Научная статья на тему 'Влияние цифровых технологий на развитие правовой платформы сферы публичных финансов'

Влияние цифровых технологий на развитие правовой платформы сферы публичных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
589
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
публичные финансы / информационные системы / информационные технологии / электронный бюджет. / public finance / information systems / information technology / electronic budget.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушаков Алексей Владимирович, Лапина Марина Афанасьевна

исследуя тему управления публичными финансами, невозможно оставить без внимания процесс глобального внедрения информационных технологий, под воздействием которых ощутимые изменения претерпевают различные общественные институты, регуляторы, субъекты публичных правоотношений. В статье рассмотрены векторы развития систем автоматизации данных, необходимых для государственного и муниципального финансового управления и взаимодействия. Приведены информационные системы, непосредственно задействованные в деятельности публично-правовых образований. Сформулировано резюме о воздействии интенсивной «цифровизации» на правовое развитие и оформление сферы управления публичными финансами в рамках общей трансформации правового поля государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глушаков Алексей Владимирович, Лапина Марина Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGY ON THE DEVELOPMENT OF A LEGAL PLATFORM FOR PUBLIC FINANCE

studying the topic of public finance management, it is impossible to ignore the process of global implementation of information technologies, under the influence of which various public institutions, regulators, and subjects of public relations undergo significant changes. The article discusses the vectors of development of data automation systems necessary for state and municipal financial management and interaction. The information systems directly involved in the activities of public law entities are presented. A summary is formulated on the impact of intensive “digitalization” on the legal development and design of public finance management in the framework of the general transformation of the state’s legal field.

Текст научной работы на тему «Влияние цифровых технологий на развитие правовой платформы сферы публичных финансов»

5. О внесении в Госдуму законопроекта о введении в России механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/volodin-gosduma-rassmotrit-paket-zakonoproektov-o-zashhite-investiciy-v-pervom-chtenii-10-dekabrya.html/ (дата обращения: 15.12.2019).

6. Казна и бюджет. Авторы Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д.Л. Комягин. // Наука, 2014.

7. Крючков Р.А. Риск в праве: генезис, понятие и управление, автореферат // Нижний Новгород, 2011.

8. Мелехин А.В. Проблемы обеспечения законности в современной России: Управление экономикой и финансами: организационно-правовое исследование: монография колл. авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, М.А. Лапиной // Русайнс, 2016.

9. Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журнал российского права, 2014. № 3.

10. Яшина Н.И. Риск-ориентированный подход к оценке бюджетной безопасности Российской Федерации // Издательский дом финансы и кредит, 2016.

THE IMPACT OF DIGITAL TECHNOLOGY ON THE DEVELOPMENT OF A LEGAL PLATFORM FOR PUBLIC FINANCE Glushakov A.V.1, Lapina MA.2 (Russian Federation) Email: Glushakov566@scientifictext.ru

1Glushakov Aleksey Vladimirovich -Student; 2Lapina Marina Afanasyevna - Doctor of Law, Professor, DEPARTMENT OF LEGAL REGULATION OF ECONOMIC ACTIVITY, FINANCIAL UNIVERSITY UNDER THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION,

MOSCOW

Abstract: studying the topic ofpublic finance management, it is impossible to ignore the process of global implementation of information technologies, under the influence of which various public institutions, regulators, and subjects of public relations undergo significant changes. The article discusses the vectors of development of data automation systems necessary for state and municipal financial management and interaction. The information systems directly involved in the activities of public law entities are presented. A summary is formulated on the impact of intensive "digitalization" on the legal development and design of public finance management in the framework of the general transformation of the state's legal field.

