УДК 347.635:004.77
DOI: 10.31660/1993-1824-2022-2-40-55
Стиль поведения родителей по отношению к активности старшеклассников в Интернете
1 2 Светлана Николаевна Костина , Ольга Николаевна Новикова
1 Кафедра теории, методологии и правового обеспечения, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
2Центр цифровизации и развития образовательных систем, ГАУ ДПО «Институт развития образования Пермского края», Пермь, Россия
Аннотация. Внимание исследователей к проблематике отношения родителей к активности детей и подростков в Интернете, а также их влияния на данную активность постоянно растет в связи с усиливающимися процессами цифровизации, в том числе в результате пандемии COVID-19. В данной статье предпринята попытка на материалах проведенного авторами опроса старшеклассников Пермского края выявить стили поведения родителей по отношению к активности их детей в Интернете и определить факторы, которые обусловливают тот или иной стиль. Исследование показало, что стиль поведения родителей по отношению к активности детей в Интернете определяется двумя группами факторов: особенностями детей (пол, класс, успеваемость) и особенностями семьи (количество детей в семье, уровень жизни семьи, обеспеченность цифровыми устройствами, использование родителями информационно-коммуникационных технологий). Преобладающим стилем поведения родителей опрошенных старшеклассников Пермского края является отсутствие ограничений. В то же время применение ограничивающего стиля не приводит к существенному снижению времени, которое старшеклассники проводят в Интернете.
Ключевые слова: школьники, Интернет, стили родительского поведения, интернет-активность
Для цитирования: Костина, С. Н. Стиль поведения родителей по отношению к активности старшеклассников в Интернете / С. Н. Костина, О. Н. Новикова. - DOI 10.31660/1993-1824-2022-2-40-55 // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2022. - № 2. - С. 40-55.
Parenting styles in their stance to pastime of high school pupils in the Internet
1 2 Svetlana N. Kostina1, Olga N. Novikova2
1Department of Theory, Methodology and Legal Support, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia
2Center for Digitalization and Development of Educational Systems, Institute for the Development of Education of the Perm Territory, Perm, Russia
Abstract. Researchers pay special attention to the problem of parents' attitude to the activity of children and adolescents in the Internet and their influence on this activity. The reason for such detailed study of this issue is the increasing processes of digitalization, including due to the COVID-19 pandemic. We have conducted a survey among high school pupils in Perm region. In this article, based on the data obtained, we create a classification of parenting styles in their stance to pastime of their children in the Internet and identify the factors that determine a particular style of behavior.
The study showed that there are two groups of such factors. One group is the characteristics of children (gender, class, academic performance); the other group is the characteristics of the family (the number of children in the family, family living standards, the availability of digital devices, the use of information and communications technology by parents). The predominant parenting style is the absence of restrictions. At the same time, the use of a restrictive style doesn't lead to a significant decrease in pastime of high school pupils in the Internet.
Keywords: pupils, the Internet, parenting styles, Internet activity
For citation: Kostina, S. N., & Novikova, O. N. (2022). Style of parents' behavior in their stance to pastime of high school pupils in the Internet. Proceedings from Higher Educational Institutions. Sociology. Economics. Politics, (2), pp. 40-55. (In Russian). DOI: 10.31660/1993-1824-2022-2-40-55
Введение
Повсеместное проникновение цифровых технологий в жизнедеятельность детей вызвало активный интерес к изучению данной проблематики в современных научных исследованиях. В результате технологического прогресса в области цифровых медиа возник широкий круг новых проблем, произошли изменения ситуации с воспитанием детей, появились новые сложные задачи для родителей. Так, сегодня, как никогда раньше, дети имеют доступ к широкому спектру цифровых медиатехнологий как дома, так и в учебной среде. При этом уменьшение размеров смарт-карманных устройств означает, что их использование становится менее очевидным и его легче скрыть [1], а родители могут даже не знать, что их дети делают в сети [2]. Кроме этого, растущая конвергенция цифровых медиатехнологий, включая появление различных гибридов цифровых медиаплатформ, привела к тому, что у родителей может не хватать технических навыков и компетенций, чтобы они могли надлежащим образом контролировать деятельность своих детей в Интернете [3].
Анализ роли родителей в формировании стиля поведения детей во взаимодействии с цифровыми технологиями в основном ведется в рамках теорий цифрового воспитания и цифрового родительского посредничества. В то же время можно отметить, что, несмотря на увеличивающееся количество исследований в данной сфере, их результаты не носят однозначный характер. Этому, на наш взгляд, способствует и высокая динамика происходящих общественных изменений, связанных с цифровизацией, что также отражается на стиле поведения в Интернете как детей, так и их родителей. В данном контексте также можно говорить и о влиянии таких факторов, как национальные особенности цифрового неравенства, а также возникшая в результате пандемии COVID-19 необходимость массового использования интернет-технологий в школьном обучении [4].
В соответствии с вышеизложенным теоретическая значимость исследования заключается в попытке анализа стилей родительского поведения по отношению к времяпрепровождению старшеклассников в Интернете, влияния родителей на активность школьников в Интернете и их отношения к этому. Практическая значимость исследования связана с возможностью использования полученных результатов в практике работы общеобразовательных организаций.
Литературный обзор
В основе концепции цифрового воспитания лежат представления психологической науки о воспитании в целом. Д. Баумринд еще в середине 60-х годов ХХ века на основе таких шкал, как «теплота — вовлеченность» и «контроль — требования», выделила три основных стиля семейного воспитания: авторитетный (authoritative), авторитарный (authoritarian) и снисходительный (permissive) [5], к которым впоследствии был добавлен еще индифферентный (laissez-faire). За прошедший период на основе концепции Д. Баумринд появилось достаточно много других классификаций стилей воспитания [6].
