О Б РАЮ МИ П£ ЬА РУБШОМ
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЮНОШЕЙ РЕСПУБЛИКИ ЙЕМЕН
Мухаммед Ибрагим Мухаммед Абдулла, соискатель ИПППО РАО, преподаватель кафедры педагогики и психологии педагогического факультета Аденского университета, г. Зенгебар
Глобальные социально-политические изменения, произошедшие в мире в последние десятилетия, в специфической форме проявились в развивающихся странах, в том числе Йемене. Оказавшись в новых постконфронтационных условиях, они сделали упор на поисках таких моделей организации государственной власти, которые позволили бы им учесть мировой опыт государственного строительства и свои национальные особенности и традиции. Несмотря на многие общие проблемы, с которыми сталкиваются развивающиеся страны, - слабое экономическое развитие, этническая и политическая разобщенность, отсутствие высококвалифицированных национальных кадров и др., каждая из них объективно идет своим неповторимым путем развития. Отражение проблем и способ их изложения в политических программах различных партий носит разный характер в зависимости от того, что является целью политической партии.
В Республике Йемен особое внимание в программах политических пар-
тий уделяется университетскому образованию и организации научных исследований. Рассматриваются проблемы работы со студентами, в том числе с теми, которые отправляются на обучение за границу. Предлагается заниматься повышением статуса университетов, принимать на работу ученых-эмигрантов, открывать наряду с факультетами, изучающими прикладные науки, факультеты исламского шариата, поддерживать частное университетское образование, создавать научные исследовательские центры.
После объединения Республики Йемен в связи с повышением роли исламистской партии «Аль-Ислах» в республике значительно возросла проблема образования. Наджиб Риад Аррис в книге «Южный ветер» отметил, что «исламисты стали причиной возникновения проблем в системе образования и воспитания в Йемене... Они потребовали от правительства ЙАР открыть религиозные институты и финансировать их наравне с другими государственными образовательными учреждениями» [1, с.305]. Это создало
95
■ 1111
1
Казанский педагогический журнал
1'2006
серьезные предпосылки для снижения общего уровня светского естественно-научного образования подрастающего молодого поколения и усиления религиозного фанатизма. Однако после состоявшихся в 2007 году выборов, на которых победу одержала партия ВНК, значение партии «Аль-Ислах» уменьшилось, и был принят «Закон об образовании», препятствующий распространению исламистского религиозного направления в развитии образования в республике.
В нашем исследовании, проведенном на достаточно большой группе юношей Йемена (более 100 чел.), показано, что усиление религиозной составляющей в образовании юношей
приводит к повышению значимости для них семьи и национальных традиций, основанных на религии ислама, и к снижению значимости общего образования. В исследовании был использован опросник жизненных ценностей И.Г.Сенина, предназначенный для определения значимости пяти «жизненных сфер» и восьми терминальных ценностей, а также анкета для определения уровня культуры, предполагающей знание национальных традиций и обычаев в соответствии с религией ислама. Данные, полученные с помощью опросника И.Г. Сенина (см. рис. 1), показывают, что в целом для йеменских юношей значимость образования очень высокая.
Рис. 1. Распределение значимости жизненных сфер для йеменских юношей
Среди других жизненных сфер сфера «обучение и образование» имеет самое высокое значение (4,3 балла). Это отражает значительное стремление юношей к повышению уровня образования. Второе и третье места по значимости делят две сферы - сфера «профессиональной жизни» (3,9 балла) и сфера «увлечений» (3,9 балла). Сфера «семейной жизни»
оказалась всего лишь на четвертом месте, получив (3,7 балла).
Для определения уровня национальной исламской культуры юношей была разработана специальная анкета из 15 пунктов, в которой нужно было оценить по 5 балльной шкале знание различных аспектов национальной культуры, стремление к их изучению и следование ее нормам (табл. 1).
Образование за рубежом
Таблица 1
Вопросы анкеты для определения уровня национальной исламской культуры
1 Считаешь ли ты своим долгом изучать родной язык, культуру?
2 Стремишься ли самостоятельно изучать национальную культуру?
3 Интересуешься ли ты традициями своего народа?
4 Удовлетворен ли ты своими знаниями по национальной культуре?
5 Согласен ли ты с тем, что вопросы национальной культуры должны изучаться в школе?
6 Любишь ли ты народные песни?
7 Соблюдаешь ли ты мусульманские обряды и традиции?
