Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА / ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / РЕКЛАМА / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигало Елизавета Андреевна, Трошина Дарья Игоревна

Цифровая трансформация затрагивает практически все сферы жизнедеятельности граждан, и сфера малого и среднего предпринимательства в этом вопросе не исключение. В статье будут рассмотрены формы поддержки бизнеса в условиях цифровизации, а также некоторые проблемы, с которыми компаниям пришлось столкнуться во время внедрения тех новшеств, которые диктует им время, и пути их решения. Важность внедрения цифровых технологий неоспорима, так как именно она дает преимущества тем, кто ее активно внедряет в рабочий процесс. Если бизнес будет отрицать те возможности, которые доступны в условиях цифровой трансформации, экономика будет стоять на месте, а бизнес деградировать. Необходимость изменений обусловлена временем и потребностями людей. Бесполезно бороться с концепцией мировой цифровизации. Поэтому есть один выход - ее принять.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DIGITAL TRANSFORMATION ON THE DEVELOPMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Digital transformation affects almost all spheres of citizens’ life, and the sphere of small and medium-sized businesses is no exception in this matter. The article will consider the forms of business support in the conditions of digitalization, as well as some of the problems that companies had to face during the introduction of those innovations that time dictates to them, and ways to solve them. The importance of the introduction of digital technologies is undeniable, as it gives advantages to those who actively implement it in the workflow. If business denies the opportunities that are available in the context of digital transformation, the economy will stand still, and business will degrade. The need for change is due to time and people’s needs. It is useless to struggle with the concept of global digitalization. Therefore, there is one way out - to accept it.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 33.027

Е. А. ЖИГАЛО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Д. И. ТРОШИНА Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

E. A. ZHIGALO Faculty of law, Financial University under the Government of the Russian Federation

D. I. TROSHINA Faculty of law, Financial University under the Government of the Russian Federation

Влияние цифровой трансформации на развитие конкурентных преимуществ субъектов малого и среднего предпринимательства

The impact of digital transformation on the development of competitive advantages of small and medium-sized

businesses

Аннотация

Цифровая трансформация затрагивает практически все сферы жизнедеятельности граждан, и сфера малого и среднего предпринимательства в этом вопросе не исключение. В статье будут рассмотрены формы поддержки бизнеса в условиях цифровизации, а также некоторые проблемы, с которыми компаниям пришлось столкнуться во время внедрения

тех новшеств, которые диктует им время, и пути их решения. Важность внедрения цифровых технологий неоспорима, так как именно она дает преимущества тем, кто ее активно внедряет в рабочий процесс. Если бизнес будет отрицать те возможности, которые доступны в условиях цифровой трансформации, экономика будет стоять на месте, а бизнес деградировать. Необходимость изменений обусловлена временем и потребностями людей. Бесполезно бороться с концепцией мировой цифрови-зации. Поэтому есть один выход — ее принять.

Ключевые слова: цифровизация, экономика, бизнес, предпринимательство, хозяйствующие субъекты, цифровые средства, технологии, интернет, реклама, субъекты малого и среднего предпринимательства.

Annotation

Digital transformation affects almost all spheres of citizens' life, and the sphere of small and medium-sized businesses is no exception in this matter. The article will consider the forms of business support in the conditions of digitalization, as well as some of the problems that companies had to face during the introduction of those innovations that time dictates to them, and ways to solve them. The importance of the introduction of digital technologies is undeniable, as it gives advantages to those who actively implement it in the workflow. If business denies the opportunities that are available in the context of digital transformation, the economy will stand still, and business will degrade. The need for change is due to time and people's needs. It is useless to struggle with the concept of global digitalization. Therefore, there is one way out — to accept it.

Keywords: digitalization, economy, business, entrepreneurship, business entities, digital tools, technologies, Internet, advertising, small and medium-sized businesses.

