2. Миссия курса - в профессиональной подготовке будущего специалиста посредством рефлексивной систематизации его раннего профессионального опыта, имеющейся теоретико-прикладной подготовки и опыта практической деятельности, а также предоставления реальной возможности (посредством использования максимально возможного разнообразия интерактивных форм для рефлексии своего профессионального и личностного «пути. В качестве «смысловой» составляющей проблемы, мотивирующей учебную деятельность студентов по освоению содержания курса, выступает идея решения специалистом профессионально-экологических задач.
3. Предлагаемая версия курса «Экология человека» выполнена на стыке естественнонаучных (эволюционная биология, экология, энвайронментология) и гуманитарных (социология, психология, педагогика) направлений. В основе же концептуального построения содержания курса лежит, как было отмечено ранее, средовой подход с его отражением в таких «стыковых» научных направлениях как социальная экология, экологическая психология, экологическая педагогика.
4. Курс (принципиально и содержательно) обладает большим потенциалом для освоения студентами личностно-про-фессиональных (общекультурных, собственно профессиональных и социально-личностных) компетенций. Исходя из этого определено соответствующее его содержание, включающее шесть образовательных модулей (ОМ) - вводный и заключительный, а также четыре основных, соответствующих различным случаям взаимодействий человека в окружающей его среде обитания.
ОМ «Актуализация». Понятие об антропологическом принципе познания. Экологический подход в антропологии как попытка осмысления роли средовых взаимодействий в эволюционном и культурном становлении человека как особой формы жизни (разумного существа), системной в строении и развитии, но противоречивой в поведенческих проявлениях. Проблемы и перспективы изучения четырех ключевых случаев взаимодействий человека (экологических, психологических, социальных, виртуальных) в разных «средах» его обитания (природной, антропогенной, информационной).
ОМ1. Случай первый: взаимодействие человека и окружающей его среды в эволюционно-историческом развитии.
Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие в эволюционном развитии видов на Земле. Происхождение человека. Человек и окружающая его среда на разных стадиях эволю-ционно-исторического развития. Экологические проблемы современности и будущего. Будущее цивилизации. Устойчивое развитие, коэволюция и мировоззрение.
ОМ2. Случай второй: психологическое взаимодействие человека с природными объектами.
Особенности влияния различных видов сред на психику человека. Понятие о психологических взаимодействиях в системе «Человек - Природный объект». Психологическое содержание понятия «окружающая человека природная среда». Природный объект как психологически атрибутивная составляющая социальной среды. Сотрудничество субъектов в межвидовом взаимодействии в системе «Человек - Домашнее животное»: психологическая составляющая.
ОМ3. Случай третий: социально-экологические взаимодействия личности в среде образования и воспитания.
Экологическая культура как фактор противодействия антиэкологичному развитию человека и ноосферного развития цивилизации. Традиционные и современные рефлексивные технологии формирования экологической культуры. Энвай-ронментальная составляющая образования и воспитания личности, в формировании экологической культуры. Особенности включения личности в экологоориентированную деятельность в среде образования и воспитания.
ОМ4. Случай четвертый: информационно-экологические взаимодействия человека в интернет-среде. Информация как продукт жизнедеятельности человека. Информация как среда деградации личности. Информация как среда развития личности. Информация как важнейший фактор развития цивилизации. Понятие об информационной экологии. Интернет как психологически атрибутивная среда с амбивалентным потенциалом. Позитив и негатив интернета в процессе становления информационной личности.
ОМ «Итоговая рефлексия». Характеристика ключевых аспектов взаимодействия в системе «Человек - Среда - Культура» (эволюционно-исторический, психологический, социально-экологический) в форме устной и письменной индивидуальной и групповой рефлексии содержания курса. Итоговая аттестация в форме подготовки и защиты индивидуальной письменной работы по ключевым аспектам взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой.
