ISSN 0321-2653 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН._ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2019. № 3
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. № 3
УДК 621.793 DOI: 10.17213/0321-2653-2019-3-33-37
ПОЛУЧЕНИЕ И СВОЙСТВА АНТИФРИКЦИОННОГО ТВЕРДОГО СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ, МОДИФИЦИРОВАННОГО МЕДНЫМ КОМПЛЕКСОМ И ФТОРСОДЕРЖАЩИМ ПОЛИМЕРОМ
© 2019 г. И.Н. Щербаков1, Б.Д. Бабаев2, А.М. Гапоненко3
1 Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия, 2Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, респ. Дагестан, Россия, 3Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, Россия
OBTAINING AND PROPERTIES OF ANTIFRICTION SOLID LUBRICANT COATING MODIFIED WITH COPPER COMPLEX AND FLUORINE-CONTAINING POLYMER
I.N. Shcherbakov1, B.D. Babayev2, A.M. Gaponenko3
1Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia, 2Dagestan State University, Makhachkala, Dagestan, Russia, 3Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia
Щербаков Игорь Николаевич - канд. техн. наук, доцент, Shcherbakov Igor Nikolaevich - Candidate of Technical Sciences,
кафедра «Эксплуатация транспортных систем и логистика», Associate Professor, Department «Operation of Transport
Донской государственный технический университет, Systems and Logistics», Don State Technical University,
г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected] Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]
Бабаев Баба Джабраилович - д-р. техн. наук, профессор, Babayev Baba Dzhabrailovich - Doctor of Technical Sciences,
кафедра «Возобновляемые источники энергии», Дагестанский Professor, Department «Renewable Energy», Dagestan State
государственный университет, г. Махачкала, респ. Дагестан, University, Makhachkala, Dagestan, Russia. Россия.
Гапоненко Александр Макарович - д-р. техн. наук, профессор, Gaponenko Alexander Makarovich - Doctor of Technical
кафедра «Теплоэнергетика и теплотехника», Кубанский Sciences, Professor, Department «Heat Power Engineering and
государственный технологический университет, г. Краснодар, Heat Engineering», Kuban State Technological University,
Россия. E-mail: [email protected] Krasnodar, Russia. E-mail: [email protected]
Рассмотрена возможность получения антифрикционного твердого смазочного покрытия, модифицированного медным комплексом и фторсодержащим полимером. В качестве медного комплекса применялся тетраэтилтиурамдисульфида медный комплекс, а в качестве фторсодержащего полимера -фторопласт Ф-4Д. Разработанное покрытие имеет ряд технологических преимуществ, таких как использование в узлах трения машин и механизмов, в частности в подшипниках скольжения, работающих в воздушной среде при частых циклических нагрузках, перепадах температур, а также в вакууме. В результате проведенных исследований и с применением теории о фазово-разупорядоченном состоянии поверхности тел, участвующих в трении, был оптимально подобран состав связующего и твердых смазочных частиц. Разработана технология получения антифрикционного твердого смазочного покрытия, модифицированного медным комплексом и фторсодержащим полимером. Проведены исследования по влиянию модификаторов на получение покрытия заданной толщины и получены результаты физико-механических свойств, таких как коэффициент трения, коэффициент трения покоя, адгезия.
Ключевые слова: модификатор; антифрикционные свойства; покрытие; коэффициент сцепления; состав; медный комплекс; фторсодержащий полимер.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 3
The possibility of obtaining an antifriction solid lubricating coating modified with a copper complex and a fluorine-containing polymer is considered. Tetraethylthiuramdisulfide copper complex was used as a copper complex, and F-4D fluoroplast was used as a fluorine-containing polymer. The developed coating has a number of technological advantages, such as: the use of machines and mechanisms in friction units, in particular in sliding bearings operating in the air with frequent cyclic loads, temperature extremes, and also in vacuum. As a result of the studies and using the theory of the phase-disordered state of the surface of the bodies participating in friction, the composition of the binder and solid lubricant particles was optimally selected. A technology has been developed to obtain an antifriction solid lubricant coating modified with a copper complex and a fluorine-containing polymer. Studies were conducted on the effect of modifiers on obtaining coatings of a given thickness and the results of physicomechanical properties such as: friction coefficient, rest friction coefficient, adhesion were obtained.
Keywords: modifier; antifriction properties; coating; adhesion coefficient; composition; copper complex; fluorine-containing polymer.
Введение
Применение твердых смазочных материалов для машин и механизмов обусловлено отсутствием периодического подведения смазочного материала в зону трения [1 - 4]. Известно достаточно большое количество модификаторов и связующих, используемых при создании композиционных твердых смазочных покрытий [2 - 6].
