Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ НА ДЕТСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ'

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ НА ДЕТСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
181
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИНАМИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Роднина Кристина Андреевна

Изучение влияния уровня доверия между супругами на детскую успеваемость в школе необходимо для понимания того, как семейная динамика может повлиять на умственное и эмоциональное развитие детей. Несмотря на то, что доверие между супругами является одним из множества факторов, которые могут влиять на успеваемость детей в школе, исследование влияния этого фактора на детскую успеваемость в школе является важным шагом в понимании динамики семейных отношений и их воздействия на развитие детей. Цель работы: структурировать ключевые работы в анализируемой области и выделить причины влияния супружеского доверия на детскую успеваемость. Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень доверия между супругами существенно влияет на детскую успеваемость в школе. Автор использует концептуальный анализ и методологию поведенческой психологии. В работе рассматриваются концепции доверия, семейных отношений; эмпирические исследования о связи между доверием между родителями и успехами детей в школе. Обращается внимание на важность межличностных отношений между родителями и на то, как эти отношения могут повлиять на развитие детей. Подчеркивается, что существуют различные факторы, которые могут повлиять на связь между доверием супругов и успехами детей в школе, такие как социально-экономический статус, уровень образования, а также характеристики семейной жизни. В заключении приводятся причины, по которым доверие между супругами может оказывать влияние на успехи детей в учебе: общая поддержка, общее понимание, стабильность в отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE LEVEL OF TRUST BETWEEN SPOUSES ON CHILDREN'S SCHOOL PERFORMANCE

Studying the impact of the level of trust between spouses on children's school performance is necessary to understand how family dynamics can affect the mental and emotional development of children. While trust between spouses is one of many factors that can affect children's performance in school, studying the influence of this factor on children's school performance is an important step in understanding the dynamics of family relationships and their impact on children's development. Purpose of the work: to structure the key works in the analyzed area and highlight the reasons for the influence of marital trust on children's academic performance. The hypothesis of the study is the assumption that the level of trust between spouses significantly affects children's school performance. The author uses conceptual analysis and methodology of behavioral psychology. The paper deals with the concepts of trust, family relations; empirical research on the relationship between parental trust and children's success in school. Attention is drawn to the importance of interpersonal relationships between parents and how these relationships can affect the development of children. It is emphasized that there are various factors that may affect the relationship between spouse trust and children's school performance, such as socioeconomic status, educational attainment, and family life characteristics. In conclusion, the reasons why trust between spouses can influence the success of children in school are given: common support, common understanding, relationship stability.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ДОВЕРИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ НА ДЕТСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ В ШКОЛЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2023, Том 11, № 2 / 2023, Vol. 11, Iss. 2 https://mir-nauki.com/issue-2-2023.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN223.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Роднина, К. А. Влияние уровня доверия между супругами на детскую успеваемость в школе / К. А. Роднина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 2. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN223.pdf

For citation:

Rodnina K.A. The impact of the level of trust between spouses on children's school performance. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(2): 26PSMN223. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN223.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

Роднина Кристина Андреевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Филиал в г. Ташкент, Ташкент, Узбекистан Преподаватель кафедры «Психологии», соискатель E-mail: [email protected]

Влияние уровня доверия между супругами на детскую успеваемость в школе

Аннотация. Изучение влияния уровня доверия между супругами на детскую успеваемость в школе необходимо для понимания того, как семейная динамика может повлиять на умственное и эмоциональное развитие детей. Несмотря на то, что доверие между супругами является одним из множества факторов, которые могут влиять на успеваемость детей в школе, исследование влияния этого фактора на детскую успеваемость в школе является важным шагом в понимании динамики семейных отношений и их воздействия на развитие детей. Цель работы: структурировать ключевые работы в анализируемой области и выделить причины влияния супружеского доверия на детскую успеваемость. Гипотезой исследования является предположение о том, что уровень доверия между супругами существенно влияет на детскую успеваемость в школе. Автор использует концептуальный анализ и методологию поведенческой психологии. В работе рассматриваются концепции доверия, семейных отношений; эмпирические исследования о связи между доверием между родителями и успехами детей в школе. Обращается внимание на важность межличностных отношений между родителями и на то, как эти отношения могут повлиять на развитие детей. Подчеркивается, что существуют различные факторы, которые могут повлиять на связь между доверием супругов и успехами детей в школе, такие как социально-экономический статус, уровень образования, а также характеристики семейной жизни. В заключении приводятся причины, по которым доверие между супругами может оказывать влияние на успехи детей в учебе: общая поддержка, общее понимание, стабильность в отношениях.

