Научная статья на тему 'Влияние уровня национальной культуры на значимость образования для юношей Республики Йемен'

Влияние уровня национальной культуры на значимость образования для юношей Республики Йемен Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
120
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдулла Мухаммед Ибрагим

The influence of national culture level on the magnitude of education of yemen republic youths. In this paper we show that religious component strengthening at youth's education leads to increasing of magnitude of family and national traditions based on Islam religion and also to decreasing of magnitude of common education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние уровня национальной культуры на значимость образования для юношей Республики Йемен»



О Б РАЮ МИ П£ ЬА РУБШОМ

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЮНОШЕЙ РЕСПУБЛИКИ ЙЕМЕН

Мухаммед Ибрагим Мухаммед Абдулла, соискатель ИПППО РАО, преподаватель кафедры педагогики и психологии педагогического факультета Аденского университета, г. Зенгебар

Глобальные социально-политические изменения, произошедшие в мире в последние десятилетия, в специфической форме проявились в развивающихся странах, в том числе Йемене. Оказавшись в новых постконфронтационных условиях, они сделали упор на поисках таких моделей организации государственной власти, которые позволили бы им учесть мировой опыт государственного строительства и свои национальные особенности и традиции. Несмотря на многие общие проблемы, с которыми сталкиваются развивающиеся страны, - слабое экономическое развитие, этническая и политическая разобщенность, отсутствие высококвалифицированных национальных кадров и др., каждая из них объективно идет своим неповторимым путем развития. Отражение проблем и способ их изложения в политических программах различных партий носит разный характер в зависимости от того, что является целью политической партии.

В Республике Йемен особое внимание в программах политических пар-

тий уделяется университетскому образованию и организации научных исследований. Рассматриваются проблемы работы со студентами, в том числе с теми, которые отправляются на обучение за границу. Предлагается заниматься повышением статуса университетов, принимать на работу ученых-эмигрантов, открывать наряду с факультетами, изучающими прикладные науки, факультеты исламского шариата, поддерживать частное университетское образование, создавать научные исследовательские центры.

После объединения Республики Йемен в связи с повышением роли исламистской партии «Аль-Ислах» в республике значительно возросла проблема образования. Наджиб Риад Аррис в книге «Южный ветер» отметил, что «исламисты стали причиной возникновения проблем в системе образования и воспитания в Йемене... Они потребовали от правительства ЙАР открыть религиозные институты и финансировать их наравне с другими государственными образовательными учреждениями» [1, с.305]. Это создало

95

■ 1111

1

Казанский педагогический журнал

1'2006

серьезные предпосылки для снижения общего уровня светского естественно-научного образования подрастающего молодого поколения и усиления религиозного фанатизма. Однако после состоявшихся в 2007 году выборов, на которых победу одержала партия ВНК, значение партии «Аль-Ислах» уменьшилось, и был принят «Закон об образовании», препятствующий распространению исламистского религиозного направления в развитии образования в республике.

В нашем исследовании, проведенном на достаточно большой группе юношей Йемена (более 100 чел.), показано, что усиление религиозной составляющей в образовании юношей

приводит к повышению значимости для них семьи и национальных традиций, основанных на религии ислама, и к снижению значимости общего образования. В исследовании был использован опросник жизненных ценностей И.Г.Сенина, предназначенный для определения значимости пяти «жизненных сфер» и восьми терминальных ценностей, а также анкета для определения уровня культуры, предполагающей знание национальных традиций и обычаев в соответствии с религией ислама. Данные, полученные с помощью опросника И.Г. Сенина (см. рис. 1), показывают, что в целом для йеменских юношей значимость образования очень высокая.

Рис. 1. Распределение значимости жизненных сфер для йеменских юношей

Среди других жизненных сфер сфера «обучение и образование» имеет самое высокое значение (4,3 балла). Это отражает значительное стремление юношей к повышению уровня образования. Второе и третье места по значимости делят две сферы - сфера «профессиональной жизни» (3,9 балла) и сфера «увлечений» (3,9 балла). Сфера «семейной жизни»

оказалась всего лишь на четвертом месте, получив (3,7 балла).

Для определения уровня национальной исламской культуры юношей была разработана специальная анкета из 15 пунктов, в которой нужно было оценить по 5 балльной шкале знание различных аспектов национальной культуры, стремление к их изучению и следование ее нормам (табл. 1).

Образование за рубежом

Таблица 1

Вопросы анкеты для определения уровня национальной исламской культуры

1 Считаешь ли ты своим долгом изучать родной язык, культуру?

2 Стремишься ли самостоятельно изучать национальную культуру?

3 Интересуешься ли ты традициями своего народа?

4 Удовлетворен ли ты своими знаниями по национальной культуре?

