Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УМЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НАСТРОИТЬ СЕБЯ НА СХВАТКУ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ'

ВЛИЯНИЕ УМЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НАСТРОИТЬ СЕБЯ НА СХВАТКУ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДОИСТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЕДИНОК / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИКА / ТАКТИКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / НОЧНОЙ СОН / ТРЕВОЖНОСТЬ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еганов Александр Васильевич

Введение. Участие в соревновании вызывает у дзюдоистов нервно-эмоциональное напряжение и занимает все более значимое место в регуляции поведения спортсмена. При этом, даже у высококвалифицированных дзюдоистов, наблюдаются негативные психические состояния. Следовательно, для оптимизации психологической настройки на схватку спортсменов требуются специальные воздействия психологического характера. Цель исследования. Изучить влияние умения психологически настроить себя на схватку на характеристики подготовленности дзюдоистов. Методика и организация исследования. Диагностика психофизического состояния и соревновательной деятельности дзюдоистов изучались по методике самооценки по десятибалльной шкале. Результаты. Выявлено, что группа дзюдоистов с высоким умением психологически настроить себя на схватку, по сравнением с низким, превосходят на достоверном уровне по следующим показателям подготовленности: скоростным, скоростно-силовым способностям, объёму эффективной техники в положении борьбы стоя, надежности атаки в положении борьбы стоя, умению «навязывать» свою тактику, распределению сил в динамике схватки, психическому состоянию перед схваткой, более крепкому, полноценному сну в ночь перед соревнованием и интегральному показателю подготовленности спортивному результату. При этом имеют более низкую спортивно-личностную тревожность. Выводы. Выявленные закономерности позволили определить направленность педагогических воздействий на психическую сферу и на отдельные показатели физической, технической, тактической и психологической подготовки дзюдоистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Еганов Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABILITY TO PSYCHOLOGICALLY ADJUST ONESELF TO THE FIGHT INFLUENCE OVER JUDOKAS FITNESS CHARACTERISTICS

Introduction. Participation in the competition causes nervous and emotional tension among judo-kas and occupies an increasingly significant place in the regulation of athlete behavior. At the same time, even highly qualified judokas have negative mental states. Consequently, special psychological influences are required to optimize the psychological adjustment to the athletes' fight. Research aim is to study the influence of the ability to psychologically adjust oneself to the fight over judokas fitness characteristics. Research methods and organization. Judokas psychophysical state and competitive activity diagnostics were studied by the method of self-assessment on a ten-point scale. Results. It was revealed that a group of judokas with a high ability to psychologically adjust themselves to a fight, compared with a low one, are superior at a reliable level in the following fitness indicators: high-speed, speed-strength abilities, the volume of effective technique in the standing wrestling position, the reliability of the attack in the standing wrestling position, the ability to «impose» their tactics, the distribution of forces in the dynamics of the fight, the mental state before the fight, a stronger, full-fledged sleep the night before the competition and the integral indicator of fitness sports result. At the same time, they have lower sports and personal anxiety. Conclusions. The revealed patterns made it possible to determine the direction of pedagogical influences over the mental sphere and on individual indicators of physical, technical, tactical and psychological training of judokas.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УМЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НАСТРОИТЬ СЕБЯ НА СХВАТКУ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ»

кинематических параметров.

Одним из путей повышения скорости бега по прямой на наш взгляд является коррекция силовой асимметрии ведущих мышечных групп. В этой связи оценка влияния бега по прямой, ее роль в суммарном результате является необходимым компонентом уменьшения контрлатеральной силовой асимметрии с целью увеличения скорости бега по прямой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко Н.А. Анализ современных методик исследования техники движений конькобежцев (по материалам зарубежных источников) / Н.А. Дьяченко, Д.С. Рыбкин, А.И. Кузнецов // Труды кафедры биомеханики университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - Т. 13, № 1. - С. 26-35.

2. Катранов А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований : учебное пособие/ А.Г. Катранов, А.В. Самсонова ; СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - Санкт-Петербург, 2005. - 131 с.

3. Кузнецов, А.И. Силовая асимметрия как критерий оценки реализации двигательных программ в конькобежном спорте / А.И. Кузнецов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 2. - С. 19-23.

4. Морозова Е.А. Факторный анализ составляющих спортивного результата сильнейших конькобежцев мира на дистанции 500 м // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - № 1. - С. - 22-28.

