Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА АГРЕССИВНОСТЬ НОРМОТИПИЧНЫХ ПОДРОСТКОВ И ПОДРОСТКОВ С ЗПР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ'

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА АГРЕССИВНОСТЬ НОРМОТИПИЧНЫХ ПОДРОСТКОВ И ПОДРОСТКОВ С ЗПР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глебова М.М.

В статье рассматривается виртуальная среда как социально-психологический фактор, воздействующий на агрессивность подростков, при этом проводится сравнительный анализ особенностей проявления агрессии у нормотипичных подростков и подростков с ЗПР с помощью эмпирического исследования на основе разработанного авторского инструментария. Агрессивное поведение детей в подростковом возрасте является серьезной психологической, социальной и педагогической проблемой на сегодняшний день. Помимо педагогов, родителей и одноклассников, от агрессии в первую очередь страдает сам ребенок, поскольку подобная черта характера, приобретая устойчивость, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации учащегося в последующих возрастных периодах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глебова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE VIRTUAL ENVIRONMENT ON THE AGGRESSIVENESS OF NORMO-TYPICAL ADOLESCENTS AND ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION: THE COMPARATIVE ANALYSIS

The article examines the virtual environment as a socio-psychological factor affecting the aggressiveness of adolescents. At the same time, a comparative analysis of the features of the manifestation of aggression in normo-typical adolescents and adolescents with mental retardation with the help is carried out. empirical research based on the developed author's tools. Aggressive behavior of children in adolescence is a serious psychological, social and pedagogical problem today. In addition to teachers, parents and classmates, the child himself first of all suffers from aggression, since such a character trait, acquiring stability, negatively affects the processes of personal development and socialization of the student in subsequent age periods.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА АГРЕССИВНОСТЬ НОРМОТИПИЧНЫХ ПОДРОСТКОВ И ПОДРОСТКОВ С ЗПР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ»

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА АГРЕССИВНОСТЬ НОРМОТИПИЧНЫХ ПОДРОСТКОВ И ПОДРОСТКОВ С ЗПР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

М.М. Глебова, бакалавр

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-185-189

Аннотация. В статье рассматривается виртуальная среда как социально-психологический фактор, воздействующий на агрессивность подростков, при этом проводится сравнительный анализ особенностей проявления агрессии у нормотипичных подростков и подростков с ЗПР с помощью эмпирического исследования на основе разработанного авторского инструментария. Агрессивное поведение детей в подростковом возрасте является серьезной психологической, социальной и педагогической проблемой на сегодняшний день. Помимо педагогов, родителей и одноклассников, от агрессии в первую очередь страдает сам ребенок, поскольку подобная черта характера, приобретая устойчивость, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации учащегося в последующих возрастных периодах.

Ключевые слова: агрессивность, подростковый возраст, задержка психоречевого развития, социально-психологический фактор, интернет-среда.

На ранних стадиях онтогенеза агрессия понимается как реакция

на неблагоприятные условия среды в сочетании с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы. Вопрос агрессивного поведения изучали такие ученые как З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Лоренц, А.Басс, Д.Ричардсон, Д.Доллард, Э.Фромм, Р.Бэрон, Л.Берковиц, среди отечественных исследователей - это Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитова, А.К. Ос-ницкого, Т.Г. Румянцева, О.Ю. Михайлову, В.В. Бойко, Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьева, А.А. Ратинов, О.Д. Ситковская, И.А. Фурманов и др.

Именно период подросткового возраста связан с многочисленными стрессами в связи с трудностями становления личности, своего самоосознания, а также в связи с гормональной перестройкой организма, эти проблемы могут спровоцировать возбудимость, раздражительность, обидчивость, упрямость и враждебность к окружающим [2]. Изучением данного феномена занималась большая группа ученых: К. Бютнер, Л.В. Зубова, М.А. Исаева, О.В. Кобзева, Ю.Б. Можгинский, А. Нал-чаджян, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ф.С.

