Научная статья на тему 'Йеменская Республика: назад в будущее'

Йеменская Республика: назад в будущее Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
334
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Йеменская Республика: назад в будущее»

Соединенные Штаты и их союзники, которые, на мой взгляд, не являлись зачинателями этих процессов, но которые сумели использовать их в своих интересах (убийство Каддафи, санкции против Сирии и намеки на военную операцию в этой стране). Единственный геополитический игрок, который только выиграет от «арабской весны», - это Турция во главе с Эрдоганом. В пользу этого говорит и то, что почти все эти происламски настроенные силы в этих странах взяли за модель приход в Турции к власти Партии справедливости. И реакция в этих странах на недавний визит Эрдогана наглядно демонстрирует это.

«Взаимодействие мировых цивилизаций: История и современность», М., 2011 г., с. 110-122.

О. Пересыпкин,

доктор исторических наук

(советник ректора Дипломатической академии МИД РФ)

ЙЕМЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: НАЗАД В БУДУЩЕЕ

В настоящее время диалог цивилизаций, культур или религий вошел в повседневную жизнь политических элит практически всех государств мира. Ученые и дипломаты, политики и религиозные деятели пытаются найти общий знаменатель нашей непростой жизни, которую все хотят сделать лучше, спокойнее, без террористов и коррупционеров. Говоря о диалоге цивилизаций, мы, в частности, имеем в виду диалог разных религий - христианства и ислама, иудаизма и ислама, христианства и буддизма и др. Однако цивилизации и религии расколоты сегодня на различные течения, школы, секты и сами нуждаются в поиске согласия и взаимопонимания, без которых диалог на более высоком уровне вряд ли будет продуктивным.

Примеров внутрицивилизационных, или межконфессиональных, локальных конфликтов накопилось достаточно много. В Ираке мусульмане-сунниты и мусульмане-шииты продолжают конфликтовать, причем нередко конфликты принимают формы масштабных столкновений. Сторонники ФАТХ и ХАМАС в секторе Газа учинили кровавые разборки, которые унесли десятки жизней, однако, к счастью, в мае 2011 г. стороны договорились о межпалестинском согласии. Разумеется, в основе внутрицивилиза-ционных конфликтов лежат политические причины, различные

161

подходы к решению острых внутриполитических проблем и внешнеполитической ориентации. Пожалуй, самым характерным примером такой непростой ситуации, перегруженной межконфессиональными конфликтами и внутриполитическими проблемами, является ситуация в Йеменской Республике, арабском государстве на юго-западе Аравийского полуострова.

Анализ складывающейся сегодня в Йемене ситуации тем более заслуживает внимания, что по сведениям, полученным из зарубежных средств массовой информации, южнойеменский город Занжибар в дельте Абъян захватили члены «Аль-Каиды», а конфедерация йеменских племен хашид, которую вместе с большим племенем бакиль в монархический период называли «крыльями зейдитского имамата», отказала в поддержке президенту Йемена Али А. Салеху. Об этом заявил шейх Садык аль-Ахмар, нынешний вождь конфедерации племен хашид, хотя сам президент Йемена по своей религиозной принадлежности является мусульманином-зейдитом и происходит из племени сахнан, входящего в конфедерацию.

В настоящее время улицы йеменской столицы и других городов заполнены демонстрантами, требующими отставки президента Али А. Салеха, проведения политических реформ и улучшения тяжелого социально-экономического положения подавляющего большинства населения страны. Однако этому предшествовали другие важные политические события, прежде всего - антиправительственный мятеж на севере Йемена, проходящий под лозунгами возвращения к теократической монархии имамов шиитской секты зейдитов.

