Научная статья на тему '«Хусистское» движение в Йемене: генезис и современное состояние'

«Хусистское» движение в Йемене: генезис и современное состояние Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1110
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУСИСТЫ / ИСЛАМ / ЙЕМЕН / ЗЕЙДИТЫ / ШИИТЫ / HUTHIS / ISLAM / YEMEN / ZAIDIS / SHIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жантиев Дмитрий Рустемович

В статье раскрываются обстоятельства формирования и деятельности религиозно-политического движения «хусистов» в северных районах Йемена в конце XX начале XXI в., анализируются причины их вооруженной конфронтации с йеменскими властями, а также сочетание религиозных и политических аспектов в идеологии «хусистов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Huthi Movement in Yemen: Origin and Present State

The article reveals the reasons and circumstances of the creation and activities of the Huthi movement in the northern provinces of Yemen in the end of 20th beginning of the 21st century. The reasons of the Huthis' confrontation with the government forces and combination of political and religious aspects in their activities are also analyzed.

Текст научной работы на тему ««Хусистское» движение в Йемене: генезис и современное состояние»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2009. № 4

Д.Р. Жантиев

«ХУСИСТСКОЕ» ДВИЖЕНИЕ В ЙЕМЕНЕ: ГЕНЕЗИС И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

В статье раскрываются обстоятельства формирования и деятельности религиозно-политического движения «хусистов» в северных районах Йемена в конце XX - начале XXI в., анализируются причины их вооруженной конфронтации с йеменскими властями, а также сочетание религиозных и политических аспектов в идеологии «хусистов».

Ключевые слова: хусисты, Ислам, Йемен, зейдиты, шииты.

The article reveals the reasons and circumstances of the creation and activities of the Huthi movement in the northern provinces ofYemen in the end of 20th - beginning of the 21st century. The reasons of the Huthis' confrontation with the government forces and combination of political and religious aspects in their activities are also analyzed.

Key words: huthis, Islam, Yemen, zaidis, shia.

С 2004 г. в северной йеменской провинции Саада идет вооруженный конфликт между правительственными силами и повстанцами так называемого хусистского движения1. Более того, очаги и проявления этого затяжного конфликта возникли и в ряде других регионов Йемена, в том числе в окрестностях йеменской столицы - Саны. Неоднократно объявлявшиеся перемирия между правительством и повстанцами всякий раз нарушались, причем обе стороны неизменно возлагали друг на друга всю полноту ответственности за срыв соглашений и возобновление боевых действий. К настоящему времени «хусистское движение» стало для Йемена одним из главных вызовов внутренней безопасности и стабильности наряду с вновь активизировавшейся в последний год проблемой сепаратизма в южных районах страны. Однако, в отличие от движения за отделение Юга, «хусисткое» движение изначально носит религиозно-политический характер, что заставляет рассматривать его в контексте проблематики роста и развития «исламистских» движений в постколониальном исламском мире.

Сам факт возникновения радикального «исламистского» движения среди зейдитов2 на севере Йемена в контексте йеменской истории

1 «Хусисты» (ал-хусийюн), также «хусистское движение» (аль-харака аль-ху-сийя) - условное название религиозно-политического движения среди зейдитов в северных районах Йемена, создателем которого считают сейида Хусейна Бадр ад-Дина аль-Хуси. О нем см. ниже.

2 Зейдиты - последователи зейдизма (зайдийя) одного из умеренных течений в шиитском исламе. Название течения произошло от имени Зейда ибн Али, внука

59

на первый взгляд может показаться парадоксальным. Йеменские шииты-зейдиты традиционно характеризуются как наиболее «умеренная» ветвь в шиитском исламе по сравнению с двумя другими: имамитами (составляющими подавляющее большинство шиитов) и исмаилитами. По своей догматике и обрядовой практике зейдиты Йемена в целом стоят даже ближе к суннитам, чем к шиитам-имами-там, а их историческое соседство с суннитами шафиитского мазхаба в Йемене, скорее, можно было охарактеризовать как интеграцию, чем как обособленное (или, тем более, конфликтное) существование. Что же касается главного оплота «хусистского» движения - йеменской провинции Саада, расположенной на северо-западе страны у границы с Саудовской Аравией, то она по сравнению с другими областями Йемена, на протяжении веков страдавшими от вооруженных конфликтов и столкновений, традиционно считалась мирным регионом, на земле которого благополучно соседствовали различные йеменские племена. Следует отметить, что именно провинция Саада в IX в. стала первым центром распространения зейдизма в Йемене, когда в 893 г. на ее территорию прибыл из Медины аль-Хади Йахья бен аль-Хусейн бен аль-Касем ар-Расси, один из потомков шиитского имама аль-Хасана. При поддержке местных племен Хашед и Бакиль он основал в Сааде зейдитский имамат, сделав зейдизм доминирующей исламской доктриной в северных районах Йемена. Из Саады зейдитская проповедь начала свой путь во все области Йемена, а зейдитские имамы из числа Хашимитов3 правили в Йемене на протяжении десяти с половиной веков - вплоть до революции 1962 г. В ходе последовавшей затем гражданской войны между республиканцами и монархистами провинция Саада была наиболее стойким оплотом зейдитского имамата и едва ли не последним из регионов Йемена, признавшим республиканскую власть. Однако представителям видных хашимитских семейств, проживавшим в Сааде, пришлось смириться с политическим поражением монархистов, дабы сохранить свои позиции религиозных авторитетов среди местных племен

