Научная статья на тему 'Методика совершенствования средств формирования тактики проведения техническиех действий в дзюдо'

Методика совершенствования средств формирования тактики проведения техническиех действий в дзюдо Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
660
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЗЮДО / МЕТОДИКА / СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИКИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЗЮДОИСТЫ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оборин А. В.

Разработана методика совершенствования средств формирования тактики проведения технических действий в дзюдо, которая включает в себя специальные тренировочные задания и условия их применения в соревновательной схватке. Наибольший интерес представляет дальнейшая разработка и широкое использование в практике учебно-тренировочной работы метода заданий, который отражают интегральную подготовку дзюдоиста высокой квалификации, проводимую в виде схваток, максимально приближенных по своим параметрам к условиям соревнований, осуществляют совершенствование всех сторон подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика совершенствования средств формирования тактики проведения техническиех действий в дзюдо»

УДК 796.082

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ТАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕХ ДЕЙСТВИЙ В ДЗЮДО

А.В.Оборин

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России Пермь

THE METHODOLOGY OF THE MEANS FOR THE TACTICS OF TECHNICAL ACTIONS FORMATION IMPROVEMENT IN JUDO

A.V. Oborin

Perm Institute of Federal Services of Execution in Russia

Perm

Аннотация. Разработана методика совершенствования средств формирования тактики проведения технических действий в дзюдо, которая включает в себя специальные тренировочные задания и условия их применения в соревновательной схватке. Наибольший интерес представляет дальнейшая разработка и широкое использование в практике учебно-тренировочной работы метода заданий, который отражают интегральную подготовку дзюдоиста высокой квалификации, проводимую в виде схваток, максимально приближенных по своим параметрам к условиям соревнований, осуществляют совершенствование всех сторон подготовленности.

Ключевые слова: дзюдо, методика, средства формирования тактики, технические действия, дзюдоисты высокой квалификации.

Keywords: judo, methodology, the means for the formation of tactics, technical actions, highly qualified judoists.

Annotation. The methodology of of the means for the tactics of technical actions formation improvement in judo is developed, which includes special training exercises and the conditions of their use in the competitive fight. Further development and wide use of the training exercises of the method are of great interest as they show the integral training of highly qualified Judaists are held in the form of fights as close as possible to real conditions of competitions and provide the development of all components ofproficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Теоретические и экспериментальные исследования, обобщение опыта работы тренеров, анализ тренировочных занятий на уровне сборных команд показали недостаточную разработанность методики применения тренировочных средств (А.Н. Ленц, 1967; Р.А. Пилоян, Я К. Коблев, 1987; А.А.Новиков, Г.С.Туманян, 2000; В.И.Плотников, Р.М. Закиров, 2009; Dr.H. Müller-Deck, 2007; R. Ghetti, 2011 и др.). В практической работе тренеры применяют достаточно широкий круг специальных упражнений, однако методика их применения требует значительного пересмотра, дополнений, изменений. В принципе важно не только подобрать упражнения или специальные задания, способствующие изучению или совершенствованию техники и тактики борьбы, но и методически грамотно их применять. Методика подготовки - это, пожалуй, одно из узких мест при построении тренировочного

процесса. Анализ специальной литературы по единоборствам показывает, что методика применения упражнений описана крайне слабо и требует проведения дополнительных теоретических и экспериментальных исследований.

Цель исследования - повышение уровня сформированности тактики проведения технических действий дзюдоистов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование было проведено на базе ГБОУ ДОД «СДЮСШОР по дзюдо и самбо», государственного учреждения «Учебный центр олимпийской подготовки по дзюдо Челябинской области», спортивной базе «Олимпиец» Пермского края по подготовке дзюдоистов. В исследовании приняли участие члены сборных команд по дзюдо России, Пермского края, Челябинской области, Свердловской области, МОУ ДОД СДЮШОР «Виктория» г.Екатеринбург.

