Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА В ИНТЕРЬЕРЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЮДЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА В ИНТЕРЬЕРЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / цвета / интерьер / эмоции / состояние / психология / design / color / interior / emotions / psychology

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алдонгарова А.Б.

Научно доказано, что цвета влияют на психическое состояние людей и, следовательно, на их эмоции. Данная работа детально анализирует, как при помощи правильно подобранных цветов можно создать дополнительные функциональные интерьерные решения для комфортного пребывания в помещениях. Также автор данной работы подробно анализирует, каких цветов и их сочетаний стоит избегать. Эта научная работа имеет практическую значимость для действующих специалистов дизайн-отрасли. Ее важный вклад состоит в использовании автором своего опыта и примеров работ из дизайнерской практики. Главная цель научной работы — составить общее описание воздействия цветов на эмоциональный фон человека, а также предупредить возможные ошибки, которые могут стоить дизайнеру его репутации. Методологической базой для исследования и реализации этой цели стали мнения экспертов отрасли и специализированная литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF COLOR IN INTERIOR ON EMOTIONAL CONDITION OF PEOPLE

It has been scientifically proven that colors affect the mental state of people and, consequently, their emotions. This work analyzes in detail how, with the help of correctly selected colors, you can create additional functional interior solutions for a comfortable stay in the premises. The author of this work also analyzes in detail which colors and their combinations should be avoided. This scientific work has practical significance for current design industry specialists. Its important contribution is the author's use of his experience and examples of work from design practice. The main goal of scientific work is to create a general description of the impact of colors on a person’s emotional background, as well as to prevent possible mistakes that could cost the designer his reputation. The methodological basis for research and implementation of this goal was the opinions of industry experts and specialized literature.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА В ИНТЕРЬЕРЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЮДЕЙ»

УДК 69

Алдонгарова А.Б.

директор Компания «Лв1апа 01ёе1ка» (г. Астана Казахстан)

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА В ИНТЕРЬЕРЕ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛЮДЕЙ

Аннотация: научно доказано, что цвета влияют на психическое состояние людей и, следовательно, на их эмоции. Данная работа детально анализирует, как при помощи правильно подобранных цветов можно создать дополнительные функциональные интерьерные решения для комфортного пребывания в помещениях. Также автор данной работы подробно анализирует, каких цветов и их сочетаний стоит избегать. Эта научная работа имеет практическую значимость для действующих специалистов дизайн-отрасли. Ее важный вклад состоит в использовании автором своего опыта и примеров работ из дизайнерской практики. Главная цель научной работы — составить общее описание воздействия цветов на эмоциональный фон человека, а также предупредить возможные ошибки, которые могут стоить дизайнеру его репутации. Методологической базой для исследования и реализации этой цели стали мнения экспертов отрасли и специализированная литература.

Ключевые слова: дизайн, цвета, интерьер, эмоции, состояние, психология.

1. Введение.

На ментальное самочувствие в помещении влияет множество факторов: высота потолков, фактуры, материалы коврового покрытия, освещение и так далее. Но одну из ключевых ролей в этом процессе играют цвета. Каждому, кто занимается созданием дизайнов: от офисных помещений до частного жилья, необходимо знать, как колористика воздействует на психику человека. Еще несколько десятилетий назад в обиходе жителей стран СНГ и России часто можно было встретить большое количество цветной пластиковой посуды,

1633

пестрых календарей на холодильниках, аляпистых постеров и наклеек на стенах, а также непродуманные цвета стен и меблировки в целом.