В результате усиливающегося внимания к цифровому миру детства появилось понятие «цифровое воспитание» и выросло количество исследований, в которых делаются попытки анализа стилей цифрового воспитания. Так, M. Валке, С. Бонте, Б. Де Уевер и И. Ротс в 2010 году предложили понятие стиля интернет-воспитания для изучения влияния на фактическое использование Интернета детьми дома на основе двух измерений — «родительский контроль» и «родительское тепло» [7]. Результаты их исследования показали, что стиль интернет-воспитания зависит не только от социально-демографических особенностей родителей (пола, уровня образования и возраста), но также связан с уровнем использования Интернета родителями, собственным отношением родителей к Интернету и их опытом работы в Интернете. Стили воспитания оказывают существенное влияние на использование детьми Интернета: так, самый высокий уровень использования детьми Интернета наблюдается при разрешительном стиле воспитания; самый низкий уровень — при авторитарном [7].
Изучение родительских практик по отношению взаимодействия детей с различными медиа и техническими устройствами привело к появлению концепции цифрового родительского посредничества. В. К. Клименко и С. С. Савенышева определяют родительское посредничество как практики, с помощью которых родители пытаются управлять и регулировать опыт взаимодействия своих детей со средствами массовой информации и цифровыми устройствами; регуляторные стратегии, которые родители вводят для максимизации выгод и минимизации рисков для своих детей; «новый» и «специфический» тип воспитания [8]. Однако, как отмечает В. Конок с соавторами, концепция стиля цифрового воспитания шире, чем концепция посредничества родителей, поскольку она включает в себя рекомендации для родителей и их участие в использовании детьми цифровых устройств, а также учитывает эмоциональную природу стилей воспитания, а не сосредотачивается исключительно на родительском поведении, как в случае родительского посредничества [9]. Однако для нашего исследования более применима концепция цифрового родительского посредничества.
Исследование родительского посредничества началось с изучения контроля родителями просмотра телевидения детьми, а в дальнейшем — особенностей взаимодействия родителей и детей в использовании других цифровых технологий (Интернета, смартфонов, социальных сетей, видеоигр и т. д.). Одна из первых концепций цифрового родительского посредничества была предложена С. Ливингстоном с соавторами в 2011 году. Она включала пять основных типов посредничества родителей [10]: активное посредничество в использовании Интернета; активное посредничество в обеспече-
нии безопасности в Интернете; ограничительное посредничество с точки зрения времени, действий, содержания и использования; технические ограничения; мониторинг, отражающий постфактум проверку интернет-активности.
В дальнейших исследованиях выделялось различное количество стилей цифрового родительского посредничества, которые в основном являются вариациями приведенных выше концепций цифрового воспитания и родительского посредничества. Так, П. Никкен в своих исследованиях отметил несколько типов родительской медиации между детьми и цифровой средой: ограничительная (основанная на запретах, строгих ограничениях), активно-несогласная (основанная на негативизме и неприятии медиа), активно-позитивная (основанная на объяснении своей позиции касательно медиа, а также совместных обсуждений рисков и правил), совместное использование медиа (совместный просмотр, игры) [3]. Л. С. Кларк предложил четыре стратегии взаимодействия родителей и детей по отношению к цифровым медиа: стратегия активного, ограничительного и совместного просмотра, а также совместного обучения [11]. В исследовании EU Kids Online на основе стилей посредничества родителей были определены четыре кластера посредничества: универсальное, предпочтительное активное посредничество, предпочтительное ограничительное посредничество и пассивное [12].
Одной из наиболее часто встречающихся задачей исследования цифрового родительского посредничества выступает выявление факторов, которые определяют его содержание. Так, И. Эдигви на основе анализа ряда исследований выделил несколько групп таких факторов [13]: возраст и пол родителей, возраст и пол детей, уровень образования и доход родителей, структура семьи, семейное положение, этническая принадлежность и состав домохозяйства, характеристики домохозяйства в использовании цифровых мультимедийных устройств, цифровая грамотность родителей.
На наш взгляд, факторы, влияющие на цифровое родительское посредничество, можно разделить на следующие группы:
1) социально-демографические характеристики семьи — возраст, пол и образование родителей; возраст и пол детей; социально-экономическое положение, количество членов семьи и количество детей [14];
2) социально-психологические характеристики семьи — восприятие родителями цифровых навыков своих детей; медийная грамотность и уровень цифровых навыков родителей; взгляды родителей на различные воздействия медиаконтента на их детей; стили воспитания детей; уровень участия и общения родителей и детей [15]; особенности поведения детей в сети [16];
3) технологические возможности использования в семье цифровых медиа — спектр возможностей, доступных для доступа в Интернет [17]; частота использования и количество ИКТ-устройств в доме [16].
В целом результаты исследований факторов родительского посредничества носят достаточно противоречивый характер. В ряде исследований устанавливается ведущая роль в способности родителей участвовать в технологической социализации своих детей, акцентировано внимание на таких родительских характеристиках, как положение в обществе и образование [8]. Считается, что родители с более высоким уровнем образования и доходов, как правило, поддерживают своих детей посредством активно-
го посредничества, в то время как родители с более низким уровнем образования и доходов полагаются в большей степени на ограничения и правила, так как не обладают достаточным временем и компетенциями для занятий с детьми [3].