шиитского имама аль-Хусейна и брата шиитского имама Мухаммада аль-Бакира (ум. 732). Зейд возглавил восстание за права Алидов в 739 г., однако в 740 г. погиб в сражении с войсками омейядского халифа Хишама. В Йемене зейдитам удалось в Средние века создать государство во главе с выборным имамом из рода потомков пророка Мухаммада. В отличие от основного течения шиитов (исна-ашарийя) зейдиты не ожидают возвращения «скрытого» имама и выступают за выборность имамом любого из потомков пророка по линии Али, отрицают так называемое благоразумное скрывание (такыйя) своей веры и не проклинают первых трех халифов. Современная численность зейдитов составляет около 7 млн человек; они преимущественно сосредоточены в Йемене, где составляют свыше трети населения. Около 1 млн зейдитов проживают на юге Саудовской Аравии.

3 Хашимиты - в исламской традции общее название потомков Хашима - деда пророка Мухаммада, включая, разумеется, самого пророка Мухаммада и всех его потомков.

и земельные владения. Большинство из них предпочли эмиграции переход на сторону республиканских властей. Таким образом, некоторые потомки пророка в Йемене оказались близки к властным кругам и госаппарату, проникли в различные столичные государственные структуры, в том числе в парламент и руководство правящей партии Всеобщий народный конгресс.

В то же время сама провинция Саада в годы республиканского правления оставалась периферийным аграрным регионом. В 1990-е гг. для нее были характерны такие общие для Йемена экономические проблемы, как аграрная перенаселенность и нехватка пригодных для обработки земель. В то же время усиливается напряженность в отношениях между традиционалистами-зейдитам и так называемыми «салафитами»4. «Салафитская» суннитская проповедь была развернута в провинции Саада в начале 1980-х гг. благодаря усилиям шейха Мукбиля бен Хади аль-Вадаи, представителя племени Вадаа - одного из самых многочисленных йеменских племен. Он основал в Сааде центр по изучению хадисов и религиозных наук, который притягивал учащихся из различных районов Йемена. В дальнейшем в Сааде (как и в других северных провинциях Йемена) появились и религиозные институты, находившиеся под влиянием движения «Братьев-мусульман»5. Салафитский призыв к возврату к «первоначальной чистоте» ислама отождествлялся для многих йеменцев с исходящей с территории соседней с Йеменом Саудовской Аравии "ваххабитской" доктриной. Появление в Сааде салафитских проповедников было воспринято местными зейдитскими лидерами как вызов и посягательство на свой религиозный авторитет.

Йеменские «салафиты» (сами себя они предпочитают называть просто мусульманами-суннитами) подвергали критике зейдитскую доктрину и обряды, выдвигали собственные интерпретации Корана и Сунны, критикуя любые противоречащие им обряды и убеждения как «предосудительные новшества» (бида') или даже проявления многобожия (ширк). В силу такой непримиримости к оппонентам конфликт между «салафитами» и зейдитами становился во многом

4 Салафиты (ас-салафийя) - исламский термин, происходящий от выражения «ас-саляф ас-салихин», т.е. «благочестивые предки». Имеются в виду наиболее праведные мусульмане, относящиеся к первым трем поколениям последователей ислама. Однако в современном употреблении «салафитами» часто именуют представителей многочисленных суннитских религиозно-политических групп и движений, выступающих под лозунгами «возврата ислама к его изначальной чистоте» и «исламского возрождения». В этом значении термин «салафиты» не вполне корректно используется наряду с такими условными терминами, как «исламские фундаменталисты» и «ваххабиты».

5 После воссоединения Йемена в 1990 г. йеменские «братья-мусульмане» вступили в организацию, известную под названием Йеменское объединение за реформы (см. ниже).

