УДК 930
ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ
НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
© 2011 В. М. Кузьмина
канд. ист. наук, канд. психол. наук доцент каф. психологии и педагогики e-mail: [email protected]
Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета
Творчество поэтов и писателей всегда оказывало значительное влияние на граждан советского государства. Благодаря их произведениям была сформирована не только новая культура, но и новое мировоззрение людей, что позволило достичь успехов в индустриальном строительстве в СССР.
Ключевые слова: творчество, мировоззрение, нравственные ценности,
индустриальная модернизация, труд, активность человека.
Партийно-государственному руководству на протяжении 30-х годов удавалось поддерживать высокий жизненный тонус народа, трудовой энтузиазм. Одно дело мобилизовать массы на кратковременный штурм, другое - длительный период держать их в состоянии повышенной готовности, особенно учитывая стагнацию, по сравнению с серединой 20-х годов, а для части народа - падение уровня жизни, изгибы генеральной линии, массовые репрессии. В новом строящемся социалистическом обществе необходимо было совершить экономический рывок, суметь выйти на один уровень с развитыми европейскими странами, и правительство выбрало курс индустриальной модернизации. Труд в этих условиях означал возможность иметь хлеб насущный, обеспечивать независимость Родины, развивать науку, образование, искусство и вообще сохранять свое национальное достоинство.
Успехи индустриальной модернизации зависели от готовности народа к бескорыстному труду на благо отечества для построения социализма, а для этого необходимо было формировать новую систему ценностей у человека, которая в конечном итоге должна была стать основой гармонично развитой личности.
Всем известны произведения писателей, которые оказали влияние на многие поколения людей, которые воспитывали граждан в духе трудового и гражданского подвига: «Доменная печь» (1925) Н. Ляшко, «У станков» (1924) А. Филиппова, «Домна» (1925) П. Ярового и «Стройка» (1925) А. Пучкова - повести о начальном этапе индустриализации государства. Свобода и жизненная сила советского гражданина должны были быть сосредоточены в труде, и потому творческая интеллигенция создает целую череду произведений, которые объясняют, почему так надо. Создание образа современника во всей полноте его человеческих качеств, проникновение в мир его мыслей и чувств, глубокое психологическое объяснение его дел — все это оставалось еще не до конца решенной задачей советских писателей. Именно поэтому В. Катаев пишет «Время, вперед!» (1932), М. Шагинян - роман «Гидроцентраль» (1931), даже К. Паустовский - «Кара-Бугаз» (1932) и «Колхиду»(1932) [Ковский 1963: 209].
Тема освобожденного творческого труда, раскрепощающего человека,— давняя, заветная тема Гладкова, своего рода «открывателя» ее в советской литературе. Человеческая личность, взращенная социалистическим строем, человек-труженик во всем великолепии его человеческих качеств ускользал от проникновенного взора художника, любующегося главным образом плодами трудов человека. По словам Гладкова, замысел произведения родился у него еще в 1926 г. В 1927 г. писатель посетил Днепрострой. Он побывал затем на Волховской, уже действовавшей электростанции, вернулся на Днепрострой, длительное время принимал активное участие в жизни партийной организации стройки.
Важная тема формирования нового человека была поднята Б. Горбатовым в его незавершенном романе «Донбасс» (1951). Роман Б. Горбатова посвящен событиям 30-х годов, когда развертывалось стахановское движение, породившее «новых, особенных» людей. На эти события писатель смотрит глазами нашего современника, и это определило актуальность, современность романа [Нагапетова 2009: 18].
По-своему преломленная творческая традиция сказывается и в лирической поэме М. Луконина «Рабочий день» (1948). Послевоенная действительность раскрывается в картине напряженного созидательного труда на вставшем из руин Сталинградском тракторном заводе в образах советских патриотов старшего и особенно младшего поколения рабочего класса.
В общем литературном процессе предвоенных лет лучшие произведения о деревне, о труде колхозника, о новых приметах времени сыграли свою положительную роль. И хотя этих произведений было немного, в них закладывались те зерна, которые дали свои всходы позднее, в послевоенной литературе о колхозном строительстве (очерки В. Овечкина, В. Тендрякова, рассказы С. Антонова, роман и повесть Г. Николаевой) [Сурганов 1984: 19].