В то же время в других исследованиях отрицается роль демографических факторов и подчеркивается, что посредничество родителей больше зависит от использования родителями цифровых технологий и моделей взаимодействия между родителями и детьми [18]. Так, в исследовании A. Х. H. Иена, Дж. Парка, Л. Чена и М. Ченга было установлено, что родители с более высоким уровнем владения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способны лучше обеспечить эффективную поддержку и руководство для своих детей в отношении общего использования ИКТ [12]. При этом уровень владения родителями ИКТ напрямую был связан с их уровнем образования, доходностью работы и, соответственно, наличием дома передовой инфраструктуры ИКТ.
Материалы и методы
В качестве материалов были использованы данные, полученные в ходе выборочного опроса учащихся 8-11-х классов ряда общеобразовательных школ Пермского края в апреле — мае 2021 года. Опрос проводился в режиме онлайн с помощью Google Forms. Для определения выборочной совокупности применялась гнездовая выборка — на первом этапе было отобрано 10 средних школ муниципальных образований Пермского края (за исключением г. Перми), в каждой из которых опрашивались обучающиеся из параллелей 8-11-х классов. Всего в опросе приняли участие 912 школьников. Среди респондентов были учащиеся из различных типов поселений: 60,5 % опрошенных обучались в городских школах, 39,5 % — в сельских. Из них 33,2 % — учащиеся 8-х классов, 17,2 % — учащиеся 9-х классов, 23,2 % — десятиклассники и 26,3 % — одиннадцатиклассники.
Основная гипотеза исследования состояла в том, что отношение родителей к присутствию старших подростков в сети Интернет будет определять особенности их поведения в Интернете. На основе теоретического анализа мы выделили два основных стиля поведения родителей по отношению к времяпрепровождению детей в Интернете — ограничивающий и неограничивающий. Ограничивающий стиль включает варианты частичного ограничения — установление ограничений на каждый день, в течение учебной недели или в зависимости от успеваемости (частично-ограничивающий стиль), а также полный запрет использования Интернета (запретительный стиль).
В ходе анализа была составлена матрица корреляций ответов респондентов о различных сторонах их взаимодействия с сетью Интернет и стилем поведения родителей. На основе этого были выделены наиболее значимые факторы, определяющие стиль поведения родителей по отношению к времяпрепровождению детей в Интернете.
Результаты исследования и обсуждение
Анализ результатов исследования выявил, что основным стилем поведения родителей по отношению к времяпрепровождению школьников в Интернете, по мнению опро-
шенных старшеклассников, является неограничивающий стиль (71,8 % опрошенных). В наименьшей степени представлен запретительный стиль (2,7 %). Ограничивающего стиля придерживаются 25,4 % родителей, из них 6,1 % устанавливают ограничения на каждый день, 7,2 % — в течение учебной недели, а 12,1 % — в зависимости от успеваемости школьника.
Таблица 1
Влияние стиля поведения родителей на продолжительность времяпрепровождения детей в Интернете, в % от ответивших
Стиль поведения родителей по отношению к времяпрепровождению школьников в Интернете
Запрещают проводить время в Интернете Устанавливают ограничения времени в Интернете на каждый день Ограничивают время в Интернете в течение учебной недели Ограничивают время в Интернете в зависимости от успеваемости Не ограничивают время в Интернете В целом по массиву
Количество времени, которое школьники проводят в Интернете
Менее получаса 8,0 5,4 1,5 0,0 1,2 1,5
От получаса до 1 часа 4,0 8,9 1,5 2,7 2,4 2,9
1-3 часа 8,0 23,2 31,8 30,0 15,6 18,8
3-5 часов 48,0 33,9 34,8 30,9 30,8 31,8
Более 5 часов 32,0 28,6 30,3 36,4 49,9 45,1
Ежедневно школьники занимаются следующими видами деятельности в Интернете
Сидят в соцсетях, на форумах 68 71,4 65,1 77,2 72,9 72,7
Играют в компьютерные и онлайн-игры 16 26,8 30,4 40,3 20 23,2
Ищут информацию для подготовки к школьным занятиям 60 41,3 52,5 47,3 46,7 45,3
Смотрят новости, читают статьи в разных сферах 40 32,1 30,3 24,6 37,4 35,1
Занимаются своим хобби 28 26,8 28,8 35,5 37 33,9
Слушают музыку, смотрят видео и фильмы 68 67,8 74,7 77,2 81,9 79,9
Снимают и выкладывают фото и видео в Интернете 12 5,4 0 2,7 3,8 3,7
Согласно нашей гипотезе, ограничения со стороны родителей должны значительно сокращать количество времени, которое подросток проводит в Интернете. Однако результаты исследования показали, что данная взаимосвязь носит не вполне однозначный характер (табл. 1). Безусловно, больше всего времени проводят в сети те школьники, к которым применяется неограничивающий стиль — почти половина из них указали, что ежедневно находятся в сети более 5 часов. Полный запрет Интернета хотя и увеличивает долю школьников, которые проводят в нем до 1 часа в день, но в целом не снижает долю тех, кто остается в сети более 3 часов. Оптимальные результаты в наибольшей степени обеспечивает частично-ограничивающий стиль родителей, который повышает долю подростков, находящихся в Интернете 1 -3 часа, практически до трети (ограничения в течение учебной недели).
Применение ограничительных мер родителями коррелирует не только с количеством времени, но и с видами деятельности, которыми подростки занимаются в сети (см. табл. 1). Старшеклассники, родители которых применяют запретительный стиль, чаще, чем в целом по массиву, используют сеть Интернет для подготовки к школьным занятиям, просмотра новостей, а также для съемки и выкладывания фото и видео в Интернете. Школьники, родители которых применяют неограничивающий стиль, ежедневно занимаются всеми видами деятельности в сети незначительно чаще, чем в целом по массиву. В целом можно говорить о наличии взаимосвязи скорее между количеством времени, проводимом в Интернете, и видами деятельности в Интернете.
