Научная статья на тему 'Модельная оптимизация технологии контактно-ротапринтного плакирования поверхностей трения'

Модельная оптимизация технологии контактно-ротапринтного плакирования поверхностей трения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
165
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛУБРИКАЦИЯ / ПЛАКИРОВАНИЕ / ТРЕНИЕ / КОЛЕСО / РЕЛЬС / ТРИБОТЕРМОДИНАМИКА / СМАЗОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ / ФРАКТАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / АНАЛИЗ / LUBRICATION / CLADDING / FRICTION / WHEEL / RAIL / TRIBOTHERMODYNA-MICS / LUBRICANT / ANALYSIS / FRACTAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шаповалов Владимир Владимирович, Шульга Геннадий Иванович, Мищиненко Василий Борисович, Корниенко Роман Андреевич, Фейзов Эмин Эльдарович

Описаны процессы образования плёнки-покрытия, играющей роль третьего тела в рассматриваемом фрикционном контакте, приведена методика определения объёмной температуры, представлена схема плакирования смазочным термопластичным материалом, предложена её модельная оптимизация. Научный и практический интерес для развития технологий ротопринтно-контактной лубрикации представляет системный подход к анализу трибосопряжения колесо-рельс с целью разработки экологически безопасных гребнесмазывателей стержневого типа, содержащих фрактальные структуры, обеспечивающих точную дозировку нужного количества и качества твердых смазочных материалов в контакте гребня колеса с рельсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шаповалов Владимир Владимирович, Шульга Геннадий Иванович, Мищиненко Василий Борисович, Корниенко Роман Андреевич, Фейзов Эмин Эльдарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OPTIMIZATION OF TECHNOLOGY AND CONTACT-ROTOPRINT CLADDING OF FRICTION SURFACES

The examined of film-forming process, which plays the role of the third phase in this tribological contact, the method of determining the bulk temperature, the scheme of the cladding lubricating thermoplastic material proposed model optimization. For technological development rotaprint lubrication presented scientific and practical interest for a system conceptto the analysis of the units of the wheel-rail system with the goal of developing environmentally safe grannie smature rod type, containing a fractal structure, ensuring starved feeding of the desired quantity with quality of solid film dry lubricant in contact of wheel flange with the rail.

Текст научной работы на тему «Модельная оптимизация технологии контактно-ротапринтного плакирования поверхностей трения»

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 1

УДК 539.622:355.695.2 DOI: 10.17213/0321-2653-2018-1-84-90

МОДЕЛЬНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОНТАКТНО-РОТАПРИНТНОГО ПЛАКИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ТРЕНИЯ

© 2018 г. В.В. Шаповалов1, Г.И. Шульга2, В.Б. Мищиненко1, Р.А. Корниенко1, Э.Э. Фейзов1

Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону. Россия, 2Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия

MODEL OPTIMIZATION OF TECHNOLOGY AND CONTACT-ROTOPRINT CLADDING OF FRICTION SURFACES

V.V. Shapovalov1, G.I. Shulga2, V.B. Mischinenko1, R.A. ^rnienko1, E.E. Feyzov1

1Rostov State Transport University, Rostov on Don, Russia, 2Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia

Шаповалов Владимир Владимирович - д-р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки России, зав. кафедрой «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: tmt@rgups.ru

Шульга Геннадий Иванович - д-р техн. наук, профессор, кафедра «Автомобили и транспортно-технологические комплексы», Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, Россия. E-mail: g.shulga41@mail.ru

Мищиненко Василий Борисович - аспирант, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону, Россия. E-mail: tmt@rgups.ru

Корниенко Роман Андреевич - аспирант, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону. Россия. E-mail: tmt@rgups.ru

Фейзов Эмин Эльдарович - доцент, кафедра «Транспортные машины и триботехника», Ростовский государственный университет путей сообщения, г. Ростов-на-Дону. Россия. E-mail: Eminf@yandex.ru