К секте зейдитов в настоящее время относят две трети 25-миллионного населения Йемена. Она возникла в IX в. в северной части страны, в районе города Саада. Основатель секты имам аль-Хади и его сторонники поставили своей целью сделать население Йемена, принявшее ислам еще при жизни Пророка Мухаммеда, в 628 г., лояльным исключительно потомкам Пророка. Как известно, двоюродный брат Пророка Али Абу Талеб был женат на дочери пророка Фатыме. От этого брака родились имам Хусейн и его брат Хасан, которые вместе с Али Абу Талебом стали основоположниками шиитского направления ислама. Свое название секта получила от имени Зейда ибн Али, внука Хусейна, брата пятого шиитского имама Мухаммеда аль-Бакира (ум. 732).

Политическая цель секты зейдитов, согласно догматам ее основателей, - создание теократического государства во главе с

162

имамом. В Северной Африке (Тунис) в 791-926 гг. существовал зейдитский султанат, на севере Ирана в 863-928 гг. были созданы небольшие зейдитские эмираты. Под давлением сторонников более радикальных шиитских проповедников зейдиты были вынуждены бежать из Ирана на север Йемена, где уже проживали их единоверцы. В сегодняшнем Йемене есть семья Дейлеми, переселившаяся в раннее Средневековье из иранской провинции Дейлем. Фамилия семьи - это «нисба», т.е. географическая привязка имени к конкретному месту.

К концу X в. зейдитские проповедники распространили свое влияние на большую часть Йемена. В 1904 г. имамом зейдитов был избран Яхья бен Хамид эд-Дин, который возглавил освободительную войну против Османской империи, в состав которой входил Северный Йемен. В 1918 г., после развала Османской империи, имам Яхья стал королем независимого Йеменского мута-ваккилийского королевства, где слово «мутаваккиль» переводится как «уповающий на Аллаха».

Монархический режим был свергнут в результате сентябрьской революции 1962 г., в Йемене началась гражданская война, причем район Саады превратился в центр монархических сил, которые возглавил Мухаммед аль-Бадр, просидевший на троне эд-Динов всего несколько дней. Одним из главных пропагандистских тезисов монархистов в то время было утверждение о незрелости йеменского общества и трудности его перехода по этой причине к республиканской форме правления. Именно этот тезис сегодня широко используется в пропаганде мятежников на севере Йемена, которые утверждают, что возвращение правления зейдит-ских имамов даст возможность решить социально-экономические и политические проблемы.

Семья аль-Хуси, члены которой возглавили в 2004 г. мятеж против режима Али А. Салеха, относится к числу весьма уважаемых семей «сейидов», т.е. лиц, ведущих свое происхождение от потомков Пророка. Бадр эд-Дин аль-Хуси, отец главарей мятежа Хусейна аль-Хуси и Абдель Малика аль-Хуси, до своей смерти считался одним из крупнейших в Йемене зейдитских авторитетов в области мусульманского права.

Члены семьи аль-Хуси были в числе основателей организации «Правоверная молодежь» (Аш-шабаб аль-му'минин), которая в период своего формирования призывала к терпимости, отказу от экстремизма, выступала за модернизацию вероучений зейдитов. Режим Али А. Салеха оказывал материальную и моральную под-

163

держку этой организации, рассматривая ее как противовес партии «Йеменское объединение за реформы» («Ислах»), вокруг которой группировались представители племенной верхушки и сторонники организации «Братья-мусульмане». Именно поэтому члены семьи аль-Хуси могли в течение нескольких лет работать легально, создавать свои религиозные центры, вербовать сторонников среди безработной молодежи, собирать пожертвования и открыто излагать ставшую впоследствии радикальной интерпретацию зейдит-ского вероучения.

Политическая нестабильность, тяжелое экономическое положение, массовая безработица, особенно среди не очень грамотной, но весьма религиозной молодежи (прежде всего в глубинных горных районах, где ситуацию контролируют шейхи племен), побудили хусистов взяться за оружие. Они изгнали представителей власти из ряда северных территорий, отказывались платить налоги, нередко грозили взять заложников из числа иностранцев, выбивая от центрального правительства дополнительные денежные вливания.