Применение родителями того или иного стиля поведения в отношении времяпрепровождения детей в Интернете коррелирует с мнением школьников о том, как навыки использования цифровых гаджетов влияют на различные сферы их жизни (табл. 2). Абсолютное большинство старшеклассников, родители которых придерживаются неограничивающего стиля, считают, что навыки работы с компьютером и Интернетом помогают им в учебе (94,3 % согласны с данным утверждением) и в хобби (76,3 % согласных), делают их жизнь интереснее (85,2 % согласных). Больше всего тех, кто не ощущает влияния навыков ИКТ на различные стороны своей жизни, оказалось среди тех школьников, родители которых предпочитают запретительный стиль. Четверть детей из этой группы придерживаются мнения о том, что навыки работы с ИКТ не помогают в учебе, треть считает, что данные навыки не помогают в хобби, и 28 % не согласны, что навыки ИКТ делают их жизнь интереснее.
При этом не столь однозначна взаимосвязь стиля поведения родителей с мнением школьников по вопросам влияния навыков ИКТ на возможность получать материальную выгоду, продолжить обучение и достичь успеха в современном мире. Так, например, среди школьников, у которых родители придерживаются запретительного стиля, больше всего сторонников крайних мнений о влиянии навыков ИКТ на жизненный успех — абсолютно согласных и абсолютно не согласных с данным утверждением. Вероятнее всего, крайности во мнении этой категории старших подростков объясняются недостаточностью количества и качества их личного опыта использования компьютера и Интернета для решения реальных учебных, жизненных или профессиональных задач и отсутствием качественного цифрового посредничества со стороны родителей.
Таблица 2
Взаимосвязь между стилем поведения родителей по отношению к времяпрепровождению детей в Интернете и оценкой школьниками влияния навыков ИКТ на различные аспекты
их жизни, в % от числа ответивших
Запрещают проводить время в Интернете Устанавливают ограничения времени в Интернете на каждый день Ограничивают время в Интернете в течение учебной недели Ограничивают время в Интернете в зависимости от успеваемости Не ограничивают время в Интернете В целом
«Мои навыки работы с компьютером и Интернетом помогают мне в учебе»
Абсолютно согласен 40,0 46,4 59,1 51,8 65,8 61,7
Скорее согласен 28,0 42,9 27,3 41,8 28,5 30,9
Скорее не согласен 12,0 8,9 10,6 0,9 1,8 3,1
Не согласен 12,0 0,0 3,0 1,8 1,2 1,6
Затрудняюсь ответить 8,0 1,8 0,0 3,6 2,6 2,6
«Мои навыки работы с компьютером и Интернетом помогают мне в моем хобби (увлечении)»
Абсолютно согласен 32,0 53,6 36,4 46,4 49,3 47,8
Скорее согласен 20,0 30,4 37,9 30,0 27,0 28,2
Скорее не согласен 16,0 0,0 7,6 10,0 7,8 7,8
Не согласен 16,0 8,9 10,6 7,3 8,7 8,9
Затрудняюсь ответить 16,0 7,1 7,6 6,4 7,2 7,3
«Мои навыки работы с компьютером и Интернетом уже сейчас помогают мне получать материальную выгоду (доход)»
Абсолютно согласен 16,0 17,9 17,9 11,8 13,7 13,5
Скорее согласен 32,0 25,0 25,0 21,8 14,4 16,6
Скорее не согласен 12,0 10,7 10,7 18,2 16,3 16,4
Не согласен 24,0 32,1 32,1 32,7 45,0 41,9
Затрудняюсь ответить 16,0 14,3 14,3 15,5 10,5 11,6
«Мои навыки работы с компьютером и Интернетом позволяют сделать мою жизнь интереснее»
Абсолютно согласен 52,0 42,9 42,4 56,4 56,4 53,3
Скорее согласен 16,0 41,1 45,5 27,3 27,3 31,4
Скорее не согласен 12,0 8,9 4,5 6,4 6,4 6,1
Не согласен 16,0 3,6 1,5 0,0 0,0 2,5
Затрудняюсь ответить 4,0 3,6 6,1 10,0 10,0 6,7
«Мои навыки работы с компьютером и Интернетом помогут мне в дальнейшем при поступлении в вуз или техникум (колледж)»
Абсолютно согласен 32,0 35,7 31,8 31,8 41,8 39,3
Скорее согласен 28,0 39,3 40,9 34,5 31,1 32,7
Скорее не согласен 12,0 12,5 12,1 10,0 10,1 10,4
Не согласен 16,0 7,1 6,1 6,4 5,6 6,1
Затрудняюсь ответить 12,0 5,4 9,1 17,3 11,3 11,5
Итого 100 100 100 100 100 100
«Без хороших навыков работы с компьютером и Интернетом в современном мире невозможно достичь успеха»
Абсолютно согласен 48,0 32,1 28,8 25,5 34,2 33,0
Скорее согласен 24,0 42,9 36,4 36,4 36,6 36,6
Скорее не согласен 4,0 16,1 22,7 19,1 15,0 15,8
Не согласен 16,0 5,4 7,6 5,5 6,6 6,7
Затрудняюсь ответить 8,0 3,6 4,5 13,6 7,6 7,9
Анализ показал, что стиль поведения родителей по отношению к времяпрепровождению детей в Интернете определяется рядом факторов, которые можно разделить на две группы — особенности школьника и особенности семьи.
