Научная статья на тему 'Влияние уровня социальной включённости на состояние высших психических функций в период инволюции'

Влияние уровня социальной включённости на состояние высших психических функций в период инволюции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ИНВОЛЮЦИЯ / УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВКЛЮЧЁННОСТИ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ФУНКЦИИ СЕРИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ И РЕЧИ / ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС / ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / INVOLUTION / LEVEL OF SOCIAL INVOLVEMENT / NEUROPSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / FUNCTIONS OF SERIAL ORGANIZATION OF MOTOR ACTS AND SPEECH / VISUAL GNOSIS / VISUAL-SPATIAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лушникова Ольга Леонидовна

Статья посвящена изучению влияния социальной включённости на состояние высших психических функций в период инволюции. Было обследовано 80 человек в возрасте 55-65 лет методами нейропсихологической диагностики (А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина). Проведённый анализ показал, что уровень социальной включённости (высокий, средний, низкий) влияет на состояние некоторых высших психических функций, а именно на функции серийной организации движений и речи, зрительного гнозиса, а также на зрительно-пространственные представления человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the Social Involvement Level on the Higher Mental Functions during the Involution Period

The article is devoted to the study of the influence of the social inclusion on the higher mental functions during the period of involution. There were examined 80 people of 55-65 with neuropsychological diagnostics (A. R. Luria, T. V. Akhutina). The analysis showed that the level of social involvement (high, medium, low) influences some higher mental functions, namely, the functions of the serial organization of motor acts and speech, visual gnosis and visual-spatial representations of a person.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня социальной включённости на состояние высших психических функций в период инволюции»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.95:616.895.4-053.9

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ВКЛЮЧЁННОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ПЕРИОД ИНВОЛЮЦИИ

О. Л. Лушникова

Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

Статья посвящена изучению влияния социальной включённости на состояние высших психических функций в период инволюции. Было обследовано 80 человек в возрасте 55—65 лет методами нейропсихологической диагностики (А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина). Проведённый анализ показал, что уровень социальной включённости (высокий, средний, низкий) влияет на состояние некоторых высших психических функций, а именно на функции серийной организации движений и речи, зрительного гнозиса, а также на зрительно-пространственные представления человека.

Ключевые слова: высшие психические функции, инволюция, уровень социальной включённости, нейропсихологическая диагностика, функции серийной организации движений и речи, зрительный гнозис, зрительно-пространственные функции.

Введение. В процессе инволюции ухудшается состояние практически всех высших психических функций (ВПФ) [1-10]. Данные различных исследований свидетельствуют о том, что на сохранение когнитивных функций оказывают влияние различные социокультурные факторы, как то: образование, место жительства, семейное положение, досуг, общение, социальная поддержка и пр. [11-18].

В данном исследовании проверялась гипотеза о том, что на состояние высших психических функций, в том числе на сдерживание процессов инволюции, оказывает влияние уровень социальной включённости в социально-культурную и политическую жизнь общества: чем выше уровень социальной включённости, тем высшие психические функции более сохранны.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 80 человек (равное количество мужчин и женщин) в возрасте 55-65 лет с высшим профессиональным образованием. Средний возраст обследуемых составил 59,65 лет, (стандартное отклонение - 3,611). По уровню социальной включённости обследуемые распределились следующим образом: низкий уровень - 26; средний уровень - 27; высокий уровень - 27 человек.

В группе людей с высоким уровнем социальной включённости превалируют женщины (более чем в два раза), состоящие в браке и продолжающие трудовую деятельность. В группу со средним уровнем социальной включённости входит примерно одинаковое количество мужчин и женщин, работающих и неработающих, но среди них больше тех, кто состоит в браке. Группу с низким уровнем социальной включённости составляют примерно треть одиноких людей, две трети мужчин и обследуемых, прекративших трудовую деятельность.

Оценка состояния высших психических функций испытуемых производилась с помощью методов нейропсихологической диагностики, разработанных А. Р. Лурией [19] и модифицированных Т. В. Ахутиной [20]. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием однофакторного дисперсионного анализа ANOVA в прикладном пакете программ IBM SPSS Statistics 19. Проведён количественный и качественный анализ результатов проб. Обследуемые были рекрутированы на добровольной основе.

Процедура обследования включала два этапа.

На первом этапе с обследуемыми проводился опрос методом формализованного интервью, направленный на оценку уровня их социальной включённости. Для определения уровня социальной включённости подсчиты-вались баллы, полученные при обработке ответов обследуемых на соответствующие вопросы. Принципы расчёта баллов представлены в таблице.

Принципы начисления баллов по показателям социальной включённости

Показатели Индикаторы Баллы

Семейное положение Замужние / женатые 2

Одинокие (разведённые / овдовевшие) 1

Трудовая занятость Работающие 1

Неработающие 0

Предпочитаемый вид досуга Общение с друзьями 1

Общение в социальных сетях 1

Субъекты общения Члены семьи 1

Коллеги 1

Друзья и знакомые 2

Товарищи по интересам 2

Предпочитаемый способ общения Вживую 2

По телефону 2

По скайпу 1

В социальных сетях 1

Уровень общения Субъективная оценка обследуемыми от 1 до 10

Окончание табл.