Правдивостью изображения довоенной колхозной жизни, актуальностью и смелостью постановки вопросов отличались рассказы и очерки В. Овечкина. Простого труженика рассказы В. Овечкина подкупают убедительностью показа нового, колхозного быта, который уже стал органическим, привычным в жизни деревни. Новое становится особенно очевидным при сопоставлении с еще недавним прошлым: на этом строится рассказ «Родня» (1938). Живо передано Овечкиным новое в жизни деревни в известном рассказе «Гости в Стукачах» (1940), рисующем соревнование двух колхозов. Но колхозная жизнь в рассказах Овечкина не идиллия. В них немало изображено плохих руководителей, разваливающих колхозное хозяйство, нерадивых колхозников, летунов, спекулянтов. Писатель рассказывает, как трудно иной раз приходится передовым людям деревни. Творческая энергия народа выражалась и в тех думах о будущей жизни, которыми были полны советские воины на фронте. Эти мечты были раскрыты в повести В. Овечкина «С фронтовым приветом» (1945). Герои повести — простые советские люди, солдаты и офицеры, продолжающие борьбу с врагом, думают не только о жестоких бедствиях войны, они полны мужественного стремления построить, вернувшись с войны, новую жизнь.
Произведения Овечкина можно считать вызванным коренными сдвигами в общественном сознании, связанными с преодолением культа личности Сталина. Журналист В. Овечкин в очерке объективно показал советскую деревню тех лет. Это был серьезный поворот к жизненной правде.
Воронежская писательница О. К. Кретова написала документальную повесть «Выбор», в которой рассказывалось о выборе советскими крестьянами своего нового пути. Также были опубликованы сборники «За родной город» (1945) и «Из пепла пожарищ» (1946), в которых были ее очерки: «Не простим» (о бомбежке фашистами сада Дворца пионеров 13 июня 1942 г.) и «Неумирающий город». В этих работах она
показала нам обыкновенного человека, который готов сражаться, умирать ради своего родного города, причем этот героизм совершенно не пафосный, он идет из глубины сердца.
Особенностям социалистического строительства в Черноземье посвящен сборник стихов Н. Н. Асеева «Наша сила» (1939). В стихах автору удалось создать гармоничный облик советского человека-строителя своего будущего вместе с преображающейся природой. В годы войны Асеев писал патриотические стихи («Полёт пуль», 1941, «В последний час», 1943, и др.) и поэмы («Урал», 1944, «Пламя победы», 1942-1943, изд. 1946).
Аркадий Гайдар своим творчеством учил мальчишек и девчонок - будущих строителей нового социалистического общества жить в коллективе, бороться за идею, не отступать, быть верными друзьями, стремиться к самостоятельности и т.д. («РВС» (1926), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Военная тайна» (1935), «Голубая чашка» (1936), «Чук и Гек» (1939)). Со своими читателями Гайдар говорил об очень серьёзных вещах: о сложности жизни, об ответственности за свои поступки, о человеческой солидарности, о любви к Родине. Повесть «Тимур и его команда» (1940) вызвала патриотическое движение среди детей - «тимуровцев». Многие повести были инсценированы для театра и кино.
Не только серьезные и идеологически грамотные произведения пользовались успехом у читателей и влияли на формирование их самосознания, но и сатирические, обличительные. Так, агроном Воронежской области Г. Троепольский опубликовал в эти годы ряд рассказов о деревне и сатирический цикл «Из записок агронома», в котором даны острые портреты отрицательных персонажей, разоблачены пережитки индивидуализма в сознании людей. Автор не стремится сострить или ловко подметить недостаток, такое у писателя вообще недопустимо, но каждый рассказ и повесть -явление, каждый герой - типаж. Достоинство, мужество автора, способность в этих условиях сохранить верность самому себе, устоям крестьянского мира оказались основным открытием и нравственным уроком «деревенской» прозы [Нагапетова 2008: 89].