5. Особенность курса в том, что в процессе освоения каждого модуля при специальной дидактической поддержке преподавателя осуществляется включение студентов в соответствующую непрерывную самостоятельную учебно-познавательную активность, в реальное планирование, конструирование и моделирование (а занятиях, и вне аудитории) отдельных элементов профессиональной деятельности психолога в различных сферах психологической практики.
6. Так, на примере экстремальной психологии рассматривается психолого-практическая деятельность, которая направлена на психологическое обеспечение деятельности человека в сложных условиях, например во время авиационного и космического полётов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье, в результате военных действий, потери родственников, в условиях больших городов - мегаполисов («психоз большого города»), большого скопления людей (митинги, демонстрации, спортивные мероприятия) и т.п.
УДК 159.9
Горобец Т.Н.(РАНХиГС, Москва, Россия, [email protected]) Ковалев В.В. (РАНХиГС, Москва, Россия, [email protected]) Огнивов В.В. (МПГУ, Москва, Россия [email protected])
ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ И АУДИАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Gorobetc T.N. (RANEPA, Moscow, Russia,, [email protected])
Kovalev V.V. (RANEPA, Moscow, Russia, [email protected],) Ognivov V.V.(MPGUMoscow, Russia, [email protected])
INFLUENCE OF VISUAL AND ACOUSTICAL INCENTIVES ON FUNCTIONAL STATES AND WORKING CAPACITY
Проводили комплексное исследование влияния визуальных стимулов: изображения фракталов и городских пейзажей, а также аудиальных стимулов в виде коротких музыкальных фрагментов различных жанров. Результаты исследований с использованием методов окулографии, регистрации кожно-гальванической реакции, ЭКГ показали, что наблюдается характерная ответная реакция испытуемых в ответ на предъявление визуальных стимулов. Испытуемым в количестве 70 человек обоих полов в возрасте 18-20 лет, предлагалось рассматривать с ограниченным временем экспозиции видеоряды включающие изображение фракталов, предварительно отобранных как наиболее понравившихся
и видеоряд, включающий элементы городского пейзажа, часто применяемые в различной печатной продукции. Показано, что видеоряд фракталов способствовал изменениям функционального состояния испытуемых в направлении расслабления и положительных эмоциональных реакций. При рассмотрении данных изображений увеличивается количество саккад (слежений глазных яблок) и зрительных фиксаций, зрачковая реакция регистрируемая в ходе оку-лографии, также показывает положительные результаты при предъявлении фрактальных изображений в сравнении с неоднозначной гедонической реакцией в ответ на предъявление изображений урбанистических пейзажей. Результаты анализа кривых контрольного и экспериментального видеоряда показывают, что в экспериментальном ряду изображений количество конвергентных движений глаз значительно больше. Это доказывает повышенный интерес испытуемых к рассмотрению фракталов. Полученные результаты свидетельствуют о наличии реакции зрачка на изменения эмоциональных состояний. При предъявлении фрактальных стимулов наблюдается расширение зрачка, что может свидетельствовать о наличии интереса и формировании положительных эмоций. На втором этапе проводили комплексное психофизиологическое исследование влияния аудиальных стимулов с помощью полинейрографа «энце-фалан», с регистрацией ЭЭГ, КГР, ЭКГ. Испытуемым предлагалось прослушать музыкальный фрагмент, включающий в себя разные жанры музыки. До- и после предъявления звукового стимула производилась фоновая запись вышеназванных вегетативных показателей и ЭЭГ. Испытуемым предлагалось построить ряд из музыкальных фрагментов начиная с наименее и заканчивая наиболее предпочитаемыми. Результаты ЭКГ показали, что у большинства испытуемых наиболее предпочитаемые музыкальные фрагменты вызывали уменьшение ЧСС, наименее предпочитаемые - увеличение данного показателя. Однако положительные корреляции между субъективными психологическими тестами и показателями ЧСС отмечены только у отдельных испытуемых. Большая часть испытуемых имеют отрицательный коэффициент корреляции (г = от -0,2 до -0,6). Наиболее коррелируют с результатами субъективной оценки испытуемых показатели ЭЭГ (альфа и бета индексы), при коэффициенте корреляции г = 0,5 в среднем. Следует заметить, что у некоторых испытуемых отмечается отрицательная корреляция (г = -0,3). Результаты анализа КГР показывают увеличение частоты спонтанных реакций на предъявление различных по жанру музыкальных фрагментов, что по мнению ряда авторов может свидетельствовать об эмоциональной активации. Отмечено также увеличение ЧД в ответ на предъявление наименее предпочитаемых стимулов. Применение методов комплексной психофизиологической диагностики функциональных состояний с использованием полинейро-графических методов регистрации психофизиологических параметров позволяет дать объективную оценку влияния музыки и визуальных стимулов, как фактора внешней стимуляции на функциональные состояния и работоспособность человека.