Хобби Наличие 1

Отсутствие 0

Общественная / политическая деятель- Наличие (членство) 1

ность Отсутствие 0

После получения такого суммарного показателя для каждого члена выборки определялись среднее значение (15,70) и стандартное отклонение (4,107). С учётом суммарного показателя было выделено три уровня социальной включённости: низкий (8-14 баллов); средний (15-17 баллов); высокий (18-27 баллов).

На втором этапе обследуемые выполняли пробы, направленные на оценку состояния высших психических функций.

Оценка состояния функций префронтальных зон III блока мозга (программирование, контроль и регуляция деятельности) производилась с помощью следующих проб: на реакцию выбора; на пересказ текста; на исследование свободных и направленных ассоциаций; на исключение лишнего понятия; на выполнение ритмов по инструкции.

Оценка состояния премоторных функций III блока мозга (серийная организация движений и речи) производилась с помощью следующих проб: на динамический праксис, графомоторную координацию, реципрокную координацию и пересказ текста.

Оценка состояния функций II блока мозга производилась с помощью следующих проб:

- кинестетических функций - пробы на праксис позы пальцев;

- зрительного гнозиса (пробы на узнавание перечёркнутых изображений; на узнавание недорисованных изображений; на узнавание наложенных изображений);

- слуховых функций (пробы на воспроизведение ритмических структур; на оценку ритмических структур; на выполнение ритмов по инструкции);

- слухо-речевой памяти (пробы на запоминание двух групп по три слова; на понимание слов, близких по звучанию; на понимание слов, близких по значению).

Оценка состояния зрительно-пространственных функций производилась с помощью следующих проб: пробы Хэда; на конструирование из кубиков Кооса; на изображение трёхмерного объекта.

Зрительно-пространственная память проверялась на основе пробы на запоминание невербализуемых фигур.

Оценка состояния функций I блока мозга производилась с помощью следующих проб, оценивающих состояние тонуса: пробы на динамический праксис; на графомоторную координацию; пробы на реципрокную координацию, праксис позы пальцев; оральный праксис.

Результаты исследования. В группе с высоким уровнем социальной включённости оказалось больше женщин, продолжающих трудовую деятельность и состоящих в браке. Группу со средним уровнем составило примерно одинаковое количество мужчин и женщин, работающих и неработающих, но среди них больше тех, кто состоит в браке. В группе с низким уровнем - больше мужчин, неработающих людей и состоящих в браке.

Однофакторный дисперсионный анализ показал следующие результаты. В группе с высоким уровнем социальной включённости более сохранны функции серийной организации движений и речи. У обследуемых этой группы показатели по пробам, оценивающим состояние этих функций, в целом выше, чем в других группах: автоматизированность первой программы (р < 0,007) и автоматизированность второй программы (р < 0,05) в динамическом праксисе, серийная организация (р < 0,002) в пробе на графомоторную координацию, правильность (р < 0,04) и темп выполнения (р < 0,02) в пробе на реципрокную координацию (рис. 1).

Рис. 1. Среднегрупповые показатели индекса серийной организации движений и речи в группах с разным уровнем социальной включённости

Зрительно-пространственные функции также более сохранны в группе с высоким уровнем социальной включённости. У обследуемых этой группы выше продуктивность первой попытки (р < 0,03) и меньше про-

странственных ошибок (р < 0,07) в пробе Хэда, меньше случаев оказания помощи испытуемым при работе с 4-й фигурой (р < 0,02), меньше времени на выполнение 2-й и 4-й фигур в пробе на конструирование фигур из кубиков Кооса (р < 0,09 и р < 0,02 соответственно), а также меньше случаев трансформации фигур в знак в пробе на зрительно-пространственную память (р < 0,007) (рис. 2).

Рис. 2. Среднегрупповые показатели индекса зрительно-пространственных функций в группах с разным уровнем социальной включённости

Показатели по пробам, оценивающим состояние функций зрительного гнозиса, выше в группах с высоким и средним уровнями социальной включённости. В группе с высоким уровнем выше продуктивность распознавания перечёркнутых изображений (р < 0,02), но меньше вербально-перцептивных ошибок (р < 0,03) и ошибок фрагментарности (р < 0,02); в группе со средним уровнем выше продуктивность распознавания недорисованных изображений и меньше перцептивно далёких ошибок и ошибок по принципу замены фигуры и фона (рис. 3).

Рис. 3. Среднегрупповые показатели индекса зрительного гнозиса в группах с разным уровнем социальной включённости

В группе со средним уровнем социальной включённости более высокие показатели по пробам, направленным на оценку состояния кинестетических функций (праксис позы пальцев, оральный праксис, оценка ритмов) (рис. 4). Однако таковые различия не являются статистически значимыми.

Рис. 4. Среднегрупповые показатели индекса кинестетических функций в группах с разным уровнем социальной включённости

В группе с низким уровнем социальной включённости выше показатели проб, оценивающих состояние функций произвольных форм регуляции деятельности в пробе на пересказ текста, а именно параметры смысловой адекватности понимания текста и возможность построения текста. Вместе с тем такие различия не являются статистически значимыми.

