ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
УДК 621. 762.4. 621. 318. 12 DOI: 10.17213/0321-2653-2018-4-79-84
ВЛИЯНИЕ УДЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ НА ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПОРОШКОВОГО ЖЕЛЕЗОМЕДНОГРАФИТОВОГО СПЛАВА, ПРОПИТАННОГО СМАЗОЧНЫМ МАТЕРИАЛОМ С ДОБАВКОЙ ПАВ
© 2018 г. Б.Г. Гасанов, А.А. Азаренков, Е.В. Харченко, А.В. Скориков, Е.Р. Махмудова
Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия
INFLUENCE OF A SPECIFIC LOAD ON TRIBOTECHNICAL PROPERTIES OF POWDER IRON-COPPER-GRAPHITE ALLOY, IMPEDIATED WITH A LUBRICANT MATERIAL WITH A BASED SAS
B.G. Gasanov, A.A. Azarenkov, E.V. Harchenko, A.V. Skorikov, E.R. Mahmudova
Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia
Гасанов Бадрудин Гасанович - д-р. техн. наук, профессор, кафедра «Автомобили и транспортно-технологические машины и комплексы», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: [email protected]
Азаренков Андрей Александрович - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Автомобили и транспортно-технологические машины и комплексы», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: [email protected]
Харченко Евгений Вячеславович - доцент, кафедра «Автомобили и транспортно-технологические машины и комплексы», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: [email protected]
Скориков Александр Валентинович - д-р. техн. наук, доцент, кафедра «Технология машиностроения», ЮжноРоссийский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия.
Махмудова Елена Руслановна - аспирант, ЮжноРоссийский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия. E-mail: [email protected]
Gasanov Badrudin Gasanovich - Doctor of Technical Sciences, Professor, Department «Automobile Transport and Road Traffic Management», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: [email protected]
Azarenkov Andrey Alexandrovich - Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, Department «Automobile Transport and Road Traffic Management», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: [email protected]
Kharchenko Evgeniy Vyacheslavovich - Assistant Professor, Department «Automobile Transport and Road Traffic Management», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: [email protected]
Skorikov Alexander Valentinovich - Doctor of Technical Sciences, Professor, Department «Engineering Technology», Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia.
Makhmudova Elena Ruslanovna - Postgraduate Student, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia. E-mail: [email protected]
В парах трения порошковый материал - сталь в зависимости от состава сплава и смазочного материала протекают сложные физико-химические процессы, которые определяются параметрами нагружения, температурой в зоне контакта и другими внешними условиями. Это обуславливает необходимость более глубокого изучения механизма формирования вторичных структур в зоне трения в случае использования смазочных материалов, с добавками поверхностно-активных веществ. Установлено, что на триботехнические характеристики порошковых железомеднографитовых композиций влияет не только химический состав и технология получения материала, но и состав смазочного материала, применяемой для пропитки изделий из них. Показано влияние удельной нагрузки на механизм протекания физико-химических и трибомеханических процессов в зоне трения. Экспериментально установлено влияние ступенчатого приложения нагрузки на несущую способность порошковых антифрикционных материалов и формирование граничного слоя или промежуточных структур требуемой морфологии. Выявлено, что при ступенчатой нагрузке и постепенном повышении давления нагрузочная способность граничного слоя при испытании порошковых антифрикционных материалов возрастает с 11 -12 до 17 - 20 МПа.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
Ключевые слова: порошковый материал; смазочный материал; триботехнические свойства; удельная нагрузка; поверхностно-активное вещество; коэффициент трения; износостойкость.
Depending on the composition of the alloy and lubricant, complex physicochemical processes take place in friction pairs of powder material - steel, which are determined by loading parameters, temperature in the contact zone, and other external conditions. This necessitates a more in-depth study of the mechanism for the formation of secondary structures in the friction zone in the case of the use of lubricants, with the addition of surface-active substances. It has been established that the tribotechnical characteristics of powder iron-copper-graphite compositions are affected not only by the chemical composition and technology of the material, but also by the composition of the lubricant used to impregnate products made from them. The influence of the specific load on the mechanism of the physicochemical and tribomechanical processes in the friction zone is shown. The influence of the step load on the bearing capacity of powder antifriction materials and the formation of the boundary layer or intermediate structures of the desired morphology was experimentally established. It was revealed that with a step load and a gradual increase in pressure, the loading capacity of the boundary layer when testing powder antifriction materials increases from 11 - 12 to 17 - 20 MPa.
