педагогическом аспектах. В качестве «смысловой» составляющей проблемы, мотивирующей учебную деятельность студентов по освоению содержания курса, выступает идея о взаимовыгодных психологических межвидовых взаимодействиях. А его в том, что в процессе его осуществляется включение студентов в соответствующую непрерывную самостоятельную учебно-познавательную активность, в реальное планирование, конструирование и моделирование (на занятиях, и вне аудитории) отдельных элементов профессиональной деятельности психолога-исследователя и психолога-практика. Что в свою очередь приводит студентов к проектированию и реализации индивидуальной стратегии своего личностно-профессионального развития.
2. Смысловой (мотивирующей учебную деятельность) и системообразующей дидактической составляющей активизации процесса самостоятельной учебно-познавательной активности, выступает идея решения психологом профессионально-экологических задач в исследовательской и практической деятельности. В рамках курса актуализируется теоретическая и прикладная значимость таких задач, при этом постепенно «обрастает» самостоятельно полученными студентами фактами и развивается тезис о том, что межвидовая психология как формирующаяся на стыке наук дисциплина, весьма тесно связана с различными сферами практической психологии: психологии животных (зоопсихология), педагогической психологией, клинической психологией, психологией служебной деятельности.
3. Наряду с психологией животных многие десятилетия развиваются такие прикладные направления как энвайронмен-тальная (за рубежом) и экологическая (в России) психология, исследования в области которых направлены на изучение психологических особенностей взаимодействия человека с окружающей его средой, и в частности с конкретными природными объектами. Работая с такой проблематикой, психолог может эффективно применить ее в таких актуальных сферах психологической практики, указанных выше.
4. Зоопсихолог в рамках профессиональной компетентности должен обладать многими специальными и отличными (в силу принципиальности их наличия) от других сфер практической психологии компетенциями (и знаниевыми, и практическими): эколого-биологическими, этологически-ми, физиологическими, а также на высоком уровне сформи-рованности компетенциями личностного порядка, такими как наблюдательность, проницательность, общительность, толерантность, рефлексивность, доброжелательность, уравновешенность, терпение. Компетентный зоопсихолог - специалист, квалификация которого как психолога, эколога и этолога, так и практика отражает его компетентность в аспектах взаимодействия и с человеком, и с животным, способность понять, что не так в «сотрудничестве» того и другого. Очевидно, что важнейшее качество, необходимое для эффективной практической работы зоопсихолога - объективность в оценке поведенческих проявлений животного в межвидовых взаимодействиях с человеком. Сегодня зоопсихолог не только может, но и обязан помочь семье или отдельному человеку: подобрать наиболее подходящее животное, наладить с ним контакт или даже найти «прямой язык» с животными, понять их желания; подсказать, как именно следует заниматься с данным конкретным животным, как воспитать его и себя во взаимодействии с ним; понять, что случилось с животным, если оно вдруг перестало есть; взаимодействовать с брошенными или пережившими трагедию животными, а также с теми представителями друзей наших меньших, у которых нарушена психика.
5. Педагог-психолог - приложение его деятельности не только в психологическом обеспечении образовательного процесса, но и в психологическом консультировании и реабилитации детей и взрослых. Профессионально-экологические
компетенции при этом дадут возможность использовать, например, в гармонизации отношений личности в различных системах социума, средства «природотерапии», имеющие психологически атрибутивный характер, и прежде всего -анималотерапии во взаимодействии с домашними питомцами.
6. Клинический психолог - специалист в сфере, в которой анималотерапия (дельфинотерапия, канистерапия, ипотерапия и др.), практически во всех цивилизованных странах мира, занимает прочное место в цепи реабилитационно-восстано-вительных мероприятий, например у детей с отклонениями в психоневрологическом развитии и с детским церебральным параличом. При этом, реабилитация детей требует согласованной работы специалистов разных направлений: врачей, коррекционных педагогов, психологов, логопедов, кинези-терапевтов и - на втором этапе лечебно-реабилитационной работы - анималотерапевтов.
