Научная статья на тему 'Влияние цветочных натюрмортов на кабинеты работы Яна ван Мекерена'

Влияние цветочных натюрмортов на кабинеты работы Яна ван Мекерена Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
238
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние цветочных натюрмортов на кабинеты работы Яна ван Мекерена»

Ю. Б. Павлова

Влияние цветочных натюрмортов на кабинеты работы Яна ван Мекерена

Во второй половине XVII столетия голландские мебельных дел мастера обратились к созданию исключительно эстетского предмета мебели - кабинета. Нельзя сказать, что в Северных Нидерландах кабинеты производились в большом количестве, поскольку за ними сохранялось «положение самого престижного изделия кабинетмейкера»1. Они выполнялись по заказу для состоятельных бюргеров или патрициев, желавших украсить свой интерьер шедевром мебельного искусства.

Голландский кабинет имел традиционную для XVII века конструкцию, распространенную во Фландрии, равно как и во Франции, и заключавшуюся в следующем построении: основной объем, во фронтальной части которого находилось множество ящичков и отделений, скрытых в большинстве случаев дверцами, был установлен на соответствующее ему по художественному решению подстолье. В нижней части голландского кабинета находилась база, в которой в редких случаях делали ящик, а завершался кабинет антаблементом со слегка выступающим карнизом.

Одним из основных видов отделки голландских кабинетов становится техника маркетри, во всем разнообразии которой выделяется растительная тема. Специалисты по истории кабинета отмечают, что «цветочные натюрморты, изображающие сезонные растения, равно как и тюльпаномания того времени, стимулировали развитие флорального маркетри, имитирующего картины»2. Кабинеты с абсолютно гладкими, не тронутыми резьбой боковыми стенками и дверцами будто специально предназначались для того, чтобы быть полностью покрытыми композициями в технике маркетри.

В книге М. Рикарди-Кубит упоминается о двух мастерах, занимавшихся флоральным маркетри - Филлипусе ван Стантвяйке, работавшем в Гааге, и Яне ван Мекерене, чья мастерская располагалась в Амстердаме3. Р. Баарсен в своей книге «Голландская мебель 1600-1800 годов», ведя разговор о маркетри на основе цветочных композиций, вскользь говорит о Яне ван Зантене, который, как и ван Мекерен, изготавливал мебель в Амстердаме на рубеже XVII и XVIII столетий4. К сожалению, не удалось обнаружить каких-либо сведений ни о ван Стантвяйке, ни о ван Зантене. Произведения Яна ван Мекерена, напротив, представлены в нескольких музейных собраниях: кабинет и консольный стол - в коллекции Ряйхсмузеума, Амстердам, другой кабинет - в музее Виктории и Альберта, Лондон. Еще один кабинет с

флоральным маркетри был передан в музей Метрополитен, Нью-Йорк, фондом Рут и Виктории Блюмка в 1995 году. Кабинет и два консольных стола, изготовленные к нему en suite, находятся в экспозиции замка Амеронген, Нидерланды. Последняя из известных работ ван Мекерена -кабинет в собрании парка Шарлекот в графстве Ворвикшир, Англия.

Родившийся в небольшом городе Тил в провинции Северный Брабант, Ян ван Мекерен (1658-1733) переехал в 1687 году в Амстердам, где открыл собственную мастерскую. Уже «в 1704 году его имя появилось в списках одиннадцати «Лучших кабинетмейкеров» [...]. К моменту его смерти инвентарная опись его мастерской свидетельствовала о том, что у него было много клиентов среди влиятельных людей из района Амстердам»5. Основным направлением в деятельности его мастерской, как уже указывалось выше, было флоральное маркетри. Перечисленные работы Яна ван Мекерена позволяют выявить основные мотивы, композиционные приемы и материалы, которым отдавал предпочтение кабинетмейкер. Определение этих особенностей необходимо, поскольку сохранились кабинеты с цветочным маркетри, которые принадлежат другим мастерам и которые, несмотря на общность тематики, сильно отличаются от произведений ван Мекерена.