К особенностям школьника относятся его пол, класс обучения (который, безусловно, связан с возрастом), успеваемость. Чем старше класс (соответственно, старше возраст школьника), тем чаще родители применяют неограничивающий стиль: не ограничивают время нахождения в Интернете по отношению к 56,1 % учащихся 8-х классов, 73,9 % девятиклассников, 77,6 % десятиклассников и 85 % одиннадцатиклассников. Что касается влияния пола, то неограничивающий стиль значительно чаще применяется в отношении девушек (78,1 %), чем юношей (60,7 %). Среди юношей чаще встречался ответ, что родители ограничивают время в Интернете в зависимости от успеваемости.
Чаще применяют ограничивающий или запретительный стили поведения родители тех детей, у кого успеваемость ниже — если среди родителей отличников таких всего четверть (25,5 %), то среди родителей троечников — 39,6 %, при этом ограничения в основном носят характер наказания — 20,8 % троечников указали, что родители ограничивают время в Интернете в зависимости от их успеваемости.
Ко второй группе факторов — особенности семьи — мы отнесли количество детей в семье, место проживания, уровень жизни, обеспеченность цифровыми устройствами и особенности использования родителями ИКТ. Анализ не выявил существенных отличий между стилями поведения родителей школьников в зависимости от места проживания: неограничивающего стиля придерживаются 73,2 % городских родителей и 69,7 % проживающих в сельской местности.
Более значимым фактором оказалось количество детей в семье — в данном случае можно наблюдать практически прямую связь роста применения ограничивающего стиля с увеличением количества детей в семье. Так, по отношению к «единственным детям» родители более склонны применять неограничивающий стиль (75,7 %). В семьях, где детей двое, неограничивающий стиль применяют 70,7 % родителей, а в семьях с 4 детьми — 60,5 %. Обратная зависимость наблюдается с запретительным стилем — в семьях с 1 ребенком его придерживаются 1,1 % родителей, с 2 детьми — 1,6 %, с 4 детьми — 5,3 %, а 5 детьми — 15 % родителей.
Стиль поведения родителей также коррелирует с оценкой старшеклассниками уровня жизни семьи. Школьники, считающие, что их родители используют запретительный стиль, гораздо чаще выбирали вариант «Покупаем в основном только еду» (56 % против 41,4 % по массиву в целом) и значительно реже вариант «Купили автомобиль или квартиру» (8 % против 15,7 %) по массиву.
Проведенный анализ обеспеченности подростков гаджетами показал, что существует взаимосвязь между стилем поведения родителей и обеспеченностью семьи и подростка лично цифровыми средствами доступа в Интернет. Так, почти все опрошенные подростки указали, что у них есть личный смартфон, причем треть из них выходят в Интернет исключительно с этого гаджета. Настольные компьютеры находятся в личном пользовании у 26,9 % опрошенных школьников, у 43,4 % человек они есть в семье. Треть старшеклассников указали, что пользуются личными ноутбуками (нетбуками или
ультрабуками), 39,5 % — что такой гаджет есть в семье. В меньшей степени опрошенные школьники используют планшет (у 17,5 % есть личный планшет, у 27,9 % — семейный). При этом было выявлено, что намного чаще для подростков ограничивают время в Интернете в тех семьях, где гаджеты находятся в совместном пользовании. Так, например, владеют личным ноутбуком 36,5 % подростков, которым не ограничивают время в Интернете, и 19,1 % тех, кому время ограничивают в зависимости от успеваемости. Настольный персональный компьютер находится в общем пользовании семьи у 55,4 % подростков, которым устанавливают ограничения на каждый день, и у 41,7 % тех, кому время в Интернете не ограничивают.
Таблица 3
Взаимосвязь между стилями поведения родителей по отношению к времяпрепровождению детей в Интернете и положительными оценками школьников особенностей поведения родителей в отношении использования ИКТ, в % от числа ответивших
Запрещают проводить время в Интернете Устанавливают ограничения времени в Интернете на каждый день Ограничивают время в Интернете в течение учебной недели Ограничивают время в Интернете в зависимости от успеваемости Не ограничивают время в Интернете В целом по массиву
Мои родители на работе в основном работают с компьютером и Интернетом 60 50 50 42,7 54 45,1
Мои родители много своего свободного времени проводят за компьютером и в Интернете 52 25 24,3 22,7 23,6 24,5
Мои родители стараются быть в курсе технических новинок 56 44,7 50 33,6 45,5 44,6
Мои родители стремятся покупать новые, самые современные гаджеты 48 34 23,2 28,2 26,8 27,9
Мои родители хотят, чтобы я получил навыки работы с компьютером и Интернетом больше, чем дают в школе 52 48,2 34,9 41,9 39,6 40,3
Согласно нашей гипотезе, особенности применения родителями ИКТ выступают одним из ключевых факторов, определяющих их отношение к активности школьников в Интернете. Старшеклассникам в ходе опроса было предложено оценить, насколько они согласны с рядом утверждений, касающихся использования ИКТ их родителями: «Мои родители на работе в основном работают с компьютером и Интернетом»; «Мои родители много своего свободного времени проводят за компьютером и в Интернете»;
«Мои родители стараются быть в курсе технических новинок»; «Мои родители стремятся покупать новые, самые современные гаджеты»; «Мои родители хотят, чтобы я получил навыки работы с компьютером и Интернетом больше, чем дают в школе». Далее были построены корреляционные таблицы парных взаимосвязей, после чего в итоговой таблице (табл. 3) были представлены результаты сумм процентов ответов «абсолютно согласен» и «скорее согласен». Так, например, среди опрошенных подростков, считающих, что родители не ограничивают им время в Интернете, 54 % абсолютно согласны и согласны с утверждением о том, что их родители в основном работают с компьютером и Интернетом.
