Научная статья на тему 'Влияние виртуальной реальности на мировоззрение, культурные и технологические трансформации современного мира'

Влияние виртуальной реальности на мировоззрение, культурные и технологические трансформации современного мира Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Петренко И.А.

Оценить влияние виртуальной реальности можно лишь с учетом мировоззренческих, культурных и технологических трансформаций, происходящих в современном мире. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся специфики современного социума, личности человека, его бытия, вызванные неоднозначными влияниями процессов глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние виртуальной реальности на мировоззрение, культурные и технологические трансформации современного мира»

ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

© Петренко И.А.*

Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Минеральные Воды

Оценить влияние виртуальной реальности можно лишь с учетом мировоззренческих, культурных и технологических трансформаций, происходящих в современном мире. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся специфики современного социума, личности человека, его бытия, вызванные неоднозначными влияниями процессов глобализации.

Ключевые слова: виртуальная реальность; научно-технический прогресс; информационные технологии; глобализация.

Характерной чертой нынешнего этапа научно-технического прогресса является бурное развитие информационных технологий, обусловленное конкретными социальными потребностями. В результате происходят существенные изменения в жизни общества, прямым следствием воздействия которых являются изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т.д. Особую актуальность приобретают мировоззренческие, социально-этические и другие проблемы, затрагивающие все человечество. В частности, все чаще звучат и интенсивно обсуждаются на различных уровнях тревожные вопросы о воздействии научных достижений и новых технологий на человеческое бытие, о последствиях, которые вызваны научно-техническим прогрессом, так как он может нести человечеству как благо, так и непредвиденные роковые последствия. В связи с этим, необходимо глубокое и всестороннее исследование предпосылок возникновения этого явления, его воздействия на природу, человека и общество как на современном этапе, так и в будущем.

Информационные технологии - исключительный интеллектуальный, промышленный и социальный феномен конца XX века, занимающий уникальное положение в современном обществе. Они характеризуются массовым использованием их результатов практически во всех направлениях человеческой деятельности, способствуя прогрессу в технике и технологии, созданию не только новых инструментов изучения окружающего мира, но и инструментов воздействия на этот мир и самого себя как часть окружающего.

* Доцент кафедры Экономических и естественно-научных дисциплин, к.п.н., доцент.

На нынешнем этапе прогресса науки и техники человек является не только мыслящим существом. Он активно преобразует окружающую его действительность, влияя на все стороны социальной жизни. Значительно изменилась среда обитания человека, информационное пространство общества. Развитие информационных технологий выдвинуло специфически новую форму передачи и восприятия данных, открыло доступ к нетрадиционным источникам информации, повысило эффективность самой работы, дало совершенно новые возможности для творческой деятельности. В частности, существенные перемены наблюдаются в игровой деятельности подростков. Чрезмерное увлечение компьютерными играми стало одной из актуальных проблем начала третьего тысячелетия.

Появление большого числа игровых приставок, электронных игрушек и компьютерных игр способствовало тому, что они начали играть ведущую роль в досуговой деятельности. Современного подростка в основном интересуют компьютерные игры, отличающиеся от обычных многообразием тематики, стилей и жанров, позволяющие не только играть любимую роль, но и осуществлять практически все желания и фантазии, исполнение которых в реальной жизни было бы невозможным в силу действия физических или социальных законов. В таких играх ребенка привлекает возможность получения власти над миром практически без приложения каких-либо усилий. У него создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся фрагмент. Сегодня практически невозможно представить персональный компьютер, на котором не было бы хоть одной игры. Они стали частью культуры человечества: и с точки зрения масштабного влияния на формирующуюся личность, и с точки зрения творчества, и с точки зрения вовлеченных в игровую индустрию денег.

Благодаря техническому прогрессу, современные компьютерные игры все совершеннее имитируют реальность. Они открывают новый мир - мир виртуальной реальности, в котором подросток пытается реализовать большинство своих потребностей и игнорирует остальные. Оценить влияние виртуальной реальности можно лишь с учетом мировоззренческих, культурных и технологических трансформаций, происходящих в современном мире.

