УДК 7.038.17"1920/1940"
П. К. Корнев
Идеи ар деко в США 1920-1940-х гг.
Влияние стилистических приемов ар деко на формирование идеала периода «золотого века» (19201929) и Эры свинга (1930-1945) ярко проявляется в архитектуре, дизайне, моде, изобразительном искусстве, музыке и кинематографе. Единая система порождает сходные методические установки и художественные задачи, они, в свою очередь, вырабатывают идеал как визуальный, так и в форме поведения, в области эстетических приоритетов и сферы. Идеал приобретает не столько умозрительный, сколько четко конкретизированный характер, нередко связанный с образами кумиров эпохи. Эстетические предпочтения эпохи ориентированы на пластическое богатство образов, мягкость пластически выверенных линий, декоративность цвета и условный характер пространственно-временных структур. Характерные для этого периода виды досуга - музыка, танцы, кинематограф, концертные программы - тесно взаимодействовали с ар деко. Господство во многих сферах жизни этого стиля, неотъемлемым свойством которого была роскошь, явилось характерной закономерностью культуры 1920-1940-х гг.
Ключевые слова: ар деко в искусстве, архитектура ар деко, интерьер ар деко, идеал в эстетике, культура ХХ в., культура эры свинга, идеал в массовой культуре, эстетика роскоши, дизайн ар деко, джаз ХХ в., кинематограф ХХ в., фабрика грез
Petr K. Kornev
Art deco ideas in visual arts, film and music, 1920-1940's
The influence of the stylistic aspects of art deco on the formation of the ideal period of the Golden age (19201929) and the Swing era (1930-1945) is evident in the architecture, design, fashion, visual arts, music and film. A unified system creates a similar methodological setup and artistic goals, which in turn produce the ideal visual and the form of conduct, aesthetic priorities and areas. Ideal is not speculative, how a clearly fleshed out character, often associated with images of idols of the era. The aesthetic preferences of the era focused on the plastic richness of the images, the softness plastically adjusted lines, decorative colors and conditional spatial-temporal structures. Typical for this period of activities - music, dance, cinema, concert programs - worked closely with а^ deco. The domination in many spheres of life this style, an essential feature of which was a luxury, was the characteristic pattern of culture of the 1920-1940's.
Keywords: а^ deco, а^ deco architecture, аЛ deco interior, ideal in aesthetics, culture of 20th century; culture of Swing era, ideal in mass culture, aesthetics of luxury, design of аЛ deco, jazz of 20th century, cinema of 20th century, factory of dreams
1920-1940-е гг. - уникальное время, изменившее культурную жизнь Европы и Америки и ставшее источником разработки единого стиля. Идеалы и художественно-эстетические концепции эпохи ар деко формируют уникальный образный язык, получивший отражение в архитектуре и прикладных искусствах, кинематографе и музыке. Своеобразный принцип синтеза искусств и стремление к сложному диалогу средств художественной выразительности приводят к разработке комплексной системы эстетических приоритетов в области творческой концепции воплощения идеала, ставшего своеобразным «универсальным источником» разработки образности в искусстве второй четверти ХХ столетия.
Проблема идеала является ключевой для понимания мировоззренческих устремлений и
эстетических позиций эпохи. Концепция идеала может рассматриваться сквозь призму творческих практик, что позволяет охарактеризовать и систематизировать многоаспектные влияния стилистического языка ар деко на киноиндустрию и мир эстрадно-джазовой музыки в системе искусств. Эстетико-теоретический аспект бытования понятия «идеальное» в мировоззрении эпохи, с одной стороны, и конкретные явления в музыкальной, художественной и кинематографической среде - с другой, выстраивают сложную систему, формирующую культурно-исторический контекст. Идеал периодов «золотого века» (1920-1929 гг.) и Эры свинга (1930-1945 гг.) воспринимается сквозь призму эстетики ар деко и интерпретируется на основе анализа принципов его воздействия на конкретные явления культуры указанного периода. Си-
стемный элемент явления, связанный со структурой концепции «идеального» (конструктивный аспект) и его семантикой (ценностный аспект), формируется на основе диалога определенных влияний и закономерностей взаимодействия идеала с конкретной художественной средой.
