УДК 159.9:370
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN UNIVERSITY: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS
Т. Г. Жамкова
T. G. Zhamkova
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. Статья посвящена изучению роли психолого-педагогических аспектов оценки учебной деятельности с точки зрения мотивационно-потребностной сферы личности студента. Отмечается значимость оценки как фактора эффективности учебной деятельности, выделяются задачи балльно-рейтинговой системы, изучаются мотивы учебной деятельности студентов.
Abstract. The article is devoted to the role of psychological and pedagogical aspects of assessment of educational activities from the view of a student’s personality demand and motivation. The significance of assessment as the factor of educational activities efficiency is mentioned, the goals of rating system are determined, the motives of students’ educational activities are studied.
Ключевые слова: оценка, мотивация, учебная деятельность, студенты.
Keywords: assessment, motivation, educational activities, students.
Актуальность исследуемой проблемы. Главной целью любой образовательной системы является обучение и развитие личности. Развитие человека как личности и субъекта деятельности - это обязательно развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе, позитивного отношения к миру, самопринятия и принятия других, мотивации самоактуализации, самосовершенствования. Внедряемые в настоящее время интенсивные методы обучения неизбежно ведут к новым поискам в области повышения качества и эффективности педагогического контроля и появлению его новых форм, например, таких как рейтинг. Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.
Материал и методика исследований. В целях выявления роли наиболее важных аспектов оценки учебной деятельности был использован комплекс теоретических (анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, тестирование, количественная и качественная обработка результатов). Исследование проходило на базе факультетов Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова: экономического и факультета экономики и менеджмента (всего 87 студентов II и III курсов).
Результаты исследований и их обсуждение. Многие ученые сходятся во мнении, что педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех. Среди психологических факторов особое место занимает мотивация. Именно с познавательной мотивацией связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности. Исследования отечественных ученых (В. А. Якунина, Н. И. Мешкова) выявили такую закономерность, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности. Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: они имеют потребность в освоении профессии на высоком уровне, ориентированы на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Учебные же мотивы «слабых» студентов в основном внешние, ситуативного характера: избежать наказания за плохую учебу, лишения стипендии и т. п. [3, 121-122].
Контроль, оценивание знаний, умений - очень древние компоненты педагогической технологии. Важнейшими принципами контроля успеваемости учащихся как одного из главных компонентов качества образования являются: объективность, систематичность, наглядность (гласность).
Внедрение балльно-рейтинговой системы в вузе позволяет соблюсти все вышеназванные принципы, комплексно оценить качество учебной работы студентов на основе регламентации семестровых контрольных мероприятий по каждой учебной дисциплине.
Задачами балльно-рейтинговой системы являются:
- повышение мотивации студентов к освоению образовательных программ;
- повышение уровня организации учебного процесса в университете;
- стимулирование студентов к систематической аудиторной и самостоятельной работе;
- раскрытие творческих способностей студентов;
- дифференциация оценки знаний для реализации принципа личностно ориентированного обучения;
- упорядочение системы контроля знаний студентов;
- создание информационных баз данных для внутриуниверситетской системы управления качеством учебного процесса;
- активизация личностного фактора на основе ранжирования студентов по учебным результатам;
- достижение объективности, непрерывности, унификации и прозрачности форм текущего и промежуточного контроля качества обучения;
- получение, накапливание и предоставление информации о результатах обучения заинтересованным лицам, в том числе родителям студентов;
- выявление лидеров и отстающих студентов при переходе на индивидуальные формы обучения.
Таким образом, балльно-рейтинговая система оценки может способствовать повышению успешности учебной деятельности с учетом психолого-педагогических факторов.
В ряде публикаций отмечается, что применение балльно-рейтинговой системы особенно эффективно на младших курсах, когда процесс формирования мотивации к профессиональному обучению еще продолжается [2, 93].
С целью выявления степени выраженности у студентов мотивов учебной деятельности нами было проведено тестирование по методике «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реана и В. А. Якунина [1, 415].
Студенты были разделены на три группы: «сильные» (21 человек; средний балл -не ниже 4,7), «средние» (41 человек; средний балл - от 3,9 до 4,6) и «слабые» (25 человек; средний балл - менее 3,9). Данные границы устанавливаются исходя из предложенных в балльно-рейтинговой системе оценок в соотнесении с традиционной четырехбалльной системой оценки. Мы предполагаем, что студенты вышеуказанных групп могут отличаться степенью выраженности мотивов учебной деятельности.
Тестирование позволило выявить, что у студентов преобладают такие мотивы учебной деятельности, как «Успешно продолжить обучение на следующих курсах» (86,2 %), «Успешно учиться, сдавать экзамены на “хорошо” и “отлично”» (77,0 %), «Стать высококвалифицированным специалистом» (36,8 %), «Добиться одобрения родителей и окружающих» (34,5 %), «Приобрести глубокие и прочные знания» (19,5 %), «Достичь уважения преподавателей» (12,6 %). Прочие мотивы были отмечены менее чем у 10,0 % опрошенных.