неизбежным. Ситуация усугублялась тем, что в 1990-е гг. «салафи-там» удалось привлечь часть местной молодежи из числа зейдитов6. Обращение этих молодых людей к «салафизму» и открытые заявления о переходе в суннитский ислам воспринимались зейдитским большинством как попрание традиций и неуважение к авторитету местных потомков пророка. К началу 1990-х гг. число молодежи, переходившей из рядов зейдитов к «салафитам», неуклонно росло. Суннитские радикалы-обновленцы постепенно занимали доминирующие позиции в государственных школах, ставили под свой контроль местные мечети и продолжали расширять сеть собственных религиозных учебных заведений. Молодежь из числа полноправных членов племен, а также из некоторых других социальных страт йеменского общества присоединялась к «салафитам», будучи привлеченной их программами социальной взаимопомощи и лозунгами исправления (ислах) существующих общественных порядков и нравов на основе принципов Корана и Сунны. Многим молодым зейдитам импонировали призывы «салафитов» к отказу от слепого подчинения традиционным лидерам из семей потомков пророка. В качестве справедливой альтернативы «салафиты» пропагандировали идеи самостоятельного прочтения и рационального трактования Корана и Сунны. Привлекательным фактором для молодежи из племенной среды был также широкий доступ в «салафитские» учебные заведения и сама возможность получить среднее религиозное образование, которое в Йемене традиционно было прерогативой потомков пророка и выходцев из семей потомков сподвижников пророка (сахаба). Освоив на должном уровне литературный арабский язык и получив религиозное образование, выпускники «салафитских» школ в дальнейшем сами изучали суннитскую религиозную литературу, потоком текшую в Йемен из Саудовской Аравии и других суннитских монархий Залива. Важную роль в дальнейшем распространении «салафитских» идей в Йемене на рубеже 1980-1990-х гг. сыграла партия «Ислах» и ее влиятельный лидер шейх Абдалла аль-Ахмар, связанный тесными родственными и политическими связями с самим президентом страны Али Абдаллой Салехом. Образ «Ислах» как «проправительственной» исламской партии привлекал в ее ряды не только молодежь, но и вождей некоторых племен. Отношения между племенными вождями и сейидами (потомками пророка) в Йемене традиционно были непростыми: в них тесно переплетались чувства уважения к благородномму высокому происхождению сейидов и чувства соперничества в борьбе за власть и влияние на различных уровнях.

«Салафиты» изначально не ставили под сомнение право сейидов занимать важные правительственные посты, будь то на общегосу-

6 Shelagh Weir A Clash of Fundamentalisms: Wahhabism in Yemen - http://www. merip.org/mer/mer204/weir.htm

дарственном или провинциальном уровнях. Однако при этом они стремились подорвать традиционную для Йемена «монополию» сейидов на трактование вопросов вероучения и мусульманского права в зейдитской среде.

Полемизируя с оппонентами, «салафиты» открыто обвиняли местных потомков пророка в блокировании доступа молодежи к «истинной суннитской доктрине», в практиковании мистических обрядов и суеверий, а главное - в недопустимом (с их точки зрения) высокомерии и чувстве превосходства над остальными мусульманами7. По мнению «салафитов», происхождение от пророка не давало сейидам никаких особых полномочий по сравнению с другими мусульманами. Еще одним поводом для роста напряженности в отношениях между зейдитами и «салафитами» в северных районах Йемена в 1990-е гг. стали нападки суннитских радикалов на зейдит-ские обрядовые действия и религиозные праздники. «Салафиты» демонстративно совершали коллективные молитвы в зейдитских мечетях одновременно с зейдитами, но под руководством собственных имамов и согласно суннитским предписаниям. Многие зейдиты не без оснований воспринимали подобные действия как вызывающие и провокационные. Особое недовольство они вызывали в зейдитской среде во время священного для всех шиитов праздника «ид аль-гадир»8. В качестве ответных демонстративных действий зейдиты Саады в начале 1990-х гг. стали устраивать во время этого праздника массовые собрания с речами и стрельбой в воздух из ружей9.

