и пошли защищать Родину. И, конечно же, она выполняла роль мужчины, смогла добиться того, чтобы создали «батальон смерти», воспитать из хрупких девушек из разных сословий настоящих солдат и добиться высоких результатов.
Фильм режиссёра Д.Месхиева «Батальонъ» наглядно демонстрирует, что в экстремальных условиях женщины способны не только выполнять мужские функции - защищать Родину, проявлять героизм, жертвовать собой, но и с высокой отдачей и самоотречением реализовывать управленческий потенциал, проявляя лучшие лидерские качества. Своей службой «Батальон смерти» подавал пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимал дух солдат и доказывал, что каждая из этих женщин-героев достойна звания Воина русской армии.
УДК 159.9
Гуськова А.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ
Guskova A. V. (RANEPA, Moscow, Russia) DEVELOPMENT OF ACHIEVEMENT MOTIVATION
В современных условиях рыночной экономики адаптивные способности человека играют порой более важную роль, чем даже профессиональная компетентность. В таких условиях актуальным становится вопрос формирования типа личности, характеризующейся такими параметрами как: способность самостоятельно мыслить, готовность пойти на риск, способность как к индивидуальному труду, так и коллективному труду, способность ставить перед собой и обществом конкретные задачи и находить их решения, способность взять на себя ответственность за принятые решения, умение приспосабливаться к нестабильной экономической ситуации и, несомненно, горячим желанием достичь успеха в профессиональной деятельности.
Основой для формирования такой структуры личности является высокий уровень мотивации достижения успеха. Вопрос развития и формирования мотивационной сферы личности рассматривали ряд зарубежных и отечественных психологов.
Анализируя связь между деятельностью и мотивом достижения, X. Хекхаузен выделил три группы показателей общего возрастного развития мотивации достижения, соответствующие трем мотивационным детерминантам деятельности достижения, а имеенно:
• Привлекательность успеха и неудачи.
• Личностный стандарт.
• Тип атрибуции.
В свою очередь Д.Макклелланд разработал мотивацион-ный тренинг для укрепления мотива достижения у мелких и средних коммерсантов, который включал следующие этапы:
• Изучение и отработка синдрома достижения.
• Самоанализ.
• Постановка целей.
• Социальная поддержка.
Согласно выводам, сделанным Д. Макклелландом в результате апробирования программы по развитию мотивации достижения: «Чтобы изменение мотива достижения сохранялось в поведении длительное время, необходимы внешние возможности реализации этого мотива; в случае деятельности, лишенной самостоятельности, такие возможности слишком ничтожны».
Также в этом направлении интересна работа Р. де Чармса. Он принял за стержневой феномен переживание мотива достижения, чувство причастности и, исходя из этого, наметил и осуществил программу изменения мотивов достижения в рамках учебных занятий. Р. де Чармс по итогам своего исследования составил следующие рекомендации для формирования устойчивого мотива достижения:
• Ставить себе реалистичные, но высокие цели.
• Верить в эффективность собственной деятельности.
• Определить конкретные формы поведения, позволяющие достигнуть своих намеченных целей.
• Получать обратную связь о достижении цели.
• Принимать на себя ответственность за свои действия и их последствия и нести ответственность за действия других.
Таким образом, процесс развития мотивации достижения - это специально организованная деятельность, носящая поэтапный систематический характер, предполагающая: оптимизацию мотивации достижения и взаимосвязанных с ней характеристик личности; формирование системы представлений о достижении успеха и об успешности; осознание личной ответственности за свои поступки и действия; повышение личной активности субъектов в процессе выполняемой деятельности и в отношении ситуаций достижения.
УДК 159.9
Давыдкина Е.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА
Davydkina E.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
THE STUDY OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE TEAM
В рамках научного проекта «Теоретико-методологические основы изучения социально-психологического климата коллектива в отечественной и зарубежной литературе» нами было проведено теоретическое исследование основ изучения социально-психологического климата коллектива государственной гражданской службы, по результатам которого получены следующие выводы.
Социально-психологический климат государственной гражданской службы регионального уровня представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок, настроений, чувств, мнений членов группы как отдельных элементов социально-психологического климата.
В результате исследований социально-психологического климата было выделено два уровня функционирования коллектива. Первый - относительно постоянный, так называемый статистический уровень, который определялся как устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. В этом контексте социально-психологический климат определяется как стабильное состояние коллектива, имеющее устойчивый характер. Эта устойчивость проявляется в способности самосохранения, даже несмотря на возможные трудности, с которыми сталкивается коллектив. Второй уровень социально-психологического климата рассматривается как динамический. Он может меняться. На него влияют многие психологические факторы, к которым можно отнести настроение, мнение и другие психологические характеристики членов коллектива. Этот уровень называют психологической атмосферой коллектива. Именно эти харак-