Достаточно интересной представляется взаимосвязь между стилем поведения родителей по отношению к времяпрепровождению детей в Интернете и особенностями использования родителями ИКТ. Из тех, кто придерживается запретительного стиля поведения, больше половины работают в основном с компьютером и Интернетом, а среди сторонников ограничивающего стиля — половина или менее. Среди сторонников запретительного стиля больше тех родителей, кто проводят много свободного времени с ИКТ (52 %), а среди придерживающихся неограничивающего стиля таких всего 23,6 %.
Если оценить эти данные в контексте с другими полученными данными, а также зная, что в территориях, в которых проводился опрос, почти нет работников высокотехнологичных отраслей экономики, можно было обоснованно предположить, что часть родителей запрещает детям проводить время в Интернете потому, что материально-технические возможности семьи не позволяют пользоваться цифровыми гаджетами и Интернетом всем членам семьи единовременно и в неограниченном количестве.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты носят достаточно дискуссионный характер. Запретительный стиль родителей если и встречается, то скорее связан с особенностью семьи — многодетностью и более низким материальным положением. По нашему мнению, преобладание неограничивающего стиля поведения родителей по отношению к активности старшеклассников в Интернете связано с целым рядом факторов: это и возрастные особенности старшеклассников, объективно влекущие за собой снижение возможностей родительского контроля; и растущая учебная необходимость в использовании компьютера и Интернета для самоподготовки; и в целом не сложившиеся пока у родителей, проживающих в средних и малых городах, оптимальные формы цифрового родительского посредничества. Безусловно, на отношении родителей сказалась и ситуация с пандемией COVID-19, из-за которой использование ИКТ стало повседневной необходимостью как для старших школьников, так и для самих родителей — как для учебы (работы), так и для общения и отдыха.
Выводы
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. В основном, по оценкам старшеклассников, их родители придерживаются неограничивающего стиля поведения по отношению к времяпрепровождению детей в Интернете. Часть родителей реализует частично-ограничивающий стиль цифрового посредничества, который может касаться установления ежедневных ограничений, связан-
ных либо с распределением нагрузки в рамках учебной недели, либо с успеваемостью. В наименьшей степени родители склонны проявлять запретительный стиль.
2. Хотя стиль поведения родителей по отношению к активности детей в Интернете оказывает определенное влияние на продолжительность времени, которое школьники проводят в сети, необходимо отметить, что запреты и ограничения не приводят к его существенному снижению. Однако применение ограничительных мер родителями снижает количество времени, которое подростки тратят в Интернете на развлекательные виды деятельности.
3. Применение родителями запретительного стиля приводит к тому, что старшеклассники в меньшей степени ощущают выгоды от использования Интернета как в учебной, так и в неучебной деятельности.
4. Применение родителями того или иного стиля поведения в отношении времяпрепровождения детей в Интернете коррелирует с мнением школьников о том, как навыки использования цифровых гаджетов влияют на различные сферы их жизни (см. табл. 2). Абсолютное большинство старшеклассников, родители которых придерживаются неограничивающего стиля, считают, что навыки работы с компьютером и Интернетом помогают им в учебе (94,3 % согласны с данным утверждением) и в хобби (76,3 % согласных), делают их жизнь интереснее (85,2 % согласных). Больше всего тех, кто не ощущает влияния навыков ИКТ на различные стороны своей жизни, оказалось среди тех школьников, чьи родители предпочитают запретительный стиль.
5. Стиль поведения родителей по отношению к времяпрепровождению старшеклассников в Интернете связан с особенностями самих подростков (пол, класс, успеваемость). Неограничивающие стратегии чаще применяются по отношению к девушкам, ученикам одиннадцатых классов, а также хорошо успевающим школьникам. Ча-стично-ограничивающее и запретительное поведение родителей во многом связано с уровнем учебной успешности подростков и используется в основном не как средство воспитания, а как средство наказания.
6. На стиль поведения родителей оказывают влияние такие факторы, как количество детей в семье, социально-экономическое положение семьи, обеспеченность цифровыми устройствами. В семьях с 1 ребенком преобладает неограничивающий стиль цифрового посредничества. Запретительный стиль скорее связан с социально-экономическим положением семьи — многодетностью и более низким материальным положением. При этом было выявлено, что намного чаще ограничивающие стили применяют родители в семьях, где цифровые устройства (ноутбуки, планшеты, настольные ПК) используются совместно всеми членами семьи, а не находятся в личном пользовании подростка.
7. Проверка гипотезы о том, что стиль поведения родителей по отношению к интернет-активности старшеклассников определяется особенностями использования родителями ИКТ, показала неоднозначные результаты. В целом сторонники неограничивающего стиля, по мнению опрошенных школьников, меньше используют ИКТ как в трудовой деятельности, так и в проведении свободного времени.
Направления дальнейших исследований о влиянии родителей на активность детей в Интернете связаны с имеющимися ограничениями данного исследования.
Во-первых, выборку составляли только ученики 8-11-х классов. Закономерно, что чем старше возраст школьников, тем меньше у родителей возможностей контролировать их поведение, в том числе и активность в Интернете. Необходимо формировать понимание того, как родители выстраивают и корректируют свое отношение к активности детей в Интернете по возрастным категориям детей, а также сам процесс того, как меняется это отношение в ходе взросления школьников. Однако в поле зрения ученых попадают в основном отдельные возрастные группы детей (например, дошкольники, подростки и т. д.).