Тренировочные занятия проводились на протяжении учебного года. Занимающиеся по традиционной программе составили две контрольные группы. В опытной группе была предложена разработанная нами методика, способствующая целенаправленному формированию подготовительных технико-тактических действий (ПТТД), что явилось экспериментальным фактором в этой группе. Занятия осуществлялись по разработанной методике, включающей комплексы физических упражнений, направленных на формирование ПТТД дзюдоистов. Различия в методике тренировки заключались во включении в структуру занятий в опытной группе комплекса специальных заданий, направленных на формирование ПТТД дзюдоистов.

В контрольных группах целенаправленной работы не проводилось. Они занимались самостоятельно, формировали ПТТД по общепринятой методике (традиционной в данном коллективе) в отведенное время параллельно с опытной группой.

МЕТОДИКА

Методика применения средств в тренировочном процессе подготовки дзюдоистов заключается в следующем. Необходимо акцентировать внимание на те ПТТД, которые характерны для данного дзюдоиста, применяя методику использования средств тренировки на основе каких методов и методических приемов.

При формировании ПТТД применялись методы регламентированного упражнения и интервальный метод (в том числе повторные и комбинированные). Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений с регламентированными паузами отдыха.

При использовании этих методов упражнения могут выполняться как в равномерном (стандартном), так и в переменном (вариативном) режимах.

Однако следовало бы заострить внимание на методическом приёме - условиях выполнения упражнения (А.В.Еганов, 1985). В зависимости от условий так же, как и от методов при выполнении одного упражнения, можно получить различные сдвиги характеристик подготовленности, на которые они направлены. К тому же в дзюдо значение имеет партнер, с которым проводится основное тренировочное время по совершенствованию тактики борьбы: его вес, квалификация, морфологические особенности и асимметрия конечностей, манера ведения борьбы и др. С этой целью наиболее часто встречающиеся условия выполнения заданий вынесены отдельно. В таблице 1 представлены наименование, шифры и условия выполнения специальных педагогических заданий для совершенствования тактико-технического мастерства дзюдоистов.

Таблица 1

Наименование и шифры методических приемов выполнения специальных заданий по формированию тактических действий дзюдоистов высокой квалификации

Шифры задания дзюдоистам Наименование условий выполнения дзюдоистами специальных заданий

Атакующему Атакуемому

01 02 На месте

03 04 В движении

05 06 В низком темпе

07 08 В удобном темпе

09 10 В высоком темпе

15 16 С полным сопротивлением

11 12 Без сопротивления

13 14 С полусопротивлением

17 18 Спурт в начале задания

19 20 Спурт в середине задания

21 22 Спурт в конце задания

23 24 Соперник, более слабый по квалификации

25 26 Соперник, равный по квалификации

27 28 Соперник, более сильный по квалификации

29 30 Из удобного положения, захвата, стойки и др.

31 32 Из неудобного положения, захвата, стойки др.

33 34 Пассивная защита

35 36 Активная защита

27 38 Оценки на разряд выше

39 40 Оценки на разряд ниже

41 42 Партнер, более лёгкий по весу

43 44 Партнер, равный по весу

45 46 Партнер, более тяжелый по весу

47 48 Отдых до полного восстановления

49 50 Отдых до неполного восстановления

51 52 Соперник - «левостоечник», «правостоечник»

53 54 Соперник по росту высокий, равный, низкий

55 56 Соперник физически сильный, быстрый и т.д.

57 58 На краю, в центре татами

59 60 Дистанция: ближняя, средняя, дальняя

61 62 При выигранной (проигранной) ситуации

63 64 Из обусловленного (любого) положения

65 66 Медленно, средне, быстро

67 68 С двумя партнерами

69 70 В учебно-тренировочной схватке

71 72 В соревновательной схватке

73 74 Смена партнера через 1, 2, 3, 4, 5, мин.

Эти условия должны указываться при выполнении задания обоим дзюдоистам, тогда вариативность этих заданий будет намного больше, а задачи, решаемые при совершенствовании тактики, можно значительно расширять и дифференцировать, особенно при индивидуальной работе с дзюдоистами. Например, при совершенствовании контратакующих действий партнёру

ставят различные условия: с полусопротивлением, из удобного положения и захвата и левой стойки; соперник, более слабый по квалификации; на ближней дистанции, выполнять быстро. Подобные условия можно поставить и атакующему дзюдоисту (Табл.2).

