Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЩЕНИЕМ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЩЕНИЕМ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ЗДОРОВЬЯ / ПОВЕДЕНИЕ ПАЦИЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Черкасов С.Н., Горбунов А.Л., Федяева А.В.

Цель исследования: провести анализ влияния уровня образования на модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью пациентов хирургического профиля. Материалы и методы. Проведено анкетирование 401 пациента, находящегося на стационарном лечении. В группу респондентов с высоким уровнем образования включили тех, кто имел высшее или незаконченное высшее образование (221 человек). В группу респондентов с низким уровнем образования включили респондентов имеющих среднее или средне-специальное образование (180 человек). Рассмотрение влияния уровня образования проводилось в трех возрастных группах: 23-44 года, 45-59 лет и 60 лет и старше. Результаты. Значимость уровня образования как детерминанты, определяющей модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью у мужчин возрастает при увеличении возраста и достигает максимальных значений в возрастной группе 45-59 лет, а затем наблюдается инверсия зависимости. Если до 60 лет более высокий уровень образования сочетался с более ранним обращением за медицинской помощью, то в возрасте 60 лет и старше пациенты с высоким уровнем образования обращались позже, чем пациенты с низким уровнем образования. Значимость уровня образования как детерминанты, определяющей модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью у женщин, выявляются только в молодой возрастной группе (23-44 года). В отличие от мужчин зависимость не возрастает при увеличении возраста, а уменьшается и происходит ее инверсия в возрастной группе 45-59 лет. В старшей возрастной группе зависимости не выявляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Черкасов С.Н., Горбунов А.Л., Федяева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF EDUCATIONAL LEVEL ON MEDICAL CARE-SEEKING BEHAVIOR PATTERNS

Aim of the study: to analyze the influence of the education level on the behavioral patterns associated with the medical care-seeking by patients of the surgical profile. Materials and Methods. A questionnaire was conducted in 401 patients undergoing inpatient treatment. The group of respondents with a high level of education included those with higher or incomplete higher education (221 persons). The group of respondents with a low level of education included those with secondary or secondary vocational education (180 people). The influence of the education level was studied in three age groups: 23-44 years, 45-59 years, and 60 and over. Results. The significance of the education level as a determinant of behavioral patterns related to seeking medical care in men increases with age and reaches maximum values in the age group of 45-59 years, and then the dependence inversion is observed. While before the age of 60 a higher level of education was combined with earlier seeking medical care, at the age of 60 and older, patients with a high education level sought care later than patients with a low education level. The significance of education level as a determinant of health seeking behavior patterns in women was found only in the young age group (23-44 years). In contrast to men, the dependence does not increase with age, but decreases, and its inversion occurs in the age group of 45-59 years. No dependence is detected in the older age group.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЩЕНИЕМ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / PUBLIC HEALTH AND HEALTHCARE ORGANIZATION, SOCIOLOGY AND HISTORY OF _MEDICINE_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.123.7

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРАЩЕНИЕМ ЗА

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Научная статья

Черкасов С.Н.1' *, Горбунов А.Л.2, Федяева А.В.3

1 ORCID : 0000-0003-1664-6802;

2 ORCID : 0000-0002-1112-7766;

3 ORCID : 0000-0002-8874-0921;

1 2' 3 Институт проблем управления им.В.А.Трапезникова РАН, Москва, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (cherkasovsn[at]mail.ru)

Аннотация

Цель исследования: провести анализ влияния уровня образования на модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью пациентов хирургического профиля. Материалы и методы. Проведено анкетирование 401 пациента, находящегося на стационарном лечении. В группу респондентов с высоким уровнем образования включили тех, кто имел высшее или незаконченное высшее образование (221 человек). В группу респондентов с низким уровнем образования включили респондентов имеющих среднее или средне-специальное образование (180 человек). Рассмотрение влияния уровня образования проводилось в трех возрастных группах: 23-44 года, 45-59 лет и 60 лет и старше. Результаты. Значимость уровня образования как детерминанты, определяющей модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью у мужчин возрастает при увеличении возраста и достигает максимальных значений в возрастной группе 45-59 лет, а затем наблюдается инверсия зависимости. Если до 60 лет более высокий уровень образования сочетался с более ранним обращением за медицинской помощью, то в возрасте 60 лет и старше пациенты с высоким уровнем образования обращались позже, чем пациенты с низким уровнем образования. Значимость уровня образования как детерминанты, определяющей модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью у женщин, выявляются только в молодой возрастной группе (23-44 года). В отличие от мужчин зависимость не возрастает при увеличении возраста, а уменьшается и происходит ее инверсия в возрастной группе 4559 лет. В старшей возрастной группе зависимости не выявляется.

