Научная статья на тему 'Влияние учебной мотивации на учебный процесс в вузе'

Влияние учебной мотивации на учебный процесс в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Галина Витальевна, Хныкина Татьяна Семеновна

В статье проводится анализ учебной мотивации студентов вуза при использовании традиционной системы контроля и при внедрении балльно-рейтинговой системы, формирующей индивидуальную ответственность студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние учебной мотивации на учебный процесс в вузе»

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

В ВУЗЕ

Михайлова Галина Витальевна, доцент, доцент Высшей школы внутренней и внешней торговли Хныкина Татьяна Семеновна, к.э.н., доцент, доцент Высшей школы товароведения и сервиса

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В статье проводится анализ учебной мотивации студентов вуза при использовании традиционной системы контроля и при внедрении балльно-рейтинговой системы, формирующей индивидуальную ответственность студента.

Ключевые слова: студенты, учебный контроль, учебная мотивация, внешняя и внутренняя мотивация, качество образования

В настоящее время система подготовки кадров характеризуется глубокими противоречиями. Наблюдается явный дисбаланс между состоянием и развитием образования всех уровней, происходит коренное изменение структуры спроса на различные образовательные услуги, продолжается отток перспективных специалистов в другие сферы деятельности [2].

В этих условиях, проблема мотивации учебной деятельности является одной из самых важных в современной психологии и педагогике обучения. Показано, что для успешного обучения большую роль играют социальные мотивы получения знаний и мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью.

Результативное управление человеком может осуществляться только через понимание его мотивации. Необходимо добиваться того, чтобы студенты понимали задачи, поставленные перед ними, и продуктивно решали их. При организации и планировании работы преподавателю необходимо определить, что конкретно нужно выполнить всей группе в целом, что, как и когда должен сделать каждый студент. Если выбор и аргументация решений о цели общей деятельности были сделаны правильно и мотивированно, то преподаватель сможет координировать усилия и как нельзя лучше использовать скрытый потенциал каждого студента.

Мотивация учебной деятельности - это побудительная сила трудовой деятельности и поведения на основе глубокой личной заинтересованности и вовлеченности в ее осуществление.

Качественная мотивация создает все условия для благополучного свершения единой окончательной цели обучения, вырабатывания их творческой активности и удовлетворения как биологических, так и духовных потребностей. При формировании мотивов учебной деятельности первостепенным значением обладает оценка вероятности достижения поставленных целей. Если для приобретения блага не нужны специальные усилия, либо данное благо, наоборот, весьма непросто извлечь, то мотив труда обычно не образуется.

От перспективности мотивации во многом зависит активность студента, следовательно, и эффективность его труда. Важно правильное сочетание перспективной и текущей мотивации. В этом контексте мотивация представляет собой процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов.

Эффективность управления, при этом, во многом обусловливается тем, насколько успешно осуществляется само мотивирование. То есть сегодня особое внимание требуется уделять проблеме мотивации познавательной деятельности студента.

Учебный процесс подготовки имеет свои определённые этапы и каждый из этих этапов строится как индивидуально, так и по общим принципам. Одним из важнейших принципов является контроль.

На современном этапе развития многоуровневой системы подготовки одной из главных проблем в дидактике является не просто эффективный контроль, а эффективная система и неправильная организация этой существенной части учебного процесса негативно сказывается на успешности обучения. Тем более, что, в современных условиях оптимизация управленческих решений в области образовательного пространства требует пристального внимания к вопросам оценки результатов деятельности [3].

Система эффективного контроля предполагает, что сам по себе контроль не является целью обучения. В связи с эти важно определить взаимосвязь форм контроля успеваемости и мотивации учебной деятельности студентов на каждом этапе обучения. Даже если выбор будущей профессии был сделан не вполне самостоятельно и недостаточно осознанно, то, целенаправленно формируя устойчивую систему мотивов обучения и будущей деятельности, можно помочь будущему специалисту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.

Сложность данной взаимосвязи, многообразие компонентов образовательного и научного потенциала предполагают определенные трудности при ее оценке как в целом по стране, так и в отдельно взятом вузе или научной организации [1 ].

Авторами было проведено исследование влияния системы контроля студентов на мотивацию к обучению.

Исследование проводилось на двух разных учебных потоках, изучающих одинаковую дисциплину. Авторы в течение первого семестра использовали идентичную систему контроля для обоих потоков, а во втором семестре для одного из них системы была изменена на балльно-рейтинговую, а для второго потока система контроля не менялась. Студенты обоих потоков в конце каждого семестра проходили процедуру анализа учебной мо-

тивации [4]. Для этого был разработан опросник. Студенты приняли активное участие в опросе.

