ISSN 0321-2653 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИИ РЕГИОН._ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2019. № 2
ISSN 0321 -2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. № 2
УДК 621.793 DOI: 10.17213/0321-2653-2019-2-19-25
КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ, МОДИФИЦИРОВАННОЕ НАНОВОЛОКНАМИ, ПОЛУЧЕННОЕ МЕТОДОМ ХИМИЧЕСКОГО
ОСАЖДЕНИЯ
© 2019 г. И.Н. Щербаков
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия
COMPOSITE COATING MODIFIED BY NANOPARTICLES OBTAINED BY CHEMICAL DEPOSITION METHOD
I.N. Shcherbakov
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
Щербаков Игорь Николаевич - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Эксплуатация транспортных систем и логистика», Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]
Shcherbakov Igor Nikolaevich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor «Operation of Transport Systems and Logistics», Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]
Приводятся результаты получения композиционного покрытия, модифицированного нановолокна-ми, полученного методом химического осаждения на стальной поверхности. Химически осажденные никель-фосфорные покрытия обладают рядом технологических преимуществ: возможностью покрывать изделия любой конфигурации и изделия из нескольких материалов; получать одинаковую толщину покрытия на любом участке детали; высокие декоративные свойства и пр. В одной ванне-реакторе можно одновременно обрабатывать изделия разной формы и из разных материалов; отсутствует необходимость подведения электрического тока к изделиям. Найден оптимальный состав компонентов водного раствора для нанесения композиционного покрытия, модифицированного нановолокнами, разработана технология получения такого покрытия. Проведены исследования влияния стабилизирующей добавки на процесс осаждения и получены результаты физико-механических свойств разработанного композиционного покрытия, модифицированного нановолокнами.
Ключевые слова: композиционное покрытие; свойства; водный раствор; температура; коэффициент трения.
He results of obtaining a composite coating modified with nanofibres obtained by chemical deposition on a steel surface are given. Chemically precipitated nickel-phosphorus coatings have a number of technological advantages, such as: the ability of nickel to coat products of any configuration and products made from several materials; the same coating thickness on any part of the part; high decorative properties; the ability to simultaneously process products of different shapes and from different materials in one bath-reactor; no need to supply electric current to the products. The composition of the components of an aqueous solution for the application of a composite coating modified with nanofibres has been developed. A technology has been developed for producing a composite coating modified with nanofibres. Studies of the effect of a stabilizing additive on the deposition process have been carried out and the results of the physicomechanical properties of the developed composite coating modified with nanofibers have been obtained.
Keywords: composite coating; properties; water solution; temperature; coefficient of friction.
ISSN0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
Введение
Разработка и исследование химически-осажденных покрытий является одним из важнейших направлений улучшения физико-механических свойств поверхности стальных деталей транспортных машин. Одним из наиболее распространенных в технике покрытий и способов их нанесения являются никель-фосфорные покрытия, а также композиционные никель -фосфорные покрытия, наносимые методом химического осаждения.
Химически осажденные никель-фосфорные покрытия имеют ряд технологических преимуществ: способность никеля покрывать изделия любой конфигурации и изделия из нескольких материалов; одинаковая толщина покрытия на любом участке детали; высокие декоративные свойства; возможность одновременно обрабатывать в одной ванне-реакторе изделия разной формы и из разных материалов; отсутствие необходимости подведения электрического тока к изделиям [1 - 24].
При введении инертных порошкообразных веществ в растворы химического восстановления становится возможным совместное осаждение металла и находящихся в растворе частиц, т.е. формирование композиционных покрытий, что приводит к полезному изменению свойств исходных металлических покрытий [2, 3 - 5].
Модификаторы вводятся в раствор для химического осаждения с целью получения композиционных покрытий [3 - 7]. Однако введение модификаторов не дает одновременного улучшения следующих характеристик: стабильность раствора для химического осаждения, повышение износостойкости, снижение коэффициента трения и высокую коррозионную стойкость.