Введение

процессов. Именно поэтому государство должно обеспечивать фирмам различную поддержку: финансовую, имущественную, консультационную, и в особенности, информационную [1]. В связи с этим и государство, и бизнес должны выйти на новый уровень взаимодействия. Современные отношения между хозяйству-

Проблема разнообразия методов поддержки малого бизнеса — достаточно актуальна в данное время. С развитием цифровой трансформации хозяйствующие субъекты не своевременно могут реагировать на происходящие изменения. Необходимо увеличивать темпы данных

ющими субъектами строятся с использованием достижений цифровизации. В связи с этим проводятся различны исследования на готовность предприятий внедрять данные средства. К примеру, в России банк «Открытие» совместно с Аналитическим центром НАФИ ввели «индекс цифровизации малого бизнеса», который является важнейшим индикатором спросовых детерминант информационной трансформации субъектов малого и среднего предпринимательства . Он включает в себя несколько индикаторов, по которым производится оценка: цифровые каналы передачи и хранения информации; информационная безопасность; использование интернета в продажах; интеграция цифровых технологий; цифровое обучение персонала. «Индекс циф-ровизации малого бизнеса» может принимать значения от 0 процентных пунктов (минимум) до 100 процентных пунктов (максимум), и рассчитывается как среднее арифметическое между значениями пяти частных индексов.

В сентябре 2019 года Индекс цифрови-зации малого и среднего бизнеса в среднем по стране составил 45 процентных пунктов из 100 возможных . Наиболее высокие показатели индексов: «цифровые каналы передачи и хранения информации», «интеграция цифровых технологий», «использование интернета в продажах». На самом низком уровне находятся частные индексы: «информационной безопасность компании» и «цифровое обучение персонала». Стоит также отметить, что показатели московских компаний выше региональных. Это свидетельствует о том, что сегодня малый и средний бизнес в регионах недостаточно осведомлен о преимуществах внедрения цифровых технологий. Также недостаточно и самих знаний о цифровой трансформации; соответствующего оборудования.

Основная часть

Неполноценное использование цифровых рекламных пространств для развития малого и среднего предпринимательства — важный и обсуждаемый вопрос в сфере бизнеса.

Как показывает статистика, более 57% хозяйствующих субъектов нерационально используют сеть «Интернет», в том числе и информационные рекламные площад-

т т «-» «-»

ки . У многих российских организаций отсутствует страница в социальных сетях, на которых бы могли указываться: адрес, информация о товаре или услуге, ассортимент и другие немаловажные аспекты. Однако многие фирмы предпочитают «несовременные» способы «заявить и рассказать о себе», делая бумажные визитки и флаеры. Такая реклама уже не является эффективной и актуальной. Интернет-технологии заняли лидирующие позиции в качестве основного инструмента удовлетворения информационных потребностей для создания налаженной системы взаимоотношений предприятий с потребителями.

В современном мире ни один бизнес-проект не сможет обойтись без рекламы, маркетинга, цифрового обеспечения (различных программ, мобильных приложений), социальных сетей и мессенджеров. В связи с этим возникает вопрос о разрешении такого рода проблемы, а именно, с отсутствием надежного интернета, средств коммуникации и недостатка практических навыков у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Путь решения данной проблемы — создание специальной государственной рекламной электронной платформы для хозяйствующих субъектов. Необычный сайт, где бы владельцы бизнеса сами могли создавать контент для своей организации, запускать рекламу и находить новых потенциальных клиентов. На по-

мощь к ним будут приходить графические дизайнеры, программисты, маркетологи, работающие на такой платформе. Сайт не является заменой существующих социальных сетей, а представляет дополнительный вспомогательный элемент. Рассмотрим действие такой платформы на примере. Гражданин, желающий открыть новый ресторан, оформляет все необходимые документы и регистрирует себя в качестве индивидуального предпринимателя или создает юридическое лицо. После оформления он получает специальный доступ на такой сайт, где он может воспользоваться помощью у заранее отобранных и квалифицированных специалистов. Они создают ему аккаун-ты в социальных сетях, заносят всю необходимую информацию на электронные площадки, придумывают дизайн будущего проекта, запускают предварительную рекламу (в том числе и рекламу по поиску персонала в ресторан (например, поваров, официантов, менеджеров и других членов команды)). Тем самым, заказчик экономит время не только на изучение действия цифровых средств, но и на поиск людей, запускающих его бизнес (дизайнеров, маркетологов и так далее). Стоит отметить, что многие владельцы просто не разбираются в интернет-технологиях, поэтому предпочитают игнорировать цифровое пространство, как средство привлечения новых клиентов [2]. Рекламная электронная платформа поможет решить эту проблему. Еще одно преимущество — создание новых официальных рабочих мест. Все специалисты, которые ранее не могли найти работу в цифровой сфере, смогут пройти отбор и возможно попасть в этот уникальный проект.

