Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЦИТО-БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЦИТО-БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
холестерин / эритроциты / гемоглобин / гематокрит / лейкоциты / тромбоциты / СОЭ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М.Р. Шамсуева, Х.М. Арсаханова

Кровь как рыхлая и двигательная ткань составляет один из главных компонентов внутренней среды суперсистемы. Эта система обеспечивает доставку всех мономеров трофического материала от гастроэнтеральной системы к периферическим акцепторным органам и тканям, сопряжено обеспечивая экскрецию продуктов метаболического распада, подлежащих выведению из организма. На основе анализа состава крови выявляются нормальные или патологические процессы, происходящие в организме. В индикации состояния метаболизма растущего организма пермессивное значение приобретает метаболизм липидов, особенно трансформация холестерола и высших карбоновых кислот. Это обусловлено, с одной стороны, важным значением метаболизма липидов для растущего организма, с другой стороны, нарушение его при различных патологических состояниях приводит к нарушению общего метаболизма организма. Биологическая роль и значение триглицеридов для нормального функционирования растущего организма определяется не только их высокой энергетической ценностью, но и содержанием эссенциальных омего-3 и омего-6 кислот, также жирорастворимых незаменимых витаминов [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.Р. Шамсуева, Х.М. Арсаханова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЦИТО-БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ ШКОЛЬНИКОВ»

М.Р. Шамсуева, Х.М. Арсаханова

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ЦИТО-БИОХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ ШКОЛЬНИКОВ

Кровь как рыхлая и двигательная ткань составляет один из главных компонентов внутренней среды суперсистемы. Эта система обеспечивает доставку всех мономеров трофического материала от гастроэн-теральной системы к периферическим акцепторным органам и тканям, сопряжено обеспечивая экскрецию продуктов метаболического распада, подлежащих выведению из организма. На основе анализа состава крови выявляются нормальные или патологические процессы, происходящие в организме.

В индикации состояния метаболизма растущего организма пер-мессивное значение приобретает метаболизм липидов, особенно трансформация холестерола и высших карбоновых кислот. Это обусловлено, с одной стороны, важным значением метаболизма липидов для растущего организма, с другой стороны, нарушение его при различных патологических состояниях приводит к нарушению общего метаболизма организма.

Биологическая роль и значение триглицеридов для нормального функционирования растущего организма определяется не только их высокой энергетической ценностью, но и содержанием эссенциальных омего-3 и омего-6 кислот, также жирорастворимых незаменимых витаминов [1].

Ключевые слова: холестерин, эритроциты, гемоглобин, гемато-крит, лейкоциты, тромбоциты, СОЭ.

В работе были обследованы школьники в возрасте 13-14 лет. Антропометрические показатели испытуемых находились в пределах физиологической нормы.

При сравнительной оценке содержания клеточных элементов крови у школьников в течение учебного года обнаружены достоверные отличия.

Количество эритроцитов в крови у школьников в начале учебного года в среднем составило 4,99±5,47х1012/л, что больше на 0,24 х1012/л и 0,69 х1012/л, чем в середине и конце года.

По показателям белой крови можно судить о состоянии резистентности организма. Содержание лейкоцитов в капиллярной крови составило у школьников в начале учебного года 6,59±0,07х109/л, середине 5,53±0,08х109/л и в конце 5,6±0,08 х109/л.

Среднее значение гематокрита в крови у школьников в средине и конце учебного года, в сравнении с началом учебного года, ниже на 1,9 и 5,1 соответственно, что отражает влияние учебной нагрузки на соотношение жидкой и клеточной составляющих гематологических проб.

Содержание тромбоцитов в крови составляет у школьников в начале учебного года 195,3±2,93 х109/л, что ниже на 19% и 35% относительно данных в средине и конце учебного года.

Среднее содержание и средняя концентрация гемоглобина в эритроците крови обследованных также различалась, и составило у школьников в конце учебного года-128,9±0,61 г/л, в середине -144,0±0,58 г/л и в начале -147,3±0,46 г/л.

Скорость оседания эритроцитов является важным клиническим показателем состояния организма. СОЭ, прежде всего, зависит от количества эритроцитов. Чем больше эритроцитов в крови, тем медленнее они оседают. Кроме того, СОЭ снижается при увеличении вязкости крови, ацидозах, изменении белкового спектра крови.

Известно, что повышение скорости оседания эритроцитов может быть признаком целого ряда патологических процессов. По результатам наших данных скорость оседания эритроцитов у школьников в течение учебной недели не выходила за пределы нормативного диапазона.

© М.Р. Шамсуева, Х.М. Арсаханова, 2022.

Научный руководитель: Зайналабдиева Хеди Магомедовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и анатомии человека и животных, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.

Таблица 1

Изменение гематологических показателей у школьников в течение года_

Показатель Периоды учебного года

начало середина конец

Эритроциты, х1012/л 4,99±5,47* 4,75±0,03 4,30±0,02

Гемоглобин, г/л 147,3±0,46 144,0±0,58 128,9±0,61

Гематокрит,% 43,82±0,16 41,92±0,18 38,7±0,18

Лейкоциты, х109/л 6,59±0,07* 5,53±0,08 5,6±0,08

Тромбоциты, х109/л 195,3±2,93* 232,6±2,9 264,5±4,03

Примечание: *Р<0,001

Рис. 1. Изменение гематологических показателей у школьников в течение года

В течение учебного года выявлены отличия содержания клеточных элементов крови у школьников, но при этом границы гематологических показателей обследуемых не выходят за границы нормативных данных.