Таблица 2

Примерная схема задания по формированию контратакующих действий в дзюдо

Наименование задания Условия и шифры выполнения задания атакующему дзюдоисту Условия и шифры выполнения задания атакуемому дзюдоисту

Ответ защите проведением контрприёма С полусопротивлением, отвечать любым броском, оценки на разряд выше, в учебно-тренировочной схватке, со сменой партнёра через 2 мин (шифры условий выполнения заданий: 13, 27, 63, 73) С полусопротивлением, из удобного положения и захвата и левой стойки; соперник, более слабый по квалификации; на ближней дистанции, выполнять быстро (шифры условий: 14, 24, 32, 38, 52, 56, 60, 73)

Далее представлен комплекс специальных заданий, направленный на формирование ПТТД в положении борьбы стоя в условиях целостной деятельности.

Специальные подготовительные упражнения («учи-коми»). Соперник выполняет подвороты на прием, атакуемый дзюдоист после каждого подворота применяет новую форму защиты.

Учебно-тренировочная схватка со сменой ролей через одну-две минуты борьбы с задачей: одну-две минуты атакованному только защищаться в пределах правил соревнований, атакующему провести прием на оценку, применяя свой индивидуальный комплекс ПТТД. Через одну - две минуты борьбы - смена ролей.

Учебно-тренировочная схватка (3-5 мин) с задачей создавать удобные ситуации для проведения приема атакующему, при этом атакуемому не проиграть оценку.

Учебно-тренировочная схватка в тройках (четверках) со сменой через одну-две минуты борьбы. Задача атакуемого - используя защиты, в пределах правил соревнований не проиграть оценку атакующему, применять излюбленное ПТТД.

Методика тренировки по формированию ПТТД дзюдоистов высокой квалификации с учетом вышесказанного предполагает следующую последовательность:

1. Выявить индивидуальную структуру ПТТД дзюдоиста, используя методику её определения.

2. Из имеющихся комплексов средств формирования ПТТД выбрать 10-15 комплексов, наиболее важных для дзюдоиста согласно выявленной структуре.

3. Ежедневно применять индивидуальные комплексы в тренировке, отводя на это 2-3 % тренировочного времени в основной части занятия.

4. Развивать физические качества, участвующех в реализации ПТТД.

Дзюдоисты должны выполнять приемы ПТТД в последовательно усложняемых условиях сопротивления и защиты, при повышенном утомлении и эмоциональном состоянии атакующего.

Процесс совершенствования ПТТД происходит в единстве с развитием необходимых физических качеств. Эти упражнения направлены на развитие быстроты, специальной выносливости, координационных способностей, силовых способностей и гибкости.

Количество повторений определяется надёжностью выполнения ПТТД. При применении разнообразных средств и методов совершенствования необходимо контролировать эффективность их воздействия на дзюдоиста. Если спортсмен должен совершенствовать быстроту защитного действия и если она уменьшается и выходит за допустимые пределы, то выполнение упражнения необходимо прекратить до восстановления сил (или снизить трудность задачи защищающемуся

дзюдоисту).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты формирующего педагогического эксперимента контрольных групп № 1, № 2 и опытной до эксперимента по всем показателям статистически значимых различий не выявили, что свидетельствует о равноценной форсированности групп и отвечает основным требованиям, предъявляемым к проведению подобных экспериментов.

Результаты формирующего педагогического эксперимента контрольной группы № 1 и опытной после эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты формирующего педагогического эксперимента контрольной группы № 1 и опытной после эксперимента (в баллах)

Показатели тактико-технической Контр № 1 Опытная t P

подготовленности после после

1. Активность атаки стоя 6,29±1,36 6,23±0,97 0,16 0,88

2. Надежность атаки стоя 6,76±1,20 6,63±0,78 0,39 0,70

3. Объём эффективной техники стоя 6,82±1,55 6,26±1,39 1,12 0,28

4. Комбинационность техники 4,91±1,47 6,16±0,96 3,12 0,01

5. Контратакующие действия стоя 4,59±1,62 5,83±1,24 2,65 0,02

6. Коэффициент асимметрии бросков 5,06±2,19 5,70±2,06 0,89 0,39

7. Надёжность тактики атаки стоя 5,88±1,83 7,21±1,47 2,44 0,03

8. Надёжность тактики защиты стоя 4,71±1,21 6,93±1,45 5,73 0,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Активность защиты стоя 6,35±1,58 6,65±0,99 0,67 0,51

