Научная статья на тему 'ЦВЕТ И ОБРАЗ В ФИЛОСОФИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО'

ЦВЕТ И ОБРАЗ В ФИЛОСОФИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

308
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цвет / символизм / образ / эстетические категории / изобразительное искусство / художественная практика / восприятие эстетического / прекрасное / форма / символизм / спектральные цвета / гамма / ахроматические цвета / хроматический цвета / полихромия / ассоциативность / реклама / колористика / дизайн. / Color / symbolism / image / aesthetic categories / fine arts / artistic practice / aesthetic perception / beauty / form / symbolism / spectral colors / gamma / achromatic colors / chromatic colors / polychromy / associativity / advertising / coloring / design.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дилбар Солиховна Кадирова

В статье рассматриваются образ и образность цвета в философии эстетического, чувственно-эстетические свойства цвета, исторические взгляды на цвет, символизм и неоднозначность цвета, их выражение в эстетических категориях, их значение в изобразительной искусстве и художественной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the image and figurativeness of color in the philosophy of aesthetics, sensual and aesthetic properties of color, historical views on color, symbolism and ambiguity of color, their expression in aesthetic categories, their significance in fine arts and artistic practice

Текст научной работы на тему «ЦВЕТ И ОБРАЗ В ФИЛОСОФИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО»

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-337-347

ЦВЕТ И ОБРАЗ В ФИЛОСОФИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

Дилбар Солиховна Кадирова

и.о.профессора кафедры этики и эстетики факультета социальных наук Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека, к.ф.н

В статье рассматриваются образ и образность цвета в философии эстетического, чувственно-эстетические свойства цвета, исторические взгляды на цвет, символизм и неоднозначность цвета, их выражение в эстетических категориях, их значение в изобразительной искусстве и художественной практике.

Ключевые слова. Цвет, символизм, образ, эстетические категории, изобразительное искусство, художественная практика, восприятие эстетического, прекрасное, форма, символизм, спектральные цвета, гамма, ахроматические цвета, хроматический цвета, полихромия, ассоциативность, реклама, колористика, дизайн.

The article deals with the image and figurativeness of color in the philosophy of aesthetics, sensual and aesthetic properties of color, historical views on color, symbolism and ambiguity of color, their expression in aesthetic categories, their significance in fine arts and artistic practice.

Keywords. Color, symbolism, image, aesthetic categories, fine arts, artistic practice, aesthetic perception, beauty, form, symbolism, spectral colors, gamma, achromatic colors, chromatic colors, polychromy, associativity, advertising, coloring, design.

Свойства цвета в восприятии эстетического. Нобелевский лауреат Р. Сперри открыл явление полушарной асимметрии головного мозга: левое полушарие — основа логического, абстрактного мышления, правое полушарие — основа конкретно-образного мышления. Превосходство того или иного сознательного или образного мышления у человека зависит от того, какое из полушарий — левое или правое, логическое или эмоциональное — более развито.

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

April, 2022

Разум формирует духовность человека, его эмоции, переживания, тревоги и мечты, фантазии и мечты, мир субъективного, внутреннего бытия человека, его души [1].

Например, мышление обеспечивает нормальное функционирование памяти, эмоций и восприятий.

Известно, что важную роль в понимании и восприятии эстетического играют чувственно-эстетические признаки, образ и образность, прекрасное и гармония. Эстетику и красоту невозможно представить без цвета. Глаза человека является одним из важнейших органов чувств, цвета

воспринимаются не только взглядом, но и «видением» красоты, а этот процесс, в свою очередь, влияет на эстетические чувства человека.

Вселенная, которая нас окружает, внешний вид всех материальных вещей в ней имеют две основы. Это форма и цвет.

Форма — это единица внутренней структуры и внешнего вида любого объекта, это соответствие внешнего вида объекта внутренней части. Все символы, изображенные на рисунке, очень важны: геометрический вид (конфигурация), размер, пространственное расположение, вес, фактура (оригинальность), текстура (структурное строение), цвет, свето-тень и т.д. В форме цвет является важным компонентом. Одна из эстетических функций цвета - украшать жизнь человека, повышать привлекательность продукта, давать человеку положительную мотивацию.