REFERENCES

1. Dyachenko, N.A., Rybkin, D.S. and Kuznecov, A.I. (2019), "Analysis of modern methods of research technique of skaters movement (by material of foreign sources)", Trudy kafedry biomehaniki uni-versiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 13 No.1, pp. 26-35.

2. Katranov, A.G. and Samsonova, A.V. (2005), Computer processing of data from experimental studies, SPbGUFK im. P.F. Lesgaftб St. Petersburg.

3. Kuznecov, A.I. (2021), "Strength asymmetry as a criterion for evaluating the implementation of motor programs in speed skating", Physical culture, sport - science and practice, No. 2, pp. 19-23.

4. Morozova, E.A. (2017), "Factorial analysis of sports result components among the strongest speed skaters of the world at 500 meters distance", Russian Journal of Physical Education and Sport, No. 1, pp. 22-28.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.05.2022

УДК 796.853.23

ВЛИЯНИЕ УМЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ НАСТРОИТЬ СЕБЯ НА СХВАТКУ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ

Александр Васильевич Еганов, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Введение. Участие в соревновании вызывает у дзюдоистов нервно-эмоциональное напряжение и занимает все более значимое место в регуляции поведения спортсмена. При этом, даже у высококвалифицированных дзюдоистов, наблюдаются негативные психические состояния. Следовательно, для оптимизации психологической настройки на схватку спортсменов требуются специальные воздействия психологического характера. Цель исследования. Изучить влияние умения психологически настроить себя на схватку на характеристики подготовленности дзюдоистов. Методика и организация исследования. Диагностика психофизического состояния и соревновательной деятельности дзюдоистов изучались по методике самооценки по десятибалльной шкале. Результаты. Выявлено, что группа дзюдоистов с высоким умением психологически настроить себя на схватку, по сравнением с низким, превосходят на достоверном уровне по следующим показателям

подготовленности: скоростным, скоростно-силовым способностям, объёму эффективной техники в положении борьбы стоя, надежности атаки в положении борьбы стоя, умению «навязывать» свою тактику, распределению сил в динамике схватки, психическому состоянию перед схваткой, более крепкому, полноценному сну в ночь перед соревнованием и интегральному показателю подготовленности спортивному результату. При этом имеют более низкую спортивно-личностную тревожность. Выводы. Выявленные закономерности позволили определить направленность педагогических воздействий на психическую сферу и на отдельные показатели физической, технической, тактической и психологической подготовки дзюдоистов.

Ключевые слова: дзюдоисты, психологическая подготовка, поединок, соревновательная деятельность, техника, тактика, физическая подготовка, ночной сон, тревожность, спортивный результат.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p148-154

ABILITY TO PSYCHOLOGICALLY ADJUST ONESELF TO THE FIGHT INFLUENCE OVER JUDOKAS FITNESS CHARACTERISTICS

Alexander Vasilyevich Eganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

Introduction. Participation in the competition causes nervous and emotional tension among judokas and occupies an increasingly significant place in the regulation of athlete behavior. At the same time, even highly qualified judokas have negative mental states. Consequently, special psychological influences are required to optimize the psychological adjustment to the athletes' fight. Research aim is to study the influence of the ability to psychologically adjust oneself to the fight over judokas fitness characteristics. Research methods and organization. Judokas psychophysical state and competitive activity diagnostics were studied by the method of self-assessment on a ten-point scale. Results. It was revealed that a group of judokas with a high ability to psychologically adjust themselves to a fight, compared with a low one, are superior at a reliable level in the following fitness indicators: high-speed, speed-strength abilities, the volume of effective technique in the standing wrestling position, the reliability of the attack in the standing wrestling position, the ability to «impose» their tactics, the distribution of forces in the dynamics of the fight, the mental state before the fight, a stronger, full-fledged sleep the night before the competition and the integral indicator of fitness sports result. At the same time, they have lower sports and personal anxiety. Conclusions. The revealed patterns made it possible to determine the direction of pedagogical influences over the mental sphere and on individual indicators of physical, technical, tactical and psychological training of judokas.

Keywords: judokas, psychological training, fight, competitive activities, technique, tactics, physical fitness, night sleep, anxiety, sport result.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка к соревнованию вызывает у дзюдоистов нервно-эмоциональное напряжение и занимает все более значимое место в регуляции поведения спортсмена в процессе состязательной деятельности. Состязательная деятельность дзюдоистов связанна с контактом соперника и характеризуется многосторонним воздействием на занимающихся, требующим развития комплекса психофизических качеств и двигательных навыков.