Итак, традиционные по конструкции кабинеты, создаваемые Яном ван Мекереном, отличались архитектоникой композиционных частей. Ван Мекерен избегал излишней перегруженности кабинетов деталями, выбирая лаконичность основного объема кабинета, завешенного антаблементом, и строгое по решению подстолье с геометрически очерченными ножками-балясинами и широкой царгой. Проножка часто имела Х-образную форму c волнистой средней частью. Такая простота членений была обусловлена стремлением сохранить приоритет за декоративной отделкой, сосредоточить все внимание на композициях, украшающих дверцы кабинета.

В отделке створок мастер использует темный или светлый фон, на котором хорошо читаются «натюрморты», выполненные в технике маркетри. Темы «натюрмортов», очевидно, были подсказаны ван Мекерену живописными произведениями. В них доминирует ваза или корзина, стоящая на краю стола, что придавало композиции объемность и демонстрировало владение законами линейной перспективы. Сосуд или корзины были наполнены многообразными цветами, формирующими пышный букет. Размеры букета, его построение, близкое к шару, отсутствие постепенного повышения к центру, обозначенному самым высоким цветком, а также некоторая чрезмерная роскошность свидетельствуют о том, что Ян ван Мекерен ориентировался на живописные произведения конца XVII века. В последних наблюдаются те же черты. Например, «Цветы в вазе» Абрахама Миньона (Санкт-

Петербург, Государственный Эрмитаж) и «Букет цветов» Яна ван Хейсума (Амстердам, Исторический музей), вызванные к жизни модой и вкусами надвигающегося XVIII столетия, демонстрируют характерные для этого периода эффектные и нарядные натюрморты. Но если в композициях с букетами в вазе или корзине ван Мекерен больше подражает живописным натюрмортам, то в другом типе композиций он в большей степени руководствуется декоративным началом, подчиненностью мебельной форме. Во втором варианте композиции ванн Мекерен опять составляет букеты, но они не статичны, не связаны с плоскостью стола, а будто парят в воздухе. Стебли цветов перехвачены лентой, завязанной в бант с длинными извивающимися концами. Аранжировка цветов в этих букетах более свободная, между растениями оставлены просветы, чтобы иметь возможность насладиться красотой каждого цветка, увидеть виртуозность, с которой ван Мекерен, отобрав среди множества растительных форм подходящие именно для этой композиции, передает лепестки и тычинки, особенность строения соцветий и листьев. Натуралистичность в изображении растений, впрочем, характерна для обоих типов декоративных «панно», украшающих дверцы кабинетов работы Яна ван Мекерена. Вероятно, как и живописцы XVII века и мастера других видов прикладных искусств, этот специалист в области флорального маркетри обращался к ботаническим атласам с гравюрами и акварелями, демонстрирующими не стилизованные, а природные черты растений.

Все остальные конструктивные элементы кабинета украшены гирляндами из цветов, соединенных между собой лентами, уложенными в легкие банты. Ян ван Мекерен соблюдает в композиционном решении шкафиков своеобразное равновесие: если панно на дверцах выполнены подчеркнуто объемно и реально, то в цветочном декоре на ножках и подстолье наблюдается стилизация и стремление к некоторому упрощению. Возможно, что ван Мекерен расставляет такие акценты намеренно, чтобы привлечь все внимание к наиболее сложным частям маркетрового узора.

Кабинетмейкер выбирает для создания маркетри по большей части экзотические породы деревьев: розовое и сатиновое дерево, эбеновое и тюльпановое дерево, оливковое дерево и дерево сикоморы и др. Такое разнообразие пород способствовало возникновению многочисленных оттенков, помогавших передать светотеневую моделировку, создать объем, придать натуралистичность цветкам. Но одновременно ван Мекерен оставляет свободными от полихромного маркетри большие поверхности дерева на задней части ножек и задней стенке кабинета, поскольку предполагалось, что шкафик должен был стоять у стены.