Идеал эпохи динамичен, конкретен, актуален и напрямую связан с музыкой, кинематографом и системой визуальных искусств. Эстетическая концепция экзотичного и эклектичного ар деко развивалась на фоне ритмов современной жизни. Стиль, активно повлиявший на архитектуру, дизайн, изобразительное искусство и моду, с 1960-х гг. изучается многими зарубежными авторами. Написанная в живой эссеистической манере книга Б. Хилльера и С. Эскритта именует ар деко «старомодным» [1, с. 10] и «диким» [1, с. 54]. Указанная противоречивость подчеркивает концептуальную сложность интерпретации идеала, амбивалентную сущность которого и следует проанализировать.
Отмечая склонность искусств 1920-х гг. к геометризму, Виктор Арвас подчеркивает одновременное проявление тенденций ар деко, кубизма и конструктивизма [2, р. 20-21]. Именно это уникальное понимание сложносочлененной структуры и станет аспектом интерпретации идеального. Позднее стилистические аспекты ар деко затрагивают и российские ученые. Так Т. Малинина указывает на классические реми-нисцении в искусстве эпохи, что не могло не отразиться на формировании представлений об идеальном образе [3, с. 17]. О геометризме форм как о доминирующем стилеобразующем принципе пишет Н. В. Филичева. «Стиль Ар Деко формировался сообразно с установкой модернизма на созидание, интегрирование, преобразование. Уникальность этого декоративного стиля состояла в том, что различные влияния были в нем опосредованы, трансформированы и слиты с архитектурным пространством и образами современности. Благодаря восприимчивости стиля к новациям модернизма, принципам трансформации художественной образности (конструктивно-тектонической, символической, содержательной) Ар Деко приобрел универсальный характер, по праву заняв место фундаментального стиля своего времени», -подчеркивает автор [4, с. 256]. И. Азизян отмечает «диалогический характер» художественных практик ХХ столетия [5, с. 6], что, бесспорно, актуально и показательно в контексте исследования синтетического характера идеала эпохи. Д. Сарабьянов уделяет особое внимание проблеме двойственности стиля [6, с. 261-270], что актуально и значимо для формирования идеала эпохи. Указанные труды исследуют философию,
литературу и визуальные искусства, однако не привлекают музыкальные аспекты. Кроме того, проблема разработки идеала не является ключевой для указанных публикаций. Принципиальная новизна нашего подхода состоит в расширении поля изучения, в привлечении новых аспектов, в конечном итоге - в доказательной базе, приводящей к выводу о всестороннем влиянии ар деко на культурную и художественную сферу жизни, в выявлении процессов, приведших к формированию концепций и идеалов «золотого века» и Эры свинга.
Формирование эстетических воззрений и идеалов «золотого века» и Эры свинга обусловлено всесторонним и весьма активным воздействием ар деко на культурную и художественную сферы жизни. Проблема рецепции «идеального образа» сквозь призму концепции стиля заслуживает внимания и научного интереса современных исследователей. Анализ стилистических закономерностей и принципов сложения идеала ар деко, объединяющего различные виды искусства, с позиций структурно-функционального подхода позволяет рассмотреть культуру эпохи в ее целостности и гармонии. В рамках единой линии стилистической эволюции мир киноискусства и музыки конца 1920-х - середины 1940-х гг. структурирован и объединен общим эстетическим видением ар деко, мастера различных видов искусств, сохраняя творческую самостоятельность и разнообразие, вписываются в концепцию художественной целостности эпохи. Изучение всеобъемлющего влияния стиля ар деко на художественную культуру эпохи порождает новые возможности интерпретации принципов формирования эстетического идеала.