При этом сравнительный анализ ответов студентов трех указанных выше групп показал, что для «сильных» студентов в большей степени, чем в целом по всем группам, характерны такие мотивы, как «Стать высококвалифицированным специалистом» (80,9 %), «Приобрести глубокие и прочные знания» (76,1 %), «Достичь уважения преподавателей» (33,3 %). Для «средних» студентов - «Добиться одобрения родителей и окружающих» (65,9 %), «Получить диплом» (29,3 %). Для «слабых» - «Успешно продолжить обучение на следующих курсах» (95,0 %), «Получить диплом» (35,0 %), «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (20,0 %).
Как показали результаты исследования, существуют определенные различия в структуре мотивационной сферы студентов с различным уровнем успеваемости: если для успевающих студентов превалирующими являются мотивы профессионального совершенствования и высокая прогностическая компетентность, то для студентов с низкой успеваемостью в целом имеет место ориентация на формальное продолжение обучения вне зависимости от его эффективности (текущей успеваемости).
Мы полагаем, что введение балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности приведет к тому, что «сильные» студенты будут продолжать сохранять высокий рейтинг по дисциплине в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля в силу ярко выраженных мотивов учебной деятельности. Систематичность балльнорейтинговой оценки может привести к повышению мотивации студентов с низкой успеваемостью, поскольку учебные мотивы «слабых» студентов (в основном внешние, ситуативного характера) могут быть реализованы лишь при условии посещения занятий и получения высоких баллов в ходе текущего и промежуточного контроля; им придется более ответственно подходить к учебе и заниматься в течение всего семестра.
Немаловажным психологическим фактором является удовлетворенность студентов учебной деятельностью. Рассмотрение удовлетворенности деятельностью как многокомпонентного понятия основано на предположении о том, что удовлетворенность различными аспектами деятельности может изменяться независимо и должна оцениваться отдельно для каждого аспекта. Одним из аспектов является используемая система оценки учебной деятельности.
Проведенное с использованием специально разработанной анкеты исследование удовлетворенности студентов учебной деятельностью показало, что высокий уровень удовлетворенности наблюдается у 39,1 % студентов, средний - у 51,7 %, низкий -у 9,2 %. Сравнение результатов анкетирования студентов с различной степенью успеваемости также показало неоднородность уровня удовлетворенности. В группе «сильных» студентов высокий уровень удовлетворенности отмечается у 57,1 %, средний -у 33,3 %, низкий - у 9,6 %. В группе «средних» студентов высокий уровень удовлетворенности выявлен у 34,1 %, средний - у 61,0 %, низкий - у 4,9 %. В группе «слабых» студентов высокий уровень удовлетворенности наблюдается у 32,0 %, средний -у 52,0 %, низкий - у 16,0 %.
Можно предположить, что наличие низкого уровня удовлетворенности у «сильных» студентов обусловлено ориентацией учебного процесса на определенный усредненный уровень, не удовлетворяющий их потребности. Также можно отметить, что снижение уровня успеваемости приводит к уменьшению доли студентов с высоким уровнем удовлетворенности, тогда как доля студентов со средним уровнем, напротив, возрастает. Вне зависимости от успешности студента сохраняются определенные аспекты учебной деятельности, не вполне отвечающие ожиданиям студентов. К таким аспектам может быть отнесена нерегулярность текущего контроля при традиционном подходе к оцениванию успеваемости. В случае же применения балльно-рейтинговой системы оценки имеет место регулярный контроль уровня подготовленности студента, что является важным для повышения удовлетворенности учебной деятельностью.
Резюме. Внедрение в вузе балльно-рейтинговой системы тесно взаимосвязано с успешностью учебной деятельности, влияя на ее психолого-педагогические аспекты, такие как мотивация, удовлетворенность учебной деятельностью, текущая успеваемость. Происходит трансформация мотивационно-потребностной сферы, больший удельный вес приобретают внутренние мотивы, связанные с профессиональным совершенствованием и ориентацией на высокие показатели текущего контроля. Одновременно с этим возрастают уровень притязаний студентов (в особенности «сильных») и удовлетворенность учебной деятельностью «средних» и «слабых» студентов. Следует отметить, что внедрение балльно-рейтинговой системы является важным, но далеко не единственным фактором формирования мотивации учебной деятельности, повышения текущей успеваемости и удовлетворенности студентов учебной деятельностью. Затронутая проблема является далеко не полно изученной областью педагогической науки и требует продолжения исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2002. - 512 с.
2. Лежина, Л. В. Балльная система оценивания как фактор повышения мотивации студентов к учебной деятельности / Л. В. Лежина, В. И. Шишковский // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 10. - С. 91-94.
3. Мешков, Н. И. Мотивация учебной деятельности студентов / Н. И. Мешков. - Саранск : Изд-во Мордовского университета, 1995. - 183 с.