При дальнейшем развитии данной платформы разработчиками планируется синхронизация и объединение с другими цифровыми сервисами: социальными се-

тями, видеохостингами, приложениями. Это поможет владельцам осуществлять управление своим бизнесом с одного сайта на разных площадках. А также привлекать новых клиентов, размещать рекламу на более обширную аудиторию.

Стоит отметить, что это цифровая платформа — главный путь решения проблемы неполноценного использования субъектами малого и среднего бизнеса сети Интернет, рекламных пространств. Однако, как и все начинающие проекты может иметь свои преимущества и недостатки, которые в дальнейшем должны быть устранены.

Одним из преимуществ является ее официальность. Это проявляется в следующей ситуации. Владелец фирмы сможет получить доступ к личному кабинету после официальной государственной регистрации юридического лица или статуса индивидуального предпринимателя. Это означает, что на платформе будут находиться только проверенные организации. Для клиента это одна из важнейших составляющих — быть уверенным в легальности деятельности магазина или фирмы, где он приобретает товар или заказывает определенную услугу. Если же сравнивать данный проект с существующими социальными сетями, то можно сказать, что он (проект) будет гораздо безопаснее для покупателя. Связано это с тем, что на сайте будет отображаться проверенная разработчиками информация о товаре, продавце, что исключит нахождение «нелегальных лиц» на платформе. Это поможет сделать информационную среду безопаснее для потребителя.

Государство, в свою очередь, сможет с помощью этой платформы отслеживать хозяйствующую деятельность субъектов, контролировать выполнение обязанности по уплате налогов, выявлять слабые или сильные места в экономике малых и сред-

них субъектов предпринимательства, сокращать число нелегальных теневых фирм.

Если же говорить про недостатки такой платформы, то можно выделить следующие незначительные аспекты: в первое время понадобится много времени и денежных средств для запуска самого проекта, прежде чем он начнет функционировать. Будет это производиться за счет федерального бюджета и спонсоров. Также необходимо правильно интегрировать платформу в бизнес-среду и государственную структуру, минимизируя появление внутренних ошибок и не состыковок. Однако эти временные трудности в скором времени исчезнут, и через несколько месяцев работы платформы будут видны свои результаты ее функционирования.

В заключение хотелось бы дополнить, что рекламная электронная платформа сможет стать качественным отечественным аналогом зарубежных сервисов, что очень важно для экономики в условиях санкций и ухода иностранных фирм с российского рынка.

Еще один способ поддержки бизнеса государством - возмещение банковских комиссий за оплату физлицами товаров, работ, услуг через систему быстрых платежей. Важно поддерживать бизнес не только при его запуске, но и в течение всей его деятельности, в особенности в кризис. Поэтому было принято Постановление Правительства Российской Федерации Правительства РФ от 30.06.2021 № 1103 «Об исключении Регулярные выплаты по кредитам федерального бюджета крупным кредитным организациям на возмещение расходов на крупные и средние предприятия на оплату банковских комиссий при получении финансовых средств на крупные суммы в пользу субъектов крупных и средних предприятий

в обороте товаров (работ, услуг) в службе быстрых платежей платежной системы Банка России» (редакция от 01.01.2022) , согласно которому субъектам малого и среднего предпринимательства возвращается часть денежных средств с переводов от физических лиц при оплате ими товаров или услуг. Стоит отметить, что данная программа изначально была рассчитана 5 месяцев (с 1 июля 2021 по 31 декабря 2021), но отлично зарекомендовав себя, была продлена на неопределенный срок.