В 1925 г. в Париже на международной выставке «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes» («Международная выставка декоративных искусств и современной промышленности») и «рождается» стиль, название которого - сокращенная производная от общего названия выставки. «На появление ар деко повлияли различные источники: ар нуво, кубизм и Баухауз, с одной стороны, так и искусства древнего Египта, Востока, Африки, Америки - с другой» [7, с. 12].
Ар деко в США, не меняя сущности, изменяет облик и приобретает новые названия. Его нередко именуют «джазовый модерн», вследствие хронологического совпадения с расцветом джаза - Эрой свинга конца 1920-х - середины 1940-х гг. Оборот «зигзаг модерна» обозначает доминирующий в графике и архитектурном декоре тип орнамента, для которого характерна демонстрация капризной изломанности кон-
турных линий и сложности поз (встречается в афише и рекламе музыкантов джаза, начиная с ансамбля ODJB). Визуальному эффекту вторит необычность мелодической линии в музыке. «Стримлайн модерн» (от англ. «stream» - течение) отмечен сглаживанием контуров и линий в силуэтах зданий, автомобилей, кораблей, самолетов и в их изображениях на плакатах. В связи с дизайном и кинематографической терминологией появляется оборот «стиль Риц», который был признан Голливудом. В этот период возникает связь между ар деко, джазом и «Фабрикой грез», олицетворяющей «стиль звезд», создается основа художественного и образно-эстетического языка эпохи, что в свою очередь послужило прекрасной базой для формирования понятий об идеале.
К середине 30-х гг. в США ар деко представляет собой сложную многоуровневую комплексную структуру. Миновав сильнейший кризис, американское общество перестраивается, изменяя ориентиры развития, новым идеалом и целью становится образ успешности, процветания, безграничности возможностей, а маркером подобного стиля жизни становится роскошь. Функционально именно стилистика популярного в решении архитектурных сооружений, интерьеров и в моде ар деко диктует новые стремления к поиску радости, шикарной жизни, музыкальным увеселениям. Визуальные и аудиальные, пространственные и временные искусства в полной мере поддерживают тенденцию развития стиля в контексте эстетических приоритетов эпохи: джаз, кино и эстрада вселяют оптимизм и создают иллюзию благополучия. Прослеживая изменения в культуре, необходимо отметить, что высказывания американского писателя Ф. С. Фитцджеральда о закате «золотого века» джаза в конце 1920-х гг. и, чуть позже, о «потерянном десятилетии» не совсем точны. Вторая половина 1930-х гг. и первая половина 1940-х гг. стали периодом господства мощного потока ярких мелодий, энергичных танцев, ритмов. Молодежь «золотого века» стремилась жить, не задумываясь о будущем, наслаждаясь сегодняшним днем.
Стиль ар деко, с одной стороны, стимулировал расцвет «золотого века», утолял жажду общества в новых формах роскоши и новых идеалах своего времени, с другой - эпоха ар деко -время становления и развития новаторских форм современных искусств. Хронологически расцвет ар деко совпадает с появлением нового направления в джазе («Эра свинга») и активным развитием кинематографа. Так, знаменитый художник ар деко Эрте (Роман Петрович Тыртов) создал немало декораций и костюмов для звезд
немого кино «Фабрики грез». В архитектуре американский «стримлайн модерн» в сооружениях Нью-Йорка и Майами 1920-1930-х гг. представлен гигантскими небоскребами и дворцами кинотеатров. Стремительные линии зданий передавали скорость, динамику, символизировали американскую мечту. В области скульптуры знаменитая статуэтка «Арлекин» французского мастера Марселя-Андре Бурена изображает стройную женщину с современной прической, танцующую под джазовую музыку «золотого века», а британская художница ар деко Кларисс Клифф использовала причудливую геометрическую форму и сочетания ярких цветов для своих керамических творений 1928-1937 гг., серия фигур «Век джаза» (1930 г.) изображает джазовых знаменитостей.
