УДК 159.9:37.015.3(043)
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НА ОЦЕНКУ СТУДЕНТАМИ ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИМИДЖА
© 2013
А.Л. Бусыгина, доктор педагогических наук, профессор, начальник аспирантуры и докторантуры,
заведующий кафедрой «Психология» Т.А. Бусыгина, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология»
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)
Аннотация: В статье выдвигается и доказывается гипотеза о существовании неразрывной взаимосвязи между эмоциональными особенностями и студенческими оценками имиджевых качеств преподавателя, что позволяет сделать вывод о позитивном влиянии эмоциональной компетентности педагога на формирование его педагогического имиджа.
Ключевые слова: эмоциональность педагога, имиджевые характеристики педагога, эмоциональная компетентность педагога, эмпатичность преподавателя, коммуникативная толерантность преподавателя, педагогический имидж.
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе за многие годы накоплен обширный материал, касающийся тех или иных сторон личности учителя (Б.Г. Ананьев, H.A. Аминов, Р. Бернс, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин, И.В. Страхов, А.И. Щербаков, Д. Райнс и др.). Изменившиеся потребности системы образования ставят перед педагогами принципиально новые задачи и предъявляют повышенные требования к личности учителя, его профессиональному мастерству, яркости и эмоциональности изложения учебного материала. Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе, от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.
Педагогический труд психически высоко активен. Психическое напряжение в свою очередь обостряет отрицательные черты характера - чрезмерное честолюбие, зависть, обидчивость, грубость, издевательские усмешки, все то, что ведет к дискомфортному состоянию в отношениях между коллегами, студентами и родителями. Для преодоления дискомфортного состояния педагогу необходимо формировать у себя высокий уровень эмоционально-волевой сферы, адекватность самооценки, уравновешенность, доброжелательные внешние проявления, речь, мимику, пантомимику, жесты.
В свою очередь, самоподача преподавателя, его имидж влияет на отношение студентов к нему и преподаваемой дисциплине. Позитивный педагогически имидж - предпосылка учебной мотивации, залог интереса к предмету.
При многообразии взглядов в современной картине профессиональной компетентности педагога существует пробел, не обозначена взаимосвязь эмоционально-личностных и имиджевых качеств педагога в профессиональной компетентности. Связь между имиджем и эмоциональностью преподавателя требует не только теоретических, но и эмпирических исследований.
Целью описываемого исследования явилось изучение влияния эмоциональности преподавателей на оценку их имиджевых качеств студентами.
Гипотезой данного исследования выступило предположение о том, что существует связь между эмоциональными особенностями и студенческими оценками имиджевых качеств преподавателя.
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов:
- теоретических (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования);
- эмпирических (методика диагностики уровня эм-патических способностей В.В. Бойко, определение интегральных форм коммуникативной агрессивности В.В. Бойко [1], «Личностная шкала проявлений тревоги» Тейлора [2], «Оценка имиджа педагога» Т.А. Бусыгиной
[3]);
- методы обработки данных (корреляционный анализ Спирмена - программа SPSS 12).
Экспериментальной базой исследования стала Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.
Выборку составили преподаватели различных дисциплин в количестве 25 человек, 16 женщин и 9 мужчин, студенты, обучающиеся у данных преподавателей - 102. Всего - 127 человек.
Совокупная выборка - 25 преподавателей вузов, 102 студента.
В результате корреляционного анализа были получены следующие результаты. Опишем и проинтепретиру-ем полученные данные.
Положительная связь между эмоциональной устойчивостью и воздействием на аудиторию (r =0,48) показывает нам, что чем выше эмоциональная устойчивость, тем эффективнее воздействие на аудиторию.
Преподаватель, умеющий управлять своими эмоциями, может урегулировать напряженную ситуацию в аудитории или установить дисциплину конструктивными методами.
Получена положительная связь между эмпатией и направленностью на партнерство^ = 0,46): чем выше эмпатия, тем выше оценивается педагог, как склонный к партнерству.
Выявлена отрицательная связь между коммуникативной агрессивностью и воздействием на аудиторию(г = -0,40), т.е. чем выше коммуникативная агрессивность, тем хуже воздействие на аудиторию.
Враждебные замечания, окрики, грубость, которыми часто пользуются в аудитории, оцениваются как не способные к регуляции. Воздействие носит насильственный характер. Педагоги, практикующие подобные коммуникативные формы общения, приобретают негативный имидж в глазах студентов.
Отрицательная связь между коммуникативной агрессивностью и эмоциональной устойчивостью (r = -0,76) говорит о том, что чем выше коммуникативная агрессивность, тем ниже эмоциональная устойчивость.
Вполне ожидаемый результат. Неаргументированная критика, насмешки, ирония показывают в педагоге человека, не уверенного в себе, эмоционально лабильного, компенсирующего неуверенность в форме агрессивного воздействия на аудиторию. Таким образом, вербальная агрессия всегда есть признак защитной реакции на окружение, которая демонстрирует отсутствие внутреннего равновесия, восприятие мира как враждебного. Подобная позиция присуща людям, эмоционально неуравновешенным, фрустрированным.