В январе 2007 г. хусисты выгнали из домов 50 ремесленников-иудеев, издавна проживающих в провинции Саада. Это переполнило чашу терпения политического руководства Йемена, и 10 февраля 2007 г. парламент дал официальное разрешение на массированное применение силы против мятежников. Наиболее активные военные действия имели место в октябре-ноябре 2009 г. Под давлением правительственных войск хусисты перешли границу Саудовской Аравии, захватили военную базу аль-Джабир и большие трофеи. Саудовские войска начали военные действия против хусистов, что придало этому внутриполитическому конфликту в Йемене региональный характер.

Али А. Салех и его окружение были против интернационализации внутриполитического конфликта, к чему стремились хусисты, рассчитывавшие на поддержку Ирана, Ирака и Ливии. Правители Государства Катар в июне 2007 г., не дав никаких разъяснений, вмешались в переговоры хусистов и официальных властей, добивавшихся прекращения военных действий. В Санаа были вынуждены приветствовать «братскую инициативу» богатого Катара, подчеркнув при этом, что проблема хусистов не имеет международного характера. Посредничество Катара объясняется, по мнению экспертов, политическими амбициями его правителей и, возможно, просьбами Ирана защитить шиитов Йемена от режи-

164

ма Али А. Салеха, находящегося, как полагают в Тегеране, в орбите влияния Саудовской Аравии.

Анализ имеющейся информации свидетельствует о том, что Иран под предлогом защиты зейдитов пытается создать в северных районах Йемена подконтрольную ему структуру типа ливанской «Хезболлы», инкорпорированной в существующую политическую систему Ливана. Официальные СМИ в Тегеране используют пропагандистскую риторику хусистов и требуют прекратить преследование мятежников, называя события в северных районах Йемена «войной против шиитов». В районах, контролируемых хусистами, развеваются желтые флаги ливанской «Хез-боллы», развешаны портреты ее лидера, шейха Насраллы. В качестве попытки создания шиитского анклава следует рассматривать и текст открытого письма зейдитских богословов президенту Али А. Салеху с предложением сделать город и окрестности Саады «закрытой зоной», запретить в ней деятельность саудовских ваххабитских центров и отозвать правительственных чиновников, не исповедующих зейдитского вероучения. Дело в том, что в мае 1990 г. Северный Йемен (Йеменская Арабская Республика) и Южный Йемен (Народно-Демократическая Республика Йемен) объединились в одно государство - Йеменскую Республику. Члены большинства йеменских племен придерживаются зейдитского толка ислама, а остальные принадлежат к ортодоксальному суннитскому его направлению. В процессе формирования органов власти зейдиты оказались на юге страны, а сунниты - на севере, в зейдитских районах.

Правительство Йемена, не желая интернационализации конфликта на севере страны, по дипломатическим каналам пыталось разъяснить Тегерану ситуацию, однако успеха не достигло. Более того, одна из улиц Тегерана была названа именем убитого Хусейна аль-Хуси, с тем чтобы «увековечить его имя». Более успешной оказалась работа йеменского руководства с Ливией: Али А. Салех лично встретился с М. Каддафи и убедил его не вмешиваться во внутренние дела Йемена.

Арабские страны Персидского залива объективно заинтересованы в прекращении вооруженного конфликта на севере Йемена, поскольку около 15% населения стран этого региона являются шиитами. Шииты проживают в нефтедобывающих восточных районах Саудовской Аравии, имеют влиятельные общины в Государстве Катар и султанате Оман, а на Бахрейне составляют 70% населения этого небольшого королевства. Массовые протест-

165

ные выступления в начале 2011 г. на Бахрейне формировались именно в шиитской среде, причем они приняли такой масштаб, что побудили Саудовскую Аравию и ОАЭ выступить в защиту королевской семьи Бахрейна. Кстати, члены правящей семьи аль-Халифа, как и семей аль-Сауд и аль-Сабах в Кувейте, являются выходцами из бедуинского племени анейза, которое и сегодня кочует в северной части Аравийского полуострова и в Сирийской пустыне. Поэтому саудовцы фактически помогали своим проживающим на о. Бахрейн родственникам по крови и по религиозным убеждениям.

