Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОЖАРОВ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОЖАРОВ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
182
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЖАРОБЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ / МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ / CULTURE OF LIFE SAFETY / FIRE-SAFE BEHAVIOR / WORK WITH THE POPULATION / METHODS AND MEANS OF FIRE PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елизарова А.А., Закинчак А.И.

В научной работе в целях совершенствования деятельности по формированию культуры безопасности жизнедеятельности граждан Российской Федерации и противопожарной пропаганды проводится анализ основных проблем возникновения пожара; рассматриваются применяемые методы повышения личной ответственности граждан. Авторским коллективом выделяются и анализируются три основные формы поведения человека, тем или иным образом повышающие риск возникновения пожара, а также являющиеся его причиной. Рассматривается возможность сведения к минимуму количества пожаров и минимизация гибели населения на пожарах ввиду сознательного изменения отношения к личной и общественной пожарной безопасности. Важнейшим элементом обеспечения пожарной безопасности является изучение опыта зарубежных коллег, результаты работы которых отражаются положительным образом на состоянии защищенности населения от пожаров. В данной статье отражены методы, средства и формы работы с населением в рамках противопожарной пропаганды. Особое внимание уделяется успешному использованию социальных медиа-ресурсов в США, Великобритании, Германии и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF THE LEVEL OF PROTECTION OF THE POPULATION FROM FIRES ON THE LEVEL OF SOCIAL WELL-BEING OF THE POPULATION

In science work for the purpose of improvement of activity on formation of culture of safety of activity of citizens of the Russian Federation, fire-safe behavior, and also fire promotion, the analysis of the main problems of emergence of the fire in a discourse of the declared subject is carried out; the applied methods of increase of personal responsibility of citizens for the prevention of fires both in personal households, and on objects of public appointment are considered. In this regard, the definition of "fire safety of the object of protection" is given. The author's team identifies and analyzes three main forms of human behavior, which in one way or another increase the risk of fire, as well as being its cause. The possibility of minimizing the number of fires and minimizing the death of the population in fires due to a conscious change in attitude to personal and public fire safety in the framework of these forms of behavior is considered. The most important element of fire safety is to study the experience of foreign colleagues, the results of which are reflected positively on the state of protection of the population from fires. This article will reflect the best methods, means and forms of work with the population found by the author's team within the framework of fire propaganda. Particular attention is paid to the successful use of social media resources by colleagues from the United States, great Britain, Germany, etc., where it was possible to create a "trust" environment between citizens and fire and rescue services, with a large share of personal responsibility and interest in training, obtaining primary skills and knowledge to prevent the occurrence of fire in personal living space, in the workplace, on road, rail, river, sea, air transport or in any other public place.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОЖАРОВ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 614.8

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ПОЖАРОВ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

НАСЕЛЕНИЯ

А. А. Елизарова, А. И. Закинчак

ФГБОУВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПСМЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

В научной работе в целях совершенствования деятельности по формированию культуры безопасности жизнедеятельности граждан Российской Федерации и противопожарной пропаганды проводится анализ основных проблем возникновения пожара; рассматриваются применяемые методы повышения личной ответственности граждан. Авторским коллективом выделяются и анализируются три основные формы поведения человека, тем или иным образом повышающие риск возникновения пожара, а также являющиеся его причиной. Рассматривается возможность сведения к минимуму количества пожаров и минимизация гибели населения на пожарах ввиду сознательного изменения отношения к личной и общественной пожарной безопасности. Важнейшим элементом обеспечения пожарной безопасности является изучение опыта зарубежных коллег, результаты работы которых отражаются положительным образом на состоянии защищенности населения от пожаров. В данной статье отражены методы, средства и формы работы с населением в рамках противопожарной пропаганды. Особое внимание уделяется успешному использованию социальных медиа-ресурсов в США, Великобритании, Германии и др.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности; пожаробезопасное поведение; работа с населением; методы и средства противопожарной пропаганды.