10. Надежность защиты стоя 6,79±0,99 7,53±1,07 2,17 0,04

11. Связки «стоя-лёжа» 6,24±2,31 6,16±2,01 0,11 0,92

12. Надежность атаки лёжа 5,53±2,12 5,90±2,66 0,46 0,65

13. Объём эффективной техники лёжа 5,00±1,73 5,36±2,34 0,52 0,61

14. Надежность защиты лёжа 6,88±1,69 7,16±1,95 0,45 0,66

15. Импровизированность тактики 6,47±1,87 7,07±0,88 1,21 0,24

16. Умение «навязывать» свою тактику 6,53±1,70 7,56±1,03 2,22 0,04

17. Предпочтение оборонит. Тактики 5,26±1,44 4,87±1,68 0,75 0,46

18. Сформирован. тактики соревнований 6,32±0,95 6,75±1,15 1,20 0,25

19. Сформированность тактики схватки 5,97±1,04 6,80±0,88 2,65 0,02

20. Сформированность тактики броска 6,24±1,03 7,30±0,92 3,44 0,00

21. Распределен. сил в динамике схватки 6,29±0,92 6,83±1,12 1,57 0,14

22. Тактика от сложившейся ситуации 6,18±1,01 6,93±0,83 2,49 0,02

23. Теоретичекая подготовленность 7,31±1,20 7,37±0,78 0,15 0,88

24. Возраст 21,58±2,46 22,43±2,80 0,96 0,35

25. Спортивный результат по шкале 72,88±6,88 78,43±7,15 2,42 0,03

26. Спортивный результат по вопросам 19,59±3,06 23,51±7,26 2,10 0,05

Примечание: достоверные изменения выделены жирным шрифтом

В опытной группе статистически значимые положительные сдвиги произошли по ряду показателей, характеризующих комбинационность техники ^=3,12, при Р<0,01). До эксперимента этот показатель в контрольной группе № 1 составлял 4,91±1,47 баллов, а после него составил 6,16±0,96 баллов. Аналогичная картина выявлена и по показателям контратакующих действий, надёжности тактики атаки и защиты, надежности защиты в положении борьбы стоя, умении навязывать свою тактику, сформированности тактики проведения броска и схватки, тактики в зависимости от сложившейся ситуации и спортивного результата, оцениваемым по специальной

шкале. (1=2, 10-5, 73, при Р<0,01-0,05).

Результаты формирующего педагогического эксперимента контрольной группы № 2 и опытной после эксперимента представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты формирующего педагогического эксперимента контрольной группы № 2 и опытной после эксперимента

Показатели тактико-технической подготовленности Контр № 2 после Опытная после t P

