Научная статья на тему 'Исследование толщины композиционного твердого смазочного покрытия'

Исследование толщины композиционного твердого смазочного покрытия Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
128
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ / ТВЕРДОЕ СМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ / ТОЛЩИНА ПОКРЫТИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СКОРОСТЬ ОСАЖДЕНИЯ / COMPOSITE COATING / SOLID LUBRICATING COATING / COATING THICKNESS / RESEARCH / DEPOSITION RATE

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Щербаков Игорь Николаевич

Проведены исследования толщины многослойного композиционного твердого смазочного покрытия, состоящего из трех слоев, которое обладает высокой адгезией к основе, хорошим сцеплением, низким коэффициентом трения, что позволяет значительно повысить износостойкость покрытия при работе в условиях повышенных температур и высоких нагрузок. Каждый слой имеет свою толщину. Первый слой никель-фосфорное покрытие, полученное методом химического осаждения, имеет толщину от 2 до 35 микрон. Данные покрытия разрабатываются в основном на основе экспериментальных данных, полученных при исследовании влияния на процесс различных факторов. Второй слой покрытие толщиной от 1 до 12 микрон. Второй слой покрывает первый путем нанесения алюмохромфосфатного связующего. Третий слой твердое смазочное покрытие, имеющее толщину от 6 до 100 микрон. Каждый слой выполняет определенные функции. Твердые смазочные покрытия предназначены для уменьшения сил трения и изнашивания в узлах трения, где в качестве смазочного материала выступает твердый смазочный материал в виде покрытия. Представлены результаты исследования толщины каждого слоя покрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Щербаков Игорь Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF THE THICKNESS OF COMPOSITE SOLID LUBRICATING COATING

Studies of the thickness of the multilayer composite solid lubricating coating consisting of three layers, which has high adhesion to the base, good adhesion, low coefficient of friction, which can significantly increase the wear resistance of the coating when operating at elevated temperatures and high loads. Each layer has a layer thickness. The first layer nickel-phosphorus coating obtained by chemical precipitation has a thickness of from 2 to 35 microns. Coverage data is developed mainly on the basis of experimental data obtained from studying the influence of various factors on the process. The second layer the coating has a thickness of from 1 to 12 microns. The second layer is applied to the first by applying an aluminum chromophosphate binder. The third layer a solid lubricating coating has a thickness of from 6 to 100 microns. Each layer performs certain functions. Solid lubricating coatings are designed to reduce friction and wear in friction units, where solid lubricant in the form of a coating acts as a lubricant. The results of the study of the thickness of each coating layer are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование толщины композиционного твердого смазочного покрытия»

ISSN 0321-2653 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИИ РЕГИОН._ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2019. № 2

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. № 2

УДК 621.793 DOI: 10.17213/0321-2653-2019-2-37-42

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЩИНЫ КОМПОЗИЦИОННОГО ТВЕРДОГО

СМАЗОЧНОГО ПОКРЫТИЯ

© 2019 г. И.Н. Щербаков

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

RESEARCH OF THE THICKNESS OF COMPOSITE SOLID LUBRICATING COATING

I.N. Shcherbakov

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Щербаков Игорь Николаевич - канд. техн. наук, доцент, кафедра «Эксплуатация транспортных систем и логистика», Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: [email protected]

Shcherbakov Igor Nikolaevich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor «Operation of Transport Systems and Logistics», Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: [email protected]

Проведены исследования толщины многослойного композиционного твердого смазочного покрытия, состоящего из трех слоев, которое обладает высокой адгезией к основе, хорошим сцеплением, низким коэффициентом трения, что позволяет значительно повысить износостойкость покрытия при работе в условиях повышенных температур и высоких нагрузок. Каждый слой имеет свою толщину. Первый слой - никель-фосфорное покрытие, полученное методом химического осаждения, имеет толщину от 2 до 35 микрон. Данные покрытия разрабатываются в основном на основе экспериментальных данных, полученных при исследовании влияния на процесс различных факторов. Второй слой - покрытие толщиной от 1 до 12 микрон. Второй слой покрывает первый путем нанесения алюмохромфосфатного связующего. Третий слой - твердое смазочное покрытие, имеющее толщину от 6 до 100 микрон. Каждый слой выполняет определенные функции. Твердые смазочные покрытия предназначены для уменьшения сил трения и изнашивания в узлах трения, где в качестве смазочного материала выступает твердый смазочный материал в виде покрытия. Представлены результаты исследования толщины каждого слоя покрытия.