Ключевые слова: медицинская активность, общественное здоровье, детерминанты здоровья, поведение пациента.

THE INFLUENCE OF EDUCATIONAL LEVEL ON MEDICAL CARE-SEEKING BEHAVIOR PATTERNS

Research article

Cherkasov S.N.1' *, Gorbunov A.L.2, Fedyaeva A.V.3

1 ORCID : 0000-0003-1664-6802;

2 ORCID : 0000-0002-1112-7766;

3 ORCID : 0000-0002-8874-0921;

1 2' 3 V.A.Trapeznikov Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

* Corresponding author (cherkasovsn[at]mail.ru)

Abstract

Aim of the study: to analyze the influence of the education level on the behavioral patterns associated with the medical care-seeking by patients of the surgical profile. Materials and Methods. A questionnaire was conducted in 401 patients undergoing inpatient treatment. The group of respondents with a high level of education included those with higher or incomplete higher education (221 persons). The group of respondents with a low level of education included those with secondary or secondary vocational education (180 people). The influence of the education level was studied in three age groups: 23-44 years, 45-59 years, and 60 and over. Results. The significance of the education level as a determinant of behavioral patterns related to seeking medical care in men increases with age and reaches maximum values in the age group of 45-59 years, and then the dependence inversion is observed. While before the age of 60 a higher level of education was combined with earlier seeking medical care, at the age of 60 and older, patients with a high education level sought care later than patients with a low education level. The significance of education level as a determinant of health seeking behavior patterns in women was found only in the young age group (23-44 years). In contrast to men, the dependence does not increase with age, but decreases, and its inversion occurs in the age group of 45-59 years. No dependence is detected in the older age group.

Keywords: medical activity, public health, determinants of health, patient behavior.

Введение

Уровень образования человека все чаще рассматривается как одна из базовых детерминант здоровья [1, С. 010301], [2, С. 15-26], [3, С. 31-37], [4, С. 292-295]. Конечно, прямого влияния на здоровье человека уровень образования оказывать не может, однако он может определять образ жизни, который, в свою очередь, через факторы риска определяет, как индивидуальное, так и общественное здоровье. Такой механизм воздействия свойственен многим

детерминантам здоровья, осуществляющим свое воздействие через другие факторы риска [5, С. 387-390], [6, С. 57-60], [7, С. 74-78].

В исследованиях, проведенных ранее, показано, что человек, имеющий более высокий уровень образования, меньше болеет, и его самооценка здоровья выше, у него меньшая потребность в медицинской помощи, чем у человека, имеющего более низкий образовательный уровень [8, С. 23-29], [9, С. 60-68], [10, С. 300-303]. Такие данные получены в отношении беременных, детей, воспитывающихся в семьях с различным уровнем образования родителей, старших возрастных групп [11, С. 66-70], [12, С. 98-100], [13, С. 129-139]. В данном исследовании была осуществлена попытка оценить степень влияния уровня образования на поведение пациента.

Цель исследования: провести анализ влияния уровня образования на модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью пациентов хирургического профиля.

Методы и принципы исследования

Информация о моделях поведения была получена путем анонимного анкетирования 401 пациента, находящегося на стационарном лечении. В группу респондентов с высоким уровнем образования включили тех, кто имел высшее или незаконченное высшее образование. Всего 221 человек (91 мужчина и 130 женщин). В группу респондентов с низким уровнем образования включили респондентов имеющих среднее или средне-специальное образование. Всего 180 человек (103 мужчины и 77 женщин). Так как профессиональное медицинское образование могло повлиять на характеристики медицинской активности, лица, имеющие высшее или среднее профессиональное медицинское образование не рассматривались как единицы наблюдения в настоящем исследовании.

Рассмотрение влияния уровня образования проводилось в трех возрастных группах: 23-44 года, 45-59 лет и 60 лет и старше. Так как высшее образование можно получить только к 22-23 годам и использование более молодых возрастных групп в данном случае некорректно.

