Научная статья на тему 'АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО АСПЕКТА ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО АСПЕКТА ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гастрономическая культура / визуализация / культура повседневности / трапеза / gastronomic culture / visualization / culture of everyday life / meal

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ралдугин Роланд Андреевич, Усова Майя Таймуразовна

В статье акцентируется внимание на визуальном аспекте гастрономической культуры. Визуализация выступает одним из способов трансляции эстетической культуры и искусства. В современной социокультурной ситуации имеет место слияние высокого и обыденного миров, что можно эффективно использовать в контексте гастрономической культуры для создания новых кулинарных образов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATING THE VISUAL ASPECT OF GASTRONOMIC CULTURE

The article focuses on the visual aspect of gastronomic culture. Visualization is one of the ways to broadcast aesthetic culture and art. In the modern socio-cultural situation, there is a fusion of the high and ordinary worlds, which can be effectively used in the context of gastronomic culture to create new culinary images.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО АСПЕКТА ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 130.2

DOI 10.38163/978-5-6043859-4-4_2020_148

АКТУАЛИЗАЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО АСПЕКТА ГАСТРОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ралдугин Роланд Андреевич.

Россия, г. Новосибирск, ФГБО ВО «Новосибирский государственный технический университет», факультет бизнеса, студент, roland.raldugin@bk.ru.

Усова Майя Таймуразовна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет», кафедра истории и политологии, доцент, к. филос. н., usova_m.t@mail.ru.

Аннотация. В статье акцентируется внимание на визуальном аспекте гастрономической культуры. Визуализация выступает одним из способов трансляции эстетической культуры и искусства. В современной социокультурной ситуации имеет место слияние высокого и обыденного миров, что можно эффективно использовать в контексте гастрономической культуры для создания новых кулинарных образов.

Ключевые слова: гастрономическая культура, визуализация, культура повседневности, трапеза.

UPDATING THE VISUAL ASPECT OF GASTRONOMIC CULTURE

Raldugin Roland Andreevich.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Faculty of Business, student, roland.raldugin@bk.ru.

Usova Maya Taimurazovna.

Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University, Department of History and Political Science, Associate Professor, Ph.D. n., usova_m.t@mail.ru.

Abstract. The article focuses on the visual aspect of gastronomic culture. Visualization is one of the ways to broadcast aesthetic culture and art. In the modern socio-cultural situation, there is a fusion of the high and ordinary worlds, which can be effectively used in the context of gastronomic culture to create new culinary images.

Keywords: gastronomic culture, visualization, culture of everyday life, meal.

Каждому человеку свойственно удовлетворять свои потребности в пище. Способ удовлетворения этих потребностей свидетельствует об уровне воспитания, общей культуры и цивилизованности в каждом конкретном случае. Трапеза, представляющая собой процесс потребления пищи, с одной стороны

148

закрепляет основные семейные традиции, с другой стороны - открывает новые горизонты в освоении культуры питания, побуждает к новшествам и экспериментам. Поскольку человек существо социальное, на его приоритеты в потреблении пищи оказывают влияние и такие факторы как мнения представителей непосредственного окружения: друзей, знакомых, коллег, информация из СМИ, реклама. Культурологический аспект гастрономии включает социально-экономические, нормативные, коммуникативные, ценностные, этические и эстетические факторы.