Ключевые слова: доверие; супружеские отношения; семейные отношения; динамика семейных отношений; детско-родительские отношения; успеваемость школьников; развитие личности

Введение

Обозначенная тема является важной и актуальной в современном обществе, поскольку отношения между родителями и их влияние на детей имеют большое значение для успешного развития последних. Семейная среда и отношения между родителями являются одними из

наиболее важных факторов, которые влияют на личность ребенка [1-4]. Школа, будучи одним из важнейших институтов в жизни человека, играет ключевую роль в жизни детей и подростков. Они проводят в ней большую часть своего времени и успехи в учебе имеют большое значение для их будущей карьеры и возможности получения высшего образования. В связи с этим, исследования о том, как уровень доверия между супругами влияет на успеваемость детей в школе, имеют высокую актуальность. Результаты таких исследований могут помочь семьям создать более благоприятную среду для своих детей, а также помочь учителям и школьным психологам лучше понимать и помогать детям, которые сталкиваются с трудностями в связи с проблемами в семье. Кроме того, работы в этой области могут иметь практические применения в работе семейных консультантов и терапевтов.

Таким образом, необходимость разработки исследований в обозначенном направлении заключается в следующем: (1) Семейная атмосфера может влиять на эмоциональное состояние детей. Если между родителями существует недоверие и конфликты, то это может вызвать у детей чувства тревоги, страха, беспокойства и депрессии [5-7]. Эти эмоциональные состояния могут влиять на умственное здоровье детей и их способность сосредоточиться на учебе [8]; (2) Уровень доверия между супругами может влиять на степень вовлеченности родителей в жизнь своих детей. Если родители не доверяют друг другу, то это может привести к отсутствию общения и взаимодействия между ними [9]. В свою очередь, за этим может последовать то, что родители не будут вовлечены в жизнь своих детей, не будут следить за их успехами в учебе и не будут оказывать им необходимую поддержку; (3) Уровень доверия между супругами может влиять на образовательные цели и ожидания, которые родители имеют по поводу своих детей. Если родители не доверяют друг другу, то это может привести к тому, что они не будут согласовывать свои образовательные цели и ожидания для своих детей. В результате дети могут получать неоднозначные сигналы о том, что от них ожидают родители, и это может привести к путанице и снижению мотивации учиться [10].

Исследование проблемы влияния уровня доверия между супругами на детскую успеваемость в школе основывается на анализе существующих теоретических и эмпирических работ на тему влияния уровня доверия между супругами на детскую успеваемость в школе. Это позволяет охватить наиболее значимые и актуальные исследования, а также определить пробелы в исследованиях. В качестве теоретической базы были задействованы методы концептуального анализа и поведенческой психологии.

Категория «доверие» является важным понятием в психологии и включает в себя множество аспектов, в том числе эмоциональные, когнитивные и социальные [11; 12]. В эмоциональном плане доверие — это ощущение комфорта и уверенности в том, что другой человек не навредит вам и не подведет вас. Оно может быть проявлено как положительными эмоциями, такими как уверенность, удовлетворение и спокойствие, или отсутствием отрицательных эмоций, таких как страх и тревога. В когнитивном плане доверие относится к восприятию другого человека как добропорядочного, честного и надежного. Оно основывается на оценке вероятности, с которой другой человек соблюдет свои обещания, выполнит свои обязательства и защитит ваши интересы. В социальном плане доверие представляет собой взаимодействие между людьми, основанное на чувстве безопасности и уверенности. Это позволяет людям сотрудничать, делиться ресурсами, вырабатывать совместные ценности и достигать общих целей. Доверие имеет огромное значение для здоровья и благополучия людей.

Методы

Результаты

Исследования показывают, что люди, которые испытывают доверие к другим людям, имеют более высокий уровень счастья, удовлетворенности жизнью, лучше справляются со стрессом и более вероятно будут поддерживать здоровые отношения [13]. Однако, доверие может быть нарушено, что может привести к ощущению обмана, предательства и разочарования. Это может привести к ухудшению отношений, уменьшению мотивации для сотрудничества и даже к развитию психических проблем.

