Научная статья на тему 'Влияние украинского кризиса на трансформацию политико-правовых основ внешней политики Украины (2014-2018 гг. )'

Влияние украинского кризиса на трансформацию политико-правовых основ внешней политики Украины (2014-2018 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
924
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНА / КРИЗИС / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Григоревская Алина Дмитриевна, Нахнюпа Анастасия Александровна, Смолик Надежда Григорьевна

Москва, Россия Аннотация. В данной статье речь идет об украинском кризисе и о том, как он повлиял на трансформацию политико-правовых основ внешней политики Украины в период с 2014-2018 гг. На протяжении всего кризиса вокруг Украины и особенно на его последних стадиях в преддверии президентских выборов в этой стране в конце марта 2019 г., возникло много острых споров по базовым вопросам международного права. Что такое «легитимное правительство»? Как понимать термин «несостоявшееся государство»? При каких условиях следует признать право на самоопределение? Все эти и многие не менее существенные вопросы возникали и в ходе предыдущих кризисов в бывшей Югославии, в Ираке, на Южном Кавказе, в Ливии, Сирии и т.д. Но именно украинский кризис выявил фундаментальную проблему мировой политики стремительную эрозию системы международного права, показал неспособность даже основных игроков договориться о единых для всех «правилах игры» в международной системе. Из перечисленных событий следует извлечь важный урок: мы сможем восстановить управляемость мировой политики только в том случае, если нам удастся восстановить универсальное понимание и применение базовых международно-правовых норм, регулирующих сферу безопасности. Их выборочное применение путь к хаосу и анархии. Украинский кризис стал яркой иллюстрацией того, что в теории международных отношений называют «непреднамеренной эскалацией». На протяжении длительного времени проблема ассоциативного статуса Украины при Европейском союзе рассматривалась как преимущественно технический вопрос. Но уже с февраля 2014 года проблема разрослась до вопроса о выборе экономической стратегии развития украинского государства. На следующем витке дело дошло до вооруженных столкновений и в итоге до силового захвата власти оппозицией. А с лета 2014 года ситуация в Украине вылилась в самый острый европейский кризис со времени окончания холодной войны. Главный урок для всего человечества: нельзя допускать раскручивание спирали кризиса, постоянно повышая ставки в надежде на быструю победу; на ранних стадиях развития кризисной ситуации гораздо легче достичь компромисса, учитывая интересы партнеров и при этом не жертвуя собственными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние украинского кризиса на трансформацию политико-правовых основ внешней политики Украины (2014-2018 гг. )»

ВЛИЯНИЕ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ (2014-2018 ГГ.)

А.Д. Григоревская, А.А. Нахнюпа, Н.Г. Смолик

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Аннотация. В данной статье речь идет об украинском кризисе и о том, как он повлиял на трансформацию политико-правовых основ внешней политики Украины в период с 2014-2018 гг.

На протяжении всего кризиса вокруг Украины и особенно на его последних стадиях в преддверии президентских выборов в этой стране в конце марта 2019 г., возникло много острых споров по базовым вопросам международного права. Что такое «легитимное правительство»? Как понимать термин «несостоявшееся государство»? При каких условиях следует признать право на самоопределение? Все эти и многие не менее существенные вопросы возникали и в ходе предыдущих кризисов - в бывшей Югославии, в Ираке, на Южном Кавказе, в Ливии, Сирии и т.д. Но именно украинский кризис выявил фундаментальную проблему мировой политики -стремительную эрозию системы международного права, показал неспособность даже основных игроков договориться о единых для всех «правилах игры» в международной системе. Из перечисленных событий следует извлечь важный урок: мы сможем восстановить управляемость мировой политики только в том случае, если нам удастся восстановить универсальное понимание и применение базовых международно-правовых норм, регулирующих сферу безопасности. Их выборочное применение - путь к хаосу и анархии.

Украинский кризис стал яркой иллюстрацией того, что в теории международных отношений называют «непреднамеренной эскалацией». На протяжении длительного времени проблема ассоциативного статуса Украины при Европейском союзе рассматривалась как преимущественно технический вопрос. Но уже с февраля

2014 года проблема разрослась до вопроса о выборе экономической стратегии развития украинского государства. На следующем витке дело дошло до вооруженных столкновений и в итоге до силового захвата власти оппозицией. А с лета 2014 года ситуация в Украине вылилась в самый острый европейский кризис со времени окончания холодной войны. Главный урок для всего человечества: нельзя допускать раскручивание спирали кризиса, постоянно повышая ставки в надежде на быструю победу; на ранних стадиях развития кризисной ситуации гораздо легче достичь компромисса, учитывая интересы партнеров и при этом не жертвуя собственными.

Ключевые слова: Украина, кризис, внешняя политика, национальная безопасность, национальные интересы, законодательство.

THE IMPACT OF THE UKRAINIAN CRISIS ON THE TRANSFORMATION OF POLITICAL AND LEGAL BASES OF

FOREIGN POLICY OF UKRAINE (2014-2018)

A.D. Grigorevskaya, A.A. Nahnupa, N.G. Smolik

Abstract. This article deals with the Ukrainian crisis and how it influenced the transformation of the political and legal foundations of the Ukraine's foreign policy from 2014-2018.

During the crisis around the Ukraine, and especially in its last stages on the eve of the presidential elections in this country at the end of March 2019, there have been many heated debates on basic issues of international law. What is this "legitimate government"? How to understand the term "failed state"? Under what conditions should one recognize the right to self-determination? All these and many equally important questions arose during previous crises - in the former Yugoslavia, in Iraq, in the South Caucasus, in Libya, Syria, etc. But it was the Ukrainian crisis that revealed the fundamental problem of global politics - the rapid erosion of the international law system, showed the inability of even the main players to agree on the same "rules of the game" in the international system. An important lesson should be learned from these

events: we will be able to regain control over world politics only if we succeed in restoring a universal understanding and application of the basic international legal norms governing the security sphere. Their selective application is the path to chaos and anarchy.