На основании анализа произведений поэтов и писателей, можно выделить основные составляющие системы ценностей советского человека, которые формировались благодаря их творчеству [Теплов 1953]:
1) идейная направленность и целеустремлённость. Нет ничего более чуждого психологии советского человека, чем безыдейность и сознание бесцельности своего существования, своей деятельности. Нельзя представить себе советского человека - рабочего, крестьянина, интеллигента, — который бы страдал от бесцельности своей деятельности;
2) советский патриотизм. Любовь к родине у советских людей имеет активный, действенный характер. Замечательно проявился советский патриотизм на всенародных стройках. Строительство грандиозных каналов и гидроэлектростанций, лесонасаждения, преобразующие природу нашей родины, стали кровным делом миллионов советских людей. Советский патриотизм явился великой движущей силой индустриальной модернизации;
3) коллективизм. В советском обществе не может быть личности вне коллектива. Советский человек не ставил перед собой жизненно важные цели, которые противопоставлялись бы целям коллектива; не рассматривал свою личную судьбу, свой личный успех в отрыве от судьбы коллектива, от успеха общего, коллективного дела;
4) социалистический гуманизм. Коллективизм советских людей неразрывно связан с человеколюбием, человечным отношением к людям, заботой о людях, любовью к детям, что и составляет сущность социалистического гуманизма;
5) коммунистическое отношение к труду. Одной из самых важных черт характера советского человека было новое отношение к труду. Для советских людей труд являлся главным делом их жизни, основной формой проявления личности, центром важнейших интересов, источником величайших радостей;
6) сознание долга и ответственности. Высокая идейность и принципиальность, отличающие передового советского человека, предполагали и высоко развитое сознание долга, чувство долга;
7) готовность к преодолению трудностей. Важнейшее значение в характере имеют волевые качества личности, а воля, как мы знаем, выражается в преодолении трудностей. В отношении к трудностям больше всего обнаруживается сила характера, его твёрдость, стойкость, а без этих качеств нельзя представить себе духовный облик советского человека;
8) мужество. Мужество — сложная черта характера, включающая в себя храбрость, отвагу при непосредственном столкновении с опасностью, готовность, не останавливаясь ни перед чем, вести борьбу за великую идею коммунизма, стойкость, выдержку, самообладание;
9) инициативность. Творческое отношение к труду, готовность к преодолению трудностей требуют в качестве необходимого условия инициативности. Новаторство рабочих-стахановцев, передовых колхозников, наших деятелей науки, техники и искусства говорит о том, что инициативность является отличительной чертой духовного облика советского человека.
10) скромность. Такие черты характера советских людей, как идейность, коллективизм, высокая требовательность к себе, стоят в противоречии с чрезмерно высокой оценкой своей личности, стремлением выдвигать на первый план свои личные заслуги, со всякого рода самомнением и заносчивостью. Скромность — одна из типичных черт характера советского человека.
Можно говорить о том, что в творчестве писателей и поэтов нашли отражение годы бурного индустриального и колхозного строительства. Основным содержанием художественных произведений становится жизнь народа, его героическая борьба за построение социализма. Поэты и писатели сосредоточивали все свое внимание на том, как работают их герои на заводе, в колхозе, в научной лаборатории, но обходили их личную жизнь, быт, взаимоотношения с близкими людьми, избегали показывать их во всей полноте человеческих проявлений. В общем литературном процессе ХХ века лучшие произведения о стройках, поднятии целины, деревне, о труде рабочего и колхозника сыграли положительную роль. Благодаря произведениям творческой интеллигенции удалось сформировать новый тип советского человека со своими социалистическими ценностями и идеалами, которые были направлены на целеустремленную, созидательную, бескорыстную, творческую, коллективную деятельность.
Библиографический список
Ковский В. Литературный процесс 60-70-х г.г. М., 1983. С. 209.
Нагапетова А. Г. Преодоление теории «бесконфликтности» в новой отечественной литературе и художественное осмысление производственной» проблематики в северокавказской прозе 20-60-х годов ХХ века: автореф. дис. ... докт. филол. наук. Майкоп, 2009. С. 18.
Нагапетова А. Г. Трудовая тема в советской литературе I пол. ХХ в. // Культурная жизнь юга России. Краснодар. 2008. № 4. С. 89-91.
Сурганов В. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х гг. истоки. Проблемы и характеры: автореф. дис. ... докт. филол. наук. М., 1984. С. 19.
Теплов Б. М. Черты характера советского человека // Психология / под ред. Б. М. Теплова. М., 1953.