Ключевые слова: композиционное покрытие; твердое смазочное покрытие; толщина покрытия; исследование; скорость осаждения.

Studies of the thickness of the multilayer composite solid lubricating coating consisting of three layers, which has high adhesion to the base, good adhesion, low coefficient of friction, which can significantly increase the wear resistance of the coating when operating at elevated temperatures and high loads. Each layer has a layer thickness. The first layer - nickel-phosphorus coating obtained by chemical precipitation has a thickness of from 2 to 35 microns. Coverage data is developed mainly on the basis of experimental data obtained from studying the influence of various factors on the process. The second layer - the coating has a thickness offrom 1 to 12 microns. The second layer is applied to the first by applying an aluminum chromophosphate binder. The third layer - a solid lubricating coating has a thickness of from 6 to 100 microns. Each layer performs certain functions. Solid lubricating coatings are designed to reduce friction and wear in friction units, where solid lubricant in the form of a coating acts as a lubricant. The results of the study of the thickness of each coating layer are presented.

Keywords: composite coating; solid lubricating coating; coating thickness; research; deposition rate.

ISSN0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

Введение

Композиционные твердые смазочные покрытия являются одними из наиболее часто применяемых в современных машинах и механизмах, в которых отсутствуют жидкие, пластинчатые и др. смазочные материалы. Они имеют ряд преимуществ, таких как работоспособность при высоких отрицательных и положительных температурах, в вакууме, агрессивных средах, криогенных жидкостях, при высоких давлениях и т.д. [1 - 8].

Надежная эксплуатация деталей, на которые наносятся композиционные твердые смазочные покрытия, во многом зависит от их толщины и равномерности нанесения. Управление достаточной толщиной покрытия, для обеспечения надежной эксплуатации трибоузла, зависит от условий эксплуатации, конфигурации деталей, поверхности, на которую наносится покрытие, поверхности сопряжения и др. и на сегодняшний момент является трудно выполнимой задачей. Особенно важно управление толщиной покрытия на этапе разработки идеологии применения нового композиционного покрытия, а также технологии его создания.

Цель работы - измерение толщины каждого слоя композиционного твердого смазочного покрытия и сравнение трибомехнических показателей в зависимости от общей толщины покрытия.

Результаты эксперимента и их обсуждение

Исследована толщина многослойного композиционного твердого смазочного покрытия, работоспособного в условиях повышенных температур и высоких нагрузок [6].

Первый слой композиционного твердого смазочного покрытия получен методом химического осаждения [9 - 14].

Композиционные покрытия, модифицированные наполнителями, получаемые методом химического осаждения (восстановления), разрабатываются, в основном, на основе экспериментальных данных, полученных при исследовании влияния на процесс различных факторов [13 - 17].

Так, осаждение покрытия на стали происходит в водной среде без наложения электрического тока и не связано с рассеивающей способностью электролита. Наращивание композиционного покрытия проходит с одинаковой скоростью на всех участках детали, находящихся в контакте с раствором при условии соблюдения технологии осаждения. На скорость осаждения химически восстановленного композиционного покрытия, прежде всего, влияют следующие

TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2

факторы: температура раствора; концентрация NiCl26H2O и NaH2PO2H2O, природа и количество модификатора, мера активности ионов водорода в растворе и т.п. [13 - 21].