Сафуанов, Л.М. Семенюк, Е.В. Тарасова, А.А. Ушанова, И.А. Фурманов и другие.

Однако дети с ЗПР особенно подвержены подобным рискам. Несформирован-ность учебной мотивации и сложности социализации зачастую являются причиной нежелательного поведения, а незрелость эмоционально-волевой сферы не позволяет в должной мере контролировать возникающие реактивные реакции, к числу которых принято относить агрессию. Если ситуация образовательной дезадаптации будет продолжаться длительное время, она может создать угрозу деформации личности из-за закрепления нарушений эмоционально-волевой регуляции поведения, что, в свою очередь, несомненно, крайне отрицательно может сказаться на социализации. Этим и обусловлена актуальность данной статьи.

В различных направлениях причины проявления агрессии разнятся, однако большинство авторов сходятся во мнении: агрессия не является сугубо негативным явлением, поскольку выполняет также защитную функцию для нашего психофизического здоровья. Однако агрессия все же является деструктивным поведением, противоречащим нормам и правилам сосуще-

ствования людей в обществе и наносящее вред объектам нападения [4].

Существуют факторы, влияющие на проявления агрессивности школьников в подростковом возрасте. Среди них есть индивидуальный, психолого-

педагогический, личностный, социальный, социально-психологический. Последний фактор включает в себя внутрисемейные отношения, среду сверстников, СМИ и интернет-среду, наличие посылов агрессии во внешней обстановке и физические факторы. Все вышеупомянутые внешние условия при неблагоприятных обстоятельствах оказывают более острое влияние на подростка, если у него присутствует интеллектуальная недостаточность.

Подростки с ЗПР имеют слабо развитый навык контроля собственных эмоций, рефлексии; при повышенной возбудимости ЦНС наблюдается агрессивность и раздражительность; плохо сформированы нравственные установки; из-за нарушений в познавательной сфере не всегда могут предсказать причинно-следственные связи своих поступков [3]. Все эти психофизические особенности осложняют процесс контроля агрессивного поведения.

Был проведен анкетный опрос, цель которого была выявить степень агрессивности и формы проявления агрессии подростков с ЗПР подросткового возраста в интернет-среде.

Были выдвинуты следующие гипотезы:

Агрессивность детей в интернет-среде будет выше при длительном времяпрепровождении в интернете в сочетании с предпочтениями кино и игр агрессивного характера; при неблагоприятной обстановке в семье (неполная семья, сложные отношения); если уровень агрессии детей с ЗПР будет выше, чем уровень агрессии нормо-типичных школьников.

В опросе приняли участие 24 подростка в возрасте от 14-17 лет. Первая группа «А» состояла из 14-ти школьников МБОУ СОШ № 12 г. Казани с нормотипичным развитием. Вторая группа «В» состояла из 10-ти подростков с ЗПР, воспитанников казанской школы-интерната №11 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку у подростков

второй группы нет семьи, мы скорректировали анкету и убрали оттуда вопросы, касающиеся родителей.

Сравнивая показатели вопросов, можно увидеть, что просмотр фильмов с агрессивным подтекстом в большей мере характерен для группы «В»: сцены насилия наиболее выражены в фильмах жанра «ужасы» и «боевик». Однако мы видим, что просмотр фильмов - это не просто развлечение, он также влияет на ценностные установки ребенка. Подростки запоминают модели поведения персонажей, хотят быть похожими на них и воспроизводят увиденное в жизни. Поэтому очень наглядным оказался открытый вопрос про любимых персонажей. Группа «А» в своих ответах в большей мере ориентирована на интеллект героев, целеустремленность и нравственные ценности. В группе «В» преобладает ценность физической силы героев. И уже на данном этапе можно предположить, что агрессивное поведение в стрессовых ситуациях на вербальном и физическом уровне будет проявлено сильнее в группе «В».