Shapovalov Vladimir Vladimirovich - Doctor of Technical Sciences, professor, Honored Scientist of Russia head of departament «Transport Machines and Tribotechnics», Rostov State Transport University, Rostov on Don, Russia. E-mail: tmt@rgups.ru

Shulga Gennady Ivanovich - Doctor of Technical Sciences, professor, department «Cars and Transport-Technological Complexes» Platov South-Russian State Polytechnic University, Russia. E-mail: g.shulga41@mail.ru

Mischinenko Vasily Borisovich - post-graduate student, departament «Transport Machines and Tribotechnics», Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: tmt@rgups.ru

Kornienko Roman Andreevich - post-graduate student, departament «Transport Machines and Tribotechnics», Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: tmt@rgups.ru

Feyzov Emin Eldarovich - assistant professor, departament «Transport Machines and Tribotechnics», Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia., E-mail: Eminf@yandex.ru

Описаны процессы образования плёнки-покрытия, играющей роль третьего тела в рассматриваемом фрикционном контакте, приведена методика определения объёмной температуры, представлена схема плакирования смазочным термопластичным материалом, предложена её модельная оптимизация.

Научный и практический интерес для развития технологий ротопринтно-контактной лубрикации представляет системный подход к анализу трибосопряжения колесо-рельс с целью разработки экологически безопасных гребнесмазывателей стержневого типа, содержащих фрактальные структуры, обеспечивающих точную дозировку нужного количества и качества твердых смазочных материалов в контакте гребня колеса с рельсом.

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 1

Ключевые слова: лубрикация; плакирование; трение; колесо; рельс; триботермодинамика; смазочный материал; фрактальный кластер; анализ.

The examined of film-forming process, which plays the role of the third phase in this tribological contact, the method of determining the bulk temperature, the scheme of the cladding lubricating thermoplastic material proposed model optimization.

For technological development rotaprint lubrication presented scientific and practical interest for a system conceptto the analysis of the units of the wheel-rail system with the goal of developing environmentally safe grannie smature rod type, containing a fractal structure, ensuring starved feeding of the desired quantity with quality of solid film dry lubricant in contact of wheel flange with the rail.

Keywords: lubrication; cladding; friction; wheel; rail; tribothermodyna-mics; lubricant; analysis; fractal cluster.

Введение

Согласно мировому опыту, использование технологии смазки (лубрикации) контакта гребня колеса железнодорожного подвижного состава с боковой поверхностью рельса позволяет экономить значительный объем топливно-энергетических ресурсов, повысить сроки службы колес и рельсов, снизить уровень вредного воздействия на окружающую среду [1]. Учитывая специфику эксплуатации открытых узлов трения наиболее рациональным способом лубри-кации системы «колесо-рельс» является применение технологии контактно-ротапринтного плакирования поверхностей трения колеса и рельса [2]. Одной из наиболее распространенных на сети дорог ОАО «РЖД» технологий ротапринт-но-контактной лубрикации является технология гребнерельсосмазывания (плакирования) поверхностей термопластом адгезивом разового нанесения (ГРС-РАПС) [3, 4].

Одним из элементов технологии ГРС-РАПС, определяющим её эффективность, является привод подачи (прижатия) смазочных стержней РАПС к рабочей поверхности гребня колеса (рис. 1).

Q, ос

Q™, оС

0,10 0,14 0,20

Лр

Рис. 1. Триботермодинамика процессов плакирования / Fig. 1. Tribothermodynamics of cladding processen

Как известно, процесс плакирования (фрикционного натирания) основан на активизации адгезионных связей до уровня

F >F

* ад 1 ког >

где Fад и FKог - силы адгезионного и когезионного взаимодействия во фрикционном контакте.