В древности люди использовали в общении «язык цвета». То, как образуются и распределяются цвета в природе, издавна привлекало внимание ученых и художников.

2. Исторические взгляды на цвета. Научные исследования цвета в Центральной Азии нашли отражение в трудах Абу Райхана Беруни, Абу Али ибн Сино, Абу Насра Фаруби, Ахмада Яссави, Наджмиддина Кубро.

Беруни перечислил более 200 названий цвета и изучил их свойства и происхождение. Позднее, в 15-16 веках, учение о цвете поднялось на новый уровень благодаря развитию миниатюры и живописи, а также искусства каллиграфии.

Один из самых известных каллиграфов того времени Султан Али Машхади писал в своем трактате 1514 года о каллиграфах и художниках, что декоративные узоры, используемые для украшения рукописей, разнообразны, но у каждого художника был свой стиль раскрашивания страниц. Ко времени Камолиддина

April, 2022

338

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

ЪЫАММП^

Бекзода искусство миниатюры было основной ветвью восточного изобразительного искусства, и он достиг больших высот. В 16 веке в трактатах Дост Мухаммеда по каллиграфии и живописи, Гулистони Хунар («Искусство ремесел») и трактатах Кази Ахмада Куми по каллиграфии и живописи говорится, что каждый художник должен прежде всего уметь выбирать и подготавливать краски.

Как каждый узор, нарисованный в этот период, был эмблемой определенного значения, так и требовалось иметь в виду, что цвет в основном являются средством выражения символического значения.

Итак, цвет имеют прямое отношение к образу и образности, эстетическому воображению, символизму, а также эстетическим чувствам.

Все категории эстетики представлены через образы в самом искусстве. Через художественный образ мы воспринимаем прекрасное, возвышенность, трагедию, юмор, чудесное, поэтическое и. т.д. Они, конечно же, выражаются в цвете, свете и тени. Красота и добро выражаются в ярких красках, трагедия в гамме черных или темных тонов. Цвет оказывает мощное воздействие на психику человека, он тесно связан с эстетическими категориями, вызывающими чувства радости и грусти, спокойствия или дискомфорта и т.д. Человек воспринимает внешний мир через образы и символы посредством своей интуиции, восприятия, воображения и понимания. Источник художественного образа — жизнь, а художественный образ — переосмысление действительности, включение ее в перечень эстетических понятий. Попытку понимания сути исторических корней образа можно проследить еще в глубокой древности. Так была разработана теория художественного образа. В частности, в мифах, символах.

3. Символизм и многозначность цветов. Символ (греч. символ, символический символ, знак) - по своей природе материально-духовное явление, выражающее ту или иную идею или понятие в виде эмоционального образа - символа. Символы, в отличие от обычного письменного или фонетического языка, выражаются в виде некоего абстрактного понятия для человека, через косвенный - эмоциональный или логический образ, а не то или иное явление мироздания. Например, в прикладном искусстве каждый элемент, так или иначе, не утратил своей естественности на разных исторических этапах, какое бы изображение мы ни взяли, в его основе скрыто символическое значение. Художники создавали очень замысловатые узоры, отражая в них добрые

April, 2022

339

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-337-347

пожелания. В частности, цвета в узоре имели особое значение. Например, цветы символизирует мир и долголетие, волнистый оттенок цветка символизирует богатство и процветание, а веточки и листья символизируют изобилие и пробуждение природы весной. Условность в художественном творчестве также многозначное понятие, означающее, прежде всего, что действительность отражается не в себе самой, а в своих художественных средствах.

Цвет также был связан с религией и человеческими верованиями. Одновременно возникли так называемые знаки добра и зла, белого и черного.