Введение. Ключевыми элементами социального благополучия принято считать показатели, характеризующие такие аспекты жизнедеятельности как: материальное благополучие (уровень доходов, жилищные условия); физическое благополучие (состояние здоровья, уровень личной безопасности); степень социальной активности, межличностные отношения, участие в жизни общества, удовлетворенность своим социальным статусом и социальными ролями. Все перечисленные показатели имеют большое количество связей между собой и являются взаимоопределяющими. Одним из факторов, который может существенно повлиять на уровень социального благополучия, является физическое благополучие и, следовательно, степень защищенности населения и территории проживания от чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Обеспечение пожарной безопасности и защита населения от последствий пожаров является одной из приоритетных

задач государства, решение которой позволит повысить уровень обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Для решения этой задачи необходимо разработать алгоритм взаимодействия органов государственной власти, объектов экономики и населения, который бы позволил оптимально распределить ограниченные материальные и финансовые ресурсы для обеспечения требуемого уровня защищенности.

Целью данной работы является анализ влияния уровня защищенности населения от пожаров на уровень социального благополучия населения; проблемы совершенствования знаний, навыков и умений, направленных на обеспечение безопасности населения; рассмотрение методов повышения личной ответственности граждан за предупреждение пожаров, как в личных домохозяйствах, так и на объектах общественного назначения.

Одной из основных задач, которые решаются органами власти в области обеспечения пожарной безопасности, является достоверная оценка возможности и необходимости создания условий для предупреждения развития ситуаций, провоцирующих возникновение пожаров. И если с естественными потенциально-опасными процессами, происходящими на нашей планете, ученые, постепенно разбираются - устанавливают закономерности и берут под контроль, то в случае социальной системы отсутствуют универсальные алгоритмы повсеместного привития культуры пожаробезопасного поведения.

Необходимо понимать, что безопасное поведение людей позволит существенно сократить ущерб от конкретного проявления сил природы или техногенной угрозы.На наш взгляд целесообразно сгруппировать причины, вызывающие возникновение пожара в зависимости от форм поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду.

Первая форма поведения человека может быть формализована овеществленным трудом: эффективность и безопасность технологических процессов, качественное состояние основных фондов, или использование в строительстве жилых домов легковоспламеняющихся материалов и просто горючих материалов и т. п. Эта форма, в конечном итоге, определяется степенью развития сферы материального производства, к которой относится человек, или группа людей.

Вторая - является продуктом активной жизнедеятельности человека: неосторожное обращение с огнем, шалость детей, т. е. культура пожароопасного поведения населения.

Третья определяется социально-экономическим статусом человека. В социально-экономической практике есть

даже особо выделенная страта: «социально-незащищенные слои населения». Именно эта часть населения живет в «ветхом жилье» и не способна своевременно проводить профилактическое обслуживание электрооборудования, бытового газового оборудования, печного отопления и др. необходимых бытовых нужд. Вопросы обеспечения личной безопасности для данной категории граждан не будут являться первоочередными, т. к. не в полной мере удовлетворены физиологические потребности. Имеющиеся в настоящее время статистические данные об уровне доходов населения [1] позволяют сделать вывод о том, что в категорию граждан с доходами до 10 000 рублей в месяц входит 12% населения Российской Федерации. Эта категория населения, как правило, не имеет достаточного уровня образования и, как правило, не имеет склонности его повышать [2]. Это, несомненно, влияет и на процессы профилактической работы с представителями данной категории граждан по вопросам пожарной безопасности. Необходимо понимать, что низкий уровень дохода как одна из составляющих показателя «уровень жизни» предполагает и соответствующие условия проживания.

Структура домашних хозяйств, не имеющих в жилье центрального отопления и горячего водоснабжения, по основному виду топлива, используемого для отопления и нагрева воды представлена на рисунке 1.

