Судебная
медицина
УДК 340.624.1 : 611.77 - 001
Л.А. Андрейко
ЗАВИСИМОСТЬ МОРФОЛОГИИ КОЛОТО-РЕЗАНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОТ ТОЛЩИНЫ И КОМБИНАЦИИ СЛОЕВ ОДЕЖДЫ
ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» М3 ХК, г, Хабаровск
Колото-резаные ранения составляют значительный объем судебно-медицинских исследований, до 70% всей острой травмы [2]. Поэтому экспертиза колото-резаных повреждений на сегодняшний день остается одной из актуальных проблем судебной медицины. Несмотря на то, что колото-резаные повреждения в различных контекстах достаточно полно освещены, в доступной нам литературе не имеется сведений о влиянии прилежащей одежды на изменение морфологии колото-резаных повреждений кожи.
При исследовании трупа практические эксперты, руководствуясь нормативными Документами, проводят сопоставление повреждений на коже и одежде, при производстве медико-криминалистических экспертиз с целью идентификации орудия преступления экспериментальные вколы проводятся через одежду пострадавшего. Однако одежда с трупа довольно часто изымается органами следствия для проведения других видов экспертиз,, и экспериментальные вколы производятся на непокрытой коже. Данное исследование было направлено на выявление влияния слоев одежды на изменение морфологии ко-лото-резаной раны.
Материалы и методы
Нами было изучено 678 судебно-медицинских экспертиз трупов лиц, которым были причинены колото-резаные повреждения. Экспериментальные исследования проводились на биоманекенах в возрастной группе 31 -40 лет, с учетом данных о переживаемости тканей, что позволило максимально приблизить их к оригинальным экспертным наблюдениям. Все исследования были выполнены в рамках производства конкретных медико-криминалистических экспертиз по постановлениям органов дознания.
Резюме
В статье приведены данные анализа 678 архивных экспертиз и 150 экспериментальных колото-резаных повреждений, нанесенных через различные слои одежды. Проведенные исследования показали, что вне зависимости от метрических свойств колюще-режущего предмета при увеличении количества слоев одеиады и ее толщины на кожных покровах формируются более грубые повреждения.
Ключевые слова: кожа, колото-резаные повреждения,
одежда.
L.A. Andreyko
DEPENDENCY OF MORPHOLOGY OF STAB AND CUT WOUNDS ON THICKNESS AND COMBINATIONS OF CLOTHES LAYERS
Agency of forensic medicine for the Khabarovsk territory, Khabarovsk
Summary
The article presents data analysis of 678 archive examination cases and 150 experimental stab and cut wounds, produced across different clothes layers. Our study showed that no matter what metric characteristic of stabbing and cutting objects are, increasing amount of clothes layers more severe damages of the skin are formed.
Key words: skin, stab-cut wounds, clothes.
Согласно литературным данным [1, 3], к «тонким» нами отнесены предметы одежды толщиной материала от 0,1 до 2 мм, с показателями поверхностной плотнос-
ти до 150 тім1, к «толстым» — толщиной от 2 до 5 мм и плотностью свыше 150 г/м2. Для нанесения экспериментальных повреждений были использованы три ножа заводского изготовления, которые по своим метрическим характеристикам являются наиболее часто встречающимися, (в соответствии с данными архива отдела медицинской криминалистики) и были изъяты в качестве вещественных доказательств с места происшествия.
Погружение клинка осуществляли на глубину 5 см (среднестатистическая длина раневого канала). Вколы наносились в область грудной клетки и область живота, по данным статистики, — это наиболее часто повреждаемые области. Экспериментальные наблюдения проводились по следующим группам:
1) вкол через один слой «тонкой» ткани (Тн) — 30 наблюдений;
2) вкол через один слой «толстой» ткани (Тл) — 30 наблюдений;
3) вкол через один слой «тонкой» и один слой «толстой» ткани (ТнТл) — 30 наблюдений;
4) вкол через один слой «тонкой» и два слоя «толстой» ткани (Тн2Тл) — 30 наблюдений;
5) вколы без слоев одежды — контрольная серия — 30 наблюдений.
В последующем препарат кожи изымали и закрепляли на специальной пластинке (с помощью капроновой нити препарат кожи растягивали до размеров оригинала) и помещали в раствор Ратневского №1 для последующего исследования при помощи бинокулярной лупы и стереомикроскопа МБС-10.
Метрические характеристики обрабатывались статистическими методами, для чего рассчитывали: вероятность (вер.), диагностические коэффициенты и меру Кульбака [4].