4. Взгляды на цвет в суфизме. В суфизме цвету также отводится особое место, и они ярко отражены в Кубравии. Сочинения основателя направления Кубравия Наджмиддина Кубро (1145-1221) «Усул ал-ашара», «Рисолат ат-турук», «Фи ахбоб ас-солыкин» и «Фавоидул джамал», дошли до нас. Во многих своих подобных работах он обращается к проблеме «латоифа» (нечто прекрасное), то есть теории цвета. По его словам, человеческая душа состоит из невидимого «латифского» центра. Это нечто среднее между разумом и эмоциями, душой и телом. Он настолько «утончённый», что его трудно уловить и эти «утончённые» центры очень важны в жизни человека. Как отмечает исследователь Н.Агзамова «Обостренное чувство прекрасного - одна из характерных черт, выработанных мусульманской культурой. В литературных памятниках той эпохи «махаббат аль-джамаль» (любовь к красоте) считается необходимым элементом воспитания» [2].

Упоминание цветов также упоминается в священных книгах, особенно в Коране [3]. В них мы видим, что цвета бывают разных интерпретаций. В Коране упоминаются названия следующих цветов: желтый, белый, черный, зеленый, голубой (синий), красный, малиновый (красный) и темно-зеленый. Желтый цвет. Согласно порядку в Коране, этот цвет упоминается первым. Он выразил одно из следующих значений 5 раз в 5 аятах: Желтый цвет в Коране:

1. Приятный (Сура аль-Бакара, 69).

2. Снос, разрушение (Сура «Ар-Рум», 51).

3. Исчезновение,увядение, засыхание ("Хддид" сураси, 20-оят). Желтый - цвет солнечного света, огня, золота и богатства для древних народов Средней Азии, тогда как для европейцев желтый - символ прощания с жарким летом, и от него исходят такие понятия, как разлука, печаль и

горе.

April, 2022

National University of Uzbekistan Volume 3 | NUU Conference 2 | 2022

Google Scholar indexed Current Issues of Social Sciences and Humanities

DGLJG.24412^^

Так мы можем наблюдать символизм и многозначность цвета. Например: Белый — второй цвет, упомянутый в Коране. Он встречается 12 раз в 12 аятах. Этот цвет указывает;

1. Свет, солнечный свет, рассвет и закат «(В течение месяца Рамадан) (Сура аль-Бакара, 187).

2. Лица обитателей Рая (Сура Аль Имран, аят 107).

3. Заболевание глаз, вызванное сильным горем ("Юсуф" сураси, 84-оят).

4. Чудо, данное Моисею (Сура аль-Араф, аят 108).

5. Цвет дороги между гор (Сура аль-Фатир, 27).

6. Цвет напитка обитателей Рая (Сура аль-Вас-Соффат, аяты 45-46).

Белый означает очищение во взгядах Наджмиддина Кубро. Только когда

ученик достигает чистоты, невинности и праведности, он может вступить на путь «тарикат». Согласно исследованиям, проведенным философом А. Курбанмамадовым, суфий должен быть одет в белое, они приняли белый цвет как символ чистоты, непорочности. Верующие считали белый цвет символом чистоты, отказа от мирских благ.

Черный — третий цвет, упомянутый в Коране, он встречается 8 раз в 7 аятах. Этот цвет указывает на следующее в Коране:

1. Мрак ночи (Сура аль-Бакара, 187).

2. Лик обитателей Ада (Сура Аль Имран, аят 106).

3. Горе, печаль (Сура Ан-Нахль, 58).

4. Погибнуть, засохнуть (Сура аль-Аля, аяты 4-5).

5. Цвет некоторых гор (Сура аль-Фатир, 27).

Также в Коране упоминаются зеленый, синий, красный и темно-зеленые

цвета.

Цветовая гамма также занимает особое место в поэзии Навои. В третьем разделе Хамсы «Сабаи Сайяр» Навои открывает не только дни, но и чудо красок.

На седьмом уровне неба понедельник - зеленое, на шестом уровне вторник - красное, на пятом уровне среда - голубое, на четвертом уровне четверг - сандаловое, на третьем уровне пятница - белое, на втором уровне суббота - черный, на первом уровне - воскресенье - желтый. В литературе утверждается, что солнечного света, состоящий из семи цветов представляет собой смесь лучей, исходящих от семи планет. Красный цвет планеты Марс, синий цвет Венеры, желтый цвет Меркурия и т д. и вместе они образуют цвет радуги.

