Научная статья на тему 'Случай необычного причинения колото-резаных ран грудной клетки'

Случай необычного причинения колото-резаных ран грудной клетки Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
671
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Случай необычного причинения колото-резаных ран грудной клетки»

ОБМЕН ОПЫТОМ

© Т.Р. Закиров, С.А. Пойлов, 2009 УДК 340.6

Т.Р. Закиров, С.А. Пойлов СЛУЧАЙ НЕОБЫЧНОГО ПРИЧИНЕНИЯ КОЛОТО-РЕЗАНЫХ РАН ГРУДНОЙ КЛЕТКИ

ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Удмуртской Республики, (нач. - к.м.н. В.И. Жихорев)

Значительную часть судебно-медицинских исследований механической травмы составляют повреждения от острых орудий, в частности - колото-резаные раны. В случаях множественных повреждений круг решаемых задач значительно расширяется и включает вопросы, касающиеся механизма образования повреждений и способа их нанесения, очередности, идентификации орудия травмы, соотношения длин ран, соответствия глубины повреждений длине травмирующего предмета, причин их несоответствия, допустимого диапазона таких различий и др. [1-3]. Проблемам механизма возникновения колоторезаных ран, идентификации травмирующего предмета в литературе уделено достаточно внимания. Вместе с тем, наиболее трудноразрешимые вопросы, например, о самоповреждениях и самонатыкании на орудие, прижиз-ненности и давности нанесения повреждений и другие, требуют дополнительных исследований и пока не нашли должного и научного обоснованного разрешения.

В нашей практике встретился случай значительного преобладания глубины раневого канала в грудной клетке над длиной клинка при множественных колото-резаных ранах груди.

01 марта 2009 года в квартире дома был обнаружен труп П., женщины 30 лет, с множественными колоторезаными ранами на голове, шее и грудной клетке. Исследование трупа проведено на следующий день. В момент травмы на туловище погибшей были надеты трикотажная кофточка и футболка. Основная группа ран на грудной клетке располагалась между 2 и 4 ребрами справа от окологрудинной до передней подмышечной линии на площади 13х10,5 см (Рис.1 цв. вкл.). Вокруг них наблюдался прерывистый синеватый кровоподтек. Все раны проникали в плевральную полость. По ходу раневых каналов были выявлены оскольчатый перелом 2-го ребра по срединно-ключичной линии и неполный перелом 3-го ребра по передней подмышечной линии, множественные повреждения пристеночной плевры в области входных ран и на противоположной стороне грудной клетки в проекции средней и задней подмышечной линий, множественные сквозные повреждения верхней и средней долей правого легкого, стенки сердечной сорочки и правой

половины сердца. Длина раневых каналов колебалась от

5 см до 13,5 см. Раны грудной клетки справа были изъяты для дальнейшего исследования (Рис.2 цв. вкл.).

При медико-криминалистическом исследовании установлено, что на лоскуте компактно, на площади 6,3x11,5 см, расположено 29 сквозных щелевидных повреждений, 21 из которых изолированные, 4 перекрещиваются (2 пары), 4 (2 пары) повреждения соприкасаются. Длинники большинства повреждений косо-вертикальные, отдельные ориентированы вертикально, косо или горизонтально. Большинство повреждений имеет прямолинейную, щелевидную форму. Края ран ровные, хорошо сопоставимые, у некоторых - равномерно умеренно осаднены. Обушковый конец повреждений М-образный, осадненный, противоположный - остроугольный. Стенки ран ровные или несколько скошенные. В четырех ранах обнаружены дополнительные разрезы, образовавшиеся от действия лезвийной части клинка при извлечении последнего из тела. В 9 ранах выявлены признаки действия бородки или пятки клинка, указывающие на его полное погружение в тело. Частных признаков в ранах не установлено.

Для идентификации травмирующего предмета следователем был представлен перочинный нож (Рис. 3-4 цв. вкл.).

Нож складной одноклинковый, фабричного производства, общей длиной с полностью извлеченным клинком 17,1 см. Длина рукоятки 9,9 см, основание ее выполнено из 2-х металлических пластин, на которых при помощи двух заклепок из красно-желтого металла фиксированы накладки из прозрачного бесцветного оргстекла с подкладками. В передней части рукоятки ось-заклепка, являющаяся осью вращения клинка. Передний торец рукоятки вертикальный, чуть выпуклый, на расстоянии от него 1,3 см сверху и 1,7 см снизу расположены вертикальные пластинчатые ограничители клинка из металла белесоватого вида. Клинок ножа изготовлен из белесоватого металла, длина его 7,2 см. Острие клинка немного изогнуто вправо, четко выражено, расположено ближе к линии лезвия. На обушковой части слабо вогнутый скос длиной 3,5 см. Сечение обуха П-образное, толщина его на уровне скоса 0,1-0,2 см, на остальном протяжении 0,22 см. Ребра обуха выражены

хорошо, отполированы. Ширина клинка у острия - 0,1 см, на середине скоса обуха - 0,6 см, в 3 см от острия - 0,9 см, у начала скоса - 1,1 см, в средней части клинка - 1,1 см, у рукоятки - 1,2 см. Лезвие острое, с двухсторонней заточкой, ширина полей которой 0,4-0,6 см. Дефектов, зазубрин и завалов на лезвии не обнаружено. Длина лезвийной части клинка 6,2 см; у рукоятки лезвие переходит в П-образную кромку - пятку, протяженностью 1,0 см, толщиной 0,22 см. Представленным ножом были нанесены экспериментальные повреждения.