Экстремальная ситуация, сложное сочетание физических, технических и психических предъявляемых к спортсмену требуют предельного напряжения физических и психических сил, на которые оказывают воздействий множество эндогенных и экзогенных сбивающих факторов. При этом, как показывает практика спорта, отмечает в своей работе В.Н. Смоленцева, даже у высококвалифицированных спортсменов на соревнованиях наблюдаются негативные психические состояния [9].

В условиях состязания сильным психогенным фактором, отрицательно влияющим на психические состояния, является чрезмерное волнение, тревога, эмоциональная не-

устойчивость, неуверенность, предстартовая апатия или лихорадка, и т. п. [3, 8, 10]. Вследствие этого эмоциональное состояние, проявляющееся у спортсмена незадолго до соревнований и во время их, становится менее устойчивым. В этот период усиливаются реакции тревожного ожидания, волнения, наблюдаются неадекватное реагирование на ситуацию в период подготовки к состязанию.

На предстартовое состояние спортсменов также оказывают влияние свойства личности, поскольку личность проявляется в относительном постоянстве ее психического склада. Следовательно, как отмечает С.Е. Бакулев с соавт., [1] это позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации спортивной деятельности.

В предстартовой ситуации может возникнуть психологическое состояние фрустрации как одной из форм проявляющееся в переживаниях, тревоге, раздражительности, вызывает изменения в различных системах организма (сердечно-сосудистой, вегетативной, эндокринной, мышечной), а эффективность деятельности спортивной деятельности значительно снижается. В нашей работе [12] показано, что мужчины с высоким уровнем умений оптимизировать психическое состояние при стрессе в сравнении с группой мужчин с низким уровнем достоверно имеют более высокие численные значения показателей: умение выхода из стрессовых ситуаций, умение регулировать эмоционально-волевую сферу и знание приёмов самоуправления стрессоустойчивостью.

Приближение ответственных соревнований усиливает напряжение в психической сфере организма спортсмена, сопровождаемое трудно управляемым эмоциональным волнением, мешающим многим спортсменам показать свой лучший результат [3]. Очевидно влияние предстартового психического состояния на результат спортивной деятельности [6, 7, 8].

Следовательно, для оптимизации психологической настройки на схватку спортсмену требуются специальные воздействия психологического характера. А.Г. Левицкий с соавт. [5] изучал влияние воздействия ментального тренинга на качественную активность проведения технических действий самбистов в стойке в условиях соревнований. Применение разработанной недельной программы ментального тренинга, в процессе педагогического эксперимента положительно повлияло на снижение чувства беспокойства, страха, психологию самбистов и как результата воздействий - на проведение бросков с более высокой качественной оценкой их выполнения.

Специальная психологическая подготовка, касающейся умения психологически настроить себя на схватку, направлена на формирование готовности к конкретному предстоящему соревнованию и поединку направлена на регуляцию готовности к наилучшему выполнению технических действий в конкретной ситуации.

Настраиваться психологически спортсмен может несколько недель. В период за 2-3 дня до начала состязания или непосредственно перед схваткой, у спортсмена отчетливее проявляются признаки соревновательной доминанты [4, с. 253].

При формировании готовности к поединку необходимо уделять умению у единоборцев регулировать свое эмоциональное состояние с целью сохранения психической энергии в предсоревновательный период и достижению мобилизационной готовности перед ответственным поединком, до и во время соревнований, настраиваться на поединок с основным соперником [7].

Для понимания сути проблемы, основываясь на теоретический анализ [9, 10, 11], не претендуя на введение нового определения понятия, уточним некоторые из них, как они нами понимаются в данной работе.

Умение психологически настроить себя на схватку в процессе состязательной деятельности, - это способность целостного функционирования психической сферы деятельности дзюдоиста отражающая в данном моменте времени её функциональные возможности актуальных и активизирующих функции нервной системы, уравновешивания организма с внешней и внутренней средой и способность мобилизовать свои психиче-

ские, технические и физические возможности в сложной экстремальной ситуации. Нервно-психическое состояние сопровождается с напряжением мускулатуры тела, лица, учащенным дыханием, концентрацией внимания или уверенностью в своих силах, на ощущении лёгкости, бодрости, уверенного взгляда и способности к их регуляции.

Психологическая подготовленность спортсменов высокой квалификации, может быть решающей в достижении высокого спортивного результата. Тем не менее, подготовке психологически настроить себя на схватку дзюдоистов пока не уделяется должного внимания.