Маркетри, декорирующее створки кабинета 1690-1700-х годов из Ряйхсмузеума, Амстердам, является характерным образцом первого типа

флоральных композиций Яна ван Мекерена. Простые геометрические формы кабинета притягивают все внимание к дверцам, поверхности которых украшены художественно решенными панно в технике маркетри: на каждой дверце изображен угол узкой консоли, на котором возвышается ваза с округлым туловом на стройной ножке. В вазах составлены пышные букеты из гвоздик, нарциссов, хризантем, лилий, тюльпанов, ромашек, роз и левкоев, причем на каждой дверце разные букеты. Исполненные из различных пород дерева цветы почти иллюзорны, натуралистично переданы отдельные соцветия и формы листьев. Мастером была выбрана точка зрения немного сверху, так что видна плоскость консоли, благодаря чему достигается ощущение перспективы, а, следовательно, и объемности изображения. Несмотря на то, что аранжировки букетов отличаются, в их построении прослеживается некоторое сходство. Над округлой по силуэту массой цветов в левой части выделяется возвышающееся большое соцветие: на левой дверце - подсолнух, а на правой - фритиллярия императорская, -причем листья плотно собраны у самого цветочного венчика. Подобный принцип контраста чередования крупных и мелких цветков позволял сделать букет подвижным, так же как и перемежающиеся светлые и темные пятна порождают иллюзию пластичности. Вокруг букетов летают мотыльки и бабочки, а также крошечные птички, делающие букеты еще более живым.

Другой кабинет, созданный около 1700-1710 года и находящийся в собрании музея Метрополитен, Нью-Йорк, дает наглядное представление о втором типе композиции в технике маркетри Яна ван Мекерена. В вышеописанном кабинете мастер в большей степени ориентируется при создании цветочных композиций на натюрморт, приближая его к живописному жанру, то есть, не просто компонуя его из природных форм, таких как цветы и ягоды, но привнося туда идею организации пространства. В кабинете же из музея Метрополитен основным становится объект изображения, что скорее свойственно декору на предметах прикладного искусства, чем живописным произведениям. Темное дерево служит прекрасным фоном для занимающих почти всю поверхность створок кабинета букетов, составленных из лилий, соцветий рябчика императорского, тюльпанов, гвоздик, роз, нарциссов и аквилегий. У основания букеты перевязаны лентой с изогнутыми концами. В этих букетах использовано меньшее количество цветов и растений, многие из них окружены темным фоном, что, с одной стороны, делает их более четкими, но с другой - более плоскими. Несколько факторов: отсутствие консоли или стола, обеспечивавших перспективность построения, а, значит, объемность; отдельные цветки на темном фоне; украшение лентой - придавали филигранно выложенным

букетам черты узора, орнамента, заставляя находить аналогии с декоративными гирляндами на царге, ножках, фризе.

Популярность флорального маркетри и спрос на него среди состоятельных бюргеров способствовал появлению мастеров, работавших в той же технике, что и Ян ван Мекерен и производивших «цветочные кабинеты». С одной стороны в их работах наблюдается сходство с произведениями ван Мекерена, поскольку мотивом всегда является ваза, наполненная цветами, но с другой - характер композиции декора, его распределение по поверхности кабинета, а также использование не только разных пород древесины, но и кости при создании маркетри подчеркивают явное различие между ними. В отличие от виртуозных в своей гармоничности натюрмортов ван Мекерена, эти букеты, несмотря на кажущуюся большую пышность и декоративность, выглядят более примитивными и в какой-то степени более провинциальными.

1 Baarsen R. 17th-century cabinets. - Amsterdam/Zwolle, 2000. - P. 1.

2 Riccardi-CubittM. The art of the cabinet. - London, 1992. - P. 86.

3 Ibid. - P. 86.

4 Baarsen R. Dutch furniture in 1600-1800. - Amsterdam, 1993. - P. 60.

5 Riccardi-Cubitt M. Op. cit. - P. 218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.