В январе 2010 г. была достигнута договоренность о прекращении огня на севере Йемена. Хусисты обязались сдать тяжелое вооружение, передать карты минных полей, прекратить вооруженное сопротивление и отказаться от агитации за воссоздание зей-дитского имамата. Со своей стороны, режим Али А. Салеха должен выпустить из тюрем арестованных хусистов, отказаться от их преследования, создать смешанную комиссию по выработке планов экономического развития северных районов. Правительство Йемена начало выполнять свои обещания, однако хусисты до последнего времени не сдали тяжелого оружия и не передали карты минных полей, которых, скорее всего, у них просто нет. Начавшиеся в начале 2011 г. по примеру Туниса и Египта выступления в йеменских городах отодвинули на задний план проблему хусистов и их попыток создать в районе Саады зейдитский имамат.

Население Йемена отличается большой религиозностью и приверженностью исламским традициям. Независимо от политических воззрений, жители Йемена гордятся тем, что ислам был принят в стране еще при жизни Пророка Мухаммеда, а большинство его ближайших сподвижников, так называемые ансары - называют число 12 тыс. бойцов, - были выходцами из йеменских племен. Более того, один из углов священной Каабы в Мекке называется Рукн аль-Йемен, т.е. «Угол Йемена». В 1933-1934 гг. между Йеменским мутаваккилийским королевством и Саудовской Аравией разразилась война, которая закончилась победой Сауди-тов и солидными для них территориальными приобретениями. Когда саудовский представитель спросил, где йеменцы хотели бы провести саудовско-йеменскую границу, Абдалла аль-Вазир, глава йеменской делегации, назвал Рукн аль-Йемен на священной Каабе.

Мусульманское право положено в основу судебной системы и общественной жизни Йемена, повсеместно работают школы по изучению Корана, проводятся конкурсы чтецов Корана, идет ак-

166

тивное приобщение молодежи к мусульманским обрядам. Все это способствует консервации исламских традиций и сохранению высокого авторитета мусульманских богословов и шариатских судей.

Подобная обстановка создает благоприятные условия для деятельности экстремистских мусульманских организаций, в которые охотно вступают молодые люди, живущие в глубинных районах страны, в большинстве безработные. Достаточно сказать, что организация «Братья-мусульмане» работает в Йемене с 1940-х годов прошлого века, а член ее руководства, алжирец Фудейль Варталани, стал государственным министром в правительстве заговорщиков, убивших в 1948 г. имама Яхью. Существованию ячеек организации «Аль-Каида» на территории Йемена способствуют, по мнению экспертов, пережитки племенного строя в стране и то обстоятельство, что ее основатель Усама бен Ладен был родом из Хадрамаута, восточной провинции Йемена. Однако некоторые эксперты арабских стран считают, что «Аль-Каида» и ее мифический основатель Усама бен Ладен, убитый при загадочных обстоятельствах, являются «проектом США» с целью создания сильного врага, для борьбы с которым необходимы огромные средства для силовых структур и ВПК США и стран НАТО.

В настоящее время «Аль-Каида» имеет лагеря в Йемене в районах Абъян, Шабва и Архаб. Правительственные войска не решаются на наземную операцию против «Аль-Каиды», ограничиваясь периодической бомбардировкой наземных объектов.

Режим Али А. Салеха ведет двойственную политику в отношении «Аль-Каиды». В стране проходят аресты и даже казни членов «Аль-Каиды». Однако наряду с этими жесткими мерами Али А. Салех и лица из его ближайшего окружения публично заявляют о готовности вести переговоры с террористами и содействовать их переходу к нормальной жизни. «Диалог - это лучший путь... и даже с "Аль-Каидой", если ее члены сложат оружие», - заявил Али А. Салех в январе 2010 г. Столь «тревожно мягкий подход» к террористам вызывает озабоченность США, которые считают своим долгом помогать всему миру в борьбе против международного терроризма, в частности «Аль-Каиды». США и Великобритания рассматривали вопрос о формировании спецподразделения для отправки в Йемен, планировали привлечь султанат Омана и его спецназ или направить международный контингент для борьбы с «Аль-Каидой» на территории Йемена. Однако все эти проекты не были реализованы в результате активного противодействия правительства Йемена.