Keywords: powder material; lubricant; tribological propertie; specific load; surfactant; friction coefficient; wear resistance.
Введение
Эксплуатационные свойства пар трения и уплотнения машин и механизмов зависят от состава сплавов, наличия и вида смазочного материала, состояния поверхности в зонах контакта тел, РУ-параметра и т.д. [1 - 3]. В результате многократного колебания напряжений на пятнах контакта пар трения, температурных импульсов и природой физико-химических процессов, протекающих между материалами и окружающей средой, изменяется исходная структура материала в поверхностных зонах, что способствует образованию пограничного слоя и промежуточных структур разной природы, отличающиеся по свойствам от основного [4, 5]. Продукты износа могут ускорить износ и повысить коэффициент трения или, наоборот, обеспечить условия безызносного трения [6, 7]. Следовательно, интенсивность изнашивания материалов пар трения зависит не только от их состава, механических свойств, а также силовой и тепловой нагрузки узла, но и от физико-химических процессов, протекающих в процессе трения.
Известно, что параметр РУ характеризует нагрузочную способность антифрикционных материалов [2, 3]. Изменение параметра РУ в процессе работы машин может оказывать существенное влияние на коэффициент трения, интенсивность изнашивания и время приработки. Установлено, что при повышении удельной нагрузки в зоне контакта от 0,4 до 2,2 МПа коэффициент трения Fe - Гр композиций изменяется примерно в три, а бронзы - в два раза [6]. Это, по-видимому, связано с изменением условий трения, в том числе вероятен переход из жидкостного режима в граничный и (или) проте-
кания процесса схватывания в зонах ювенильно-го контакта пар трения.
От скорости скольжения зависит время взаимодействия единичной фрикционной связи пар трения в зонах точечных контактов, влияющее на механизм деформирования и разрушения материалов, соответственно, на интенсивность нагрева поверхностных слоёв трущихся тел [8]. При повышении температуры активируются химико-механические процессы и структурные превращения, что влияет на кинетику формирования промежуточных или вторичных структур [9, 10].
Целью работы является исследование влияния удельной нагрузки (давления) в зоне контакта пар трения «порошковый материал - вал» на триботехнические свойства и температуру железомеднографитовых сплавов, а также установление предельного значения нагрузки, при которой коэффициент трения стабилизируется.
Методика исследований
Кольцевые образцы (рис. 1) для исследований получали холодным прессованием из порошковой шихты, содержащей (%, по массе) 2,5 графита; 2,5 Си и остальное Fе. Прессовки спекали при 1100 °С 2 ч в среде диссоцированного аммиака. Их пористость после спекания составляла 18 - 22 %. В качестве контртела использовали вал из стали У8А твёрдостью ИЯС 55 и шероховатостью рабочей поверхности Яа=1 мкм.
Образцы для триботехнических испытаний изготовляли из кольца в виде сегмента, в котором сверлили глухое отверстие глубиной 6 - 8 мм под термопару (рис. 2).
В ходе испытаний измеряли момент трения М, Нм; линейный износ I, мм и температуру в зоне контакта 1, °С.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
10
в.
Рис. 1. Кольцевой образец после прессования и спекания
Момент трения измерялся механически, с помощью рычажного устройства, входящего в конструкцию машины трения МИ-1М, выходным элементом которого является самописец. Зависимость момента трения от времени испытания фиксировалась на диаграммной ленте. Коэффициент трения для каждого момента времени испытания рассчитывался по следующей зависимости:
М.
=
тр
N ■ r
где N - нагрузка на испытуемый образец; г = 25 мм - радиус вала.
