Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
361
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуальное искусство / цвет / композиция / оптическая иллюзия / 25 кадр / сознание / visual arts / color / composition / optical illusion / 25 frame / consciousness

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Скакун Диана Александровна, Усова Майя Таймуразовна

В статье исследуются закономерности исторического развития визуального искусства. Анализируются средства визуального искусства: цвет, композиция, оптическая иллюзия, 25 кадр. Декларируются преимущества визуального искусства по степени воздействия на человеческое сознание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL ARTS INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE CONSCIOUSNESS OF A MODERN HUMAN

The authors of the article examine the of historical development patterns of visual art. The means of visual art are analyzed: color, composition, optical illusion, frame 25. The advantages of visual art are declared in terms of the impact degree on human consciousness.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА»

ИСКУССТВО

УДК 7.017

DOI 10.38163/978-5-6046740-7-9_2022_208

ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Скакун Диана Александровна.

Россия, г. Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, физико-технический факультет, студент,

dinochkaskakun10403@mail .ru

Усова Майя Таймуразовна.

Россия, г. Новосибирск, Новосибирский государственный технический университет, кафедра истории и политологии, доцент, канд. филос. наук, usova_m.t@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются закономерности исторического развития визуального искусства. Анализируются средства визуального искусства: цвет, композиция, оптическая иллюзия, 25 кадр. Декларируются преимущества визуального искусства по степени воздействия на человеческое сознание.

Ключевые слова: визуальное искусство, цвет, композиция, оптическая иллюзия, 25 кадр, сознание.

VISUAL ARTS INFLUENCE ON THE FORMATION OF THE CONSCIOUSNESS OF A MODERN HUMAN

Skakun Diana Aleksandrovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Faculty of Physics and Technology, student, dinochkaskakun10403@mail.ru

Usova Maya Taimurazovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Department of History and Political Science, Associate Professor, Ph.D. n.,usova_m.t@mail.ru

Abstract. The authors of the article examine the of historical development patterns of visual art. The means of visual art are analyzed: color, composition, optical illusion, frame 25. The advantages of visual art are declared in terms of the impact degree on human consciousness.

Keywords: visual arts, color, composition, optical illusion, 25 frame, consciousness.

Искусство в широком смысле - творческая деятельность человека, решающая различные задачи в процессе его эволюции. Именно этот вид

деятельности оказывает колоссальное влияние на нашу психику и сознание независимо от нашего желания. Конечно, никто не заставит вас идти в музей, но и вы не всегда можете заставить соседей выключить надоедливую музыку. Огромные рекламные билборды или даже не всегда привлекательные вывески магазинов рядом с вашим домом - всё это дело рук дизайнеров и художников, и это - тоже искусство. Художественные образы в искусстве могут быть динамическими или статическими, звуковыми, визуальными или аудиовизуальными. Искусство весьма многогранно. Соответственно, многогранны и разнообразны возможности его воздействия на нас. Но, самое сильное влияние, несомненно, оказывает визуальное искусство. Именно о нём пойдет речь в данной статье.

На каждом этапе своего развития искусство как вид деятельности человека выполняло самые разнообразные задачи и меняло свою сущность и средства совместно с эволюцией философских, эстетических, социальных норм и оценок. Изначально искусство возникает в первобытном обществе как способ деятельности человека, направленный на решения практических задач. Такое искусство представлено обрядами, ритуалами, украшениями тела и жилища, наскальными росписями и обусловлено мифологическими представлениями. Для древнейших людей искусство стало и методом познания окружающей их среды, и способом определить своё место в мире. Искусство античности, средневековья и эпохи Возрождения, сохраняло в качестве своей задачи действительное отражение мира, но теперь в произведениях можно было увидеть и идеал, к которому стремился человек, и попытки осмыслить происхождение мира (например, изображения сотворения мира Богом или скульптуры людей с идеальными пропорциями). Искусство этих времен можно соотнести с философскими вопросами этих периодов: оно искало сущность человека, Бога и природы.

