ИСКУССТВО
УДК 7.017
DOI 10.38163/978-5-6046740-7-9_2022_208
ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Скакун Диана Александровна.
Россия, г. Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, физико-технический факультет, студент,
dinochkaskakun10403@mail .ru
Усова Майя Таймуразовна.
Россия, г. Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, кафедра истории и политологии, доцент, канд. филос. наук, usova_m.t@mail.ru
Аннотация. В статье исследуются закономерности исторического развития визуального искусства. Анализируются средства визуального искусства: цвет, композиция, оптическая иллюзия, 25 кадр. Декларируются преимущества визуального искусства по степени воздействия на человеческое сознание.
Ключевые слова: визуальное искусство, цвет, композиция, оптическая иллюзия, 25 кадр, сознание.
VISUAL ARTS INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE CONSCIOUSNESS OF A MODERN HUMAN
Skakun Diana Aleksandrovna.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Faculty of Physics and Technology, student, dinochkaskakun10403@mail.ru
Usova Maya Taimurazovna.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Department of History and Political Science, Associate Professor, Ph.D. n.,usova_m.t@mail.ru
Abstract. The authors of the article examine the of historical development patterns of visual art. The means of visual art are analyzed: color, composition, optical illusion, frame 25. The advantages of visual art are declared in terms of the impact degree on human consciousness.
Keywords: visual arts, color, composition, optical illusion, 25 frame, consciousness.
Искусство в широком смысле - творческая деятельность человека, решающая различные задачи в процессе его эволюции. Именно этот вид
деятельности оказывает колоссальное влияние на нашу психику и сознание независимо от нашего желания. Конечно, никто не заставит вас идти в музей, но и вы не всегда можете заставить соседей выключить надоедливую музыку. Огромные рекламные билборды или даже не всегда привлекательные вывески магазинов рядом с вашим домом - всё это дело рук дизайнеров и художников, и это - тоже искусство. Художественные образы в искусстве могут быть динамическими или статическими, звуковыми, визуальными или аудиовизуальными. Искусство весьма многогранно. Соответственно, многогранны и разнообразны возможности его воздействия на нас. Но, самое сильное влияние, несомненно, оказывает визуальное искусство. Именно о нём пойдет речь в данной статье.
На каждом этапе своего развития искусство как вид деятельности человека выполняло самые разнообразные задачи и меняло свою сущность и средства совместно с эволюцией философских, эстетических, социальных норм и оценок. Изначально искусство возникает в первобытном обществе как способ деятельности человека, направленный на решения практических задач. Такое искусство представлено обрядами, ритуалами, украшениями тела и жилища, наскальными росписями и обусловлено мифологическими представлениями. Для древнейших людей искусство стало и методом познания окружающей их среды, и способом определить своё место в мире. Искусство античности, средневековья и эпохи Возрождения, сохраняло в качестве своей задачи действительное отражение мира, но теперь в произведениях можно было увидеть и идеал, к которому стремился человек, и попытки осмыслить происхождение мира (например, изображения сотворения мира Богом или скульптуры людей с идеальными пропорциями). Искусство этих времен можно соотнести с философскими вопросами этих периодов: оно искало сущность человека, Бога и природы.
В начале 19 века к «власти» в культуре пришёл романтизм, который тяготел к эмоциональной стороне жизни и человеческой индивидуальности. Именно в это время начинает развиваться идея «чистого искусства» и затем появляется множество самых разнообразных стилей: академизм, символизм, импрессионизм, фовизм. Мир с точки зрения конкретного человека, внутренний мир автора в искусстве выходит на первый план.
В ХХ веке, на фоне проявляющейся тенденции к синтезу видов искусств происходит максимальное сближение искусства со сферой обыденности. Возникают такие новые феномены как перформанс, инсталляция, реклама. С 80-х гг., появляются исследования, в которых реклама, например, позиционируется как способ визуализации потребностей потребителя и актуализации предложений производителя и предпринимателя [1, с. 165-172]. Искусство превратилось в товар, а художественность теперь поставлена на службу извлечения прибыли и под натиском идей отходит на второй план. Именно это мы видим на примерах агиток или современных инсталляций.
Наше время обнаружило гораздо больше возможностей привлечь внимание к различным проблемам человека. Так работает, например, социальная
реклама. В процессе исследований рекламных продуктов подтвердился тот устоявшийся факт, что визуальные высказывания оказываются более быстрым и эффективным средством для привлечения внимания потребителей, чем вербальные высказывания. Это связанно с особенностью нашего зрения и восприятия, и, конечно же, с тем, что большинство информации о мире мы получаем именно посредством зрения. С помощью «кричащих» заголовков и выразительных иллюстраций вниманием человека становится управлять куда проще, чем это было раньше. Техническая революция предоставляет для этого новые способы и средства [2, а 33-34].
Итак, перечислим некоторые сферы, в которых визуальное искусство позиционируется как способ влияния на сознание человека:
1) картины, иллюстрации, фотографии и средства массовой информации, созданные для рекламных акций и рекламы;
2) визуальный брендинг - логотипы, талисманы;
3) обложки, иллюстрации и графические элементы для журналов, книг и вебсайтов;
4) украшение интерьеров;
5) упаковка продуктов питания;
6) графические проекты, которые передают информацию, такую как знаки, эмодзи;
7) модный дизайн;
8) развлечения;
9) игровое искусство.