В дизайне, прикладном искусстве и плакате стилистические приемы ар деко обретают всестороннее отражение, формируя новый язык. Голливудский художник Эрнст Дойч-Драйден в 1930-е гг. вращался среди богатой элиты и звезд Лос-Анжелеса, запечатлевая роскошную жизнь в плакатах в стиле ар деко. Ярко и выразительно ар деко отразился в модах, которым следовали звезды эстрады и кино на сцене и в жизни. Цвета ар деко, насыщенные и контрастные, буквально звучали и вибрировали в тканях, декорациях, плакатах, отражая привлекательность «золотого века».
Таким образом, внутристилевые и внешние связи ар деко позволяют отметить новизну образных трактовок, совмещавших абсолютно несочетаемые вещи: утонченность красоты мира и неприличную роскошь высшего общества. В искусстве эпохи отражен «образ жизни людей в межвоенные годы, их манера одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать», ощущается «власть ар деко, распространявшаяся на индустрию развлечений и искусство, дух стиля чувствовался в композициях внутренних интерьеров новых зданий, в дизайне разнообразных аксессуаров, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах» [8, с. 7].
Идеал - фундаментальное понятие наук о культуре, идеал «составляет высшую цель деятельности, стремлений, становясь совершенным воплощением, лучшим образцом чего-либо» [9, с. 657]. Процесс формирования идеала в структуре ар деко 1920-1940-х гг. определяется следующими социальными институциями: «творцы» (дизайнеры, артисты, композиторы -в целом, носители стиля); финансовая опора (мир деловых людей, элита бизнеса); средства коммуникации (пресса - газеты, журналы, критика - обозрения, статьи, радио и ТУ - передачи о
событиях); массовые потребители (зрители, слушатели). Успешное взаимодействие этих составляющих и создает идеал ар деко. Действительно, идеал как явление характерен для разных эпох и воплощен в произведениях искусства прошлого, но современный идеал может быть и культовой персоной из мира музыки, кино, шоу, иногда политики, или социальным явлением. Люди или события, которые создают образ идеала (от Мэри Пикфорд, Рудольфо Валентино в начале ХХ в. до Бейонсе, Майкла Джексона 2000-х гг.), обладают аурой притяжения к себе и порождают желание подражать. Ар деко обладал и функцией «взращивания идеалов» Эры свинга, мощная империя шоу Бродвея и киноиндустрии Голливуда потворствовала поклонникам героев экрана и сцены. Все окружение идеала (дома, мебель, одежда) магически воздействовало на зрителя, поклонники приобретали все, рекламируемое воплощением этого идеала, а музыка «золотой» Эры свинга сопровождала их жизнь. В сознание обывателя внедряются шутки, сленг, фразы героев. Зритель погружается в музыкальный мир исполнителя (мелодии и песни) и «заражается» внешней атрибутикой (костюм, поведение в обществе, жесты, мимика, походка); свою роль сыграли и плакаты, афиши героев.
Джаз, Голливуд и «звездный стиль» порождают мужские идеалы, к которым принадлежали и артисты джаза: Д. Крупа (ударные), Д. Эллингтон, К. Кэллоуэй (руководители оркестров), Б. Эберли (вокал), Г. Джэймс (труба); и артисты кино: Ф. Астер, Г. Купер, К. Гэйбл, П. Ньюмен. Характерным для этих артистов была элегантность, доходящая до щегольства. Действительно, их мимика, гибкость и пластика, а иногда и специальная изломанность движений, казались срисованными с рекламного плаката. Безусловно, самым ярким воплощением идеала Эры свинга в стиле ар деко является актер, степист, певец Фрэд Астер. Его танец воплощает тонкую очер-ченность деталей, элегантность движений, музыка «обтекает» его киногероев. Астер придает совершенную законченность любому образу, он способен быть в абсолютной гармонии с музыкальным сопровождением.