Вызов со стороны «салафитов» повлек за собой ответ со стороны зейдитской религиозной элиты из числа потомков пророка. Ощущение того, что зейдитская доктрина находится под ударом со стороны «ваххабитов», побудило зейдитских религиозных авторитетов к политической мобилизации и созданию движения в защиту позиций зейдизма и его «возрождения» как доминирующей традиционной религиозной доктрины на севере Йемена. В качестве лидеров зей-дитского движения, сформировавшегося в начале 1990-х гг. в провинции Саада, выдвинулись представители семейства аль-Хуси. Эта уважаемая семья из числа потомков пророка вплоть до революции

7 Йеменские «салафиты», в частности, обвиняли зейдитских сейидов (потомков пророка) в том, что те считают возможным выдавать замуж своих дочерей исключительно за потомков пророка, не считая всех остальных мусульман равными себе. Об этом см.: Shelagh Weir A Clash of Fundamentalisms: Wahhabism in Yemen // http://www.merip.org/mer/mer204/weir.htm

8 Ид аль-Гадир - шиитский праздник, отмечаемый на 18-й день месяца зу-ль-хидджа по мусульманскому календарю в ознаменование годовщины «последней проповеди» пророка Мухаммада, во время которой он, согласно верованиям шиитов, указал Али ибн Аби-Талиба в качестве своего преемника.

9 Об этом см.: Shelagh Weir A Clash of Fundamentalisms: Wahhabism in Yemen - http://www.merip.org/mer/mer204/weir.htm

1962 г. занимала ведущие религиозные и политические позиции в провинции Саада10, но и после революции сохранила значительное неформальное влияние. Духовным лидером зейдитского движения в Сааде был признан глава семьи - сейид Бадр ад-Дин аль-Хуси - один из крупнейших в Йемене зейдитских авторитетов в области богословия и мусульманского права. Главную миссию он видел в организации противодействия со стороны зейдитов попыткам распространения в северных провинциях Йемена (прежде всего в провинциях Саада и аль-Джауф) суннитской доктрины "ваххабитского" толка. Однако в силу весьма преклонного возраста сейид Бадр ад-Дин аль-Хуси делегировал непосредственное руководство движением одному из своих сыновей - Хусейну Бадр ад-Дину. Именно этот деятель вплоть до своей гибели в 2004 г. считался бессменным руководителем зей-дитского движения, известного под названием «Аш-Шабаб аль-Му-минин» («Правоверная молодежь»)11. Участники движения начали свою деятельность с образовательной кампании по преподаванию и модернизации мусульманских наук в зейдитской трактовке. Поначалу «Аш-Шабаб аль-Муминин» пользовались определенной поддержкой со стороны правящего в Йемене режима и не воспринимались как оппозиционная сила. На это указывает, в частности, то обстоятельство, что сейид Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси состоял в правящей партии Всеобщий народный конгресс, а в 1997-2003 гг. был членом парламента и занимал один из постов в депутатском блоке правящей партии. Его брат, депутат парламента Йахья Бадр ад-Дин, также являлся членом правящей партии. В 1990-е гг. режим президента Абдаллы Салеха, вероятно, поддерживал «Правоверную молодежь» как зейдитское движение в противовес влиянию своего старого союзника - партии «Ислах»12, - причем не только в провинции Саада,

10 Фамильное прозвище аль-Хуси происходит от городка Хус (или Хут), расположенном между административным центром провинции Саада (городом Саада) и столицей Йемена - Санаа.

11 Об этом см., в частности: Peterson J.E. The al-Huthi Conflict in Yemen // Arabian Peninsula Background Note. No APBN-006. Published on www.JEPeterson.net, August 2008. Впрочем, тот факт, что именно сейид Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси был основателем движения «Аш-Шабаб аль-муаминин» ставится некоторыми из его оппонентов под сомнение. Например, Мухаммад Аззан, один из основателей организации «Правоверная молодежь» в Сааде, утверждает, что Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси вступил в ряды этого движения, создателями которого были Мухаммад Бадр ад-Дин аль-Хуси (брат Хусейна), а также депутат парламента Абд аль-Карим Джадбан, Али Ахмад ар-Разехи, Салех Ахмад Хабра и еще несколько молодых людей. См.: Фейсал Мукаррам. Харб Саада: мин ат-тахалюф маа-султа вусулян иля-ль-харб аль-хамиса (Война в Сааде: от союза с властями до пятой войны) // Аль-Хайят. 2008. 11 июля.

12 Йеменское объединение за реформы (ат-Таджамму аль-Йаманий ли-ль-ислах) или просто "Ислах" - созданное в 1990 г. политическое объединение, опиравшееся на племенной союз Хашед в союзе с активистами ассоциации «Братьев-мусульман» и некоторыми другими местными группами «исламистского» толка. Традиционно

но и в других северных районах Йемена. Правительство позволяло «хусистам» создавать религиозные учебные заведения по замыслу и на основе программы Хусейна Бадр ад-Дина аль-Хуси. Эти школы не подчинялись официальному контролю: власти предоставили им возможность вести свою деятельность и набирать учащихся из зей-дитской среды ради возрождения исламских наук и противодействия

" 13

проискам «недругов зейдизма» .