УДК 159.9.
Гумова Н.Д. (РАНХиГС, Москва, Россия) Озиева П.М. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
СМЕЩЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «БАТАЛЬОНЪ»)
Gumova N.D. (RANEPA, Moscow, Russia)
Ozieva P.M. (RANEPA, Moscow, Russia)
DISPLACEMENT OF GENDER ROLES IN EXTREME CONDITIONS (BASED ON THE FILM «BATAL'ON»)
Военно-драматическая история «Батальонъ» (2015), которая основана на реальных событиях, раскрывает малоизвестные аспекты военного времени, а точнее, Первой мировой войны. Красивая и яркая экранизация помогает воспринимать фильм и информацию, которую автор картины хотел донести до зрителя.
В фильме речь идет о 1917 годе, когда был разгар войны. Февральская революция изменила жизнь России. Государь уже отрёкся от престола. В окопах, где противостояние с немцами длится уже не один год, вовсю ведут свою пропаганду большевики. Они призывают к миру с неприятелем. Российское офицерство фактически ничего не может решить без одобрения так называемых солдатских комитетов. Армия находится на пороге окончательного разложения.
Фильм довольно насыщенный многочисленными сюжетными линиями и сценами, где именно женщины, которые выступают в главных ролях, пытаются приспособиться к суровой солдатской жизни и раз за разом оказываются совершенно в невообразимых жизненных ситуациях. На войну уже отказывались идти мужчины, отпираясь различными отговорками. Женщины решили пристыдить сильный пол, создав свой женский батальон под предводительством Марии Бочкаревой в Петербурге. Многие женщины в то время считали, что созданием женского батальона у них получится хоть как-то поднять боевой дух всей армии и доказав всем, что женщина тоже в критическое для страны время умеет взять на себя мужские функции.
Все девушки и женщины, прошедшие отбор в этот батальон, отправлялись туда специально и по собственному желанию. У многих из них были родители, братья и сестры, но это их никак не останавливало. После того, как был сформирован батальон, женщин обучали военному делу. Они, как и все, жили в казармах и совершенствовали каждый день свои знания и умения. И каждая из них реально осознавала, что придет тот момент, и они пойдут на фронт, чтобы защищать свою землю и Родину, за которую готовы были отдать свою жизнь.
Все женщины батальона воюют точно так же, как и мужчины, различия никакого нет. Они показывают свою выдержку, которой позавидовал бы любой мужчина, свою храбрость и жесткую дисциплину. Бочкарева - это очень строгая женщина, которая держит в ежовых рукавицах весь батальон, вырабатывает в них силу воли, мужество и храбрость, которых так не хватает в борьбе за свою землю. Бочкарева установила в батальоне жесткую дисциплину и поддерживала ее своей железной рукой (в полном смысле этого слова - била морды как заправский старорежимный вахмистр). Ряд женщин, не принявших бочкаревских мер управления батальоном, откололись и организовали свой ударный батальон.
Бочкарева выполняла сразу несколько ролей. Она выступала в качестве командира данного батальона. Она выступала в роли матери для тех девушек, которые бросили свои семьи