167

Мягкая позиция режима Али А. Салеха в отношении «Аль-Каиды» объясняется тем, что большая часть населения Йемена в известной степени симпатизирует членам «Аль-Каиды», активно борющимся против «новых крестоносцев» - формулировка бен Ладена 2004 г. - в лице США и их союзников, оккупирующих Ирак и Афганистан, выступающих против Исламской Республики Иран и поддерживающих Израиль в его борьбе против палестинцев.

Али А. Салех в узком кругу своих сторонников говорил, что безработная 15-17-летняя молодежь, которая получила начальное и даже среднее образование, с интересом смотрит телевизионные передачи о странах Европы, США и соседних нефтедобывающих арабских государствах. Молодые люди в Йемене, живущие в бедности, в тяжелых бытовых условиях где-то в горах под гнетом шейхов племен, понимают, что они никогда не будут жить так хорошо и сытно, как телевизионные герои. В этот момент к этим молодым людям подходит проповедник - от «Аль-Каиды», «Братьев-мусульман» или хусистов - и предлагает им начать бороться за «свое светлое будущее». При этом вручают каждому автомат Калашникова и 10 долл. США. Эти парни вливаются в отряд, сформированный из таких же юнцов, насмотревшихся цветных картинок по телевидению и наслушавшихся рассказов своих родственников, которым повезло уехать за границу и найти работу. Этих мальчишек ловят, отнимают оружие и отправляют домой, поскольку сажать их в тюрьму, кормить и охранять было бы накладно для небогатого государства. Проходит какое-то время, этих мальчишек ловят в другом месте, и история повторяется. Мне лично известен факт, когда охрана одной тюрьмы в Йемене выпустила арестованных членов «Аль-Каиды» и вместе с ними ушла в горы. В этих условиях любой перегиб в борьбе с «Аль-Каидой», как справедливо полагают официальные власти Йемена, неминуемо приводит к росту внутриполитической напряженности.

Одной из проблем, которая волнует политическое руководство Йемена, считается антиправительственная деятельность южнойеменских сепаратистов. Эта проблема несколько выбивается из концепции диалога цивилизаций и религий, но деятельность сепаратистов проходит в районах, где работает «Аль-Каида» и сильны пережитки племенных традиций.

Идея йеменского единства была в программах политического руководства двух йеменских государств - Йеменской Арабской Республики, созданной в 1962 г. на обломках теократической монархии зейдитов, и Народной Демократической Республики

168

Йемен, образованной в 1967 г. на базе английских протекторатов Южной Аравии. Отношения между двумя государствами складывались не всегда дружественно, однако идея йеменского единства пробивала себе дорогу. Всего было подписано 43 документа по проблемам единства между двумя йеменскими государствами.

Особенно активно процесс пошел после распада Советского Союза, который содействовал южнойеменским марксистам, и последовавшего после этого ухудшения социально-экономической ситуации Южного Йемена, оказавшегося фактически в международной изоляции по причине поддержки левацких элементов в соседних арабских странах (компартия Саудовской Аравии, Фронт освобождения Дофара, Фронт освобождения Бахрейна и стран Залива, палестинские организации экстремистского толка и др.). В условиях социалистической ориентации Южного Йемена привлечь иностранные инвестиции и организовать добычу нефти в районах Шабва и в Хадрамауте, о наличии запасов которой знали давно, было практически невозможно. Поэтому объединение двух йеменских государств, с одной стороны, отвечало национальным чаяниям йеменского народа и, с другой, создало условия для привлечения иностранных инвестиций и развития национальной экономики. Именно это ставится в заслугу Али А. Салеху, который терпеливо, с большим тактом добивался йеменского единства.