Линейный износ измерялся с помощью индикаторной головки следующим образом. Индикаторная головка жёстко закрепляется на корпусе каретки машины трения над оправкой с образцом. Перед началом испытания оправка с жёстко закреплённым в ней образцом поворачивается образцом в сторону индикаторной головки таким образом, чтобы игла головки касалась поверхности трения образца, затем небольшим покачиванием оправки определяется максимальное показание индикаторной головки. После этого положение оправки фиксируется, а шкала головки выставляется на нулевое значение, далее оправку с образцом поворачивают в сторону контртела, фиксируют от поворота и проводят
испытание. По завершении испытания производят ещё один замер аналогичным способом. Линейный износ образца определяется как разность показаний индикаторной головки.
Температура в области трения измерялась с помощью термопары, конец которой вставлялся в глухое отверстие образца, и бытового муль-тиметра. Погрешность измерений температуры составляла 3 %. Значения температуры для каждого момента времени фиксировались вручную на диаграммной ленте.
Для оценки нагрузочной способности граничного слоя при испытании спеченного желе-зомеднографитового материала при трении образцы были пропитаны смесью олеиновой кислоты с глицерином (ПАВ) и масла И-30 в пропорции 50:50. Перед испытанием поверхность вала и образца смазывали этой же смесью. Нагрузку выбирали так, чтобы давление в зоне контакта можно было варьировать в пределах 5 - 22 МПа. Скорость скольжения в зоне фрикционного контакта оставалась постоянной (0,55 м/с). Трибо-технические характеристики определяли по результатам испытания двумя способами. По первому - использовали отдельные образцы для каждого значения нагрузки, по второму -нагрузку изменяли ступенчато, т.е. после того, как коэффициент трения стабилизировался, нагрузку повышали до следующего значения.
Результаты и их обсуждение
Анализ результатов экспериментальных исследований показал, что при давлении 5 МПа время приработки составило около 13 мин (рис. 3, кривая 1). При увеличении нагрузки до 11 МПа время приработки снизилось до 7 - 8 мин, но линейный износ после 30 мин испытаний возрастает с 0,025 до 0,090 мм (табл. 1). / 0.18 0,16 0.14 0,12 ОД 0.08 0.06 0,04 0,02 0
I 4
к /
I
4\
VN , ,3
1«
15
20
25
t, мин
Рис. 3. Зависимость коэффициента трения от времени испытания при давлении, МПа: 1 - 5; 2 - 8; 3 - 11; 4 - 14 / Fig. 3. Effect of pressure in the contact zone on the friction coefficient depending on the test time, MPa: 1 - 5; 2 - 8; 3 - 11; 4 - 14
ISSN 0S21-265S IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
TECHNICAL SCIENCE. 2018. No А
В случае, когда давление повышали до 14 МПа, момент сопротивления скольжению существенно возрастал, соответственно, увеличивался и коэффициент трения до 0,14. Это показывает, что режим трения от граничного перешел в сухое (трение без смазочного материала), т.е. при повышении давления выше 11 - 12 МПа не образуется или разрушается промежуточный слой в зоне контакта трущихся тел и создаются условия для микросхватывания. Установлено, что после испытания при давлении 14 МПа и выше на поверхности порошковых образцов появляются микробороздки.
Минимальное время приработки и стабилизации коэффициента трения наблюдается при давлении 11 МПа (рис. 3, кривая 3). Это можно объяснить тем, что в зоне локальных микроконтактов температура возрастает скачком, а средняя увеличивается с 25 °С при 5 МПа до 47 °С при давлении 11 МПа (табл. 1), оксидные пленки на поверхности частиц железа и меди быстрее разрушаются, протекает частичная деструкция ПАВ и создаются благоприятные условия для формирования граничного слоя.