Основные результаты

В возрастной группе 23-44 года, независимо от уровня образования наибольший удельный вес пациентов обращались за медицинской помощью при возникновении очень тяжелого состояния, когда сам пациент уже не мог справиться самостоятельно. Чаще такой стиль поведения наблюдался в группе пациентов с высоким уровнем образования (65 против 59 из 100 опрошенных). Пациенты с более низким уровнем образования чаще обращались при первых признаках заболевания (15 против 8 из 100 опрошенных), однако с целью профилактического осмотра в два раза чаще обращались пациенты с высоким уровнем образования (24 против 12 из 100 опрошенных), а здоровым, то есть не требующим в отношении себя медицинской помощи, считали только представители с низким уровнем образования (12 против 0 из 100 опрошенных).

В средней возрастной группе (45-59 лет) уровень образования не влияет на модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью. Большинство пациентов обращаются только в крайних случаях (61 и 59 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно), четверть - при первых признаках заболевания (24 и 26 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно), а каждый шестой обращается с целью профилактического осмотра (16 и 15 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно). В данной возрастной группе никто не считает себя настолько здоровым, что ему не требуется медицинская помощь.

В старшей возрастной группе (60 лет и старше) пациенты с низким уровнем образования чаще обращаются при первых признаках заболевания (20 против 8 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно), одинаково часто на поздних этапах заболевания (63 и 62 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно). Пациенты с высоким уровнем образования чаще обращаются с целью профилактического осмотра (23 против 11 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Следует отметить, что именно в этой группе часть опрошенных считала себя настолько здоровыми, что им не требуется медицинская помощь. Такие ответы регистрировались независимо от уровня образования (3 и 5 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно).

С учетом склонности к позднему обращению большинства пациентов независимо от уровня образования важным моментом является промежуток времени между моментов появления признаков заболевания и моментом обращения за медицинской помощью.

В молодой возрастной группе (23-44 года) сразу после появления признаков заболевания обращаются чаще пациенты с высоким уровнем образования (22 против 16 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Ждут пока состояние не ухудшится настолько, что привычный образ жизни становится уже невозможным чаще пациенты с более низким уровнем образования (66 против 59 из 100 опрошенных с низким и высоким уровнем образования соответственно). Ссылаются на недостаток времени и обстоятельства одинаково часто пациенты с высоким и низким уровнем образования. Полученные данные несколько расходятся с данными относительно поводов обращения за медицинской помощью, которые свидетельствуют о более раннем обращении пациентов с низким уровнем образования. Однако следует принять во внимание постановку и понимание самого вопроса. Понятие времени после появления первых признаков заболевания более четко и однозначно понимаемо пациентами и в данном случае при понимании самого вопроса может иметь значение и уровень образования.

Тетрахорический анализ зависимости показал наличие слабой зависимости К = 0,21, критерий х2 = 0,43, что не позволяет говорить о доказательном уровне различий (р > 0,05).

В средней возрастной группе (45-59 лет) разница еще более наглядна. Пациенты с высоким уровнем образования в два раза чаще обращаются сразу после появления признаков заболевания (52 против 26 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно) и реже, когда состояние уже не позволяет вести привычный образ жизни (43 против 60 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Следует

отметить, что у пациентов с высоким уровнем образования не было ни одной ссылки на недостаток времени и обстоятельства, которые мешают им обратиться за медицинской помощью, тогда как почти каждый десятый пациент с низким уровнем образования отмечал наличие таких обстоятельств и недостаток времени. Тетрахорический анализ зависимости показал наличие зависимости средней силы (Ка = 0,47, критерий х2 = 3,18, ДК = 2,48).

Логично предположить, что с увеличением возраста описанная тенденция продолжится, однако в старшей возрастной группе (60 лет и старше) наблюдалась смена тенденции. Пациенты с высоким уровнем образования реже обращались сразу после появления признаков заболевания (18 против 26 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). «Позднее» обращение также было более характерно для пациентов с высоким уровнем образования (74 против 57 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно), хотя они реже указывали на мешающие обращению обстоятельства и недостаток времени (6 против 15 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Тетрахорический анализ зависимости показал наличие слабой обратной зависимости (Ка = -0,30, критерий х2 = 3,21, ДК = -1,4).

У женщин в молодой возрастной группе (23-44 года) обращение за медицинской помощью с целью профилактических осмотров чаще наблюдается среди пациентов с высоким уровнем образования (31 против 13 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). «Позднее» обращение наблюдалось одинаково часто и не зависело от уровня образования (70 и 74 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). При первых признаках заболевания чаще обращались также пациентки с высоким уровнем образования (37 против 26 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Также, как и у мужчин, здоровыми и не нуждающимися в медицинской помощи себя считали чаще женщины с низким уровнем образования (1 против 13 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно).