Для химического осаждения композиционного покрытия, модифицированного дисульфидом молибдена, использовали раствор, содержащий компоненты [6]:

- никель хлористый (NiCl26H2O);

- гипофосфит натрия (NaH2PO2H2O);

- уксуснокислый натрий (CH3COONaH2O);

- тиомочевина (CH4N2S);

- дисульфид молибдена (MoS2).

Толщину слоев композиционного покрытия измеряли толщиномером Константа К6.

На рис. 1 - 3 представлены результаты экспериментов по исследованию скорости осаждения и толщины химически осажденного покрытия, модифицированного дисульфидом молибдена.

Концентрация, г/л

M0S2 -м- СЩСООЫаШО ЫаШРОШО NiCk-бШО

Рис. 1. Зависимость скорости осаждения композиционного покрытия, модифицированного дисульфидом молибдена от концентрации компонентов, вводимых в водный раствор. Температура растворов постоянная 85 °С / Fig. 1. Dependence of the deposition rate of a composite

coating modified by molybdenum disulfide on the concentration of components introduced into an aqueous solution. The temperature of the solutions is constant 85 °C

На основании литературных источников [6] и предварительно проведенных коррозионных и три-бомеханических испытаний было принято решение, что оптимальная толщина первого слоя должна быть 20 микрон. Эксперименты по определению толщины покрытия в зависимости от температуры раствора, наличия стабилизатора и продолжительности процесса проводили с раствором, концентрация компонентов в котором соответствовала осаждению 20 микрон покрытия.

Из рис. 2 видно, что наиболее оптимальной для химического осаждения первого слоя является температура раствора 88 - 92 °С. Тиомоче-вина, кроме стабилизирующего действия, повышает скорость осаждения покрытия. Однако при использовании тиомочевины существует ряд

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2

ограничении, в частности, очень узкии интервал ее концентрации, в котором она оказывает стабилизирующее деИствие на процесс нанесения покрытия.

2

92 95

Температура, °С

Рис. 2. Зависимость толщины химически осажденного

композиционного покрытия, модифицированного дисульфидом молибдена, от температуры раствора и стабилизирующей добавки: 1 - раствор со стабилизирующей добавкой (CH4N2S); 2 - без стабилизатора. Продолжительность процесса 60 минут / Fig. 2. The dependence of the thickness of the chemically precipitated composite coating modified by molybdenum disulfide on the temperature of the solution and the stabilizing additive: 1 - a solution with a stabilizing additive (CH4N2S); 2 - without a stabilizer. The duration of the process is 60 minutes

50

40

ё 30

£ 10

0

.■■¡I

rfl

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Время осаждения, мин

Рис. 3. Зависимость толщины химически осажденного композиционного покрытия, модифицированного дисульфидом молибдена, от продолжительности процесса осаждения. Температура раствора 88 - 92 °С

/ Fig. 3. Dependence of the thickness of a chemically precipitated composite coating modified by molybdenum disulfide on the duration of the deposition process.

Solution temperature 88 - 92 °С

Приведенные экспериментальные данные подтверждают исследования, сделанные ранее [22 - 25], в которых показано, что характер изменения скорости осаждения покрытий из суспензий, как и в нашем случае, зависит от природы и концентрации дисперсной фазы, наличия в растворе стабилизирующей добавки, а также температуры раствора и времени осаждения.

Второй слой композиционного покрытия представляет собой - алюмохромофосфатное связующее, нанесенное на первый слой кистью или распылителем. Толщину второго слоя определяли после проведения термической обработки.

Из литературных источников известно, что переходные слои формируются в результате взаимодействия с основой при повышении температуры [21].

В табл. 1 представлены результаты измерения толщины второго слоя нанесенного кистью, методом погружения и с помощью распылителя после термической обработки, проводимой в течение 45 минут.