Эмансипированная женщина «золотого века» создала свой идеал, она проникает во все профессии, занимается спортом. Девушки увлекаются модным чарльстоном, ставшим танцевальным сумасшествием этой эпохи и характеризующимся острыми синкопированными шагами и поворотами, чаще всего танец ассоциируется с флэппе-рами («flappers» - прозвище эмансипированных молодых девушек 1920-х гг., олицетворявших поколение «ревущих двадцатых») и «спикизи» («speakeasy» или «blind pig», «blind tiger» - не-
легальные питейные заведения или клубы, в которых подавались крепкие алкогольные напитки во времена сухого закона (1920-1933 гг.) в США). Флэпперши вели себя подчеркнуто свободно и демократично: вызывающе одевались, пользовались яркой косметикой, слушали джаз, водили собственные автомобили, не стеснялись курить и употреблять алкогольные напитки и нередко практиковали случайные связи. Идеалами женщин эпохи ар деко становятся артистки Д. Кроуфорд, М. Дитрих, Д. Роджерс, В. Ли и др. Мир звезд «золотого века», живущих с роскошью, очень привлекателен, о такой жизни мечтают многие женщины. Так актриса Джоан Кроуфорд создала идеал на экране (в главной роли в кинофильме «Летти Линтон», 1932 г.), ее хищный взгляд, важная походка и безупречно уложенные волосы олицетворяли модный стиль. В фильмах с участием другой голливудской кинозвезды Риты Хейворт в паре с Ф. Астером («Никогда не стать богаче», «Ты никогда не была восхитительнее», 1941 г.) использовалась реклама дизайна мебели в стиле «стримлайн». Звездой и идеалом Эры свинга была и Джинджер Роджерс - «Королева мюзикла». Наибольшую известность ей принесли выступления в паре с Фредом Астером в кинофильме «Время свинга» («Swing Time», 1936 г.) Особая пластичность, неожиданные агрессивно-изломанные позы, полное слияние с джазовыми ритмами - характерные черты этой танцовщицы. Образом и олицетворением новой эмансипированной женщины - идеалом ар деко - стала и художница Тамара де Лемпицка, получившая за галерею портретов титул «Баронесса кисти», активная представительница мира голливудских звезд в 1940-е гг.
Музыкальным символом «звездного стиля» в конце 1920-х гг. становится песня «Puttin' on the Ritz» («Одеваясь по последней моде»), очень точно характеризующая целую эпоху. Мир джаза порождает эстетику ар деко, музыка объединяет черты идеала «золотого века». Это песня-лейтмотив нового поколения, перенесшего тяготы кризиса и открытого отныне лишь для наслаждений, музыки и развлечений. Имя «Ритц» («ritzy») было синонимом слова «роскошь» и, став нарицательным, означало принадлежность к избранному обществу. Это имя напрямую связано с открытым в 1930 г. в Нью-Йорке фешенебельным отелем Ritz-Carlton, выстроенным согласно принципам ар деко. За несколько лет до этого в парижском «Ритце» Габриэль Шанель устраивала приемы, на которых бывал не только «весь Париж», но и «весь Нью-Йорк», бывал там и американский композитор Ирвинг Берлин, автор многих музыкальных хитов ХХ в., изучивший изнутри мир роскоши. Его песня «Puttin'
on the Ritz» («Одеваясь по последней моде»), из одноименного мюзикла 1929 г., стала популярной после выхода на экраны в 1930 г. кинофильма «Puttin' on the Ritz». Отметим три ярких появления песни в период господства ар деко. Первым на экране ее спел актер Гарри Ричмен, главный герой фильма. В 1939 г. киностудия «Ме-тро-Голдвин-Майер» выпускает новый фильм «Idiot's Delight» («Восторг идиота») с Кларком Гейблом, который исполнил эту песню. В 1946 г. «Puttin' on the Ritz» спел и станцевал Фрэд Астер в кинофильме «Blue Sky» (студия «Пара-маунт Пикчерз»). В песне слова «Super-duper!» («супер-пупер») относятся к красавцу Г. Куперу, упоминается в тексте и Джон Рокфеллер, первый миллиардер. Отныне фраза «Puttin' on the Ritz» на нью-йоркском сленге стала означать «одеваться с шиком» и намекала на постояльцев элитного Ритц-отеля. В песне идет речь о состоятельных белых господах, прохаживающихся «по Парк-авеню, где Рокфеллеры прогуливаются с тросточками», о пижонах и модниках, которые все деньги тратят на свои наряды и развлечения. Мелодия, отвечая идеям «зигзаг-модерна», в первой части И. Берлином написана в изломанном ритме. Песня «Puttin' on the Ritz» в исполнении Астера в фильме стала музыкальным хитом Америки, неофициальным гимном Голливуда, олицетворением американского образа жизни и символом «господства» ар деко.