The Ukrainian crisis has become a vivid illustration of what the theory of international relations calls "unintended escalation". For a long time, the problem of the associative status of the Ukraine in the European Union was viewed as a primarily technical issue. But since February 2014, the problem grew to the question of choosing an economic strategy for the development of the Ukrainian state. At the next stage, it came to armed clashes and, as a result, to forceful seizure of power by the opposition. And since the summer of 2014, the situation in the Ukraine has turned out to be the most acute European crisis since the end of the Cold War. The main lesson for all mankind: one should not allow the unwinding of the crisis spiral, constantly raising the stakes in the hope of a quick victory; in the early stages of a crisis situation, it is much easier to reach a compromise, taking into account the interests of the partners without sacrificing one's own.

Kew words: the Ukraine, crisis, foreign policy, national security, national interests, legislation.

Утвержденная Указом Президента Украины № 287/2015 от 26 мая 2015 г. Стратегия национальной безопасности Украины закрепила безальтернативное направление украинского правительства на противодействие российской долговременной угрозе и интеграцию в евроатлан-тическую систему безопасности с опорой на ЕС и НАТО. Агрессивные акции со стороны России исполняются для истощения экономики государства Украина и подрыва её общественно- политической константности для уничтожения государства Украина и захвата ее территории, а именно: военная агрессия, участие регулярных войск, советников, инструкторов и наемников в боевых действиях на территории Украины; разведывательно-подрывная и диверсионная работа, действия, нацеленные на разжигание межэтнической, межконфессиональной, общественной вражды,

блокирование попыток Украины по противодействию монополизации стратегических отраслей экономики российским капиталом, торгово-экономическая война; информационно-психологическая война, унижение украинского языка и культуры и

др.1

Из Стратегии в целом следует, что Украина будет базировать свою внешнюю политику и политику безопасности на антироссийской платформе. Стратегия Украины базируется не только на евроатланти-ческом выборе, сколько на антироссийской ориентации, принятая Стратегия не хочет нормализации российско-западных отно-шений2. Киев сегодня не хочет обеспечить мирное политическое урегулирование внутриукраинского конфликта, он не заинтересован в уменьшении западной жесткости на российском направлении; более того острота конфликта есть сегодня способ завоевания поддержки со стороны Запада. Украина обращена на сворачивание политики сотрудничества с «агрессором», предполагает торгово-экономическую информационно-психологическую войны, разворачивание разведывательно-

контрразведывательной борьбы3.

Украина, стремясь подтвердить свой партнерский ресурс в качестве будущего участника евро-атлантических институтов (НАТО, в первую очередь), фактически предлагает им строить отношения на основе «доверительного партнерства» (союзника де-факто). Даже в «Национальной разведывательной программе», которая должна быть принята согласно Стратегии, будет предусмотрено укрепление взаимодействия с партнерскими спецслужбами госу-

1 Стратегия национальной безопасности Украины (пресс-релиз) 10/04/2015 Электронный ресурс. Режим доступа: http ://mediambo. org/2015/04/10/strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-ukrainyi-press-reliz/?lang=ru

2 Война с Россией как основа национальной безопасности Украины. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://politinform. su/politika/28641 -voyna-s-rossiey-kak-osnova-nacionalnoy-bezopasnosti-ukrainy.html

3 Стратегия национальной безопасности Украины. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. sq. com.ua/rus/news/obschestvo/27.05.2015 /strategiya_nacionalnoj_bezopasnosti_ukrainy/

дарств-членов НАТО на основе «конкретных мер построения взаимного доверия». Для России это означает, что, вне зависимости от конкретных перспектив членства Украины в НАТО (которые пока не рассматриваются в практическом плане), Украина де-факто становится геополитической зоной активности США и НАТО, включая новые ресурсы развития разведывательной деятельности на российском направлении и контроля киберпростран-ства. При этом отношения Украины с США и НАТО на основе «доверия», особенно в сфере сотрудничества органов разведки и спецслужб, дают им возможность соответствующего «гибкого присутствия», в том числе с учетом перевода такого специфического партнерства из поля договорного межгосударственного сотрудничество в сферы узковедомственного практического взаимодействия (и ограниченного контроля).

В Стратегии также говорится о необходимости проведения реформ в системе безопасности и обороны Украины, ввиду определенных угроз, политических целей и задач. Однако в условиях фактического отсутствия адекватной ресурсной базы (финансово-экономический, научно-

технический, административно- управленческий и кадровый потенциал, др.) в качестве главного «спонсора» реформ для Украины рассматривается Запад.

В Стратегии, говоря о приоритетах национальной безопасности Украины, подчеркивается, что для страны важно улучшить обороноспособность, которая подразумевает способность противостоять вооруженной агрессии. Для этого предполагается провести реформы в сфере Вооруженных сил Украины (ВСУ) - в соответствии с доктринами НАТО и с упором на переход на натовские стандарты и обеспечение «максимальной» оперативной взаимосовместимости.1

1 Данилов Д. Стратегия национальной безопасности Украины: возможные последствия для российско-украинских отношений. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analiti ka7an12.pdf.