Необходимо отметить, что в это число попали не только неблагоустроенные жилые объекты граждан с доходами ниже 10 000 рублей в месяц, но и объекты загородной недвижимости, подключенные к сетевым системам газоснабжения. Соотнеся полученные цифры с численностью населения, проживающего в неблагоустроенных жилых помещениях [1], можно сделать вывод, что примерная численность граждан данной категории достигает 20 млн. человек.

■ сетевой и сжиженный газ ■ уголь, кокс ■ дрова, древесный уголь ■ электричество

Рис. 1. Структура домашних хозяйств, не имеющих в жилье центрального отопления и горячего водоснабжения, по основному виду топлива, используемого для отопления и нагрева воды.

Как показывают статистические данные [3], ежегодно пожар охватывает порядка 100 тысяч зданий жилого назначения, из которых половина приходится на жилые дома. Основными причинами, приведшими к возникновению пожаров в жилых домах, стали нарушения правил эксплуатации электрооборудования и бытовых электроприборов и неосторожное обращение с огнем. В совокупности эти причины составляют 30 % от общего числа причин пожаров в Российской Федерации в 2018 году.

Такая статистика заставляет задуматься о той ситуации, в которой оказывается пострадавший в случае, когда от пожара страдает незастрахованное имущество, в том числе - жилье, что довольно характерно для группы населения, относящейся к числу малообеспеченных. Структура личного потребления во многом отражает уровень и характер экономического развития, так как комплексно определятся структурой производства и внешней торговлей страны со стороны

предложения и величиной доходов населения и уровнем социального неравенства со стороны спроса. В настоящее время, в условиях экономического спада это становится особенно актуальным.

Как известно, существует механизм торможения экономического роста в связи с высоким неравенством. В то время как относительно малоимущие слои общества не могут поддержать динамику спроса на товары длительного пользования и жилье в условиях улучшающейся конъюнктуры экономики, цель более состоятельных слоев населения — сохранность сбережений. Последних трудно мотивировать на увеличение спроса на товары в условиях оживления, поскольку у домохозяйств из этой группы склонность покупать товары длительного пользования сравнительно ниже ввиду достижения достаточной обеспеченности такими товарами. В кризисные периоды население по-разному корректирует различные категории расходов. Наибольшему спаду подвергаются в пе-

риод рецессии дискреционные («необязательные») расходы, а доля продовольствия в покупках растет, особенно у бедных слоев населения.

Потери, которые собственники несут в результате пожаров, могут существенно повлиять на их благосостояние, и в отдаленной перспективе способны значительно снизить уровень жизни погорельцев. Поэтому при оценке последствий пожаров и разработке стратегии смягчения их последствий, одной из задач органов власти должно стать прогнозирование материальных возможностей погорельцев по восстановлению их имущественных прав. Такой прогноз, во избежание возникновения отдельных очагов «социальной напряженности», вызванных ущербом, нанесенным пожарами и прочими видами ЧС, целесообразно проводить не только в регионах, где наблюдается достаточно сложная обстановка с пожарами, но и в регионах, а также отдельных муниципалитетах, которые находятся в аутсайдерах по индексу доходов населения и уровню жизни. Разработка на муниципальном или региональном уровне стратегий, способствующих обеспечению безопасности населения, стабильного социально-экономического развития, привязанных к оценке индекса социального благополучия, позволит повысить уровень защищенности населения в случае реализации угроз, а также избежать ряда негативных социальных последствий.

Индекс социального благополучия как комбинированный показатель уровня социального развития и материального благополучия может стать одним из элементов в структуре системы сбалансированных показателей региональной безопасности. В качестве отдельных элементов, которые должны быть учтены в расчетах этого показателя, нужно отдельно отметить: доступность питания, доступ к основной медицинской помощи, обеспечение жильём, доступ к коммунальным и

санитарным услугам, уровень личной безопасности, доступ к информации и средствам коммуникации.