При сопоставлении полученных данных установлено, что конструктивные особенности исследуемого клинка ножа нашли отражение в краях и концах колото-резаных ран. Однако его длина была значительно меньше глубины некоторых раневых каналов (почти в 2 раза), что связано

не только с податливостью передней стенки грудной клетки, но и сопутствующим повреждением нескольких ребер в области входных ран.

Таким образом, известный диапазон превышения протяженности раневых каналов в грудной клетке при колото-резаных ранах может в отдельных случаях быть значительно больше как из-за анатомических особенностей, так и обусловленных механизмом образования. В частности, большая сила приложения, множественность воздействий в короткий промежуток времени на ограниченный участок поверхности тела с повреждением подлежащих ребер, их хрящей или грудины могут приводить к существенному превышению глубины раневых каналов над длиной клинка ножа, что, несомненно, следует учитывать в каждом конкретном случае.

Литература:

1. Абрамов С.С., Томилин В.В. Медико-криминалистическая идентификация. Настольная книга судебно-медицинского эксперта. Под общей редакцией доктора медицинских наук, профессора В. В. Томилина - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 2000. - С. 94-123.

2. Карякин В.Я. Судебно-медицинское -исследование повреждений колюще-режущими орудиями. - М., «Медицина», 1966, 225с.

3. Карякин В.Я. Повреждения острыми орудиями и оружием // Судебно-медицинская травматология. Под ред. А.П. Громова, В.Г. Науменко. М., «Медицина», 1977. - С.180-202.

© К.А. Бабушкина, А.В. Фейгин, 2009 УДК 340.6

К.А. Бабушкина, А.В. Фейгин ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ

ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Московской области (нач. - Заслуженный врач РФ. М.С.Ривенсон)

Лабораторные и инструментальные методы исследования повреждений носят комплексный характер, который определяется необходимостью получения максимальной для каждого конкретного случая информации

об объекте. Последовательность применения методов продиктована максимальным сохранением возможно большего числа свойств изучаемых объектов для проведения последующих этапов исследования, с целью формулировки точного заключения эксперта. При проведении медико-криминалистической экспертизы для уточнения диагноза используется широкий спектр методов. Наиболее часто применяется контактно-диффузионный метод или метод оттисков для обнаружения металлов в зоне повреждений. С его помощью устанавливается не только природа металлов, но и топографическое распределение их на поверхности объекта.

В нашей практике имел место случай изменения судебно-медицинского диагноза после проведения медико-криминалистической экспертизы с использованием метода оттисков.

Из копии «Заключения эксперта» экспертизы трупа гр.-на Б. известно, что: «...На правой половине живота марлевая салфетка фиксированная к коже полосками лейкопластыря. Салфетка пропитана подсохшим бурого цвета веществом походим на кровь. По снятию салфетки обнаружена рана № 1. Края раны, неровные. Рана формой близкой к линейной, ориентирована горизонтально, длиной около 0,5 см. Края раны неровные, подсохшие. Рана расположена на животе справа по передне-подмышечной линии в 136 см от подошвенной поверхности стоп. На правой кисти повязка из марлевого бинта белого цвета. По снятию повязки обнаружено две раны. Рана № 2 - на локтевой поверхности правой кисти. Рана № 3 - на ладонной поверхности правой кисти. Края ран подсохшие со следами осаднения. Обе раны формой близкой к линейной

длиной примерно по 0,4 см. Раны соединены между собой общим узким раневым каналом, длиной 3,5 см... В мягких тканях правой половины брюшной стенки соответственно описанной при наружном исследовании ране на животе справа обнаружено очаговое тускло темно-красного цвета кровоизлияние размером 3х4 см...На пристеночной брюшине соответственно ходу раневого канала обнаружено повреждение брюшины овальной формы прикрытое свертком крови размером 0,3х0,5 см. Толщина кожи живота с подкожно-жировой клетчаткой и мышцами передней брюшной стенки на уровне повреждения 2,5 см. Далее по ходу раневого канала обнаружено два соответствующих друг другу сквозных повреждения передней и задней стенок 12 перстной кишки. Оба повреждения округлой формы с несколько вывернутыми кнаружи краями диаметром около 0,3 см каждое. Толщина стенок 12-перстной кишки на уровне повреждений по 0,2 см. Далее по ходу раневого канала обнаружено тускло красного цвета кровоизлияние в брыжейке тонкого кишечника размером 6х7 см в центре которого обнаружено повреждение серозной оболочки формой близкой к линейной и длиной около 0,3 см. На серийных разрезах ткани брыжейки установлено, что раневой канал заканчивается в толще жировой ткани брыжейки на глубине около 0,3 см и далее ход раневого канала не прослеживается. Таким образом раневой канал от кожной раны на животе справа идет в направлении спереди назад и несколько сверху вниз. Суммарная толщина поврежденных тканей и органов по ходу раневого канала составляет (2,5+0,2+0,2+0,3=3,2 см).».

Выписка из судебно-медицинского диагноза: «Проникающая колотая рана с повреждением передней брюшной стенки с повреждением стенок 12-перстной кишки и брыжейки...».

С целью выявления следов металла меди и свинца для установления локализации и распределения на наружной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.