Заключение. Проведённое исследование позволяет констатировать, что гипотеза, сформулированная в начале его проведения, подтвердилась частично: только некоторые высшие психические функции изученной возрастной группы (мужчин и женщин 55-65 лет) связаны с уровнем их социальной включённости. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

1. Уровень социальной включённости связан с такими социально-демографическими параметрами, как пол, семейное положение и трудовая занятость.

2. В группе с высоким уровнем социальной включённости более сохранны функции серийной организации движений и речи, зрительного гнозиса и зрительно-пространственные функции.

3. Чем выше уровень общения, тем более сохранны функции серийной организации движений и речи, зрительного гнозиса и зрительно-пространственные функции.

4. На сохранность высших психических функций в период инволюции в основном оказывают влияние такие факторы, как трудовая занятость и уровень общения испытуемых.

Библиографический список

1. Груздева, О. В. Психология развития (Возрастная) / О. В. Груздева, О. М. Вербианова. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. - 184 с.

2. Корсакова, Н. К. Нейропсихологический подход к исследованию нормального и патологического старения / Н. К. Корсакова, И. Ф. Рощина // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2009. - № 3-4. - С. 4-7.

3. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.

4. Розин, В. М. Старость как психологический и культурный феномен / В. М. Розин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2017. - № 14 (2). - С. 320-337.

5. Рощина, И. Ф. Исследование нормального и патологического старения (нейропсихологический подход) / И. Ф. Рощина // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. - 2015. - № 2 (31). - С. 1-19. - URL: Available at: http://www.mprj.ru/archiv_global/2015_2_31/nomer11.php (дата обращения: 19.01.2018).

6. Calabria, M. Objective and subjective memory impairment in elderly adults: a revised version of the Everyday Memory Questionnaire / M. Calabria // Aging Clinical and Experimental Research. - 2010. - Vol. 23. - № 1. - P. 57-73.

7. Kester, J. D. Memory in elderly people / J. D. Kester, A. S. Benjamin, A. D. Castel, F. I. M. Craik // A. D. Baddeley, M. D. Kopelman, B. A. Wilson (Eds.), The Handbook of Memory Disorders. - London: Wiley, 2002. - P. 543-568.

8. Li K. Z. H. Relations between aging sensory/sensorimotor and cognitive functions / K. Z. H. Li, U. Lindenberger // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. - 2002. - № 26. - P. 777-783.

9. Park, D. C. Models of visuospatial and verbal memory across the adult life span / D. C. Park [et.al.] // Psychology and Aging. - 2002. - № 17 (2). - P. 299-302.

10. Plack, Ch. J. Auditory Perception / Ch. J. Plack. - Psychology Press Ltd Figures, 2004. - 19 p.

11. Zhu, Sh. Role of social support in cognitive function among elders / Sh. Zhu, J. T. Efird // Journal of clinical nursing. - 2012. - № 21. - P. 21182125.

12. Зборовский, К. Э. Социальная реабилитация пожилого человека / К. Э. Зборовский, Д. К. Зборовский // Охрана труда и социальная защита. - 2013. - № 2. - С. 90-95.

13. Yen, Y. C. Cognitive impairment and associated risk factors among aged community members / Y. C. Yen, M. J. Yang, Ch. H. Shih, F. W. Lung // International Journal of Geriatric Psychiatry. - 2004. - № 19. - P. 564-569.

14. Григорьева, И. А. Пожилые в мире ИКТ. Социальное включение, занятость или новая форма потребления? / И. А. Григорьева, А. С. Биккулов // Интернет и современное общество: сборник научных статей. - СПб.: Санкт-Петербургский национальный исследовательский ун-т информационных технологий, механики и оптики, 2013. - С. 123-128.

15. Godbole, Sh. Influence of education on cognitive function in the elderly population of Pune city, Maharashtra, India / Sh. Godbole, G. Godbole,

5. Vaidya // International Journal of Research in Medical Sciences. - 2016. - Vol. 4. - Issue 9. - P. 4119-4122.

16. Fleck, Ch. Cognitive functions as possible predictors of performance on instrumental activities of daily living and perceived cognitive health in elderly individuals / Ch. Fleck, // A Dissertation In Communication Sciences and Disorders Submitted to the Graduate Faculty of Texas Tech University Health Sciences Center for the Degree of Doctor of Philosophy, 2015. - 126 p.

17. Lojko, D. Factors contributing to cognitive deficits in elderly residents of rural areas / D. Lojko, A. Wegner, A. Czajkowska // European Review for Medical and Pharmacological Sciences. - 2015. - № 19. - P. 2590-2596.

18. Economou, A. Memory score discrepancies by healthy middle-aged and older individuals: the contributions of age and education / A. Economou // Journal of International Neuropsychological Society. - 2009. - № 15. - P. 963-972.

19. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - М.: Книга по требованию, 2012. - 432 с.

20. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. - М.: В. Секачёв, 2008. - 128 с.

© Лушникова О. Л., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.