Одним из ведущих факторов реализации процесса образования пленки-покрытия с заданными функциональными свойствами является уровень температур вспышки во фрикционном контакте [5 - 7]. Приближенно значение поверхностной температуры контактирующих поверхностей можно определить из

1 i2

= _ fF V -У О

J тр ск У ü т

cm

где с - удельная теплоемкость материала РАПС; т - активная масса РАПС; EQтп - величина оттока энергии тепловых потоков Q; Fтр - сила трения; Уск - скорость скольжения.

В свою очередь, величина т в приближении определяется значением фактической площади касания 5"фпк и величиной шероховатости Ях. Сила трения определяется как

FJV = Nf,

где N - сила давления; /- коэффициент трения.

Пределы интегрирования определяем экспериментально из зависимости (см. рис. 1).

С целью определения максимальных значений объёмной температуры на фактической площади касания, определяющих выходные три-ботехнические характеристики фрикционного контакта, разработаны теоретические основы экспериментальной триботермодинамики фрикционного взаимодействия. Для определения мак

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 1

симальных значении контактных температур в соответствии с гипотезой экспериментальной триботермодинамики, в тормозной колодке установлены две термопары на расстоянии Zl = 2 и Z2 = 5 мм от фактической площади касания с моделью колеса и зафиксированы две объёмные температуры ©4 и ©5. Расчёт температуры вспышки выполнялся в соответствии с понятием логарифмического декремента затухания как функции размера zг■:

1. Темп затухания д = ©5/©4, где ©5 и ©4 - значения температур, измеренных термопарами на разном удалении от фактической площади касания.

2. Зная логарифмический декремент 1п д = a4Z2, где Z2, мкм - линейное расстояние между установленными термопарами, находим показатель асимптоты затухания а4 = 1п

3. Находим показатель асимптоты от первой термопары до фактической площади касания

а3 = а4 х ту2 / ту,

где - объёмная масса, заключённая между двух термопар; ту - объёмная масса, заключённая между термопарой и фактической площадью касания.

4. Вычисляем логарифмический декремент затухания 1п дз = азZl, где Zl - линейное расстояние от термопары до фактической площади касания.

5. Исходя из выражения темпа затухания qъ = еаз21 =©4/©3, находим температуру

©3 =©7 еал.

Зная величину шероховатости Яа и наибольшей высоты профиля Ятах, повторяем расчёт с п. 1, принимая полученные значения за начальные, до идентификации максимальной контактной температуры ©1.

Разработан алгоритм динамического мониторинга максимальных контактных температур, позволяющий на базе интегральных оценок диссипации трибосистемы и взаимной корреляционной функции момента трения и температуры идентифицировать режимы накопления пластических деформаций, термического и атермиче-ского схватывания поверхностей трения.

Определение значений температуры во фрикционном контакте выполнялось по методике определения объемной температуры фрикционного контакта [8].

Для определения температуры вспышки на микронеровности в контакте «колесо-рельс» воспользуемся выражением [8]

01вс„ (о, х)==й ^

VF^j'

где 01в(ш(О, т) - соотношение между температурой вспышки и объемной температурой; &1всш(0, т) -температура вспышки; - объемная температура; т - относительное время;

(У2 + lj(l-g;njbi ^^ P " V2 (l -g£n j^t

\1/4

r1h1 max

4v1-1

( HB2 Aai } ^vT P

Приведем необходимые заданные величины для расчета 01всп(О, х), &1всп(0, т): Квз = 0,92, 3max=3 м/с; Wm= 1160 кДж; tT=1 c; Лщ = 0,004 м2; 71=7750 кг/м3; ci= 461 Дж/кг оС, bi = 0,1 м; (1 - атП ) = зП 6 ri = 82,3-10-6 м; Mmax=

(1 - <п

= 510-6 м; V1 = 2,2; b0i = 1; HB2 = 363-106 Н/м2;

Р = 125000 Н, где Квз — контурная площадь касания; Smax - максимальная скорость скольжения; Wn - работа трения подвижного состава; U - продолжительность трения; Л - номинальная площадь касания по Герцу; 71 - плотность материала колеса; С1 - удельная теплоёмкость; b - размеры тел в направлении нормального теплового потока; атп- коэффициент распределения тепловых потоков для температуры вспышки; а'тп- коэффициент распределения тепловых потоков для объёмных температур; Г1 - средний радиус кривизны вершин выступов колеса; Mmax - наибольшая высота неровностей профиля колеса; V1 - параметр опорной кривой поверхности трения колеса; bo - параметр степенной аппроксимации

опорной кривой колеса; HB2 - твердость более пластичного материала (колеса); P - статическая нагрузка колеса на рельс.