Главная причина в том, что долгое время люди в СССР находились под «железным занавесом», где дизайн шел своим, отличающимся от мировых тенденций путем. Вообще, как таковой профессии «дизайнер интерьеров» не существовало, не были проведены исследования по предпочтениям, отрасль значительно отставала в развитии от мировых направлений. Это, к слову, выработало и негативные привычки у самих заказчиков. Они и сейчас часто не любят эксперименты с цветами, не осознают роль освещения, избегают индивидуальный дизайн. В то время как, например, американские клиенты привыкли доверять дизайнерам и полагаются на их профессиональное мнение. Поэтому нам, как дизайнерам, чьи портфолио уже не отличить от западных коллег, необходимо проделывать большую психологическую работу, чтобы помогать заказчикам создавать комфортные помещения. Использование корректных цветов в этом плане — один из ключевых инструментов создания гармоничных пространств, в которых хочется работать, творить и отдыхать.

2. Что такое хоумстейджинг и почему в нем важен цвет.

Понимать основы воздействия цветов очень полезно и для тех, кто готовится продать или сдать свою жилплощадь и занимается хоумстейджингом, то есть созданием редизайна или «домашней» перестановкой для того, чтобы помещение быстрее нашло новых покупателей. Хоумстейджинг учитывает все дизайнерские психологические аспекты для успешной и быстрой продажи. Этот термин впервые появился в 70-ых в США. Его придумала Барб Шварц [1]. Тогда покупать и снимать жилье люди стали менее охотно из-за поднятия банковской ставки. Барб выяснила, что если правильно обустроить свою квартиру, то процесс продажи пойдет быстрее. Хоумстейджинг — это возможность добавить уникальность в пространство, при этом повысив его шансы на продажу или аренду. Цвета в этом плане играют ключевую роль. Именно на них ориентируются будущие квартиранты или покупатели. То, в какой цвет окрашены стены, может повлиять на финальное решение о покупке или аренде.

1634

Например, если стены в квартире окрашены в зеленый цвет, который вызывает ассоциации с больничным помещением, то вероятность ее сдачи сокращается в разы. Гармоничнее будет смотреться нейтральный белый или беж. То же самое касается и мебели. Если ее цвет неприятный, пестрый и неуместный, то квартира становится менее ликвидной и объявления о ее покупке или сдаче будут годами оставаться на сайтах. Хоумстейджинг — это облегченная версия дизайна помещений. Иногда достаточно изменить пару колористических штрихов в пространстве, чтобы оно стало востребованным [2].

3. Положительное и негативное влияние цветов.

В данном разделе разберем наиболее выигрышные цвета, которые так или иначе оказывают благоприятное воздействие на психику и способствуют как более удачной сдаче или покупке квартиры, так и более благоприятному нахождению в помещении в течение дня. Сразу обговрим, что дизайнеру необходимо учитывать, кто его заказчик, какие у него предпочтения, то есть необходимо провести анкетирование. Например, чаще всего женщины предпочитают более нежные и светлые оттенки, а мужчины склоняются к монохромным холодным тонам без узоров. Иоганн Гете в своем произведении «Учение о цвете» писал: «Женская молодежь держится розового и бирюзового цвета, старость - фиолетового и темно-зеленого. У блондинки - склонность к фиолетовому и светло-желтому, у брюнетки - к синему и желто-красному, и склонность эта вполне правомерна [3]».

Белый. Белый дом в США, первый в Европе небоскреб (1898), популярные у туристов дома острова Санторини — дизайнеры и архитекторы часто выбирают белый для создания проектов. Иногда его дополняют другими акцентами, иногда оставляют монохром. Белый — один из популярнейший в интерьере цветов. Его преимущество в том, что он сочетается с любыми другими цветами. Особенно его ценят дизайнеры таких направлений, как скандинавский стиль или минимализм. Цвет практичен, так как на нем незаметна пыль. Он оказывает определенное психологическое воздействие на эмоции: создают ощущение спокойствия, помогает состредоточиться. Подойдет для спальни или

1635

тех помещений, где важно расширить визуально пространство (пример рисунок 1).

Рисунок 1.

Для дизайнера важно не переборщить с этим оттенком. Если белого в пространстве слишком много, то он начинает вызывать негативные ассоциации, например, с больницей или пустотой. Поэтому в интерьере его должно быть в меру. Белый хорошо подойдет для оформления баночек дозаторов или емкостей для бытовой химии. Будучи нейтральным и успокаивающим, он не будет вызывать негативных ассоциаций и тревог по поводу возможного химического состава средств гигиены, таких как мыло.

