Научная статья на тему 'Смещение гендерных ролей в экстремальных условиях (на материале фильма "Батальонъ")'

Смещение гендерных ролей в экстремальных условиях (на материале фильма "Батальонъ") Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
84
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смещение гендерных ролей в экстремальных условиях (на материале фильма "Батальонъ")»

и видеоряд, включающий элементы городского пейзажа, часто применяемые в различной печатной продукции. Показано, что видеоряд фракталов способствовал изменениям функционального состояния испытуемых в направлении расслабления и положительных эмоциональных реакций. При рассмотрении данных изображений увеличивается количество саккад (слежений глазных яблок) и зрительных фиксаций, зрачковая реакция регистрируемая в ходе оку-лографии, также показывает положительные результаты при предъявлении фрактальных изображений в сравнении с неоднозначной гедонической реакцией в ответ на предъявление изображений урбанистических пейзажей. Результаты анализа кривых контрольного и экспериментального видеоряда показывают, что в экспериментальном ряду изображений количество конвергентных движений глаз значительно больше. Это доказывает повышенный интерес испытуемых к рассмотрению фракталов. Полученные результаты свидетельствуют о наличии реакции зрачка на изменения эмоциональных состояний. При предъявлении фрактальных стимулов наблюдается расширение зрачка, что может свидетельствовать о наличии интереса и формировании положительных эмоций. На втором этапе проводили комплексное психофизиологическое исследование влияния аудиальных стимулов с помощью полинейрографа «энце-фалан», с регистрацией ЭЭГ, КГР, ЭКГ. Испытуемым предлагалось прослушать музыкальный фрагмент, включающий в себя разные жанры музыки. До- и после предъявления звукового стимула производилась фоновая запись вышеназванных вегетативных показателей и ЭЭГ. Испытуемым предлагалось построить ряд из музыкальных фрагментов начиная с наименее и заканчивая наиболее предпочитаемыми. Результаты ЭКГ показали, что у большинства испытуемых наиболее предпочитаемые музыкальные фрагменты вызывали уменьшение ЧСС, наименее предпочитаемые - увеличение данного показателя. Однако положительные корреляции между субъективными психологическими тестами и показателями ЧСС отмечены только у отдельных испытуемых. Большая часть испытуемых имеют отрицательный коэффициент корреляции (г = от -0,2 до -0,6). Наиболее коррелируют с результатами субъективной оценки испытуемых показатели ЭЭГ (альфа и бета индексы), при коэффициенте корреляции г = 0,5 в среднем. Следует заметить, что у некоторых испытуемых отмечается отрицательная корреляция (г = -0,3). Результаты анализа КГР показывают увеличение частоты спонтанных реакций на предъявление различных по жанру музыкальных фрагментов, что по мнению ряда авторов может свидетельствовать об эмоциональной активации. Отмечено также увеличение ЧД в ответ на предъявление наименее предпочитаемых стимулов. Применение методов комплексной психофизиологической диагностики функциональных состояний с использованием полинейро-графических методов регистрации психофизиологических параметров позволяет дать объективную оценку влияния музыки и визуальных стимулов, как фактора внешней стимуляции на функциональные состояния и работоспособность человека.

УДК 159.9.

Гумова Н.Д. (РАНХиГС, Москва, Россия) Озиева П.М. (РАНХиГС, Москва, Россия) ngumova@mail.ru

СМЕЩЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «БАТАЛЬОНЪ»)

Gumova N.D. (RANEPA, Moscow, Russia)

Ozieva P.M. (RANEPA, Moscow, Russia)

DISPLACEMENT OF GENDER ROLES IN EXTREME CONDITIONS (BASED ON THE FILM «BATAL'ON»)

Военно-драматическая история «Батальонъ» (2015), которая основана на реальных событиях, раскрывает малоизвестные аспекты военного времени, а точнее, Первой мировой войны. Красивая и яркая экранизация помогает воспринимать фильм и информацию, которую автор картины хотел донести до зрителя.

В фильме речь идет о 1917 годе, когда был разгар войны. Февральская революция изменила жизнь России. Государь уже отрёкся от престола. В окопах, где противостояние с немцами длится уже не один год, вовсю ведут свою пропаганду большевики. Они призывают к миру с неприятелем. Российское офицерство фактически ничего не может решить без одобрения так называемых солдатских комитетов. Армия находится на пороге окончательного разложения.

Фильм довольно насыщенный многочисленными сюжетными линиями и сценами, где именно женщины, которые выступают в главных ролях, пытаются приспособиться к суровой солдатской жизни и раз за разом оказываются совершенно в невообразимых жизненных ситуациях. На войну уже отказывались идти мужчины, отпираясь различными отговорками. Женщины решили пристыдить сильный пол, создав свой женский батальон под предводительством Марии Бочкаревой в Петербурге. Многие женщины в то время считали, что созданием женского батальона у них получится хоть как-то поднять боевой дух всей армии и доказав всем, что женщина тоже в критическое для страны время умеет взять на себя мужские функции.

Все девушки и женщины, прошедшие отбор в этот батальон, отправлялись туда специально и по собственному желанию. У многих из них были родители, братья и сестры, но это их никак не останавливало. После того, как был сформирован батальон, женщин обучали военному делу. Они, как и все, жили в казармах и совершенствовали каждый день свои знания и умения. И каждая из них реально осознавала, что придет тот момент, и они пойдут на фронт, чтобы защищать свою землю и Родину, за которую готовы были отдать свою жизнь.