Постепенно вливаясь в вымышленный мир, ребенок перестает отделять реальность от выдумки, начинает смешивать их и одновременно жить в том и другом мире. Целостность индивида расщепляется. Одновременно он находится в двух пространствах: реальном и кибернетическом. Происходит слияние субъекта и симулякра, то есть субъект обращается в собственный симу-лякр, и физически, телесно, оставаясь в действительном мире, он ментально переходит в мир виртуальный, пространство симулякров, где наделяется новым телом, не имеющим ничего общего с телесностью [2, с. 336].

Виртуальность дает возможность творческой, генерирующей деятельности подростка, максимального вхождения его в информационное пространст-

во, позволяет создавать альтернативные миры. Современные технические разработки способствуют осуществлению прямого контакта с виртуальными объектами. В результате развития игровых технологий появилась возможность полного симулирования действительности вместо ее отражения.

Виртуальный мир со временем настолько начинает притягивать, что пребывание в нем становится предпочтительным, так как уходят все проблемы реальной жизни. Игра начинает приобретать черты стержня, вокруг которого строится вся его жизнь, окружающие становятся неважны. Ребенок ограничивает свой круг общения компьютером, полностью погружается в виртуальный мир. У него формируется влечение, с которым сам он уже не всегда способен справиться. В первую очередь это последствия нереализованных потребностей, неправильного воспитания, невнимания родителей и общества к проблемам подрастающего поколения. Стремление к игре можно рассматривать как мотивацию, детерминированную потребностями бегства от реальности и принятия на себя определенной роли. Уйти от нее можно лишь, «погрузившись» в другую реальность, а таковой может быть - только виртуальная! Самым простым и доступным способом моделирования другого мира является ролевая компьютерная игра. Интерактивность этих игр дает новое ощущение бытия, обретения нового телесного образа. Последствия этой трансформации подростка могут быть различными.

Во многих играх откровенно пропагандируются сомнительные ценности, антигуманные мотивы поведения, ведущие к разрушению морали, жизненных устоев семьи, общества, сложившихся традиций. Поощрение аморальных поступков в игре исподволь готовит подростка к возможности такого поведения в реальной жизни, проектируя жизненные установки ребенка на будущее. Нравственный детский эгоизм не проходит с возрастом и способен стать личностной характеристикой, как следствие, уже взрослого человека. В связи с этим, на современном этапе актуальными и требующими безотлагательного рассмотрения и решения являются вопросы нравственного аспекта компьютерных игр, их влияния на формирование мировоззрения и социализацию подростков.

Эмоциональная вовлеченность, проблемы с окружающей действительностью и, как следствие, прекращение почти всех контактов с реальным миром - таковы составляющие появившегося нового вида зависимости, называемого компьютерной игроманией.

В силу реалистичности компьютерных игр механизм возникновения зависимости от них можно рассматривать как процесс, который связан с активной работой сознания для удовлетворения духовных потребностей ребенка и реализации духовных ценностей, на основе которого формируются определенные взгляды, идеи, учения об окружающей действительности и самих себе и создаются новые духовные ценности, что составляет духовное богатство или духовную культуру общества [4, с. 48].

Поэтому нельзя допускать роста неконтролируемого влияния на подростков информационных ресурсов, которые могут играть решающую роль при выборе формирующейся личностью своего политического и социального будущего, программируя с высокой заданной степенью точности результаты его самоопределения. Необходимо, чтобы разработчики компьютерных игр стремились при их создании к высоким гуманистическим позициям, поднимающим и одухотворяющим еще неокрепшего нравственно ребенка. До тех пор, пока у подростка не сформирована устойчивая картина реального мира, нельзя отправлять его в виртуальный, так как следствием этого может быть полный уход ребенка в компьютерный мир.