1. Активность атаки стоя 6,59±1,33 6,23±0,97 0,91 0,38

2. Надежность атаки стоя 6,15±1,00 6,63±0,78 0,17 0,14

3. Объём эффективной техники стоя 6,24±1,52 6,26 ±1,39 0,06 0,95

4. Комбинационность техники 5,12±1,45 6,16 ±0,96 2,57 0,02

5. Контратакующие действия стоя 5,53±1,62 5,89±1,17 0,76 0,46

6. Коэффициент асимметрии бросков 4,88±2,03 5,70±2,06 1,19 0,25

7. Надёжность тактики атаки стоя 6,53±2,18 7,21±1,47 1,08 0,30

8. Надёжность тактики защиты стоя 4,94±1,68 6,93±1,45 4,12 0,00

9. Активность защиты стоя 6,41±1,23 6,65±0,99 0,64 0,53

10. Надежность защиты стоя 6,41±1,23 7,53±1,07 3,03 0,01

11. Связки "стоя-лёжа" 5,71±2,23 6,16±2,01 0,63 0,54

12. Надежность атаки лёжа 5,88±2,34 5,90±2,66 0,02 0,98

13. Объём эффективной техники лёжа 5,88±1,90 5,36±2,34 0,72 0,48

14. Надежность защиты лёжа 6,65±1,62 7,16±1,95 0,85 0,41

15. Импровизированность тактики 6,29±1,26 7,07±0,88 2,16 0,05

16. Умение «навязывать» свою тактику 6,18±1,70 7,56±1,03 3,03 0,01

17. Предпочтение оборонит. тактики 5,53±1,46 4,87±1,68 1,25 0,23

18. Сформирован. тактики соревнований 6,24±1,35 6,75±1,15 1,22 0,24

19. Сформированность тактики схватки 5,59±1,06 6,80±0,88 3,98 0,00

20. Сформированность тактики броска 6,53±1,28 7,30±0,92 2,09 0,05

21. Распределен. сил в динамике схватки 6,35±1,17 6,83±1,12 1,25 0,23

22. Тактика от сложившейся ситуации 6,65±1,27 6,93±0,83 0,78 0,45

23. Теоретическая подготовленность 7,00± 0,63 7,37±0,78 1,12 0,28

24. Возраст 21,89± 2,77 22,43± 2,80 0,57 0,58

25. Спортивный результат по шкале 72,18± 9,07 78,43± 7,15 2,33 0,03

26. Спортивный результат по вопросам 19,24± 5,08 23,51± 7,26 2,06 0,06

Примечание: достоверные изменения выделены жирным шрифтом

Как видно из таблицы 4, экспериментальная методика подтвердилась и во второй контрольной группе. Достоверные изменения были получены практически по тем же показателям, характеризующим уровень сформированности тактики. Перечислим эти показатели: комбинационность техники, надёжность тактики защиты стоя, импровизированность тактики, умение «навязывать» свою тактику, тактика проведения броска и схватки, и спортивному результату, оцениваемому по специальной шкале. (1=2,06-4,12 при Р<0,01-0,05). Следует отметить, что уровень спортивного мастерства дзюдоистов по методике оценки по вопросам был практически достоверным и составил 1=2,06, при Р>0,06.

Очевидные положительные изменения тактической подготовленности дзюдоистов оказали влияние на изменения спортивного результата в положительную сторону в опытной группе по сравнению с контрольной.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволили внедрить разработку по формированию тактики проведения технических действий дзюдоистов высокой

квалификации в практику физической культуры и спорта сборной команды по дзюдо России, Пермского края, Челябинской области, Свердловской области.

ВЫВОДЫ

В исследовании дзюдо недостаточно работ, посвященных формированию тактики подготовительных действий в соревновательной схватке. Особенно это касается вопросов планирования разделов и видов тактико-технической подготовки дзюдоистов разных возрастных групп. Разрешение имеющихся пробелов требует анализа, обобщения передового опыта работы тренеров, связанных с планированием времени в тренировочном процессе на изучение и совершенствование тактических действий в дзюдо.

Основное внимание должно уделяться совершенствованию индивидуальных ПТТД . В тренировке необходимо совершенствовать данные тактические действия, во время соревнований использовать преимущественно их. Способы тактической подготовки усваиваются вначале в облегченных условиях, когда партнер сохраняет необходимое положение дольше, чем во время соревновательной схватки. Окончательные навыки реализации плана шлифуются в учебно-тренировочных, тренировочных и контрольных поединках, проводимых по соревновательной формуле. Сначала надо провести тактическое действие на подводящих и контрольных соревнованиях и с более слабым соперником.

При подборе такого индивидуального комплекса следует обратить внимание на то, какие подготовительные действия у борца чаще всего получаются во время тренировочных и соревновательных схваток. В зависимости от методических приемов в единоборствах при выполнении одного упражнения можно получить различные сдвиги характеристик подготовленности. К методическим приемам, которые нужно учитывать, следует отнести вес и квалификацию партнера, манеру ведения борьбы и др. Эти условия ставят при выполнении задания обоим дзюдоистам, тогда вариативность этих заданий будет намного больше, а задачи, решаемые при совершенствовании тактики, можно значительно расширять и дифференцировать, особенно при индивидуальной работе с дзюдоистами.

Литература

1. Еганов, А.В. Эффективность средств повышения технического мастерства дзюдоистов высших разрядов / А.В.Еганов : Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1985. - 205с.