Большое количество заданных величин носит экспериментальный характер и требует определенных сложных экспериментальных исследований. При этом, например, фактическая площадь касания в процессе эксплуатации может

х

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 1

меняться в десятки-сотни раз, что соответственно искажает полученный результат относительно фактических значений.

Подставляя соответствующие значения параметров, входящих в формулы, получим:

Р1 =

(л/2 +1)-311,6• 0,1 If 22/3 ^

V2-1

^82,3 -10-6 • 5 -10-6^

1/4

,, 3,14• 3

IV У

4-2,2-1

2,2-1 • 0,92

a" W

=_ п тп

1/2,2

363 • 0,004 1 4-2,2

125000

0,92-1160000

\ Y1c1b1 0,004 • 7750 • 461- 0,1 Таким образом:

■ = 747 °C.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

01всп (0, т) =

^всп (0, т)

= 0,957 •

6 (л/т-т)

747 ' Тм'

Так как температура вспышки &1всп(0, т), а также соотношение между температурой вспышки и объемной температурой 01всп(О, т) даются как функции текущего времени процесса торможения, то все расчетные формулы являются эмпирическими и имеют весьма узкий диапазон применимости. Например, для получения коэффициента Квз нужно провести серию опытов и экспериментов. Расчет проводился для режима торможения нового колеса вагона по новому рельсу. Ввиду того, что входящие в состав расчетных формул параметры меняют свои значения на порядок и более (например, фактическая площадь касания) в зависимости от условий эксплуатации (новый, старый рельс, пустой, полный вагон, положительная, отрицательная температура окружающей среды и т. д.), эффективное решение расчетным путем данной термодинамической задачи является проблематичным.

Окончательное определение условий термодинамики контактирования выполнялось на базе метода физико-математического моделирования [9, 10].

Таким образом, условия реализации процесса плакирования поверхностей трения определяется управляемым параметром Р (давлением стержня РАПС на рабочую поверхность гребня колеса) (см. рис. 1). В настоящее время в серийно выпускаемых гребнерельсосмазывателях ГРС 40.01 используется консервативный привод -цилиндрическая пружина сжатия. Реальная характеристика пружины представлена на рис. 2.

P, Н 20,8

18,2

Зона I

■^gjllllggg

2,60

76,8 130

550

L, мм

= 0,957;

Рис. 2. Зависимость усилия подачи смазочного брикета от деформации пружины / Fig. 2. Dependence of the supply force of the lubricating briquette against the deformation of the spring

Как следует из рис. 2, давление F в данном приводе меняется от 20,8 до 2,6 Н, где в зоне I посредством увеличенного давления происходит замасливание рабочей поверхности, при этом рабочее оптимальное Fem в зоне II занимает не более 3 - 5 % от общего ресурса разовой заправки привода ГРС. Данное положение не только резко снижает эффективность работы привода, но и создает условия в зоне миграции смазочного материала на тяговою поверхность колеса в случае применения несертифицированных пластичных или жидких смазочных материалов [11].

При масляном голодании (зона III) наблюдается режим граничного трения и рост интенсивности изнашивания, в зоне IV представлен металл без нанесения смазочного материала. С целью повышения эффективности технологии ГРС-РАПС были проведены работы по оптимизации параметров консервативного привода ГРС. В частности, был разработан консервативный привод в виде витой цилиндрической пружины из стальной ленты (рис. 3).