22 мая 1990 г. Северный и Южный Йемен объединились в единую Йеменскую республику. Северянин Али А. Салех был избран президентом нового государства, Али Салем аль-Бейд, бывший Генеральный секретарь ЦК Йеменской социалистической партии, стал вице-президентом, а южанин Абу Бакр Аттас -премьер-министром. В августе 1993 г. после зарубежной поездки аль-Бейд вернулся в Аден и потребовал отчета о расходовании средств, получаемых от экспорта нефти. Он обвинил Али А. Сале-ха также в том, что после объединения по его указанию было убито 150 членов ЦК ЙСП.

Первое вооруженное столкновение произошло в конце апреля 1994 г. и переросло в гражданскую войну, завершившуюся в июле 1994 г. победой Али А. Салеха. Аль-Бейд, успевший провозгласить Республику Южного Йемена, бежал в соседний султанат Оман, где получил убежище при условии отказа от политической деятельности против режима Али А. Салеха.

Главные требования южнойеменских сепаратистов сегодня -устранение дисбаланса в кадровых назначениях на руководящие посты и увеличение финансирования проектов экономического

169

развития южных провинций. Они не исключают в будущем создания в этих провинциях независимого государства. Основными организаторами публичной критики остаются аль-Бейд, высланный из султаната Оман и находящийся сегодня в Западной Европе, а также южнойеменский деятель Али Насер Мухаммед, проживающий в Дамаске. Наиболее серьезные выступления сепаратистов произошли в провинции Абъян, где активно работает «Аль-Каида», в районах Дале и Лахедж. Несмотря на жесткую риторику и критику сепаратистов - Али А. Салех называет их предателями, убийцами, шпионами и иностранными агентами, - официальные власти не видят в их движении серьезной угрозы. Однако столь жесткие оценки подтолкнули некоторых местных полицейских чинов на применение карательных мер в отношении задержанных в ходе демонстраций и вооруженных столкновений в Адене, Абъяне, Дале и Радфане.

Ядро движения южнойеменских сепаратистов составляют бывшие члены ЙСП с завышенными личными амбициями и лица, не получившие заметных должностей в государственных структурах единого Йемена. Однако идея отделения южных провинций и создания самостоятельного государства не находит массовой поддержки на юге страны, где хорошо понимают, что даже при получении значительных доходов от экспорта нефти существование экономически жизнеспособного государства на юге Йемена в настоящее время весьма проблематично.

После объединения в Йемене отмечают новый национальный праздник - 22 мая. Поэтому День антимонархической революции 26 сентября в объединенном Йемене не празднуется так широко, как раньше. В то же время никто не отрицает, что революция 26 сентября 1962 г. и последующее затем выступление 14 октября 1963 г. южнойеменских патриотов против английских колонизаторов и их местных пособников были отправными точками достигнутого впоследствии единства.

26 сентября 1991 г. я оказался в Санаа и был на приуроченном ко Дню сентябрьской революции торжественном выпуске кадетов военных колледжей. Передо мной четким строем под бравурные марши проходили роты выпускников. А я вспоминал северойеменскую армию в период монархии, этих босоногих, увешанных патронташами и старыми ружьями «аскери», поющих тонкими голосами гимны, славившие «мавляну», т.е. «владыку нашего», имама Ахмеда, короля Йеменского мутаваккилийского королевства.

170

Наша помощь Йемену Северному и Южному в создании национальной армии очень существенна и высоко оценивается руководством и народом этой страны. Особенно сильные чувства испытал я, когда перед трибуной под звуки знаменитого марша «Прощание славянки» прошла рота выпускников колледжа военно-воздушных сил. Оркестр с большим энтузиазмом и точностью передал все нюансы этого классического русского марша, бывшего когда-то гимном армии Колчака - Верховного правителя Сибири - и поэтому не исполнявшегося долгие годы в советской России публично. Впечатление незабываемое - яркое экваториальное солнце и курсанты с автоматами Калашникова наперевес, чеканящие шаг под звуки гимна сибирской Белой армии.