April, 2022

341

5. Функция цвета. Великие художники и теоретики искусства эпохи Возрождения Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер в своих трудах писали о цветах и их свойствах. Среди ученых И. Ньютон, Ломоносов, Гельмгольц, К. Шерсти изучили природу цвета с точки зрения естественных наук. Например, Исаак Ньютон провел серию экспериментов и доказал, что цвет, который кажется нашему глазу белым, является многоцветным, создав спектральные цвета на специальном экране.

Теперь мы знаем, что солнечный свет состоит из семи различных цветов. Но с помощью специальных инструментов выявлено более ста видов цветов. Хотя цвет — это естественный физический процесс, его влияние на нашу эмоциональную жизнь огромно. Например, белый на самом деле является комбинацией трех основных цветов — оранжевого, красного и зелено-фиолетового. Спектр также включает в себя обобщение трех других «вспомогательных» цветов — полузелено-голубого, желтого и красного. В природе существует пять основных цветов, остальные образуются путем смешивания цветов.

Гамма — это набор взаимно совместимых цветов, в котором лидирует один цвет. Например, темная цветовая гамма, холодная цветовая гамма, яркая цветовая гамма.

Цвет предметов или вещей постоянно меняется из-за важных условий в природе. В этом очень важен свет.

Цвета имеют три отличительных качества: оттенок, яркость, насыщщенность.

К ахроматическим цветам относятся от белого до темно-черного: черный, белый, серый, от самого темного до самого светлого.

Хроматические цвета, в свою очередь, являются теплыми хроматическими цветами; красный, желтый, розовый, зеленый, голубой, все цвета солнечного спектра — все это хроматические цвета, все они образуются путем их смешения друг с другом.

В 1750 году насчитывалось 1200 цветовых комбинаций, а к тому времени их число достигло 10 миллионов.

6. Выражение цветов, эмоциональных и эстетических категорий. К 1925 году в «Эксперименте и природе» Дьюи (философ) заявляет: Наши эмоции являются продолжением потребностей в нашей

текущей деятельности, которая поддерживает и развивает нас. Существование всякого живого имеет свои жизненные

April, 2022

342

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-337-347

нормы, и эти нормы создают тот порядок, в котором воплощаются наши эмоции в изменяющемся порядке»[4].

Цвет зависит не только от вкуса, но и от отражения внутреннего мира человека. Реакция человека на тот или иной цвет зависит от мотивации и изменения в сознании. По мере взросления человек выбирает более темные и теплые цвета, а молодежь выбирает желтый, красный, зеленый, синий и розовый, в которых человек не только выбирает цвет, но и считает его красивым, где выбор зависит во многом от эстетического вкуса человека.

Л.Н. Миронова же говорит, что в выборе цвета учитываются не только пол и возраст человека, но и его положение, профессиональная деятельность, к какому труду он склонен, т. е. занимается ли он физическим или умственным трудом, но этих факторов недостаточно. Эстетический вкус человека, эстетическая интуиция, эстетический идеал также играют достойную роль в выборе цвета.

Цвет вызывает ощущение тепла или холода, и эти аспекты указывают на то, что цвет имеет чувственно-эстетическую природу. Изучение цветовых символов, в которых отражение смысла рассматривается как еще одна неоткрытая наука, оставшаяся от первобытных людей.

Психолог Люшер тоже долгое время изучал цвета и подтвердил, что они имеют большое влияние на психику человека. По его мнению, красный — сильно воздействующий на нервную систему, побуждает к творчеству; зеленый - цвет, успокаивает разум; синий, голубой - цвета также обладают свойствами успокаивать, снижать температуру тела, нормализовать давление и снимать боль. Черный и фиолетовый — это цвета, вызывающие божественные эмоции и фантазии. Коричневый цвет выбирают люди в нервном состоянии; черный — цвет критики, а белый — цвет чистоты, совершенства.

При выборе цвета чего-либо или предмета необходимо учитывать их психологическое, эстетическое воздействие на человека. Они не должны утомлять человека, давать ему душевное спокойствие и вызывать эстетические чувства.

Цвет музыки. Одно исследование калифорнийских ученых показало, что музыка тоже имеет цвет. Результаты, проведенные с участием группы добровольцев, показали, что музыка с позитивным смыслом создает в воображении человека теплые цветовые впечатления, например, желтые, кремовые образы. В то же время грустная

April, 2022

музыка создает в воображении человека появление темных красок.