B2

Pi = Ax1*a; P2 = Ax2*c2; с = С2; Pi = P2

т _" : _ _ - "a К)

Рис. 3. Витая цилиндрическая ленточная пружина / Fig. 3. Twisted cylindrical ribbon spring

Постоянство рабочего усилия Р обеспечивается путем компенсации уменьшения радиуса R от Ri до R2 за счет снижения угловой жесткости пластины (см. рис. 3).

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 1

Угол а (см. рис. 3) определяется из выра-

жения

а = arctg

[ 2HR - (n + 2Л)]

2HR

где Я\ - начальный радиус пружины.

Схемы приводов представлены на рис. 4.

II кШАМШ^ JT

TülJ

___

б

Рис. 4. Схемы приводов ГРС: а - схема ГРС 40.01 до модификации; б - схема ГРС 20.08 после модификации / Fig. 4. Chart of drives GRS: а - ^art GRS 40.01 to modification; б - Лай GRS 20.08 after modification

Для дальнейшего развития технологий ро-топринтно -контактной лубрикации представляет научный и практический интерес системный подход к анализу трибосопряжения колесо-рельс с целью разработки экологически безопасных гребнесмазывателей стержневого типа, содержащих фрактальные структуры, предназначенные для работы в открытых тяжелонагруженных узлах трения, обеспечивающих точную дозировку нужного количества и качества твердых смазочных материалов в контакте гребня колеса с рельсом, устойчиво воспринимающих динамические нагрузки, работоспособные при температурах -50...+130 °С и имеющие существенные преимущества перед форсуночными.

Применительно к трибологии системный подход к анализу трибосистем изложен в работе [12], а к анализу технологических процессов - в работе [13]. По мнению основателя общей теории систем Людвига фон Берталанфи, суть системного подхода заключается в следующем: если целое, т.е. объект испытания, требуется разделить на части, из которых оно составлено, следовательно, его можно сложить или восстанавливать из тех же частей.

Структуру трибосистемы определяют рядом ее элементов А = {а\, аг, аз}; п - число элементов; В = {В(аг}} соответствующие свойства элементов; С = {С(аг-, а;)}связи элементов, определяемых как соотношение между ними. Структура системы представляет собой множество ф = {А, В, С}.

Каждая трибосистема может быть отделена гипотетической оболочкой (или контрольной

поверхностью). Связь между системой и окружением, пересекаемые оболочкой, делят на входы {X}, выходы {7} и потери {I}. Преобразование {Т} входов и выходов описывают математическими уравнениями, физическими аналогами или другими величинами. Для описания динамического функционального поведения и структурного поведения системы применяют методы «сечения черного ящика или «отрыва» системы.

Системный подход к анализу триботехни-ческой системы «колесо-рельс» включает этапы: анализ материалов контактирующих пар, их шероховатости и твердости, анализ материалов гребнесмазывателей стержневого типа, характер образования пленок и их адгезия при нанесении гребнесмазывателями, характер износа контактирующих поверхностей в зависимости от условий эксплуатации, воздействия окружающей среды.

Триботехническая система колесо-рельс может быть представлена элементами, характеризующими ее свойства во взаимосвязи. Различные типы величин в трибосистеме колесо-рельс могут быть рассмотрены послойно на собственных плоскостях, что позволяет устанавливать сложные взаимодействия контактирующих поверхностей.

Термин фрактал (ВгасЫъ - дробный, дробленый) был введен Бенуа Б. Мандельбротом для обозначения объектов, имеющих фрагментиро-ванную (негладкую) форму, обладающих подобием [14]. Фрактальные кластеры (агрегаты) -структуры, которые образуются при ассоциации частиц (мицелл). Формирование фрактальных кластеров может влиять на ход суммарного процесса или явления: при каогуляции, перколяции, полимеризации полимеров, на физико-химические явления, протекающие в зоне контакта в три-босистеме колесо-рельс-гребнесмазыватель [15].