Основные положения Стратегии дают России повод рассматривать данный документ как враждебный по отношению к России. Также негативно может быть рассмотрен данный документ в СМИ и в политико-дипломатической сфере. Вместе с тем, России следует проявить сдержанность и не вступать в конфронтацию с Украиной. Это принесло бы положительный результат и отвечало бы интересам России. Если российско-украинские отношения будут и дальше ухудшаться, то это приведет к усилению разногласий во взаимоотношениях России со странами Запада. Следует учитывать тот факт, что на внешнюю политику Украины оказывают влияние такие государства как США и государства, входящие в состав ЕС, а также международные организации (ООН, ОБСЕ, Совет Европы). Россия должна учитывать новые положения Стратегии национальной безопасности Украины и реформы, проходящие в Украине в политической и правовой сферах. По этой причине России необходимо пересмотреть следующие договорно-правовые документы, заключенные с Украиной, а именно: Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. Для этой работы можно сформировать специальную комиссию Госдумы РФ. По итогам представить выводы и оценки Президенту РФ, профильным органам российской исполнительной власти, а также украинской стороне. Важно критически и последовательно корректировать российскую политику и деятельность на украинском направлении (с учетом и во взаимосвязи с отношениями России с ведущими внешними игроками) в соответствии с анализом процесса реформирования сектора безопасности и обороны Украины (политико-правовой и законодательной базы, содержания, практической реализации).

Исходя из Стратегии в практической политике России важно исходить из декларированного намерения Украины максимально свернуть сотрудничество с Россией практически во всех сферах и противодействовать российскому присутствию на Украине (как в рамках курса на переход на стандарты ЕС и НАТО, так и в форме

«недопущения контроля стратегических отраслей капиталом государства-агрессора», «повышения стойкости национальной экономики от негативных внешних влияний», прекращения военно- технического сотрудничества, «преодоления зависимости от России в снабжении энергетическими ресурсами и технологиями», отказа от российского программного обеспечения, «эффективного применения» санкций и т.д.)1.

Военная доктрина Украины как составная часть концепции национальной безопасности этого государства есть совокупность принципов организации безопасности в стране средствами политических, дипломатических, экономических, военных мер. В настоящее время работает Военная доктрина Украины от 24 сентября г. утвержденная президентом П. Порошенко. По ней Украина обозначила своим военным противником Россию: «Украина будет считать своим военным противником другое государство (коалицию государств), действия которой (которых) квалифицируются законами или международно-правовыми актами как вооружённая агрессия»2. По этому документу для Украины страшны - вооружённая агрессия и нарушение территориальной целостности Украины, усиление военной мощи России в непосредственной близости к границе Украины, наличие военных в Приднестровском регионе Молдавии, усиление спецслужбами России разведывательно-подрывной работы на Украине для дестабилизации внутренней социально-политической ситуации в Украине, территориальные притязания России к Украине и др.3

1 Данилов Д. Стратегия национальной безопасности Украины: возможные последствия для российско-украинских отношений. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analiti ka7an12.pdf.

2 На Украине одобрена Стратегия нацбезопасности до 2020 г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://topwar.ru/74530-na-ukraine-odobrena-strategiya-nacbezopasnosti-do-2020-g.html

3Данилов Д. Стратегия национальной безопасности

Украины: возможные последствия для российско-украинских отношений. Электронный ресурс. Режим доступа:

Украина не элиминирует вероятности использования военной силы не только в случае внешней агрессии, но и для локализации и устранения внутреннего вооружённого конфликта. Заключение об использовании ВСУ и иных военных формирований при внешней агрессии, внутреннем вооружённом конфликте или другого президент Украины поступает согласно своим полномочиям. Комплектование ВСУ и в случае угрозы агрессии будет происходить по смешанному типу, в боевых формированиях будет наращиваться число призванных на службу военных по контракту. Комплектование небоевых воинских частей будет происходить в основном военнослужащими срочной службы и призванными по призыву при мобилизации4.

По новой Военной доктрине Украина определяет для себя ключевыми целями обострение сотрудничества с НАТО и достижение до 2020 г. полной совместимости ВСУ с такими же силами государствами-членами НАТО. Отрекаясь от внеблоково-го статуса государство Украина желает модифицировать подходы к обеспечению национальной безопасности, делая ударение на приоритет участию в развитии ев-роатлантической и европейской систем совместной безопасности. Государство Украина пойдет по пути интеграции в европейское политическое, экономическое, правовое пространство для приобретения членства в ЕС, усиления сотрудничества с НАТО для достижения путей, необходимых для членства в этой организации.

Усиление сотрудничества с НАТО дает возможность формирования многосторонних отношений, например в рамках Хартии об особом партнёрстве между Украиной и НАТО, программы «Партнёрство ради мира», Концепции оперативных возможностей НАТО, Процесса планирования и оценки Сил НАТО и Средиземноморского диалога, участие в общих с

http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analiti ka/an12.pdf.

4Русофобия как новое измерение стратегии национальной безопасности Украины. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www.posprikaz.ru/2014/12/rusofobiya-kak-novoe-izmerenie-strategii-nacionalnoj-bezopasnosti-ukrainy/

НАТО операциях, преобразование ВСУ для введения стандартов НАТО и др. 1

В выступлении П. Порошенко в Верховной Раде с ежегодным посланием «Об основах внутренней и внешней политики» в 2016 г. отметил, что в настоящее время максимум внимания уделяется позитивным сдвигам. Президент наметил реформы 2017-2018 гг., прояснил по темам земельной реформы, доли украинского языка в различных областях взаимодействия государства и церкви2.

Отмечалось, что курс на ЕС и НАТО необратим и важен. Украина должна во всем идти к европейским стандартам. Введение безвизовых поездок стало результатом трехгодичной реформаторской работы. Президент заявил, что не будет поддерживать вопросы, аналогичные э-декларированию, антидискриминационные поправки в Трудовой кодекс, полномочия НАБУ или НАПК, др. Что бы быть принятым в ЕС важно выполнить договор об ассоциации. Для Украины значима ассоциация с Шенгенской зоной; добавление к Таможенному союзу ЕС, Энергетическому союзу ЕС, общему авиационному пространству, Единому цифровому рынку. Президент отметил, что Украина формирует армию в строгом соответствии со стандартами НАТО, к которым Украина стремится и которые будут исполнены до 2021. Народ поддерживает желание правительства вступить в ЕС и присоединится к НАТО. 3

Земельная реформа на данный момент отсрочивается. После войны в Украине сильно понизился уровень жизни. Для государства сейчас важно бороться с коррупцией и идти к экономическим преобразованиям. Весной 2019 г. состоятся президентские выборы, осенью - парламентские.