Цель работы - разработка технологии получения и исследование свойств композиционного покрытия модифицированного наночасти-цами, нанесенного на стальные детали транспортных машин.
Результаты эксперимента и их обсуждение
При планировании и проведении эксперимента стояла задача получения композиционного покрытия на металлах методом химического осаждения, обладающего низким коэффициентом трения, высокой износостойкостью, высокой коррозионной стойкостью при сохранении высокой адгезии, путем увеличения дисперсной фазы в покрытии, которая приводит к увеличению
TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2
коррозионной и механической защиты металлических изделий в узлах трения.
Разработано и исследовано композиционное покрытие, полученное методом химического осаждения, которое обладает достаточно хорошей адгезией к стальной основе, низким коэффициентов трения. Данное покрытие позволяет повысить износостойкость узлов трения при отрицательных и высоких положительных температурах.
В качестве рабочего раствора был выбран состав раствора, состоящий из следующих компонентов: никель сернокислый, натрия гипофос-фит, натрий уксуснокислый.
Композиционные никель-фосфорные покрытия осаждают из водных растворов, поэтому первоначальная задача - подбор веществ, способствующих нановолокнам находиться во взвешенном состоянии, а также повышающих стабильность водного раствора для химического осаждения.
На основе анализа литературных источников и предварительно проведенных исследований по изучению влияния поверхностно-активных веществ на стабильность водного раствора для химического осаждения композиционных покрытий, а также поддержанию частиц нановолокна во взвешенном состоянии в течение всего процесса осаждения был выбран поливиниловый спирт, эффективность применения которого подтвердилась экспериментально.
Поливиниловый спирт представляет собой синтетический, водорастворимый, термопластичный полимер с химической формулой [-СН2СН(ОН)-]„.
В табл. 1 представлены результаты эксперимента по исследованию влияния поливинилового спирта на стабильность водного раствора, для химического осаждения композиционных покрытий в зависимости от температуры водного раствора, продолжительности процесса осаждения и количества поливинилового спирта. Видно, что стабильность водного раствора для химического осаждения композиционных покрытий, в зависимости от его температуры и продолжительности процесса осаждения, наиболее оптимально при температуре раствора до 92 °С в течение 90 мин и количестве поливинилового спирта 1 - 2 г/л. Повышение количества поливинилового спирта приводит к нестабильности водного раствора, а его уменьшение отрицательно сказывается на способности нановолокон находиться во взвешенном состоянии в водном растворе.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2
Таблица 1 / Table 1
Влияние поливинилового спирта на стабильность водного раствора для химического осаждения композиционных покрытий в зависимости от его температуры и продолжительности процесса осаждения / The effect of polyvinyl alcohol on the stability of an aqueous solution for the chemical deposition of composite coatings depending on its temperature and the duration of the deposition process
Продолжительность процесса осаждения, мин Температура водного раствора, °С
60 70 80 90 - 92 95
Количество поливинилового спирта, г/л: 1 - 2
5 стабилен стабилен стабилен стабилен стабилен
10 стабилен стабилен стабилен стабилен нестабилен
30 стабилен стабилен стабилен стабилен нестабилен
60 стабилен стабилен стабилен стабилен нестабилен
90 стабилен стабилен стабилен стабилен нестабилен
120 стабилен стабилен стабилен нестабилен нестабилен
Количество поливинилового спирта, г/л: 2 - 3
5 стабилен стабилен стабилен стабилен стабилен
10 стабилен стабилен стабилен стабилен нестабилен
30 стабилен стабилен нестабилен нестабилен нестабилен
60 стабилен стабилен нестабилен нестабилен нестабилен
90 стабилен стабилен нестабилен нестабилен нестабилен
120 стабилен стабилен нестабилен нестабилен нестабилен
В качестве дисперсной фазы было выбрано нановолокно, представляющее собой порошок оксидно-гидроксидных фаз алюминия с размером частиц 100 - 700 нм.