Результаты и обсуждение
В ходе анализа архивных данных установлено, что количества слов одежды и их комбинации остаются стабильными в течение исследованного периода. В 12,52% экспертных заключений не приводится данных об одежде пострадавшего в связи с тем, что они были направлены на исследование после смерти из лечебных учреждений. В 17,32% случаев телесные повреждения наносились на обнаженную кожу, согласно данным протокола осмотра трупа на месте его обнаружения. Наиболее часто, в 25,62% случаев, колоторезаные повреждения причиняются через один слой «тонкой», в 15,2% наблюдений — через один слой «тонкой» и один слой «толстой», в 6,85% — один слой «тонкой» и два слоя «толстой», в 5,82% — один слой «толстой» одежды. Все остальные варианты количества и комбинации слоев одежды встречались менее чем в 5% случаев. При экспериментальных исследованиях повреждений кожи, проведенных тремя ножами с различными метрическими характеристиками, во всех группах прослеживается общая тенденция изменения морфологии колото-резаного повреждения, связанная с изменением количества и комбинации слоев прилежащей одежды.
В контрольной серии экспериментов рана характеризовалась неровностью стенки (вер. 1,0), наличием М-образной формы тупого конца (вер. 1,0), осаднением в
обушковой части (вер. 0,3), ровными стенками раневого канала и отсутствием осаднения в лезвийной части (вер. 1,0).
В 1 серии были отмечены следующие морфологические признаки повреждения: формирование полукруглой краевой выемки кожи (вер. 0,8); М-образная (вер 0,5) и П-образная форма (вер. 0,5) тупого конца; наличие осаднения, выявляемого справа (вер. 0,5) и равномерно по всей поверхности (вер. 0,5) в обушковой части; неровность правой и левой стенок (вер. 0,6) в лезвийной части.
Во 2 серии были выявлены следующие морфологические признаки: образование полукруглой или углообразной краевой выемки (вер. 1,0), поверхностные дефекты эпителия (вер. 0,6), нависание эпителиального лоскута над просветом раневого канала (вер. 0,6), П-образный или П-образный скошенный (вер 1,0); в обушковой части разреза: левый угол — острый, а правый — скруглен (вер. 0,8) с образованием надрезов и насечек (вер. 0,9), наличие равномерного осаднения тупого конца (вер 1,0), неровность стенок (вер. 0,8) в лезвийной части повреждения.
В 3 серии отмечены следующие морфологические особенности повреждения: признак «минус-ткань» (вер. 0,8), нависание эпителиального лоскута над просветом повреждения в области вкола (вер. 0,7), поверхностный дефект эпителия (вер. 0,4), П-образная скошенная форма тупого конца (вер. 0,1), образование дополнительных надрывов (вер. 0,5), надрезов (вер. 0,7) и насечек (вер.
0,7) и их комбинации, неровность стенки в обушковой части (вер. 1,0), выраженное равномерное осаднение (вер. 1,0), неровность стенок раневого канала (вер. 1,0), наличие эпителиального лоскута над просветом с вероятностью 0,6 и 0,9, дефекта эпителия с вероятностью 0,7 и 0,7 соответственно в обушковой и лезвийной частях повреждения.
В 4 серии были выявлены следующие особенности: признак «минус-ткань» (вер. 0,9), М-образная форма тупого конца, неровность стенок с выраженным равномерным осаднением, образование поверхностных дефектов эпителия (вер. 0,8), нависание эпителиального лоскута над просветом (вер. 0,8) в обушковой части повреждения, наличие надрывов (вер. 0,8), надрезов (вер. 0,9), насечек (вер. 0,9) и их сочетаний; в лезвийной части, наряду с неровностью стенок (вер. 1,0), отмечалось изменение плоскости резания (вер. 0,6), связанное с деформацией кожи за счет перерастяжения по линиям Лангера п/пли за счет образования тканевого валика при формировании лезвийной части разреза; образование 2-3 и более лоскутов эпителия над просветом (вер. 0,7), поверхностные дефекты эпителия (вер. 0,8), наличие «кармана эпидермиса» (вер. 0,6), который характерен для действия тупого твердого предмета.
С позиции теории резания материалов, выявленные морфологические признаки связаны с тем, что при образовании колото-резаных повреждений через слои ткани формируется контактный комплекс «острие ножа + преграда (материал одежды) + повреждаемый объект». Кожу и подлежащие ткани можно рассматривать как уп-руго-пластическую подложку на основании Винклера, на которой под воздействием индентора (острия ножа) образуется воронкообразное углубление. Ткань одежды, плотно прижимаясь к острию, приводит к увеличению
радиуса кривизны индентора, изменяя остроту травмирующего предмета, в результате до момента прорезывания ткани одежды, в зависимости от ее толщины, острый нож действует на кожу как тупой или затупленный предмет, что подтверждается выявленными морфологическими признаками повреждения.
Таким образом, при изучении экспериментальных повреждений было выявлено, что вне зависимости от метрических свойств колюще-режущего предмета при увеличении количества и толщины слоев одежды на кожных покровах формируются более грубые повреждения, характерные для действия тупых твердых предметов.
Литература
1. Вузов Б.А., Альменкова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности. М.: ЦО-УЛИВ, 2004. 158 с.
2. Иванов И.Н. Морфология следа острия колюще-ре-жущих орудий в колото-резаных повреждениях: Дис. ... канд. мед. наук. Л., 1991. 228 с.
3. ГОСТ-29298-92.
4. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. Л.: Медицина, 1978. С. 294.
□□□