Причины последующего конфликта «хусистов» с властями до сих пор остаются не вполне ясными. По версии йеменского правительства, сторонники сейида Хусейна Бадр ад-Дина аль-Хуси постепенно все более радикализировались и запасались оружием, создавая незаконные вооруженные формирования в горном районе Марран и других отдаленных районах провинции Саада. Кроме того, правительство стало обвинять "хусистов" в закулисных связях с шиитским Ираном и получении от него финансовой и военной помощи. Эти обвинения, впрочем, опровергались самими "хусистами", утверждавшими, что их военная деятельность не выходила за рамки необходимой самообороны. Равным образом сейид Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси и его сторонники категорически отвергали обвинения со стороны властей в том, что они якобы стремятся к возрождению в Йемене свергнутого в 1962 г. зейдитского имамата.

Можно предположить, что драматические перемены в отношениях между хусистами и правительством были вызваны в первую очередь излишним, с точки зрения властей, ростом популярности движения «Аш-Шабаб аль-Муминин», выходившего за рамки отведенной ему правящим режимом роли «противовеса» по отношению к суннитам-«салафитам». Радикализация «хусистов» встревожила даже многих зейдитских улама. Умеренные зейдитские религиозные деятели испугались того, что вооруженные приготовления аль-Хуси в Сааде приведут к межобщинной смуте и выступлениям других общин против местных потомков пророка и зейдитов в целом. В начале XXI в. в движении «Аш-Шабаб аль-Муминин» фактически произошел раскол в результате отхода умеренной части движения от сейида Хусейна Бадр ад-Дина аль-Хуси и его сторонников. С тех пор в йеменских средствах масосовой информации возглавляемое пред-

воспринимается как проправительственная политическая сила, призванная составить противовес попыткам возрождения идей сепаратизма южных районов страны и влиянию Йеменской социалистической партии.

13 Об этом см.: Фейсал Мукаррам. Харб Саада: мин ат-тахалюф маа-султа вусулян иля-ль-харб аль-хамиса (Война в Сааде: от союза с властями до пятой войны) // Аль-Хайят. 2008. 11 июля. По мнению Сэйры Филиппс, временное сближение йеменских властей с «хусистами» было типичным проявлением политики президента Али Абдаллы Салеха по «балансированию» между сторонниками и противниками политического сближения с Саудовской Аравией: Sarah Phillips. Cracks in the Yemeni System. 2008. http://www.merip.org/mero/mero072805.html

5 ВМУ, востоковедение, № 4

ставителями семейства аль-Хуси движение, как правило, именуется уже не «Аш-Шабаб аль-Муминин», а «аль-хусийин» («хусисты»), хотя сам сейид Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси продолжал считать себя руководителем единого зейдитского движения.

После 2001 г. его отношения с йеменскими властями из натянутых становились все более враждебными. Лидер «хусистов» и его сторонники обвиняли йеменский режим в неоправданном, с их точки зрения, сближении с США и другими участниками «антитеррористической коалиции», а также с Саудовской Аравией. В этом контексте американская и саудовская помощь йеменским спецслужбам, а также активизация деятельности собственно американских спецслужб и военных советников в Йемене воспринималась аль-Хуси как признаки растущего вмешательства Запада и его союзников во внутренние дела страны. При этом Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси вызвал особое раздражение йеменских силовых структур тем, что стал призывать своих последователей занимать мечети в Сааде и других районах, чтобы скандировать там лозунг «Смерть Америке! Смерть Израилю!» во время пятничной проповеди. В результате подобных акций, принимавших все более массовый характер, у некоторых зейдитских улама сложилось убеждение, что «хусистское» движение питается идеями иранской исламской революции аятоллы Хомейни14. Весной 2004 г. первые аресты среди «хусистов» привели к кровавым стычкам с полицией и положили начало открытому вооруженному сопротивле-иию зейдитских радикалов йеменским властям15.

В ответ на репрессии властей сейид Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси, укрывшийся со своими вооруженными сторонниками в горах Марран, призвал оказать сопротивление «неправедной власти», защитить исламскую умму от «сил высокомерия»16, помочь последователям зейдизма в их борьбе с «ваххабитским присутствием» в «исконно зейдитской» Сааде и защитить свое право на открытое выражение своих убеждений. Длительная предварительная подготовка и горячие проповеди сейида аль-Хуси придали «хусистскому» сопротивлению боевой дух и упорство. В июне 2004 г. оно охватило уже большую часть провинции Саада - в первую очередь горные районы Марран, Хамдан-бен-Зейд, Хайдан, Разамат, Вади-Нашур,

14 Скандирование подобных лозунгов во время пятничных проповедей и на митингах было характерно для политической жизни Ирана со времен "исламской революции" 1979 г.