Внешний вид и цвет: порошок белого цвета, имеет волокнистую структуру. Отдельные частицы порошка образуют микроагломераты. Химический состав порошка: гидроксиды алюминия А100Н - 55 % по массе, А1(ОН)3 - 33 % по массе, оксид алюминия А1^3 - 5 % по массе, металлический алюминий А1 не более 5 % по массе, адсорбированная вода Н2О до 2 % по массе (соответствует ТУ 1791-003-36280340-2008, производитель ООО «Передовые порошковые технологии», г. Томск).
Для обеспечения равномерности распределения нановолокон в покрытии количество всех компонентов при введении в раствор для химического осаждения подбиралось экспериментально. Эта задача решена тем, что в состав раствора, содержащий никель сернокислый, натрия гипофосфит, натрий уксуснокислый, введены спирт поливиниловый и нановолокно.
В табл. 2 приведены составы растворов (композиций) для получения композиционных покрытий.
Разработанное композиционное покрытие получали в четыре этапа:
1. Подготовка стальной поверхности к нанесению покрытия. Осуществляется стандартными
методами, описанными в литературе [2, 3, 5], и включает следующие операции:
- пескоструйная обработка;
- обезжиривание;
- промывка в теплой воде;
- сушка;
- травление;
- создание активной поверхности.
Таблица 2 / Table 2 Составы растворов (композиций) для получения композиционных покрытий / The compositions of solutions (compositions) to obtain composite coatings
Компоненты Содержание, г/л
1 2 3 4 5
Никель сернокислый 10 30 20 15 20
Натрия гипофосфит 10 15 20 15 10
Натрий уксуснокислый 10 10 15 15 10
Спирт поливиниловый 0,5 1 1 0,5 0,5
Нановолокно 0,1 2 4 10 6
Дистиллированная вода 1 литр 1 литр 1 литр 1 литр 1 литр
2. Подготовка раствора для химического осаждения и следующих основных операций:
- нагрева воды до 55 - 60 °С;
- растворения до исходного стояния основных компонентов раствора;
ISSN0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.
- подготовка раствора поливинилового спирта и нановолокон;
- нагрева воды до 90 - 92 °С;
- введения в раствор для химического осаждения раствора, содержащего поливиниловый спирт и нановолокна.
3. Поддержание в рабочей ванне расчетной температуры и требуемой кислотности в течение всего времени осаждения композиционного покрытия. Перемешивание раствора осуществляют с помощью магнитной мешалки с количеством оборотов 10 - 40 в мин.
4. Осмотр полученного покрытия на предмет дефектов и термической обработки (при температуре 350 °С в течение одного часа).
С целью подтверждения эффективности разработанного раствора были исследованы физико-механических свойства полученного композиционного покрытия, модифицированного нановолокнами на основе пяти растворов с разным содержанием компонентов (табл. 2). В качестве основы для нанесения композиционного покрытия использовались образцы из стали 40х.
Исследования коэффициента трения полученного композиционного покрытия проводили на возвратно-поступательной машине трения, разработанной во ФГУП ОКТБ «ОРИОН», по схеме «шар - плоскость» при скорости перемещения шара V = 0,04 м/с и удельном давлении 1000 МПа. Испытания проводили при температуре 23 °С. Коррозионную стойкость проверяли в морской воде. Скорость осаждения определяли толщиномером «Константа К6» при температурах раствора, °С: 70, 80, 90 - 92, 95. Адгезию определяли методом перегиба образцов на 180°.
TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2
Зависимость скорости осаждения от температуры раствора и содержания компонентов в растворе химического осаждения представлена
на рис. 1.
, 35
1 30
Щ 2Ь
1
'J
а 15
2. io
" 5
0
1 2 3 4 5
Номер композиции
■ 70Т ■ ВОТ ■ 90-92"С ИЭД'С
Рис. 1. Зависимость скорости осаждения от
температуры раствора и содержания компонентов в растворе химического осаждения / Fig. 1. The dependence of the deposition rate on the temperature of the solution and the content of components in the solution of chemical precipitation
В табл. 3 представлены результаты исследования коэффициента трения разработанного композиционного покрытия в зависимости от содержания компонентов в растворе химического осаждения и температуры в зоне трения.