Встроив этот показатель в систему оценки развития социально-

экономической системы муниципального или регионального уровня или в сбалансированную систему показателей деятельности органов власти территории, мы получим инструмент, позволяющий решить экономическую проблему распределения ограниченных материальных и финансовых ресурсов на обеспечение пожарной безопасности. Это позволит ускорить процессы создания таких условий жизни населения территории, которые минимизировали бы влияние социальных факторов, провоцирующих возникновение пожаров.

Анализ статистических данных [4] показывает, что региональное соотношение между средними денежными доходами населения Ивановской области в месяц и стоимостью социальной нормы жилья по показателю средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека, составляет 0,032 [5]. Убрав из среднего дохода величину потребительской корзины, мы получим еще меньшее соотношение - 0,026, что говорит о фактической неспособности среднестатистического пострадавшего от пожара обеспечить себя жильем (в случае его полного уничтожения) за счет текущих доходов, без привлечения заемных средств. Кроме того, в расчете не учитывается уровень жизни погорельца и его материальное благосостояние, которое не всегда будет соответствовать медианным показателям.

Таким образом, при формировании бюджета муниципального образования или региональной структуры должно происходить распределение финансовых ресурсов, направляемых не только на развитие системы обеспечения пожарной безопасности, но и на снижение социаль-

ных рисков, вызванных пожарами. Перераспределение финансовых ресурсов соответствующих бюджетов с учётом предложенных показателей позволит повысить эффективность и социально-ориентированность их расходования.

Эта система способна стать альтернативой системе страхования имущества от пожаров, которая существует сейчас в добровольной форме и, по сути, представляет собой перекладывание материальной ответственности в случае реализации угрозы на страховую организацию. Как уже упоминалось ранее, для категории малоимущих граждан данный инструмент не характерен. Таким образом, у региональных и местных властей появится аналитический инструмент, который позволит формировать научно-обоснованную программу мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности и снижения ущерба, направленную на повышение уровня социального благополучия населения.

Одним из направлений работы по внедрению высказанных выше предложений должна стать разработка дорожной карты обеспечения региональной безопасности. Помимо встраивания сбалансированной системы показателей безопасности, в этот проект целесообразно включить такие мероприятия, как создание региональной базы данных объектов ветхого жилого фонда, которая содержит перечень потенциально неблагополучных с точки зрения социальной защиты лиц, а также комплекс информационно-профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня пожарной безопасности и формирования пожаробезопасного поведения среди граждан, относящихся к группе низкого социального благополучия. Создание сбалансированной системы показателей региональной безопасности позволит учесть зависимость между показателями уровня защищенности от пожара и показателем социального благополучия. Этот факт

актуализирует две проблемы. С одной стороны, необходима разработка и внедрение новых технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и социально значимых объектов с массовым пребыванием людей. С другой стороны, требуется обеспечение эффективности превентивных противопожарных организационно-воспитательных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками объектов для охраны имущества от пожара.

Формирование культуры пожаробезопасного поведения населения предполагает учет типов поселения: города, поселки городского типа, сельская местность. Известно, что человек, проживающий в городском современном жилье, более защищен от возможности возникновения пожара, чем житель деревенского дома с печным отоплением. Следовательно, и содержание и разнообразие форм работы с населением должны быть нестандартными. Здесь необходимо учитывать специфику расселения, плотность застройки, а также множество других факторов, определяющих направления информационно-профилактической работы.

Важнейшим направлением деятельности, способствующим обеспечению пожарной безопасности, является изучение зарубежного опыта, приемлемого для отдельных территорий Российской Федерации.

Организации, ведущие учет данных по миру, сообщают, что ежегодно в странах Европы, Азии, Америки и Австралии происходит более 3 миллионов пожаров, в которых умирает от дыма, огня и других факторов более 20 тысяч человек. В большинстве случаев возгорания случаются на транспорте, преимущественно в поездах, в зданиях и сооружениях. На этих объектах погибает около 90% от общей численности жертв [6].

Рассмотрим и проанализируем статистические данные о пожарах и погибших вследствие их возникновения, предоставленные International association of fire and rescue services CTIF за 2018 год [7].