Цель исследования. Изучить влияние умения психологически настроить себя на схватку на характеристики подготовленности деятельности дзюдоистов.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Материал был получен в период 2012-2022 годы в городе Челябинске на контингенте обследуемых сборных команд России, челябинской и тюменской, пермской областей, занимающихся дзюдо. В тестировании принимали участие спортсмены мужского и женского пола в количестве 53 дзюдоиста в возрасте от 17 до 26 лет, со стажем занятий от четырех до пятнадцати лет. Средний уровень спортивного результата в пределах первого спортивного разряда в количестве 17 человек в расчет не принимался.

Группа обследуемых была разделена на две подгруппы. В первую подгруппу вошли дзюдоисты с низким уровнем умения психологически настроить себя на схватку в количестве 14 спортсмена. Во вторую подгруппу вошли дзюдоисты с высоким уровнем умения психологически настроить себя на схватку в количестве 22 спортсмена.

По показателям роста, массе тела и возрасту статистически значимых различий между подгруппами не выявлено 0=0,25-1,49, при Р>0,15-0,81).

Оценка достоверности межгрупповых различий результатов констатирующего исследования проводилась по ^критерию Стьюдента для независимой выборки.

Диагностика психофизического состояния, соревновательной деятельности и спортивный результат дзюдоистов изучались по методике, предложенной в нашей работе [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты статистических сравнений двух групп дзюдоистов с высоким и низким уровнем умения психологически настроить себя на схватку свидетельствуют о том, что выявлены очевидные различия по показателям подготовленности. Как видно из таблицы группа дзюдоистов с высоким умением психологически настроить себя на схватку, по сравнением с низким, превосходят на достоверном уровне ^=-2,25-4,79, при Р<0,02-0,01) по следующим показателям подготовленности: скоростным, скоростно-силовым способностям, объёму эффективной техники в положении борьбы стоя, надежности атаки в положении борьбы стоя, умению «навязывать» свою тактику, распределению сил в динамике схватки, психическому состоянию перед схваткой, более крепкому, полноценному сну в ночь перед соревнованием и интегральному показателю подготовленности спортивному результату. При этом имеют более низкую спортивно-личностную тревожность.

Таблица - Результаты статистических сравнений показателей подготовленности двух групп дзюдоистов с высоким и низким уровнем умения психологически настроить себя на схватку, х±т_

Показатели подготовленности Умение психологич. настроиться на схватку г Р

Низкое, п=14 Высокое, п=22

Умение настраивать себя психологически на схватку 6,13±0,59 8,68±0,18 -5,02 <0,01

Уровень скоростных способностей 6,10±0,29 7,18±0,31 -2,38 <0,02

Уровень скоростно-силовых способностей 6,18±0,40 7,18±0,25 -2,25 <0,03

Объём эффективной техники в положении борьбы стоя 5,94±0,37 7,24±0,32 -2,61 <0,01

Надежность атаки в положении борьбы стоя 5,89±0,45 6,93±0,23 -2,26 <0,03

Надежность защиты в положении стоя 6,29±0,50 7,13±0,32 -1,49 >0,15

Показатели подготовленности Умение психологич. настроиться на схватку г Р

Низкое, п=14 Высокое, п=22

Объём эффективной техники в положении лёжа 6,09±0,51 6,15±0,52 -0,09 >0,93

Надежность атаки в положении лёжа 5,72±0,30 5,89±0,41 -0,29 >0,77

Надежность защиты в положении лёжа 7,57±0,35 7,41±0,44 0,26 >0,83

Умение «навязывать» сопернику свою тактику 5,67±0,42 7,32±0,34 -2,97 <0,01

Распределение сил в динамике схватки 6,14±0,43 7,23±0,31 -2,09 <0,04

Психическое состояние перед схваткой 6,23±0,44 8,23±0,25 -4,25 <0,01

Сон в ночь перед соревнованием 5,90±0,52 8,05±0,41 -3,19 <0,01

Тревожность спортивно личностная 22,8±1,08 16,7±0,73 4,79 <0,01

Спортивный результат 58,5±2,94 68,1±1,49 -3,22 <0,01

Примечание: х±т - среднее значение ± стандартная ошибка средней величины; t - двухвыборочный ^тест по критерию Стьюдента для независимой выборки; Р - уровень достоверности между группами; < - различия между группами статистически достоверны; > - различия между группами статистически недостоверны; - достоверные изменения выделены жирным шрифтом.