В средней возрастной группе (45-59 лет) различия между сравниваемыми группами нивелируются, однако «позднее» обращение более характерно для женщин с высоким уровнем образования (86 против 67 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Обращение с целью профилактического осмотра одинаково часто регистрируется независимо от уровня образования (27 и 30 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно).

В старшей возрастной группе (60 лет и старше) женщины с высоким уровнем образования ведут себя более ответственно. Среди них реже наблюдается «позднее» обращение (67 против 81 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно) и чаще своевременное (21 против 12 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно).

Анализ длительности промежутка времени между появлением первых признаков заболевания и обращением за медицинской помощью показал, что женщины возрастной группы 23-44 года с высоким уровнем образования чаще обращаются сразу после появления признаков заболевания (22 против 9 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Несмотря на это, «позднее» обращение, когда привычный образ жизни уже невозможен, одинаково часто наблюдается и не зависит от уровня образования в данной возрастной группе (61 и 61 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Женщины с высоким уровнем образования реже жалуются на недостаток времени и мешающие обращению обстоятельства (16 против 31 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Тетрахорический анализ подтвердил наличие зависимости между уровнем образования и промежутком времени между появлением первых признаков заболевания и обращением за медицинской помощью (Ка = 0,42, критерий х2 = 4,38, ДК = 1,52).

В средней возрастной группе (45-59 лет), возможно из-за большой загруженности, женщины с высоким уровнем образования чаще ссылаются на недостаток времени (23 против 7 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно) и это мешает им, по их восприятию, вовремя обращаться за медицинской помощью. В связи с этим, при первых признаках заболевания они обращаются реже, чем женщины с низким уровнем образования (18 против 33 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно). Полученные данные подтверждены с использованием тетрахорического анализа (Ка = -0,35, критерий х2 = 4,25, ДК = -1,78). Отрицательный характер зависимости свидетельствует о более низком уровне медицинской активности женщин с высоким уровнем образования в средней возрастной группе.

В старшей возрастной группе различий между моделями поведения женщин с высоким и низким уровнем образования не наблюдается. Одинаково часто они обращаются после появления первых признаков заболевания (21 и 23 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно) и в момент, когда привычный образ жизни становится невозможным (69 и 73 из 100 опрошенных с высоким и низким уровнем образования соответственно), что подтверждается и результатами количественного анализа (Ка = -0,02, критерий х2 = 0,01, ДК = -0,08).

Заключение

У мужчин в молодой возрастной группе (23-44 года) уровень образования не оказывает значимого влияния на модели поведения, связанные с обращаемостью за медицинской помощью. Несмотря на то, что пациенты с высоким уровнем образования чаще обращаются с целью профилактического осмотра и не считают себя настолько здоровыми, что им не требуется медицинская помощь, они чаще оттягивают момент обращения до последней возможности. В средней возрастной группе уровень образование не влияет на модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью, а в старшей возрастной группе при первых признаках заболевания чаще обращаются пациенты с более низким уровнем образования. По поводу профилактических осмотров чаще обращаются пациенты с высоким уровнем образования.

Значимость уровня образования как детерминанты, определяющей модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью у мужчин возрастает при увеличении возраста и достигает максимальных значений в возрастной группе 45-59 лет, а затем наблюдается инверсия зависимости. Если до 60 лет более высокий уровень

образования сочетался с более ранним обращением за медицинской помощью, то в возрасте 60 лет и старше пациенты с высоким уровнем образования обращались позже, чем пациенты с низким уровнем образования.

У женщин в молодой возрастной группе уровень образования детерминирует более раннее обращение за медицинской помощью, высокую частоту обращений по поводу профилактических осмотров и более критичное отношение к своему здоровью. В средней возрастной группе различия нивелируются, а в старшей возрастной группе женщины с высоким уровнем образования ведут себя более ответственно.

Значимость уровня образования как детерминанты, определяющей модели поведения, связанные с обращением за медицинской помощью у женщин, выявляются только в молодой возрастной группе (23-44 года). В отличие от мужчин зависимость не возрастает при увеличении возраста, а уменьшается и происходит ее инверсия в возрастной группе 4559 лет. В старшей возрастной группе зависимости не выявляется.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Genovese U. A new paradigm on health care accountability to improve the quality of the system: four parameters to achieve individual and collective accountability / U. Genovese, S. Del Sordo, M. Casali et al. // Journal of Global Health. -2017. - Vol. 7. - № 1. - Р. 010301. - DOI: 10.7189/jogh.07.010301.