На 2018 год наибольшее число пожаров произошло в таких странах, как Соединенные Штаты Америки, Франция, Великобритания, Италия, Российская Федерация. Стоит отметить, что первые три страны наиболее активно используют различные способы взаимодействия с населением в области противопожарной пропаганды, в том числе, и социальные медиа, с целью формирования культуры пожаробезопасного поведения, повышения гражданской ответственности и снижения количества пожаров. Государственные меры по борьбе с пожарами и их последствиями (особенно - с гибелью людей) в этих странах дают определенные положительные результаты. Российская Федерация занимает четвертую строчку «антирейтинга» со средним количеством жертв 6,18 чел. на 100 пожаров, уступая лишь Беларуси (8,76 чел.), Тайваню (8,24 чел.) и Непалу (6,99), который появился в этом рейтинге благодаря серьезному ухудшению обстановке с лесными пожарами. У мирового лидера по годовому количеству пожаров - США этот показатель составил 0,26 чел., у Великобритании - 0,17 чел., у Франции -0,1 чел. Также Россия сохранят лидирующие показатели еще в одном «антирейтинге» - по среднему числу погибших на 100 000 человек населения. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно изучить методы, средства и формы работы с населением в рамках противопожарной пропаганды.

Способ предотвращения пожаров с использованием элементов социального мониторинга применяется в пожарной охране Великобритании с 2015 года, когда на государственном уровне было опубликовано заявление о необходимо-

сти интеграции деятельности пожарно-спасательных подразделений, службы здравоохранения и органов социальной защиты для достижения обеспечения должного уровня защищенности людей от пожаров в своих домохозяйствах. В результате этой инициативы большинство пожарно-спасательных подразделений трансформировало обычные профилактические беседы с населением на тему личной защиты от пожаров в комплексный осмотр места жительства и сбор сведений о особенностях состояния здоровья собственников, наличия в данный момент маломобильных или социально незащищенных групп населения. Таким образом, в территориальных подразделениях собирается материал о предполагаемых местах проведения работ по тушению пожаров и связанных с ним аварийно-спасательных работ, с выделением возможных причин пожара и наличия людей, у которых будет отсутствовать возможность для эвакуации без дополнительной помощи. Наличие подобной информации в процессе обработки вызова позволит скорректировать будущие действия и небезосновательно сразу привлечь дополнительные силы и средства для спасения тех самых маломобильных или спрогнозировать потребности в дополнительных ресурсах социально незащищенным группам населения.

Сотрудники пожарной охраны, которые занимаются подобными проверками несколько лет, отмечают прямую связь между состоянием здоровья проживающих в помещении граждан, уровнем их социально-экономического благополучия и величиной пожарного риска и риска погибнуть на пожаре.

Например, если в квартире проживают лица, имеющие хронические заболевания, такие как астма или эпилепсия, вероятность наступления приступа которых не исключена в момент возникновения пожара в жилом помещении, если проживают беременные женщины, инва-

лиды, дети и люди преклонного возраста, им будет необходима дополнительная помощь, о привлечении которой необходимо знать заранее, а люди, заявляющие в службу спасения о пожаре, не всегда имеют такие сведения, так как могут быть соседями или просто очевидцами. При отсутствии данных о наличии вышеперечисленных категорий людей в месте возникновения пожара (или зоне, подвергающейся воздействию первичных и вторичных факторов пожара) их спасение может быть затруднено, а количество жертв, соответственно, может возрасти.

Похожим образом дело обстоит и с оценкой социально- экономического благополучия граждан.

Во-первых, стоит задача идентификации лиц, ведущих асоциальный образ жизни и имеющих аддикции (наркотическую, алкогольную и т. п.), так как состояние опьянения или одурманивания представляет собой состояние психоза, характеризующееся неадекватностью восприятия реальности, отсутствием критики событий, склонностью к совершению опасных действий, которые вполне могут повлечь возникновение пожара.