Игровая индустрия стала не просто фактом научно-технического прогресса. Она властно вторглась в социальную жизнь общества, затронула его самые глубинные процессы. Современные компьютерные игры синтезируют новейшие информационные технологии и достижения в психологии. Над их созданием работают не только программисты, но и психологи. Их совместной задачей является стирание грани между реальным и виртуальным мирами, причем последний они стараются делать максимально привлекательным. К сожалению, на педагогические аспекты при создании компьютерных игр разработчики практически не обращают внимания. «Они прекрасно сознают явное преимущество своего образа мышления, но плохо видят его принципиальную ограниченность. Их политические и этические суждения потому зачастую примитивны и опасны» [1].

Современные компьютерные игры можно отнести к сомнительным достижениям научно-технического прогресса. Однако не надо пугаться их влияния на жизнь подрастающего поколения. Необходимо научиться предвидеть последствия внедрения и регулировать возможные негативные проявления. Виртуальную зависимость порождают не сами игры, а та или иная форма дезадаптации подростка к реальной жизни. Безобидным и полезным увлечение компьютерными играми будет лишь в том случае, когда они дополнят и сделают его жизнь более разнообразной и увлекательной. Трудно переоценить их роль в деле ускорения процесса компьютеризации. Есть игры, позволяющие тренировать и вырабатывать отдельные навыки, проверять правильность альтернативных решений, возникающих ситуаций. Игры способны многому научить. Также они являются своеобразным тренажером человеческих отношений. Так как компьютерные игры оказывают огромное влияние, прежде всего на поведение подростка, а поведение тесно связано с мотивацией, которая формируется воспитанием, то особое внимание семьи и педагогического сообщества должно быть уделено воспитанию человека в современном информационном обществе. Кроме того, необходимо использовать образовательный и воспитательный потенциал компьютерных игр и учитывать его при их разработке.

Печчеи А. в книге «Человеческие качества» отмечает, что в условиях поистине эпохальных изменений человеческое развитие вступило в новую

эру, мировое научное сообщество должно с высокой ответственностью относиться к тому, что «только тот прогресс и только такие изменения, которые соответствуют человеческим интересам и находятся в пределах его способностей к адаптации, имеют право на существование и должны поощряться - таков логический вывод и естественное следствие всего хода развития человечества, и именно в этом ключе следует решать вопрос о регулировании процесса изменений. Если с этих позиций оценивать научные изыскания, технические исследования и разработки, то окажется, что некоторые из них необходимо всемерно стимулировать, другие - замедлить, третьи - немедленно прекратить и не возобновлять до тех пор, пока соответствующее развитие человеческих качеств не создаст условия для восприятия и полезного применения новых доз прогресса» [3, с. 279].

Список литературы:

1. Борн М. Размышления [Текст] / М. Борн // Литературная газета. -1970. - 11 марта.

2. Делёз Ж. Логика смысла [Текст] / Ж. Делёз. - М.: Академический проект, 2011. - С. 336.

3. Печчеи А. Человеческие качества [Текст]: пер. с англ. / А. Печчеи. -М., 1985. - С. 279.

4. Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. В.В. Пар-цвания. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 48.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК В РАЗВИТИИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ

© Ручимская С.В.*, Петровская Л.Н.*

Российская академия музыки им. Гнесиных, г. Москва

Необходимость развития творческой индивидуальности будущих музыкантов кажется настолько очевидной, что не требует никаких доказательств. А между тем, анализируя выступления многих молодых исполнителей, приходится констатировать, что часто они лишены ярких индивидуальных черт, аккуратно и добросовестно выполняют поставленные педагогом задачи, не привнося в исполнение личностного начала, личностных идей, личностных переживаний. Причинам воз-

* Руководитель ЦППК РАМ им. Гнесиных, доцент кафедры Специального фортепиано, кандидат педагогических наук.

* Доцент кафедры Специального фортепиано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.