Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТОМ'

ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТОМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный имидж / вербальный имидж / голос / восприятие информации / professional image / verbal image / voice / perception of information

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — В.Д. Жибинов, Е.А. Чижова

В данной статье рассматривается влияние внешнего вида преподавателя на восприятие передаваемой информации студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE TEACHER'S VERBAL IMAGE ON THE STUDENT'S PERCEPTION OF INFORMATION

This article examines the influence of the teacher's overall image on the perception of the transmitted information to students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТОМ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

УДК 316.6

ВЛИЯНИЕ ВЕРБАЛЬНОГО ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА ВОСПРИЯТИЕ

ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТОМ

В. Д. Жибинов Научный руководитель - Е. А. Чижова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, пр. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: vadim. zhibinov@mail.ru

В данной статье рассматривается влияние внешнего вида преподавателя на восприятие передаваемой информации студентам.

Ключевые слова: профессиональный имидж, вербальный имидж, голос, восприятие информации.

INFLUENCE OF THE TEACHER'S VERBAL IMAGE ON THE STUDENT'S PERCEPTION OF INFORMATION

V.D. Zhibinov Scientific supervisor-E. A. Chizhova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vadim. zhibinov@mail.ru

This article examines the influence of the teacher's overall image on the perception of the transmitted information to students.

Key words: professional image, verbal image, voice, perception of information.

Сегодня одним из ключевых особенностей современного образования выступает обновленный имидж преподавателя высшей школы. Основу профессионального имиджа преподавателя кроме функций методолога, учёного, педагога дополняют роли бизнес-практика, продвинутого пользователя интернет-ресурсов. Не смотря на то, что составляющие портрета преподавателя нерелевантны и даже противоречивы [1], объединяет их внешний имидж.

Как и другие виды имиджа внешний имидж обладает следующими основными функциями: символичностью, информативностью, динамичностью, активностью, пластичностью, адаптивностью, эффективностью. Другими словами, любая деталь имиджа преподавателя несет определенную информацию. Например, осанка и мимика уверенного и спокойного человека может «говорить» об умении регулировать свое эмоциональное состояние в стрессовых ситуациях.

Для преподавателя высшей школы важно не только донести учебный материал до обучающегося, сколько заинтересовать его, помочь сконцентрировать внимание на содержании дисциплины. Внешний вид преподавателя должен способствовать восприятию передаваемой информации людям, на которых каждый день обрушиваются огромные объемы информации, которые зачастую действуют в режиме дефицита времени. Кроме того, деловой внешний вид преподавателя ассоциируется с порядком в вузе, опрятность и аккуратность в

Секция «Теория и практика коммуникаций»

одежде переносится в сознании интересантов на его профессионализм, а элегантность и стиль в числе других являются факторами благоприятного эмоционального фона [2].

В апреле 2021 года был проведён экспресс-опрос среди студентов ИСИ СибГУ имени академика М.Ф. Решетнёва на тему «Мнение студентов о голосе преподавателя как средстве имиджевой выразительности». В качестве теоретической базы использовалась структура имиджа профессионала, предложенная Л.М. Митиной [3]. Автор выделяет внешний, процессуальный и внутренний компоненты. Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид преподавателя способствует созданию рабочего настроения на занятии, способствует взаимопониманию. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, формы общения: профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению. Внутренняя составляющая описывает внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Предметом исследования является вербальный имидж преподавателя: его голос, интонация и манера говорить. Голос — это одно из основных средств имиджевой выразительности. Психологические характеристики речи свидетельствуют об особенностях характера человека, его душевном состоянии на данный момент, отношении к собеседнику и предмету разговора. С помощью громкости и интонации преподаватель акцентирует внимание студентов.

В качестве основных категорий исследования были представлены: ломающийся голос с резкими колебаниями вверх и вниз; напряжённый голос - зажатый и сухой; тревожный голос с нервно - возбудимыми нотками; неразборчивый голос - тихий и невнятный; стальной голос; капризный голос - с ноющими жалобными нотками; громогласный голос; уверенный голос - спокойный, неторопливый с чётким произношением; бесцветный голос -монотонный, невыразительный и тихий; задушевный голос - глубокий, грудной.

На вопрос «Какой голос предпочтительнее для лектора?» большинство студентов выбрали уверенный голос, на втором месте - громогласный голос, и завершил главную тройку ответов задушевный голос. Бесцветный и капризный голоса не отметили ни один из респондентов.

Таким образом, гипотеза о том, что голос преподавателя — это не только профессиональный инструмент, подтверждаться. Голос, как центральный элемент вербального имиджа, презентует своего носителя, влияя на восприятие личности в целом. Голос и речь - показатели профессионализма и успеха преподавателя, с помощью которых он может не только презентовать и акцентировать учебный материал, но и расположить к себе и своей дисциплине студентов, тем самым повысив мотивацию к ее изучению.

Библиографические ссылки

1. Лукашенко М. А., Ожгихина А. А. Имидж преподавателя вуза: мнения и приоритеты студентов // Высшее образование в России. 2019. №1. С.46-56

2. Имидж преподавателя вуза: структура, технологии, этапы формирования. [Электронный ресурс] - URL: https://lala.lanbook.com/imidzh-prepodavatelya-vuza-struktura-tekhnologii-ehtapy-formirovaniya (дата обращения: 18.04.2021).

3. Митина Л. М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2012. №3. С. 48-54.

© Жибинов В. Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.