Во-вторых, необходимо определить удовлетворительность состояния самого жилья. Особенно остро этот вопрос стоит по отношению к тем жилищным площадям, которые не обеспечены необходимой теплоизоляцией, так как в зимний период жильцы данных помещений будут использовать все имеющиеся средства для их обогрева. Зачастую способы обогрева представляют реальную опасность возникновения возгорания, а при позднем обнаружении - распространения горения по площади с потенциальным преграждением путей эвакуации.

Информацией о людях, имеющих определенного рода зависимости или заболевания, должны располагать не только сотрудники пожарной охраны, но она должна направляться в органы здравоохранения и социальной защиты, где на

нее обязаны отреагировать и оказать людям соответствующую помощь. Данные о людях, имеющих неблагоприятные условия жизни (которые в своих домах не защищены от неблагоприятных погодных условий), также передаются в специализированные органы. Кроме того, сотрудники пожарной охраны при проведении подобных профилактических мероприятий обязаны дать советы или рекомендации по решению проблем, связанных с понижением риска возникновения пожара, а также при необходимости привлечь к решению выявленных проблем органы здравоохранения и социальной помощи. Данная система комплексного подхода к снижению пожарного риска и риска гибели на пожаре зарекомендовала себя с положительной стороны.

Одной из задач местных властей при формировании электронной базы «Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства» (dom.gosuslugi.ru) могла бы стать оценка степени пожарной угрозы жилых строений в зависимости от их конструктивных особенностей и уровня инженерного благоустройства. Это позволило бы в дальнейшем прогнозировать риски снижения уровня социального благополучия для отдельных категорий граждан, имеющих низкий уровень доходов и проживающих в домах, относящихся к категории с низким уровнем противопожарной защиты. Работа с этой категорией граждан должна быть усилена различными мероприятиями, направленными не только на профилактику пожаробезопас-носго поведения, но и на повышение уровня социальной ответственности.

Довольно интересным инструментом в области работы с общественностью с целью противопожарной пропаганды и популяризации пожаробезопасного поведения является использования социальных медиа. Признавая тот факт, что в России есть определенные успехи в этом направлении, и сравнивая объемы прово-

димой работы с активностью специалистов из Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Германии и др., стоит отметить, что нам необходимо создавать мощный PR-сектор в разделе противопожарной пропаганды. С развитием интерактивных и мобильных технологий, проникновением этих технологий во все сферы человеческой деятельности, увеличиваются темпы цифровой трансформации общества, а в данном случае происходит цифровизация общения и способов получения различного рода информации, в том числе, знаний. Таким образом, интерес к социальным медиа постепенно возрастает, увеличивается число социальных сетей, мессенджеров и других интернет-ресурсов, которые становятся для некоторых людей единственными авторитетными источниками информации. Из социальных сетей и мес-сенджеров все больше людей узнает о погоде, свежих новостях, и многом другом, просто подписываясь на соответствующее сообщество или информационную рассылку. Во многих странах культура безопасности жизнедеятельности, в том числе, и культура пожаробезопасного поведения довольно успешно прививаются именно в социальных медиа. Об эффективности и заинтересованности самого населения говорит высокое число подписчиков на «паблики» (от англ. public - общественный, общественное место в сети) пожарных департаментов своих регионов, а также большое число репостов и комментариев, что свидетельствует о хорошо развитой обратной связи и взаимосотрудничестве граждан со службами пожарной охраны. Формируется среда взаимопонимания, взаимозаинтересованности и взаимопомощи в борьбе с пожарами; происходит уход от стереотипа о том, что за недопущение и ликвидацию пожаров отвечают только пожарные. Связи с общественностью по-жарно-спасательных подразделений вышеупомянутых стран наиболее активно

осуществляются через Twitter, Facebook и Instagram.