1 Данилов Д. Стратегия национальной безопасности Украины: возможные последствия для российско-украинских отношений Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/analiti ka7an12.pdf.

2 Порошенко в Раде 06.09.2016: главные высказывая. Электронный ресурс. Режим доступа: Шр://]оЬ-sbu.org/poroshenko-v-rade-06-09-2016-glavnyie-vyiskazyivaya-40731.html

3 Там же.

Отмечается, что коррупция тесно переплетается с «друзьями» Президента В. Путина. Важным на данный момент является вопрос формирования особого антикоррупционного судебного органа, будет поддержана пенсионная реформа. Пенсионные увеличения не так велики, как могло бы обеспечить гражданам правительство, на данном этапе важны качественные изменения. Земельный рынок и приватизация являются методами притягивания к Украине современных инвестиций- об этом также сообщил президент в своем выступ-лении4.

В Конституцию на сегодня необходимо внести изменения о президентских полномочиях и снятии депутатской неприкосновенности. Работающая на данный момент модель не идеальна, демократия должна быть полной. Перечень полномочий главы Украины обязан быть полноценным для действенного исполнения всех функций Верховного Главнокомандующе-го.5

В своем ежегодном послании Поро-шенко упомянул о том, что упорядочен импорт книг из России, закупка книг должна производиться так что бы контрабанда книг не нивелировала результат стратегически верных решений. В 2016 г. на телеэкраны в Украине было выпущено 30 украинских фильмов, в 2017 г. 19 фильмов произведены при господдержке. Заботясь об украинском языке, страна развивает свой информационный культурный продукт на русском и других языках6.

Президент Украины сегодня обращает внимание Вселенского Патриарха на важность признания автокефалии Православной Церкви в государстве. Запрета в Украине на другие православные конфессии нет. Украинское государство изолировано от церкви, но оно не может бездейственно замечать, как иные государства употребляют зависимые от них церковные инсти-

4 Порошенко утвердил новую Стратегию национальной безопасности Украины. Электронный ресурс. Режим доступа: https ://korrespondent. net/ukraine/politics/3 519892-poшshenko-utverdyl-novuui-stratehyui-natsyomlnoi-bezopasnosty-ukrayny

5 Там же.

6 Там же.

туты для достижения собственных геополитических задач.1

Информационная война, появление фейковых новостей, рост манифестаций протеста, манипуляция праворадикальными взглядами, засылка диверсионных групп в государство Украину, подготовка террористических актов есть только силы Российского Кремля - открыто заявляет Президент Украины. Основная угроза, идущая от России военная. Москва не покидает Донбасс или Крыма. В то же время российско-белорусские учения "Запад-2017" есть угроза для Украины. Здесь возможна организация новых ударных групп войск для вторжения в границы Украины2

Украинские Вооруженные силы за три года возобновили боеспособность, усилили техническую оснащенность. Расходы на приобретение вооружений по сравнению с 2013 г. усилились в десять раз. Армия Украины по задачам Правительства должна выходить на уровень XXI в., потому что сейчас мы боремся средствами, относящимся к прошлому веку, Россия же хорошо поддерживает свою армию.3

Украинские Вооруженные силы за три года возобновили боеспособность, усилили техническую оснащенность. Расходы на приобретение вооружений по сравнению с 2013 г. усилились в десять раз. Армия Украины по задачам Правительства должна выходить на уровень XXI в., потому что сейчас мы боремся средствами, относящимся к прошлому веку, Россия же хорошо поддерживает свою армию. Цель Украины достичь революционного модифицирования в системе транзита, чтобы российский газ европейцы приобретали не на западной, а на восточной границе государства, Украина должна дать транзитные услуги не России, а ЕС.4

В своем выступлении с ежегодным посланием в Верховной Раде в 2016 г П. По-

1 Семь тезисов ежегодного послания Президента Порошенко в Верховной Раде. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ukranews.com/publication/2182-7-tezysov-ezhegodnogo-poslanyya-prezydenta-poroshenko-v-verkhovnoy-rad

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

рошенко отметил, что в атомной энергетике Украина должна уменьшить долю России до 40%, в этом усиливается доля предприятия "Westinghouse". Будет закупаться антрацит из США как замена российскому антрациту. Санкции сдерживают Россию, Россия садится за переговоры. Украина добивается только усиления санкций.5

Говоря о перспективах урегулирования ситуации на Донбассе, П. Порошенко декларировал главенствующий политико-дипломатический путь. Минские договоренности безальтернативные, с их помощью снизилось количество людских потерь на Донбассе, образовалась прочная международная коалиция. Ввод на всей оккупированной территории Донбасса «голубых касок» ООН было бы настоящим прорывом в ходе мирного урегулирования вопроса, сильным множителем деэскалации, сформировало благоприятные обстоятельства для достижения политического прогресса6.

Исходя из слов сказанных П. Поро-шенко в 2016 г., важными для Украины составляющими являются: 1) развертывание полноценной миротворческой миссии ООН на Донбассе для предоставления прочного мира и возрождения территориальной неделимости; 2) миссия ООН должна быть расположена на всей временно оккупированной территории, подключая неконтролируемый участок российско-украинской государственной границы; 3) в миссии не должны принимать участие представители России; 4) с боевиками никаких связей быть не должно; 5) это не может быть базисом для упразднения санкций против России7.