Все женщины батальона воюют точно так же, как и мужчины, различия никакого нет. Они показывают свою выдержку, которой позавидовал бы любой мужчина, свою храбрость и жесткую дисциплину. Бочкарева - это очень строгая женщина, которая держит в ежовых рукавицах весь батальон, вырабатывает в них силу воли, мужество и храбрость, которых так не хватает в борьбе за свою землю. Бочкарева установила в батальоне жесткую дисциплину и поддерживала ее своей железной рукой (в полном смысле этого слова - била морды как заправский старорежимный вахмистр). Ряд женщин, не принявших бочкаревских мер управления батальоном, откололись и организовали свой ударный батальон.

Бочкарева выполняла сразу несколько ролей. Она выступала в качестве командира данного батальона. Она выступала в роли матери для тех девушек, которые бросили свои семьи

и пошли защищать Родину. И, конечно же, она выполняла роль мужчины, смогла добиться того, чтобы создали «батальон смерти», воспитать из хрупких девушек из разных сословий настоящих солдат и добиться высоких результатов.

Фильм режиссёра Д.Месхиева «Батальонъ» наглядно демонстрирует, что в экстремальных условиях женщины способны не только выполнять мужские функции - защищать Родину, проявлять героизм, жертвовать собой, но и с высокой отдачей и самоотречением реализовывать управленческий потенциал, проявляя лучшие лидерские качества. Своей службой «Батальон смерти» подавал пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимал дух солдат и доказывал, что каждая из этих женщин-героев достойна звания Воина русской армии.

УДК 159.9

Гуськова А.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) Annanicole92@mail.ru

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ

Guskova A. V. (RANEPA, Moscow, Russia) DEVELOPMENT OF ACHIEVEMENT MOTIVATION

В современных условиях рыночной экономики адаптивные способности человека играют порой более важную роль, чем даже профессиональная компетентность. В таких условиях актуальным становится вопрос формирования типа личности, характеризующейся такими параметрами как: способность самостоятельно мыслить, готовность пойти на риск, способность как к индивидуальному труду, так и коллективному труду, способность ставить перед собой и обществом конкретные задачи и находить их решения, способность взять на себя ответственность за принятые решения, умение приспосабливаться к нестабильной экономической ситуации и, несомненно, горячим желанием достичь успеха в профессиональной деятельности.

Основой для формирования такой структуры личности является высокий уровень мотивации достижения успеха. Вопрос развития и формирования мотивационной сферы личности рассматривали ряд зарубежных и отечественных психологов.

Анализируя связь между деятельностью и мотивом достижения, X. Хекхаузен выделил три группы показателей общего возрастного развития мотивации достижения, соответствующие трем мотивационным детерминантам деятельности достижения, а имеенно:

• Привлекательность успеха и неудачи.

• Личностный стандарт.

• Тип атрибуции.

В свою очередь Д.Макклелланд разработал мотивацион-ный тренинг для укрепления мотива достижения у мелких и средних коммерсантов, который включал следующие этапы:

• Изучение и отработка синдрома достижения.

• Самоанализ.

• Постановка целей.

• Социальная поддержка.

Согласно выводам, сделанным Д. Макклелландом в результате апробирования программы по развитию мотивации достижения: «Чтобы изменение мотива достижения сохранялось в поведении длительное время, необходимы внешние возможности реализации этого мотива; в случае деятельности, лишенной самостоятельности, такие возможности слишком ничтожны».

Также в этом направлении интересна работа Р. де Чармса. Он принял за стержневой феномен переживание мотива достижения, чувство причастности и, исходя из этого, наметил и осуществил программу изменения мотивов достижения в рамках учебных занятий. Р. де Чармс по итогам своего исследования составил следующие рекомендации для формирования устойчивого мотива достижения:

• Ставить себе реалистичные, но высокие цели.

• Верить в эффективность собственной деятельности.

• Определить конкретные формы поведения, позволяющие достигнуть своих намеченных целей.

• Получать обратную связь о достижении цели.

• Принимать на себя ответственность за свои действия и их последствия и нести ответственность за действия других.

Таким образом, процесс развития мотивации достижения - это специально организованная деятельность, носящая поэтапный систематический характер, предполагающая: оптимизацию мотивации достижения и взаимосвязанных с ней характеристик личности; формирование системы представлений о достижении успеха и об успешности; осознание личной ответственности за свои поступки и действия; повышение личной активности субъектов в процессе выполняемой деятельности и в отношении ситуаций достижения.

УДК 159.9

Давыдкина Е.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) kat-1510@yandex.ru

ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА

Davydkina E.A. (RANEPA, Moscow, Russia)

THE STUDY OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE TEAM

В рамках научного проекта «Теоретико-методологические основы изучения социально-психологического климата коллектива в отечественной и зарубежной литературе» нами было проведено теоретическое исследование основ изучения социально-психологического климата коллектива государственной гражданской службы, по результатам которого получены следующие выводы.

Социально-психологический климат государственной гражданской службы регионального уровня представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата.

В результате исследований социально-психологического климата было выделено два уровня функционирования коллектива. Первый - относительно постоянный, так называемый статистический уровень, который определялся как устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. В этом контексте социально-психологический климат определяется как стабильное состояние коллектива, имеющее устойчивый характер. Эта устойчивость проявляется в способности самосохранения, даже несмотря на возможные трудности, с которыми сталкивается коллектив. Второй уровень социально-психологического климата рассматривается как динамический. Он может меняться. На него влияют многие психологические факторы, к которым можно отнести настроение, мнение и другие психологические характеристики членов коллектива. Этот уровень называют психологической атмосферой коллектива. Именно эти харак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.