На вопрос «Играть в компьютерные игры, где можно ударить, убить человека -это...» подростки в двух группах ответили примерно одинаково. И в группе «А» и в группе «В» 50 % школьников выбрали вариант «нормально, потому что не по-настоящему». «Не очень хорошо, но мне нравится» в группе «А» выбрали 35,7%, а в группе «В» - 20%. Данные результаты говорят об общей ценностной тенденции восприятия онлайн-насилия в подростковой среде. Многократно повторяющиеся сценарии, пусть даже в виртуальном пространстве, легче повторить в действительности.

Один из вопросов был направлен на изучение мотивации детей в участии в он-лайн-играх с агрессивным подтекстом. Половина подростков и в группе «А», и в группе «В» ответили, что нравится работать в команде, продумывать план захвата, выигрывать. Ответ «нравится оружие, нравится стрелять, чувствовать себя военным или бандитом» в группе «А» выбрали 21,4%, в группе «В» - 30%. Несмотря на то, что в большинстве своем мотивация

участия в онлайн-играх вызвана интересом в разработке стратегии и командной работой, необходимо помнить о теории агрессивных посылов [1], поэтому общество нуждается в активном информировании влияния агрессивных игр на поведение игроков. Принципиальных различий между двумя группами выявлено не было. Далее в анкете были сформулированы три вопроса, касающиеся проявления агрессии подростков в разных предложенных ситуациях во время интернет-общения.

На вопрос «Представь, что во время интернет-общения тебя кто-то сильно обозвал. Что ты ответишь человеку, если он никогда не узнает, кто ты?» около половины школьников обеих групп выбрали ответ игнорирования вербальной агрессии. Интересно, что у нормотипичных школьников почти в три раза выше процент ответной агрессивной вербальной реакции, чем у группы В. И эта тенденция будет прослеживаться и в других ответах.

Следующий вопрос «Представь, ты играешь в онлайн-игру. Твоя команда вдруг исключила тебя из игры, как ты поступишь?», наоборот продемонстрировал большую ориенированность группы «В» на агрессивное поведение: на исключение из игры вербальную и физическую агрессию в сумме предпочли 40% человек, в отличие от группы «А» (14,3%).

Таким образом, можно отметить, что подростки группы «А» больше склонны к вербальной агрессии, но при этом общий уровень агрессивности в ситуативных вопросах все равно выше у группы «В».

В данном опросе подтвердилась мысль, что игнорирование, пренебрежение вызывает больший гнев, нежели чем оскорбительное отношение, и эта особенность по-разному проявилась в двух группах. В группе «В» максимальное количество голосов получил пункт «не обращают на меня внимание», при этом пункт «не слушают мои предложения» не получил ни одного голоса. В то время как в группе «А» пункт «не слушают мои предложения» получил максимальное количество ответов. Эти пункты отчасти похожи, однако первый пункт имеет более пассивный характер и не подразумевает активной мысли-

тельной работы, нежели чем второй. Выдвигать предложения по стратегии игры -это ярко выраженная интеллектуальная деятельность.

Из опроса по любимым персонажам было выявлено, что у группы «А» интеллект является ценностью. Можно сделать вывод, что раздражают особенно те действия со стороны онлайн-игроков, которые задевают глубинные ценностные убеждения подростков, если же для школьника интеллект не является ценностью, то и раздражать вышеупомянутая ситуация его не будет. Интересно, что в группе «А» следующим по популярности пунктом стал пункт - «плохо говорят о моих родителях» (для группы «В» мы убрали данный пункт). Это еще раз подтверждает соотношение ценностей подростков и ситуаций, которые у них вызываю агрессивную реакцию.

Опрос показал, что среднее время препровождения в интернете у группы «А» -4,5 часов, у группы «В» - 4,8 часов. Различия суммарных показателей незначительны. Однако необходимо помнить, что дети с ЗПР могут не совсем адекватно оценивают время. Перед исследованием педагог детского дома сказала, что в детском доме техники не так много и дети пользуются ей ограниченное количество времени, поэтому данные эксперимента были бы наиболее полными, если бы можно было задать дополнительные вопросы педагогам и родителям.