Демонстрации протеста, бушующие сегодня в Йемене, направлены против лично Али А. Салеха и его команды. Разумеется, в стране накопилось много проблем, но уход Али А. Салеха, авторитетного национального лидера, вряд ли решит существующие проблемы, которые требуют кропотливой работы и учета всех внутриполитических нюансов.

Поскольку для реализации проектов социально-экономического развития Йемена потребуется по всем меркам значительное время, нельзя исключать возможность рецидива мятежных выступлений в Йемене под религиозными или иными лозунгами в будущем.

По-видимому, Али А. Салеху, правящему Всеобщему народному конгрессу и нынешнему руководству Йемена нужно дать возможность поработать над своими ошибками, по крайней мере, до окончания президентских полномочий в 2013 г. Насколько это возможно сегодня, никто не возьмет на себя смелость утверждать определенно. Покушение на Али А. Салеха два месяца назад во время пятничной молитвы, серьезные ранения и отъезд йеменского президента на лечение в Саудовскую Аравию создают новую ситуацию, развитие которой трудно предугадать.

Предлагаемая статья не случайно имеет подзаголовок «назад в будущее». Ликвидация режима Али А. Салеха, осуществившего вековую мечту йеменского народа о единстве Северного и Южного Йемена, создавшего государство со всеми признаками демократического устройства, такими как двухпалатный парламент, свободные выборы, свобода слова, наличие многочисленных партий, в том числе оппозиционных, и обеспечившего рывок в социально-экономическом развитии страны, здравоохранении и образовании, чревато, по моему мнению, возвращением в прошлое и превраще-

171

нием Йеменской Республики (кстати, первой и единственной на Аравийском полуострове) в «музей Средневековья под открытым небом», каким она была ранее. При худшем развитии событий на севере Йемена, скорее всего, будет создан зейдитский имамат во главе с правителем из семейства аль-Хуси, центральная часть страны останется зоной влияния крупных йеменских племен и «Аль-Каиды» с их союзниками и вооруженными разборками. Древний Хадрамаут, где до 1967 г. существовало два султаната, а тысячи жителей, как и известные семьи Бен Ладен, Бен Махфуз и другие, перебрались в Саудовскую Аравию, возможно, попросится в Саудовское королевство, южнойеменские сепаратисты поспешат создать независимое государство, которое вряд ли будет жизнеспособным.

Возможная «сомализация» Йемена, занимающего важное стратегическое положение, создаст новый очаг напряженности на Ближнем Востоке и реанимирует застарелые пограничные конфликты с соседними арабскими государствами, удачно разрешенные Али А. Салехом и его командой. Такое развитие ситуации в Йеменской Республике вряд ли отвечает интересам йеменского народа, арабских государств, да и международного сообщества в целом. Именно поэтому следует помочь йеменскому народу нормализовать внутриполитическую ситуацию с учетом положений Конституции и существующих законов. Это предложение адресовано не только членам Совета сотрудничества арабских стран Залива, США и западным государствам, но и Российской Федерации, поскольку наша страна имеет с Йеменом четыре договора о дружбе, причем два из них в Москве подписал Али А. Салех.

«Партнерство цивилизаций - нет разумной альтернативы», М., 2011 г., с. 164-177.

В. Евсеев,

кандидат технических наук (ИМЭМО РАН) О ДВОЙСТВЕННОСТИ РОЛИ АРМИИ НА БОЛЬШОМ БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Зона нестабильности на Большом Ближнем Востоке, куда принято включать не только Ближний и Средний Восток, но и страны Магриба, продолжает расширяться. Если раньше говорили об израильско-палестинском конфликте, Ираке и Афганистане, то теперь, после трагических событий в Тунисе, всколыхнулся весь

172

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.