Как заявил президент Украины, его страна не сможет с помощью боевых действий выгнать РФ назад из Крыма. Украина должна создать такие условия, что бы Крым был бременем для России. Привлечение РФ к ответственности в этом вопросе как считает Украина временное явле-ние8.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Семь тезисов ежегодного послания Президента Порошенко в Верховной Раде. Электронный ре-

Таким образом, Украина не желает быть на стороне России, нацелена на интеграцию в ЕС, об этом говорят Стратегия национальной безопасности Украины 2015 г., Военная доктрина, принятая в 2015 г., выступление президента П. Порошенко в Верховной Раде с ежегодным посланием «Об основах внутренней и внешней политики Украины» от 6 сентября 2016 г.

Подводя итог данной главы, целесообразно сказать о том, что Украина только после событий 2014 г., так называемого, Евромайдана, определилась с курсом своей внешней политики. Весь постсоветский период своего развития это государство пыталось лавировать, играть на противоречиях соседей. Это преподносилось украинским руководством как многовекторная внешняя политика. Украинская действительность на протяжении четверти века представляла собой столкновение противоречивых идеологических построений, которые отражали взгляды различных политических сил. Это объясняет отсутствие прагматичного, реалистического и взвешенного внешнеполитического курса Украины. Но даже после государственного переворота 2014 г. Украина так и не встала на путь прагматизма и реализма в своей внешней политике. Напротив, возобладали конструкты и концепты, ведущие Украину назад, разрушающие это государство изнутри.

События осени 2014 г., когда решение правительства В. Януковича, остановившего процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, привели к политическому кризису и созданию нового правительства, состоявшего преимущественно из представителей оппозиционных партий, оказали серьезное влияние на основы внешнеполитической деятельности Украины. Как уже указывалось выше, приход к власти оппозиции привел к отходу от некоторых элементов, присущих внешней политики Украины.

Первым из них стал статус внеблоко-вости. Уже в ноябре 2014 г. новый Прези-

сурс. Режим доступа:

https://ukranews.com/publication/2182-7-tezysov-ezhegodnogo-poslanyya-prezydenta-poroshenko-v-verkhovnoy-rad

дент Украины П. Порошенко заявил, что внеблоковость Украины не дала стране гарантий безопасности и от нее нужно отказаться. 1

Соответственно, парламентское большинство приступило к выполнению пункта коалиционного соглашения, касающегося вступления Украины в НАТО. Законопроект об отказе от внеблокового статуса страны внесла в парламент фракция «Блок Петра Порошенко». По мнению автора законопроекта, эти меры должны «существенно усилить позиции Украины в вопросах обороны и безопасности в противостоянии российской агрессии».

Стоит отметить, что данное решение поддержали и другие члены коалиции уже заявили о готовности поддержать данный документ. Так, народный депутат В. Кириленко («Народный фронт») заявил: «Конечно, мы поддержим этот законопроект, ведь мы были одним из инициаторов четкой формулировки в коалиционном соглашении курса Украины на членство в НАТО»2.

Показательно, что решение о возможной отмене внеблокового статуса Украины поддержали и представители НАТО. Так, на итоговой пресс-конференции после заседания Комиссии Украина-НАТО на уровне глав МИД, генеральный секретарь Альянса Й. Столтенберг подтвердил, что во время беседы с министром иностранных дел Украины П. Климкин последний сообщил об отказе страны от внеблокового статуса, декларирует курс на усиление партнерства с НАТО. «Ранее Украина официально придерживалась позиции о внеблоковом статусе государства. Сейчас правительство сообщило, что Украина избавляется от данного статуса. Мы уважаем

1 Главные заявления Порошенко в Раде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.segodnya.ua/politics/pnews/glavnye-zayavleniya-poroshenko-v-rade-572718.html (дата обращения: 23.09.2018)

2Горова С. Позаблоковий статус Украни i забезпе-чення нацюнально1 безпеки [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://nbuviap.gov.ua/index.php?option=com_content& view=article&id=603:skasuvannya-pozablokovogo-statusu-ukrajini&catid=8&Itemid=350 (дата обращения: 23.09.2018)

такое решение. Если Украина подаст заявку на вступление в НАТО, мы его рас-смотрим»1, - резюмировал Й. Столтенберг.

Подобное изменение власти глубоко отразилось и на правовой составляющей внешнеполитической деятельности Украины. Так, 28 февраля 2014 г. было принято постановление Верховной Рады «Об Обращении Верховной Рады Украины к государствам-гарантам в соответствии с Меморандумом о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия», в котором ссылаясь на условия Будапештского меморандума, подписанного в 1994 г., Украина требовала прекратить от Рос-сиийской Федерации действия, которые можно расценить как вмешательство во внутренние дела государства, и призывала другие страны-гаранты поддержать украинскую позицию в ОБСЕ и ООН2. 2 марта это постановление было дополнено другим дополнением «Об Обращении Верховной Рады Украины к парламентам государств -гарантов безопасности Украины и международных организаций»3, в которых Киев призывал страны-гаранты Будапештского меморандума, а также все заинтересованные страны, отправить мониторинговые миссии для получения реальной информации о ситуации на Украине. Помимо этого, Киев предлагал создать специальную

1 Столтенберг Й. Если Украина подаст заявку на вступление в НАТО - мы ее рассмотрим [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eizvestia.com/zhizn-video/full/451-esli-ukraina-podast-zayavku-na-vstuplenie-v-nato-my-ee-rassmotrim-stoltenberg (дата обращения: 23.09.2018)

2Постанова Верховно! Ради Укра!ни Про Звернення Верховно! Ради Укра!ни до держав--гаранпв ввдповвдно до Меморандуму про гаранти безпеки у зв'язку з приеднанням Укра!ни до Договору про нерозповсюдження ядерно! збро! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eizvestia.com/zhizn-video/full/451 -esli-ukraina-podast-zayavku-na-vstuplenie-v-nato-my-ee-rassmotrim-stoltenberg (дата обращения: 23.09.2018)

3Постановление Верховной Рады Украины Об Обращении Верховной Рады Украины к парламентам

государств - гарантов безопасности Украины и международных организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=65814 (дата обращения: 23.09.2018)

группу для проведения переговоров о нормализации отношений с РФ.

