Научная статья на тему 'Влияние условий вкола на морфологию формирования колото-резаного повреждения'

Влияние условий вкола на морфологию формирования колото-резаного повреждения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
98
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние условий вкола на морфологию формирования колото-резаного повреждения»

Рис. 3. Деформация вращения и изгиба.

Полученные при моделировании данные показывают, что зона растяжения при изгибе локализуется (при указанных выше условиях опирания) в средней части кости на противоположной нагрузке поверхности, при вращении в виде косой линии проходящей по средине линии, соединяющей точки приложения вращающих моментов. Совокупность изгибающего и вращающего моментов обеспечивает сложно-напряженно деформированное состояние кости указанное на рис. 3. Моделированные данные соответствуют полученным нами при фактографическом исследовании экспериментальных разрубов костей.

ВЫВОДЫ

Выявленные в ходе экспериментальных исследований признаки в совокупности с данными исследований кожных ран позволят определить обстоятельства нанесения рубленых повреждений при расчленении, возможном использовании специальных подложек, расположении расчленяющего относительно повреждаемых конечностей.

Л.А. Андрейко, С.В. Леонов

ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВКОЛА НА МОРФОЛОГИЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛОТО-РЕЗАНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ

Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения

Хабаровского края (Хабаровск)

Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных острыми предметами, является одним из сложных видов экспертиз, направленных на установление механизма нанесения данного повреждения и идентификацию орудия травмы.

По данным ряда авторов [2] на одежде при колото-резаном повреждении возникают следы двух видов: статические (от ограничителя, переднего торца рукоятки, бородки или пятки клинка) и динамические, зависящие от особенностей острия, лезвия или обушка. Особенности повреждений на одежде, зависящие от остроты лезвия и острия, от особенностей обушка, изучались многими авторами [1, 2].

Место внедрения острия клинка устанавливают по участку относительно большего разволокнения концов поперечных нитей, а на предметах одежды из кожи (в том числе на синтетической) — по участку небольшого осаднения или стирания. Снижение прокалывающих свойств острия иногда вызывает побочные разрезы на одежде (очень редко — на коже) в области перехода основного разреза в дополнительный. Наличие таких разрезов указывает на затупленность острия, его закругленность или от-лом.

Если обушок имеет толщину более 0,2 см, то он также оставляет специфические следы на одежде: уплотняет плетение нитей у тупого конца, вытягивает их, нарушая переплетение. Поперечные замыкающие нити стираются с поверхности или надсекаются ребрами обушка. В таких случаях торцы волокон этих нитей сильно деформируются. Изучение следа острия и морфологии колото-резаных ран кожи проводилось И.Н. Ивановым [3, 4].

Приведенные данные показывают, что исследование колото-резаных повреждений носит изолированный характер. Публикаций, рассматривающих комплексное взаимодействие «импульс и метри-

ческие свойства травмирующего колюще-режущего предмета — одежда (прочность, плотность, натяжение, количество) — кожа и подлежащие ткани (как подложка)» в доступной нам литературе нет.

Необходимость такого исследования наглядно демонстрирует следующее практическое наблюдение.

В 2007 г. в квартире, расположенной в г. Хабаровске обнаружен труп гр-на И., с признаками насильственной смерти. В ходе проведенной экспертизы были выявлены признаки комбинированной травмы (огнестрельная, механическая асфиксия и острая). Острая травма была представлена 4 колоторезаными ранениями, два из которых были проникающими абдоминально-торакальными, два других ранения непроникающими (до уровня прямой мышцы живота). На теле потерпевшего имелась одежда — трикотажная футболка и трикотажная майка.

В ходе проведения медико-криминалистической экспертизы решались следующие вопросы: соответствие повреждений на теле и на одежде, идентификация клинка ножа, представленного на исследование. В процессе проведения экспертизы выявлено, что на футболке (верхний слой одежды) имеется 4 сквозных повреждения линейно-щелевидной формы, имеющие общие и групповые признаки колото-резаных повреждений. Повреждения на футболке соответствовали по морфологии, ориентировке, локализации повреждениям на теле потерпевшего И.

Исследование майки (нижний слой одежды) показало наличие трех сквозных колото-резаных повреждений линейно-щелевидной формы, которые соответствовали по морфологии, ориентировке, локализации трем колото-резаным ранам на передней поверхности брюшной стенки у потерпевшего И. и повреждениям на футболке. Четвертого повреждения, которое должно по локализации соответствовать повреждению на футболке (длиной 0,8 см) и входной колото-резаной ране живота длиной 0,8 см (глубиной до 1,2 см) визуально не определялось. Стереоскопическое (в отраженных и проходящих лучах), профильное исследование показало наличие протяженного участка (длиной до 1,5 см) полосовидной формы с потертыми разволокненными и частично надсеченными волокнами нитей трикотажного плетения на лицевой стороне майки. На всем участке отмечалось выраженное разрежение плетения ткани, по периферии разрежение ткани постепенно уменьшалось и становилось нормальным (для данного вида плетения ткани) через 0,5 — 0,9 см. Профильное исследование показало наличие резко вытянутого участка ткани в виде полосы. Исследование изнаночной стороны показало наличие участков эпидермиса, плотно фиксированного к ткани на уровне участка описанного выше. Проведенное сопоставление повреждения на теле и повреждений на футболке и майке показало, что данный участок растяжения и обтирания ткани соответствует по локализации повреждениям № 4 на коже и футболке (рис. 1, 2).