Белый можно использовать для «реанимации» дорогих сегментов недвижимости. Если стены до этого были темными, что создавало ощущение изношенности помещения, при перекраске их в белые оттенки жилье обретет новую жизнь, психологически человек будет ощущать себя в нем более энергичным (пример рисцеру 2).

1636

Рисунок 2.

Черный. Сегодня дизайнеры все чаще отдают предпочтение темным интерьерам. Черный, как ни странно, считается нейтральным, как и белый. На психику он имеет следующее влияние — помогает нам сосредотачиваться. Часто рабочие кабинеты обставляют именно в темных тонах, чтобы работа шла продуктивнее. Черный хорошо сочетается с золотом, бронзой и медью. Но черного не должно быть много. При недостатке освещения, избыточно темное пространство может проявить у человека депрессивные настроения и сонливость. При этом черный цвет в интерьере влияет на чувство романтизма, поэтому черные предметы мебели элегантно и интригующе смотрятся в спальнях. Полностью черный допустим только при оформлении, например, туалетов или ванн. А в жилых пространствах с его помощью можно расставить дизайнерские акценты. Тем не менее, черный дизайн концептуален. Он вызывает ментальный настрой на строгость и сдержанность. Черной может быть и какая-то одна деталь пространства. Например, светильник или подушки. (пример Рис. 3).

1637

Рисунок 3.

Беж и древесные оттенки. Существует статистика, согласно которой 60% всех обоев в мире покупаются именно в оттенках бежа [4]. Популярность этому цвету придает его необыкновенное сходство с природными материалами, такими как древесина. Древесные оттенки, как и беж, положительно влияют на эмоциональный фон человека. С одной стороны, это некоторый консерватизм, то есть спокойствие психики, с другой — связь с природой, мы привыкли испокон веков, что дерево — это основа дома.

Серый. Наиболее интересный цвет для создания стильных и брутальных интерьеров. Не терпит монохрома. Иначе травмирует психику своей «скучностью» и создает соответствующее настроение. Серый может вызывать негативные ассоциации: тревожность или горе. Поэтому для серого дизайна обязательно потребуется дополнение в виде ярких акцентов: золотистых, красных и даже розовых. Так дизайнер поставит «шах и мат» скуке. (пример рисунок 4).

1638

\ /

Рисунок 4.

Красный. Это цвет-акцент, его должно быть не много, иначе психика будет перегружена. Тут можно привести пример «быка и красной тряпки». Привлекает к себе внимание, но, когда его много, может развиться гиперактивность, причем не в самом положительном ключе. Существует вероятность, что красный повысит агрессивность и раздражительность. Ни в коем случае не сочетать красный с зеленым, особенно, если речь идет о стенах. Стены в жилых пространствах, вообще, лучше в красный не красить.

Синий. Синий признан успокаивающим цветом и символом удовлетворения [5]. В своем произведении «Учение о цвете» И. Ф. Гете писал: «Подобно тому, как мы охотно преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее не потому, что оно наступает на нас, а потому, что оно влечет нас за собою [6]».

Желтый. Кандинский, говоря о желтом, писал следующее: ««Желтый движется из центра и почти приближается к человеку [7]». Это цвет, олицетворяющий солнечное тепло — символ жизни и всего живого. Этот цвет положительно влияет на психику и может активизировать концентрацию.

1639

Оранжевый. Опасность цвета в том, что при неудачном смешивании красок на больших плоскостях может смотреться грязным. Если оранжевого много, психику он начинает нервировать, появляется раздражение. Зато оранжевый идеален в качестве небольших акцентов: плед, подушки, кувшин. Он активирует работу мозга, так что отлично подходит для творческих процессов. Тот же Гете писал: «Цвета положительной стороны желтый, красно-желтый (апельсин), желто-красный (сурик, киноварь). Они вызывают бодрое, живое, активное настроение [8]».