При эксплуатации трибосистемы колесо -рельс с использованием гребнесмазывателей на контактирующих поверхностях могут формироваться многослойные пленки из фрактальных кластеров и их лигандных оболочек в результате физической или химической адсорбции фрактальных структур. В контакте трибосистемы рельс - колесо многослойные пленки непрерывно разрушаются и восстанавливаются, то есть создаются условия для реализации нормального процесса износа контактирующих элементов трибосистемы.

При рассмотрении трибосистемы в плоскости материалов, на которой адсорбированы

а

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION.

TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 1

многослойные пленки при разрушении фрактальных структур, если считать, что масса переносимого вещества a с колеса на рельс, формирующаяся в результате плакирования на рельсе из массы лигандных оболочек ai и фрактальных кластеров аг, то есть a = ai + a2, то уравнение баланса массы вещества a в элементе f можно представить следующим образом:

z m=z m"1 "X т}ь+х тТ2 "X m7f

c b q f

(при а1 = b, a2 = f, a = a1 " b + a2 " f ),

где X mC"1 - поток массы вещества c лигандных

c

оболочек, которые путем физической адсорбции или химической реакции превращаются в материал ai в элементе j на поверхности рельса, г;

Xmq"2 - поток массы вещества q фрактальных

q

кластеров, которые путем физической адсорбции или химической реакции превращаются в материал a2 в элементе j на поверхности рельса, г;

m

аф j

- поток массы вещества b, который от-

X

ь

деляется от материала покрытия а\ в элементе ] в результате износа и выносится из зоны трения, г;

X т"2^ - поток массы вещества /, который от-

Г

деляется от материала покрытия аг в элементе ] в результате износа и выносится из зоны трения, г.

Потери материала Ь и / восстанавливаются ротапринтным нанесением антифрикционного покрытия на колесо. Уравнение баланса массы вещества а в элементе / справедливо для нормальных процессов износа покрытий, наносимых ротапринтным методом на колесо и рельс.

Таким образом, в результате модельной оптимизации технологического оборудования для плакирования рабочей поверхности гребня колеса создан компактный, надёжный и эффективный консервативный привод.

Создание нового консервативного привода, жёсткость которого прямо пропорциональна изменению плеча приложения усилия на смазочный стержень, позволило обеспечить постоянство оптимального усилия прижатия смазочного стержня к поверхности гребня колеса.

Обеспечен постоянный, оптимальный расход смазочных материалов на протяжении всего рабочего цикла, что исключает передозировку смазочного материала на рабочих поверхностях и нанесение его на фрикционные поверхности.

Исключены режимы масляного голодания антифрикционных поверхностей системы «колесо-рельс» и «ложного» рабочего состояния технологического оборудования для смазывания рабочей поверхности гребня колеса

Увеличен в три раза объем расходного бункера применяемого технологического оборудования, путем оптимизации консервативного привода и применением в нём ленточной пружины переменного сечения, изменены геометрические параметры оборудования в сторону увеличения полезного объема в ограниченном под-рамном пространстве локомотива.

Для развития технологий ротапринтно-контактной лубрикации перспективным является системный подход к анализу трибосопряжения колесо - рельс с целью разработки экологически безопасных гребнесмазывателей стержневого типа, содержащих фрактальные структуры, обеспечивающие точную дозировку нужного количества и качества твердых смазочных материалов в контакте гребня колеса с рельсом.

Литература

1. Шаповалов В.В., Кохановский В.А., Эркенов А.Ч. Триботехника: учебник, под ред. В.В. Шаповалова. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 348 с.

2. Козаков А.Т., Яресько С.И., Сидашов А.В. Модификация и анализ поверхности сталей и сплавов. Ростов н/Д.: РГУПС, 2015. 378 с.

3. Shapovalov V.V., Boiko N.I., Erkenov A.Ch., Bykadorov A.L. Interaction Conditions of Improvement in the System «wheel - rail» // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Vol. 11, № 23 (2016), Pp. 11442 -11447.