В итоге 29 декабря 2014 г. П. Поро-шенко подписал принятый Верховной Радой 23 декабря, внесенный им законопроект об отказе от внеблокового статуса, а уже 24 апреля 2015 Президент Порошенко подписал программу сотрудничества с НАТО на год. В документе отмечалось, что Украина будет предоставлять альянсу поддержку в операциях по поддержанию мира и безопасности, самолетам НАТО было разрешено проводить наблюдательные полеты над украинской территории. Программа предусматривала появление в Украине военных советников из стран НАТО и проведения военных учений. Также стоит отметить, что 24 сентября 2015 г. была опубликована новая редакция Военной доктрины, по которой Украина считает приоритетной задачей углубление сотрудничества с НАТО и достижение до 2020 г. полной совместимости ВСУ с соответствующими силами стран-членов НАТО.

В 2015 г. произошло обновление одного из основных внешнеполитических документов - Стратегии национальной безопасности. 6 мая был принят Указ Президента «О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 мая 2015 года «О Стратегии национальной безопасности Украины»4, при чем если в случае с документами 2007 и 2012 г., они представляли собой одну Стратегию в разных редакциях, то новая Стратегия 2015 г. была принята с утратой силы предыдущей.

Ключевым отличием нового документа является его чрезмерная идеологизирован-ность, что видно в самой первой части документа. Приведем выдержку из новой Стратегии национальной безопасности:

«Революция достоинства (ноябрь 2013 г. - февраль 2014 г.) против коррумпированной власти, которая, сознательно игнорируя права, свободы и законные интересы

4Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внешнеполитического курса Украины» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://base.spinform.ru/show_doc.íWx?rgn=98400 (дата обращения: 23.09.2018)

граждан, под давлением извне пыталась помешать европейскому выбору украинского народа, открыла перед Украиной возможности для построения новой системы отношений между гражданином, обществом и государством на основе ценностей свободы и демократии.

Стремясь помешать воле украинского народа к европейскому будущему, Россия оккупировала часть территории Украины -Автономную Республику Крым и город Севастополь, решила военную агрессию на Востоке Украины и пытается разрушить единство демократического мира, ревизовать мировой порядок, сформировавшийся после окончания Второй мировой войны, подорвать основы международной безопасности и международного права, возможным безнаказанное применение силы на международной арене.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская угроза, что имеет долгосрочный характер, другие коренные изменения во внешней и внутренней среде безопасности Украины обусловливают необходимость создания новой системы обеспечения национальной безопасности Украины, которая предусматривает эта Стратегия^»1.

Из 5 абзацев раздела Общие положение, 3 не имеют прямого отношения к вопросам национальной безопасности, и сконцентрированы на критике предыдущего украинского правительства и деятельности Российской Федерации. При этом новая Стратегия также обладает широтой трактовок в рамках целей национальной безопасности Украины, которые в целом вновь сконцентрированы вокруг национального суверенитета и обеспечения благоприятных условий для деятельности украинского общества, с поправкой на необходимость вступления в такие структуры, как ЕС и НАТО. Большую часть документа составляет критика деятельности предыдущих правительств в сфере обеспечения национальной безопасности, а

именно неспособность преодолеть неэффективность государственного управления в данной сфере, неподготовленность Вооруженных сил Украины, а также общая несформированность сектора безопасности и обороны. В качестве ключевых решений данных проблем, авторами Стратегии выделяется необходимость сотрудничества с США и НАТО, и использование опыта Североатлантического альянса в деле создания новой системы национальной безопасности, способной повысить обороноспособность Украины. При чем подпункты «Интеграция в Европейский Союз» и «Особое партнерство с НАТО» являются составляющими раздела об основных формах деятельности Украины, направленных на обеспечение национальной безопасности, что дополнительно показывает прозападную политику новой власти в Киеве.

Красной линией через документ идет «российская угроза», которой выделен целый подпункт в разделе о актуальных угрозах национальной безопасности Украины. По мнению авторов документа, она выглядит следующим образом:

«Агрессивные действия России, осуществляемых для истощения украинской экономики и подрыва общественно-политической стабильности с целью уничтожения государства Украина и захвата ее территории, а именно:

• военная агрессия, участие регулярных войск, советников, инструкторов и наемников в боевых действиях на территории Украины;

• разведывательно-подрывная и диверсионная деятельность, действия, направленные на разжигание межэтнической, межконфессиональной, социальной вражды и ненависти, сепаратизма и терроризма, создание и всесторонняя поддержка, в том числе военная, марионеточных квазигосударственных образований на временно оккупированной территории части Донецкой и Луганской областей;

• временная оккупация территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, и дальнейшие действия по дестабилизации обстановки в Балто-Черноморско-Каспийском регионе;

1 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внешнеполитического курса Украины» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=98400 (дата обращения: 23.09.2018)

• наращивание военных группировок у границ Украины и на временно оккупированной территории Украины, в том числе размещение на полуострове Крым тактического ядерного оружия;

• блокирование усилий Украины по противодействию монополизации стратегических отраслей экономики российским капиталом, о лишении зависимости от монопольных поставок критической сырья, прежде всего энергетических ресурсов;

• торгово-экономическая война;

• информационно-психологическая война, унижение украинского языка и культуры, фальсификации украинской истории, формирования российскими средствами массовой коммуникации альтернативной к действительности искривленной информационной картины мира1 ».