Проведенные исследования результатов показали, что оценки удовлетворенности по всем шкалам опросника имеют у студентов обоих потоков средние значения, даже чуть ниже нормы. На рисунке 1 показано, что индекс общей удовлетворенности у студентов первого потока чуть ниже, чем у студентов второго потока, однако значительной разницы между ними нет.

Рисунок 1. - Индекс общей удовлетворенности по дисциплине при проведении традиционных форм контроля успеваемости (баллы)

Сравнительные оценки удовлетворенности студентов обоих потоков по различным субшкалам теста представлены, соответственно, на рисунках

2-3.

Рисунок 2 - Средний уровень удовлетворенности по субшкалам теста у

студентов 1-го потока

На рисунках 2 и 3 использованы следующие обозначения:

1 - удовлетворенность учебным процессом;

2 - удовлетворенность воспитательным процессом;

3 - удовлетворенность избранной профессией;

4 - удовлетворенность взаимодействием и взаимоотношениями;

5 - удовлетворенность бытом, бюджетом, досугом, здоровьем.

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Рисунок 3- Средний уровень удовлетворенности по субшкалам теста у

студентов 2-го потока

В процессе обработки информации были использованы различные методики и на основании проведенного анализа с использованием конкретных четырех методик были сделаны следующие выводы:

- мотивация учебной деятельности студентов обоих потоков имеет схожие уровни и показатели;

- было установлено, что в составе мотивации учебной деятельности студентов обоих потоков большую роль играет внешняя мотивация;

- в каждой из этих групп мотивов также наблюдается значительная часть внешней мотивации;

- удовлетворенность студентов разными аспектами обучения в вузе имеет самые низкие показатели по шкале удовлетворенности учебным процессом;

- в иерархии наиболее значительно выражены профессиональные мотивы, что может рассматривать как позитивный факт.

После введения новой системы контроля, как уже отмечалось, на одном из потоков, были сделаны определенные выводы.

Авторы делают вывод, что за счет внедрения новой системы контроля успеваемости через балльно-рейтинговую оценку, отношение студентов к образовательному процессу в значительной степени изменилось в лучшую сторону. Следует отметить, что первый ранг по-прежнему принадлежит удовлетворенности бытом, бюджетом, досугом, здоровьем, и на третий ранг перешла субшкала удовлетворенности взаимоотношениями и взаимодействием, которая до этого имела четвертый ранг.

Можно предположить, что изменение системы контроля успеваемости повлияло на построение новой системы взаимодействия как студентов с преподавателем, в первую очередь, так и на взаимоотношения между студентами.

В проведённом исследовании обозначен первый поток как поток, где не была введена новая система оценки результатов, а на втором потоке была введена.

На втором потоке во втором семестре работа на практических занятиях в основном велась в малых группах, поэтому члены этих групп несли ответственность не только друг за друга, но и друг перед другом за результаты выполнения работ в целом группой.

Использование опросника по установлению удовлетворенности результатами обучения, предложенного Мищенко, кроме непосредственно измерения удовлетворенности студентов разными аспектами обучения, позволяет сделать также некоторые предположения о мотивации студентов, степени их зрелости и ответственности.

У студентов второго потока повысился уровень внутренней мотивации. У студентов вырос интерес к будущей профессии, появилось желание успешно учиться и приобретать глубокие знания, получать интеллектуальное удовлетворение, повысился уровень самореализации, выросла потребность в самосовершенствовании. Как результат, студенты перестают бояться заданий оптимальной и повышенной трудности, появляется активный творческий подход к решению учебных задач, реальных практических проблем.

В результате проведённого исследования было выявлено, что у студентов пятого курса второго потока достаточно выросли профессиональные мотивы.

Результаты эксперимента показали, что у студентов второго потока снизился уровень внешней мотивации к учению. Можно предположить, что предложенная форма контроля, снижающая тревогу студента за оценку на экзамене, способствует тому, чтобы студенты стремились получать, а не заучивать информацию с целью исключительно сдать экзамен.

На наш взгляд, благодаря новой форме контроля и полученным при использовании активных форм работы навыкам, у студентов появилось желание стать в своей профессии грамотными.

Авторы считают, что наличие диплома в настоящее время является важным мотивом, т.к. он дает возможность для устройства на желаемую работу, но для выпускников всё в большей степени становится важным после окончания вуза иметь определённые навыки будущей профессии.

В проведённом исследовании промежуток между полученными и проанализированными результатами был относительно небольшой, а полученный рост познавательных мотивов весьма значительный. Это позволяет говорить о том, что в данном случае на более высокие результаты существенное влияние оказали внедренные в экспериментальном порядке формы контроля.