15 Можно согласиться с мнением С.Н. Сереброва о том, что обвинения «хусистов» в пособничестве иранским спецслужбам и даже переходе из зейдизма в шиизм имамитского (джаафаритского) толка не имеют под собой оснований или же крайне сомнительны. Об этом см.: Серебров С.Н. Йемен на пороге гуманитарной катастрофы (к событиям в горах Саады) // Восток (Опещ). 2008. № 5. С. 73.

16 Подобная риторика также характерна для хомейнистского Ирана. См.: Фейсал Мукаррам. Харб Саада... // Аль-Хайят. 2008. 11 июля.

Шафаа и Дахьян. В результате жестких и энергичных действий йеменских властей эта первая вспышка восстания была подавлена в сентябре 2004 г., - после того, как Хусейн Бадр ад-Дин аль-Хуси был убит в бою с правительственными войсками. Итогом военных действий были более 800 погибших (с обеих сторон) и более 2,5 тыс. раненых; ущерб, нанесенный государственной и частной собственности, превысил 600 млн дол.17

Однако «хусисткое» движение продемонстрировало жизнеспособность и готовность продолжать вооруженное сопротивление. Новая фаза восстания в горах Саады началась весной 2005 г., когда глава семейства аль-Хуси - сейид Бадр ад-Дин Хусейн аль-Хуси покинул йеменскую столицу и присоединился к повстанцам, движимый стремлением организовать отмщение за гибель сына. Свой поступок он мотивировал тем, что, по его мнению, президент Йемена Али Абдалла Салех, правительство и армия нарушили договоренности, достигнутые в Сааде после гибели его сына Хусейна18.

Вместо погибшего Хусейна Бадр ад-Дина аль-Хуси непосредственное руководство восстанием перешло к одному из его братьев - сейиду Абд аль-Малику Бадр ад-Дину19. Под его командованием "хусисты" избрали стратегию затяжной партизанской войны, рассчитанной на истощение правительственных войск. Периоды перемирия использовались ими для реорганизации своих отрядов и строительства укреплений в горах. Задача по сбору иностранной помощи была возложена еще на одного из братьев аль-Хуси - бывшего депутата йеменского парламента сейида Йахью Бадр ад-Дина, который к 2005 г. покинул Йемен и стал выполнять функции неофициального представителя движения за границей. В таком качестве сейид Йахья пытался найти поддержку в Ливии, Иране, а также со стороны международных организаций, добиваясь от них гуманитарной помощи и обращения к йеменскому правительству с призывами прекратить войну, которую он называл «агрессивной войной против его единомышленников в Сааде»20.

17 Там же.

18 Эти договоренности предусматривали освобождение заключенных-хусистов, вывод войск из районов, где недавно шли боевые действия, восстановление за счет правительства разрушенных войной домов, разрешение молодым верующим-зей-дитам скандировать антиамериканские и антиизраильские лозунги, разрешение свободного празднования "Ид аль-Гадира" и других шиитских праздников, прекращение преследований "хусистов" и возвращение на должности уволенных чиновников из числа их сторонников. См.: Фейсал Мукаррам. Харб Саада... // Аль-Хайят. 2008. 11 июля.

19 Всего в семье сейида Бадр ад-Дина аль-Хуси было 13 сыновей. Однако, кроме него самого и трех его сыновей (Хусейна, Абд аль-Малика и Йахьи), остальные члены семейства не проявили себя на политическом поприще до 2004 г. Об этом см.: Серебров С.Н. Йемен на пороге гуманитарной катастрофы. С. 72.

20 Фейсал Мукаррам. Харб Саада. // Аль-Хайят. 2008. 11 июля.

Столкновения правительственных войск с «хусистами» распространились и на некоторые другие провинции. Даже в столице Йемена Сане боевики «хусисткого» движения совершали нападения на солдат и полицейских. Угроза разрастания конфликта вынудила власти соглашаться на переговоры с мятежными «хусистами» при посредничестве местных йеменских старейшин и вождей племен. Большие надежды возлагались йеменскими властями также на посредничество эмира Катара, благодаря кототорому в Дохе было подписано соглашение о прекращении военных действий между йеменским правительством и «хусистами» (2008). Это соглашение, положившее конец уже пятой по счету вспышке боевых действий (или "пятой войне") в провинции Саада, впрочем, также оказалось недолговечным. Хотя формально мирное соглашение действует и по сей день, с начала 2009 г. столкновения в Сааде возобновились.