По показателям технической подготовленности надежности защиты в положении борьбы стоя, объёму эффективной техники в положении борьбы лёжа, а также надежности атаки и надежности защиты в положении лёжа, статистических различий между группами не выявлено. Это свидетельствует о том, что влияние умения психологически настроить себя на схватку на данные характеристики соревновательной деятельности дзюдоистов оказывают воздействие в меньшей мере.

Таким образом, результаты статистических сравнений выявили закономерности, оказывающие влияние умения психологически настроить себя на схватку на характеристики физической, технической, тактической и психологической подготовленности дзюдоистов проявляющиеся в условиях соревнований.

Выявленные закономерности позволяют определить направленность педагогических воздействий на различные системы организма, относящихся к психической сфере и разделам физической, технической, тактической, психологической подготовки, оказывающих положительное влияние на спортивный результат дзюдоистов. Следовательно, процесс обучения дзюдоистов должен быть направлен на формирование знаний, умений и навыков по каждому показателю. При формировании умения психологически настроить себя на схватку дзюдоист должны знать:

- методику регуляции скоростных, скоростно-силовых способностей с использованием мышечных ощущений групп мышц: рук, туловища, ног;

- использование в схватке имеющегося арсенала объёма эффективной техники и способов повышения надежности атаки в положении борьбы стоя;

- реализацию умений «навязывания» сопернику своей индивидуальной тактики ведения единоборства и распределению сил в динамике схватки;

- методику оптимизации психического состояния перед схваткой и умение его регулировать;

- средства регуляции спортивно-личностной тревожности;

- способы отхода к более полноценному сну в ночь перед соревнованием.

Дальнейший процесс психологически настроить себя на схватку дзюдоистов должен быть направлен на разработку индивидуальной методики на различных этапах подготовки, акцентируя внимание на соревновательный период. Обучение и формирование умений и навыков актуальных предстартовых состояний и их психорегуляции перед схваткой должен включать методику с применением наиболее эффективных средств и методов воздействия на психическую сферу, технику, тактику, включающих ментальный тренинг, аутогенную, психомышечную тренировку и другие методы воздействия.

ВЫВОДЫ

Дзюдоисты с высоким умением психологически настроить себя на схватку, по сравнением с низким, превосходят на достоверном уровне по следующим показателям

подготовленности: скоростным, скоростно-силовым способностям, объёму эффективной техники в положении борьбы стоя, надежности атаки в положении борьбы стоя, умению «навязывать» сопернику свою тактику, распределению сил в динамике схватки, психическому состоянию перед схваткой, более крепкому полноценному сну в ночь перед соревнованием и интегральному показателю подготовленности спортивному результату. При этом имеют более низкую спортивно-личностную тревожность.

Выявленные закономерности позволяют определить направленность педагогических воздействий на различные системы организма дзюдоистов, относящихся к психической сфере и разделам физической, технической, тактической, психологической подготовки, оказывающих положительное влияние на спортивный результат.

ЛИТЕРАТУРА

1. Система объективного контроля предстартового состояния в тхэквондо / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков, О.Е. Пискун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - 2 (132). - С. 46-49.

2. Еганов А.В. Теория и методика двигательной дихотомии в спортивных видах единоборств на этапах многолетней подготовки / А.В. Еганов : монография. - Челябинск : «Уральская Академия», 2021. - 232 с.

3. Еганов В.А. Аутогенная тренировка перед началом соревновательного боя / В.А. Еганов, П.В. Слепцов // Актуальные проблемы и перспективы развития студенческого спорта в Российской Федерации : Всерос. науч.-практ. конф. ; УралГУФК. - Челябинск, 2011. - С. 91-94.

4. Ильин Е.П. Состояние наивысшей готовности и работоспособности спортсмена / Е.П. Ильин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : хрестоматия по психологии / сост. И.П. Волкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 384 с.

5. Левицкий А.Г. Взаимосвязь дополненного ментального тренинга и технических действий в стойке / А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев, М.А. Ковалев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 86-91.

6. Лямзин Е.Н. Психологический настрой как один из факторов успешной тренировки / Е.Н. Лямзин, А.Л. Остраница, Г.С. Мариев // Актуальные исследования. - 2021. - № 38 (65). - С. 65-67.

7. Попова М.В. Психологическое сопровождение при формировании готовности к поединку у единоборцев-юниоров / М.В. Попова // Теория и практика физической культуры. - 2010. -№ 10. - С. 75-78.