2. Келасьев В.Н. Концепция человека: социальные и субъективные детерминанты здоровья / В.Н. Келасьев, И.Л. Первова, Н.М. Полуэктова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 15-26.

3. Черкасов С.Н. Влияние уровня образования на модели поведения, связанные с обращаемостью за медицинской помощью населения старших возрастных групп / С.Н. Черкасов, О.И. Полозков, А.В. Федяева и др. // Медико-фармацевтический журнал Пульс. - 2021. - Т. 23. - № 7. - С. 31-37. - DOI: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-7-31-37.

4. Кром И.Л. Детерминанты общественного здоровья в социальном контексте / И.Л. Кром, М.В. Еругина, М.М. Орлова и др. // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2017. - T. 13. - № 2. - С. 292-295.

5. Хорошилова Е.Ю. Образование как детерминанта здоровья / Е.Ю. Хорошилова // Научный альманах. - 2017. -№ 3 (29). - С. 387-390.

6. Черкасов С.Н. Влияние образования на самооценку здоровья в старших возрастных группах / С.Н. Черкасов, Г.С. Шестаков, И.Д. Киртадзе // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2018. - № 9-10. - С. 57-60.

7. Черкасов С.Н. Влияние уровня образования на самооценку здоровья в различных возрастно-половых группах / С.Н. Черкасов, И.Д. Киртадзе // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2017. - № 7. - С. 74-78.

8. Егиазарян К.А. Территориальные особенности планирования необходимого объема медицинской помощи по профилю травматология и ортопедия / К.А. Егиазарян, М.В. Лалабекова, С.Н. Черкасов и др. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2016. - № 11-12. - С. 23-29.

9. Огуль Л.А. Планирование стратегий ЛПУ / Л.А. Огуль, В.П. Анопко, М.А. Шаповалова // Наука Красноярья. -2012. - Т. 1. - № 5. - С. 60-68.

10. Акулин И.М. К вопросу о расследовании ятрогенных преступлений в контексте перехода на цифровое здравоохранение: новые перспективы и проблемы нормативно- правового регулирования / И.М. Акулин, Е.А. Чеснокова, Р.А. Пресняков // Право и современные технологии в медицине / отв. ред. А.А. Мохов, О.В. Сушкова. - М., 2019. - С. 300-303.

11. Черкасов С.Н. Влияние медико-социальных факторов и особенностей поведения пациенток на уровень потребности в стационарной помощи при внематочной беременности / С.Н. Черкасов, М.С. Курносиков // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2015. - № 3. - С. 66-70.

12. Коновалов О.Е. Медицинская активность больных бронхиальной астмой / О.Е. Коновалов, О.М. Урясьев, Д.И. Кича // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2013. - № 3. - С. 98-100.

13. Черкасов С.Н. Влияние образования на заболеваемость и интенсивность потребления услуг здравоохранения в старших возрастных группах / С.Н. Черкасов, И.Д. Киртадзе, Ю.О. Камаев и др. // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. - 2019. - № 3-4. - С. 129-139.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Genovese U. A new paradigm on health care accountability to improve the quality of the system: four parameters to achieve individual and collective accountability / U. Genovese, S. Del Sordo, M. Casali et al. // Journal of Global Health. -2017. - Vol. 7. - № 1. - Р. 010301. - DOI: 10.7189/jogh.07.010301.

2. Kelas'ev V.N. Kontseptsiya cheloveka: sotsial'nye i sub"ektivnye determinanty zdorov'ya [Human concept: social and subjective determinants of health] / V.N. Kelas'ev, I.L. Pervova, N.M. Poluektova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta.

Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika [Vestniks of St. Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy]. - 2016. - № 1. - P. 15-26. [in Russian]

3. Cherkasov S.N. Vliyanie urovnya obrazovaniya na modeli povedeniya, svyazannye s obrashchaemost'yu za meditsinskoy pomoshch'yu naseleniya starshikh vozrastnykh grupp [Effect of educational attainment on behavioural patterns associated with the health care-seeking population of older age groups] / S.N. Cherkasov, O.I. Polozkov, A.V. Fedyaeva et al. // Mediko-farmatsevticheskiy zhurnal Pul's [Medical and Pharmaceutical Journal Pulse]. - 2021. - Vol. 23. - № 7. - P. 31-37. -DOI: 10.26787/nydha-2686-6838-2021-23-7-31-37 [in Russian]

4. Krom I.L. Determinanty obshchestvennogo zdorov'ya v sotsial'nom kontekste [Determinants of public health in a social context] / I.L. Krom, M.V. Erugina, M.M. Orlova et al. // Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal [Saratov Journal of Medical Scientific Research]. - 2017. - Vol. 13. - № 2. - P. 292-295. [in Russian]

5. Khoroshilova E.Yu. Obrazovanie kak determinanta zdorov'ya [Education as a determinant of health] / E.Yu. Khoroshilova // Nauchnyy al'manakh [Scientific Almanac]. - 2017. - № 3 (29). - P. 387-390. [in Russian]

6. Cherkasov S.N. Vliyanie obrazovaniya na samootsenku zdorov'ya v starshikh vozrastnykh gruppakh [Effect of education on self-reported health in older age groups] / S.N. Cherkasov, G.S. Shestakov, I.D. Kirtadze // Problemy standartizatsii v zdravookhranenii [Health care Standardization Problems]. - 2018. - № 9-10. - P. 57-60. [in Russian]

7. Cherkasov S.N. Vliyanie urovnya obrazovaniya na samootsenku zdorov'ya v razlichnykh vozrastno-polovykh gruppakh [Effect of educational level on self-reported health across different age-sex groups] / S.N. Cherkasov, I.D. Kirtadze // Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko [Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health]. - 2017. - № 7. - P. 74-78. [in Russian]

8. Egiazaryan K.A. Territorial'nye osobennosti planirovaniya neobkhodimogo ob"ema meditsinskoy pomoshchi po profilyu travmatologiya i ortopediya [Territorial features of planning the required amount of medical care in the profile of traumatology and orthopedics] / K.A. Egiazaryan, M.V. Lalabekova, S.N. Cherkasov et al. // Problemy standartizatsii v zdravookhranenii [Health care Standardization Problems]. - 2016. - № 11-12. - P. 23-29. [in Russian]

9. Ogul' L.A. Planirovanie strategiy LPU [Planning of LCP strategies] / L.A. Ogul', V.P. Anopko, M.A. Shapovalova // Nauka Krasnoyar'ya [Krasnoyarsk Science]. - 2012. - Vol. 1. - № 5. - P. 60-68. [in Russian]

10. Akulin I.M. K voprosu o rassledovanii yatrogennykh prestupleniy v kontekste perekhoda na tsifrovoe zdravookhranenie: novye perspektivy i problemy normativno-pravovogo regulirovaniya [To the question of investigating iatrogenic crimes in the context of the transition to digital health: new prospects and problems of regulatory and legal regulation] / I.M. Akulin, E.A. Chesnokova, R.A. Presnyakov // Pravo i sovremennye tekhnologii v meditsine [Law and Modern Technology in Medicine] / ed. by A.A. Mokhov, O.V. Sushkova. - M., 2019. - P. 300-303. [in Russian]

11. Cherkasov S.N. Vliyanie mediko-sotsial'nykh faktorov i osobennostey povedeniya patsientok na uroven' potrebnosti v statsionarnoy pomoshchi pri vnematochnoy beremennosti [Influence of medical and social factors and behavioral characteristics of patients on the level of need for hospital care in ectopic pregnancy] / S.N. Cherkasov, M.S. Kurnosikov // Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical and Biological Herald]. -2015. - № 3. - P. 66-70. [in Russian]

12. Konovalov O.E. Meditsinskaya aktivnost' bol'nykh bronkhial'noy astmoy [Medical activity of patients with bronchial asthma] / O.E. Konovalov, O.M. Uryas'ev, D.I. Kicha // Rossiyskiy mediko-biologicheskiy vestnik im. akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical and Biological Herald]. - 2013. - № 3. - P. 98-100. [in Russian]

13. Cherkasov S.N. Vliyanie obrazovaniya na zabolevaemost' i intensivnost' potrebleniya uslug zdravookhraneniya v starshikh vozrastnykh gruppakh [Impact of education on morbidity and intensity of health service consumption in older age groups] / S.N. Cherkasov, I.D. Kirtadze, Yu.O. Kamaev et al. // Byulleten' Natsional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshchestvennogo zdorov'ya imeni N.A. Semashko [Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health]. -2019. - № 3-4. - P. 129-139. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.