Считается, что основным недостатком твердых смазочных покрытий является их относительно небольшая износостойкость [1]. Однако при разработке узла трения желательно делать подбор твердого смазочного материала в зависимости от условий работы, назначения, заданного ресурса, а также возможными физико-химическими реакциями в зоне трения [1, 5].
В настоящее время на основе исследований в области смежных наук, таких как материаловедение, кристаллохимия, трибология и др., а также применения знаний о явлении фазово-разупорядоченного состояния поверхности [5 -14], которое может проявляться на всех поверхностях, участвующих в трении, можно создать покрытия с заданными свойствами под конкретный конструктивный узел без достаточно большого анализа возможных компонентов, которые могут входить в состав покрытия [5, 7 - 9].
Цель работы - разработка технологии получения и исследование свойств антифрикционного твердого смазочного покрытия, модифицированного медным комплексом и фторсодержа-щим полимером, которое может быть использовано в узлах трения машин и механизмов, в частности, в подшипниках скольжения, работающих в воздушной среде при частых циклических нагрузках, перепадах температур.
Результаты эксперимента и их обсуждение
Для получения антифрикционного композиционного твердого смазочного покрытия на металлах, обладающего низким коэффициентом трения и низким коэффициентом трения покоя в температурном диапазоне от -20 до 150 °С, высокой износостойкостью при циклических нагрузках, был проведен литературный обзор аналогов [1, 2, 7, 8, 10 - 14] и разработан состав, содержащий дисульфид молибдена, медный комплекс, фторсодержащий полимер, азотнокислое серебро, а в качестве связующего взят водный раствор азотной кислоты, фосфорной кислоты, оксида меди и компоненты, оптимально подобранные экспериментальным путем [6].
Ниже приведен один из возможных составов композиции, компоненты которой взяты в следующем соотношении, % (по массе): дисульфид молибдена - 56; тетраэтилтиурамдисульфи-да медный комплекс - 8; азотнокислое серебро 4; суспензия фторопласта Ф-4Д - 15; азотная кислота - 7; фосфорная кислота - 12; оксид меди - 3; вода - остальное [6].
Тетраэтилдиурамдисульфида медный комплекс представляет собой темно-синий порошок, выпускаемый по ТУ 6-09-07-491-75. Фторопласт добавляется в композицию в виде суспензии фторопласта Ф-4Д и представляет собой водную взвесь частиц фторопласта 4Д с размером частиц 0,4-0,06 мкм, выпускаемую по ТУ 6-05-1246-81.
По предварительным триботехническим исследованиям было выявлено, что содержание медного комплекса и фторсодержащего полимера в антифрикционном твердом смазочном покрытии позволяет достигать эффекта синергизма, приводящий к значительному улучшению триботехнических свойств [6].
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 3
Предполагаем, что эффективность использования этих модификаторов совместно обусловлена явлением «накопления» фаз твердой и смазочной компоненты на поверхности антифрикционного твердого смазочного покрытия и явлением избирательного переноса на смежную поверхность трения [6].
Способ приготовления антифрикционного твердого смазочного покрытия состоит из создания связующего твердого смазочного материала, композиции модификаторов и технологии нанесения покрытия.
Создание твердого смазочного материала и композиции модификаторов заключается в следующем:
1. Предварительно подогретую азотную и фосфорную кислоту до 80 - 90 °С смешивают.
2. Полученную смесь охлаждают до комнатной температуры и вводят в нее оксид меди при тщательном перемешивании.
3. Смешивают медный комплекс и суспензию фторопласта Ф-4Д и дисульфид молибдена.
4. Полученные смеси соединяют и добавляют водный раствор азотнокислого серебра.
Наносить полученную композицию на металлы можно при помощи окунания, кисти или распылителя и далее проводят термическую обработку.
После проведения термообработки следует проводить полирование полученного покрытия до заданной толщины.
В табл. 1 приведены результаты исследования толщины антифрикционного твердого смазочного покрытия, модифицированного медным комплексом и фторсодержащим полимером в зависимости от температуры и продолжительности термической обработки (способ нанесения покрытия - кистью).
Из результатов, приведенных в табл. 1, видно, что с увеличением температуры толщина антифрикционного твердого смазочного покрытия уменьшается и, видимо, это связано с кристаллизацией алюмофосфатов, частичным диффундированием и удалением кристаллизационной воды [15]. Температура 300 °С и продолжительность термической обработки в течение двух часов является оптимальным условием для формирования покрытия, нанесенного кистью [6].