Таблица 1 / Table 1 Влияние давления в зоне контакта пар трения на линейный износ, температуру и коэффициент трения испытуемого материала / The effect of pressure in the
zone of contact of friction pairs on linear wear, temperature and coefficient of friction of the test material
Давление в зоне контакта, МПа 5 8 11 14
Величина линейного износа порошкового сплава, мм 0,025 0,06 0,09 0,45
Максимальная температура, °С 28 43 47 88
Минимальный коэффициент трения 0,0025 0,0037 0,0031 0,141
Выявлено, что при подобных условиях молекулы ПАВ с длинной цепью (типа жирных кислот) ориентируются на поверхности меди и железа при расположении полярных карбоксильных групп непосредственно к металлу [2 - 4]. Этим следует объяснить существенное снижения коэффициента трения при установившемся режиме с 0,12 - 0,14 до 0,0025 - 0,0035 в случае, если давление в зоне контакта не превышает 10 - 12 МПа (табл. 1).
Некоторый рост износа с увеличением давления можно объяснить тем, что на этапе приработки интенсивно сминаются микронеровности на поверхности спеченного антифрикционного материала. Но, с другой стороны, при
развитии пластической деформации ускоряются процессы образования граничного слоя из металлических мыл, являющихся хорошими смазочными материалами. Поэтому время приработки с ростом давления до 11 МПа заметно снижается.
В случае повышения давления до 14 МПа наблюдается скачкообразный рост износа и коэффициента трения до 0,141, но продолжительность периода приработки составляет всего 4 мин (см. рис. 3, кривая 4). Очевидно, что такая величина давления является в данных условиях критической. Это можно объяснить тем, что в начале испытания из-за высокого давления температура в зоне контакта возрастает выше какого-то оптимального значения и образование вторичных структур, обеспечивающих низкие значения коэффициента трения и износа, затруднено или невозможно. Это способствует повышению коэффициента трения и температуры и в итоге приводит к качественно новому механизму процесса трения.
В процессе приработки, как и в послепри-работочный период, трущиеся поверхности, работающие в режиме граничной смазки, реагируют на изменение условий работы. Реакция три-босистемы во многом в таких случаях определяется составом материала трущихся пар и используемого смазочного материала. Для выявления изменения нагрузки на механизм формирования граничных слоев и реакции трибосистемы давление повышали ступенчато с интервалом в 20 мин непосредственно во время испытания.
В результате на первой ступени испытания при давлении 5 МПа обеспечивается приработка в течение 12 - 13 мин (рис. 4).
f 0,2 0,18 0.16 0.14 0.12 0.1 0,08 0,06 0,04 0,02 0
г
(
1 . А
\ 1 \ 2
V \
\ 1 i
V \ S
ч ^— ч
t, мин
Рис. 4. Изменение коэффициента трения сплава Fe + 2,5 Cu+2,5 Гр при ступенчатом изменении давления в зоне контакта, МПа: 1 - 5; 2 - 10; 3 - 17; 4 - 20 / Fig. 4. Change of the friction coefficient of the alloy Fe + 2.5 Cu + 2.5 Gy with a step change in pressure in the contact zone, MPa: 1 -5; 2 - 10; 3 - 17; 4 -20
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
Коэффициент трения снизился до 0,025 -0,003, что связано с формированием граничного слоя и промежуточных структур, активируемых наличием в смазочном материале поверхностно-активных веществ, и система способна длительно эксплуатироваться без ее обновления.
В случае ступенчатого повышения удельной нагрузки до 10 МПа после приработки на первой стадии 20 мин сила трения скачком возрастает, соответственно, повышается и коэффициент трения до значений 0,11 - 0,12 (см. рис. 4). Следовательно, протекает второй этап приработки идентично предыдущему, т.е. возрастание коэффициента трения и затем его снижение до 0,002 в течение 7 - 8 мин. Такое изменение три-ботехнических свойств можно объяснить тем, что граничные слои и промежуточные структуры, образующиеся в зоне трения при давлении 5 МПа, весьма тонки и, возможно, не сплошные. Поэтому при повышении удельной нагрузки до 10 МПа происходит их полное разрушение и процесс приработки начинается вновь.
