate Professor of the Department of Economic

Theory and Management,

State University of Land Management,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 6573-4226

AuthorlD: 919752

ORCID: 0000-0002-6198-8556

Scopus AuthorlD: 57205681951

«askokorev78@mail.ru

Received 01.03.2022 Accepted 11.03.2022

For citation:

Kokorev A.S. The impact of foreign economic sanctions in 2022 on the development of Russian regions. Kultura i bezopasnost (Culture and safety). 2022, no. 2, pp. 19-23. D0I:10.25257/KB.2022.2.19-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.