В табл. 4 представлены результаты исследования прочности сцепления разработанного покрытия и коррозионной стойкости в зависимости от содержания компонентов в растворе химического осаждения.
Таблица 3 / Table 3
Результаты исследования коэффициента трения / Friction coefficient study results
Результаты Номер композиции
испытаний 1 2 3 4 5
Коэффициент трения 0,12 0,13 0,10 0,14 0,13
Результаты испытаний Номер композиции
1 2 3 4 5
Прочность сцепления Микроскопические трещины в месте перегиба Микроскопические трещины в месте перегиба Изменений в покрытии нет Трещины на изгибе видны невооруженным глазом Микроскопические трещины в месте перегиба
Коррозионная стойкость в течение 10 сут Нет пятен коррозии Нет пятен коррозии Нет пятен коррозии Есть очаги коррозии Нет пятен коррозии
Коррозионная стойкость в течение 20 сут Значительные пятна коррозии Значительные пятна коррозии Следы коррозии Значительные пятна коррозии Значительные пятна коррозии
Таблица 4 / Table 4
Результаты испытаний прочности сцепления разработанного покрытия / Test results of adhesion strength of the developed coating
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2
На основании результатов, приведенных в табл. 2 - 4 и рис. 1, можно заключить, что введение поливинилового спирта и нановолокон в раствор для химического осаждения позволяет получить композиционное покрытие (особенно при применении 3-й композиции), которое обладает сниженным коэффициентом трения, что обеспечивает повышенную коррозионную стойкость (коррозионных пятен в течение длительного времени не наблюдалось) и хорошую прочность сцепления покрытия с образцами из стали 40х. Разработанное композиционное покрытие испытано на предприятии ФГУП ОКТБ «ОРИОН» и может применяться в промышленности.
Выводы
1. Разработано композиционное покрытие, модифицированное нановолокнами.
2. Подобраны компоненты раствора для химического осаждения композиционного покрытия, модифицированного нановолокнами на стали.
3. Проведены испытания разработанного композиционного покрытия, модифицированного нановолокнами: определен коэффициент трения, скорость осаждения, коррозионная стойкость и прочность сцепления в зависимости от состава композиций.
4. Полученные результаты свидетельствуют о работоспособности данного покрытия.
Литература
1. Вишенков С.А. Химические и электрохимические способы осаждения металлопокрытий. М.: Машиностроение, 1975. 312 с.
2. Пат. РФ 2451113 Раствор для химического осаждения композиционного покрытия./ Трофимов Г.Е., Щербаков И.Н., Шевченко М.Ю., Логинов В.Т., Дерлугян П.Д., Дерлугян Ф.П., Иванов В.В. // №2011119706/02; заявл. 16.05.2011; опубл. 20.05.2012, Бюл. № 14.
3. Иванов В.В., Щербаков И.Н. Моделирование композиционных никель-фосфорных покрытий с антифрикционными свойствами. Ростов н/Д: Изд-е журн. «Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион», 2008. 112 с.
4. Scherbakov I.N., Ivanov V.V. Analysis of synergic effect in compositional Ni-P-coatings // European Journal of Natural History, 2015. No. 3. 48 р.
5. Щербаков И.Н., Иванов В.В., Логинов В.Т. [и др.]. Химическое наноконструирование композиционных материалов и покрытий с антифрикционными свойствами. Ростов н/Д: Изд-е журн. «Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион», 2011. 132 с.
6. Иванов В.В., Щербаков И.Н. О структурообразовании химически осажденного никель-фосфорного покрытия, модифицированного политетрафторэтиленом // Изв. вузов. Сев. -Кавк. регион. Техн. науки. 2006. Прил. № 2. С. 117 - 119.
7. Щербаков И.Н. Разработка композиционного никель-фосфорного покрытия, модифицированного нитридом
бора и политетрафторэтиленом: дис. ... канд. техн. наук.-Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2003. 120 с.