«Звездный стиль» объединил эклектику ар деко, роскошь и свинг. Африканские, египетские, восточные и экзотические мотивы были использованы и композиторами джаза: появляются «Caravan» (Х. Тиззол), «Isfahan» (Б. Стрейхорн), «A Night in Tunisia», «Tin Tin Deo», «Africana», «Manteca» (Д. Гил-леспи). Необходимо отметить, что добавлял экзо-колорит и приток кубинской музыки и исполнителей (Баузо, Ч. Позо, П. Прадо, Т. Пуэнте) и эстрадные оркестры с латиноамериканским репертуаром, такие как К. Кугат, Инна Рэй Хаттон и др. Традиционные, сбалансированные структуры в искусстве стали заменять асимметричные, у художников исчезла боязнь дисбаланса в композиционном построении, они придавали изображению новую динамику, соединяя несовместимые ранее цвета. Новым принципом воспользовались и создатели джаза, прием диссонанса осуществляли в своих композициях периода 1930-1940-х гг. Д. Эллингтон, С. Кентон, В. Герман.
«Звездный стиль» придавал особый блеск ауре Голливуда. Эпоха джаза и сухого закона на киноэкране смотрелась необыкновенно элегантно - во многом благодаря проявлению стилистических приемов ар деко в игре кинозвезд. Раскованность, сленг, внешняя атрибутика, стиль поведения - «звезды» формировали
и шлифовали идеал эпохи. Высокому уровню подачи стиля в кино немало способствовали режиссеры, сценографы, декораторы, гримеры. Это иллюстрируют такие шоу и киномюзиклы, как кинофильм «Большая радиопередача» (1932-1937), «Хит-парад» (1937) с Д. Эллингтоном, К. Бэйси, В. Германом, «Штормовая погода» (1943) с оркестрами Дюка и Кэба, фильмы с Ф. Астером и А. Шоу, с оркестром Г. Миллера «Серенада Солнечной долины» (1941), «Жены оркестрантов» (1942), «Молодой человек с трубой» (1949) с К. Дугласом и Д. Дэй. «Ар-деко или „звездный стиль" приобрел особую популярность в США, превратившись во всемирно признанный символ эффектности. „Звездный стиль" обожали звезды Голливуда, носившие одежду модельеров „ар деко", жившие в домах архитектуры „ар деко", оборудованных соответствующей мебелью и утварью» [8, с. 14]. Избранные артисты выглядели и звучали безупречно, будоражили воображение обывателя и задавали «звездный» тон жизни.