Keywords: public finance, information systems, information technology, electronic budget.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ ПЛАТФОРМЫ СФЕРЫ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ Глушаков А.В.1, Лапина М.А.2 (Российская Федерация)

1Глушаков Алексей Владимирович - студент; 2Лапина Марина Афанасьевна - доктор юридических наук, профессор,

кафедра правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: исследуя тему управления публичными финансами, невозможно оставить без внимания процесс глобального внедрения информационных технологий, под воздействием которых ощутимые изменения претерпевают различные общественные институты, регуляторы, субъекты публичных правоотношений. В статье рассмотрены векторы развития систем автоматизации данных, необходимых для государственного и муниципального финансового управления и взаимодействия. Приведены информационные системы,

непосредственно задействованные в деятельности публично-правовых образований. Сформулировано резюме о воздействии интенсивной «цифровизации» на правовое развитие и оформление сферы управления публичными финансами в рамках общей трансформации правового поля государства.

Ключевые слова: публичные финансы, информационные системы, информационные технологии, электронный бюджет.

Современные условия деятельности государства по всем направлениям характеризуются активным внедрением информационных систем и технологий, в том числе «цифровизацией» охвачена сфера публичных финансов, вследствие чего трансформируется правовоерегулирование бюджетных отношений.

Рассмотрим ретроспективно процесс освоения и развития автоматизированной информатизации, касаемой взаимодействия органов публичной власти между собой и обществом.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 была принята программа «Электронная Россия» на период с 2002 по 2010гг., направленная на обеспечение прозрачного функционирования публично-правовых образований, эффективного предоставления услуг, качественного контроля деятельности государственного аппарата всех уровней, с помощью масштабного внедрения информационно-коммуникационных технологий. В ходе реализации программы была сгенерирована государственная автоматизированная информационная система (ГАИС) «Управление», операторами которой выступают Федеральное казначейство - один из основных субъектов финансового права и ФСО России, как пользователь подсистемы «Контур».

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» были легализованы основные понятия в сфере ГГ: информация, ее предоставление и конфиденциальность, информационные технологии и системы. В законе предусмотрено регулирование государством правовых отношений в информационной сфере по направлениям:

1) производство, распространение, поиск, передача, получение информации с применением ГГ,

2) развитие и взаимодействие информационных систем для обеспечения физических, юридических лиц, публично-правовых образований информацией различного содержания и назначения,

3) создание условий эффективного функционирования и использования информационно-телекоммуникационных сетей - Интернет и других,

4) обеспечение информационной безопасности детей.

Законом определены способы участия публично-правовых образований согласно своим полномочиям в государственном регулировании использования ГГ - это реализация целевых программ, создание информационных систем и обеспечение доступа к содержащейся в них информации.

Для публично-правовых образований «участие в информационных правоотношениях является их прямой юридической обязанностью, так как она является главным средством практической реализации установленной для них компетенции, а отсюда и правоспособности.. .Каждый из федеральных органов исполнительной власти.. .в пределах свой компетенции создает информационное обеспечение своей деятельности» [2].

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» гарантирует праводоступа всем заинтересованным лицам.

Поставленная Президентом РФ в Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ :задача повышения эффективности и прозрачности государственного управления активизировала

'Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29 июня 2011 г. «О бюджетной политике в 2012— 2014 годах» [Электронный ресурс]. URL //http: www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2019).

процесс внедрения ГГв сферу управления публичными финансами через принятие и реализацию Правительством РФ Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет). Концепция определила векторы эффективности деятельности публично-правовых образований в финансовой сфере через повышение открытости, прозрачности, подотчетности и предоставление в открытый доступ информации для всех заинтересованных пользователей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 2036-р была утверждена Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года. В документе выделены факторы, ограничивающие развитие информационных технологий в стране: дефицит кадров, низкая квалификация специалистов, низкий уровень популяризации «айтишных» профессий, отставание по исследованиям мирового уровня в сфере ГГ, непроработанность институциональных условий ведения бизнеса по «информационным» направлениям; низкий спрос на ГГ со стороны государства, слабая координация действий органов государственной власти и институтов ГГ- развития, недостаточное использование потенциала государственно-частного партнерства в сегменте обучения и исследований. В целях актуализации Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в конце декабря 2018г. подготовило проект обновленной стратегии развития отрасли информационных технологий1 .Так же как в первоначальной версии стратегия определяет цели, направления развития сферы ИТ, механизмы и способы их достижения. При ее разработке учитывались правовые и нормативные акты прошедших лет. В документе заявлено, чтоотрасль ГГ РФ имеет потенциал глобальной конкурентоспособности и должна стать одним из важнейших векторов экономического роста до 2036 года. Развитие ГГ - сферы призвано способствовать снижению зависимости от сырьевого экспорта за счет увеличения экспорта ГГ -продукции, повышению уровня образования и производительности труда за счет ускоренного внедрения ГГ во все сегменты экономики и улучшению инвестиционного климата.