2. Закиров, Р.М. Методика обучения защитным тактико-техничесикм действиям в дзюдо / Р.М.Закиров : Дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп., 2009. - 158 с.

3. Коблев, Я.К. Борьба дзюдо / Я.К.Коблев, М.Н.Рубанов, В.М.Невзоров. - М. : Физкультура и спорт, 1987. -160с.

4. Ленц, А.Н. Тактика в спортивной борьбе / А.Н. Ленц - М. : Физкультура и спорт, 1967. - 152 с.

5. Новиков, А.А. Педагогические основы технико-тактического мастерства в спортивных единоборствах (на примере спортивной борьбы) : Автореф. дис. ... в виде науч. докл. д-ра пед. наук. - М., 2000. - 62 с.

6. Пилоян, Р.А. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств : Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Р.А.Пилоян. - М., 1985. - 48с.

7. Плотников, В.И. Выбор средств формирования тактики проведения технических действий в единоборствах // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы физического совершенствования курсантов военного института» / В.И.Плотников - Пермь: ПВИ ВВ МВД России. - 2009. - С.101-111.

8. Туманян, Г.С. Теория, методика, организация тренировочной, вне-тренировочной и соревновательной деятельности / Г.С.Туманян, В.В.Гожин // Соревновательная деятельность. - Кн. 11, - Ч. II. - М.: Советский спорт, 2000. - 40 с.

9. Ghetti, R. Judo. / Roberto Ghetti - Milano-Italia: De Vecchi, 2011. - s.126.

10. Müller-Deck, Dr. H. Der Weg zum Top-Judoka / Dr. Hans Müller-Deck. - Wien: Infostrada Sports, 2007. - s.280.

Bibliography

1. Eganov, A.V. The efficiency of the means of technical skills improvement of highly qualified judoists'/ A.V.Eganov: thesis of the candidate of pedagogics. - Moscow,1985. - 205p.

2. Zakirov, R.M. The methodology of teaching protective tactical and technical actions in judo/R.M. Zakirov: thesis of the candidate of pedagogics. - Maiykop, 2009. - 158 p.

3. Koblev, Y.K. Judo/Y.K.Koblev, M.N. Rubanov, V.M. Nevzorov. - Moscow: Physical culture and sport, 1987. -160p.

4. Lents, A.N. Tactics in wrestling/ A.N.Lents - Moscow: Physical culture and sport,1967. - 152 p.

5. Novikov, A.A. Pedagogical basis of tactical and technical mastery in martial arts (in terms of wrestling): synopsis of the dissertation as a working paper of the doctor of pedagogics. - Moscow, 2000. - 62 p.

6. Piloyan, R.A. Individualization of sportsmen' training in different kinds of martial arts: synopsis of the dissertation of the doctor of pedagogics / R.A.Piloyan. - Moscow, 1985. - 48p.

7. Plotnikov, V.I. The choice of the means of the technical actions tactics formation in martial arts// Collection of works of interuniversity scientific and practical conference "Urgent questions of physical improvement of defense Institute student"/ V.I. Plotnikov - Perm: Perm Defense Institute of Home Guard of Russian Interior Forces Ministry. - 2009. - P.101-111.

8. Tumanyan, G.S. Theory, methodology, organization of training, out-of-training, competitive activity/ G.S. Tu-manyan, V.V. Gozhin// Competitive activity. - Book 11, - Part II. - Moscow: Soviet sport, 2000. - 40 p.

9. Ghetti, R. Judo. / Roberto Ghetti - Milano-Italia: De Vecchi, 2011. - p.126.

10. Miller-Deck, Dr. H. Der Wegzum Top-Judoka / Dr. Hans M?ller-Deck. - Wien: Infostrada Sports, 2007. - s.280.

11. Ghetti, R. Judo. / Roberto Ghetti - Milano-Italia: De Vecchi, 2011. - p. 126.

12. Müller -Deck, Dr. H. Der Wegzum Top-Judoka / Dr. Hans Müller -Deck. - Wien: Infostrada Sports, 2007. - p.

280.

Статья поступила в редакцию: 28.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.