Как уже было сказано ранее, российская цифровая сфера продолжает активно развиваться. Настоящий рост начался в рамках государственных национальных проектов «Цифровая экономика», а продолжился в период пандемии, когда вынужденная самоизоляция перевела всех в онлайн-режим, а закрытие кафе, ресторанов и магазинов заставило бизнес переместиться в интернет-пространство. По данным «Ассоциации компаний интернет торговли» и «Сбербанка», оборот российского рынка интернет-торговли (в млрд руб.) увеличился более чем на 50%. Еще лет 5 назад никто и подумать не мог о том, что продавцы в магазинах будут собирать за вас покупки по списку, а сейчас все крупные ритейлеры предоставляют эту услугу: «Лента», «Пятерочка», «Магнит», «ВкусВилл» и так далее. Электронный формат и цифровые нововведения, в свою очередь, не дали некоторым предприятиям обанкротиться и подарили им вторую жизнь. Предприниматели были вынуждены перейти в онлайн-режим.

Еще в 2016 году в своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил курс на цифровую трансформацию страны. С годами цифровая сфера развивается быстрыми темпами. На сегодняшний момент Правитель-

ство Российской Федерации продолжает принимать новые государственные меры по поддержке отечественного ^-сектора. Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин утвердил концепцию, которая направлена на циф-ровизацию оказания государственных и муниципальных услуг, то есть перевод их в онлайн формат. Концепция была разработана в связи с поручением Президента Российской Федерации в апреле 2021 года. Работу необходимо будет завершить к концу 2023 г. Сроки сжатые, но вполне достижимые. Это, в свою очередь, позволит «свести на нет бумажную волокиту», сэкономить время и финансы не только физических и юридических лиц, но и государственных органов, а также оказывать услуги быстрее, чем это происходило обычно. Безусловно, названные выше меры государственной поддержки должны эффективно сказаться на темпе жизни общества, и ожидания от нововведений большие.

Государство утвердило планы национальной программы, которая называется «Цифровая экономика». В нее включены 3 федеральных проекта, а именно переход цифровых услуг и сервисов на онлайн формат, обеспечения всего населения открытым и быстрым доступом в Интернет за счет развития спутниковой связи и развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли. В ходе реализации национальной концепции «Цифровая экономика» будут проведены следующие мероприятия. Во-первых, планируется расширить информационную инфраструктуру. Во-вторых, на сегодняшний момент существует такая проблема, как нехватка кадров в цифровой экономике. Для решения этого вопроса государство предложит льготные рабочие условия для специалистов ИТ-сферы, а также высокую заработную плату, что, на наш взгляд, скажется на привлека-

тельности данной профессии и ее распространении. В-третьих, будет происходить внедрение искусственного интеллекта в трудовой процесс. В-четвертых, будут разработаны новые цифровые технологии, без которых ни один субъект предпринимательства не сможет существовать. И наконец, концепция предполагает, что в ближайшее время большинство услуг, которые пользуются спросом и которые высоко востребованы, будет оказываться в непрерывном формате, без личного присутствия граждан, в том числе в многофункциональных центрах государственных и муниципальных услуг (МФЦ) . Все этапы будут проводиться в электронном формате. Уже сейчас есть услуги, которыми предприниматели могут пользоваться в онлайн-режиме. Например, на сегодняшний день пользуется большим спросом такая электронная услуга, как регистрация юридического лица через сайт госуслуг. Кроме того, заключение трудового договора в онлайн формате через рабочие программы и приложения набирает все большую популярность не только среди сотрудников, но и среди работодателей, которым стало удобнее проводить собеседования и нанимать новый персонал через специальные программы. Безусловно, на такой шаг государство побудила сложившаяся ситуация в стране, а именно коронавирус. И даже после снятия всех ограничений бизнес активно использует Интернет для продвижения своего бренда, что свидетельствует о быстрой адаптации общества к новым реалиям жизни. Следовательно, информационные возможности 21 века от нас уже ни при каких обстоятельствах не уйдут. И как показывает практика, онлайн-режим — это очень действенный способ получения услуг различного рода.

Кроме того, еще одной перспективой в рамках концепция будет то, что Интер-

нет станет доступнее на территории всей Российской Федерации. К 2024 году 1Т-специалисты обеспечат интернетом все новостройки. На федеральных дорогах появится сеть СГЕ, а населенные пункты будут полностью обеспечены интернетом. Это, на наш взгляд, благоприятно скажется на коммуникации населения, на быстроте доступа к информации и. т. д. Для малого и среднего предпринимательства развитие Интернета даст возможность быстрее взаимодействовать с потребителями, расширит спектр площадок для распространения информации о продукции, а также позволит более качественно разрабатывать свое предприятие.