5 Согласен ли ты с тем, что вопросы национальной культуры должны изучаться в школе?

6 Любишь ли ты народные песни?

7 Соблюдаешь ли ты мусульманские обряды и традиции?

8 Любишь ли ты смотреть телепередачи на родном языке (Йеменский язык)?

9 Читаешь ли ты йеменских писателей?

10 Согласен ли ты с утверждением, что чем больше мы знаем свою культуру, тем лучше знаем культуру других народов?

11 Обсуждаете ли дома проблемы, связанные с национальной культурой?

12 Был ли ты в музеях Республики Йемен?

13 Согласен ли ты с тем, что каждый человек должен знать родную культуру?

14 Знаешь ли ты народные песни?

15 Включаешь ли ты в свою одежду элементы национального костюма?

При обработке результатов анкетирования с целью определения уровня национальной культуры йеменских юношей были определены среднестатистические значения ответов по каждому пункту анкеты. Полученное распределение средних значений (см. рис. 2) было принято в качестве среднего или типичного уровня развития национальной культуры юношей Йемена, в котором находят отражение традиции и обычаи сложившейся и широко распространенной в Йемене исламской религиозной культуры.

Как видно из рис. 2, для юношей Йемена характерным является стремление соблюдать мусульманские обряды и традиции (4,6 балла), изучать родной язык, культуру (4,5 балла), знать родную культуру (4,4 балла) и самостоятельно ее изучать (4,3 балла), а также недостаточная удовлетворенность своими знаниями по национальной культуре (2,7 балла).

Далее были определены показатели индивидуального уровня национальной культуры каждого юноши относительным типичным путем

■ 1111

1

Казанский педагогический журнал

1'2006

5 4 3 2 1 0

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Номер вопроса анкеты (см. табл. 1)

Рис. 2. Среднестатистические ответы на вопросы анкеты для определения уровня национальной культуры

вычисления коэффициентов корреляции индивидуальных распределений ответов на пункты анкеты и типичного распределения.

Корреляционный анализ полученных в нашем исследовании данных показал, что значимость отдельных жизненных сфер существенным обра-

зом зависит от уровня культуры юношей (см. рис. 3).

Оказалось, что с повышением уровня национальной культуры значительно повышается значимость для юношей сферы «семейной жизни» (г=0,38). Что касается значимости сферы «обучения и образования», то

Рис. 3. Зависимость значимости жизненных сфер для юношей Йемена от уровня их национальной культуры

^[ГШ , Е^^ЕШ

Образование за рубежом

она практически не зависит от уровня культуры. Соответствующее значение коэффициента корреляции составляет г=0,13. Результаты корреляционного анализа можно объяснить особенностями национальной культуры Йемена, в которой доминируют религиозные исламские традиции и обычаи, важность изучения основных положений Корана. Более высокий уровень национальной культуры юношей означает их большую приверженность этим традициям и почитание Аллаха. Как написано в Коране, «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям» [2, с.313]. Следовательно, значимость добрых отношений к родителям и в целом значимость сферы семейной жизни у юношей с более

высоким уровнем развития культуры является более высокой. Вызывает озабоченность существенное снижение при этом значимости сферы обучения и образования. Одна из основных задач развития культуры и образования в Республике Йемен состоит в том, чтобы повышение уровня национальной культуры происходило не в ущерб развитию науки и образования.

Литература:

1. Наджиб Риад Аррис. Южный ветер: Йемен и его роль на арабском полуострове в 1990-1997 гг. Кипр, 1998. 550 с. (на араб. яз.).

2. Порохова И. В. Коран: переводы смыслов и комментарии /Под. ред. Мухаммед Саид Аль-Рошд.- М., 2007. 800 с.

КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О СПРАВЕДЛИВОСТИ СТУДЕНТОВ РОССИИ, МЕКСИКИ И ЯМАИКИ

А.И. Крючкова, O.A. Аникеенок, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань

Во всех человеческих цивилизациях в той или иной форме всегда встает вопрос: как среди членов определенной группы должны распределяться поощрения и наказания? Связанная с этим проблема социальной психологии выглядит так: что определяет наше восприятие справедливого и несправедливого распределения усилий и благ? Справедливость понимается как равенство и беспристрастность; ее наличие или отсутствие особенно чувствительно в любой системе,

связанной с распределением между людьми того, что они заслужили.

В психологии давно ведутся споры между приверженцами универсализма и релятивизма в отношении культурных различий в психологических процессах. Универсалисты заявляют, что за небольшим исключением, люди думают одинаково везде. Релятивисты, наоборот, считают, что психологические особенности разных культур имеют сильные несоизмеримые отличия. Кросс-культурные исследо-

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.