Испытания свойств полученного антифрикционного твердого смазочного покрытия производились на возвратно-поступательной машине трения, скорость перемещения V = 0,132 м/с, Р = 20,2 МПа при температуре -20 °С, +23 °С,
+150 °С. Покрытие наносили на образцы из стали, в качестве контртела использовались стальные образцы их стали ШХ15. Испытание проводилось до предельного изнашивания при циклических нагрузках. Время работы за один цикл 5 секунд. Коэффициент трения покоя фиксировался на лабораторной машине, разработанной во ФГУП ОКТБ «ОРИОН», время выдержки узла трения 30 минут в климатической камере при температуре - 20 °С, +23 °С, +150 °С.
Таблица 1 / Table 1
Результаты исследования толщины антифрикционного твердого смазочного покрытия, модифицированного медным комплексом и фторсодержащим полимером / The results of studies of the thickness of the antifriction solid lubricant coating modified with a copper complex and a fluorine-containing polymer
Продолжительность термической обработки, мин Температура термической обработки, °С
50 100 150 200 250 300 350
60 ---- ---- ---- ---- 95 80 65
120 ---- ---- ---- ---- 86 75 55
180 ---- ---- ---- ---- 80 70 54
240 ---- ---- ---- ---- 80 70 54
300 ---- ---- ---- 120 75 65 50
3000 86 65 55 50 40 40 30
На рис. 1 представлены результаты исследования коэффициента трения в зависимости от температуры образцов и продолжительности испытания.
/тр
1
0,8 0,6 0,4 0,2
3
1 / 2
и J / У
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 t, ч
0
Рис. 1. Зависимость коэффициента трения скольжения от времени испытаний антифрикционного твердого смазочного покрытия до образования задиров при температуре испытания образцов: 1 - -20 °С; 2 - +23 °С; 3 - +150 °С (толщина покрытия 25 мкм) / Fig. 1. The dependence of the slip coefficients on the test time of the antifriction solid lubricating coating to form samples at the test temperature: 1 - -20 °С; 2 - +23 °С; 3 - +150 °С (coating thickness 25 mk)
На рис. 2 представлены результаты исследования коэффициента трения покоя в зависимости от температуры образцов и толщины покрытия.
ISSN 0321-2653 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИМ РЕГИОН._ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2019. № 3
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 3
10 25 35 45 55 70 80 100 T, мкм
■ / »2 3 Рис. 2. Зависимость коэффициента трения покоя от толщины и температуры образцов антифрикционного твердого смазочного покрытия: 1 - -23 °С; 2 - +23°С; 3 - +150 °С / Fig. 2. The dependence of the coefficient of rest friction on the thickness and temperature of the samples of antifriction solid lubricant coating: 1 - -23 °С;
2 - +23°С; 3 - +150 °С
В табл. 2 приведены результаты исследования адгезии полученного антифрикционного твердого смазочного покрытия, модифицированного медным комплексом и фторсодержащим полимером в зависимости от ее толщины и материала основы. Адгезия определялась метод решетчатых надрезов [16] при помощи адгезиметра РН.
Таблица 2 / Table 2 Результаты исследования адгезии в баллах / Scoring adhesion results
Адгезия Толщина покрытия, мкм
10 25 - 30 35 - 45 50 - 70 80 - 100
Сталь 40Х 2 1 1 2 3
Сталь ШХ15 2 1 1 2 3
Медь 5 5 5 5 5
Бронза 3 3 3 3 4
Латунь 2 3 3 2 3
Результаты, приведенные на рис. 1, 2 и в табл. 1, 2 подтверждают, что полученное антифрикционное твердое смазочное покрытие может использоваться в промышленности, обладает низким коэффициентом трения скольжения, коэффициентом трения покоя, а также имеет хорошую адгезию к основе.
Разработанное антифрикционное твердое смазочное покрытие, модифицированное медным комплексом и фторсодержащим полимером, испытано на нескольких предприятиях Ростовской области. Проведены испытания подшипников с покрытием сфер внутренних колец. Материал колец ШХ15. По результатам проведенных заводских испытаний выявлено, что подшипники с нанесенным разработанным антифрикционным твердым смазочным покрытием соответствуют технологическим требованиям.
Выводы
1. Разработано антифрикционное твердое смазочное покрытие, модифицированное медным комплексом и фторсодержащим полимером.
2. Проведены испытания антифрикционного твердого смазочного покрытия, модифицированного медным комплексом и фторсодержащим полимером, определены толщина, коэффициент трения, коэффициент трения покоя и адгезия.