Таблица 1 / Table 1

Измерение толщины второго слоя / Measurement of the thickness of the second layer

Толщина Температура термообработки, °С

покрытия, мкм 100 150 200 250 300 350 400 450 500

Толщина

второго слоя, нанесенного 6 6 5 5 5 3-4 1-2 1-2 1-2

распылителем

Толщина

второго слоя, нанесенного 8 8 8 6 6 5 5 5 5

кистью

Толщина

второго слоя,

нанесенного 18 18 18 18 16 14 14 12 12

методом

погружения

Из результатов, приведенных в табл. 1, видно, что с увеличением температуры толщина второго слоя композиционного покрытия уменьшается и, видимо, это связано с кристаллизацией алюмофосфатов, частичным диффундированием и удалением воды кристаллизационнои воды [26]. Температура 400 °С является оптимальной для формирования второго слоя покрытия толщиной 1 - 2 микрона, нанесенного при помощи распылителя.

Третий слой, наносимый на второй, представляет собой твердое смазочное покрытие, изготовленное из суспензии следующего состава: хлорид кадмия, азотнокислый цинк, оксид магния, азотнокислое серебро, ортофосфорная кислота, азотная кислота, дисульфид молибдена. Суспензию наносили при помощи кисти или распыления в зависимости от назначения изделия. После нанесения слоя твердого смазочного покрытия изделие подвергают термической обработке. Этот слой твердого смазочного покрытия придает покрытию высокие антифрикционные свойства [6]. После термообработки производилось полирование верхнего слоя твердого смазочного покрытия до полного удаления всех неровностей, местных наливов и прочих дефектов. Визуально покрытие должно быть одной толщины и с одинаковым цветом поверхности.

S 20

ISSN0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2

На рис. 4, 5 представлены результаты измерения толщины третьего слоя в зависимости от температуры термообработки и ее продолжительности.

100 150 200 250 300 350 400 450 500 Температура термообработки, °С

Время термообработки 60 мин Время термообработки 120 мин Время термообработки 180 мин

Рис. 4. Результаты измерения толщины третьего слоя в зависимости от температуры термообработки и ее продолжительности. Покрытие нанесено при помощи распылителя / Fig. 4. The results of measuring the thickness of the third layer, depending on the heat treatment temperature and its duration. The coating is applied with a sprayer

100

80

S 60

40

Й 20

0

50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 Температура термообработки, °С

■ Время термообработки 60 мин Ш Время термообработки 120 мин Время термообработки 180 мин

Рис. 5. Результаты измерения толщины третьего слоя в

зависимости от температуры термообработки и ее продолжительности. Покрытие нанесено при помощи кисти / Fig. 5. The results of measuring the thickness of the third layer, depending on the heat treatment temperature and its duration. The coating is applied with a brush

В соответствии с проведенными (рис. 1, 2) исследованиями подобраны оптимальная температура и продолжительность термообработки третьего слоя композиционного твердого смазочного покрытия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

По результатам проведенных экспериментов подобраны номинальные значения оптимальной толщины каждого слоя композиционного твердого смазочного покрытия. С целью прогнозирования необходимой средней величины толщины композиционного твердого смазочного покрытия необходимо проводить дальнейшие экспериментальные опыты и применять расчет-но-аналитические методы исследований.

Литература

1. Щербаков И.Н. Особенности получения и свойства композиционного многослойного твердого смазочного покрытия // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2016. № 2 (190). С. 97 - 101.

2. Получение и свойства композиционного твердого смазочного покрытия / И.Н. Щербаков, В.В. Иванов, П.Д. Дерлу-гян, В.Т. Логинов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2015. № 4 (185). С. 89 - 92.

3. Майорова Л.А. Твердые неорганические вещества в каче-

стве высокотемпературных смазок. Новое о твердых смазках. М.: Наука, 1971. 96 с.

4. Машков Ю.К. Трибология конструкционных материалов: учеб. пособие. Омск: ОмГТУ, 1996. 304 с.

5. Матвеевский P.M. Температурная стойкость граничных

смазочных слоев и твердых смазочных покрытий при трении металлов и сплавов. М.: Наука, 1971. 215 с.