В начале 19 века к «власти» в культуре пришёл романтизм, который тяготел к эмоциональной стороне жизни и человеческой индивидуальности. Именно в это время начинает развиваться идея «чистого искусства» и затем появляется множество самых разнообразных стилей: академизм, символизм, импрессионизм, фовизм. Мир с точки зрения конкретного человека, внутренний мир автора в искусстве выходит на первый план.

В ХХ веке, на фоне проявляющейся тенденции к синтезу видов искусств происходит максимальное сближение искусства со сферой обыденности. Возникают такие новые феномены как перформанс, инсталляция, реклама. С 80-х гг., появляются исследования, в которых реклама, например, позиционируется как способ визуализации потребностей потребителя и актуализации предложений производителя и предпринимателя [1, с. 165-172]. Искусство превратилось в товар, а художественность теперь поставлена на службу извлечения прибыли и под натиском идей отходит на второй план. Именно это мы видим на примерах агиток или современных инсталляций.

Наше время обнаружило гораздо больше возможностей привлечь внимание к различным проблемам человека. Так работает, например, социальная

реклама. В процессе исследований рекламных продуктов подтвердился тот устоявшийся факт, что визуальные высказывания оказываются более быстрым и эффективным средством для привлечения внимания потребителей, чем вербальные высказывания. Это связанно с особенностью нашего зрения и восприятия, и, конечно же, с тем, что большинство информации о мире мы получаем именно посредством зрения. С помощью «кричащих» заголовков и выразительных иллюстраций вниманием человека становится управлять куда проще, чем это было раньше. Техническая революция предоставляет для этого новые способы и средства [2, а 33-34].

Итак, перечислим некоторые сферы, в которых визуальное искусство позиционируется как способ влияния на сознание человека:

1) картины, иллюстрации, фотографии и средства массовой информации, созданные для рекламных акций и рекламы;

2) визуальный брендинг - логотипы, талисманы;

3) обложки, иллюстрации и графические элементы для журналов, книг и вебсайтов;

4) украшение интерьеров;

5) упаковка продуктов питания;

6) графические проекты, которые передают информацию, такую как знаки, эмодзи;

7) модный дизайн;

8) развлечения;

9) игровое искусство.

На нескольких примерах покажем, как профессионалы с помощью нужных средств воздействуют на наше сознание.

Под понятием визуальный язык мы имеем в виду элементы и принципы, с помощью которых художник создает произведение и выражает идею. К этим элементам следует отнести линию, форму, цвет, текстуру, объем, тон, пространство. В данном исследовании мы проанализируем лишь самые убедительные, на наш взгляд средства визуального воздействия на сознание зрителя, такие как цвет, композиция, оптическая иллюзия и 25 кадр.

Цвет - это основной элемент визуального языка, которым чаще всего пользуются, например, рекламные дизайнеры для того чтобы обратить наше внимание на нужную вывеску или объявление и вызвать у нас определённую ассоциацию. Так называемые «теплые цвета» - красный, оранжевый, желтый, призванные выражать оптимизм, жизненную энергию - это непременные атрибуты в интерьере кафе и закусочных, «холодные цвета» - синий, голубой, фиолетовый выражают спокойствие, порядок и используются в оформлении офисов, больниц, хостелов, цвета природы и земли выражают надежду и зарождение нового и связываются с экологической темой и т.п. [3, с.150].

Таким образом, каждый цвет влияет на наше восприятие по-разному, а психология цвета выделяется отдельным предметом в изучении маркетинга, рекламы или даже истории искусств. Наряду с цветом, для того чтобы выделить главное, активно используются правила композиции. Направляющие линии и

различные соотношения, вычисленные на основе нашего зрения, помогают легко управлять нашим взглядом от одного предмета к другому. Золотое сечение, последовательность Фибоначчи, правило третей, всё это использовалось художниками с давних времён.