3. По результатам проведенных экспериментов и полученных зависимостей определен состав композиции и оптимальные условия для нанесения антифрикционного твердого смазочного покрытия, модифицированного медным комплексом и фторсодержащим полимером.
4. Полученные результаты свидетельствуют о работоспособности разработанного антифрикционного твердого смазочного покрытия, модифицированного медным комплексом и фторсодержащим полимером.
Литература
1. Майорова Л.А. Твердые неорганические вещества в каче-
стве высокотемпературных смазок. Новое о твердых смазках. М.: Наука, 1971. 96 с.
2. Брейтуэйт Е.Р. Твердые смазочные материалы и анти-
фрикционные покрытия. М.: Химия, 1967. 396 с.
3. Шульга Г.И., Брюховецкий Е.А., Скринников Е.В. [и др.]. Методы получения нанопорошков для их применения в твердых композиционных смазочных материалах и покрытиях // Проблемы синергетики в трибологии, трибо-электрохимии, материаловедении и мехатронике: материалы XI Междунар. науч.-прак. конф., 19 ноября 2012 г. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2012. С. 44 - 54.
4. Шульга Г.И., Астахов А.В., Скринников Е.В. [и др.]. Исследование состава технологического порошкового смазочного материала ПСМ-2 // Новые материалы и технологии их получения: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., 15 октября 2014 г. / Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ). Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2014. С. 13 - 18.
5. Иванов В.В., Щербаков И.Н. Моделирование композиционных никель-фосфорных покрытий с антифрикционными свойствами. Ростов н/Д: Изд-е журн. «Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион», 2008. 112 с.
6. Пат. РФ 2493241. Композиция антифрикционного твердого смазочного покрытия / Щербаков И.Н., Трофимов Г.Е., Логинов В.Т., Дерлугян П.Д., Иванов В.В. // № 2012112573/04; заявл. 30.03.12; опубл. 20.09.13, Бюл. № 26.
7. Щербаков И.Н., Иванов В.В., Логинов В.Т. [и др.]. Химическое наноконструирование композиционных материалов и покрытий с антифрикционными свойствами. Ростов н/Д: Изд-е журн. «Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион.», 2011. 132 с.
8. Щербаков И.Н. Разработка композиционного никель-фосфорного покрытия, модифицированного нитридом бора и политетрафторэтиленом: дис.... канд. техн. наук. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2003. 120 с.
Утр 0,08 0,06 0,04 0,02 0
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
9. Щербаков И.Н., Иванов В.В. Возможное влияние медьсодержащих модифицирующих добавок на фрикционные свойства композиционных №-Р покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2011. № 6 (164). С. 99 - 102.
10. Иванов В.В., Щербаков И.Н., Иванов А.В., Башкиров О.М. Анализ синергического эффекта в композиционных никель-фосфорных покрытиях // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2005. № 4. С. 62 - 64.
11. Щербаков И.Н. О системном подходе к разработке композиционных антифрикционных покрытий [Электронный ресурс] // Инженерный вестн. Дона. 2013. № 1. URL:http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1567 (дата обращения: 28.02.2016).
12. Щербаков И.Н. Теоретические исследования структурных состояний на поверхности антифрикционных материалов, предопределяющих их самоорганизацию в три-
TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 3
бологическом контакте // Фундаментальные и прикладные проблемы современной техники. 2003. С. 102 - 110.
13. Щербаков И.Н., Дерлугян П.Д., Логинов В.Т. Фазовая разупорядоченность и синергизм свойств компонентов композиционных Ni-P покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2013. № 1 (170). С. 97 - 99.
14. Щербаков И.Н., Иванов В.В. Повышение эксплуатационных свойств деталей автомобилей путем нанесения композиционных никель-фосфорных покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2008. № 3 (145). С. 113 - 115.
15. Сычев М. М. Неорганические клеи. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Химия, 1986. 152 с.
16. ГОСТ 31149-2014. Материалы лакокрасочные. Определение адгезии методом решетчатого надреза (с поправкой от 01.09.2015). М.: Стандартинформ, 2015.
References
1. Maiorova L.A. Tverdye neorganicheskie veshchestva v kachestve vysokotemperaturnykh smazok [Novoe o tverdykh smazkakh [Solid inorganic substances as high temperature lubricants. New about solid lubricants]. Moscow: Nauka, 1971, 96p.
2. Breitueit E.R. Tverdye smazochnye materialy i antifriktsionnye pokrytiya [Solid lubricants and anti-friction coatings]. Moscow: Khimiya, 1967, 396 p.