6. Пат. РФ 2556155. Способ получения композиционного антифрикционного покрытия / И.Н. Щербаков, Г.Е. Трофимов, В.Т. Логинов, П.Д. Дерлугян, Н.В. Геркен.№ 2013152135/02; заявл. 22.11.13; опубл. 15.06.15. Бюл. № 15.

7. Пат. РФ 2473711. Состав твердосмазочного антифрикционного покрытия / Г.Е. Трофимов, И.Н. Щербаков, М.Ю. Шевченко, В.Т. Логинов, П.Д. Дерлугян, В.В. Иванов, Ф.П. Дерлугян. № 2011147961/04. Заявл. 24.11.2011; опубл. 27.01 2013. Бюл. № 3.

8. Пат. РФ 2493241. Композиция антифрикционного твердого смазочного покрытия / И.Н. Щербаков, Г.Е. Трофимов,

B.Т. Логинов, П.Д. Дерлугян, В.В. Иванов. № 2012112573/04; заявл. 30.03.12; опубл. 20.09.13, Бюл. № 26.

9. Иванов В.В., Щербаков И.Н. Моделирование композиционных никель-фосфорных покрытий с антифрикционными свойствами. Ростов н/Д: Изд-во журн. «Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион», 2008. 112 с.

10. Scherbakov I.N., Ivanov V.V. Analysis of synergic effect in compositional Ni-P-coatings // European Journal of Natural History, 2015. № 3. 48 С.

11. Щербаков И.Н., Иванов В.В., Логинов В.Т. [и др.]. Химическое наноконструирование композиционных материалов и покрытий с антифрикционными свойствами. Ростов н/Д: Изд-во журн. «Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки», 2011. 132 с.

12. Иванов В.В., Щербаков И.Н. О структурообразовании химически осажденного никель-фосфорного покрытия, моди-филированного политетрафторэтиленом // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки, 2006. Прил. № 2. С. 117 - 119.

13. Щербаков И.Н. Разработка композиционного никель-фосфорного покрытия, модифицированного нитридом бора и политетрафторэтиленом: дис. ... канд. техн. наук. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2003. 120 с.

14. Анализ синергического эффекта в композиционных никель-фосфорных покрытиях / В.В. Иванов, И.Н. Щербаков, А.В. Иванов, О.М. Башкиров // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2005. № 4. С. 62 - 64.

15. Щербаков И.Н., Иванов В.В. Повышение эксплуатационных свойств деталей автомобилей путем нанесения композиционных никель-фосфорных покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2008. № 3 (145).

C. 113 - 115.

16. Иванов В.В., Щербаков И.Н. Моделирование антифрикционных свойств однородных композиционных покрытий на поверхности стальных деталей узлов трения с учетом свойств твердой компоненты контр-тела // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2010. № 6 (158). С. 79 - 82.

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

17. Композиционное никель-фосфорное покрытие, модифицированное полититанатом калия / И.Н. Щербаков, В.В. Иванов, П.Д. Дерлугян, В.И. Балакай // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 8. С. 62 - 64.

18. Щербаков И.Н., Дерлугян П.Д., Логинов В.Т. Фазовая разупорядоченность и синергизм свойств компонентов композиционных №-Р покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2013. № 1 (170). С. 97 - 99.

19. Щербаков И.Н., Иванов В.В. Возможное влияние медьсодержащих модифицирующих добавок на фрикционные свойства композиционных №-Р покрытий // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2011. № 6 (164). С. 99 - 102.

20. Щербаков И.Н. О системном подходе к разработке композиционных антифрикционных покрытий [Электронный ресурс] // Инженерный вестн. Дона. 2013. №1. Режим доступа:

ivdon.ru/ru/magazme/arcЫve/nly2013/1567 (дата обращения: 28.02.2016).

TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2

21. Аппен А.А. Температуроустойчивые неорганические покрытия. 2-е изд., перераб. и доп. «Химия». 1976. 296 с.