8. Иванов В.В., Щербаков И.Н., Иванов А.В., Башкиров О.М. Анализ синергического эффекта в композиционных никель-фосфорных покрытиях // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2005. № 4. С. 62 - 64.
9. Иванов В.В., Щербаков И.Н. Моделирование антифрикционных свойств неоднородных градиентных композиционных покрытий на поверхности стальных деталей узлов трения // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2010. № 5. С. 72 - 75.
10. Щербаков И.Н., Иванов В.В. Синергизм компонентов в композиционных никель-фосфорных покрытиях, используемых для повышения эксплуатационных свойств деталей автомобилей // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2008. № 4. С. 116 - 118.
11. Щербаков И.Н., Иванов В.В., Дерлугян П.Д., Балакай В.И. Композиционное никель-фосфорное покрытие, модифицированное полититанатом калия // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 8. С. 62 - 64.
12. Щербаков И.Н. О системном подходе к разработке композиционных антифрикционных покрытий [Электронный ресурс] // Инженерный вестн. Дона. 2013. № 1. URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1567 (дата обращения 28.02.2016).
13. Щербаков И.Н. Теоретические исследования структурных состояний на поверхности антифрикционных материалов, предопределяющих их самоорганизацию в трибо-логическом контакте // Фундаментальные и прикладные проблемы современной техники. 2003. С. 102 - 110.
14. Щербаков И.Н., Дерлугян П.Д., Логинов В.Т. Фазовая разупорядоченность и синергизм свойств компонентов композиционных Ni-P покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2013. № 1 (170). С. 97 - 99.
15. Щербаков И.Н., Иванов В.В. Повышение эксплуатационных свойств деталей автомобилей путем нанесения композиционных никель-фосфорных покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2008. № 3 (145). С. 113 - 115.
16. Иванов В.В., Щербаков И.Н. Моделирование антифрикционных свойств однородных композиционных покрытий на поверхности стальных деталей узлов трения с учетом свойств твердой компоненты контр-тела // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2010. № 6 (158). С. 79 - 82.
17. Иванов В.В., Щербаков И.Н., Иванов А.В., Башкиров ОМ. Анализ синергического эффекта в композиционных никель-фосфорных покрытиях // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2005. № 4. С. 62 - 64.
18. Щербаков И.Н., Иванов В.В. Возможное влияние медьсодержащих модифицирующих добавок на фрикционные свойства композиционных Ni-P покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2011. № 6 (164). С. 99 - 102.
19. Иванов В.В., Башкиров ОМ, Щербаков И.Н., Марченко С.И., Логинов В.Т. Антифрикционность и износостойкость фазово-разупорядоченных никель-фосфорных покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2005. № 3. С. 46-50.
20. Иванов В.В., Щербаков И.Н Фазовая разупорядочен-ность на поверхности материалов с октаэдрическими структурами и ее возможная роль в формировании антифрикционных свойств // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2010. № 3 (155). С. 73 - 77.
21. Башкиров О.М., Иванов В.В., Логинов В.Т., Щербаков И.Н., Марченко С.И. Структурно-фазовая разупорядоченность на поверхности химически осажденного никель-фосфорного покрытия // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2003. № 3. С. 54 - 55.
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2
22. Дерлугян Ф.П., Щербаков И.Н. Обоснование процесса получения композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов с заданными техническими характеристиками методом химического нано-конструирования. Инженерный вестн. Дона. 2010. № 4 (14). С. 389 - 407.
23. Щербаков И.Н., Иванов В.В. Синергизм компонентов в композиционных никель-фосфорных покрытиях, исполь-
зуемых для повышения эксплуатационных свойств деталей автомобилей // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2008. № 4 (146). С. 116 - 118.
24. Иванов В.В., Иванов А.В., Щербаков И.Н., Башкиров ОМ. Синергический эффект в композиционных материалах при трении и износе // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. 2005. № 3. С. 46 - 49.