На сегодняшний день существует множество онлайн возможностей для бизнеса. Так, начинающий предприниматель, например, с помощью цифровых технологий может зарегистрировать компанию онлайн, подать налоговую или таможенную декларацию с помощью сети Интернет через сайт госуслуг, сайт ФНС или даже через приложение. Более того, сейчас можно оформить онлайн бухгалтерскую отчетность или товаросопроводительные документы, а также получить лицензию с помощью профильных лицензирующих органов, если она необходима и предусмотрена той деятельностью, которой он хочет заниматься. К тому же с помощью сети Интернет, используя электронную подпись, можно заключить договор. Все электронные нововведения, безусловно, должным образом сказываются на эффективности и качественности рабочего процесса субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем одним из инструментов на пути к цифровой трансформации экономики является, как уже было сказано ранее, переход на электронный документооборот (ЭДО), т.е. обмен электронными документами [3]. Юридическую ценность

ему придаёт электронная подпись, которая в Российской Федерации равнозначна собственноручной подписи. Однако для того, чтобы подпись считалась правомерной и оправданной, необходимо соблюсти следующие правила:

- существование действующего сертификата ключа подписи, который относится к этой электронной подписи;

- реальность доказательств, которые способны определить момент подписания;

- подлинность электронной подписи;

- использования электронной подписи в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи. Регламент применения ЭДО предусмотрен российским законодательством, а именно Федеральным Законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. № 63-Ф3. Он регулирует общественные отношения по поводу использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий .

Стоит заметить, что электронный документооборот набирает популярность и число компаний, которые его внедряют в рабочий процесс, постоянно растет [4]. Более того, стоит сказать, согласно опросам работодателей, применение ЭДО должным образом сказывается на трудовой деятельности сотрудников и их мотивации. Это неудивительно, поскольку переход на ЭДО имеет ряд достоинств.

Во-первых, происходит оптимизация бизнес-процессов. ЭДО требует намного меньше временных и рабочих затрат на подготовку, обработку, подписание, обмен документами и получение платежей. Также сокращается влияние «человеческого фактора» на ведение бизнес-процессов

организации.

Во-вторых, сокращаются финансовые затраты. При внедрении ЭДО в трудовой процесс минимизируются финансовые затраты предприятия на документооборот (например, не нужно больше тратить денежные средства на оплату труда работников, задействованных при бумажном документообороте, расходные материалы (бумага, чернила), службу экспресс-доставки и т. д.).

В-третьих, осуществляется забота об окружающей среде. Значительное снижение использования бумаги позволит снизить ее потребление в целом, а следовательно, благоприятно скажется на экологической обстановке страны.

В-четвертых, происходит упрощение взаимодействия с контролирующими органами. Контролирующие органы выступают за перевод документов в электронный вид, а также придумывают способы работы с документами в электронном виде.

В-пятых, улучшается сервис и повышается качество сотрудничества. ЭДО положительно и благоприятным образом сказывается на скорости и быстроте заключения договоров (что, в свою очередь, минимизирует, а в некоторых случаях и вовсе сводит на нет риск срыва сроков выполнения работ и оказания услуг). Более того, система ЭДО исключает возможность потери или же подделки документов, что в значительной степени уменьшает финансовые и юридические риски.

И наконец, на сегодняшний день, в условиях тяжелой эпидемиологической обстановки, возможность подписания документов в электронном виде, не посещая офиса, а также их отправка через ЭДО становятся все более актуальными и востребованными.

В то же время совершенствование информационных технологий дает возмож-

ность создать более эффективный и действенный бизнес за счёт автоматизации рабочих систем, процессов, оптимизации и оцифровки трудовых операций [5]. Примерами таких технологий являются:

• облачная система Talantix. Она реализует такие вопросы управления человеческими ресурсами, как сбор и обработка резюме, автоматизация функций оценки персонала, кадрового делопроизводства, обучения и адаптации сотрудников, что, в свою очередь, делает работу специалиста отдела кадров проще и лучше;

• ERP. Данная система позволяет составлять план производства, ресурсов системы и тактику взаимодействия с другими субъектами предпринимательства;

• ECM. Она упрощает работу с документооборотом, а значит, повышает уровень плодотворности делопроизводства;

• CRM. Благодаря ей налаживается система взаимоотношений с клиентами, происходит автоматизация коммуникационных процессов.