Композиция придаёт произведению цельность и значительность. Рассмотрим известную картину А.Иванова «Явление Христа народу». На данном полотне в первую очередь вы, скорее всего, посмотрите именно на композиционный центр произведения - фигуру Христа, несмотря на то, что она значительно меньше других. А все потому, что на данном холсте работает правило третей, одно из основных правил композиции. Фигура Иисуса находится прямо на пересечении третей, что даёт ему самое выгодное положение. К тому же, вокруг него довольно много пространства, что так же отделяет фигуру спасителя от остальных [4].

Говорить о различных визуальных уловках нельзя, конечно же, без упоминания оптических иллюзий. Рассмотрим такой приём, используемый в фотографии, театре или кинематографе как комната Эймса. Оптический обман зрителя основывается на манипуляции с конструкцией комнаты. На самом деле она трапециевидная, а не прямоугольная, как кажется воспринимающему. В результате, один изображаемый объект кажется значительно меньше другого, хотя это всего лишь трюки с подменом перспективы. Такую технологию использовали, например, при съёмке нашумевшей голливудской киноэпопеи «Властелин колец». Не случайно, весь голливудский кинематограф 20 века называется «фабрикой грез» [5, с.289].

Наконец, в качестве еще одного примера воздействия на сознание, приведем технику 25-й кадра и феномена сублиминальной рекламы. Следует сказать, что это полностью вымышленная методика. Автор метода Джеймс Вайкери позже признал, что результаты экспериментов были им сфальсифицированы, а использование сублиминальной рекламы стало запрещено во многих странах [6, с.74-75]. Идея заключается в том, что зрение человека якобы способно различать не более чем 24 кадра в секунду. Поэтому, инородный кадр, показываемый менее чем на 1/24 секунды, якобы минуя сознание, воздействует сразу на бессознательное. Но, как мы можем видеть, сейчас развитие техники даёт возможность даже на смартфоне снимать 60 и выше кадров в секунду, и даже так наше зрение сможет распознать лишний объект. В России же в 1990-е годы возрастает интерес к 25-му кадру. В газетах появляются статьи о «зомбировании населения», реклама видеокассет для изучения английского языка, лечения различных заболеваний (например, алкоголизма) с помощью 25-го кадра. Естественно, всё это являлось ничем иным, как простым отмыванием денег. Мы считаем, что это довольно показательный пример того, как выдуманная технология повлияла на сознание людей, что уж говорить о тех, что мы ранее перечисляли, и о множестве других.

В заключение, можно говорить о том, что техник и средств, которыми пользуются создатели визуального искусства для привлечения внимания или формирования каких-либо суждений у людей намного больше, чем возможно

обсудить в рамках данной статьи. Думаем, что их вообще невозможно перечислить, потому что с каждой секундой информация устаревает, утрачивает свою актуальность. Важно лишь помнить о том, что всё, что находится вокруг нас воспринимается нами независимо от нашего желания. Поэтому, необходимо отличать действительно ценную и качественную информацию, чтобы не впасть в зависимость и не поддаваться очевидному влиянию массовой культуры.

Библиографический список.

1. Касавин И.Т., Щавелев С.П. Анализ повседневности. - Москва: Канон+, 2004. - 432 с.

2. Габова М.В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. - 2017. - № 2 (24). - С. 30-40.

3. Ралдугин Р.А., Усова М.Т. Актуализация визуального аспекта гастрономической культуры // Наука и социум: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (2 декабря 2020 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИ 11111ИСР», 2020. - С. 148-150.

4. Описание и формально-стилистический анализ произведения А.А. Иванова «Явление Христа народу». 1837-1857 гг. Москва, ГТГ. // Искусствоед.ру - сетевой ресурс об искусстве и культуре: [сайт]. - 2020. -URL: https://iskusstvoed.ru/2020/03/02/opisanie-i-formalno-stilisticheskij-analiz-proizvedenija-a-a-ivanova-javlenie-hrista-narodu-1837-1857-gg-moskva-gtg/ (дата обращения: 24.04.2022)

5. Скрипкарь М.В. Манипулятивные технологии кинематографа // Вестник БГУ. - № 6а. - 2009. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2009. - С. 288-293.

6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - Москва: Эксмо, 2008. - 863 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.