Еще одним важным дополнением стало принятие Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внешнеполитического курса Укра-ины»2 6 июля 2017 г., согласно которому вносились изменения в два документа -Закон Украины "Об основах национальной безопасности Украины" от 2003 г. и Закон Украины "Об основах внутренней и внешней политики" от 2010 г., в результате чего указывалось, что одним из приоритетов национальных интересов Украины документом определяется интеграция в евроат-лантическое пространство с целью приобретения членства в НАТО. С этой целью Украина обязуется активизировать усилия по всему комплексу реформ, в том числе в сфере безопасности и оборонных секторах для достижения соответствия критериям членства в Альянсе.

1 Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внешнеполитического курса Украины» [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=98400 (дата обращения: 23.09.2018)

2Указ Президента Укра!ни. Про ршення Ради нацюнально! безпеки i оборони Укра!ни вщ 6 трав-ня 2015 року "Про Стратепю нацiонально! безпеки Укра!ни" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/U287_15.ht т1 (дата обращения: 23.09.2018)

21 июня 2018 г. был принят новый Закон «О национальной безопасности Украины», который заменил собой основополагающий документ в данной сфере - Закон «Об основах национальной безопасности Украины»3. Этим Законом определяются и разграничиваются полномочия государственных органов в сферах национальной безопасности и обороны, создается основа для интеграции политики и процедур органов государственной власти, других государственных органов, функции которых касаются национальной безопасности и обороны, сил безопасности и сил обороны, определяется система командования, контроля и координации операций сил безопасности и сил обороны, вводится всеобъемлющий подход к планированию в сферах национальной безопасности и обороны, обеспечивая таким образом демократического гражданского контроль над органами и формированиями сектора безопасности и обороны.

В новом документе дается новая трактовка традиционных для украинского пространства понятий. Так, по новому Закону, под национальной безопасностью понимается «защищенность государственного суверенитета, территориальной целостности, демократического конституционного строя и других национальных интересов Украины от реальных и потенциальных угроз», триада человек-общество-государство стало соотносится уже с понятием национальные интересы, под которыми подразумевались «жизненно важные интересы человека, общества и государства, реализация которых обеспечивает государственный суверенитет Украины, ее прогрессивный демократическое развитие, а также безопасные условия жизнедеятельности и благосостояние ее граждан»4. Кроме того, в документе выделены и другие виды безопасности, такие как военная, общественная, и государственная, а также выделена

3Закон Укра!ни. Про нацюнальну безпеку Укра!ни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T182469.ht т1 (дата обращения: 23.09.2018)

4Закон Укра!ни. Про нацюнальну безпеку Укра!ни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/T182469.ht т1 (дата обращения: 23.09.2018)

необходимость раздельной трактовки безопасности, в отличие от проблемного поля, т.к. киберпространства, экологии, информационного пространства и др.

Согласно новому Закону, государственная политика в сфере национальной безопасности и обороны направлена на защиту:

• человека и гражданина - их жизни и достоинства, конституционных прав и свобод, безопасных условий жизнедеятельности;

• общества - его демократических ценностей, благополучия и условий для устойчивого развития;

• государства - его конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности;

• территории, окружающей природной среды - от чрезвычайных ситуаций.

В качестве ключевых национальных интересов Украины выделяются более традиционные государственный суверенитет и территориальная целостность, а также новый пункт - интеграция Украины в европейское политическое, экономическое, и др. пространство, что подразумевает под собой интеграцию в рамках ЕС и НАТО. Кроме того, в новом Законе есть такое новшество, как раздел посвященный демократическому гражданскому контролю, т.е. мы можем видеть прямое влияние западной концепции, успешно реализуемой на Западе, которая подразумевает полный гражданский контроль над любой сферой безопасности, в том числе и военной.

Помимо этого, новый документ акцентирует в большой степени именно на военной и военно-технической составляющей национальной безопасности, т.е. развитие Вооруженных Сил Украины и укрепление сотрудничества на международной арене в военно-технической и военно-политических сферах, а также воссоздание системы гражданской обороны. В этой связи необходимо выделить, как в Законе трактуется термин «военная безопасность» — это «защищенность государственного суверенитета, территориальной целостности и демократического конституционного строя, и других жизненно важных национальных интересов от воен-

ных угроз»1. Таким образом, новый Закон стал более четки м и конкретным, по сравнению с документом 2003 г., однако он несет на себе большие влияние евроатлан-тических подходов к обеспечению безопасности, а также имеет большой перекос в более традиционный сферы безопасности, а именно военную, что является следствием сложившейся ситуации в двухсторонних отношениях с Россией.

Другой, новой политической реальностью для внешней политики Киева стало резкое ухудшение отношение с Москвой, что стало результатом неприятия итогов референдума в Автономной Республики Крым и разразившемся конфликте на юго-востоке Украины. Обе стороны ввели санкции друг против друга, а Украина, помимо этого, пошла по пути разрыва нескольких соглашений:

• 8 марта 2014 г. было объявлено о намерении Украины выйти из Содружества независимых государств по причине игнорирования обращений страны в связи с вооружённым нападением России;

• денонсация соглашения, позволявшего перевозить транзитом через украинскую территорию российские военные формирования в Приднестровье 8 июня 2015 г.;

• решение не пролонгировать Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной, подписанного 31 мая 1997 г. и являющегося одним из основополагающих соглашений в двухсторонних отношениях Киева и Москвы.