Уровень доверия между супругами — это степень уверенности каждого из супругов в том, что их партнер является надежным, честным и предсказуемым в отношениях [14]. Это означает, что каждый из супругов может полагаться на другого и чувствовать себя в безопасности и защищенности в своих отношениях. Уровень доверия может зависеть от многих факторов, таких как прежний опыт отношений, индивидуальные характеристики, общение и общие ценности [15]. В отношениях, где существует высокий уровень доверия, супруги часто чувствуют себя комфортно друг с другом, часто общаются, делятся своими мыслями и чувствами, и работают вместе над решением любых проблем. С другой стороны, в отношениях, где низкий уровень доверия, супруги могут чувствовать себя изолированными друг от друга, иметь мало общих тем для обсуждения, скрытно действовать или скрывать свои чувства и мысли от другого. Это может привести к появлению неодобрения, недоверия, разочарования, конфликтов, что в свою очередь может отразиться на учебной успеваемости детей и на благополучии семьи в целом. Таким образом, уровень доверия между супругами — это очень важный фактор в контексте детской успеваемости и благополучия. Высокий уровень доверия может способствовать созданию поддерживающей и стабильной семейной среды, которая в свою очередь может оказать положительное влияние на успех и эмоциональное состояние детей. Поэтому важно стремиться к укреплению отношений между супругами и повышению уровня доверия друг к другу в семейной жизни.

Когда родители не доверяют друг другу, это может привести к нестабильности в семье, частым конфликтам и ограничениям в общении с детьми. Эти факторы могут негативно повлиять на эмоциональное состояние детей и в свою очередь отразиться на их успеваемости в школе. Например, ребенок может стать более тревожным, страдать от повышенного уровня стресса и иметь трудности в концентрации и учебном процессе [16]. Кроме того, доверие между супругами также может влиять на их восприятие значимости образования и учебы для своих детей. Родители, которые имеют высокое взаимное доверие, скорее всего будут активнее поддерживать учебный процесс своих детей, что в конечном итоге приведет к более успешным результатам. Таким образом, рассмотрение фактора уровня доверия между супругами в контексте детской успеваемости важно, так как это позволяет определить потенциальные факторы, которые могут оказывать влияние на успех детей в школе. Родители могут работать над укреплением своих отношений и улучшением уровня доверия друг к другу, что в конечном итоге может привести к лучшей успеваемости и благополучию их детей.

В исследовании Луи М., Лау Г.К., Там В.К. было изучено влияние родительской удовлетворенности браком, вовлеченности родителей в жизнь ребенка и их психического здоровья на успеваемость детей в школе в гонконгских семьях [17]. Результаты исследования показали, что высокий уровень родительской удовлетворенности браком и вовлеченности родителей в жизнь ребенка положительно влияют на успеваемость детей в школе. Также было выявлено, что психическое здоровье родителей оказывает воздействие на успеваемость детей. Авторы статьи отмечают важность семейной поддержки и близких отношений для успешного обучения детей в школе. Их исследование подчеркивает необходимость улучшения качества жизни внутри семьи, что может привести к улучшению успеваемости детей в школе и их более успешному будущему.

Лонгитюдное исследование, проводившееся при участии британских семей (230 школьников в возрасте 11-13 лет), измеряло конфликты между родителями, на основании отчетов матерей и отцов, а также отчетов учителей [18]. Также измерялась академическая успеваемость детей, на основе стандартных тестов по английскому языку, математике и естественным наукам. Результаты показали, процессы атрибуции, возникающие у детей, живущих в семьях, отмеченных высоким уровнем межродительских конфликтов и враждебности, имеют важные последствия для их долгосрочных успехов в учебе. В еще одной работе на основе лонгитюдного анализа было установлено, что развод родителей негативно влияет на успехи школьников в математике [19].

В статье шведских исследователей была рассмотрена взаимосвязь между социальным капиталом, человеческим капиталом, качеством детско-родительских отношений и успеваемостью детей [20]. Авторы утверждают, что социальный капитал и человеческий капитал взаимодействуют с качеством отношений между родителями и детьми, влияя на успеваемость детей. Авторы используют моделирование структурными уравнениями для изучения взаимосвязей между различными факторами. Результаты исследования показывают, что социальный капитал и человеческий капитал являются важными предикторами академической успеваемости детей. Кроме того, качество отношений между родителями и детьми является важным посредником в отношениях между социальным капиталом и академическими результатами.