Рис. 1. Повреждение на майке. Рис. 2. Повреждение на теле потерпевшего.

Таким образом, проведенное исследование показало, что, не смотря на более низкие прочностные свойства одежды (тонкая трикотажная майка) в сравнении с прочностью кожи человека, возможно образование повреждений, при которых первый слой ткани остается практически неповрежденным, а более прочный слой имеет сквозное повреждение.

Нам представляется следующий возможный вариант формирования повреждения. Колюще-режу-щий следообразующий объект воздействовал с очень низкой скоростью, на уровне статического нагружения. В результате такого нагружения упругие свойства трикотажа реализовались в полной мере: произошло растяжение нитей трикотажного плетения, которые «обернули» острие ножа и далее погружались в ткани человеческого тела. Что примечательно, поскольку нити оплетают острие ножа, его

метрические свойства увеличиваются на толщину ткани, в результате свойства острого предмета в ране, начинают перемежаться с признаками воздействия тупого твердого предмета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загрядская А.П. Определения орудия травмы при судебно-медицинском исследовании колоторезаного ранения / А.П. Загрядская. — М., 1968.

2. Карякин В.Я. Судебно-медицинское исследование повреждений колюще-режущими орудиями / В.Я. Карякин. — М., 1966.

3. Иванов И.Н. Морфология следа острия колюще-режущих орудий в колото-резаных повреждениях: Дис. ... канд. мед. наук. — Л., 1991.

4. Иванов И.Н. Судебно-медицинское исследование колото-резаных ран кожи: Дис. ... докт. мед. наук. — СПб., 2000.

М.В. Артеменко, И.В. Панкратов

О ВЫБОРЕ МЕТОДА ОПЕРАТИВНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ХИРУРГИИ ДИФФУЗНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОБОДОЧНОЙ КИШКИ

НИИ гастроэнтерологии СибГМУ (Северск)

В настоящее время как в отечественной, так и в зарубежной литературе практически отсутствуют монографии обобщающего характера, в которых бы излагались вопросы диагностики, дифференциальной диагностики, обоснования выбора метода лечения, сроков и объема операции, особенно при осложненных формах диффузных заболеваний ободочной кишки в зависимости от разных факторов. Кардинальные вопросы выбора метода рациональной терапии, сроков и объема операции в зависимости от характера патологии, вида осложнений являются предметом постоянных дискуссий как в специальной литературе, так и на различных форумах. Несмотря на огромный прогресс хирургии ободочной кишки, результаты оперативного лечения диффузных заболеваний толстой кишки не удовлетворяют практических хирургов и проблема формирования колоректального соустья, а также выполнение корригирующих операций, препятствующих развитию рефлюкс — энтерита, до настоящего момента остается актуальной.

Нами разработан в эксперименте (на 10 половозрелых собаках) новый способ формирования ас-цендоректального анастомоза с баугинепластикой после субтотальной дистальной колэктомии. Изучение динамики морфологической картины в области асцендоректального анастомоза свидетельствует о том, что в течение 30 суток после операции как в области слизистой оболочки, так и подслизистой, происходят определенные патологические изменения, которые выражаются в деформации крипт, деструкции клеток эпителия, возникновении участков некробиоза, расширении просвета крипт, наличии в них клеток слущенного эпителия. В собственной же пластинке — большого количества лимфо- и гра-нулоцитов, соединительнотканных элементов, увеличением диаметра кровеносных сосудов, неодинаковой степени выраженности отека. Изучение морфологической картины в отдаленные сроки после операции (3 и 6 месяцев) свидетельствует о постепенной нормализации морфологии слизистой. Дистрофические и дегенеративные изменения в гладкомышечной ткани анастомоза не отмечены. Результаты проведенных исследований показывают, что анастомоз, формируемый из различных по диаметру стенок прямой и ободочной кишки, сохраняет свою форму и структуру в различные сроки после операции. Изучение макро- и микроскопической картины сформированного асцендоректального анастомоза в различные сроки после операции в эксперименте показало ее жизнеспособность и функциональную активность во все сроки наблюдения. По результатам проведения экспериментальной части работы и получения благоприятных как ближайших, так и отдаленных результатов, данная методика формирования асцендоректального анастомоза применена в клинике НИИ Гастроэнтерологии СГМУ.

На способ формирования асцендоректального анастомоза получен Патент Российской Федерации № 2178989 от 10.02.2002 года. По оригинальной методике прооперировано с 2000 г. по 2006 г. 17 больных, из них 11 женщин и 6 мужчин, что составляет 64,7 % и 35,3 % соответственно. Возрастной промежуток от 9 до 73 лет. Средний возраст составил 50 ± 1,06 лет. В 9 случаях (52,94 %) асцендоректальный анастомоз первично сформирован после субтотальной дистальной колэктомии по поводу мегаколон, хронического копростаза П — Ш ст. Двое пациентов (11,76 %) ранее перенесли операцию Гартмана по поводу дивертикулеза толстой кишки. Четырем больным (23,52 %) ранее выполнена операция Гартмана по поводу рака ободочной кишки III ст. Одна пациентка (5,88 %) в детстве перенесла операцию Дюа-меля — Баирова по поводу болезни Гиршпрунга. Один пациент (5,88 %) оперирован в плановом порядке ранее по поводу болезни Крона, была выполнена левосторонняя гемиколэктомия. В наших наблюде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.