Использование семи различных цветов в Макомах является символом семи стадий цвета, разработанных в учениях суфизма. Например, в определенное время исполнялись 12 макомов, которые звучали как музыкальные службы в ханских дворцах. Например, маком Рохави исполнялся на рассвете, Ушшак с восходом солнца, а маком Рост до рассвета, и так далее. При этом, если Маком Рост исполнялся в желтой одежде, для исполнения макома Бузрук выбирали красный цвет и так далее. Здесь тоже чувствуется связь макомов с суфийскими традициями. Потому что в суфизме «цвета обозначают чувственные состояние суфиев и этапы пути к Аллаху». Превращение души в цвет есть признак духовного развития» [5].

7. Значение цвета в изобразительном искусстве. Известно, что цвет находит выражение в художественных формах, особенно в изобразительном искусстве. В изобразительном искусстве художественный образ - это усваиваемый и перематериализуемый творцом взгляд на реальную действительность. Одной из специфических особенностей искусства является то, что художник выражает свои представления о мире, воображении, в форме реальных существ - в образах. В развитии мирового искусства сформировались разные стили и системы отражения существующих цветов, но все они основаны на способе создания новых цветов путем смешения цветов друг с другом. Смешивая 7 различных цветов радуги (спектра), можно создать более 280 цветовых оттенков.

8. Цвет в художественной практике. Сегодня цвета, являющиеся одним из факторов, воздействующих на человека психологически и эстетически, широко используются в различных сферах. В частности, использование ярких цветов с целью привлечения клиентов в сфере рекламы. Например, синий цвет - это надежный посыл, дружеское отношение, поэтому этот цвет широко используется в процессе взаимодействия. Темно-синий, с другой стороны, снижает человеческое внимание и снижает производительность. Именно поэтому многие предприятия и предприниматели считают целесообразным время от времени менять цвета помещения, чтобы повысить эффективность работы своих сотрудников. Работа с цветом (колористика) в основном изучается в области изобразительного искусства, но и в дизайне, работая с цветом, важно знать выбор цвета в предметах. В то время как

в изобразительном искусстве цвета нужны для изображения реального мира, в дизайне они нужны для создания

April, 2022

344

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-337-347

целостной красочной среды, приятной глазу как с практической, так и с эстетической точки зрения.

В дизайне, как и в декоративно-практическом виде искусства, основное внимание уделяется взаимодействию цвета с формой и функцией предмета. Дизайнер также может влиять на наше впечатление о том или ином объекте, пропорциях, структуре, размерах, форме места посредством цвета. В композиции интерьеров дизайнеры работают, исходя из законов цветовой гармонии, появления цветов. Знание цветов помогает дизайнерам создавать архитектурный образ интерьеров, зданий и окружающей среды.

При выборе цвета потолка (потолков), пола и стен дизайнер руководствуется следующими правилами.

Черные цвета делают комнату маленькой, а потолок низким.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Светлые тона оптически расширяют комнату, а значит, комната выглядит просторной, а потолок - высоким.

Немаловажную роль в колорите интерьера играют не только цвета, имитирующие природу, но и то, для чего предназначен интерьер, расположение комнат, их направленность на свет.

На самом деле, о работе с цветами написано много книг. Если вы поищите в Интернете «Теория цвета» или «Цветовая схема», вы увидите, что об этом есть много статей и книг. Выбор правильного цвета важен не только для рекламного дизайна, но и для дизайна сайта. Следует отметить, что для качественного оформления необходимо использовать меньше разных цветов.Эстетическая чувствительность современного человека значительно усиливается художественным масштабом, мышлением, цветом и цветовыми восприятиями, чувством материальных благ.

Художник через цвета, передаёт символические значение, эмоциональные восприятия, игру цвета, через которое можно познать человеческие чувства в глубине души. Чем глубже человек наблюдает творческие пласты в этом направлении, тем глубже он входит в духовный мир»[6].