Таким образом, работа с ЭДО демонстрирует свои плоды и на основании тех результатов, которые мы имеем сейчас, можно сделать вывод, что правильное внедрение электронных инноваций делает рабочий процесс намного лучше. Концепция «умного производства» всё больше завоёвывает доверие и внимание со стороны крупных предприятий, благодаря возможности внедрения промышленного интернета вещей, объединяющего физическую и умственную работу с инновационными цифровыми технологиями, big data и автоматизированным обучением.

Заключение

Цифровая трансформация всех сфер жизнедеятельности общества представ-

ляет собой необратимый тренд не только национального, но и мирового развития. Она является актуальной темой для бизнеса и экономики многих стран, в том числе России. Цифровая трансформация — это не просто обновление оборудования, программного обеспечения, а инновационная революция управления, которая вносит коррективы и поправки во все сферы деятельности предприятия, в результате которых повышаются производительность труда и уровень удовлетворённости потребителей, сокращается цикл производства и реали-

зации продукции, формируется крепкая и надёжная репутация. Новые технологии высокопроизводительны, быстро адаптируемы в современных реалиях. Человеку уже сложно представить свою жизнь без цифровых возможностей. На наш взгляд, за цифровой трансформацией — будущее, поэтому важно вовремя осознать как государству, так и субъектам малого и среднего предпринимательства необходимость перехода с традиционных платформ управления предприятием на инновационный путь развития, если в дальнейшем вы хотите идти вперед, а не стоять на одном месте.

Список литературы

1. Коданева К. С. Проблема малого и среднего бизнеса при переходе к цифровизации // Экономика и бизнес: теория и практика — 2021-№4-1.

2. Королева К. В. Технологии и проблемы продвижения предприятий малого и среднего бизнеса // Вестник государственного и муниципального управления — 2014. — №4.

3. Владычанский Т. В. Электронный документооборот предприятий малого бизнеса // Символ науки — 2016. — №5.

4. Жильников А. Ю., Михайлова О. С. Электронный документооборот // Территория науки — 2017. — №2.

5. Полянин А. В. Соболева Ю. П,. Тарновский В. В. Цифровизация процессов малого и среднего предпринимательства // Управленческое консультирование — 2000-№4.

References

1. Kodaneva ^ S. РгоЫета та^0 i srednego biznesa рп perekhode к cifrovizacii // Ekonomika i biznes: teoriya i ргакйка — 2021. — N0 4-1.

2. Koroleva K. V. Tekhnologii i р^Ыету prodvizheniya predpriyatij та^о i srednego biznesa // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya — 2014. — N0 4.

3. Vladychanskij ^ V. Е1ек^0ппу| dokumento-oborot predpriyatij malogo biznesa // Simvol nauki — 2016. — N0 5.

4. ZHil'nikovA. YU., Mihajlova O. S. Е1ек^оппу| dokumentooborot // Гerritoriya nauki — 2017. — N0 2.

5. Polyanin A. V., Soboleva YU. P., Tarnovskij V. V. Cifrovizaciya processov та^о i srednego predprinimatel'stva // Upravlencheskoe konsul'tirovanie — 2000. — N0 4.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Жигало Елизавета Андреевна, студентка 2 курса юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

lzhigalo@yandex.ru

Трошина Дарья Игоревна, студентка 2 курса юридического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

trtroshina@mail.ru

Научный руководитель:

Харитонова Наталия Анатольевна, д.э.н.,

профессор Департамента отраслевых рынков Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

kharitonovana1951@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS

Elizaveta A. Zhigalo, 2nd year student, Faculty of law, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

lzhigalo@yandex.ru

Darya I. Troshina, 2nd year student of the Faculty of Law, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

trtroshina@mail.ru

Supervisor:

Natalia A. Kharitonova, Doctor of Economics, Professor of the Department of Industry Markets of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

kharitonovana1951@gmail.com

Статья поступила в редакцию 01.03.22; одобрена после рецензирования 22.03.22;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

принята к публикации 27.03.22 Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted 01.03.22; approved after reviewing 22.03.22; accepted for publication 27.03.22. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.