Для решения задач с использованием современных ГГ: - по предоставлению в электронном видегосударственных, социально-значимых, муниципальных услуг физическим, юридическим лицам; - по информационно-технологическому развитию общества; - по предупреждению возникновения рисков информационного характера в обществе,была утверждена государственная программа «Информационное общество (2011-2020годы)»2.

Стимулированием повышения качества публично-правового финансового менеджмента явилось принятие Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг.(Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) и программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р).В Стратегии, в частности, легализовано понятие информационного общества, « в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан». Заявленные в программе направления, касаемые нормативного регулирования цифровой среды, кадров для цифровой экономики, информационной инфраструктуры и кибербезопасности обуславливают потребность в финансовом обеспечении, чья достаточность напрямую зависит от эффективности финансовой деятельности государства, на которую в свою очередь влияет процесс освоения ГГ.

Правовой платформой финансовой деятельности публично-правовых образований является Бюджетной кодекс РФв проекте новой редакции которого разработана глава «Информационное обеспечение бюджетного процесса» (глава 18). Это принципиально новый архитектурный подход к оформлению бюджетных отношений, обусловленный потребностью в автоматизации информационных потоков. Глава закрепляет принципы функционирования информационных систем. Это:

1 [Электронный ресурс]. URL http://www.tadviser.rU/images/f/f8/2019_strategy_9January.pdf/ (дата обращения: 16.12.2019).

2 Постановление Правительства РФ от 15.05.2014 (ред. от 17.02.2018) № 313. [Электронный ресурс]. URL //http: www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 17.12.2019).

66

- полнота, достоверность, своевременность формирования информации в информационных системах и общедоступность такой информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

- однократность ввода информации в информационные системы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами; - взаимодействие информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами и иных информационных систем;

- доступность и бесплатность программных средств федеральной государственной информационной системы в сфере управления государственными (муниципальными) финансами, необходимых субъектам информационных систем в целях реализации ими бюджетных полномочий и формирования ими информации, предусмотренной в обязательном порядке для включения в федеральную государственную информационную систему в сфере управления государственными (муниципальными) финансами;

-использование электронной подписи в информационных системах в сфере управления государственными (муниципальными) финансами для обеспечения юридически значимого электронного документооборота;

- применение в информационных системах в сфере управления государственными (муниципальными) финансами единых реестров, классификаторов и справочников, а также соблюдение единых требований и правил к реализации бюджетных полномочий с использованием информационных систем в сфере управления государственными (муниципальными) финансами.1

Реализация вышеперечисленных принципов позволяет обеспечить: контроль ответственного использования финансовых средств, соблюдение бюджетной дисциплины, устойчивость бюджетной классификации, сопоставимость плановых, текущих и отчетных бюджетных показателей.

К информационным ресурсам, задействованным в финансовой деятельности публично-правовых образований, относятся:

- государственная информационная система «Электронный бюджет»,

- государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах ГИС ГМП (используетсяучастниками и операторами, являющимися уполномоченными субъектами),

- информационно-аналитическая система Федерального казначейства ИАС ФК,

- информационный сайт «Бюджет для граждан»,

- единая информационная система в сфере закупок.