References
1. Vishenkov S.A. Khimicheskie i elektrokhimicheskie sposoby osazhdeniya metallopokrytii [Chemical and electrochemical methods of metal plating]. Moscow: Mashinostroenie, 1975, 312 p.
2. Trofimov G.E., Shcherbakov I.N., Shevchenko M.Yu., Loginov V.T., Derlugyan P.D., Derlugyan F.P., Ivanov V.V. Rastvor dlya khimicheskogo osazhdeniya kompozitsionnogo pokrytiya [Solution for chemical precipitation of composite coating]. Patent RF, no. 2451113, 2012.
3. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N. Modelirovanie kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytii s antifriktsionnymi svoistvami [Simulation of composite nickel-phosphorus coatings with anti-friction properties]. Rostov -na-Dony: Publ. "Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region", 2008, 112 p.
4. Scherbakov I.N., Ivanov V.V. Analysis of synergic effect in compositional Ni-P-coatings. European Journal of Natural History, 2015, no. 3, 48 p.
5. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V., Loginov V.T. at el. Khimicheskoe nanokonstruirovanie kompozitsionnykh materialov ipokrytii s antifriktsionnymi svoistvami [Chemical nanoconstruction of composite materials and coatings with anti-friction properties]. Rostov-na-Donu: Publ. "Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki", 2011, 132 p.
6. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N. O strukturoobrazovanii khimicheski osazhdennogo nikel'-fosfornogo pokrytiya, modifitsirovannogo politetraftoretilenom [On the structure of chemically precipitated nickel-phosphorus coating modified by polytetrafluoroethylene]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2006, Pril. no. 2, pp. 117-119. (In Russ.)
7. Shcherbakov I.N. Razrabotka kompozitsionnogo nikel'-fosfornogo pokrytiya, modifitsirovannogo nitridom bora i politetraftoretilenom. Diss. kand. tekhn. nauk [Development of a composite nickel-phosphorus coating modified with boron nitride and polytetrafluoroethylene. Cand. techn. sci. diss.]. Novocherkassk, 2003, 120 p.
8. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N., Ivanov A.V., Bashkirov O.M. Analiz sinergicheskogo effekta v kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytiyakh [Analysis of the synergistic effect in composite nickel-phosphorus coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2005, no. 4, pp. 62 - 64. (In Russ.)
9. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N. Modelirovanie antifriktsionnykh svoistv neodnorodnykh gradientnykh kompozitsionnykh pokrytii na poverkhnosti stal'nykh detalei uzlov treniya [Simulation of antifriction properties of inhomogeneous gradient composite coatings on the surface of steel parts of friction units]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2010, no. 5, pp. 72 - 75. (In Russ.)
10. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V. Sinergizm komponentov v kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytiyakh, ispol'zuemykh dlya povysheniya ekspluatatsionnykh svoistv detalei avtomobilei [Synergism of components in composite nickel-phosphorus coatings used to improve the performance properties of car parts ]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2008, no. 4, pp. 116 - 118. (In Russ.)
11. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V., Derlugyan P.D., Balakai V.I. Kompozitsionnoe nikel'-fosfornoe pokrytie, modifitsirovannoe polititanatom kaliya [Composite nickel-phosphorus coating modified by potassium polytitanate]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2015, no. 8, pp. 62 - 64. (In Russ.)
12. Shcherbakov I.N. O sistemnom podkhode k razrabotke kompozitsionnykh antifriktsionnykh pokrytii [On the system approach to the development of composite anti-friction coatings]. Avialable at: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1567. (accessed 28.02.2016).
13. Shcherbakov I.N. Teoreticheskie issledovaniya strukturnykh sostoyanii na poverkhnosti antifriktsionnykh materialov, predopredelyayushchikh ikh samoorganizatsiyu v tribologicheskom kontakte [Theoretical studies of structural states on the surface of antifriction materials, predetermining their self-organization in tribological contact]. Fundamental'nye i prikladnye problemy sovremennoi tekhniki, 2003, pp.102 - 110. (In Russ.)