На этом фоне в Украине, после визита министра иностранных дел П. Климкина в Нидерланды в апреле 2015 г., в ходе которой он обсуждал «...идею формирования международной коалиции в поддержку независимости и территориальной целостности Украины»2, данная идея стала реально-

1 Закон Украши. Про нацюнальну безпеку Украши [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://search.ligazakon.ua/l_doc2. nsf/link1/T 182469.ht ml (дата обращения: 23.09.2018)

2Ктмкш в Нвдерландах обговорював формування м1жнародно! коалщп на шдтримку Украши [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

стью. И хотя данная коалиция носит неофициальный характер, т.е. она не инсти-туциализирована как иные коалиционные объединения, однако, по мнению Киева, она представляет собой объединение всех цивилизованных государств и усиление давление на тех, кто спонсирует дестабилизацию обстановку на юго-востоке Украины1. На сегодняшний день туда входят практически все страны-члены НАТО и ЕС, Ватикан, Австралия, Новая Зеландия и Япония, а также ряд финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк, ЕБРР) и правозащитных организаций (Human Rights Watch, Amnesty International).

В итоге можно сделать вывод, что политико-правовая основа внешней политики Украины очень сильно зависит от того факта, что Киев находится в центре ведущих тенденций мировой политики. В настоящее время международные отношения испытывают дальнейшую трансформацию в направлении изменения структуры и интенсификации процессов регионализации и фрагментации пространства, рост в регионах дестабилизирующих процессов, в частности международного терроризма как полноценной системной угрозы, а также миграционные процессы, эрозия международного права и неэффективность существующих многосторонних механизмов безопасности, которым отводилась роль противовеса анархичности международной среды.

При таких условиях происходит маргинализация Украины в мировой политике - от попыток выстроить внешнюю политику, ориентированную в первую очередь на защиту национальных интересов, Киев встал на исключительно прозападную позицию, чрезмерно вовлекаясь в интеграционные и двухсторонние отношения с организациями и странами Запада. От надежд на укрепление в роли государства среднего

https://www. eurointegration. com.ua/news/2015/04/17/ 7032982/ (дата обращения: 23.09.2018)

1 Порошенко срочно возвращается из Саудовской Аравии для проведения заседания СНБО по Мариуполю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.ua/ukraine/24jan2015/pp2rainbow. html (дата обращения: 23.09.2018)

уровня Украины, находясь в состоянии пермаментного конфликта с Россией, который идет на ее собственной территории, и отсутствии эффективных внутренних реформ, уверенно скатывалась к статусу слабого государства (failed state). События после 2014 г. показывают, что переформатирование системы международных отношений поставило ее в центр борьбы за сферы влияния, сделав насущной необходимости выработки адекватной внешнеполитической стратегии, чего сделать пока не удалось, в соответствии с ведущих тенденций мировой политики, среди которых: изменение роли США в международных процессах, трансформация международных отношений в европейском регионе, усиление влияния России на мировую политику, перенос эпицентра развития международных процессов в Индийско-Тихоокеанский регион и на Ближний Восток.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. -М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. — 496 с.

2. Курылев К.П. a Внешняя политика Украины в контексте формирования региональной системы безопасности в Европе. М. Издо-во РУДН, 2014. С. 114.

3. Курылев К.П. b Украинский кризис 2013-2014 гг. и «арабская весна» 2011 г.: сходство и различие // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. № 4. С. 25-38.

4. Курылев К.П. Украинский кризис и международная безопасность. — М.: ЛЕНАНД, 2018. — 272 с.

5. Курылев К.П. c Фактор Украины в обеспечении международной безопасности: региональный и глобальный уровни // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2014. № 2. С. 12-22.

6. Курылев К.П., Станис Д.В. d Этнокон-фессиональная ситуация на Украине как фактор внутриполитической неста-

бильности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5-3 (43). С. 114-117. 7. Станис Д.В., Курылев К.П. Влияние социально-экономической ситуации на Украине на ее внутриполитическую нестабильность // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 7-1 (45). С. 178-182.

Сведения об авторах: Григоревская Алина Дмитриевна, магистр в области международных отношений (e-mail: alinamalina@me.com); Нахнюпа Анастасия Александровна, бакалавр в области международных отношений (e-mail: anastasia2796@gmail.com); Смолик Надежда Григорьевна - старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН (nadian@list.ru).

REFERENCES

1. Vneshnyaya politika stran SNG: Ucheb. posobie dlya studentov vuzov / Red.-sost. D. A. Degterev, K. P. Kurylev. - M.: Iz-datel'stvo «Aspekt Press», 2017. — 496 s.

2. Kurylev K.P. a Vneshnyaya politika Ukrainy v kontekste formirovaniya re-gional'noj sistemy bezopasnosti v Evrope. M. Izdo-vo RUDN, 2014. S. 114.

3. Kurylev K.P. b Ukrainskij krizis 20132014 gg. i «arabskaya vesna» 2011 g.: skhodstvo i razlichie // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 4. S. 25-38.

4. Kurylev K.P. Ukrainskij krizis i mezhdu-narodnaya bezopasnost'. — M.: LE-NAND, 2018. — 272 s.

5. Kurylev K.P. c Faktor Ukrainy v obespechenii mezhdunarodnoj bezopas-nosti: regional'nyj i global'nyj urovni // Vestnik RUDN. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2014. № 2. S. 12-22.

6. Kurylev K.P., Stanis D.V. d Etnokonfes-sional'naya situaciya na Ukraine kak faktor vnutripoliticheskoj nestabil'nosti // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i is-

kusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 5-3 (43). S. 114-117. 7. Stanis D.V., Kurylev K.P. Vliyanie so-cial'no-ehkonomicheskoj situacii na Ukraine na ee vnutripoliticheskuyu nestabil'nost' // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2014. № 7-1 (45). S. 178-182.

About the authors: Alina Dmitrievna Grigorevskaya, Master in International Relations (e-mail: alinamalina@me.com); Na-khnyupa Anastasia Alexandrovna, Bachelor in International Relations (e-mail: anasta-sia2796@gmail.com); Smolik Nadezh-da Grigorievna - Senior Lecturer at the Department of Theory and History of International Relations of RUDN (nadian@list.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.