Таким образом, можно сформулировать причины, почему доверие между супругами может оказывать влияние на успехи детей в учебе:

1. Общая поддержка. Когда супруги имеют здоровые и доверительные отношения, они склонны поддерживать друг друга во всех сферах жизни, в том числе и в воспитании детей. Исследования показывают, что, когда родители поддерживают друг друга, дети получают больше поддержки и помощи в учебе, что может положительно сказываться на их успеваемости [21].

2. Общее понимание. Доверие между супругами может способствовать более глубокому и осознанному пониманию нужд и интересов детей. Если родители чувствуют себя комфортно друг с другом и делятся своими мыслями и чувствами, то они могут лучше понимать потребности своих детей и находить способы помочь им в учебе.

3. Стабильность в отношениях. Если отношения между супругами характеризуются высоким уровнем доверия и стабильностью, то это может сказаться на благополучии детей. Когда дети видят, что их родители поддерживают друг друга и решают проблемы вместе, это может создавать чувство безопасности и уверенности, что в свою очередь может улучшать их успеваемость в школе.

Изучение влияния уровня доверия между супругами на детскую успеваемость в школе является важным для понимания того, как семейная динамика может повлиять на умственное и эмоциональное развитие детей. Необходимость поддержки здоровых отношения между супругами заключается в том числе, чтобы обеспечить лучшие условия для успеха детей в учебе и в жизни в целом.

Обсуждение

Семейные отношения играют важную роль в жизни человека. Они определяют наше поведение и влияют на нашу личность, а также нашу карьеру и успех в жизни. Исследования, рассмотренные в данной статье, показывают, что одним из ключевых факторов, влияющих на успех детей в школе, является уровень доверия между родителями. Анализ рассматриваемой

литературы выявил, что дети, которые выросли в семьях с высоким уровнем доверия между супругами, имеют более высокие оценки в школе и часто успешнее в будущем. Это связано с тем, что доверие между супругами создает благоприятную обстановку в семье, которая, в свою очередь, способствует развитию ребенка и его учебным успехам. Следует отметить, что уровень доверия между супругами может быть различным и может меняться со временем. Некоторые пары могут иметь высокий уровень доверия и понимания, в то время как другие пары могут испытывать трудности в отношениях. Однако, даже если уровень доверия низкий, все еще есть возможность работать над этим и улучшать отношения между супругами. Таким образом, создание благоприятной обстановки в семье, уважение и понимание между супругами являются важными факторами для обеспечения успешного развития ребенка и его учебных успехов. Поэтому, для того чтобы дети были успешными в школе и в будущем, необходимо уделить должное внимание отношениям между супругами и работать над укреплением доверительных отношений в семье.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чжан Ш., Караванова Л.Ж. Факторы формирования личности ребенка в семье // Инновационные научные исследования. — 2022. — № 2. — С. 128-133.

2. Семенова Ф.О. Ребенок в пространстве семьи: психологические особенности родительских отношений и их влияние на развитие личности ребенка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. — 2022. — № 22. — С. 88-93.

3. Вяткова А.Г. Роль семьи в формировании ценностного мира личности ребенка через взаимодействие с родителями // Сахалинский гуманитарный журнал. — 2022. — № 4. — С. 60-63.

4. Гаврилова С.Д., Смарышева В.А. Роль отношений между мужчиной и женщиной в формировании здоровой личности ребенка // Детский психоанализ: прошлое, настоящее, будущее. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения Ф. Дольто. Под ред. М.М. Решетникова. 2019. — С. 226-237.

5. Lawrence T.I. Parental support, marital conflict, and stress as predictors of depressive symptoms among African American adolescents. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2022. Vol. 27. Issue 3, pp. 630-643.

6. Bahrassa, N.F., Syed, M., Su, J., & Lee, R.M. (2011). Family conflict and academic performance of first-year Asian American undergraduates. Cultural Diversity and Ethnic Minority Psychology. 2011. Vol. 17. Issue 4, pp. 415-426.