14. Shcherbakov I.N., Derlugyan P.D., Loginov V.T. Fazovaya razuporyadochennost' i sinergizm svoistv komponentov kompozitsionnykh Ni-P pokrytii [Phase disorder and synergism of the properties of the components of composite Ni-P coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2013, no. 1, pp. 97 - 99. (In Russ.)
15. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V. Povyshenie ekspluatatsionnykh svoistv detalei avtomobilei putem naneseniya kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytii [Improving the performance properties of car parts by applying composite nickel-phosphorus coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2008, no. 3, pp. 113 - 115. (In Russ.)
16. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N. Modelirovanie antifriktsionnykh svoistv odnorodnykh kompozitsionnykh pokrytii na poverkhnosti stal'nykh detalei uzlov treniya s uchetom svoistv tverdoi komponenty kontr-tela [Simulation of antifriction properties of homogeneous composite coatings on the surface of steel parts of friction units taking into account the properties of the solid component of the counter-body]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2010, no. 6, pp. 79 - 82. (In Russ.)
17. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N., Ivanov A.V., Bashkirov O.M. Analiz sinergicheskogo effekta v kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytiyakh [Analysis of the synergistic effect in composite nickel-phosphorus coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2005, no. 4, pp. 62 - 64. (In Russ.)
ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. № 2
18. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V. Vozmozhnoe vliyanie med'soderzhashchikh modifitsiruyushchikh dobavok na friktsionnye svoistva kompozitsionnykh Ni-P pokrytii [Possible effect of copper-containing modifying additives on the friction properties of composite Ni-P coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2011, no.6, pp. 99 - 102. (In Russ.)
19. Ivanov V.V., Bashkirov O.M., Shcherbakov I.N., Marchenko S.I., Loginov V.T. Antifriktsionnost' i iznosostoikost' fazovo-razuporyadochennykh nikel'-fosfornykh pokrytii [Antifriction and wear resistance of phase-disordered nickel-phosphorus coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2005, no.3, pp. 46 - 50. (In Russ.)
20. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N Fazovaya razuporyadochennost' na poverkhnosti materialov s oktaedricheskimi strukturami i ee vozmozhnaya rol' v formirovanii antifriktsionnykh svoistv [Phase disorder on the surface of materials with octahedral structures and its possible role in the formation of antifriction properties]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki , 2010, no. 3, pp. 73 - 77. (In Russ.)
21. Bashkirov O.M., Ivanov V.V., Loginov V.T., Shcherbakov I.N., Marchenko S.I. Strukturno-fazovaya razuporyadochennost' na poverkhnosti khimicheski osazhdennogo nikel'-fosfornogo pokrytiya [Structural and phase disorder on the surface of a chemically deposited nickel-phosphorus coating]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2003, no. 3, pp. 54 - 55. (In Russ.)
22. Derlugyan F.P., Shcherbakov I.N. Obosnovanie protsessa polucheniya kompozitsionnykh antifriktsionnykh samosmazyvayushchikhsya materialov s zadannymi tekhnicheskimi kharakteristikami metodom khimicheskogo nano-konstruirovaniya [Substantiation of the process of obtaining composite antifriction self-lubricating materials with given technical characteristics by the method of chemical nano-design]. Inzhenernyi vestnikDona, 2010, no. 4, pp. 389 - 407. (In Russ.)
23. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V.Sinergizm komponentov v kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytiyakh, ispol'zuemykh dlya povysheniya ekspluatatsionnykh svoistv detalei avtomobilei// Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii [Synergism of components in composite nickel-phosphorus coatings used to improve the performance properties of car parts]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2008, no. 4, pp. 116 - 118. (In Russ.)
24. Ivanov V.V., Ivanov A.V., Shcherbakov I.N., Bashkirov O.M. Sinergicheskii effekt v kompozitsionnykh materialakh pri trenii i iznose [Synergistic effect in composite materials with friction and wear]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2005, no. 3, pp. 46 - 49. (In Russ.)
Поступила в редакцию /Received 23 апреля 2019 г. /April 23, 2019