Результаты проведенных эмпирических исследований статистических показателей метаболизма высших карбоновых кислот и холестерина в постнатальном онтогенезе у здоровых испытуемых детей школьного возраста осциллируют незначительно.

Показатели объективного исследования по концентрационному статусу холестерола и его эфиров, а также содержание общих липидов, высших карбоновых кислот и эфирносвязанного холестерола у исследуемых детей школьного возраста в динамике учебного года (начало, середина и конец) представлены в таблице №2 и на рисунке №2.

Таблица 2

Изменение биохимических показателей крови у школьников в течение учебного года

Периоды учебного года Холестерин, ммоль/л

Общий Свободный Эфиросвязанный

начало 4,15±0,11 1,29±0,09*** 2,86±0,08*

середина 4,75±0,17 1,23±0,12 3,52±0,16

конец 5,20±0,15*** 1,20±0,19 4,00±0,12

Разница по сравнению с контролем достоверна при *Р<0,01, ***Р<0,0001

Холестерин, ммоль/л

начало

середина ' Общий

конец

Рис. 2. Уровень сывороточного холестерина у школьников в течение учебного года

6

4

2

0

У здоровых детей данного возраста уровень общего холестерина в сыворотке крови растёт в течение всего учебного года. Наиболее отчетливо это проявляется в середине учебного года. Увеличение концентрации холестерина отмечается за счет достоверного превалирования статуса эфирносвязанного холе-стерола, что индикаторно отражает повышение анаболических процессов образования холестерола.

Концентрационный статус холестерола в сыворотке крови школьников на протяжении учебного года был относительно постоянным.

В данном табулированном материале приводятся среднестатистические показатели концентрации сывороточного холестерола. Отмечены персонально характерные конституциональные особенности обмена веществ, а также осцилляция физиолого-биохимических показателей в широком диапазоне варьирования.

Выявлены также индивидуальные особенности изменения сывороточного общего холестерина у наблюдаемых школьников данной возрастной группы, что по всей вероятности, обусловлены генетическим фактором.

Наши исследования показали, что наибольшее увеличение содержания общего холестерина в сыворотке крови происходит в середине учебного года. Можно полагать, что наличие обнаруженных нами особенностей содержания холестерина общего и его эфиров в сыворотке крови обусловлено равновесием между процессами его резорбции, синтеза, потребления и распада.

В целях получения полноценного представления зависимости метаболизма холестерина от конституционально детерминированных свойств нервной системы школьников нами было организовано непрерывное наблюдение за поведением детей, включающее в себя игры, прогулки, алиментация пищи, занятия.

Полученный статистический материал позволил дифференцировать наиболее ярко выраженные конституциональные особенности типа высшей нервной деятельности. При этом учитывались такие качества, как подвижность нервных процессов, адаптационные возможности к новой обстановке, доминирующее настроение, поведение в конфликтных ситуациях, инициативность.

Таблица 3

Биохимические показатели крови у школьников в зависимости от типа высшей нервной системы

Группы Холестерин, ммоль/л

Общий Свободный Эфиросвязанный

I 4,74±0,01 1,01±0,02 3,73±0,12

II 4,84±0,02 0,83±0,03 4,01±0,02

III 5,16±0,01 1,25±0,05 3,91±0,12

Холестерин, ммоль/л ■

II III

■ Общий

5,2 5,1 5 4,9

4,5

I

Рис. 3. Биохимические показатели крови у школьников в зависимости от типа высшей нервной системы

По результатам нашего исследования были выделены три группы школьников с учетом типологических особенностей высшей нервной деятельности.

При этом в первую группу вошли школьники уравновешенные, где между процессами возбуждения и торможения высшей нервной деятельности существует паритет.

Во вторую группу вошли школьники с преобладанием возбуждения над торможением, так называемые возбудимые.

В третью группу вошли школьники, так называемые слабые, у которых процессы возбуждения и торможения имеют инертность.

В результате проведенных исследований удалось выявить взаимосвязь между характерными чертами высшей нервной деятельности школьников подросткового периода и их обменом общего холестерина (табл.3 и рис.3).

К примеру, для организма инертных учащихся являлась свойственной высокая концентрация общего холестерина в крови при сравнении с показателями липидного обмена остальных испытуемых групп.

Повышенный уровень общего холестерина в крови свидетельствует о затормаживании процессов его вывода из организма. Уместно будет предположить, что причиной этого стала неразвитость функциональных систем, обеспечивающих метаболизм в организме учащихся, входящих в группу инертных школьников. У детей с преобладанием процессов возбудимости концентрация общего холестерина по своему уровню уступала соответствующей концентрации данного вещества в организме инертных школьников, но она была выше, чем у учащихся с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.

Аннотируя выше изложенный материал, можем сделать следующие выводы о том, что границы гематологических показателей обследуемых не выходят за границы нормативных данных крови. Также можно заключить, что у школьников среднего возраста установлено постепенное повышение уровня общего и эфиросвязанного холестерина в течение учебного года, что в наибольшей степени выражено у детей с недостаточной силой и подвижностью нервных процессов.

Библиографический список 1.Биохимия : учеб. Для вузов / В.П. Комов, В.Н. Шведова. - 3-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2008. - 316 с.

АРСАХАНОВА ХАВА МАГОМЕДОВНА - магистрант биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.

ШАМСУЕВА МЕТИРАМЗАНОВНА - магистрант биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.