Второе ограничение исследования связано с тем, что изучение мнения школьников проводилось без учета мнения самих родителей по данному вопросу. Представляется вполне вероятным, что мнения и оценки родителей и детей могут не совпадать. Кроме того, для более качественной и обоснованной оценки стилей цифрового посредничества родителей необходимы выявление и анализ социально-психологических характеристик семей, таких как восприятие родителями цифровых навыков своих детей; медийная грамотность и уровень цифровых навыков родителей; взгляды родителей на различные воздействия медиаконтента на их детей; стили воспитания детей; уровень участия и общения родителей и детей, мотивация родителей при использовании ими того или иного стиля цифрового посредничества и оценка ими результатов своего отношения к цифровой активности их детей.
Более углубленное исследование с учетом вышеуказанных факторов позволило бы не только расширить научно-теоретические представления о рассматриваемом вопросе, но и получить практические педагогические результаты, в частности, оценить, насколько применяемые родителями стили цифрового посредничества способствуют или не способствуют развитию их детей, в том числе их успеваемости и социально-психологическому благополучию, и разработать практические рекомендации по формированию оптимальных стилей цифрового посредничества родителей.
Список источников
[1] Vincent, J. Mobile Opportunities : Exploring Positive Mobile Opportunities for European Children / J. Vincent ; POLIS. - London : the London School of Economics and Political
Science, 2015. - URL: https://www.generazioniconnesse.it/_file/documenti/d%20_
POLIS_Vincent_Mobile-Opportunities_2015.pdf. - Text : electronic.
[2] Billington, C. How digital technology can support early language and literacy outcomes in early years settings : a review of the literature / С. Billington. - London : National Literacy Trust, 2016. - URL: https://cdn.literacytrust.org.uk/media/documents/2016_06_ 16_free_research_-_digital_technology_early_literacy_review_2016_oWCanmt.pdf. -Text : electronic.
[3] Nikken, P. Implications of low or high media use among parents for young children's media use / P. Nikken. - Text : electronic // Cyberpsychology : Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. Special Issue : Young Children's Use of Digital Media and Parental Mediation. - 2017. - Vol. 11, Issue 3. - URL: https://doi.org/10.5817/CP2017-3-1.
[4] Костина, С. Н. Цифровое неравенство школьников в условиях дистанционного обучения : кейс Пермского края / С. Н. Костина, О. Н. Новикова. - DOI 10.14529/ssh210310. - Текст : непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Социально-гуманитарные науки. - 2021. -Т. 21, № 3. - С. 77-86.
[5] Baumrind, D. Effects of authoritative parental control on child behavior / D. Baumrind. - DOI 10.2307/1126611. - Direct text // Child Development. - 1966. - № 37 (4). - Р. 887-907.
[6] Орлова, А. В. Стиль семейного воспитания как фактор, влияющий на развитие уверенности у детей школьного возраста / А. В. Орлова. - Текст : непосредственный // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2017. - Т. 6, № 3 (20). -С. 316-318.
[7] Internet parenting styles and the impact on Internet use of primary school children / M. Valcke, S. Bonte, B. De Wever, I. Rots. - DOI 10.1016/j.compedu.2010.02.009. - Direct text // Computers & Education. - 2010. - Ш. 55, Issue 2. - Р. 454-464.
[8] Клименко, В. К. Электронные устройства и ребенок : опосредующая роль родителей (по материалам зарубежных исследований) / В. К. Клименко, С. С. Савеныше-ва. - Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 4. -URL: https://mir-nauki .com/PDF/42P SMN420.pdf.
[9] Konok, V. Associations between child mobile use and digital parenting style in Hungarian families / V. Konok, N. Bunford, А. Miklosi. - DOI 10.1080/17482798.2019. 1684332. - Direct text // Journal of Children and Media. - 2020. - Ш. 14, Issue 1. -Р. 91-109.
[10] Livingstone, S. How Parents of Young Children Manage Digital Devices at Home : The Role of Income, Education and Parental Style / S. Livingstone, G. Mascheroni, M. Dreier [et al.]. - London, 2015. - URL: http://eprints.lse.ac.uk/63378/1/__lse.ac. uk_storage_LIBRARY_Secondary_libfile_shared_repository_Content_EU%20Kids%20 Online_EU_Kids_Online_How%20parents%20manage%20digital%20devices_2016.pdf. -Text : electronic.
[11] Clark, L. S. Parental mediation theory for the digital age / L. S. Clark. - Direct text // Communication Theory. - 2011. - Ш. 21. - Р. 323-343.
[12] The significance of cultural capital and parental mediation for digital inequity / A. H. Yuen, J. Park, L. Chen, M. Cheng. - DOI 10.1177/1461444816667084. - Direct text // New Media & Society. - 2018. - Vol. 20, Issue 2. - Р. 599-617.
[13] Adigwe, I. Identifying the Moderating and Mediating Variables in Parental Mediation Practices in Nigerian Families in the Digital Age / I. Adigwe. - DOI 10.1177/20563051211033817. - Direct text // Social Media + Society. - 2021. - Vol. 7, Issue 3. - Р. 323-343.
[14] Parental Behaviors and Involvement in Children's Digital Activities among Israeli Jewish and Arab Families during the COVID-19 Lockdown / G. M. Karabanov, M. Asaf, M. Ziv, D. Aram. - DOI 10.1080/10409289.2021.1882810. - Direct text // Early Education and Development. - 2021. - Vol. 32, Issue 6. - Р. 881-902.