Кроме того, Правительством принято постановление от 27 ноября 2015 г. № 1278 «О федеральной информационной системе стратегического планирования и внесении изменений в Положение о государственной автоматизированной информационной системе «Управление».

В рамках ИАС ФК практикует формат размещения информации на публичном портале -витрину данных как инструмент эффективного контроля исполнения показателей бюджета со стороны общества. В качестве источника информации выступают данные мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы РФ2(КПЭ).

Подводя итог, стоит отметить, что правовойбазисинтеграции цифровых систем, ГГ в сферу управления публичными финансами основывается на межотраслевом подходе, включает в себя многоуровневое и комплексное регулирование, интенсивно развивается с учетом специфики, характерной для деятельности публично-правовых образований. Динамичность отношений в сфере цифровизации ставит перед правовыми субъектамивызовыразработки интеграционных регуляторов нового поколения, учитывающих возможности цифровой трансформации, и формирования прорывных исследовательских компетенций.

1 [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfm.ru/ru/perfomance/budget/bud_codex (дата обращения: 14.12.2019).

2[Электронный ресурс]. URL: https://roskazna.ru/gis/informacionno-analiticheskie-sistemy-federalnogo-kaznachejstva/ (дата обращения: 17.12.2019).

Список литературы /References

1. Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», постановление Правительства РФ от 30 июня 2015 г. № 658 (ред. от 14.12.2018) «О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://consultant.ru/ (дата обращения: 18.12.2019).

2. Актуальные проблемы информационного права. Учебник под ред. И.Л. Бачило, М.А. Лапиной // Юстиция, 2019.

3. Современная стратегия развития государственного управления: Монография. Авторы: Лапина М.А., Попова Н.Ф. // Финуниверситет, 2017.

4. Лапина М.А. Государственное управление в переходный период к информационному обществу Социодинамика. [Электронный ресурс], 2016. № 1. Режим доступа: Ы1р://е-notabene.ru/pr/artide_17529.htm/ (дата обращения: 10.12.2019).

5. Лапина М.А., Николаенко Б.С. Информационная функция государства в сети Интернет // Информационное право, 2013. № 4.

6. Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства. Монография. //«ИНФРА-М», 2013.

7. Новые вызовы и угрозы информационной безопасности: правовые проблемы под ред. Т.А. Полякова, И.Л. Бачило, В.Б. Наумова. // Реабилитация, 2016.

8. Жарова А.К. Право и информационные конфликты в информационно-телекоммуникационной сфере. Монография // Янус-К, 2016.

9. Поветкина Н.А., Хазова Е.В. Интегрированные информационные системы управления публичными финансами в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации // Журнал российского права, 2014. № 9.

10. Саттарова А.А. Информационное обеспечение финансово-правовых отношений // Финансовое право, 2012. № 7.

GROUNDS FOR REFUSAL TO INITIATE CRIMINAL PROCEEDINGS Tarasova O.E.1, Kovinko M.S.2 (Russian Federation) Email: Tarasova566@scientifictext.ru

1Tarasova Olga Evgenievna - Сandidate of Philosophy, Аssociate Professor; 2Kovinko Margarita Sergeevna - Master's Student, DEPARTMENT OF CRIMINAL PROCEDURE AND CRIMINALISTICS, KHAKASS STATE UNIVERSITYN.F. KATANOV, ABAKAN

Abstract: refusal to initiate criminal proceedings is the initial stage of criminal proceedings. The decision to refuse to initiate criminal proceedings may be taken only by the competent authority and only after checking the report of a crime already committed or just being prepared. The article presents the grounds for refusal to initiate a criminal case, and also reveals their brief content. The grounds for refusal to initiate criminal proceedings are fixed in the criminal legislation. The article cited articles of the criminal code for each ground. Keywords: criminal case, stage, grounds, crime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.