На официальном сайте Пожарной администрации США

(www.usfa.fema.gov), создана специальная библиотека материалов, которые могут помочь любой организации или обычному человеку создать интересный, красочный, понятный пост или статью. Показ советов по предотвращению, как и отработка плана пожарной эвакуации в действии, намного эффективнее, чем простое обсуждение. Фотографии, изображения в социальных сетях и видео на этой странице вы можете использовать в своих целях бесплатно. Они показывают пожаробезопасное поведение, лучшие практики предотвращения пожара, и содержат идеи для сопутствующих советов по безопасности. Здесь можно найти: наборы инструментов для социальных медиа (ключевые слова, хэштеги, видео для социальных каналов), пиктограммы (яркие, запоминающиеся и простые изображения тех или иных опасных ситуаций с указанием правильного решения), качественны фотографии, обучающие ролики и аудиозаписи.

То есть, если у человека появится желание внести свою лепту в общее дело распространения идей пожаробезопасного поведения, ему понадобится на это не больше 2-3 минут, а затем, возможно, появится и стремление к созданию уникальных креативных постов противопожарной пропаганды и вместе с этим - вовлечение в проблемы этой темы.

Анализ постов в социальных медиа рассматриваемых стран позволяет отметить профессиональный и одновременно творческий подход в разработке данного направления.

Пожарные произвели дифференциацию постов, во-первых, для разных категорий населения, беря за основу их интересы, привычки и т. п., во- вторых, для различных дней: особое внимание уделено праздничным дням, причем, не

только праздникам, характеризующимся повышением пожарной опасности.

Другим направлением профилактической работы, соответствующим современным направлениям развития науки и техники должно стать создание виртуальных эвакуационных тренажеров на основе технологии «дополненной реальности», которая бы позволила лицам, имеющим в распоряжении мобильные устройства с возможностью фото- и видео-съемки (фактически все современные смартфоны и планшеты) эвакуироваться из крупных торгово-развлекательных центров и объектов культурно-массового назначения в условиях затрудненной видимости и незнакомой местности. Но наличие подобных устройств зависит от уровня экономической обеспеченности граждан, что опять приводит нас к необходимости рассмотрения показателя социального благополучия.

Выводы

Беря за основу данные исследования об уровне проникновения сети «Интернет» в социальные сферы жизни общества в России [8], можно говорить о том, что возможности по использованию информационных ресурсов, направленных на формирование пожаробезопасного поведения населения, соответствуют уровню развитых стран. Опираясь на данные проведенного обзора методов и способов формирования культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе пожаробезопасного поведения, а также противопожарной пропаганды, как проводимой в Российской Федерации, так и за рубежом, стоит отметить, с одной стороны, достаточный уровень развития мероприятий противопожарной пропаганды и формирование культуры пожаробезопасного поведения в Российской Федерации, и, с другой стороны, наличие огромного горизонта деятельности в данных направлениях.

В основе использования социальных медиа лежит цель повышения пожа-

робезопасного поведения и привития культуры безопасности жизнедеятельности в целом, а также осознание того, что в первую очередь за обеспечение защиты от пожара отвечает непосредственно каждый гражданин. А информатизация и цифровизация противопожарной пропаганды способна вывести эту работу на качественно новый уровень.

При этом интеграция инструктажа и информации в повседневную деятельность людей смогла бы выработать у них необходимые модели поведения в случае возникновения угрозы пожара или его развития на начальном этапе.

Необходимо перестроить общепринятую картину потребностей, привив в рамках образовательных программ людям понимание того, что безопасное поведение, в том числе, направленное на предотвращение угрозы пожара, является таким же элементом первостепенных потребностей, как потребности в жилье или пище.

Для территорий и социальных групп, где проникновение интернета как инструмента формирования пожаробезопасного поведения не достигло необходимого масштаба, мы рекомендуем в качестве критерия оценки необходимых усилий информационно-образовательного характера (направленных на профилактику пожаров) использовать индекс социального благополучия территорий (объектов жилищной, социальной и производственной инфраструктуры).