Эпоха 1920-1940 гг. порождает новый принцип синтеза искусств, диалогический характер взаимодействия формирует новое отношение к творчеству, к художнику, музыканту, исполнителю. Феномен «селебрити» соотносится с пониманием идеала, с одной стороны, и отражает особенности публичного бытования и тиражирования актуальных творческих практик - с другой. Увлечение приемами синтеза и синестетиче-ские аспекты образного мышления формируют новые эстетические критерии и характерные для этого врмени требования к идеалу. Обобщая и систематизируя процессы, происходившие в американской культуре и искусстве 1920-1940-х гг., можно установить, что идеал Эры свинга и «золотого века» складывался под мощным влиянием «звездного стиля» в рамках концепции ар деко. В первой половине ХХ в. приемы ар деко активно воздействуют на формирование идеала в киноиндустрии и на эстраде. «Звездный стиль», существуя в гармонии с «золотым веком» и Эрой свинга, своей стремительностью и напором добавлял этому периоду яркость и эффектность. Ар деко культивировал образ жизни в модной «оправе» стиля, его влияние распространялось на архитектуру, моду, развлечения, радио, транспорт, путешествия и спорт. Острые и характерные особенности эпохи олицетворяет песня «Puttin' on the Ritz» И. Берлина, неофициальный гимн Голливуда. Данная статья лишь частично вскрывает тему переплетения и взаимовлияния разных видов искусств в рамках единой стилистической тенденции, дальнейшее изучение требует более глубокого и многогранного анализа взаимодействия визуальных искусств, кинематографа и джаза в культуре 1920-1940-х гг.
Список литературы
1. Хилльер Б., Эскритт С. Ар деко / пер. с англ. В. И. Са-мошкина. Москва: Искусство-XXI в., 2005. 240 с.
2. Arwas V., Russell F. Art deco. New York: Harry N. Abrams Inc., 1986. 322 p.
3. Малинина Т. Г. Стиль ар деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. Москва: Пинакотека, 2005. 374 с.
4. Филичева Н. В. О геометрических формах и организации архитектурного пространства Ар Деко // Вестн. Ле-нингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 2, № 4. С. 255-262.
5. Азизян И. А. Диалог искусств ХХ в.: очерки взаимодействия искусств в культуре. Москва: Изд-во ЛКИ, 2008. 592 с.
6. Сарабьянов Д. В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. Москва: Искусство, 1989. 294 с.
7. Робинсон М., Ормистон Р. Ар деко: лучшие произведения. Москва: Арт-Родник, 2010. 192 с.
8. Стерноу С. А. Арт деко: полеты художественной фантазии: альбом / отв. ред. Э. Лунан. Минск: Белфакс, 1997. 128 с.
9. Толково-энциклопедический словарь: около 147 тыс. толкуемых ед. Санкт-Петербург: Норнит, 2006. 2139 с.
References
1. Hillier B., Escritt S.; Samoshkin V. I. (transl.). Art deco. Moscow: Iskusstvo-21st century, 2005. 240 (in Russ.).
2. Arwas V., Russell F. Art deco. New York: Harry N. Abrams. Inc., 1986. 322.
3. Malinina T. G. Art deco: origins, regional dialects, features of evolution. Moscow: Pinakoteka, 2005. 374 (in Russ.).
4. Filitcheva N. V. On geometrical shapes and architectural space of art deco. Vestnik of Pushkin Leningrad State Univ. 2013. 2 (4), 255-262 (in Russ.).
5. Azizyan I. A. Dialogue of arts of 20th century: essays of interaction of arts in culture. Moscow: LKI publ. house, 2008. 592 (in Russ.).
6. Sarab'yanov D. V. Art nouveau style: origins, history, problems. Moscow: Iskusstvo, 1989. 294 (in Russ.).
7. Robinson M., Ormiston R. Art deco: best works. Moscow: Art-Rodnik, 2010. 192 (in Russ.).
8. Sternou S. A.; Lunan E. (ed.) Art deco: flights of artistic fantasy: album. Minsk: Belfaks, 1997. 128 (in Russ.).
9. Explanatory encyclopedic dictionary: about 147 000 explanatory units. Saint Petersburg: Nornit, 2006. 2139 (in Russ.).