4. The Dynamic Monitoring of Friction Systems / V.V. Shapovalov, P.N. Scherbak, N.I. Boiko, A.L. Ozyabkin, A. Ch. Erkenov // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562 Vol. 11, № 23 (2016), Pp. 11421 - 11427.

5. Устранение триботермоповреждений колес подвижного состава / В.В. Шаповалов, А.Л. Озябкин, Э.Э. Фейзов, О.И. Мелешко, А.С Лавриненко // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2015. № 4 (185). С. 65 - 72.

6. Шаповалов В.В., Сладковски А., Эркенов А.Ч. Актуальные задачи современной триботехники и пути их решения // Изв. вузов. Машиностроение. 2015. № 1 (658). С. 64 - 75.

7. Озябкин А.Л., Колесников И.В., Харламов П.В. Мониторинг триботермодинамики фрикционного контакта мобильной трибосистемы // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2012. № 3. С. 25 - 36.

8. Озябкин А.Л. Динамический мониторинг триботермоди-намики фрикционных мобильных систем // Вестн. ДГТУ. 2011. Т. 11, № 5. С. 644 - 654.

9. Пат. №2343450 РФ, МПК G 01 N 3 / 56. Способ испытаний узлов трения / В.В. Шаповалов, А.Л. Озябкин [и др.]. № 2343450; заявл. 10.01.2009; приоритет 24.04.2008, № 2006121024 / 28 (022825).

ISSN 0321-2653 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKIYREGION. TECHNICAL SCIENCE. 2018. No 1

10. Браун Э.Д., Евдокимов Ю.А., Чичинадзе А.В. Моделирование трения и изнашивания в машинах. М.: Машиностроение, 1982. 190 с.

11. Майба И.А., Глазунов Д.В., Ананко А.М. Фрикционные материалы специального назначения для зоны контакта Колесо-рельс. ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов н/Д, 2017. 124 с.

12. Чихос К. Системный анализ в трибонике. М.: Мир, 1982. 351 с.

13. Шульга Г.И. Функциональные водорастворимые технологические смазочные средства для обработки материалов // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2004. 212 с.

14. Структура и свойства фрактальных кластеров / Г.И. Шульга, Е.В. Скринников, Т.Г. Шульга, М.А. Васильев // Проблемы синергетики в трибологии, трибоэлектрохимии,

материаловедении и мехатронике: сборник научных статей по материалам 13-ой междунар. научн.-практ. конф. г. Новочеркасск 19 ноября 2014 г. /Юж.-Рос. гос. поли-техн. ун-т (НПИ) имени М.И. Платова. Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2015. С. 40 - 43.

15. Исследование состава технологического твердого порошкового смазочного материала ПСМ-2 / Г.И. Шульга, А.В. Астахов, Е.В. Скринников, М.А. Васильев, Б.Н. Васильев // Новые материалы и технологии их получения: материалы VIII Междунар. научн.-практ. конф. г. Новочеркасск, 15 октября 2014 г. / Юж. -Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), имени М.И.Платова, 2014. С.13 - 18.

References

1. Shapovalov V.V., Kokhanovskii V.A., Erkenov A.Ch. Tribotekhnika [Tribotechnics]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2017, 348 p.

2. Kozakov A.T., Yares'ko S.I., Sidashov A.V. Modifikatsiya i analiz poverkhnosti stalei i splavov [Modification and surface analysis of steels and alloys]. Rostov-on-Don, RGUPS Publ., 2015, 378 p.

3. Shapovalov V.V., Boiko N.I., Erkenov A.Ch., Bykadorov A.L. Interaction Conditions of Improvement in the System «wheel -rail» // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562. 2016. Vol. 11. no. 23. Pp. 11442-11447.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Shapovalov V.V., Scherbak P.N., Boiko N.I., Ozyabkin A.L., Erkenov A.Ch. The Dynamic Monitoring of Friction Systems // International Journal of Applied Engineering Research ISSN 0973-4562. 2016. Vol. 11, no. 23. Pp. 11421-11427.