22. Никандрова Л.И. Химические способы получения металлических покрытий. Л.: Машиностроение, 1971. 104 с.

23. Вишенков С.А. Химические и электрохимические способы осаждения металлопокрытий. М.: Машиностроение, 1975. 312 с.

24. Горбунова К.М., Никифорова А.А. Физико-химические основы процесса химического никелирования. М.: Наука, 1967. 207 с.

25. Гусева И.В., Мащенко Т.С., Борисенко А.И. Композиционные покрытия, получаемые методом химического осаждения // Жаростойкие покрытия для защиты конструкционных материалов. Л.: Наука, 1977. С. 52 - 56.

26. Сычев М.М. Неорганические клеи. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Химия, 1986. 152 с.

References

1. Shcherbakov I.N. Osobennosti polucheniya i svojstva kompozicionnogo mnogoslojnogo tverdogo smazochnogo pokrytiya [ Features of production and properties of composite multilayer solid lubricant coating]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2016, no. 2, pp. 97 - 101. (In Russ.)

2. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V., Derlugyan P.D., Loginov V.T. Poluchenie i svojstva kompozicionnogo tverdogo smazochnogo pokrytiya [Preparation and properties of composite solid lubricant]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2015, no. 4, pp. 89 - 92. (In Russ.)

3. Majorova L.A. Tverdye neorganicheskie veshchestva v kachestve vysokotemperaturnyh smazok. Novoe o tverdyh smazkah [Solid inorganic substances as high temperature lubricants. New about solid lubricants]. Moscow: Nauka, 1971, 96 p.

4. Mashkov Yu.K. Tribologiya konstrukcionnyh materialov: ucheb. posobie [Tribology of structural materials: studies. Benefit]. Omsk: OmGTU, 1996, 304 p.

5. Matveevskij P.M. Temperaturnaya stojkost' granichnyh smazochnyh sloev i tverdyh smazochnyh pokrytij pri trenii metallov i splavov [Temperature resistance of boundary lubricant layers and solid lubricant coatings during friction of metals and alloys]. Moscow: Nauka, 1971, 215 p.

6. Shcherbakov I.N. et al. Sposob polucheniya kompozicionnogo antifrikcionnogo pokrytiya [The method of producing a composite anti-friction coatings]. Pat. RF, no. 2556155, 2015.

7. Trofimov G.E. et al. Sostav tverdosmazochnogo antifrikcionnogo pokrytiya [The composition of the hard lubricant anti-friction coatings]. Pat. RF, no. 2473711, 2013.

8. Shcherbakov I.N. at el. Kompoziciya antifrikcionnogo tverdogo smazochnogo pokrytiya [Composition of antifriction solid lubricating coating]. Pat. RF, no. 2493241, 2013.

9. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N. Modelirovanie kompozicionnyh nikel'fosfornyh pokrytij s antifrikcionnymi svojstvami [Modeling of the composite Nickel-phosphorus coatings with anti-friction properties]. Rostov n/D: Publ. "Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region", 2008, 112 p.

10. Scherbakov I.N., Ivanov V.V. Analysis of synergic effect in compositional Ni-P-coatings. European Journal of Natural History, 2015, no. 3, 48 p.

11. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V., Loginov V.T. et al. Himicheskoe nanokonstruirovanie kompozicionnyh materialov i pokrytij s antifrikcionnymi svojstvami [Chemical nanoconstruction of composite materials and coatings with anti-friction properties]. Rostov n/D: Publ. "Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki", 2011, 132 p.

12. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N. O strukturoobrazovanii himicheski osazhdennogo nikel'-fosfornogo pokrytiya, modificirovannogo politetraftoretilenom [On the structure formation of a chemically precipitated Nickel-phosphorus coating modified by polytetrafluoroethylene]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2006., Pril. No. 2, pp. 117 - 119. (In Russ.)