При дальнейшем увеличении давления до 17 МПа коэффициент трения повышается с 0,002 до 0,012, а затем плавно снижается до 0,0047 в течение 14 мин, что свидетельствует о модификации предыдущих вторичных структур, происходящей без их полного разрушения (табл. 2). Из результатов экспериментальных исследований следует, что существенную роль в механизме трения и изнашивания играет трибосинтез, т.е. процесс образования в контактной зоне сплошной или фрагментальной прослойки, генерируемой взаимодействием антифрикционных и смазочных материалов с контактирующими поверхностями трибосоряжения.
Таблица 2 / Table 2 Температура и коэффициент трения в зависимости от удельного давления / Temperature and friction coefficient depending on the specific pressure
Давление в зоне контакта, МПа 5 10 17 20
Время достижения максимальной температуры, мин 2 23 44 70
Максимальная температура, °С 34 47 48 115
Минимальный коэффициент трения 0,0025 0,002 0,0047 0,167
После увеличения удельной нагрузки до 20 МПа в течение 2 - 3 мин коэффициент трения сначала незначительно повысился до 0,014 - 0,015, а затем скачком вырос до 0,16 - 0,17, далее стабилизировался на этом уровне. По-видимому, в течение первых двух минут после повышения
TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
давления происходит разрушение и деструкция отдельных фрагментов вторичных структур, а затем по мере разрушения и износа всего слоя наблюдается резкий скачок коэффициента трения, соответственно, повышается и температура до 117 °С. Это означает, что наступило экстремальное состояние трибосистемы, т. е. вследствие повышения удельной нагрузки и температуры для данной пары трения происходит интенсивное деформирование и деструкция граничных и поверхностных слоев, создаются условия для схватывания на микроконтактах пар трения.
Экспериментальные исследования трибо-технических свойств и структуры поверхности контакта железомеднографитовых образцов после испытаний показали, что имеются критические нагрузки для граничного смазочного слоя, выше которых возрастают интенсивность изнашивания, коэффициенты трения и тепловыделение на контакте. При достижении на контакте определённых температур и воздействия меха-нохимических факторов происходят к существенные изменения в структуре поверхностных слоёв пар трения, что приводит к изменению их функциональных свойств, при которых коэффициент трения и интенсивность изнашивания может скачкообразно изменяться. В проведенных исследованиях получены экспериментальные зависимости коэффициента трения и интенсивности изнашивания от температуры вблизи поверхности трения.
Выводы
1. В зоне трения порошковый материал -сталь протекают сложные физикохимические и трибомеханические процессы, которые возможно объяснить только влиянием составов используемых смазочных и триботехнических материалов. Выявлены критические значения удельной нагрузки, выше которых фрикционная теплостойкость промежуточных структур изменяется скачком.
2. Установлено, что триботехнические характеристики порошковых железомеднографи-товых композиций зависят не только от химического состава материала и технологии получения, но и от состава смазочного материала, применяемых для пропитки изделий из них.
Выявлено, что при одноразовой нагрузке критическое давление находится в интервале 11 - 14 МПа, а в случае постепенного повышении удельной нагрузки предельно допустимая нагрузка составляет 17-20 МПа. При ступенчатом повышении давления нагрузочная способность
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
порошковых антифрикционных материалов возрастает, если при этом создаются условия для формирования граничного слоя или промежуточных структур с требуемой морфологией.
Литература
1. Гаркунов Д.Н. Триботехника, износ и безызносность: учебник для вузов. М.: Изд-во МСХА, 2001. 616 с.
2. Гаркунов Д.Н. Избирательный перенос в тяжелонагру-женных узлах трения. М.: Машиностроение, 1982. 208 с.
3. Поляков А.А., Рузанов Ф.И. Трение на основе самоорганизации. М.: Наука, 1992. 135 с.
4. Jammely P., Mischler S., Landolt D. Electrochemical modeling of passivation phenomena in tribocorrosion // Wear. 2000. Vol. 237. P. 63 - 76.
5. Mukul Kabir and Abhijit Mookerjee Structure and stability of copper clusters: A tight-binding molecular dynamics study // PHYSICAL REVIEW A 69, 043203 (2004).
TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 4
6. Гасанов Б.Г., Азаренков А.А. Порошковые антифрикционные материалы и смазки для самоорганизующихся узлов трения / Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2004. Спец. вып. С. 118 - 123.
7. Механизм формирования слоев вторичных структур в паре трения «порошковый железомедный сплав - сталь» / Б.Г. Гасанов, А.А. Азаренков, Ж.В. Кравченко, Е.В. Хар-ченко // Проблемы трибоэлектрохимии: материалы меж-дунар. науч.-технич. конф., 16 - 19 мая 2006 года, г. Новочеркасск. Новочеркасск, 2006. С. 38 - 44.
8. Трибология: исследование и приложение: опыт США и стран СНГ / под. ред. В.А. Белого, Л. Ледемы, Н.К. Мыш-кина. М.: Машиностроение; Нью-Йорк: Аллертон пресс, 1993. 454 с.
9. Заславский Ю.С. Трибология смазочных материалов. М.: Химия, 1991. 240 с.
10. Дьячкова Л.Н., Дмитрович А.А. Структурные изменения порошковых композиционных материалов на основе железа и процесса изнашивания // Порошковая металлургия: республ. межвед. сб. науч. тр. Минск: Изд-во «Бела-руская навука» 2009. Вып. 32. С. 142 - 146.
References
1. Garkunov D.N. Tribotekhnika, iznos i bezyznosnost' [Tribotekhnika, wear and wearlessness]. Moscow: Publ. MSKHA, 2001, 616 p.
2. Garkunov D.N. Izbiratel'nyyperenos v tyazhelonagruzhennykh uzlakh treniya [Selective transfer in heavily loaded friction units]. Mosocw: Mashinostroyeniye, 1982, 208 p.
3. Polyakov A.A., Ruzanov F.I. Treniye na osnove samoorganizatsii [Friction based on self-organization]. Mosocw: Nauka, 1992, 135 p.
4. Jammely P., Mischler S., Landolt D. Electrochemical modeling of passivation phenomena in tribocorrosion. Wear, 2000, Vol. 237, pp. 63 - 76.
5. Mukul Kabir and Abhijit Mookerjee. Structure and stability of copper clusters: A tight-binding molecular dynamics study. Physical review A 69, 043203 (2004).
6. Gasanov B.G., Azarenkov A.A. Poroshkovyye antifriktsionnyye materialy i smazki dlya samoorganizuyushchikhsya uzlov treniya [Powder antifriction materials and lubricants for self-assembled friction units]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2004, Spets. vyp, pp. 118 - 123.(In Russ.)
7. Gasanov B.G., Azarenkov A.A., Kravchenko Zh.V., Kharchenko Ye.V. [The mechanism of formation of layers of secondary structures in a friction pair of "powdered iron-copper alloy - steel"]. Mekhanizm formirovaniya sloyev vtorichnykh struktur v pare treniya "po-roshkovyy zhelezomednyy splav - stal'. Problemy triboelektrokhimii: materialy mezhdunar. nauch.-tekhnich. konf. Novocherkassk, 2006, pp. 38 - 44. (In Russ.)
8. Belyi V.A., Ludema K., Myshkin N.K. at el. Tribologiya: Issledovaniya i prilozheniya: opyt SShA i stran SNG [Tribology: Research and Application: The Experience of the United States and the CIS, Under. ed. V.A. White, L. Ledema, N.K. Myshkin]. Moscow: Mashinostroyeniye; N'yu-York: Allerton press, 1993, 454 p.
9. Zaslavskiy Yu.S. Tribologiya smazochnykh materialov [Tribology lubricants]. Moscow: Khimiya, 1991, 240 p.
10. D'yachkova L.N., Dmitrovich A.A[Structural changes of powder composites based on iron and wear process]. Respubl. mezhve-domstven. sbornik nauchn. Trudov [Republican interdepartmental collection of scientific papers.]. Minsk: Publ. "Belaruskaya navuka", 2009, Issue 32, pp. 142 - 146. (In Russ.)
Поступила в редакцию /Receive 17 октября 2018 г. / October 17, 2018