Далее рассмотрим менее популярные цвета в интерьере.

Зеленый. В небольших объемах может стабилизировать психику, установить гармонию и даже улучшить зрение и его фокусировку. Но имеет обратный эффект, если его слишком много — вызывает скуку и даже сонливость. Его сложно сочетать с другими цветами.

Фиолетовый. Спорный и экзотический цвет в интерьере. По некоторым мнениям, способен вызывать легкое беспокойство и чувство неудовлетворенности. Нежелательно сочетать с синим — в таком цветовом тандеме может проявиться эмоциональная нервозность. Небольшое количество нежных фиолетовых элементов могут влиять на создание креативных настроений у человека и, в целом, мотивировать воображение.

Розовый. Еще один цвет, который не часто встретишь в интерьерах. С розовым дизайнеру нужно быть осторожным. Ассоциируется со всем женским и инфантильным, так же влияет на эмоциональные состояния, делая акцент на креативном настрое. Хорошо сочетается с бежевой палитрой.

4. Заключение.

Таким образом, можно сказать, что каждый цветовой уровень спектра способен создавать те или иные эмоции. Специалисту необходимо понимать, как действует на нашу психику тот или иной цвет. Используя отделочные материалы, элементы декора, мебель и текстиль в разных цветовых комбинациях можно создавать функциональные с психологической точки зрения дизайны помещений. Для тех, кто занимается хоумстейджингом, эти знания также будут

1640

полезны. Обращайте внимание, как действует цвет лично на вас. Дизайнеры обучаются годами, чтобы научиться манипулировать цветовыми сочетаниями для достижения тех или иных задач. Задачи будут зависеть от назначения помещений. Если это спальня, то цвета должны расслаблять и настраивать на спокойствие, на кухне допустимы красные элементы, чтобы пробудить аппетит и т.д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Barb Schwarz Education [Электорнный ресурс] Режим доступа: https://www.barbschwarz.com. — (Дата обращения: 05.06.2023);

2. А. Стармер «Цвет. Умные решения для организации жизненного пространства» // КоЛибри, 2021 — стр. 24;

3. И. Гете «Учение о цвете»// Кругъ, 2012 — стр. 373;

4. Цвет в интерьере: влияние на психику [Электорнный ресурс] Режим доступа: https://wallpaper.ru/blog/colors. — (Дата обращения: 05.06.2023);

5. Влияние цветов в интерьере на психику человека [Электорнный ресурс] Режим доступа: https://laparet.ru/advices/vliyanie-tsvetov-v-interere-na-psikhiku-cheloveka. — (Дата обращения: 05.06.2023);

6. И. Гете «Учение о цвете»// Кругъ, 2012 — 355 стр;

7. Психологическая характеристика синего цвета [Электорнный ресурс] Режим доступа: https://raduga-lk.ru/articles/mirkrasok/178.pub. — (Дата обращения: 05.06.2023);

8. И. Гете «Учение о цвете»// Кругъ, 2012 — 349 стр

1641

Aldongarova A.B.

Company «Astana Otdelka» (Astana, Kazakhstan)

INFLUENCE OF COLOR IN INTERIOR ON EMOTIONALCONDITION OF PEOPLE

Abstract: it has been scientifically proven that colors affect the mental state of people and, consequently, their emotions. This work analyzes in detail how, with the help of correctly selected colors, you can create additional functional interior solutions for a comfortable stay in the premises. The author of this work also analyzes in detail which colors and their combinations should be avoided. This scientific work has practical significance for current design industry specialists. Its important contribution is the author's use of his experience and examples of work from design practice. The main goal of scientific work is to create a general description of the impact of colors on a person's emotional background, as well as to prevent possible mistakes that could cost the designer his reputation. The methodological basis for research and implementation of this goal was the opinions of industry experts and specialized literature.

Keywords: design, color, interior, emotions, psychology.

1642

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.