Отрицательная связь между тревожностью и эмоциональной устойчивостью (r = -0,34): чем выше тревожность, тем ниже педагог оценивается как эмоционально устойчивый.
Тревожного педагога воспринимают как не умеюще-
го полностью владеть своими эмоциями, не имеющего четких внутренних установок. Этот факт может способствовать довольно длительному формированию авторитета, возможно, при хорошем знании самой дисциплины.
Отрицательная связь между тревожностью и манерой изложения (г= -0,34): чем выше тревожность, тем ниже оценивается изложение материала как интересного.
Тревожность педагога может выражаться в постоянной опоре на авторитеты, записи, частые уточнения точности данных могут трактоваться не как скрупулезность, а как сомнение в передаваемой информации, что влияет на оценку изложения материала как мало интересного, точного.
Отрицательная связь между коммуникативной агрессивностью и направленностью на партнерство (г = -0,34): чем выше коммуникативная агрессивность, тем ниже оценка педагога как направленного на сотрудничество.
Выражение негативных чувств в форме приказов, угроз, через деструктивную критику, грубость демонстрирует авторитарную направленность педагога, которая формирует негативное отношение студентов. В сфере делового общения приоритетной и более педагогичной признается партнерская форма общения.
Опишем внутренние корреляции:
Обнаружена положительная связь между эмоциональной устойчивостью и манерой изложения материала(г = 0,53): чем выше эмоциональная устойчивость, тем выше оценивается манера изложения.
Эмоционально устойчивый педагог владеет своей речью, может в спокойном ровном тоне отразить сложившуюся в аудитории атмосферу, пошутить, захватить внимание интересной информацией, соответственно его манера изложения оценивается как наиболее яркая, эффективная для восприятия.
Опишем основные выводы по эмпирическому исследованию.
1. Существует взаимосвязь между эмоциональными качествами педагога и его имиджевыми характеристиками.
2. Эмпатичного педагога оценивают как склонного к партнерскому стилю взаимодействия со студентами, уважающего их.
3. Эмоционально устойчивого педагога оценивают, как умеющего воздействовать на аудиторию.
4. Эмоционально устойчивого педагога оценивают как излагающего материал интересно.
5. Студенты низко оценивают умение воздействовать на аудиторию педагога, допускающего в своей речи грубость, оскорбления.
6. Педагога с высоким уровнем коммуникативной агрессии оценивают как эмоционально неустойчивого, не умеющего управлять своими эмоциями.
7. Чем выше коммуникативная агрессивность, тем ниже оценка педагога как направленного на сотрудни-
чество, тем соответственно выше направленность на авторитарность.
8. Чем тревожнее педагог, тем ниже оценивается такая имиджевая дидактическая характеристика «умение интересно излагать материал» и «эмоциональная устойчивость». Тревожность педагога может выражаться в постоянной опоре на авторитеты, записи, частые уточнения точности данных может трактоваться не как скрупулезность, а как сомнение в передаваемой информации, что влияет на оценку изложения материала как мало интересного, точного.
9. Взаимосвязи между эмоционально-личностными характеристиками и стильностью внешнего образа, знанием предмета не выявлено.
Таким образом, эмпатичность, умеренная тревожность, коммуникативная толерантность преподавателей влияют на оценку студентами положительного полюса таких имиджевых характеристик как: «направленность на партнерские отношения», «эмоциональная устойчивость», «умение воздействовать на аудиторию», «умение интересно излагать материал». Педагоги с низкой эмпатичностью, высокой тревожностью, коммуникативной агрессивностью оцениваются по негативному полюсу имиджевых характеристик: «эмоциональная неустойчивость», «неумение интересно излагать материал», «неумение воздействовать на аудиторию», «направленность на авторитарность».
Получается, что развитая эмоциональная компетентность способствует формированию позитивного педагогического имиджа.
Исследование подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что существует связь между эмоциональными особенностями и студенческими оценками имиджевых качеств преподавателя.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что результаты позволят расширить представления об эмоциональной составляющей профессиональной компетентности педагога, оперативная оценка которой выражается в имидже педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Академия, 2002. С.132-135.
2. Личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб.: Речь, 2002. С. 126-128.
3. Бусыгина Т.А. Имидж преподавателя вуза как интегративный компонент его профессиональной компетентности // Психология обучения и воспитания. Ученые записки кафедры психологии. Сборник статей. Т. 1. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. С.43-49.
INFLUENCE OF THE TEACHERS' EMOTIONALITY ON THE STUDENTS' ASSESSMENT
OF THEIR PEDAGOGICAL IMAGE
© 2013
A.L. Busygina, doctor of pedagogical sciences, professor, chief of postgraduate study and doctoral studies,
head of the department of «Psychology» T.A. Busygina, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of «Psychology» Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)
Annotation-. The author puts forward and proves the hypothesis of the interdependence of the teachers' emotional characteristics and the students' estimation of the teachers' image qualities. This correlation makes it possible to conclude that a teacher's emotional competence will positively influence his/her professional image.
Keywords: the teacher's emotionality, the teacher image characteristics, emotional competence of the teacher, empathy of the teacher, communicative tolerance of the teacher, pedagogical image.