Как и прежде, и правительство, и "хусисты" обвиняют друг друга

в вооруженных провокациях и отказе освободить арестованных и 21

заложников21.

Взаимные обвинения в связях с иностранными разведками и военно-политическими организациями также стали традиционными: йеменские власти приводят доказательства связей «хусистов» с иранскими спецслужбами и ливанской «Хизбаллой», утверждая, что они по примеру «Хизбаллы» стремятся создать своего рода «государство в государстве».

В ответ «хусисты» и их сторонники обвиняют правительство в том, что оно использует американскую и саудовскую военную помощь в борьбе «против собственного народа»22. Опасения в связи с непрекращающимся повстанческим движением на севере Йемена в сочетании с сепаратистскими проявлениями на юге страны вызвали немалое беспокойство уже и за пределами Йемена, в других арабских

23

странах23.

Конфликт между властями и зейдитским религиозно-политическим движением к настоящему времени не только не затухает, но и приобретает новые измерения. Использование против «хусистов» не только регулярных воинских частей, но и суннитских ополчений из числа «салафитов» и верных правительству племен дало дополнительный повод лидерам повстанцев обвинять власти Саны в «ан-

21 См., например: FuadRajeh. Volatile Saada in Fresh Fighting // Yemen post. 2009. 25мая - http://yemenpost.net/Detail123456789.aspx?ID=3&SubID=797&MainCat=3

22 Ас-Сияса. 2009. 29 мая; Аш-Шарк аль-аусат. 2009. 11 мая; Yemen Times. 2006. 26 мая; см. также: Andrew McGregor. Shi'ite Insurgency In Yemen: Iranian Intervention Or Mountain Revolt? // Terrorism Monitor Volume: 2 Issue: 16, 2004.August 11 - http:// www.jamestown.org/single/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=26750

23 См., например: Мухаммад ас-Саммак. Галь аль-вахда аль-йаманийя фи-ль-хатар? (Йеменское единство - в опасности?) // Аль-Мустакбаль. 2009. 23 мая.

тизейдитской» и «про-саудовской» политике24. Уничтожение в ходе ударов правительственных войск целых деревень и объектов инфраструктуры в провинции Саада и ряде сопредельных северных провинций вызвало сильное возмущение со стороны не только зейдитской духовной элиты (которая не могла в таких условиях реализовывать свою традиционную функцию защитника и «третейского арбитра» в отношении племен), но и местного населения в целом. Ответные нападения повстанцев, объектами которых становились не только военные и гражданские правительственные учреждения, но также и местные сунниты, еще больше усугубляли напряженность. Политика властей по натравливанию на «хусистов» целых племен, которым предоставлялось оружие из правительственных арсеналов и право грабить имущество «мятежников», приводила к еще большему социально-политическому разобщению в северных провинциях, создавало своего рода «замкнутый круг» насилия. Конфликт привел к тому, что некоторые армейские офицеры и вожди племен, сотрудничавшие с властями, получили фактический контроль над приграничными с Саудовской Аравией горными и прибрежным районами Йемена. В результате в этих районах широкое распространение приобрела продажа оружия из правительственных складов и контрабанда25. Таким образом, за пять с лишним лет конфликта сформировались силы (включая представителей властей), заинтересованные не столько в его разрешении тем или иным путем, сколько в продолжении военного противостояния.

Что же касается собственно «хусистского» движения, то за пять лет, прошедших с момента зарождения повстанческого движения в Сааде, оно претерпело определенную эволюцию. Из религиозно-политического движения «возрожденческой» направленности, ограничивавшегося изначально мирной агитацией, оно превратилось в вооруженное повстанческое движение, развитию которого способствовал такой фактор, как общая политическая нестабильность в стране.

Важно отметить, что вооруженная борьба изначально осуществлялась «хусистами» под патриотическими лозунгами. Они категорически отвергали и продолжают отвергать обвинения в антигосударственной деятельности, настаивая на том, что в конечном счете стремятся лишь вернуть ситуацию в северных районах страны к тому, что она представляла собой до начала 1990-х гг., т.е., до развертывания в Сааде «ваххабитской» агитации. Опора на зейдизм и традиционный авторитет семейства аль-Хуси как потомков пророка и наиболее влиятельных местных духовных лидеров позволила «хусис-

24 См.: Yemen: Defusing the Saada Time Bomb. Middle East Report N 86. 2009. 27 May - http://www.crisisgroup.org/home/index.cfm? id=6113&l=1