8. Сабирова, И.А. Модальная индивидуализация психологических воздействий в стрелковом спорте / И.А. Сабирова, Г.Н. Германов, А.В. Черных, С.В. Седоченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 127-130.

9. Смоленцева, В.Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 13.00.04 (психол. науки) / Смоленцева Валентина Николаевна. - Санкт-Петербург, 2006. - 52 с.

10. Шумилин А.П. Концепция психолого-педагогического обеспечения предсоревнователь-ной подготовки дзюдоистов / А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, Г.Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 7. - С. 43-47.

11. Юров И.А. Психологическое сопровождение в спорте / И.А. Юров // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. - С. 75-76.

12. Eganov, A.V. Effect of permanent mood on the mental health of students / A.V. Eganov, V.S. Bykov, L.A. Romanova, V. Y. Kokin // Gazzetta medica italiana archivio per le scienze mediche : A Journal on Internal Medicine and Pharmacology. - 2018, SUSU. - Suppl 1. - №3. - Vol. 177. - рр. 40-42.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bakulev, S.E., Simakov, A.M., Pavlenko, A.V., Chistyakov, V.A., Piskun, O.E. (2016), "The system of the pre-start state objective control in taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), рр. 46-49.

2. Eganov, A.V. (2021), Theory and methodology of motor dichotomy in martial arts sports at the stages of long-term training, monograph, Ural Academy, Chelyabinsk

3. Eganov, V.A. and Sleptsov, P. . (2011), "Autogenic training before the competitive combat start", Actual problems and prospects for the development of student sports in the Russian Federation, All-

Russian Scientific and Practical Conference, UralSUPC, Chelyabinsk, рр. 91-94.

4. Ilyin, E.P. (2002), The state of the highest readiness and performance of an athlete, Sports psychology in the works of domestic specialists, textbook on psychology, comp. I. P. Volkova, Peter, St. Petersburg.

5. Levitsky, A.G., Matveev, D.A. and Kovalev, M.A. (2013), "The relationship of augmented mental training and technical actions in the stance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (103), рр. 86-91.

6. Lyamzin, E.N., Ostranitsa A.L., Mariev G.S. (2021) "Psychological attitude as one of the factors of successful training ", Current research, No. 38 (65), рр. 65-67.

7. Popova, M.V (2010) "Psychological support in the formation of readiness for a duel among junior martial artists", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, рр. 75-78.

8. Sabirova, I.A., Germanov G.N., Chernykh A.V., Sedochenko S.V (2014). "Modal individualization of psychological influences in shooting sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9(115), рр. 127-130.

9. Smolentseva, V.N. (2006), Psycho-regulation skills formation in the process of long-term training of athletes, dissertation, St. Petersburg.

10. Shumilin, A.P., Chikurov, A.I. and Babushkin, G.D. (2011), "The concept of psychological and pedagogical support of judokas pre-competitive training", Theory and practice of physical culture, No. 7, рр. 43-47.

11. Yurov, I.A. (2009), "Psychological support in sports", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, рр. 75-76.

12. Eganov, A.V., Bykov, V.S., Romanova, L.A., Kokin, V.Y. (2018), "Effect of permanent mood on the mental health of students", Gazzetta medica italiana archivio per le scienze mediche : A Journal on Internal Medicine and Pharmacology, SUSU. - Suppl 1, No. 3, Vol. 177, рр. 40-42.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.05.2022

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Алевтина Юрьевна Жмыхова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Анатольевна Ерохина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Владиславовна Антип-кина, старший преподаватель, Сергей Владимирович Небратенко, доцент, заслуженный тренер РФ, Астраханский государственный технический университет, Астрахань; Ольга Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань

Аннотация

В статье проводится анализ студентов технического университета по тестированию общего уровня физических кондиций (ОУФК), функциональным пробам и тестовым испытаниям нормативов «Готов к труду и обороне». Целью исследования, является овладение широким спектром концептуальных и методических подходов для оценки различных параметров физического развития и физической подготовленности студентов 1-3 курсов технического университета, в целях коррекции их физического развития, проверки эффективности средств и методов педагогического воздействия. Элективная дисциплина «Физическая культура и спорт» представлена в высших учебных заведениях как важнейший компонент целостного развития личности. Потребность в совершенствовании системы управления практических занятий в физическом воспитании студентов противопоставлена отсутствию практически рекомендаций, которые направленны на улучшения здоровья, физических и функциональных показателей студентов.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, физическая подготовленность, физические и функциональные показатели, анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.