На вопрос про реакцию детей на отбирание гаджетов, были получены следующие ответы. Примечательно, что в группе «В» 70% детей ответили «молча соглашаюсь», а в группе «А» - 50%. Подростки из общеобразовательной школы в 42,9% вер-бально выражают свое несогласие, школьники с ЗПР - только в 20%. Процент реакции в виде физической агрессии и в той, и в другой группе составляет около 10 %. Из чего мы опять делаем вывод, что дети группы «А» более склонны к вербальной агрессии. Учитывая высокие показатели агрессивности в предыдущих вопросах группы «В», вербальная агрессия подавляется из-за специфики отношений с педагогами и воспитателями в детских домах.

Скрытую агрессию позволил бы выявить рисуночный тест «Кактус» Панфилова М.А. Однако из-за условий в общеобразовательных учреждениях в связи с ковид-19 - это невозможно.

Подводя итоги сравнения двух групп подростков, можно сказать, что агрессивность в интересах и проявлениях больше выражается в группе «В», однако именно вербальное выражение агрессии больше выражено в группе «А». Можно предположить, что такое сдерживание обусловлено именно фактором проживания в детском доме, а не ЗПР, но для прояснения этого момента необходима еще одна группа подростков с ЗПР, имеющих родителей, и возможность вживую проводить исследования.

Сравнивая корреляцию ответов каждой анкеты в группах «А» и «В», можно прийти к следующим заключениям. Частые выборы ответов агрессивного характера в большей мере наблюдались у детей, которые много проводят времени в интернете и которые предпочитают фильмы с агрессивным подтекстом. Также в группе «А» большинство детей, у которых было много ответов с агрессивным посылом, живут в неполных семьях или имеют проблемы во взаимоотношениях с родителями.

Библиографический список

1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПБ: Прайм - Еврознак, 2001. - 512 с.

2. Иванюшина В.А., Титкова В.В., Александров Д.А. Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников // Социологический журнал. - 2016. -Т. 22. - №1. - С. 54-71.

3. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М.: Компенс-центр, 2008. -235 с.

4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». - Ростов: «Феникс», 2004. - 160 с.

При анализе результатов теста были изучены особенности личности указанных школьниками персонажей. У большинства детей с высоким уровнем агрессии любимые персонажи также обладают склонностью к разным видам насилия. Обсуждение любимых героев детей может быть эффективным методом анализа личности, эмоционального состояния ребенка, поэтому в наших будущих работах мы непременно еще будем использовать этот инструмент для диагностики.

Первая гипотеза о том, что агрессивность детей в интернет-среде выше при неблагоприятной обстановке в семье (неполная семья, сложные отношения) подтвердилась. По процентным соотношениям уровень агрессии детей с ЗПР оказался выше, чем уровень агрессии нормотипич-ных школьников, однако мы не можем упускать из виду тот факт, что обследуемые нами подростки с ЗПР были из детского дома, поэтому вторая гипотеза требует дополнительных исследований. Третья гипотеза о длительном времяпрепровождении в интернете в сочетании с предпочтениями кино и игр агрессивного характера подтвердилась в обеих группах.

INFLUENCE OF THE VIRTUAL ENVIRONMENT ON THE AGGRESSIVENESS OF NORMO-TYPICAL ADOLESCENTS AND ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION: THE COMPARATIVE ANALYSIS

M.M. Glebova, bachelor Herzen University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article examines the virtual environment as a socio-psychological factor affecting the aggressiveness of adolescents. At the same time, a comparative analysis of the features of the manifestation of aggression in normo-typical adolescents and adolescents with mental retardation with the help is carried out. empirical research based on the developed author's tools. Aggressive behavior of children in adolescence is a serious psychological, social and pedagogical problem today. In addition to teachers, parents and classmates, the child himself first of all suffers from aggression, since such a character trait, acquiring stability, negatively affects the processes of personal development and socialization of the student in subsequent age periods.

Keywords: aggressiveness, adolescence, mental retardation, socio-psychological factor, internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.