Данный показатель позволит оценить необходимость проведения профилактических мероприятий, а также степень их проработки. Это позволит рациональным образом распределить ограниченные ресурсы как надзорных органов, так и остальных элементов системы обеспечения пожарной безопасности.

В перспективе данный показатель может стать одним из элементов, характеризующих уровень защищенности территории от различных угроз.

Создание комплексной системы пожарной безопасности в государстве должно определяться не только и не столько финансовыми возможностями, сколько возможностью формирования культуры пожаробезопасного поведения. И для этой цели государство должно задействовать все возможные источники (в том числе, систему образования), которые позволят не только повысить уровень жизни населения, но и уровень защищенности государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Уровень жизни: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].

2. Чистяков Ю.Р., Гартман И.А., За-бродоцкая О. А. Связь уровней образования и

дохода: причины и последствия несоответствия // СИСП. 2012. №1.

3. Пожары и пожарная безопасность в 2018 году: Статистический сборник. Под общей редакцией Д.М. Гордиенко. - М.: ВНИИПО, 2019, - 125 с.

4. Неравенство и бедность: Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс].

5. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 декабря 2018 г. № 822/пр "О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2019 года"

6. Статистика пожаров [Электронный ресурс].

7. CTIF International association of fire and rescue services [Электронный ресурс].

8. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России [Электронный ресурс]..

IMPACT OF THE LEVEL OF PROTECTION OF THE POPULATION FROM FIRES ON THE LEVEL OF SOCIAL WELL-BEING OF THE POPULATION

A.A. Elizarova, A.I. Zakinchak

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters» Russian Federation, Ivanovo

In science work for the purpose of improvement of activity on formation of culture of safety of activity of citizens of the Russian Federation, fire-safe behavior, and also fire promotion, the analysis of the main problems of emergence of the fire in a discourse of the declared subject is carried out; the applied methods of increase of personal responsibility of citizens for the prevention of fires both in personal households, and on objects of public appointment are considered.

In this regard, the definition of "fire safety of the object of protection" is given. The author's team identifies and analyzes three main forms of human behavior, which in one way or another increase the risk of fire, as well as being its cause. The possibility of minimizing the number of fires and minimizing the death of the population in fires due to a conscious change in attitude to personal and public fire safety in the framework of these forms of behavior is considered.

The most important element of fire safety is to study the experience of foreign colleagues, the results of which are reflected positively on the state of protection of the population from fires. This article will reflect the best methods, means and forms of work with the population found by the author's team within the framework of fire propaganda. Particular attention is paid to the successful use of social media resources by colleagues from the United States, great Britain, Germany, etc., where it was possible to create a "trust" environment between citizens and fire and rescue services, with a large share of personal responsibility and interest in training, obtaining primary skills and knowledge to prevent the occurrence of fire in personal living space, in the workplace, on road, rail, river, sea, air transport or in any other public place.

Key words: culture of life safety; fire-safe behavior; work with the population; methods and means of fire propaganda.

References

1. Uroven' zhizni: Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs].

2. CHistyakov YU.R., Gartman I.A., Zabrodockaya O. A. Svyaz' urovnej obrazovaniya i dohoda: prichiny i posledstviya nesootvetstviya // SISP. 2012. №1.

3. Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2018 godu: Statisticheskij sbornik. Pod obshchej redakciej D.M. Gor-dienko. - M.: VNIIPO, 2019, - 125 s.

4. Neravenstvo i bednost': Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Elektronnyj resurs].

5. Prikaz Ministerstva stroitel'stva i zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva RF ot 19 dekabrya 2018 g. № 822/pr "O pokazatelyah srednej rynochnoj stoimosti odnogo kvadratnogo metra obshchej ploshchadi zhilogo pomesh-cheniya po sub"ektam Rossijskoj Federacii na I kvartal 2019 goda"

6. Statistika pozharov [Elektronnyj resurs]

7. CTIF International association of fire and rescue services [Elektronnyj resurs].

8. Issledovanie GfK: Proniknovenie Interneta v Rossii [Elektronnyj resurs].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.