3. Shul'ga G.I., Bryukhovetskii E.A., Skrinnikov E.V. i dr. [The study of the composition of the technological powder lubricant PSM-2]. Problemy sinergetiki v tribologii, triboelektrokhimii, materialovedenii i mekhatronike: materialy XIMezhdunar. nauch.-prak. konf. [New materials and technologies for their production: Mater. VIII Int. scientific and practical. conf.]. Novocherkassk: YuRGTU (NPI), 2012, pp. 44 - 54. (In Russ.)
4. Shul'ga G.I., Astahov A.V., Skrinnikov E.V. i dr. [Study of the composition of technological powder lubricant PSM-2]. Novye materialy i tehnologii ih poluchenija: Mater. VIII Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. [New materials and technologies for their production: Mater. VIII Int. scientific and practical. conf.]. Novocherkassk: JuRGPU (NPI), 2014, pp. 13 - 18. (In Russ.)
5. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N. Modelirovanie kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytii s antifriktsionnymi svoistvami [Modeling of composite nickel-phosphorus coatings with antifriction properties]. Rostov-na-Dony: Publ. "Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region", 2008, 112 p.
6. Shcherbakov I.N. at el. Kompoziciya antifrikcionnogo tverdogo smazochnogo pokrytiya [Composition of antifriction solid lubricating coating]. Pat. RF, no. 2493241, 2013.
7. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V., Loginov V.T. et al. Himicheskoe nanokonstruirovanie kompozicionnyh materialov i pokrytij s antifrikcionnymi svojstvami [Chemical nanoconstruction of composite materials and coatings with anti-friction properties]. Rostov n/D: Publ. "Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki", 2011, 132 p.
8. Shcherbakov I.N. Razrabotka kompozitsionnogo nikel'-fosfornogo pokrytiya, modifitsirovannogo nitridom bora i politetrafto-retilenom. Diss. kand. tekhn. nauk [Development of a composite nickel-phosphorus coating modified with boron nitride and poly-tetrafluoroethylene. Cand. techn. sci. diss.]. Novocherkassk, 2003, 120 p.
9. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V. Vozmozhnoe vliyanie med'soderzhashchikh modifitsiruyushchikh dobavok na friktsionnye svoist-va kompozitsionnykh Ni-P pokrytii [Possible effect of copper-containing modifying additives on the friction properties of composite Ni-P coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2011, no. 6, pp. 99 - 102. (In Russ.)
10. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N., Ivanov A.V., Bashkirov O.M. Analiz sinergicheskogo effekta v kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytiyakh [Analysis of the synergistic effect in composite nickel-phosphorus coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2005, no. 4, pp. 62 - 64. (In Russ.)
11. Shcherbakov I.N. O sistemnom podkhode k razrabotke kompozitsionnykh antifriktsionnykh pokrytii [On the system approach to the development of composite anti-friction coatings]. Avialable at: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1567. (accessed 28.02.2016).
12. Shcherbakov I.N. Teoreticheskie issledovaniya strukturnykh sostoyanii na poverkhnosti antifriktsionnykh materialov, predopre-delyayushchikh ikh samoorganizatsiyu v tribologicheskom kontakte [Theoretical studies of structural states on the surface of antifriction materials, which determine their self-organization in tribological contact]. Fundamental'nye i prikladnye problemy sov-remennoi tekhniki, 2003, pp. 102 - 110. (In Russ.)
13. Shcherbakov I.N., Derlugyan P.D., Loginov V.T. Fazovaya razuporyadochennost' i sinergizm svoistv komponentov kompozitsionnykh Ni-P pokrytii [Phase disorder and synergism of the properties of the components of composite Ni-P coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2013, no. 1, pp. 97 - 99. (In Russ.)
14. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V. Povyshenie ekspluatatsionnykh svoistv detalei avtomobilei putem naneseniya kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytii [Improving the performance properties of car parts by applying composite nickel-phosphorus coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2008, no. 3, pp. 113 - 115. (In Russ.)
15. Sychev M. M. Neorganicheskie klei [Inorganic adhesives]. Leningrad: Khimiya, 1986, 152 p.
16. GOST 31149-2014. Materialy lakokrasochnye. Opredelenie adgezii metodom reshetchatogo nadreza (s popravkoj ot 01.09.2015) [State Standart 31149-2014.Paintwork materials. Determination of adhesion by the lattice notch method (as amended on 09/01/2015]. Moscow: Standartinform Publ., 2015.
Поступила в редакцию /Received 11 сентября 2019 г. /September 11, 2019