7. Важен вопрос об использовании животных и в практике психологии служебной деятельности (например, кинологические службы ФСБ, таможни, МЧС, полиции; а также на границе, в аэропортах, в условиях катастроф и т.д.; центры по подготовке морских животных в военных и гражданских целях и т.д.).
8. Предлагаемый курс (и принципиально, содержательно) обладает большим потенциалом для освоения студентами личностно-профессиональных (общекультурных, собственно профессиональных и социально-личностных) компетенций. Однако осмысление студентом той или иной актуальной проблематики, тех или иных вопросов эволюционной и межвидовой психологии как междисциплинарного направления может быть затруднено в связи с недостаточным уровнем базовой подготовки, поэтому важна дидактическая поддержка и сопровождение учебной деятельности, которая постепенно (от первого к заключительному занятию) ведет студентов от хаотичного и интуитивного к системному и рефлексивному ее планированию и саморганизации.
УДК 37.025;37.026;378;572;574
Гагарин А.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ПСИХОЛОГА: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ1
Gagarin A. V. (RANEPA, Moscow, Russia)
HUMAN ECOLOGY FOR THE PSYCHOLOGIST: PROMISING APPLICATION AREAS1
В основе построения содержания предлагаемого курса лежит средовой подход: а) в отражении четырех случаев2 взаимодействий человека (экологических, психологических, социальных, виртуальных) в разных «средах» его обитания (природной, антропогенной, информационной); б) в попытке осмысления роли данных взаимодействий в эволюционном и культурном становлении человека как особой формы жизни (разумного существа), системной в строении и развитии, но противоречивой в поведенческих проявлениях.
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (№ 13-06-00479).
2 Под термином «случай» здесь можно и следует понимать ни что иное, как «.. .цепь недостаточно хорошо познанных причин и следствий» (Философский энциклопедический словарь, 2010). Речь о тех направлениях
и экологии человека, которые актуальны сегодня и представляют интерес в будущем для научного познания (четыре из них и предлагаются нами).
2. Миссия курса - в профессиональной подготовке будущего специалиста посредством рефлексивной систематизации его раннего профессионального опыта, имеющейся теоретико-прикладной подготовки и опыта практической деятельности, а также предоставления реальной возможности (посредством использования максимально возможного разнообразия интерактивных форм для рефлексии своего профессионального и личностного «пути. В качестве «смысловой» составляющей проблемы, мотивирующей учебную деятельность студентов по освоению содержания курса, выступает идея решения специалистом профессионально-экологических задач.
3. Предлагаемая версия курса «Экология человека» выполнена на стыке естественнонаучных (эволюционная биология, экология, энвайронментология) и гуманитарных (социология, психология, педагогика) направлений. В основе же концептуального построения содержания курса лежит, как было отмечено ранее, средовой подход с его отражением в таких «стыковых» научных направлениях как социальная экология, экологическая психология, экологическая педагогика.
4. Курс (принципиально и содержательно) обладает большим потенциалом для освоения студентами личностно-про-фессиональных (общекультурных, собственно профессиональных и социально-личностных) компетенций. Исходя из этого определено соответствующее его содержание, включающее шесть образовательных модулей (ОМ) - вводный и заключительный, а также четыре основных, соответствующих различным случаям взаимодействий человека в окружающей его среде обитания.
ОМ «Актуализация». Понятие об антропологическом принципе познания. Экологический подход в антропологии как попытка осмысления роли средовых взаимодействий в эволюционном и культурном становлении человека как особой формы жизни (разумного существа), системной в строении и развитии, но противоречивой в поведенческих проявлениях. Проблемы и перспективы изучения четырех ключевых случаев взаимодействий человека (экологических, психологических, социальных, виртуальных) в разных «средах» его обитания (природной, антропогенной, информационной).
ОМ1. Случай первый: взаимодействие человека и окружающей его среды в эволюционно-историческом развитии.
Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие в эволюционном развитии видов на Земле. Происхождение человека. Человек и окружающая его среда на разных стадиях эволю-ционно-исторического развития. Экологические проблемы современности и будущего. Будущее цивилизации. Устойчивое развитие, коэволюция и мировоззрение.
ОМ2. Случай второй: психологическое взаимодействие человека с природными объектами.
Особенности влияния различных видов сред на психику человека. Понятие о психологических взаимодействиях в системе «Человек - Природный объект». Психологическое содержание понятия «окружающая человека природная среда». Природный объект как психологически атрибутивная составляющая социальной среды. Сотрудничество субъектов в межвидовом взаимодействии в системе «Человек - Домашнее животное»: психологическая составляющая.
ОМ3. Случай третий: социально-экологические взаимодействия личности в среде образования и воспитания.
Экологическая культура как фактор противодействия антиэкологичному развитию человека и ноосферного развития цивилизации. Традиционные и современные рефлексивные технологии формирования экологической культуры. Энвай-ронментальная составляющая образования и воспитания личности, в формировании экологической культуры. Особенности включения личности в экологоориентированную деятельность в среде образования и воспитания.
ОМ4. Случай четвертый: информационно-экологические взаимодействия человека в интернет-среде. Информация как продукт жизнедеятельности человека. Информация как среда деградации личности. Информация как среда развития личности. Информация как важнейший фактор развития цивилизации. Понятие об информационной экологии. Интернет как психологически атрибутивная среда с амбивалентным потенциалом. Позитив и негатив интернета в процессе становления информационной личности.
ОМ «Итоговая рефлексия». Характеристика ключевых аспектов взаимодействия в системе «Человек - Среда - Культура» (эволюционно-исторический, психологический, социально-экологический) в форме устной и письменной индивидуальной и групповой рефлексии содержания курса. Итоговая аттестация в форме подготовки и защиты индивидуальной письменной работы по ключевым аспектам взаимодействия человека с окружающей природной и социальной средой.
5. Особенность курса в том, что в процессе освоения каждого модуля при специальной дидактической поддержке преподавателя осуществляется включение студентов в соответствующую непрерывную самостоятельную учебно-познавательную активность, в реальное планирование, конструирование и моделирование (а занятиях, и вне аудитории) отдельных элементов профессиональной деятельности психолога в различных сферах психологической практики.
6. Так, на примере экстремальной психологии рассматривается психолого-практическая деятельность, которая направлена на психологическое обеспечение деятельности человека в сложных условиях, например во время авиационного и космического полётов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара (Арктика, Антарктика, высокогорье, пустыня), в подземелье, в результате военных действий, потери родственников, в условиях больших городов - мегаполисов («психоз большого города»), большого скопления людей (митинги, демонстрации, спортивные мероприятия) и т.п.
УДК 159.9
Горобец Т.Н.(РАНХиГС, Москва, Россия, [email protected]) Ковалев В.В. (РАНХиГС, Москва, Россия, [email protected]) Огнивов В.В. (МПГУ, Москва, Россия [email protected])
ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ И АУДИАЛЬНЫХ СТИМУЛОВ НА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Gorobetc T.N. (RANEPA, Moscow, Russia,, [email protected])
Kovalev V.V. (RANEPA, Moscow, Russia, [email protected],) Ognivov V.V.(MPGUMoscow, Russia, [email protected])
INFLUENCE OF VISUAL AND ACOUSTICAL INCENTIVES ON FUNCTIONAL STATES AND WORKING CAPACITY
Проводили комплексное исследование влияния визуальных стимулов: изображения фракталов и городских пейзажей, а также аудиальных стимулов в виде коротких музыкальных фрагментов различных жанров. Результаты исследований с использованием методов окулографии, регистрации кожно-гальванической реакции, ЭКГ показали, что наблюдается характерная ответная реакция испытуемых в ответ на предъявление визуальных стимулов. Испытуемым в количестве 70 человек обоих полов в возрасте 18-20 лет, предлагалось рассматривать с ограниченным временем экспозиции видеоряды включающие изображение фракталов, предварительно отобранных как наиболее понравившихся