5. Shapovalov V.V., Ozyabkin A.L., Feizov E.E., Meleshko O.I., Lavrinenko A.S. Ustranenie tribotermopovrezhdenii koles podvizhnogo sostava [Prevention of rolling stock wheel thermo damaging]. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Tekhn. nauki, 2015, no. 4 (185), pp. 65-72.

6. Shapovalov V.V., Sladkovski A., Erkenov A.Ch. Aktual'nye zadachi sovremennoi tribotekhniki i puti ikh resheniya [Actual problems of modem tribotechnology and solutions]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Mashinostroenie = Proceedings of Higher Educational Institutions. Machine Building, 2015, no. 1 (658), pp. 64-75. (In Russ.)

7. Ozyabkin A.L., Kolesnikov I.V., Kharlamov P.V. Monitoring tribotermodinamiki friktsionnogo kontakta mobil'noi tribosistemy [Monitoring tribotermodinamiks frictional contact mobile tribosystem]. Trenie i smazka v mashinakh i mekhanizmakh, 2012, no. 3, pp. 25-36. (In Russ.)

8. Ozyabkin A.L. Dinamicheskii monitoring tribotermodinamiki friktsionnykh mobil'nykh sistem [Dynamic monitoring of triboter-modinamiks of the friction mobile systems]. VestnikDGTU, 2011, vol. 11, no. 5, pp. 644-654. (In Russ.)

9. Shapovalov V.V., Ozyabkin A.L. [i dr.]. Sposob ispytanii uzlov treniya [A method of testing the friction units]. Patent RF, no. 2343450, 2008.

10. Braun E.D., Evdokimov Yu.A., Chichinadze A.V. Modelirovanie treniya i iznashivaniya v mashinakh [Modeling of friction and wear in machines]. Moscow, Mashinostroenie Publ., 1982, 190 p.

11. Maiba I.A., Glazunov D.V., Ananko A.M. Friktsionnye materialy spetsial'nogo naznacheniya dlya zony kontakta «Koleso-rel's» [Friction materials for special purposes the contact zone «wheel-rail»]. Rostov-on-Don, FGBOU VO RGUPS, 2017, 124 p.

12. Chikhos K. Sistemnyi analiz v tribonike [Systees Analysis tribonike]. Moscow, Mir Publ., 1982, 351 p.

13. Shul'ga G.I. Funktsional'nye vodorastvorimye tekhnologicheskie smazochnye sredstva dlya obrabotki materialov [Functional water-soluble lubricant technology for materials processing]. Rostov-on-Don, Redaktsiya zhurnala «Izv. vuzov. Sev-Kavk. region», 2004, 212 p.

14. Shul'ga G.I., Skrinnikov E.V., Shul'ga T.G., Vasil'ev M.A. [Structure and properties of fractal clusters]. Problemy sinergetiki v tribologii, triboelektrokhimii, materialovedenii i mekhatronike: sbornik nauchnykh statei po materialam 13-oi Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. [Problems of synergy in tribology, triboelektrochimii, materials and mechatronics: collection of scientific articles of the 13 th Intern. scientific-pract. conf.]. Novocherkassk, YuRGPU (NPI), 2015, pp. 40-43. (In Russ.)

15. Shul'ga G.I., Astakhov A.V., Skrinnikov E.V., Vasil'ev M.A., Vasil'ev B.N. [Investigation of the technological composition of the solid powder lubricant PSM-2]. Novye materialy i tekhnologii ikh polucheniya: materialy VIII Mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. [New materials and technologies of their production: materials of the VIII Intern. scientific-pract. Conf.]. Novocherkassk, YuRGPU (NPI), 2014, pp. 13-18. (In Russ.)

Поступила в редакцию /Received 17 января 2018 г. / January 17, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.