Действительно, по мере того, как дизайн развивается в тандеме с требованиями рыночной экономики, мировое сообщество должно быть в состоянии удовлетворить требования времени и эстетические вкусы и постоянно растущие эстетические потребности потребителя, чтобы выйти на рынок. Дизайн взял от искусства не только

формальный стиль и средства, пропорцию, ритм, гармонию и

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-337-347

цельность, но и способность создавать художественный образ. В дизайне, как и в архитектуре, каждая функциональная система ведет к созданию нового образа, поэтому специфика художественного образа заключается в динамике развития образа в дизайне. Образ окружающей среды постоянно меняется. Этот процесс связан с быстрым совершенствованием техники, технологий, материалов и так далее. В такой среде дизайнеры и художники также постоянно находятся в движении, активно практикуясь, перемещая предметы, вводя новые и удаляя старые, создавая динамику окружающей среды (например, создавая новые цвета в дизайне автомобилей) и создавая новые грани красоты. Шиллер называет красоту «нашим вторым творцом». В

этом контексте Шиллер констатирует: «Мне удалось убедительно доказать, что красота ничего не дает ни уму, ни воле, она не мешает принятию решений, но красота делает человека способным использовать свой потенциал» [7].

Как было сказано выше, поскольку любая среда и предметы в ней состоят из двух основных факторов - формы и цвета, то даже самые мелкие детали в ней влияют на настроение человека, придают ему определенный образ, придают эстетику, и каждый цвет в этом контексте человеку либо "нравится", либо "не нравится". Это связано с эстетическими идеалами подсознания. Поэтому у каждого есть свои симпатии и антипатии к цвету, и они отражают эстетические идеалы, эстетические вкусы, эстетические ценности, эстетические чувства и даже философские взгляды человека.

REFERENCES

1. https://bio.wikireading.ru/5539 Ю.Александров. Основы психофизиологии. Функциональная ассиметрия полушарий и бессознательное.

2. Агзамова Н.Ш. Этические взгляды восточных мыслителей как важный фактор формирования духовной жизни общества. Материалы международной научно-практической конференции « Новое гуманитарное знание в военных, специальных учебных заведениях». Стр.205-211, Астана, 2018.

3. /https : //ok.ru/quronvasun/topic/.

4. Blackwell Companions to Philosophy. A Companion Aeshtetics. Edited by Stephen Davies, Kathleen Marie Higgins, Robert Stecker and Devid E. Cooper . WILEY -BLACKWELL Ajohn Willy Sons Ltd. РиЫюайоп.244р

5. О.Иброхдмов Макомлар семантикаси дисс - Т:. 1996.-Б.69-70

6. Эгамбердиев А. Тасвирда хурфикрлик // Маърифат.

2002., 6 -февраль сони

April, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-2-337-347

7. Шиллер Фридрих. Избранное в 2-х томах. Серия: 'Библиотека драматурга . Переводы с немецкого. Комментарии с. Апт. Н. Вильмонт. Н. Славятинский. Вступительная статья Н. Славятинский. Художник О. Рамодин. Самара. Издательство "АБС". 1997. 592 с

8. Aesthetic ideal and aesthetic criterion DS Kadirova 2021 ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research 11 3 1748-1760 South Asian Academic Research Journals

9. Kadirova Dilbar Salikhovna, Inagamova Feruza Khurshidovna, Agzamova Nilyufar Shukhratovna, Mukhamedzhanova Lalikhon Ashuraliyevna. (2019). CATEGORIES OF HARMONY IN THE CONCEPTIONS OF CLASSICAL SCHOLARS. International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature, (2), 293-300

10. THE APPEARANCE OF NEW AESTHETIC CRITERIA IN MODERN ART Авторы Dilbar Salihovna Kadirova Дата публикации 2019 Журнал Scientific Bulletin of Namangan State University Том 1 Номер 12 Страницы 72-78

11. Мухамеджанова, Лалихон Ашуралиевна (2019) «РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ», Научный вестник Наманганского государственного университета : Вып. 1: Вып. 9 , статья 17.

12. Мухамеджанова Л.А. (2021). РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ. Вестник Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева. Серия: Исторические науки. Философия. Религиоведение, (2 (135)), 123-133.

13. М.М. Каххарова, НШ Агзамова Этика учебник, Ташкент, 2018.

April, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.