13. Shcherbakov I.N. Razrabotka kompozitsionnogo nikel'-fosfornogo pokrytiya, modifitsirovannogo nitridom bora i politetraftoretilenom. Diss. kand. tekhn. nauk [Development of a composite nickel-phosphorus coating modified with boron nitride and polytetrafluoroethylene. Cand. techn. sci. diss.]. Novocherkassk, 2003, 120 p.

14. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N., Ivanov A.V., Bashkirov O.M. Analiz sinergicheskogo effekta v kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytiyakh [Analysis of the synergistic effect in composite nickel-phosphorus coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2005, no. 4, pp. 62 - 64. (In Russ.)

15. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V. Povyshenie ekspluatatsionnykh svoistv detalei avtomobilei putem naneseniya kompozitsionnykh nikel'-fosfornykh pokrytii [Improving the performance properties of car parts by applying composite nickel-phosphorus coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2008, no. 3, pp. 113 - 115. (In Russ.)

16. Ivanov V.V., Shcherbakov I.N. Modelirovanie antifriktsionnykh svoistv odnorodnykh kompozitsionnykh pokrytii na poverkhnosti stal'nykh detalei uzlov treniya s uchetom svoistv tverdoi komponenty kontr-tela [Simulation of antifriction properties of homogeneous composite coatings on the surface of steel parts of friction units taking into account the properties of the solid component of the counter-body]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2010, no. 6, pp. 79 - 82. (In Russ.)

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2019. No 2

17. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V., Derlugyan P.D., Balakai V.I. Kompozitsionnoe nikel'-fosfornoe pokrytie, modifitsirovannoe polititanatom kaliya[Composite nickel-phosphorus coating modified by potassium polytitanate]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2015, no. 8, pp. 62 - 64. (In Russ.)

18. Shcherbakov I.N., Derlugyan P.D., Loginov V.T. Fazovaya razuporyadochennost' i sinergizm svojstv komponentov kompozicionnyh Ni-P pokrytij // Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. Nauki, 2013, no. 1, pp. 97 - 99. (In Russ.)

19. Shcherbakov I.N., Ivanov V.V. Vozmozhnoe vliyanie med'soderzhashchikh modifitsiruyushchikh dobavok na friktsionnye svoistva kompozitsionnykh Ni-P pokrytii [Possible effect of copper-containing modifying additives on the friction properties of composite Ni-P coatings]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2011, no. 6, pp. 99 - 102. (In Russ.)

20. Shcherbakov I.N. O sistemnom podkhode k razrabotke kompozitsionnykh antifriktsionnykh pokrytii [On the system approach to the development of composite anti-friction coatings]. Avialable at: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1567. (accessed 28.02.2016).

21. Appen A.A. Temperaturoustojchivye neorganicheskie pokrytiya [Temperature resistant inorganic coatings]. "Khimiya", 1976, 296 p.

22. Nikandrova L.I. Himicheskie sposoby polucheniya metallicheskih pokrytij [Chemical methods for producing metal coatings]. Leningrad: Mashinostroenie, 1971, 104p.

23. Vishenkov S.A. Himicheskie i elektrohimicheskie sposoby osazhdeniya metallopokrytij [Chemical and electrochemical methods of deposition of metal coatings]. Moscow: Mashinostroenie, 1975, 312 p.

24. Gorbunova K.M., Nikiforova A.A. Fiziko-himicheskie osnovy processa himicheskogo nikelirovaniya [Physical and chemical bases of chemical Nickel plating process]. -Moscow: Nauka, 1967, 207p.

25. Guseva I.V., Mashchenko T.S., Borisenko A.I. Kompozicionnye pokrytiya, poluchaemye metodom himicheskogo osazhdeniya [Composite coatings obtained by chemical deposition]. Zharostojkie pokrytiya dlya zashchity konstrukcionnyh materialov, 1977, pp. 52 - 56.(In Russ.)

26. Sychev M.M. Neorganicheskie klei [Inorganic adhesives]. Leningrad: Khimiya, 1986, 152 p.

Поступила в редакцию /Received 24 апреля 2019 г. /April 24, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.