25 Ibidem.

там» не только оказывать сопротивление правительственным войскам и враждебным племенным ополчениям, но и расширять зону боевых действий. Несмотря на все усилия властей, ряды "хусистов" не только не таяли, но и пополнялись за счет молодых зейдитов из разных провинций и племен Йемена. Не отрицая в принципе суверенитет йеменского правительства, «хусисты» стремились представить войну как явное покушение столичных властей на зейдизм и его последователей, совершаемое под диктовку внешних сил, а именно США и Израиля. В правоте такой оценки ситуации вождей «хусистов» еще больше убеждали попытки некоторых правительственных чиновников обвинить их в связях уже не только с Тегераном26 и «Хизбаллой», но и с суннитской «Аль-Каидой»27. Эти обвинения повстанцы не без оснований расценивали как уловку властей, направленную на получение дополнительной помощи на «борьбу с терроризмом» от США.

Попытки уничтожить «хусистское» движение силой, по всей видимости, обречены на провал, что делает перспективу компромисса с властями неизбежной. Исторический опыт Йемена показывает, что многочисленные проблемы в отношениях между центральным правительством, с одной стороны, и провинциальными религиозными и племенными элитами - с другой, рано или поздно разрешались только путем торга и взаимоприемлемых договоренностей. В то же время «хусистское» движение явно выходит за рамки внутрийемен-ских проблем. Его приходится рассматривать в контексте феноменов «исламского возрождения» в исламском мире в целом и роста «шиитского фактора» на Арабском Востоке в частности.

26 Некоторые наблюдатели не исключают, что Иран преследовал собственные политические цели в Йемене. Высказываются предположения о том, что, добиваясь укрепления влияния зейдитов в Сааде, Иран надеялся сделать их своей опорой наподобие «Хизбаллы» в Ливане, чтобы иметь еще один оплот влияния поблизости от границ своих региональных конкурентов - Саудовской Аравии и Египта. Вероятно, на это указывает текст «открытого письма» зейдитских улама президенту Али Абдалле Салеху. В нем были перечислены 19 предложений, направленных на прекращение войны в Сааде. Вот некоторые из этих предложений: сделать провинцию Саада закрытой зоной в интересах «последователей зейдитс-кого мазхаба», закрыть салафитские институты и центры, выселить из провинции Саада проповедников, представителей военного командования и прочих лиц, не исповедующих зейдитский толк, чье присутствие «вызывает гнев у местных жителей». Предлагалось также разрешить открывать институты и университеты с преподаванием зейдитских религиозных дисциплин, запретив распространение в Сааде суннитских «салафитских» книг и прочих печатных изданий. См.: Фейсал Мукаррам. Харб Саада... // Аль-Хайят. 2008. 11 июля.

27 По мнению секретаря Йеменской Социалистической партии Садека Али, обвинения «хусиситов» в связях с «Аль-Каидой» представляются йеменской аудитории полностью надуманными и неправдоподобными хотя бы потому, что изначально пафос «хусистского» движения как раз и был направлен против суннитских радикалов, с которыми идеологически ассоциируется «Аль-Каида».

Список литературы

Мухаммад ас-Саммак. Галь аль-вахда аль-йаманийя фи-ль-хатар? (Йеменское

единство - в опасности?) // Аль-Мустакбаль. 2009. 23 мая. Серебров С.Н. Йемен на пороге гуманитарной катастрофы (к событиям в горах

Саады) // Восток (Oriens). 2008. № 5. С. 73. Фейсал Мукаррам. Харб Саада: мин ат-тахалюф маа-султа вусулян иля-ль-харб аль-хамиса (Война в Сааде: от союза с властями до пятой войны) // Аль-Хайят. 2008. 11 июля.

McGregor A. Shi'ite Insurgency In Yemen: Iranian Intervention Or Mountain

Revolt? // Terrorism Monitor Volume: 2 Issue: 16, 2004. August 11. Peterson J.E. The al-Huthi Conflict in Yemen. Arabian Peninsula Background Note.

No APBN-006. Published on www.JEPeterson.net, August 2008. Phillips Sarah. Cracks in the Yemeni System. 2008. http://www. merip. org/mero/

mero072805. html Rajeh Fuad. Volatile Saada in Fresh Fighting. Yemen post. 2009. 29 мая. Weir Shelagh A Clash of Fundamentalisms: Wahhabism in Yemen // http://www.

merip.org/mer/mer204/weir.htm Yemen: Defusing the Saada Time Bomb. Middle East Report. N 86. 27 May 2009 // http://www.crisisgroup.org/home/index.cfm? id=6113&l=1

Сведения об авторе: Жантиев Дмитрий Рустемович, канд. ист. наук, доц. кафедры истории Ближнего и Среднего Востока, истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: zdimitry@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.