[15] Warren, R. Multi-platform mediation : U.S. mothers' and fathers' mediation of teens' media use / R. Warren. - DOI 10.1080/17482798.2017.1349685. - Direct text // Journal of Children and Media. - 2017. - Vol. 11, Issue 4. - P. 485-500.
[16] Nikken, P. Developing scales to measure parental mediation of young children's internet use / P. Nikken, J. Jansz. - DOI 10.1080/17439884.2013.782038. - Direct text // Learning, Media and Technology. - 2014. - Vol. 39, Issue 2. - P. 250-266.
[17] Mascheroni, G. The mobile Internet : access, use, opportunities and divides among European children / G. Mascheroni, K. Olafsson. - Text : electronic // New Media & Society. -2015. - № 17. - URL: https://doi.org/10.1177/1461444814567986
[18] Shin, W. Parental mediation of children's digital technology use in Singapore / W. Shin, B. Li. - Text : electronic // Journal of Children and Media. - 2017. - Vol. 11, Issue 1. -URL: https://doi.org/10.1080/17482798.2016.1203807. - Published: 08.07.2016.
References
[1] Vincent, J. (2015). Mobile Opportunities: Exploring Positive Mobile Opportunities for European Children. London, the London School of Economics and Political Science. (In
English). Available at: https://www.generazioniconnesse.it/_file/documenti/d%20_
POLIS_Vincent_Mobile-Opportunities_2015.pdf
[2] Billington, C. (2016). How digital technology can support early language and literacy outcomes in early years settings: a review of the literature. London, National Literacy Trust. (In English). Available at: https://cdn.literacytrust.org.uk/media/documents/2016_06_16_free_research_-_digital_technology_early_literacy_review_2016_oWCanmt.pdf
[3] Nikken, P. (2017). Implications of low or high media use among parents for young children's media use. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. Special issue: Young Children's Use of Digital Media and Parental Mediation, 11(3). (In English). Available at: https://doi.org/10.5817/CP2017-3-1
[4] Kostina, S. N., & Novikova, O. N. (2021). Digital divide in distance learning: the case of Perm krai. Bulletin of the South Ural State University. Series: social sciences and the humanities, 21(3), pp. 77-86. (In Russian). DOI: 10.14529/ssh210310
[5] Baumrind, D. (1966). Effects of authoritative parental control on child behavior. Child Development, (37(4)), pp. 887-907. (In English). DOI: 10.2307/1126611
[6] Orlova, A. V. (2017). The style of family education as a factor affecting the development of confidence in children of school age. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 6(3(20)), pp. 316-318. (In Russian).
[7] Valcke, M., Bonte, S., De Wever, B., & Rots, I. (2010). Internet parenting styles and the impact on Internet use of primary school children. Computers & Education, 55(2), pp. 454-464. (In English). DOI: 10.1016/j.compedu.2010.02.009
[8] Klimenko, V. K., & Savenysheva, S. S. (2020). Electronic devices and the child: the mediating role of parents (based on materials from foreign studies). World of Science. Pedagogy and psychology, (4). (In Russian). Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/42P SMN420.pdf
[9] Konok, V., Bunford, N. & Miklosi, A. (2020). Associations between child mobile use and digital parenting style in Hungarian families. Journal of Children and Media, 14(1), pp. 91-109. (In English). DOI: 10.1080/17482798.2019.1684332
[10] Livingstone, S., Mascheroni, G., Dreier, M., Chaudron, S., & Lagae, K. (2015). How Parents of Young Children Manage Digital Devices at Home: The Role of Income, Education and Parental Style. London. (In English).
[11] Clark, L. S. (2011). Parental mediation theory for the digital age. Communication Theory, 21, pp. 323-343. (In English).
[12] Yuen, A. H., Park, J., Chen, L., & Cheng, M. (2018). The significance of cultural capital and parental mediation for digital inequity. New Media & Society, 20(2), pp. 599-617. (In English). DOI: 10.1177/1461444816667084
[13] Adigwe, I. (2021). Identifying the Moderating and Mediating Variables in Parental Mediation Practices in Nigerian Families in the Digital Age. Social Media + Society, 7(3), pp. 323-343. (In English). DOI: 10.1177/20563051211033817
[14] Karabanov, G. M., Asaf, M., Ziv, M. & Aram, D. (2021). Parental Behaviors and Involvement in Children's Digital Activities among Israeli Jewish and Arab Families during the COVID-19 Lockdown. Early Education and Development, 32(6), pp. 881-902. (In English). DOI: 10.1080/10409289.2021.1882810
[15] Warren, R. (2017). Multi-platform mediation: U.S. mothers' and fathers' mediation of teens' media use. Journal of Children and Media, 11(4), pp. 485-500. (In English). DOI: 10.1080/17482798.2017.1349685
[16] Nikken, P., & Jansz, J. (2014). Developing scales to measure parental mediation of young children's internet use. Learning, Media and Technology, 39(2), pp. 250-266. (In English). DOI: 10.1080/17439884.2013.782038
[17] Mascheroni, G., & Olafsson, K. (2015). The mobile Internet: access, use, opportunities and divides among European children. New Media & Society, (17). (In English). Available at: https://doi.org/10.1177/1461444814567986
[18] Shin, W., & Li, B. (2017). Parental mediation of children's digital technology use in Singapore. Journal of Children and Media, 11(1), pp. 1-19. (In English). DOI: 10.1080/17482798.2016.1203807
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 19.05.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 19.05.2022.