Визуализация культуры - явление, которое можно рассматривать с разных сторон. В самом общем смысле визуализация объекта рассматривается как способ репрезентации образа в самых различных сферах: в производственной, научной, эстетической. Словом, там, где задействованы зрительные образы. В современной культуре визуализация играет роль важного маркера, используемого для распознавания как образов эстетической культуры и искусства, так и относящихся к повседневности объектов. В искусстве ХХ века, например, на фоне проявляющейся тенденции к синтезу видов искусств и их жанровой специфики, нивелирования классической дифференциации на визуальные, изобразительные и аудиальные, выразительные, происходит максимальное сближение искусства со сферой обыденности. Возникают такие новые феномены как перфоманс, инсталляция, квест, реди мейд, реклама. На фоне проявления постструктурализма в современной культуре, с 80-х гг., появляются исследования, в которых реклама, например, позиционируется как способ вербализации и визуализации потребностей потребителя и актуализации предложений производителя и предпринимателя [3, с.165-172]. В процессе исследований рекламных продуктов подтвердился тот устоявшийся факт, что визуальные высказывания оказываются более быстрым и эффективным средством для привлечения внимания потребителей, чем вербальные высказывания. Можно предположить, что визуализация не только активизирует внимание, но побуждает к анализу, сравнению, интерпретации различных объектов современной культуры, к созданию новых образов, отличающихся авторской оригинальностью.

В гастрономической культуре визуализация принимает активное участие как в организации функционально-технологического, так и эстетического сопровождения трапез. Этот процесс включает формирование пространства и интерьера, освещение помещения, стратегию и тактику в рассадке участников, сервировке стола, порядке подачи блюд, использовании музыкального сопровождения и т.п. Требования к организатору трапезы таковы, что он тщательно не только продумывает как вкусовые, так и внешние особенности представленных блюд, но выступает как режиссер этого события. Одновременно, у организатора есть прекрасная возможность сформировать свой авторский гастрономический стиль, который в идеале позволит сформировать свою категорию клиентов и быть успешным и конкурентоспособным на рынке услуг.

Развитие визуальной гастрономической культуры может идти по пути включения в эту область представителей и специалистов сферы эстетической культуры и искусства. Насколько в процессе потребления пищи имеют значение сочетание продуктов блюд, их полезные для здоровья свойства, гигиенические требования к продуктам и реквизитам трапезы, настолько важным является продуманное освещение, цветовые сочетания продуктов и качество посуды, декора помещения, музыкального сопровождения, театрализации, непринужденной обстановки для общения. Все усилия организаторов направляются, в конечном счете, на удовлетворение потребностей участников трапезы: активизацию аппетита, возникновение чувства удовольствия, появление позитивного настроения.

При всех явных плюсах визуализации, в гастрономической культуре нередки злоупотребления, чрезмерное увлечение внешними эффектами. Обращаясь к феномену высокой кухни, хочется отметить, что ряд рестораторов в целях создания позитивного имиджа компании создают продукты, в которых превалирует не качество и вкусовые сочетания продуктов, а внешнее оформление блюд. Увлечение визуализацией наносит вред не только репутации организаторов высокой кухни, но и, что особенно важно вред здоровью ее потребителей. Кроме того, само оформление помещения, где преобладает безвкусица, перегруженность интерьера деталями, раздражающее сочетание цветов, наличие слишком громкой музыки могут вызвать у клиента отторжение и даже агрессию в процессе трапезы, что, по нашему мнению, недопустимо.

Итак, воспроизводство и распространение разнообразных форм визуализации в гастрономической культуре выступает дополнительным стимулом для привлечения клиентов, способствует эстетизации процессов создания и потребления пищи, формированию и совершенствованию авторского стиля производителя продукции и организатора трапезы.

Библиографический список.

1. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр. А. Т. Бикбова, К. Д. Вознесенской, С. Н. Зенкина, Н. А. Шматко. - СПб: Ин-т эксперимент. социологии: Алетейя, 2001. - 563 с.

2. Касавин И. Т., Щавелев С. П. Анализ повседневности. - М.: Канон+, 2004. - 432 с.

3. Капкан М. В. Оппозиция праздничного и повседневного в российской гастрономической культуре: современное состояние. // Праздник в пространстве современной городской культуры: Материалы Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодежи (26-28 ноября 2009 года). - Екатеринбург, 2009. - С. 165-172.

4. Леви-Стросс К. Мифологики: Происхождение застольных обычаев / Пер. с фр. Е. О. Пучковой. - М.: FreeFly, 2007. - 461 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.