Полученные результаты исследования должны активно использоваться в практике подготовки студентов высшего учебного заведения.

Список литературы

1. Власова М.С., Морохина В.И., Ильина О.В. Методика комплексной оценки потенциала образовательного учреждения. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 3 (13). С. 34-41.

2. Власова М.С., Ильина О.В., Морохина В.И. Современное состояние и тенденции развития подготовки кадров в государственном и негосударственном секторах системы образования. Общество. Среда. Развитие. 2012. № 1. С. 23-28.

3. Власова М.С., Ильина О.В., Морохина В.И. Разработка методики расчета интегрального показателя оценки потенциала образовательного учреждения. Общество. Среда. Развитие. 2012. № 2. С. 19-25.

4. Хныкина Т.С., Фомиченко И.А. Внедрение системы контроля текущей и рубежной успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой оценки. Проблемы современной экономики. 2014. № 4 (52). С. 378-382.

5. Особенности государственного регулирования внешней торговли услугами в новых экономических условиях, задаваемых правилами ВТО/ Ильина О.В., Михайлова Г.В.// В мире научных открытий. 2015. № 5 (65). С. 127-142.

6. Количественные ограничения и запреты в международной торговле/Михайлова Г.В.//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 62-71.

7. Некоторые аспекты интеграции в рамках ЕАЭС/Вершинина Ю.В., Желудова А.Н., Михайлова Г.В.// В сборнике: Неделя науки СпбПУ, материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 201-204.

8. Проблемы и перспективы развития импортозамещения в фармацевтической промышленности Российской федерации/ Михайлова Г.В., Дегтерева А.А., Ляшенко Д.С.// В сборнике: Неделя науки СпбПУ, материалы научной конференции с международным участием. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 209-212.

9. Разработка и обоснование предложений по адресной поддержке продовольственного обеспечения социально незащищенных слоев населения и особых категорий граждан в условиях экономического кризиса на примере Санкт-петербурга/ Цветкова Т.Б., Фомиченко И.А., Хныкина Т.С.// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 4. С. 84-90.

10. Меры государственного регулирования развития малого предпринимательства: проблемы иперспективы (на примере Санкт-петербурга)/ Хныкина Т.С.// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 1 (71). С. 317-321.

11. Динамика развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы/ Хныкина Т.С., Фомиченко И.А.// Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 599-613.

12. Внедрение системы контроля текущей и рубежной успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой оценки/Хныкина Т. С., Фомиченко И.А.// Проблемы современной экономики. 2014. № 4 (52). С. 378-382.

THE INFLUENCE OF ACADEMIC MOTIVATION ON THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS Mihailova Galina Vitalyevna,

associate professor of graduate school of interior and foreign commerce Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Khnikina Tatyana Semenovna,

associate professor of graduate school of commodities and service

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstracts: This article presents the analysis of the students' academic motivation by using the traditional overview system and by introducing the score-rating system which forms the student's individual liability.

Key words: students, academic overview, academic motivation, intrinsic and extrinsic motivation, quality of education.

СОСТОЯНИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА: СТРУКТУРА, ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ

РАЗВИТИЯ Михайлова Галина Витальевна, доцент, Доцент Высшей школы внутренней и внешней торговли Хныкина Татьяна Семеновна, к.э.н., доцент, доцент Высшей школы товароведения и сервиса

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В статье рассмотрено современное состояние индустрии гостеприимства в России и Санкт-Петербурге, выявлены основные тенденции, причины сдерживающие развития туристского потенциала, проведен анализ некоторых макроэкономических индикаторов развития Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: индустрия гостеприимства, валовой региональный продукт, туризм, платные услуги, гостинично-ресторанные предприятия, гостиничный бизнес.

Индустрия гостеприимства является быстро растущей и высоко рентабельной сферой бизнеса, являясь одной из наиболее важных составляющих на рынке услуг.

Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей - туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.

Таким образом, индустрия гостеприимства - это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов.

В статье большее внимание уделяется динамике развития туризма и гостиничного бизнеса.

Всемирная организация по туризму (ЮНВТО) прогнозирует, что до 2020 года в сфере международного туризма будет продолжаться рост в среднем на 4%. Таким образом, российские компании могут в перспективе ежегодно обслуживать не менее 70 миллионов иностранных и российских туристов.

В 2015 году вклад от туризма в ВВП составил 1106 млрд рублей.

Рассмотрим основные услуги, в сфере обеспечения туризма: туристские, гостиничные и санитарно-оздоровительные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.