На нескольких примерах покажем, как профессионалы с помощью нужных средств воздействуют на наше сознание.
Под понятием визуальный язык мы имеем в виду элементы и принципы, с помощью которых художник создает произведение и выражает идею. К этим элементам следует отнести линию, форму, цвет, текстуру, объем, тон, пространство. В данном исследовании мы проанализируем лишь самые убедительные, на наш взгляд средства визуального воздействия на сознание зрителя, такие как цвет, композиция, оптическая иллюзия и 25 кадр.
Цвет - это основной элемент визуального языка, которым чаще всего пользуются, например, рекламные дизайнеры для того чтобы обратить наше внимание на нужную вывеску или объявление и вызвать у нас определённую ассоциацию. Так называемые «теплые цвета» - красный, оранжевый, желтый, призванные выражать оптимизм, жизненную энергию - это непременные атрибуты в интерьере кафе и закусочных, «холодные цвета» - синий, голубой, фиолетовый выражают спокойствие, порядок и используются в оформлении офисов, больниц, хостелов, цвета природы и земли выражают надежду и зарождение нового и связываются с экологической темой и т.п. [3, с.150].
Таким образом, каждый цвет влияет на наше восприятие по-разному, а психология цвета выделяется отдельным предметом в изучении маркетинга, рекламы или даже истории искусств. Наряду с цветом, для того чтобы выделить главное, активно используются правила композиции. Направляющие линии и
различные соотношения, вычисленные на основе нашего зрения, помогают легко управлять нашим взглядом от одного предмета к другому. Золотое сечение, последовательность Фибоначчи, правило третей, всё это использовалось художниками с давних времён.
Композиция придаёт произведению цельность и значительность. Рассмотрим известную картину А.Иванова «Явление Христа народу». На данном полотне в первую очередь вы, скорее всего, посмотрите именно на композиционный центр произведения - фигуру Христа, несмотря на то, что она значительно меньше других. А все потому, что на данном холсте работает правило третей, одно из основных правил композиции. Фигура Иисуса находится прямо на пересечении третей, что даёт ему самое выгодное положение. К тому же, вокруг него довольно много пространства, что так же отделяет фигуру спасителя от остальных [4].
Говорить о различных визуальных уловках нельзя, конечно же, без упоминания оптических иллюзий. Рассмотрим такой приём, используемый в фотографии, театре или кинематографе как комната Эймса. Оптический обман зрителя основывается на манипуляции с конструкцией комнаты. На самом деле она трапециевидная, а не прямоугольная, как кажется воспринимающему. В результате, один изображаемый объект кажется значительно меньше другого, хотя это всего лишь трюки с подменом перспективы. Такую технологию использовали, например, при съёмке нашумевшей голливудской киноэпопеи «Властелин колец». Не случайно, весь голливудский кинематограф 20 века называется «фабрикой грез» [5, с.289].
Наконец, в качестве еще одного примера воздействия на сознание, приведем технику 25-й кадра и феномена сублиминальной рекламы. Следует сказать, что это полностью вымышленная методика. Автор метода Джеймс Вайкери позже признал, что результаты экспериментов были им сфальсифицированы, а использование сублиминальной рекламы стало запрещено во многих странах [6, с.74-75]. Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду. Поэтому, инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на бессознательное. Но, как мы можем видеть, сейчас развитие техники даёт возможность даже на смартфоне снимать 60 и выше кадров в секунду, и даже так наше зрение сможет распознать лишний объект. В России же в 1990-е годы возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Естественно, всё это являлось ничем иным, как простым отмыванием денег. Мы считаем, что это довольно показательный пример того, как выдуманная технология повлияла на сознание людей, что уж говорить о тех, что мы ранее перечисляли, и о множестве других.
В заключение, можно говорить о том, что техник и средств, которыми пользуются создатели визуального искусства для привлечения внимания или формирования каких-либо суждений у людей намного больше, чем возможно
обсудить в рамках данной статьи. Думаем, что их вообще невозможно перечислить, потому что с каждой секундой информация устаревает, утрачивает свою актуальность. Важно лишь помнить о том, что всё, что находится вокруг нас воспринимается нами независимо от нашего желания. Поэтому, необходимо отличать действительно ценную и качественную информацию, чтобы не впасть в зависимость и не поддаваться очевидному влиянию массовой культуры.
Библиографический список.
1. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. - Москва: Канон+, 2004. - 432 с.
2. Габова М.В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. - 2017. - № 2 (24). - С. 30-40.
3. Ралдугин Р.А., Усова М.Т. Актуализация визуального аспекта гастрономической культуры // Наука и социум: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (2 декабря 2020 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИ 11111ИСР», 2020. - С. 148-150.
4. Описание и формально-стилистический анализ произведения А.А. Иванова «Явление Христа народу». 1837-1857 гг. Москва, ГТГ. // Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. - 2020. -URL: https://iskusstvoed.ru/2020/03/02/opisanie-i-formalno-stilisticheskij-analiz-proizvedenija-a-a-ivanova-javlenie-hrista-narodu-1837-1857-gg-moskva-gtg/ (дата обращения: 24.04.2022)
5. Скрипкарь М.В. Манипулятивные технологии кинематографа // Вестник БГУ. - № 6а. - 2009. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2009. - С. 288-293.
6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - Москва: Эксмо, 2008. - 863 с.