8 Любишь ли ты смотреть телепередачи на родном языке (Йеменский язык)?
9 Читаешь ли ты йеменских писателей?
10 Согласен ли ты с утверждением, что чем больше мы знаем свою культуру, тем лучше знаем культуру других народов?
11 Обсуждаете ли дома проблемы, связанные с национальной культурой?
12 Был ли ты в музеях Республики Йемен?
13 Согласен ли ты с тем, что каждый человек должен знать родную культуру?
14 Знаешь ли ты народные песни?
15 Включаешь ли ты в свою одежду элементы национального костюма?
При обработке результатов анкетирования с целью определения уровня национальной культуры йеменских юношей были определены среднестатистические значения ответов по каждому пункту анкеты. Полученное распределение средних значений (см. рис. 2) было принято в качестве среднего или типичного уровня развития национальной культуры юношей Йемена, в котором находят отражение традиции и обычаи сложившейся и широко распространенной в Йемене исламской религиозной культуры.
Как видно из рис. 2, для юношей Йемена характерным является стремление соблюдать мусульманские обряды и традиции (4,6 балла), изучать родной язык, культуру (4,5 балла), знать родную культуру (4,4 балла) и самостоятельно ее изучать (4,3 балла), а также недостаточная удовлетворенность своими знаниями по национальной культуре (2,7 балла).
Далее были определены показатели индивидуального уровня национальной культуры каждого юноши относительным типичным путем
■ 1111
1
Казанский педагогический журнал
1'2006
5 4 3 2 1 0
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Номер вопроса анкеты (см. табл. 1)
Рис. 2. Среднестатистические ответы на вопросы анкеты для определения уровня национальной культуры
вычисления коэффициентов корреляции индивидуальных распределений ответов на пункты анкеты и типичного распределения.
Корреляционный анализ полученных в нашем исследовании данных показал, что значимость отдельных жизненных сфер существенным обра-
зом зависит от уровня культуры юношей (см. рис. 3).
Оказалось, что с повышением уровня национальной культуры значительно повышается значимость для юношей сферы «семейной жизни» (г=0,38). Что касается значимости сферы «обучения и образования», то
Рис. 3. Зависимость значимости жизненных сфер для юношей Йемена от уровня их национальной культуры
^[ГШ , Е^^ЕШ
Образование за рубежом
она практически не зависит от уровня культуры. Соответствующее значение коэффициента корреляции составляет г=0,13. Результаты корреляционного анализа можно объяснить особенностями национальной культуры Йемена, в которой доминируют религиозные исламские традиции и обычаи, важность изучения основных положений Корана. Более высокий уровень национальной культуры юношей означает их большую приверженность этим традициям и почитание Аллаха. Как написано в Коране, «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям» [2, с.313]. Следовательно, значимость добрых отношений к родителям и в целом значимость сферы семейной жизни у юношей с более
высоким уровнем развития культуры является более высокой. Вызывает озабоченность существенное снижение при этом значимости сферы обучения и образования. Одна из основных задач развития культуры и образования в Республике Йемен состоит в том, чтобы повышение уровня национальной культуры происходило не в ущерб развитию науки и образования.
Литература:
1. Наджиб Риад Аррис. Южный ветер: Йемен и его роль на арабском полуострове в 1990-1997 гг. Кипр, 1998. 550 с. (на араб. яз.).
2. Порохова И. В. Коран: переводы смыслов и комментарии /Под. ред. Мухаммед Саид Аль-Рошд.- М., 2007. 800 с.
КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О СПРАВЕДЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ РОССИИ, МЕКСИКИ И ЯМАИКИ
А.И. Крючкова, O.A. Аникеенок, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань
Во всех человеческих цивилизациях в той или иной форме всегда встает вопрос: как среди членов определенной группы должны распределяться поощрения и наказания? Связанная с этим проблема социальной психологии выглядит так: что определяет наше восприятие справедливого и несправедливого распределения усилий и благ? Справедливость понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе,
связанной с распределением между людьми того, что они заслужили.
В психологии давно ведутся споры между приверженцами универсализма и релятивизма в отношении культурных различий в психологических процессах. Универсалисты заявляют, что за небольшим исключением, люди думают одинаково везде. Релятивисты, наоборот, считают, что психологические особенности разных культур имеют сильные несоизмеримые отличия. Кросс-культурные исследо-
99