7. Holmes, E.K., Holladay, H.M., Hill, E.J. et al. Are mothers' work-to-family conflict, school involvement, and work status related to academic achievement? Journal of Child and Family Studies. 2018. Vol. 27, pp. 1881-1898.

8. Андреева О.В. Изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников // Интернет-журнал Науковедение. — 2014. — № 5. — С. 189.

9. Ali N., Mukhtar S., Khan Y., Ahmad M., Khan Z.U. Analysis of secondary school students' academic performance and parental involvement in children education at home // Education and Science Journal. 2022. Т. 24. № 9. С. 118-142.

10. Hummel, T.G., Cohen, F., Anders, Y. The role of partnership practices in strengthening parental trust. Early Child Development and Care. 2023. Vol. 193. No. 3, pp. 401-416.

11. Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Подходы научных дисциплин к определению понятия "доверие": социологический, психологический, экономико-управленческие аспекты // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — № 8. — С. 203-208.

12. Mohina K., Eshtemirov A. Psychology of trust and security. Journal of Academic Research and Trends in Educational Sciences. 2022. Vol. 1 Issue 12, pp. 153-161.

13. Ахмадеева Е.В. Доверие в супружеских отношениях как условие психологической безопасности семьи // European Science. — 2017. — № 9. — С. 57-59.

14. Смык Ю.В. Доверие в структуре психологической безопасности личности // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. № 1. — С. 6.

15. Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Кризис доверия и принятие решений в ситуации пандемии: роль социального контекста при выборе защитных действий // Вопросы психологии. — 2021. — Т. 67. № 6. — С. 78-91.

16. Perlman, S.B., Lunkenheimer, E., Panlilio, C. et al. Parent-to-Child Anxiety Transmission Through Dyadic Social Dynamics: A Dynamic Developmental Model. Clin Child Fam Psychol Rev 25, 110-129 (2022).

17. Lui, M., Lau, G.K., Tam, V.C. et al. Parents' Impact on Children's School Performance: Marital Satisfaction, Parental Involvement, and Mental Health. J Child Fam Stud. Vol. 29, pp. 1548-1560.

18. Harold G.T., Aitken J.J., Shelton K.H. Inter-parental conflict and children's academic attainment: a longitudinal analysis. The Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2007. Vol. 48. Issue 12, pp. 1223-32.

19. Anthony C.J., DiPerna J.C., Amato P.R. Divorce, approaches to learning, and children's academic achievement: A longitudinal analysis of mediated and moderated effects. Journal of School Psychology. 2014. Vol. 52. Issue. 3, pp. 249-261.

20. Otter C., Stenberg S.A. Social capital, human capital and parent-child relation quality: interacting for children's educational achievement? British Journal of Sociology of Education. 2015. Vol. 36. No. 7, pp. 996-1016.

21. Плотников А.Д., Савельева И.Г. Влияние культуры супружеских отношений на воспитание и успеваемость младших школьников // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2016. — № 6. — С. 7.

Rodnina Kristina Andreevna

M.V. Lomonosov Moscow State University Branch in Tashkent, Tashkent, Uzbekistan

E-mail: [email protected]

The impact of the level of trust between spouses on children's school performance

Abstract. Studying the impact of the level of trust between spouses on children's school performance is necessary to understand how family dynamics can affect the mental and emotional development of children. While trust between spouses is one of many factors that can affect children's performance in school, studying the influence of this factor on children's school performance is an important step in understanding the dynamics of family relationships and their impact on children's development. Purpose of the work: to structure the key works in the analyzed area and highlight the reasons for the influence of marital trust on children's academic performance. The hypothesis of the study is the assumption that the level of trust between spouses significantly affects children's school performance. The author uses conceptual analysis and methodology of behavioral psychology. The paper deals with the concepts of trust, family relations; empirical research on the relationship between parental trust and children's success in school. Attention is drawn to the importance of interpersonal relationships between parents and how these relationships can affect the development of children. It is emphasized that there are various factors that may affect the relationship between spouse trust and children's school performance, such as socioeconomic status, educational attainment, and family life characteristics. In conclusion, the reasons why trust between spouses can influence the success of children in school are given: common support, common understanding, relationship stability.

Keywords: trust; marital relations; family relations; dynamics of family relations; parent-child relations; school performance; personality development

26PSMN223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.